Формы политико-территориального устройства

Формы политико-территориального устройства

Под формой государственного устройства понимается принцип деления территории государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принципы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

Унитарное государство – это единое, однородное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.

В унитарном государстве действует одна конституция, единое законодательство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика, единые вооруженные силы.

Унитарные государства сформировались преимущественно с мононациональным наследием, и с точки зрения характера взаимоотношений между центральными и местными органами власти подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных унитарных государствах (Беларусь, Бельгия, Болгария, Дания, Польша, Судан, Индонезия и др.) местное административное управление осуществляется назначенными центральной властью чиновниками. В децентрализованных унитарных государствах (Англия, Испания, Италия, Франция) регионы пользуются широкой автономией и самостоятельно решают переданные им центральной властью вопросы.

Федеративное государство – более сложное устройство, чем унитарное. Это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих определенную политическую самостоятельность и именуемых субъектами федерации. Государства-федерации сегодня – США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Мексика, Швейцария и др.

Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие признаки:

· ее образуют территории отдельных субъектов федерации (штатов, провинций, земель, республик и т.п.);

· в большинстве федеративных государств наряду с общефедеративной конституцией и общефедеративными законами действуют конституции и законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеративной конституции и федеративных законов;

· субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

· взаимоотношения союзных органов власти с субъектами федерации строятся на основе принципа разграничения их исключительной компетенции (конституционно зафиксированные полномочия). К исключительной компетентности федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешняя политика, денежное обращение, сбор важнейших налогов. В исключительную компетенцию субъектов федерации входят те проблемы государственного управления, которые субъекты федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность. К их числу, как правило, относятся формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка, руководство образованием и культурой, организация местного самоуправления и т.п.;

· в федеративном парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации;

· субъекты федерации, как правило, не имеют права сецессии (право выхода из союза).

Конфедеративная форма государственного устройства представляет собой временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Особенности конфедеративного устройства выражены в том, что:

· государства-члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах;

· конфедеративные органы обладают властью в отношении членов конфедерации лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором.

Конфедерация – это рыхлая и неустойчивая форма государственного устройства. Возникнув, она достаточно быстро перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (ОАР, Сенегамбия). В настоящее время конфедераций в мире нет, но ее элементы имеются у ряда политических союзов (Европейский Союз, Британское содружество, Союз Беларуси и России).

38. Форма территориального устройства характеризует деление государства по территории и взаимоотношения государства в целом с его составными частями. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию, распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Все государства делятся на два вида: а) унитарные, б) федеративные. Особым видом надгосударственного образования является конфедерация.

1.Унитарное –простое по строению государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государства.
В унитарном государстве едиными являются: а) конституция; б) система законодательства; в) система органов государственной власти; г) гражданство; д) валютная система. Составные части являются единицами, не обладающими признаками государства.
Унитарные государства могут быть двух видов: централизованные, в которых все составные части равны по статусу и децентрализованные, включающиеавтономные образования.

2.Федерация – сложное по строению государство, состоящие из нескольких государств и/или государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих некоторыми признаками государства. Признаки федерации:

  1. Территория состоит из территории ее субъектов;
  2. Существует две системы законодательства: а) федеральная конституция и федеральное законодательство; б) конституции или иные акты конституционного характера и законодательства субъектов федерации.
  3. Существует две системы органов государственной власти: а) федеральные (Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд); б) органы государственной власти субъектов федерации.
  4. Предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничены федеральной конституцией (иногда федеративными договорами).
  5. Отсутствие у субъектов федерации права сецессии (выхода из состава). Лишь одно государство в истории предусматривало это право – СССР.

Виды федераций:

  1. По принципу образования: а) территориальный (США); б) национальный (Югославия); в) национально-территориальный (Россия).
  2. В зависимости от правового положения субъектов федерации: а) симметричный (все субъекты федерации юридически и фактически равны); б) асимметричный (субъекты федерации юридически и фактически не равны).
  3. По правовому основанию образования: а) договорная (СССР); б) конституционная (Чехословакия).

Конфедерациясоюз государств, обладающих государственным суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

  1. государства, объединяющиеся в конфедерацию сохраняют суверенитет;
  2. конфедерация создается для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  3. в предметы ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов;
  4. конфедерация – недолговременное, непрочное образование: при достижении или исчезновении общих целей оно либо распадается (Священная Римская империя), либо создается единое государство (Швейцария);
  5. конфедерация не обладает признаками государства (Евросоюз).

Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие признаки.

27.Формы политико-территориального (государственного) устройства:

понятие, разновидности.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр.

Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Конституционное право зарубежных стран

Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство.

Вопрос: Понятие и основные формы политико-территориального устройства

Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

При всей условности приведенных определений различают унитарное государство, федеративное государство, а также конфедерацию. В зависимости от характера и структуры составных частей территории государства и взаимоотношений между ними и государством в целом страны по форме политико-территориальной организации подразделяются прежде всего на унитарные и федеративные, каждое из которых в свою очередь включает определенные разновидности. Нередко к этому добавляется и конфедерация. Однако необходима серьезная оговорка, ибо конфедерация — это не форма одного государства, а форма межгосударственного объединения нескольких независимых стран, взаимоотношения между которыми, как известно, регулируются не конституционным, а международным правом. Таковыми конфедерациями были Швейцарский Союз (до 1848 г.), США (1776—1787 гг.), Германский Союз (1815—1866 гг.). В настоящее время конфедераций в мире не существует.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму политико-территориального устройства. Унитарная форма — «уно» в переводе с латинского означает «единое».

Унитарное государство — это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченней самостоятельностью, а само государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судеб! систему, единый бюджет и налоговую систему. В связи с этим .у тарное государство нередко называют единым, слитным, простым структуре государством в отличие от федеративного государства сложного, составного, союзного, объединенного.

Унитарное государство содержит следующие основные отличительные признаки: единую законодательную власть — общий для всей страны, парламент; единую исполнительную власть; единую судебную власть (судебную систему); единую конституцию, которые распространяется на всю территорию страны; единое законодательство — правовую систему, обязательную для всех граждан на территории этой страны; территориальное деление на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; единое гражданство.

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают только обычные административно-территориальной единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное.

Федеративное государство. Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство. В настоящее время в мире существуют федеративных государства.

Федерализм — это особый тип политического устройства общества, основанный на неразрывном сочетании двух базовых взаимодействующих компонентов, один из которых — это механизм разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную ветви по всей территориальной горизонтали государства, а второй — долевое соучастие центральных органов государственной власти, административно-территориальных единиц, местного самоуправления в управлении обществом на основе договора о разграничении предметов ведения (компетенции) между ними, взаимной ответственности и сочетании корреспондирующихся прав и обязанностей 1 .

Федеративная форма — «фэдус» в переводе с латинского означает «союз». Итак, федеративное государство — это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется относительной самостоятельностью, за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются от унитарных следующими признаками: в федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус; территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения; в федеративных государствах возможно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия, Россия) признают только союзное гражданство; для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента; субъекты федерации не являются суверенными государствами.

Как и унитарные государства, федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между, федерацией в целом и ее субъектами. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные формы федераций, классифицировать их. Чаще всего в науке конституционного права федерации подразделяются: по способу своего возникновения — на договорные (союзные) и конституционный (автономные); по своей структуре — на симметричные и асимметричные; по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами — на централизованные и децентрализованные.

64 вопрос: Федеративный договор 1992 г.: политико-правовой характер, значение и содержание. Соотношение Конституции РФ и Федеративного договора.

под этим названием вошел в историю комплекс взаимосвязанных документов о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и тремя группами российских властных структур: 1) органами власти входящих в РФ суверенных республик; 2) органами власти краев, областей Москвы и Санкт-Петербурга; 3) органами власти автономной области и автономных округов. Этими государственными актами была на основе исторической преемственности юридически закреплена свойственная России тенденция федеративных отношений и совершен поворот от централизма при формальной федеративности к подлинно федеративному устройству страны. Роспуск СССР поставил перед российским политическим руководством проблему сохранения России как суверенного государства и предотвращения цепной реакции ее распада по союзному сценарию. Декларация о государственном суверенитете РСФСР лишь очертила перспективы реконструкции российского федерализма. Детализация принципов и содержания договорных отношений была поручены Совету Федерации и Совету Национальностей Верховного Совета РСФСР. В апреле 1991 г. проект Ф.д. был представлен III съезду народных депутатов и одобрен Президиумом ВС РСФСР. В его основу легла идея о трех типах равноправных субъектов Федерации, добровольно объединяющихся в едином государстве. Согласование его основных положений в республиках, краях, областях и автономиях, Москве и Санкт-Петербурге заняло около года. Парафирование документа субъектами Федерации прошло с 13 по 23 марта 1992 г., а 31 марта состоялось подписание трех текстов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и тремя группами субъектов Федерации — с другой. В юридическую практику три договора вошли как составные части единого Ф.д. IV съезд народных депутатов РСФСР закрепил федеративность России в качестве принципа формирования многонационального государства. Содержание договора легло затем в основу принятой в 1993 г. всенародным голосованием Конституции РФ. Тем самым российская государственность обрела конституционно-договорной характер. Договор не был под писан двумя субъектами Федерации — Татарстаном и Чечней. В 1994 г. Татарстан отдельно заключил двусторонний договор с центральной властью. Основное содержание Ф.д. сводится к конкретному разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. К ведению федеральных органов отнесены принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов (включая контроль за их соблюдением), федеративное устройство страны и ее территория, гражданство, регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. К числу федеративных прерогатив относятся также установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, их формирование и порядок деятельности, федеральная собственность и управление ею, федеральная политика в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития, правовое и финансовое регулирование рынка, денежной и банковской систем, федеральный бюджет, налоги и сборы, внешняя политика и международные отношения, вопросы оборонной промышленности, защита государственных границ и т. д. Часть прерогатив закреплена в качестве предметов совместного ведения федеративных органов и органов субъектов федерации: обеспечение соответствия конституционно-законодательных актов субъектов Федерации Конституции РФ и другим федеральным законам, разграничение государственной собственности, свобода и защита прав человека и гражданина, охрана окружающей среды и памятников культуры, природопользование, вопросы воспитания, образования, науки и культуры, здравоохранение, судопроизводство, определение общих принципов местного самоуправления и др. Устанавливается самостоятельное участие республик в международных и внешнеэкономических отношениях, если это не противоречит Конституции РФ. Земля и ее недра являются достоянием тех народов, которые на ней проживают. Полномочия, касающиеся внутренней деятельности субъектов Федерации, специально в Договоре не выделяются. Оговаривается лишь запрещение изменений его положений в одностороннем порядке. Споры, возникающие на почве разграничения полномочий, разрешаются Конституционным Судом. Ф.д. стал решающим шагом на пути единения России после развала Советского Союза. Включение его основных положений в Конституцию РФ не отрицает самостоятельного значения этого документа как правового акта. Все его участники признают свою ответственность за единство и целостность государства и неприкосновенность его границ.

Федеративные государства отличаются от унитарных следующими признаками в федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус; территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения; в федеративных государствах возможно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях.

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Читайте также:  Страхование КАСКО для юридических лиц

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Две основные формы политико-территориального устройства

Унитарное государство– это единое, цельное государственное образование, части которого не обладают автономией.

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти;

· единая система права;

· единая судебная система;

· территория подразделяется на административно-территориальные единицы,
которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.

С точки зрения публичной власти:

централизованные админ террит единицы управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы обычно отсутствуют. Судан, Чад, Польша, Болгария

относительно децентрализованные – наряду с назначенными из центра чиновниками (префекты во Франции) сущ избранные населением муниципальные органы.

децентрализованное – нет назначенных правительством администраторов. МСУ осущ выборные органы. Испания

М существовать:

– территориальная автономия – конституционно акрепленное МСУ части госва

политич автомномия (автономия на издание законов) Северная Ирландия

администраитивная автоном (нет прав на издание законов ) Китай, Никарагуа.

Федерация– сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической автономией.

· территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

права на сецессию нет, не м вст в межд отнош, не суверенны.

· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;

· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

· наличие двойного гражданства;

· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).

США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др

Конфедерация– союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация – это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью “мягкого” развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Квазиконфедерация – более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто – отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

в силу давних исторических традиций.

В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести6

Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;

Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

США и Пуэрто-Рико

Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

Содружество– объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств);

языковым единством (Британское Содружество наций);

общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества – выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация – объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)

Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы – объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.

В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

интеграцией хозяйственных связей страны Содружества Независимых государств ;.

Мир науки

В таком государстве единая конституция, единая система органов государственной власти.

Формы политико-территориального устройства государств

Ни один штат не может, в частности, вступать в договоры, союзы или конфедерации, чеканить монету и

Государственное региональное управление тоже имеет свою администрацию – чиновников, подчиненных губернатору, воеводе или префекту.

Формы политико-территориального устройства

Существуют две основные формы политико-территориального устройства: унитарная и федеративная. В последующих пунктах мы рассмотрим каждую из них в отдельности. Сейчас же остановимся на основных различиях между ними.

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, как отмечалось, не что иное, как «государство» (ср. нем. Staat, англ. state, фр. état, исп. Estado). Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции или равнозначные им акты.

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – это форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация*, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств – членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

* В немецком официальном названии вместо термина «конфедерация» употреблено слово Eidgenossenschaft, означающее буквально «клятвенное товарищество».

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. Асимметрично устроенные государства непосредственно состоят из территориальных образований, имеющих различный правовой статус. Так, в состав США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико и др.), некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.

Асимметрия территориального устройства государства подчас обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациовальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия (примеры приведены выше).

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня – субъектов федерации (например, часть вторая преамбулы Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-административных единиц (в части второй § 58 Конституции Норвежского Королевства 1814 г. области перечислены в связи с указанием их представительства в Стортинге; в частях первой и второй ст. 5 Бельгийской конституции 1831 г. в редакции 1993 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую федерализацию и деление на три области – субъекта федерации). В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Например, согласно части первой ст. 286 Политической конституции Колумбии 1991 года «территориальными единицами являются департаменты, округа, муниципии и аборигенные (indigenas) территории», а ст. 285 предусматривает возможность установления законом единиц вне общего территориального деления, на которые возлагается осуществление государственных функций и служб.

Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять жителей).

Следует также иметь в виду, что видовые названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе . Например, в Швейцарии кантон – это субъект федерации, в Люксембурге – основная политико-административная единица, а во Франции – судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община – это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше – также и в городской. Провинции в Италии и Испании – единицы среднего уровня, в Китае – высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине – и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях (ит. regione), а применительно к Франции – о регионах (франц. region), хотя очевидно, что это одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине (англ. commune), а к Франции – о коммуне (фр. commune). Несомненно, однако, что община (коммуна) – всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением некоторых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 206 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дата добавления 2014-11-29 ; Просмотров 206 ; Нарушение авторских прав.

Формы политико-территориального (государственного) устройства: понятие, разновидности

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на

  1. унитарные,
  2. федеративные и
  3. конфедеративные.

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр.

Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Формы политико-территориального устройства государств: общая характеристика.

Формы политико-территориального устройства зарубежных стран

Читайте также:  Как вернуть страховку по кредиту в Почта Банке

1. Понятие и развитие форм политико-территориального устройства зарубежных государств.

Под формой государственного (территориально-политического) устройства понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип делениягосударства на отдельные части, юридический статусэтих составных частей, принципы взаимоотношениймежду собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Такого деления нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта, Науру, Тувалу и др.).

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

В период абсолютизма центральная власть в лице монархаопределяла административно-территориальное деление страны – систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связеймежду поселениями. Учитывались при этом и административные задачи – интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупныхгосударствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.

По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах – городских и сельских общинах – начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.

Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

Самоуправляющиеся территориальные единицы стали обладать самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, уже не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.

Формы политико-территориального устройства государств: общая характеристика.

Различают две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административныхили административныхединиц, тогда как при федеративной формевысшие территориальные единицы представляют собой государствоподобныеобразования или даже государства – субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство». Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенциимежду федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарномгосударстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти.Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты.

От федерации как формы территориально-политического устройства государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели: военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация может перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцариии в настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах,или распасться, как это произошло с Сенегамбией.Государства — члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративные элементы имеются у ряда союзов, например Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ, Союз России и Белоруссии.

Унитарное государство

Унитарное государство – это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т.д.),хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения.

В унитарных государствах действует, как правило, единая система законодательства, единая система государственной администрации, единая судебная система. Если же какой-то части страны предоставлена национально-территориальная автономия, то здесь могут быть особенности: например, общегосударственные законы, затрагивающие сферу законодательной автономии такой государствоподобной единицы, на ее территории не действуют, по крайней мере, без ее согласия. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция – четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации – создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

Некоторые конституции стали отражать и регулировать эти процессы.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами. (Италия)

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы. (Болгария)

Централизованные унитарные государства – это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами.

В заключение следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных – городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

Так, согласно ст. 88 Конституции Свободного Государства Саксония (это одна из германских земель) 1992 года, возможно изменение территории общин и сельских уездов по соображениям общего блага. Это может быть осуществлено соглашением между общинами, заключаемым с разрешения государства, либо законом или на основе закона. Территория сельских уездов может изменяться только законом или на основе закона. Ликвидация общины или сельского уезда вопреки их желанию может осуществляться только законом. Территориальному изменению должно предшествовать выявление мнения непосредственно затрагиваемого населения. В ст. 87 общинам и сельским уездам предоставляется право в соответствии с законом взимать собственные налоги и иные сборы, а также участвовать в налоговых доходах государства. Если на коммунальные носители самоуправления законом возлагаются какие-либо публичные задачи, должна быть предусмотрена финансовая компенсация. В случае нарушения законом их конституционных прав коммунальные носители самоуправления могут обращаться в Конституционную судебную палату.

означает, не что иное, как государство.

Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия, Россия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации. [12]

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

  • Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
  • Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
  • Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

  • Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
  • Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

  • Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.
  • Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Кооперативные кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Формы государственного (политико-территориального) устройства

Форма государственного (политико-территориального) устройства— это порядок взаимоотношений между госу­дарством иего отдельными частями. Различают унитар­ные, федеративные, конфедеративные, регионалистские го­сударства.

Унитарное государство — это единое государство, со­стоящее из административно-территориальных единиц (об­ластей, провинций, губерний). К признакам унитарного государства относятся:

1) наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Разновидности унитарных государств:

1) централизованные. Региональные органы этих го­сударств формируются путем назначения сверху (Нидер­ланды, Казахстан, Франция);

2) децентрализованные. Региональные органы обра­зуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия).

Федерация — союзное государство, состоящее из госу­дарств-членов или государствоподобных образований (субъектов федерации). Признаки федерации:

1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

2) наличие двух уровней государственной власти. Фе­деральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной ча­стью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федера­ции обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций: территориальные (США, Германия, Бразилия); национальные (Бельгия, Индия); смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федератив­ных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Конфедерация — это временный союз государств, со­зданный для достижения конкретной цели (например, за­воевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятель­ности (например, оборона, внешняя политика, внешняя торговля). Развитие конфедерации подчинено «железно­му закону»: конфедерация либо распадается на отдель­ные государства, либо эволюционирует в федерацию.

Черты федерации и/или конфедерации имеют некото­рые международные объединения, например, Содружество наций (во главе с британским монархом), Европейский Союз.

Специфической формой государственного устройства является регионалистское государство. Конституирует­ся оно как унитарное, но имеет некоторые черты федера­ции в виде более широкой, чем в унитарном государстве компетенции местных властей (Италия, Испания, Шри Ланка, ЮАР).

Формы государственного режима

Форма правления и форма государственного устрой­ства дают представление об организации государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов госу­дарства, действительное состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.

Форма государственного режима— совокупность при­емов, методов, форм и способов осуществления государ­ственной власти.

Государственный режим является функциональной характеристикой власти, которая никогда прямо не опре­деляется в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на их демократический ха­рактер), однако всегда самым непосредственным образом отражается на содержании конституции.

Государственный режим — наиболее подвижный, из­менчивый элемент формы государства. Характер государ­ственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической сис­темой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Существует множество классификаций государственного режима. По характеру органов, определяющих политику государства, различают гражданские и военные режимы. В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью различают светские и теократические ре­жимы. На наиболее широко распространенной является классификация, основанная на уровне защиты прав и сво­бод граждан и степени допуска населения к управлению государством. По данным признакам различают:

1)демократический режим, для которого характер­ны: реальность политических прав и свобод граждан; по­литический и идеологический плюрализм; формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз­деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках;

2) авторитарный режим. Его характерными призна­ками являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсут­ствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора);

3) тоталитарный режим. Его характерные черты: принципиальный отказ от идеи прав человека и гражда­нина; приоритет партии или государства в системе соци­альных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобя­зательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвер­жение разделения властей; вождизм.

Механизм государства

Государство и демократия

Древнегреческое слово «демократия» переводится как «власть народа», «народовластие». Как современный юри­дический и политический термин оно означает:

1) особую форму организации государственной влас­ти, при которой власть принадлежит всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государ­ством;

2) устройство любой организации, основанное на прин­ципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по боль­шинству;

3) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, ра­венства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

4) социальное движение с целью воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с властью. Демократия есть способ организации власти, и означает, прежде всего, при­знание права на равное участие всех членов того или ино­го человеческого коллектива в осуществлении функцио­нирующей в этом обществе власти.

Общие принципы демократии:

1) народный суверенитет, т.е. признание народа выс­шим источником власти;

2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан;

4) подчинение меньшинства большинству при приня­тии решений.

Современные концепции демократии восприняли цен­ности либерализма и дополняют эти традиционные прин­ципы новыми. В частности, современная демократическая система предполагает: уважение прав человека, их при­оритет перед правами государства; конституционное огра­ничение власти большинства над меньшинством; уважение права меньшинства на собственное мнение иего сво­бодное выражение.

В современных государствах осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. Иначе говоря, управление производится по воле большин­ства, но с учетом интересов меньшинства.

В современном государстве используются различные формы демократической организации органов государ­ственной власти, в частности непосредственная и предста­вительная демократия.

Под непосредственной демократиейпонимается пря­мое волеизъявление народа или его части, непосредствен­ное решение гражданами вопросов государственной и об­щественной жизни или выражение мнения по этим вопро­сам. Институты непосредственной демократии:

1)выборы — форма непосредственного участия граж­дан в управлении государством путем формирования выс­ших представительных органов, органов местного самоуп­равления, их персонального состава;

2) референдум (плебисцит) — это всенародное голо­сование по законопроектам, действующим законам и дру­гим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. Институт референду­ма широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира;

3)народная законодательная инициатива — озна­чает предоставление права установленному числу изби­рателей вносить проект закона на рассмотрение предста­вительного органа, который в обязательном порядке дол­жен его рассмотреть. Она не получила столь широкого распространения как выборы и референдум. Этот инсти­тут предусмотрен в Австрии, Италии, Испании, Швейца­рии и др.

Представительная (репрезентативная, парламен­тарная) демократияозначает осуществление власти на­родом через представительные органы, которые избира­ются непосредственно народом, состоят из его полномоч­ных представителей — депутатов и призваны выражать волю народа. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица госу­дарства, например, всенародно избираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной де­мократии.

признание народа выс шим источником власти;.

3. Формы политико-территориального устройства

Существуют две основные формы политико-территориального устройства: унитарная и федеративная. В последующих пунктах мы рассмотрим каждую из них в отдельности. Сейчас же остановимся на основных различиях между ними.

Читайте также:  Бизнес идеи из Америки: что можно заимствовать из США

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции или равнозначные им акты.

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – это форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация*, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств – членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

* В немецком официальном названии вместо термина «конфедерация» употреблено слово Eidgenossenschaft, означающее буквально «клятвенное товарищество».

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Асимметрия территориального устройства государства подчас обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациовальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия (примеры приведены выше).

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня – субъектов федерации (например, часть вторая преамбулы Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-административных единиц (в части второй § 58 Конституции Норвежского Королевства 1814 г. области перечислены в связи с указанием их представительства в Стортинге; в частях первой и второй ст. 5 Бельгийской конституции 1831 г. в редакции 1993 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую федерализацию и деление на три области – субъекта федерации). В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Например, согласно части первой ст. 286 Политической конституции Колумбии 1991 года «территориальными единицами являются департаменты, округа, муниципии и аборигенные (indigenas) территории», а ст. 285 предусматривает возможность установления законом единиц вне общего территориального деления, на которые возлагается осуществление государственных функций и служб.

Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять жителей).

Следует также иметь в виду, что видовые названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе . Например, в Швейцарии кантон – это субъект федерации, в Люксембурге – основная политико-административная единица, а во Франции – судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община – это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше – также и в городской. Провинции в Италии и Испании – единицы среднего уровня, в Китае – высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине – и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях (ит. regione), а применительно к Франции – о регионах (франц. region), хотя очевидно, что это одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине (англ. commune), а к Франции – о коммуне (фр. commune). Несомненно, однако, что община (коммуна) – всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением некоторых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).

5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей в первоначальной редакции этот минимум составлял пять жителей.

Форма государственно-территориального устройства

Форма государственно-территориального (политико-территориального, территориального, административно-территориального) устройстваэто элемент формы государства, характеризующий порядок организации власти применительно к территории государства: структурно-территориальные единицы, их правовое положение, степень самостоятельности и взаимоотношение с центральными органами.

Рассмотрим две основные формы внутригосударственного устройства.

Унитарное государство (от лат. unitas – единственный, единство) – единое централизованное государства, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета и подчиняются центру.

Для унитарного государства характерны следующие черты:

1) Территория государства делится на административно-территориальные единицы (иногда национально-территориальные), система административно-территориального деления может быть двух-четырех уровневой. Наиболее крупные единицы могут именоваться областями, провинциями, губерниями, средние – районами, округами, департаментами, уездами, более мелкие – общинами, коммунами, волостями и т.п. Карликовые государства могут и вовсе не иметь административного деления (Мальта, Бахрейн и др.).

2) Административно-территориальные образования не имеют признаков государственного суверенитета, не являются юридически самостоятельными, хотя может допускаться возможность решать какие-либо местные вопросы или устанавливать налоги самостоятельно.

3) В государстве имеется единая система государственных органов, административно-территориальные единицы управляются, как правило, территориальными подразделениями центральных органов (вертикальная подчиненность территориальных единиц).

4) В унитарном государстве существует одна Конституция, единая система законодательства, как правило, административно-территориальные единицы не могут принимать собственных законов.

5) Унитарные государства имеют единые язык, налоговую систему, вооруженные силы и т.д.

В современном мире насчитывается около 180 унитарных государств, их большинство. Однако, не смотря на некоторые общие черты, политико-территориальная организация унитарных государств может отличаться.

Существует несколько классификаций унитарных государств.

В зависимости от степени самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованныеунитарные государства. В первом случае регионы обладают низкой степенью самостоятельности, управляются назначаемыми из центра чиновниками, во втором – регионы обладают большей степень самостоятельности, на местах существуют наряду с назначаемыми и выборные органы, развито местное самоуправление.

В зависимости от наличия или отсутствия в составе унитарного государства автономных образований они делятся на простые (симметричные) и сложные (асимметричные). Простое унитарное государство не имеет в своем составе автономий, административно-территориальные единицы обладают одинаковой степенью самостоятельности и системой управления (Япония, Польша, Колумбия). В составе сложных унитарных государств имеются автономии.

Автономия (от греч. «autonomia» – самоуправление, независимость) в государственно-правовом смысле рассматривается как учет национальных, культурных, исторических и географических условий в государственном строительстве, право какой-либо территории в составе государства или группы населения самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни. Выделяют территориальную и экстерриториальную автономию.

Территориальная автономия представляет собой учет национальных и историко-культурных особенностей развития определенного региона (территории) путем предоставления ему права самостоятельно решать вопросы своего развития. Территориальная автономия, в свою очередь, может быть административно-территориальной и национально-территориальной. В первом случае в автономном регионе не проживает какая-либо обособленная этническая группа, а выделение автономии обусловлено историко-культурными, географическими, экономическими особенностями развития региона. Примером может служить остров Мэн (Великобритания), Сицилия (Италия). Во втором – на территории автономного региона проживает национальное меньшинство и основными решаемыми самостоятельно вопросами становятся сохранение и развитие культуры и языка местной этнической группы. Например, Гренландия и Фарерские острова (Дания), Алеандские острова (Финляндия) и т.д.

Экстерриториальная автономия (национально-культурная) не связана с выделением определенной территории и представляет собой право определенной общности населения, относящей себя к той или иной этнической группе, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, образовательных и иных интересов, сохранения самобытности, развития языка и культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. В России, к примеру, национально-культурные автономии действуют в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1996 г. (с посл. изм.) «О национально-культурной автономии»[179] (национально-культурная автономия поморов Архангельской области, петербургская городская национально-культурная автономия финнов-Инкери и др.)

Степень самостоятельности автономий может быть различной. В некоторых современных государствах наметилась тенденция к регионализму. Исследователи выделяют так называемое региональное (регионалистское) государство, промежуточное от унитарного к федеративному[180]. Административно-территориальные единицы в региональном государстве обладают относительно высокой степенью самостоятельности, могут иметь свои представительные органы, вводить налоги, решать вопросы местного значения, что сближает их с субъектами федерации. Ярким примером такого государства является Испания, в ее состав входит 17 автономных сообществ (выросших на базе соответствующих исторических регионов): Каталония, Андалузия, Страна Басков, Валенсия, Канарские острова и т.д. Они имеют свое административное деление, представительные законодательные органы; глава автономного сообщества именуется президентом, некоторые сообщества объединяют этнические группы и имеют свой, наряду с испанским, язык (баскский, галисийский, каталанский и др.). Вместе с тем Испания по конституции федерацией не является. К региональным государствам также относят Италию, Папуа Новую Гвинею, ЮАР.

Федерация (от лат. «foederatio» -союз, объединение) – форма государственно устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают признаками государственного суверенитета.

Можно выделить следующие черты федерации:

1. Территория федерации состоит из относительно самостоятельных государственно-подобных образований – субъектов.

Субъект федерации – государственно-территориальное образование в составе федерации, обладающее юридически определенной политической самостоятельностью (штаты, области, кантоны, республики и т.п.). Субъект, в свою очередь, может иметь административно-территориальное деление.

2. В федеративном государстве существует вертикальное разделение властей между федерацией и субъектами. Последние вправе решать определенные вопросы самостоятельно. Предметы исключительного ведения федерации (то есть вопросы, которые может решать только федерация), совместного ведения федерации и субъектов, исключительного ведения субъектов распределяются в современных государствах по-разному. Так, например, Конституция США содержит четкий перечень вопросов, которые входят в предметы ведения федерации, остальные – штаты могут решать самостоятельно. В Конституции РФ определены вопросы, которые федерация решает самостоятельно, а также совместно с субъектами, сфера исключительной компетенции субъектов определена по остаточному принципу.

3. Существуют две системы государственных органов: федеральная и субъекта федерации. Например, штаты США имеют свои одно- или двухпалатные легислатуры, исполнительную власть, судебную систему, возглавляет субъект губернатор штата.

4. Имеются две системы законодательства: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют, как правило, конституционный акт, вправе принимать законы в пределах своей компетенции. Устанавливается лишь общее правило: законы субъекта не должны противоречить федеральной конституции и законам.

5. Как правило, существуют две системы налогообложения: федерация устанавливает федеральные налоги, пополняющие государственный бюджет, субъект – налоги с целью формирования бюджета субъекта федерации.

6. В многонациональном государстве субъекты федерации, как правило, могут устанавливать государственный язык и гражданство субъекта.

7. Субъекты чаще всего не имеют права выхода из состава федерации (сецессии). В качестве исключения можно назвать СССР (право сецессии носило скорее формальный характер), РСФСР в 1918-1925 гг., Канада, Сент-Китс и Невис.

В современном мире около 30 федераций, часть федеративных государств прекратила свое существование в XX веке (Югославия, Чехословакия, СССР).

Федеративные государства можно классифицировать по следующим основаниям:

а) в зависимости от правового положения субъектов, их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричной федерации территория государства состоит только из субъектов, они однородны и равноправны. В современном мире таких федераций практически нет, в качестве примера можно привести Эфиопию, провозгласившую себя симметричной федераций по Конституции 1994 года. Большинство федеративных государств являются симметричными с признаками скрытой асимметрией. К примеру, США состоит из однородных равноправных субъектов, однако в состав государства входит Федеральный округ Колумбия, управляемый муниципальным советом и мэром. Конгресс США вправе отменять законы, принятые советом, округ не имеет представителей в сенате. В Германии, к примеру, все субъекты равноправные и однородные (земли), однако их представительство в Бундесрате зависит от численности населения земли (свыше двух миллионов – 4 голоса, свыше семи миллионов – 6 голосов), что обеспечивает большее представительство крупных земель.

Однако частичная асимметрия, по мнению ряда исследователей, не нарушают общей симметричности федерации, нередко образование особых территорий или разное представительство субъектов оправдано в плане государственного управления

В асимметричных федерациях субъекты неравноправны между собой и (или) в отношениях с федерацией и (или) разнородны. К примеру, в состав Индии помимо штатов входят союзные территории, часть которых управляются администраторами, назначаемыми центральной властью. К асимметричным федерациям относят также Канаду, Бельгию и др. По мнению исследователей, асимметричность в построении федеративных отношений обусловлена особенностями исторического и политического развития, более подходит для данной страны в конкретный исторический период и нередко позволяет решить некоторые проблемы в управлении государством[181].

б) в зависимости от принципа образования субъектов выделяют национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации.

В национальной федерации субъекты отличаются этническим составом, образование такого государства является реализацией права нации на самоопределение, решает национально-культурные проблемы. Примерами национальной федерации в прошлом были СССР, Чехословакия, Югославия. Из современных государств к национальным федерациям относят Бельгию. В ее составе выделяют Фламандский регион, где проживает этническая группа фламандцев, говорящих на нидерландском языке; Валлонский регион, где проживают валлоны, говорящие на французском; Брюссельский столичный регион. Кроме того, в составе Бельгии имеется и немецкоязычное сообщество. Строго говоря, Бельгия скорее национально-территориальная федерация, поскольку Бельгийский столичный регион не отличается национальным составом, построен по территориальному принципу и двуязычен.

В территориальной федерации субъекты не отличаются национальным составом, поострены по территориальному принципу, образование федерации данного типа может быть обусловлено историческими особенностями и является средством децентрализации власти. К таким федерациям относят США, Бразилию, ФРГ.

Федерация, сочетающая признаки первых двух, называется смешанной или национально-территориальной. Здесь часть субъектов построена по национальному признаку (например, республики в составе Российской Федерации), а часть – по территориальному (края, области и т.д.).

в) в зависимости от порядка образования федерации делят на конституционные и договорные.

Конституционные федерации образованы «сверху» (то есть инициатива исходит от центральной власти) путем принятия конституции в ранее едином унитарном государстве (Германия, Бразилия). Договорные федерацииобразуются «снизу» (инициатива исходит от территориальных частей) путем заключения договора (США, СССР).

г) в зависимости от степени централизации власти и самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные федерации.

В централизованной федерации степень самостоятельности субъектов невысока, определяющее значение имеют решения федеральной власти. В научной литературе такие государства именуются «унитарными федерациями», тем самым подчеркивается высокая роль федерального центра, перехватившего инициативу в основных сферах управления. Так, например, СССР нередко называют «унитарной федерацией», подчеркивая, что, несмотря на право сецессии субъектов, последние обладали низкой степенью самостоятельности, ведущую роль играла коммунистическая партия, структура которой отличалась высокой степенью централизации. Федерализм в современной России часто оценивают как унитарный[182]. Децентрализованные федерации отличаются высокой самостоятельностью и инициативностью субъектов (США).

Помимо унитарных и федеративных государств к формам государственного устройства иногда относят конфедерации.

Конфедерация – союз самостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, созданный для реализации совместных целей, при котором государства отказываются от части своих полномочий в пользу конфедерации в целом.

1. Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют свой суверенитет, имеют самостоятельные органы власти, законодательство, денежную, налоговую систему.

2. Государства в составе конфедерации, как правило, имеют права свободного выхода из нее путем расторжения конфедеративного договора.

3. Конфедерация создается для реализации определенных целей, как правило, внешнеполитических, экономических, военных, государства, входящие в ее состав государства имеют общие функции.

4. Государства добровольно отказываются от части полномочий, передавая их общим конфедеративным органам.

5. Конфедерации, как правило, недолговечны, либо преобразуются в федерации, либо распадаются.

В качестве примеров конфедераций можно привести США с 1781 по 1789 г., Австро-Венгрия до 1918 года, Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) с 1982 по 1989 гг. и др.. Швейцария, не смотря на официальное название Швейцарская Конфедерация, фактически является федерацией, конфедерацией же она была в XIX вв.

В отношении конфедерации в научной литературе сложились различные точки зрения. Одни авторы считают конфедерацию сложной формой государственного устройства, включающей в себя другие государственные образования[183]. Другие, напротив, рассматривают конфедерацию как международно-правовой союз, форму объединения суверенных государств, поскольку данный союз государством не является, то и конфедерация не является формой государственного устройства. Данная точка зрения преобладает в отечественной юридической науке[184]. Представители третьей точки зрения рассматривают конфедерацию как переходную форму территориального устройства, усматривая в ней и признаки суверенного государства и союза государств[185].

Помимо конфедерации формами межгосударственных объединений являются союзы, содружества, унии, ассоциации и т.д., они являются предметом изучения международного публичного права и в настоящем параграфе не затрагиваются.

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 6046 | Нарушение авторского права страницы

В современном мире насчитывается около 180 унитарных государств, их большинство.

Добавить комментарий