Применение невостребованных земельных долей

Появление проблемы

Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.

Основания признания долей невостребованными.

Причины для признания земли бесхозной

Согласно статье 12.1 ФЗ «Об обороте земель…» поводом для определения земельного пая в качестве бесхозного, является факт нераспоряжения физическим лицом своим участком в течение 3 лет, а также отсутствия у администрации надлежащих данных о собственнике выдела, который на практике является необрабатываемым и заброшенным. Земельная доля считается невостребованной в следующих ситуациях:

  1. Землевладелец «покинул этот мир», а наследники и письменное завещание отсутствуют.
  2. После наступления смерти гражданина — землевладельца наследники не желают принять это недвижимое имущество.
  3. Потенциальные наследники не могут быть таковыми в связи с нормами действующего закона, например, в случае совершения умышленных преступных действий, направленных против жизни и здоровья наследодателя.

Помимо вышеизложенного? в ситуациях, при которых земельный пай передан гражданину в аренду, при этом собственник участка умер, а наследники затягивают с процедурой вступления в наследство, доля может перейти к категории невостребованных выделов. Указанное действие по переходу земли к бесхозной осуществляется в судебном порядке.

Процесс признания надела земли невостребованным, включает в себя нижеприведенные этапы:

  1. Определение администрацией муниципального органа официального перечня граждан, чьи земли следует считать невостребованным ввиду того, что они ничего не предприняли действий с участком в течение 3 лет.
  2. Подготовка списка всех невостребованных земельных долей, которые подходят под эту категорию исходя из дополнительных правил, отраженных в законе.
  3. Размещение данного списка в СМИ (газетах) и на интернет-сайте местной власти для всеобщего обозрения. Это действие осуществляется за 3 месяца до сбора совещания совладельцев долевой собственности.
  4. Анализирование составленного списка на собрании собственников земли с целью принятия решения о его утверждении.
  5. При неутверждении перечня владельцами долей по истечении 4 месяцев со дня официального опубликования этот список вступает в законную силу в соответствии с позволением администрации.

Наглядно процесс признания земли бесхозной отражена в нижеприведенной таблице.

п/нЭтап 1: Подготовка администрацией местной власти списка граждан, земельные паи которых планируется признать бесхознымиЭтап 2: Опубликование составленного списка в СМИ и на интернет-сайте администрации
1Документ готовится органом местного самоуправления по месту фактического расположения участка земли.Орган местной власти должен опубликовать напечатанный документ.
2До подготовки и оформления документа осуществляется анализ данных архива, направляются специальные запросы в органы Росреестра и ЗАГСа (процедура осуществляется в течение 2 месяцев)Документ должен быть опубликован не позднее чем за 3 месяца до созыва на собрание членов долевой собственности

1 ФЗ РФ Об обороте земель.

Понятие невостребованных земель

Понятие невостребованных земельных долей содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данный правовой акт в целом регулирует особенности оборота такой категории наделов, который образовался в результате существенных экономических изменений и исчезновения из правового поля понятий колхозов и совхозов.

На данный момент законодатель определил, что доля не может быть признана такой, если зарегистрирована в соответствии с правилами ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Если же права не были перерегистрированы, то участок считается неиспользуемым, если не был передан в аренду или использован как-то иначе в трехлетний срок.

Попросту говоря, подобная доля — это такая часть общей собственности, которая фактически не используется по назначению. Учитывая особый характер и назначение таких участков (долей), законодатель предусматривает специальный порядок признания их невостребованными.

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Левушкина Светлана Владимировна, Сахнюк Татьяна Ивановна

Так, статья 6 Закона Ставропольского края Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края устанавливает возможность использования сельскохозяйственными организациями земельных участков, из массивов землепользования которых земельные участки были выделены, с исполнением всех обязанностей, установленных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, до решения вопроса об обращении в государственную или муниципальную собственность невостребованных земельных долей в соответствии с федеральным законодательством.

Что такое невостребованная земельная доля из состава земель сельхозназначения. Как вернуть принадлежность земельного пая

Понятие невостребованная земельная доля использовалось законодательством до конца 2010 года (фактически – до начала 2011, когда новый закон «Об обороте земель сельхоз назначения» вступил в силу). Так называются земли, которые были переданы государством в частные руки, но новый владелец не стал осваивать и оформлять право владения. Введение порядка перехода прав от владельца к органам местного самоуправления было обусловлено реалиями: переданные в частные руки земли, которые не использовались по назначению, простаивали. Это недопустимо, так как земля – ценный для государства ресурс, который должен осваиваться максимально эффективно. Признаки невостребованных земельных участков и правила их освоения прописаны в законодательстве.

История явления невостребованных земельных долей.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли,
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Положения ФЗ 101 от 27 июля 2002 г.

Можно ли вернуть земельной доле статус востребованной?

Часто встречаются ситуации, когда владелец земельного пая не согласен с тем, что его долю хотят признать невостребованной. Для того чтобы было возможно решить подобный вопрос, есть процедура оспаривания, которая следует из закона «об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно этому закона, владелец земельной доли должен в течение трех месяцев с момента опубликования списка, должен выразить свое возражение касательно применения термина невостребованный к его земельному паю.

Человек может возразить и на собрании долевых собственников, когда происходит утверждение списка невостребованных земель. В большинстве случаев на этом основании вашу долю земли исключат из списка невостребованных земельных паев.

Если на этом этапе владелец не заявил протест, то можно написать заявление о своем несогласии со статусом не востребованного и адресовать его администрации региона, где расположен земельный надел.

Важно! В некоторых случаях, чтобы вопрос был решен положительно в вашу пользу, можно выступить против статуса не востребованного земельного пая и на собрании собственников, и написать в письменном виде в администрацию на опровержение статуса.

Если вдруг собственник земельной доли пропустил установленный срок для оспаривания признания его пая невостребованным, то нужно обратиться в суд. В большинстве случаев пайщик выигрывает судебное дело и получает обратно свой земельный пай.

Преимущество при покупке невостребованных земельных долей будет у фермерских, сельскохозяйственных организаций, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности.

Применение невостребованных земельных долей

Методические рекомендации по использованию невостребованных земельных участков

Ключевым принципом федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” является принцип сохранения целевого использования земельных участков (ст. 77 Земельного кодекса РФ) и заключается он в предназначении этих земель для нужд сельского хозяйства. Неиспользование в настоящее время земель сельскохозяйственного назначения в последующем затруднит вовлечение их в сельскохозяйственное производство, сделает его более затратным. С точки зрения законодательства, а также, с позиций сельхозпроизводителей, местных и государственных интересов, должно осуществляться эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.

В настоящее время существует ряд препятствий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, действующее законодательство не в полной мере адаптировано к правоотношениям, возникшим на основании существовавших ранее нормативов, К примеру, подзаконными нормативными актами, регламентировавшими земельные отношения до введения в действие федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения 77 , предусматривалось понятие “невостребованные земельные доли”.

В п. 9 указа президента Российской Федерации от 07.03.1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” (признан утратившим силу на основании указа президента РФ от 25.02.2003 № 250) предусматривалось, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, то она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.

В соответствии с п. 35 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями (далее — Рекомендации), одобренных постановлением правительства Российской Федерации от 01.02.1995 г. № 96 (признано утратившим силу на основании постановления правительства РФ от 20.12.2002 г. № 912), невостребованными признаются земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли, либо, получив его, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

В п. 36 указанных Рекомендаций невостребованные земельные доли с указанием их собственника передаются по решению комиссии образованным”

в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со статьей 183 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачисляются в фонд перераспределения земель района.

Таким образом, действовавшие ранее нормативные акты создали правовые условия для использования сельскохозяйственными организациями, образованными в результате проведения аграрной реформы, так называемых “невостребованных земельных долей”.

С начала реформирования земельных отношений прошло уже более десяти лет. Многих пенсионеров и других граждан, получивших земельную долю, к настоящему моменту нет в живых, а информация о наследниках отсутствует, поскольку они не подавали заявления о вступлении в права наследства на земельную долю. Непростая экономическая ситуация в сельской местности способствует оттоку жителей в другие местности в поисках приносящей больший доход работы. Процент участников долевой собственности, с которыми возможно оформить или переоформить земельные отношения, изменился в сторону уменьшения по сравнению с периодом начала приватизации сельскохозяйственных угодий

.Действовавшие ранее нормативные акты позволяли сельскохозяйственным организациям использовать “невостребованные” земли. С точки зрения ныне действующего законодательства, такое использование может быть квалифицировано как использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов (самовольное занятие), за что, согласно ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа (на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда). Получается парадоксальная ситуация: сельхозпредприятие хочет и может использовать все земли в границах хозяйства, но за это его штрафуют.

Возникает вопрос о правовых механизмах, позволяющих передать невостребованную землю сельскохозяйственной организации, т. е. осуществить перераспределение земли от неэффективного пользователя к эффективному. Такое перераспределение невозможно без прекращения в судебных инстанциях права собственности участников долевой собственности, поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

В рамках новой редакции ст. 13 Закона об обороте субъекту РФ, а в случаях предусмотренных действующим законодательством, и муниципальному образованию, предоставляется возможность принятия решения о выделе в натуре земельных участков в счет невостребованных земельных долей. Невостребованными земельными долями законодатель назвал земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения на них прав: 1

Однако для граждан, которые, возможно, просто забыли о существовании у них права на долю в общей долевой собственности на земельный участок, законодатель в целях соблюдения их прав собственности обязал субъекта РФ перед выделением земельного участка в счет невостребованных долей, публиковать в средствах массовой информации субъекта РФ сообщение о выделе земельного участка в счет таких долей с указанием их собственников. А также предоставил таким лицам право заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности в девяностодневный срок с даты публикации сообщения. Если же в указанный срок никто из участников долевой собственности не заявит о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на выделенный в счет невостребованных земельных долей земельный участок. Существенные изменения коснулись порядка созыва и проведения общего собрания участников долевой собственности.

Если раньше собрание долевых собственников могло считаться правомочным, если на нем присутствует не менее 20 % участников долевой собственности, а решение о выделе земельного участка в счет земельной доли принималось не мене 2/3 голосов от числа присутствующих на собрании и оформлялось протоколом, который подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности, то теперь это положение в корне изменено. Новая редакция ст. 14 Закона об обороте сделала процедуру принятия решения о выделе земельного участка в счет земельной доли более гибкой, предоставив организаторам собрания считать его правомочным не только в случае присутствия на нем не менее 20% от общего числа участников долевой собственности, но и в случае участия на собрании участников общей долевой собственности, владеющих более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей. При этом, решение о выделе земельного участка в счет земельной доли считается принятым, если за него проголосовали присутствующие на собрании участники долевой собственности, владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на собрании участники долевой собственности.

Таким образом, крупные собственники земельных долей в праве общей долевой собственности на тот ^или иной земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения теперь более успешно смогут выделять в натуре новые земельные участки и распоряжаться ими по своему усмотрению с учетом требований действующего законодательства.

Рассмотрим пути решения обозначенной проблемы с точки зрения действующего в настоящее время законодательства.

Возможны следующие этапы решения вопроса перераспределения невостребованных долей или неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения:

1. Размещается заказ и выполняются работы по изготовлению проекта территориального землеустройства, на котором будут обозначены границы невостребованных земельных долей. Данный проект может быть изготовлен организацией, имеющей соответствующую лицензию. Основной нормативной базой для выполнения работ являются:

— федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;

— Методические рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственности, утвержденные Росземкадастром от 26.01.2004

Изготовление проекта территориального землеустройства целесообразно осуществлять в рамках процесса приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с требованиями гражданского и земельного законодательств. Это предусмотрено в ст. 16 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Первоначальный этап фактически будет состоять из следующих мероприятий, необходимых и предшествующих его реализации:

1.1. Определение количества и площади невостребованных земельных долей.

Для этого необходимо отграничить на картографическом материале массив невостребованных земельных долей. Выполнение данного мероприятия потребует сравнения нынешнего количества участников долевой собственности, т. е. на момент проведения работ, с количеством собственников земельных долей, указанных в перечне на момент утверждения проектов перераспределения земель при проведении приватизации сельскохозяйственных угодий. Для таких работ целесообразно сформировать в сельскохозяйственном предприятии специальную комиссию, подобную той, что создавалась при проведении приватизации сельскохозяйственных угодий, и утвердить ее полномочия приказом организации или решением общего собрания собственников земельных долей.

1.2. Выполнение подготовительной работы для проведения общего собрания в соответствии со ст. 14 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, которая заключается, в частности, в следующем:

—обозначение на картографическом материале, имеющемся в сельскохозяйственной организации, массива невостребованных земельных долей;

— подготовка проекта протокольного решения общего собрания;

— подготовка и публикация в средствах массовой информации, сообщения, информирующего участников долевой собственности о дате, месте и повестке дня планируемого общего собрания.

1.3. Проведение общего собрания участников долевой собственности и оформление его решения в соответствии со ст. 14 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

1.4. Направление заявки на изготовление проекта территориального землеустройства и заключение договора на выполнение работ. Реализация данного пункта связана с решением вопроса финансирования землеустроительных работ.

В изготовлении проекта должны быть заинтересованы участники долевой собственности, сельскохозяйственные организации и органы власти. Для участников долевой собственности такой проект территориального землеустройства необходим для реализации положений ст. 13, 16, 17 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Интересы сельскохозяйственных организаций заключаются в использовании земель на законных основаниях, поскольку для них земля является главным средством производства. Органы власти субъектов РФ или муниципальные образования также заинтересованы в отграничении невостребованных земельных долей, поскольку это является необходимым условием выполнения п. 3 ст. 13 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

2. Подготовка доказательств не использования части земельного участка в течение двух лет.

Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” предусматривает, что в самостоятельный земельный участок может быть выделена неиспользуемая в течение трех лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Факт неиспользования должен быть зафиксирован и документально оформлен, для чего надо направить в орган, осуществляющий ведение государственного земельного контроля, заявление о неиспользовании земельного участка. Орган, осуществляющий государственный земельный контроль, должен проверить использование земельного участка (в том числе составить акт обследования земельного участка). Орган, осуществляющий ведение государственного земельного контроля, уведомляет орган местного самоуправления района о выявленном факте не использования земельного участка и направляет материалы проверки для принятия решений в соответствии с п. 3 ст. 13 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

3. Выдел земельного участка субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 7 закона Алтайского края “О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения”, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю

(невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения муниципального района или городского округа.

Муниципальный район или городской округ вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального района или городского округа на этот земельный участок.

4. Направление в суд заявления о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны, либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок.

Для того, чтобы требования заявителя были удовлетворены судом, необходимо доказать, что часть земельного участка не использовал ась в течение трех лет. К делу должны быть приобщены документы о проведении контрольных мероприятий, а при необходимости — материалы экспертизы. К заявлению о признании права собственности должен быть приложен кадастровый план земельного участка.

5. Государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при удовлетворении судом требований заявителя.

6. Зачисление земельного участка в фонд перераспределения в соответствии с условиями п. 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ.

7. Предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 10 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Учитывая, что законодательно определено право выделения земельного участка и обращение в суд субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то в случае, когда сельскохозяйственная организация заинтересована в использовании земель сельскохозяйственного назначения, указанные процессы должны быть инициированы самой организацией.

Изложенный порядок вовлечения невостребованных долей и неиспользуемых земель в производственный и гражданский оборот представляется необходимым для того, чтобы их использование осуществлялось эффективно и на законных основаниях.

Необходимо детализировать и упростить такую процедуру в федеральном законодательстве. В то же время ее осуществление невозможно без проведения землеустроительных работ и индивидуализации земельного участка в государственном земельном кадастре (в перспективе в кадастре объектов недвижимости). На уровне федерального законодательства, федеральных целевых программ должен быть проработан вопрос финансирования землеустроительных работ, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, поскольку вовлечение неиспользуемых земель в оборот затрагивает не только частные, но муниципальные и государственные интересы.

Оптимизация процесса оборота земель сельскохозяйственного назначения может и должна охватывать в рамках описанных выше процедур не только невостребованные земельные доли и неиспользуемые сельхозугодия. Подход к повышению эффективности использования земель в целом по хозяйству должен быть комплексным и затрагивать массивы земель востребованных долей граждан, желающих работать на земле индивидуально, учитывать экологические, природоохранные, правовые и социальные последствия проводимых мероприятий.

Количество показов: 9413
Дата создания: 21.11.2012 23:58:38
Дата изменения: 21.11.2012 23:58:38

35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Федерального закона

1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Признание земельной доли невостребованной

До принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.

Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.

На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.

Для чего нужно межевание земельного участка?

Как выкупить участок земли у государства, читайте тут.

Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).

К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:

  • собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  • собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  • наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  • законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.

Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли.

На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.

Как только до вас доходит информация о признании вашей земельной доли невостребованной, сразу же обращайтесь в суд.

Невостребованные земельные доли изымут по новым правилам

Буквально на днях Дмитрий Медведев отчитал Минсельхоз за неисполнение поручения Президента по вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, и вот лед тронулся.

В бизнес-объединения в рамках процедуры ОРВ (оценка регулирующего воздействия) поступил законопроект № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, внесенный группой депутатов.

Суть изменений, в частности в том, что невостребованные доли признаются муниципальными. Ранее «муниципализировались» доли, которые гражданин оформил в собственность, но не использует сам, не передал в аренду или не распорядился ими иным образом в течение 3-х и более лет.

Теперь же речь идет и о тех земельных долях, которые не поставлены на кадастровый учет и не используются с 1991 г, (в т.ч. доли с/х земель, ранее колхозных, совхозных).

Предлагается сократить срок размещения органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) с трех месяцев до 45 дней.

Отменен и судебный порядок признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью. Ранее пункт 8 статьи гласил –

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Теперь предлагается новая редакция –

8. При утверждении общим собранием участников долевой собственности и опубликования в средствах массовой информации списка граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, земельные участки, образованные в соответствии с количеством невостребованных земельных долей, передаются в собственность городского или сельского поселения, муниципального района, на территории которых находятся указанные земли сельскохозяйственного назначения. Орган управления муниципального образования в соответствии с требованиями земельного законодательства организует проведение землеустроительных работ по формированию земельного (ых) участка (ов) из невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения для постановки их на кадастровый учет.

Не забыли депутаты и о гарантиях защиты прав граждан, дополнив статью пунктом 10-

10. В течение трёх лет, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, в случаях, если гражданин, имеющий Российское гражданство и постоянно проживающий в Российской Федерации при предоставление документов, подтверждающих своё право на земельные доли, включенных в перечень невостребованных, может получить в собственность земельный участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.»

Особенно интересно, останется ли в законе формулировка о денежном возмещении в размере кадастровой стоимости. Ведь это своего рода прецедент. Обычно возмещение идет по рыночной стоимости.

В данном случае, конечно, кадастровая стоимость не будет высокой из-за состояния земель, утративших свою ценность, да и не нужно будет тратиться на проведение рыночной оценки.

С другой стороны, собственник или любое заинтересованное лицо может оспорить кадастровую стоимость в сторону ее повышения. Да-да, в данном случае именно повышения для получения экономически обоснованного возмещения в размере рыночной стоимости.

Посмотрим на окончательный вариант, если проект пройдет все “тернии” в ГД РФ.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Собственник обязан заниматься обработкой своей земли либо отдавать ее в аренду сельхозорганизациям, которые будут обрабатывать и получать от этого прибыль, определенный процент которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.

О порядке признания права собственности на земельный участок из невостребованных земельных долей

Михайлова А.Л., судья Обливского районного суда Ростовской области.

Проблемы права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения актуальны всегда, поскольку с их решением связано производство жизненно необходимой обществу сельскохозяйственной продукции.

Действовавшими до 27 января 2003 г. Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ 1 февраля 1995 г. N 96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями (п. 35) .

СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 534.

Указом Президента РФ “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. N 337 (в настоящее время данный Указ также не действует) было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. “Тем самым подтверждалось право образовавшихся вместо колхозов и совхозов с/х организаций (КФХ не упоминались) использовать невостребованные доли без договора, поскольку его не с кем было заключать” . Таким образом, для придания земельной доле статуса невостребованной не имело значения, использовалась ли данная земельная доля самим собственником либо не использовалась.

СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.
Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (постатейный). М.: Частное право, 2006 // СПС “КонсультантПлюс”.

Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” аграрные хозяйства правомерно использовали земельные участки, на которые приходятся невостребованные земельные доли. Однако с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ ситуация изменилась. Юридически значимым обстоятельством для отнесения земельной доли к невостребованным в настоящий момент является то, что собственник данной доли не распорядился ею в течение трех и более лет с момента приобретения права.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

В настоящее время под невостребованными земельными долями следует понимать такие земельные доли, собственники которых в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю не приняли решения о распоряжении своим имущественным правом (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ).

Невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельные участки, право собственности на последние может быть признано в судебном порядке только за субъектами Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальными образованиями. Ответчиками по делу являются собственники земельных долей. Об этом говорит и судебная практика.

Так, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дела Арбитражного суда Белгородской области N А08-9426/06-5 для пересмотра в порядке надзора Определения от 11 июля 2007 г., Постановления от 10 декабря 2007 г. Федерального арбитражного суда Центрального округа по тому же делу по следующим основаниям:

Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области обратился в арбитражный суд с иском к администрации Ракитянского района Белгородской области о признании права собственности Белгородской области на земельный участок площадью 86,4 га, кадастровый номер 31:11:03 08 001:0041, образованный за счет невостребованных земельных долей в границах Венгеровского сельского поселения, южнее балки Меловое и Лога Меловецы, ООО “Белгранкорм” пр-во “Меловое” (бывшее АОЗТ “Восход”) Ракитянского района Белгородской области. Третьими лицами по делу выступали Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области. Определением Арбитражного суда Белгородской области от 11 июля 2007 г. производство по делу прекращено. Постановлением суда кассационной инстанции от 10 декабря 2007 г. определение первой инстанции оставлено без изменения. Суд прекратил производство по делу по мотивам неподведомственности, поскольку признал, что данным спором затронуты права граждан, которые должны быть привлечены ответчиками по делу. Анализ доводов заявителей показал, что в данном случае не имеется оснований, установленных ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ .

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 1495/08 // СПС “КонсультантПлюс”.

В частности, в Ростовской области правом на обращение в суд с иском о признании права собственности муниципалитетов на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, наделены органы местного самоуправления поселений. Администрация органа местного самоуправления выступает в рассматриваемом спорном правоотношении не как самостоятельное юридическое лицо, а как орган, уполномоченный в рамках своей компетенции осуществлять имущественные права и обязанности от имени соответствующего образования.

При разрешении заявления о признании права собственности на земельные участки из невостребованных земельных долей необходимо соблюдение следующих условий:

Во-первых, сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ). Так, в ч. 1 ст. 7 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 г. N 19-ЗС “О регулировании земельных отношений в Ростовской области” сказано, что сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных правоотношений, в том числе сообщения о предстоящем собрании участников долевой собственности, о невостребованных земельных долях, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области и (или) органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Наше время. 30.07.2003. N 161.

Областной закон от 22 июля 2003 г. N 19-ЗС устанавливает и срок для желающих воспользоваться правами участника общей долевой собственности – 90 дней со дня опубликования сообщения о невостребованных земельных долях (ч. 2 ст. 21). При этом орган местного самоуправления поселения не обязан предпринимать действий по розыску собственников.

Сообщение должно содержать фамилии, имена, отчества, места нахождения собственников; указание, куда и в какой форме собственники могут заявить о своем желании воспользоваться правами участника общей долевой собственности; срок – 90 дней с момента опубликования сообщения, в течение которого собственники могут заявить о своем желании воспользоваться принадлежащими им правами.

Во-вторых, необходимо проверить, имеют ли невостребованные доли собственников и кто таковыми является, не утратили ли собственники своего права. Утрата права собственности может означать не только распоряжение земельной долей, но и выдел ответчиком земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли. “. Представляется необходимым исследовать вопрос о том, была ли заключена сделка по внесению земельных долей в паевой фонд, произошла ли фактическая передача данного имущества. была ли направлена воля граждан на отчуждение земли. ” . Сведения о распоряжении земельной долей могут быть предоставлены самим ответчиком либо истребованы судом в нотариальной конторе, органах Росрегистрации, Роснедвижимости. Право собственности ответчика подтверждается свидетельствами на право собственности на землю, выданными уполномоченными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельствами о государственной регистрации права.

Мельников Н.Н. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Комментарий судебной практики. Материал подготовлен с использование правовых актов на 1 января 2005 г. для СПС “КонсультантПлюс”.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Самостоятельным основанием возникновения права собственности ответчика на земельную долю является включение ответчика в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 “О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан” . Согласно Положению о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно из земель реорганизуемого предприятия, включались работники сельскохозяйственного предприятия и пенсионеры этого хозяйства, проживающие на его территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и др.); лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы; лица, уволенные из сельскохозяйственного предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 561.
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 12. Ст. 931.

Следует отметить, что в отличие от истцов, которые не обязаны разыскивать собственников земельных долей, в случае если последние сменили место жительства, суд в силу ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика может приступить к рассмотрению дела только после поступления сведений об этом с последнего места жительства ответчика. Поэтому при рассмотрении дел подобной категории на суд ложится бремя выяснения последнего места жительства собственника земельной доли, что не способствует быстрому разрешению спора. Нередко найденные судом ответчики представляют мотивированные ходатайства в обоснование своего непризнания иска.

Так, в Обливский районный суд Ростовской области поступило исковое заявление администрации Солонецкого сельского поселения к гражданам Денисенко, Миронцевой, Кравцову, Поллукошко, Насирханову о признании права собственности муниципалитета на земельный участок, образованный за счет невостребованных земельных долей. Судом были направлены повестки по местам жительства ответчиков, указанных в иске. При этом ответчики проживали в Ростовской области, в Якутии, в Дагестане, Беларуси. По результатам возвращения повесток выяснилось, что один из ответчиков умер, адрес другого ответчика, проживающего в Якутии, оказался неточным, повестка не вручена, судом направлен запрос в Управление Федеральной миграционной службы Якутии о предоставлении сведений об адресе проживания ответчика. Помимо этого, судом направлено поручение Компетентному суду Республики Беларусь о вручении проживающему там ответчику Поллукошко искового заявления и копий приложенных к иску документов. Производство по делу приостановлено до исполнения поручения.

Определение момента возникновения права собственности ответчика имеет большое значение и потому, что, по смыслу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, началом течения срока, в период которого собственник должен распорядиться своей земельной долей, является момент приобретения права на земельную долю. Следовательно, недопустимо относить к невостребованным земельные доли, собственники которых распоряжались ими в течение указанного периода, но потом перестали это делать.

В-третьих, нужно исследовать вопрос, принято ли органом местного самоуправления поселения решение об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей.

Как отмечает судебная практика, “системное толкование статей 14, 15, 19, 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” позволяет сделать вывод о том, что понятие “решения органов местного самоуправления”, содержащееся в статье 52 Закона, включает в себя как нормативные правовые акты органов местного самоуправления, так и ненормативные правовые акты этих органов” .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2004 г. N А29-8643/2003а // СПС “КонсультантПлюс”.

Поскольку принятый органом местного самоуправления в данном случае акт не устанавливает обязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, не порождает прав и обязанностей у участников земельных правоотношений и адресован конкретному кругу лиц – прежде всего самой администрации муниципального образования, – указанный акт не носит характера нормативного и не подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

В-четвертых, необходимо проверить наличие решения общего собрания участников общей долевой собственности об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Количественный состав участников собрания определяется не количеством ответчиков по делу, а общим числом всех сособственников земельного участка, которых иногда может быть несколько сотен. Процедура уведомления сособственников о проведении общего собрания, процедура принятия решения и документальное оформление решения должны соответствовать требованиям ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ. Обязательными документами, подтверждающими соблюдение процедуры проведения собрания, являются список сособственников земельных долей, копии уведомлений о месте и дате проведения собрания, список присутствующих на собрании участников долевой собственности с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю.

Следует обратить внимание, что орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, не наделен полномочиями по созыву общего собрания участников долевой собственности, но вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве собрания.

Уведомление считается надлежащим, если оно совершено в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.

В отношении такой формы уведомления, как “размещение объявления на информационных щитах”, В.В. Нахратов справедливо отмечает: “Очевидно, в Законе имеются в виду доски объявлений, устанавливаемые обычно около зданий районных администраций или внутри них. Но могут быть и другие щиты. Кроме того, точная дата извещения таким способом неизвестна (в отличие от даты издания соответствующего СМИ или даты почтового штампа на конверте); объявление после его размещения на щите может быть сорвано (ветром, хулиганами и т.п.). Поэтому уведомлять о собрании дольщиков только таким способом не рекомендуется” .

Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (постатейный). М.: Частное право, 2006. Автор соответствующей главы – В.В. Нахратов // СПС “КонсультантПлюс”.

В-пятых, требуется выяснить, установлены ли границы земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей. Порядок установления границ земельного участка введен Методическими рекомендациями по выделу земельных участков в счет земельных долей, введенными Министерством сельского хозяйства РФ 23 января 2003 г. (протокол N 3). Согласно ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. В данном случае заказчиком кадастровых работ выступает орган местного самоуправления поселения. Оформленный в результате кадастровых работ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Наличие кадастрового паспорта позволит суду в случае удовлетворения иска органа местного самоуправления поселения принять решение, соответствующее требованиям ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” , которая устанавливает обязательное условие для документов, предоставляемых для государственной регистрации права: указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Об этом свидетельствует и судебная практика:

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

“В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав” .

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. N 8195/07 // “КонсультантПлюс”.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств отсутствует, исковые требования органа местного самоуправления поселения не подлежат удовлетворению, так как решение суда будет являться необоснованным.

Следовательно, недопустимо относить к невостребованным земельные доли, собственники которых распоряжались ими в течение указанного периода, но потом перестали это делать.

Читайте также:  Когда страховать автомобиль после покупки
Добавить комментарий