Характеристика договора морской перевозки грузов

Мера наказания сторон

После подписания сопроводительных документов, грузоперевозчик берет на себя ответственность за безопасную доставку груза, за доставку в обговоренные сроки, с учетом всех требований и характеристик содержимого багажа. Если по вине грузоперевозчика был утрачен товар, то он несет такую меру наказания:

  1. Если был утрачен весь багаж, то надо возместить полную стоимость товара.
  2. При повреждении груза, нужно произвести компенсацию и оплатить разницу. До начала транспортировки, грузоотправитель производит оценку товара. После повреждения также проводиться оценка багажа, и компенсируется разница.
  3. Если отправитель объявил ценность, то после потери товара компенсируется полная стоимость объявленной ценности.

Ответственность за весь процесс внутренней и внешней морской перевозки и за нарушения условий договора груза берет на себя и грузоотправитель. Он должен предоставить полную информацию о товаре, его свойствах, условиях перевозки, подготовить и правильно оформить всю сопроводительную документацию. Также грузоотправитель должен компенсировать убытки, который были нанесены транспортному судну не по вине перевозчика. Вся информация и все данные, что указываются в накладной и в документах должна соответствовать действительности. Если будут определенны отличия, то отправитель несет меру наказания.

От внутренней и внешней перевозки груза водным транспортом может отказаться и отправитель и перевозчик.

Характеристика договора морской перевозки грузов

ЛЕКЦИЯ № 56. Договор морской перевозки груза

Морская перевозка груза – один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов:

1) международная морская перевозка;

2) каботаж – перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки. Содержание договора морской перевозки:

1) перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения;

2) перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза;

3) отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

Сторонами договора морской перевозки являются:

1) перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор;

2) грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени;

3) фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ):

1) размер фрахта устанавливается соглашением сторон;

2) при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза;

3) в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается;

4) в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза;

5) за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается;

6) за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер – договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям:

1) он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями;

2) содержать наименование сторон договора;

3) содержать название судна;

4) содержать указание на род и вид груза;

5) содержать указание на размер фрахта;

6) содержать наименование места погрузки груза;

7) содержать наименование места назначения или направления судна;

8) по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна:

1) судно должно быть подано в мореходном состоянии;

2) оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт;

3) судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время;

4) груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке;

5) судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке;

6) если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне;

7) провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности:

1) обеспечить сохранность груза в пути следования;

2) обеспечить выгрузку груза;

3) обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который:

1) легко воспламеняется;

2) является взрывчатым веществом;

3) был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан:

1) направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту;

2) при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ:

1) за утрату груза – в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимость груза;

4) за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза;

5) перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ):

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий и распоряжений соответствующих властей;

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;

2) судно будет признано непригодным к плаванию;

3) погибнет груз, индивидуально определенный;

4) погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

2 каботаж перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Договор перевозки по коносаменту

Коносамент – один из главных инструментов B сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой расписку перевозчика о приеме груза указанного рода, B указанном количестве и состоянии, доказательство договора перевозки, a также товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.

Законом установлены основные руководящие принципы для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносамента и тех условиях, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «выдача коносамента» раскрывается в ч. 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу – отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом. По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет вверен перевозчику и принят им.

B праве зарубежных стран также указывается, что для выдачи коносамента требуется прежде всего фактическое вручение груза перевозчику, передача ему физического владения грузом и контроля над ним.

Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров. Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. B зависимости от времени выдачи отправителю применяется два вида коносаментов: для груза, принятого к перевозке (receivedfor shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board).

Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию. B результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на погруженный на борт товар. B ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «на борту» («on board»). Коносаменты, используемые в российской внешней торговле, выписываются обычно на товар, уже погруженный на судно.

B соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты:

1) наименование судна;

2) наименование перевозчика (судовладельческого предприятия);

3) порт и страна погрузки;

4) порт и страна выгрузки;

5) наименование отправителя;

6) наименование получателя.

При этом предусматриваются следующие варианты. Коносамент с конкретным наименованием получателя, или именной; применяется в том случае, когда товар уже продан и отправлен по адресу получателя.

Коносамент на предъявителя. B этом случае графа «грузополучатель» не содержит никаких указаний и груз выдается тому, кто его предъявит.

Коносамент может быть выписан по «приказу отправителя» или «приказу получателя». B этом случае коносамент носит название ордерного. В графе «наименование получателя» должно быть указано: «to order of . » и далее наименование организации отправителя или получателя.

B практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преимущественно на ценные грузы.

Фрахтователь обязуется передать этот груз судовладельцу и уплатить фрахт.

Понятие коносамента

Термин «коносамент» имеет большую историю. Он использовался еще во времена парусного флота.
При заключении договора перевозчик передает несколько экземпляров коносамента. Соглашение имеет определенную форму. Его разрабатывают под контролем и при непосредственном одобрении судовладельцев и морских транспортных компаний.

Коносамент — это разновидность расписки по получению груза. Подписывать его может капитан судна либо доверенный представитель перевозчика.

При возникновении спора об условиях коносамента между грузоперевозчиком и заказчиком, претензии обеих сторон могут считаться действительными, если не было доказано обратное. Возникновение претензии у третьей стороны не учитывается.
Коносамент по своему содержанию еще не совсем договор перевозки. В нем имеются обстоятельства перевозки. Но владелец коносамента имеет право распоряжаться товаром, продать его, совершать другие действия. Эти действия не требуют предъявления груза. Коносамент это ценная бумага, доказывающая права собственности.
Коносамент бывает чартерным и линейным. В зависимости от получателя коносамент бывает:

  • именной – на конкретное лицо;
  • ордерный – на того, кого укажет грузоотправитель;
  • предъявительский – груз будет отдан любому, кто предъявит при получении такой коносамент.

Коносамент оформляют в нескольких равносильных экземплярах. Если по одному из них груз получают, то остальные считаются утратившими силу.

Во всемирной практике морских перевозок применимы несколько видов коносамента:

  1. Бортовой – выдается после погрузки товара на судно.
  2. Коносамент на груз, который еще не погружен, но будет перевезен судном. Далее его заменяют на бортовой.
  3. Чартерный – в дополнение к чартеру выдают при трамповых рейсах.
  4. Линейный – применяется на линейных перевозках. Содержит больше условий по перевозке грузов, нежели чартерный.
  5. Сквозной – выдается при доставке с использованием нескольких судов. Ответственность перевозчика при такой доставке сохраняется на всем протяжении маршрута.
  6. Смешанный – представляет собой вид документа, применяемый при доставке в контейнерах различными видами транспорта.

Нужно знать условия каждого коносамента, чтобы выбрать подходящий для конкретного случая. Компании, знающие все тонкости, могут посоветовать лучший вариант.

Эти действия не требуют предъявления груза.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Договор морской перевозки груза

Морская перевозка груза — один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов: 1)

международная морская перевозка; 2)

каботаж — перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки. Содержание договора морской перевозки: 1)

перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения; 2)

перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза; 3)

отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор; 2)

грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени; 3)

фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ): 1)

размер фрахта устанавливается соглашением сторон; 2)

при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза; 3)

Читайте также:  Жалоба в инспекцию страхового надзора - бланк 2020

в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается; 4)

в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза; 5)

за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается; 6)

за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер — договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям: 1)

он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями; 2)

содержать наименование сторон договора; 3)

содержать название судна; 4)

содержать указание на род и вид груза; 5)

содержать указание на размер фрахта; 6)

содержать наименование места погрузки груза; 7)

содержать наименование места назначения или направления судна; 8)

по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна: 1)

судно должно быть подано в мореходном состоянии; 2)

оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт; 3)

судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время; 4)

груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке; 5)

судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке; 6)

если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне; 7)

провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности: 1)

обеспечить сохранность груза в пути следования; 2)

обеспечить выгрузку груза; 3)

обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который: 1)

легко воспламеняется; 2)

является взрывчатым веществом; 3)

был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан: 1)

направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту; 2)

при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ: 1)

за утрату груза — в размере стоимости утраченного груза; 2)

за повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость; 3)

в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимость груза; 4)

за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза; 5)

перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ): 1)

непреодолимой силы; 2)

опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; 3)

любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море; 4)

пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5)

действий и распоряжений соответствующих властей; 6)

военных действий и народных волнений; 7)

действия или бездействия отправителя или получателя; 8)

скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; 9)

незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; 10)

недостаточности или неясности марок; 11)

забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; 12)

иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств: 1)

судно погибнет или будет насильственно захвачено; 2)

судно будет признано непригодным к плаванию; 3)

погибнет груз, индивидуально определенный; 4)

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

содержать название судна; 4.

Формы договора морской перевозки

Различают следующие формы договора морской перевозки:

5. генеральный кон­тракт.

Рейсовый чартер (voyage с/р) применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партия­ми. «Фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полно­стью подготовленное к выполнению предстоя­щего рейса, и после окончания погрузки на­править его с обычной скоростью в порт вы­грузки. Он не имеет права использовать суд­но для других, даже попутный перевозок, если это не согласовано с фрахтователем. Фрахто­ватель обязан предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку-выгруз­ку в определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных статьях чартера де­тально определены род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки пода­чи судна под погрузку, порядок расчета ста­лийного времени, распределение между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузо­вым операциям и т. д. По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклоне­ний реальных условий рейса от согласован­ных в чартере (отсутствие “Необходимого ко­личества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна ксогласованной дате погруз­ки, различные форс-мажорные обстоятельства). Все условия перевозки, а также ставка провоз­ной платы действительны только для догова­ривающихся сторон и только на период дан­ной сделки.

Заключение конкретных сделок произво­дится на базе типовых форм чартеров. Однако в процессе переговоров стороны вносят в стан­дартный типографский текст различные изме­нения, а также часто согласовывают специаль­ные дополнения к проформе (riper, addendum). Перед началом рейса капитану следует тща­тельно ознакомиться с чартером, всеми изме­нениями и дополнениями к нему, определить на этой основе свои обязанности по отноше­нию к фрахтователю (сроки подачи судна под погрузку, требования по подготовке грузовых помещений к погрузке, порядок подачи пред­варительных нотисов и Нотиса о готовности судна к грузовым операциям, количество гру­за, ограничения по осадке), а также изучить те пункты, по которым судовая администрация должна контролировать действия фрахтовате­ля. Особенно внимательно следует изучить чартер в том случае, если он заключен на ос­нове так называемой частной проформы. Такие проформы разрабатываются крупными отпра­вителями или их организациями и, как прави­ло, недостаточно учитывают интересы перевоз­чика.

Коносамент (Bill of Lading) как форма договора морской перевозки применяется обыч­но при доставке генеральных грузов в линейном судоходстве. В отличие от чартера он не пре­дусматривает обязанности перевозчика предо­ставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные партии груза могут быть размещены перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению исходя из общих ин­тересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с Грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента. Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в том или ином порту линии, а также выпол­нять различные вспомогательные операции и ремонтные работы. Условия перевозки и тари­фы разрабатываются линейной компанией, действуют для всех грузоотправителей и в те­чение длительного периода — вплоть до изме­нения.

Букинг-нот (booking note) — предваритель­ная заявка грузовладельца с целые заброни­ровать на судне место для определенной пар­тии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве. После подписания перевозчиком или его агентом букинг-нот приобретает характер договора морской перевозки. В нем оговариваются конкретные характеристики сделки:

1. количество и род груза,

2. порты погрузки и выгрузки,

3. дата готовности груза,

4. наименование судна.

Относительно остальных условий перевозки и ставки провозной платы дает­ся ссылка на коносамент и тарифы данной линии.

Берс-нот (berth note) — договор на пере­возку попутных массовых грузов. Использует­ся как в линейном, так и в трамповом судо­ходстве, обычно при погрузке в том же порту (на том же причале), где принимается основ­ной груз. В отличие от букинг-нота содержит ряд статей, характерных для чартерных пере­возок:

1. порядок расчета сталийного времени,

2. распределение расходов по грузовым операци­ям,

3. ставка фрахта.

В части остальных коммерческо-правовых условий в берс-ноте дается ссылка на одну из типовых проформ чартеров.

Особым видом договора морской перевозки является генеральный контракт(general contract). Он представляет собой долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза данного фрах­тователя. Для выполнения своих обязательств перевозчик имеет право привлекать не только собственный, но и арендованный тоннаж, ис­пользовать одно или несколько судов, произво­дить без согласования с грузовладельцем за­мену судов в течение срока договора. Основ­ные условия генерального контракта:

1. срок действия договора с указанием конкретных дат его начала и окончания;

2. порты (ренджи) погрузки и выгрузки;

3. род и особые транспорт­ные свойства груза;

4. общее количество грузов и распределение перевозок по месяцам (в тон­нах, либо по числу рейсов),

5. тип и грузоподъем­ность судов, которые перевозчик может ис­пользовать для выполнения договора,

6. мини­мальный интервал подачи судов под погрузку.

Часто в контракте устанавливаются ограниче­ния по возрасту и размерениям судов (длина, осадка в полном грузу), требования по приспо­собленности к грузовым работам, к перевозке пакетированного груза, по наличию ледового класса и др.

Фрахтовые ставки дифференцируются в зависимости от конкретных портов погрузки-выгрузки. Кроме того, при заключении долго­срочных контрактов могут быть предусмотрены сезонные надбавки (например, в осенне-зимний период) либо порядок регулярного пере­смотра ставок с учетом изменения конъюнкту­ры фрахтового рынка. Контракт оформляется на основе одной из типовых проформ чартеров и определяет единые условия перевозок на весь период договора. На каждый отдельный рейс выписывается отдельный чартер либо пе­ревозки выполняются по коносаменту со ссылкой в части условий фрахтования на гене­ральный контракт.

За оговоренный срок до подачи очередно­го судна под погрузку (обычно за 10—20 сут.) перевозчик должен сообщить фрахтователю его название и грузоподъемность. Перевозчик оплачивает все дополнительные расходы и простои, вызванные несоответствием характе­ристик судна условиям контракта или наруше­нием графика подачи судов под погрузку.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Относительно остальных условий перевозки и ставки провозной платы дает ся ссылка на коносамент и тарифы данной линии.

Характеристика договора морской перевозки грузов

Виды договора морской перевозки

Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет два вида договоров, используемых при морских перевозках: Договор перевозки грузов (ч. 2, ст. 785) и Договор фрахтования (ч. 2, ст. 787).
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По договору фрахтования одна сторона (перевозчик, фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов или багажа.
В качестве морского перевозчика может выступать судовладелец, либо иное юридическое лицо, имеющее право управлением работой судна в течение всего срока договора морской перевозки. В типовых проформах рейсовых чартеров во всех этих случаях применяется термин «судовладелец» (ship owner или кратко – owner).
Фрахтователем может быть продавец или покупатель товара, оператор мультимодальной перевозки, брокер или экспедитор.
Заключение договора морской перевозки подтверждается выдачей отправителю коносамента, а договор фрахтования оформляется рейсовым чартером или fixture recap со ссылкой на типовую проформу чартера.
Согласно 120-й статьи КТМ чартер должен содержать наименования сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки, а также наименование места назначения или направления судна.
Помимо обязательных, в чартер, по соглашению сторон, могут быть включены и другие статьи, которые детализируют коммерческие условия перевозки груза или определяют правовые взаимоотношения перевозчика и фрахтователя.
Коносамент (Bill of Lading – B/L) применяется в качестве договора морской перевозки обычно в линейном судоходстве при доставке мелких партий груза. Судовладелец выступает как общественный перевозчик (соmmon саггiег). Он самостоятельно определяет состав флота на линии, порты захода, частоту рейсов, расписание, разрабатывает коммерческие условия B/L, тарифы и предлагает организованную им систему транспортных услуг всем грузоотправителям. Отдельные партии груза размещаются перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению, исходя из общих интересов рейса. Только перевозка груза на верхней палубе должна быть согласована с грузовладельцем, и на лицевой стороне коносамента делается соответствующая отметка (оn desk). Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в этом или ином порту линии, выполнять различные вспомогательные операции и ремонтные работы, а также доставлять груз с перевалкой в промежуточном порту на другое судно или другой вид транспорта. Условия перевозки и тарифы действуют для всех грузоотправителей в течение длительного периода – вплоть до изменения. В определенных случаях (постоянный грузоотправитель, большой размер партии, недогруз судна или наличие в порту порожних контейнеров) линия может согласовывать с клиентом значительные скидки с объявленных тарифных ставок.
Рейсовый чартер (vovage с/р) применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов. Договор заключается на основе предложения фрахтователя, в котором определены все основные условия предстоящего рейса: род и количество груза, порты погрузки и выгрузки, срок готовности груза к перевозке, нормы грузовых работ, требования к судну. В целом, при перевозках по С/Р судовладелец выступает как контрактный перевозчик (соntract саггiег). Фрахтователю для размещения груза предоставляется все судно целиком или определенные грузовые помещения, или определенная часть вместимости судна. Перевозчик не имеет права использовать отфрахтованное судно (или помещения) для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем. В случае, если такие грузы были погружены на судно, фрахтователь может потребовать их выгрузки, а если перевозка уже имела место – возмещения своих доказанных убытков (из-за задержки доставки его груза, нанесения ущерба грузу, смешения грузов). Перевозчик обязан предоставить к установленному сроку судно, полностью подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки немедленно направить его в порт выгрузки обычным путем и с обычной скоростью.
Если договором не оговорены линейные условия обработки судна, то фрахтователь несет ответственность за предоставлёние причала в портах погрузки и/или выгрузки и за выполнение грузовых работ в сроки (или по нормам), которые предусмотрены в чартере, а также оплачивает стоимость грузовых работ.
В чартере детально оговариваются права и обязанности сторон в случае любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере, как-то: отсутствие необходимого количества груза, неготовность судна или его прибытие в порт погрузки ранее установленного срока, простой судна в ожидании причала, задержка судна или досрочное окончание грузовых работ, различные форс-мажорные обстоятельства. Все условия договора, а также ставка фрахта детально согласовываются перевозчиком и фрахтователем и действительны только для договаривающихся сторон и только на период дан ной сделки.
Линейный коносамент и рейсовый чартер представляют собой полную форму договора морской перевозки, так как они содержат все необходимые коммерческие и юридические статьи, определяющие взаимоотношение сторон по данной сделке.
Помимо этого, существуют краткие формы договора. В них согласовываются только основные характеристики сделки, а в части остальных условий делается ссылка на чартер или коносамент. К таким формам относятся:
Букинг-нот (booking note) – предварительная заявка грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве. После подписания перевозчиком или его агентом букинг-нот приобретает характер договора морской перевозки. В нем оговариваются конкретные характеристики сделки: количество и род груза, порты погрузки и выгрузки, дата готовности груза, наименование судна, ставка фрахта. Относительно остальных условий перевозки дается ссылка на коносамент данной линии.
Бэрс-нот (berth note) – договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту (на том же причале), где принимается основной груз. В отличие от букинг-нот содержит ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение рас ходов по грузовым операциям, ставка фрахта. В части остальных коммерческо-правовых условий в бэрс-нот дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.
Все виды договоров морской перевозки одинаково определяют права, ответственность и риски перевозчика, а именно:
Перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна. Вся информация от капитана направляется перевозчику, он же принимает решения о планировании и корректировке рейса во всех случаях, когда это не обходимо для повышения эффективности работы судна: выбор пути следования, заказ сверхурочных работ в порту (стивидоры, буксиры, лоцман), канцеллирование захода.
• Перевозчик несет ответственность перед фрахтователем за порчу, утрату или задержку доставки груза.
• Перевозчик несет все коммерческие риски, связанные с простоями судна в рейсе, если они произошли не по вине фрахтователя (метеопричины, праздники), риски увеличения портовых расходов и цен на топливо и снабжение (по сравнению с расчетными на момент заключения чартера), риски гибели и повреждения судна, кроме тех случаев, когда это произошло по вине фрахтователя или его служащих (стивидоров), а также ответственность в случае нарушения судном Конвенций по безопасности морепла вания и охране океана от загрязнений, за нанесение ущерба третьим лицам и др. Поэтому перевозчик за свой счет страхует судно и вводит его в один из клубов Р&I. Фрахтователь оплачивает только согласованную по договору сумму фрахта, за исключением тех случаев, когда задержки судна или убытки пере возчика произошли по вине фрахтователя.

Все виды договоров морской перевозки одинаково определяют права, ответственность и риски перевозчика, а именно Перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна.

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза
  1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
  2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
  3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
  4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).

2007 N КГ-А41 10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.

61 Общая характеристика международных морских перевозок

Человечество начало эксплуатировать морское пространство с транспортной целью издавна. Развитие торгового мореплавания в XVIII в нуждался особой тщательности в оформлении взаимоотношений между собственниками ван нтажу и суда. И уже в начале XIX в принятия перевозчиком груза для транспортировки морем начали оформлять особой распиской, названной впоследствии”коносамент”Постепенно в международном судоходстве и образовались две формы организования перевозок – линейная (регулярная) и (регулярна) і трамповых (нерегулярная). Международные перевозки стали оформлять коносаментом, который выдает морской перевозчик грузоотправителю в момент передачи груза перевозчику

Читайте также:  По НДФЛ вводят дополнительные льготы

время в середине XIX в между. США и. Великобританией возникли разногласия на коносамент (в. США преобладали интересы грузовладельцев,. Великобритании – перевозчиков). Это привело к недоразумения озуминь. Английские суды вместо абсолютной ответственности практически освобождали от нее перевозчика, а суды американские начали рассматривать вопрос об устранении и ограничения ответственности как явления, щ в противоречит публичному прававу.

Гражданского кодекса Украины.

Договор морской перевозки

Договор морской перевозки.

Статья 133. Понятие договора морской перевозки груза

По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Фрахтователем и фрахтователем признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер).

Правовое регулирование отношений по перевозке грузов морским транспортом имеет давнюю историю. Уже в законах Хаммурапи содержались нормы, регулирующие отношения судовладельца с другими участниками процесса перевозки груза морским судном. Расписной договор морской перевозки были составлены в Риме в 263 году нашей эры. Этот договор регулировал отношения по погрузке, фрахту, авансовых платежей, сроков разгрузки в порту назначения и т. п.. Родоначальником современного договора считается договор 1263, составленный в Италии, который предусматривал обязанность судовладельца предоставить судно в мореходном состоянии, осуществить погрузку и разгрузку, оговаривал порядок уплаты фрахта, наем Тальмана за счет судовладельца, порядок ответственности за нарушение договорных условий. В настоящее время в Италии зарождается документ – чартер. В конце XVI в. появляется такой документ как коносамент. В Италии этот документ называли “полисом” по нагрузке, а во Франции – “распиской” капитана о приеме груза от отправителя. И только в Испании этот документ получил окончательное название “conocimiento”.

Морскую торговлю вела Киевская Русь, о чем свидетельствуют ее договоры с Византией X в. Активное участие в международном торговом мореплавании XVI – XVII вв. принимала Запорожская Сечь, которая имела судостроительную верфь на острове Малая Хортица, на Днепре. Она поддерживала торговлю с Турцией и другими странами Средиземноморского региона, что отражено в договоре с турецким султаном 1649

В процессе развития экономических отношений в сфере торгового мореплавания появилась тенденция распространения и детализации договора морской перевозки.

Статьей 133 КТМУ установлено, что по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Однако это определение нельзя считать совершенным. В частности, вместо перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя (так определены стороны договора перевозки грузов по ГКУ) речь идет о перевозчике или фрахтователя, отправителя или фрахтователя и получателя. К тому же, закрепленное в ч. 2 этой статьи положение о том, что фрахтователем и фрахтователем признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер), отрицает самостоятельный характер договора фрахтования и дает основания рассматривать его как разновидность договора морской перевозки вопреки тому , что каждый из этих договоров имеет самостоятельное содержание и регулируется отдельными разделами КТМУ.

Стороны договора фрахтования не могут быть одновременно сторонами договора перевозки, поскольку это приведет к тождественности различных по содержанию обязательств. Даже если правоотношения по фрахтованию морского судна предшествуют правоотношениям по перевозке груза, сторонами в договоре перевозки будут перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель, потому что они имеют отличные от договора фрахтования обязательства. К тому же, договор фрахтования имеет свой предмет, содержание, состав сторон (является двусторонним) и никак не должен влиять на другой самостоятельный вид договора, который применяется в сфере торгового мореплавания, – договор морской перевозки груза. Таким образом, два договора – перевозки и фрахтования – не могут совмещаться в одном, ибо тем самым смешивается их предметная признак, отпадает критерий разграничения и становится невозможным объяснить, почему они нашли свое закрепление в различных разделах КТМУ.

Договор морской перевозки груза констатируется как реальный и требует передачи груза перевозчику. По договору каждая сторона (перевозчик, отправитель или получатель) приобретает определенные права и обязанности, и это дает основания говорить о тристороннисть договора. Определение указывает на обязанность перевозчика осуществить перевозку за установленную плату, поэтому договор следует отнести к кругу платных договоров. К тому же, перевозка должна быть осуществлена ??в установленный законодательством или договором срок. Речь идет о доставке груза в срок и по маршруту, которые устанавливаются по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в срок, который можно разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и особенностей маршрута. Итак, договор морской перевозки груза является срочным.

Договор морской перевозки груза является самостоятельным видом договора, он хоть и похож, но существенно отличается от договоров подряда, договора имущественного найма и договора хранения.

Разграничение договоров имущественного найма и договора морской перевозки груза должен заключаться в следующем. По договору имущественного найма наниматель приобретает права использовать предоставленное ему имущество, тогда как по договору морской перевозки груза использования морского судна для перевозки груза происходит без передачи его в пользование отправителю, вследствие чего последний лишен возможности самостоятельно его использовать и извлекать из него пользу. По договору имущественного найма происходит передача имущества во временное пользование нанимателя, тогда как по договору морской перевозки груза передачи морского судна в пользование отправителя не происходит. Во обязанностью перевозчика предоставить морское судно для перевозки понимается обязанность принять к перевозке на этом морском судне груз, предоставленный отправителем.

Договор морской перевозки груза не может отождествляться с договором хранения. Одной из обязанностей перевозчика является обязанность обеспечить сохранность груза, тогда как по договору хранения услуга хранителя сводится к хранению переданного ему имущества, и в возврате этого имущества другой стороне договора в сохранности. По условиям перевозки деятельность перевозчика по сохранению груза и выдачи его получателю не носит характер самостоятельной экономической услуги и не имеет самостоятельного правового выражения. Для перевозчика сохранность груза является действием, которое сопровождает перевозки груза, а потому неотделима от самого процесса перевозки.

Нельзя рассматривать договор морской перевозки груза как разновидность договора подряда. Во-первых, договор морской перевозки груза предусматривает предоставление транспортной услуги, которая является продуктом материального производства предметом договора подряда является изготовление или переработка вещи. Для выполнения подрядных работ необходимо использование материалов подрядчика или заказчика, вследствие чего эти материалы потребляются, т. е. приобретают форму определенного изделия. В последнем случае речь идет об отношениях, которые существуют непосредственно в сфере производства. По договору морской перевозки груза, принимая груз к перевозке, перевозчик обязуется выдать его получателю в таком состоянии, в котором он находился во время приема к перевозке, т. е. использование перевозчиком груза с целью осуществления самого процесса перевозки недопустимо. Так, по договору морской перевозки груза груз, как материальная ценность, предоставляется перевозчику для его доставки в пункт назначения, то есть во время перевозки он не потребляется. Не подлежит переработке и непосредственно транспортное средство, с помощью которого осуществляется перевозка. Последний используется перевозчиком только с целью перемещения груза. Во-вторых, исполнение договора морской перевозки груза невозможно без передачи груза отправителем перевозчику, в то время, когда передача подрядчику любых вещей, принадлежащих заказчику для выполнения определенной работы по договору подряда, не всегда сопутствует исполнения настоящего договора.

Наряду с договором морской перевозки груза особое место занимает договор фрахтования судна, предмет которого, как правило, сочетается с предметом договора морской перевозки груза. Вопрос такого объединения является следствием сосредоточения внимания на общих чертах этих договоров.

По нашему мнению, разграничение договоров морской перевозки груза и фрахтования имеет как теоретическую, так и практическую ценность.

С теоретической точки зрения речь идет о различии предметов двух договоров, их субъектного состава и содержания обязательств. В основу теоретического разграничения договоров положены следующие критерии:

1) предметом договора перевозки являются услуги по перевозке груза, а предметом договора фрахтования – морское судно и услуги экипажа

2) целью договора перевозки является перевозка грузов, а целью договора фрахтования – любые цели торгового мореплавания;

3) сторонами в договоре перевозки является отправитель, перевозчик, получатель, а в договоре фрахтования – фрахтовщик и фрахтователь;

4) договор перевозки является реальным, а договор фрахтования – консенсуальным;

5) документ, подтверждающий наличие и содержание договора перевозки является коносамент, а документом, подтверждающим наличие и содержание договора фрахтования, есть чартер;

6) право владения судном по договору перевозки принадлежащего перевозчику, т. е. судовладельцу, а в случаях фрахтования на условиях бербоут-чартера – фрахтователю;

7) право пользования судном по договору перевозки принадлежащего судовладельцу, а по договору фрахтования – фрахтователю;

8) подчинения членов экипажа по договору перевозки осуществляется судовладельцу, а по договору фрахтования на условиях бербоут-чартера – фрахтователю;

9) риск повреждения и гибели судна лежит на судовладельцу по договору перевозки и на фрахтователю – по договору фрахтования.

С практической точки зрения возможности применения договоров перевозки и фрахтования в сфере торгового мореплавания дает основания говорить о том, что они применяются в одной сфере, но в разных ее направлениях. Применение договора морской перевозки груза связано с использованием морского судна для перевозки грузов и только их, применения договора фрахтования – для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания, в частности для буксирных или спасательных операций. Договор фрахтования следует рассматривать как разновидность договора аренды транспортных средств.

Таким образом, договор фрахтования не является видом договора перевозки. Договоры фрахтования и морской перевозки груза является хозяйственным договорам, самостоятельными видами договоров, применяется в сфере торгового мореплавания.

Активное участие в международном торговом мореплавании XVI – XVII вв.

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
В.А. КОСОВСКАЯ
Косовская В.А., преподаватель Института Морского Права.
Договор морской перевозки груза является одним из центральных институтов морского права. Однако вопрос, касающийся определения его понятия, составляет предмет наиболее дискуссионных тем в названной сфере.
На наш взгляд, при выяснении сущности и определении понятия договора морской перевозки груза целесообразно выявить место, значение и роль данного договора в системе обязательств. Для этого прежде всего обозначим место рассматриваемого договора в системе смежных договоров.
Известно, что договор морской перевозки груза относится к договорам перевозки груза, являющимся разновидностью договора перевозки. Договор перевозки, в свою очередь, относится к транспортным договорам (см. схему 1).
Схема 1. Место договора морской перевозки груза в системе договоров
——————————–¬
¦ Транспортный договор ¦
L—————T—————-
¦
/
——————————–¬
¦ Договор перевозки ¦
L—————T—————-
¦
/
——————————–¬
¦ Договор перевозки груза ¦
L—————T—————-
¦
/
——————————–¬
¦Договор морской перевозки груза¦
L——————————–
Вместе с тем термин “договор” в гражданском праве употребляется в нескольких аспектах: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникающее из этого основания, и как документ, в котором закреплен факт установления обязательств.
Мы предлагаем рассмотреть интересующий нас договор как юридический факт, лежащий в основе обязательственного правоотношения. Такой подход позволит нам перейти к определению места договора морской перевозки груза в системе транспортных обязательств – разновидности обязательства по оказанию услуг.
Место договора морской перевозки груза в системе обязательств представлено на схеме 2.
Схема 2. Место договора морской перевозки груза в системе обязательств
——————————–¬
¦ Обязательства ¦
L—————T—————-
¦
/
——————————–¬
¦Обязательства по оказанию услуг¦
L—————T—————-
¦
/
——————————–¬
¦ Транспортные обязательства ¦
L——————————–
На основе представленных схем рассмотрим, какую роль играет договор морской перевозки груза в системе обязательств.
Согласно ст. 307 ГК РФ “обязательство – это гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых обязано совершить в пользу другого определенные действия либо воздержаться от определенного действия, а последний вправе требовать выполнения этих действий либо воздержаться от выполнения определенных действий”. Такова сущность обязательства как гражданско – правового института.
В зависимости от характера опосредуемого сторонами обязательства перемещения материальных благ выделяются различные группы обязательств, к одной из которых относится обязательство по предоставлению услуг, в силу которого одно лицо обязано по заданию другого лица оказать определенные услуги, а другое лицо обязано оплатить эти услуги.
Одним из видов обязательств по предоставлению услуг являются транспортные обязательства, обладающие специфическими чертами.
Это обусловлено тем, что деятельность по перевозке грузов заключается в оказании особых нематериальных услуг, направленных на перемещение грузов в пространстве. При этом такая деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Ее сущность – в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза.
Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для всех договоров данной группы, а также договоров перевозки и договоров перевозки груза.
Согласно определению (ст. 785 ГК РФ) договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Следует отметить, что, во-первых, договор грузовой перевозки является взаимным и возмездным, а также строго формальным договором. Он всегда заключается в письменной форме. Во-вторых, данный договор является двусторонним, хотя чаще всего круг участников обязательства перевозки груза не ограничивается перевозчиком и грузоотправителем, который после доставки груза в пункт назначения сам его получает. Обычно в качестве грузополучателя указывается третье лицо. По конструкции такой договор может быть отнесен к договору в пользу третьего лица.
Договор перевозки груза является срочным. В морских перевозках груза сроки доставки определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – сроком, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ РФ). Срок действия договора морской перевозки груза определяется моментом исполнения обязательства по перевозке. На морском транспорте, как и на других видах транспорта, при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе, помимо базового договора перевозки груза, перевозчик и грузовладелец могут заключать договор об организации морских перевозок грузов. При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора (ч. 2 п. 1 ст. 118 КТМ). Последний относится к группе консенсуальных гражданско – правовых договоров, является предварительным, т.е. он не порождает права и обязанности сторон по перевозке конкретного груза, а определяет их взаимоотношения на будущее. В случае если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза (ч. 2 п. 2 ст. 118 КТМ).
Однако специфика морского торгового судоходства обусловила появление особенностей, характерных только для морской перевозки груза.
Законодательное определение договора морской перевозки груза дано в ст. 115 КТМ: “По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)”. Договор морской перевозки груза может быть заключен:
1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия (в этом случае договор оформляется коносаментом).
Существование в торговом мореплавании двух систем организации судоходства: трамповой и линейной – предопределило деление договора морской перевозки груза на два вида.
Обязательным признаком договора первого вида является осуществление перевозки на особых условиях: для размещения груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения. Этот договор назван в ст. 115 КТМ чартером. Он используется при перевозке груза трамповыми судами.
Договор перевозки груза второго вида заключается без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений. В КТМ или каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его можно было бы назвать договором по коносаменту. Коносаментом подтверждается заключение договоров при перевозке грузов на линейных судах.
В качестве другой особенности морской перевозки груза можно отметить следующее. Если договор перевозки груза всегда является реальным (в ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. заранее переданный ему отправителем, груз), договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. Чартер – консенсуальная разновидность договора морской перевозки груза.
Мы определили, что договор морской перевозки груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной из составляющих системы обязательств по оказанию гражданско – правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договорам по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, то есть на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна.
Выявить сущность договора морской перевозки груза нам поможет сравнительный анализ договора морской перевозки груза и договора фрахтования.
Пользуясь примененным выше приемом, рассмотрим место договора фрахтования в системе договоров аренды (схема 3).
Схема 3. Место договора фрахтования в системе договоров аренды
————————————-¬
¦ Договор аренды ¦
L—————–T——————-
¦
/
————————————-¬
¦Договор аренды транспортных средств ¦
L—————–T——————-
¦
/
————————————-¬
¦ Договор фрахтования ¦
L—–T———————-T——–
¦ ¦
/ /
——————————–T——————————–¬
¦ Договор фрахтования судна ¦ Договор фрахтования судна ¦
¦ с экипажем ¦ без экипажа ¦
¦ Тайм-чартер ¦ Бербоут-чартер ¦
L——————————-+———————————
Договор фрахтования судна относится к одному из видов договоров аренды транспортных средств. Аренда транспортных средств выделяется в качестве отдельного вида договора аренды исходя из ее предмета, которым может стать любое транспортное средство. Общие правила аренды транспортных средств ГК РФ не установлены. Рассматриваются только отдельные виды такого договора, а именно договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем или договоры фрахтования на время) и без такого предоставления. Такого же разделения придерживается и КТМ РФ.
По договору фрахтования судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. При этом предоставленное фрахтователю судно может быть укомплектовано экипажем (тайм-чартер) или не снаряжено и не укомплектовано экипажем (бербоут-чартер).
Законодательное определение договора фрахтования судна на время дано в статье 198 КТМ РФ: “По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания”.
Цель данного договора – обеспечить передачу судна во временное пользование фрахтователю. В этом заинтересованы обе стороны этого договора: судовладелец и фрахтователь. Фрахтователь нуждается в судне временно, поэтому фрахтует его на определенный срок для использования в целях торгового мореплавания. Судовладелец же преследует цель извлечения прибыли из передачи имущества во временное пользование другому лицу и отфрахтовывает его на определенный срок фрахтователю.
Сторонами договора фрахтования судна на время являются судовладелец и фрахтователь. Рассмотрим их взаимные права и обязанности.
Первая обязанность судовладельца заключается в предоставлении судна фрахтователю, то есть в передаче фрахтователю правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени.
При этом судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю, то есть обеспечить годность судна для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, укомплектовать судно экипажем и надлежащим образом снарядить.
Вторая обязанность судовладельца состоит в оказании им услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Формально оказание таких услуг выходит за пределы предмета договора аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг. В науке морского частного права на этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, В.Г. Забелин, А.Н. Шемякин, Т.Р. Короткий и другие говорят лишь о присутствии элементов договора аренды в договоре фрахтования судна на время, так как “тайм-чартер предусматривает помимо использования самого судна услуги людей (экипажа), которые обеспечивают функционирование судна. Естественно, что услуги экипажа и сами члены экипажа не могут быть предметом имущественного найма” .
——————————–
Шемякин А.Н., Короткий Т.Р. Правовое регулирование морской перевозки грузов и пассажиров. Одесса, 1999. С. 39.
Другие авторы – В.Б. Козлов, П.А. Фалилеев считают тайм-чартер особым договорным институтом морского права, который

В зависимости от характера опосредуемого сторонами обязательства перемещения материальных благ выделяются различные группы обязательств, к одной из которых относится обязательство по предоставлению услуг, в силу которого одно лицо обязано по заданию другого лица оказать определенные услуги, а другое лицо обязано оплатить эти услуги.

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

В качестве сторон договора выступают.

Сторонами договора морской перевозки грузов являются Перевозчик и Грузоотправитель

Следуя из текста чартера, в нем указано два разных вида договора – Договор морской перевозки грузов и договор фрахтования судна.

Читайте также:  Подборки кодов ОКВЭД по типу бизнеса

Погибнет груз.

Стороны имеют право отказаться от договора морской перевозки во время рейса по тем же причинам. В этом случае отправитель возмещает все убытки перевозчику, в т.ч. оплату разгрузки, и оплачивает фрахт пропорционально дальности осуществленной фактически перевозки (так называемый «дистанционный» фрахт).

Запрещение властей на ввоз/вывоз данного груза.

Договор морской перевозки прекращается без отказа сторон и без возмещения убытков, если после составления договора, но до отхода судна от места загрузки, по не зависящим от сторон причинам:

(1) судно погибнет или будет захвачено;

(2) судно будет признано непригодным для плавания;

Статья 123 КТМ РФ. Временное прекращение или ограничение приема грузов для перевозок

1. При явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв в движении, и объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением портовых властей с немедленным уведомлением соответственно федерального органа исполнительной власти в области транспорта и федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, которые устанавливают срок действия временного прекращения или ограничения приема грузов для перевозок.

2. О временном прекращении или об ограничении приема грузов для перевозок портовые власти немедленно уведомляют отправителей грузов, при перевозках грузов в прямом смешанном или прямом водном сообщении и организации транспорта других видов.

Сторонами договора фрахтования судна (чартера) являются Фрахтовщик – владелец судна, предоставляющий его на определенных условиях для перевозки груза, пассажиров, производства определенных работ и Фрахтователь – продавец или покупатель груза, либо их представитель (экспедитор, грузоотправитель) нанимающий на определенных условиях судно;

Получатель груза не участвует в заключении договора перевозки (если он сам не является фрахтователем или грузоотправителем), но имеет по договору перевозки право требовать выдачи ему груза в таком количестве и качестве, которые указаны в коносаменте или заменяющем его документе, Права и обязанности по чартеру возникают с момента его заключения (или подтверждения фиксчер-нота). Права и обязанности по договору перевозки возникают лишь с приема груза к перевозке. Универсальным транспортным документом, подтверждающим наличие договора перевозки, является коносамент (Bill of Lading или B/L). Коносамент определяет правоотношения между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем груза, условия договора морской перевозки могут быть не изложены в коносаменте, но они обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены. Основная цель коносамента – предоставить владельцу товаров, на которые коносамент распространяется, возможность быстро сбыть их, хотя товары не находятся в его руках, а удерживаются перевозчиком. Если товары находятся в море, например, на пути из Лондона в Сингапур, и коносамент пересылается авиапочтой покупателю в Сингапуре, в связи с чем покупатель становится собственником товаров, коносамент, представляющий эти товары, позволяет покупателю заложить их в сингапурском банке или перепродать покупателю в Нью-Йорке. Коносамент является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться в XVI веке. В учебнике по торговому праву, изданном в 1686 г., указывалось, что «коносаменты должны обычно присутствовать в отпечатанном виде во всех местах и на нескольких языках». Сущность коносамента как титульного документа была впервые признана судами в 1794 г. в деле Lickbarrow v. Mason.Правовые функции коносамента следующие:

1) Коносамент является доказательством наличия и содержания договора морской перевозки;

2) Коносамент является доказательством принятия груза перевозчиком (расписка перевозчика); при этом различают бортовые коносаменты и коносаменты на принятый для погрузки груз. Если только товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно называются «бортовыми» (shipped), но иногда используются коносаменты на груз, принятый для погрузки (received for shipment). Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также «бортовым» коносаментом, особенно в США. Английские бизнесмены, делающие покупки в США, обычно говорят о «бортовом морском коносаменте», если хотят получить «коносамент на груз, принятый на борт судна», как он понимается в Великобритании. Практическая разница между бортовым и небортовым коносаментом имеет важное значение: когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна, когда же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. В этом случае товары могут быть складированы на судне или на складе под его контролем. Тем самым коносамент о принятии к погрузке (received) является менее ценным, чем бортовой (shipped), в том смысле, что он не подтверждает начало погрузки. Покупатель по договору СИФ не обязан принимать небортовой коносамент как часть грузовых документов, и он может настаивать на бортовом, если только иное не согласовано сторонами договора купли-продажи или принято в конкретной области торговли.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 289 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2 Коносамент является доказательством принятия груза перевозчиком расписка перевозчика ; при этом различают б ортовые коносаменты и коносаменты на принятый для погрузки груз.

Добавить комментарий