Продажа табачных изделий в России: законы, штрафы

Штрафы за нарушение антитабачного закона

15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в КоАП РФ и закон о рекламе, устанавливающие административные штрафы за несоблюдение требований, содержащихся в Федеральном законе об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Еще с лета текущего года данным законом был введен запрет на курение табака в общественных местах, помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских услуг, в поездах, на судах, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, на воздушных судах и на всех видах общественного транспорта.

Также было запрещено курить в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, в помещениях социальных служб, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления, на рабочих местах и в рабочих зонах, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Кроме того, действует запрет на курение на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами, на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении и на автозаправочных станциях.

Теперь за нарушение данных запретов полиция будет штрафовать граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на вышеуказанных территориях, в помещениях и на объектах повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. При этом повышенная ответственность устанавливается за нарушение запрета курения табака на детских площадках. Данное деяние повлечет наложение административного штрафа на граждан уже в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

К сожалению, установленные штрафы начали применяться еще далеко не везде и зачастую полиция попросту закрывает глаза на курильщиков, не соблюдающих требования антитабачного закона. Как объясняют свое бездействие сами стражи правопорядка, в настоящее время многие места до сих пор еще не оборудованы специальными знаками, информирующими курильщиков о необходимости воздержаться от курения. Таким образом, многим еще не до конца понятно, где можно курить, а где нет.

Напомним, в настоящее время за установку специальных знаков и оборудование специальных мест для курения отвечают сами предприятия и учреждения. Согласно нормам антитабачного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и осуществлять контроль за соблюдением этого закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

В свою очередь штрафовать предприятия за нарушение этих требований уполномочен Роспотребнадзор. Представляется, что в полной мере штрафы за курение в неположенных местах и начнут применяться одновременно с активизацией деятельности Роспотребнадзора в указанном направлении.

Отметим, что штрафы здесь будут уже значительно выше, нежели те, которые установлены для рядовых курильщиков. Так, несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака грозит штрафом на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Одновременно предпринимателей и юридических лиц станут штрафовать за несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Штрафы для индивидуальных предпринимателей составят от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических же лиц – от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Другая группа административных штрафов вводится за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также нарушение норм о запрете рекламы табака. В частности, нарушение правил торговли табачной продукцией грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Продажа насвая обернется штрафом для граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, для должностных лиц – от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей, для юридических лиц – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Кроме того, ужесточается ответственность за продажу сигарет несовершеннолетним. Для граждан штраф за данное нарушение составит уже пять тысяч рублей, для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Теперь что касается рекламы табачных изделий. Напомним, в целях сокращения спроса на сигареты антитабачный закон ввел полный запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака. В том числе, были поставлены вне закона распространение табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, применение скидок с цены табачных изделий, использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, использование табачного изделия при производстве других видов товаров, а также иная скрытая реклама.

В соответствии с этим теперь за спонсорство табака и стимулирование его продаж должностные лиц заплатят от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а юридические лица – от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных фильмах, клипах и иных произведениях повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц -от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей. Нарушение рекламодателем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей обойдется должностным лицам в двадцать пять тысяч рублей, юридическим же – от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Штрафы для индивидуальных предпринимателей составят от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических же лиц – от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Требования к маркировке табака

Изготовителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам «табачки» необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится также для подписания универсальных передаточных документов и передачи их в систему «Честный знак».

ВНИМАНИЕ. Усиленная КЭП, приобретенная для других целей (например, для участия в электронных торгах по госзакупкам или для сдачи отчетности по интернету) подойдет и для целей маркировки.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Читайте также:  Срок действия выписки из домовой книги для предъявления

Плюс к этому не обойтись без подключения к системе электронного документооборота (ЭДО), ведь передача сведений в «Честный знак» проходит в онлайн-режиме. Как следствие, участникам табачного рынка нельзя обмениваться только «бумажными» документами.

Подключиться к системе электронного документооборота для целей обязательной маркировки

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час.

Что грозит нарушителям

НарушениеДолжностное лицоИндивидуальный предпринимательЮридическое лицоСтатья
Стимулирование продажи табака5 000 — 15 000 ₽5 000 — 15 000 ₽80 000 — 150 000 ₽п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах5 000 — 10 000 ₽5 000 — 10 000 ₽30 000 — 50 000 ₽п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет несовершеннолетнему30 000–50 000 ₽30 000–50 000 ₽100 000–150 000 ₽п. 3 статья 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет дороже цены на пачке50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификациилишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на двап. 1 статья 14.6 КоАП РФ
Стимулирование продажи табака
Должностное лицо: 5 000 — 15 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 15 000 ₽
Юридическое лицо: 80 000 — 150 000 ₽
Cтатья: п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах
Должностное лицо: 5 000 — 10 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 10 000 ₽
Юридическое лицо: 30 000 — 50 000 ₽
Cтатья: п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет несовершеннолетнему
Должностное лицо: 30 000–50 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 30 000–50 000 ₽
Юридическое лицо: 100 000–150 000 ₽
Cтатья: п. 3 статья 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет дороже цены на пачке
Должностное лицо: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации
Индивидуальный предприниматель: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации
Юридическое лицо: лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два
Cтатья: п. 1 статья 14.6 КоАП РФ

53 КоАП РФ Продажа сигарет несовершеннолетнему 30 000 50 000 30 000 50 000 100 000 150 000 п.

О реализации табачной продукции и табачных изделиях (ограничения и запреты в сфере торговли)» – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ

Одним из наиболее известных запретов является абсолютное ограничение продажи табачных изделий и никотинсодержащей продукции, а также безникотиновых курительных средств и смесей несовершеннолетним лицам.

Правила продажи сигарет в России

Действующие нормативы и правила продажи сигарет и иных табачных изделий, в соответствии с ФЗ №15 от 23.02.2013 являются достаточно жесткими и учитывают множество факторов, которые следует знать лицу, осуществляющему таковую розничную торговлю. При этом нарушение таких нормативов может повлечь за собой привлечение к административной или уголовной ответственности.

В целом, правила продажи сигарет затрагивают следующие аспекты предпринимательской деятельности в этой сфере:

  • Порядок демонстрации и размещения сигарет и табачной продукции. Действующее законодательство прямо запрещает открытую демонстрацию любой табачной продукции покупателям любым образом. Это касается как рекламных изображений сигарет, сигаретных пачек или иной табачной продукции, так и непосредственной выкладки табачных изделий на витрине. Покупатели могут ознакомляться с наличествующим ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке.
  • Количество сигарет в одной розничной продажной пачке. С 2016 года действует ограничение продажи сигарет, касающееся поштучной их реализации либо изготовления и продажи изделий с нестандартным числом сигарет в пачке. На текущий момент допускается исключительно производство и продажа сигарет в пачках в количестве 20 штук в одной упаковке – не больше, и не меньше. Однако законодательство позволяет реализовывать старую продукцию, произведенную или импортированную до начала 2016 года, вне зависимости от количества сигарет в одной упаковке.
  • Цена на сигареты. Действующим законодательством на акцизных марках устанавливается минимальная и максимальная цена для розничной продажи сигарет, выход за рамки которой является недопустимым для продавцов, обеспечивающих реализацию сигарет их конечным потребителям.
  • Использование ККТ. В 2019 году применение ККТ является обязательным при торговле в розницу сигаретами. Исключение могут составлять индивидуальные предприниматели, находящиеся на ЕНВД, однако с середины 2019 года нормативы об обязательности присутствия ККТ при продаже сигарет будут распространяться и на них.
  • Место продажи. Законодательство строго определяет места, в которых допускается продажа сигарет, а также способы таковой продажи. В частности, разрешается продавать сигареты в стационарных магазинах и павильонах. В то же время развоз сигарет и табачной продукции, продажа их с лотка и иные способы реализации допускаются лишь в случае, если в населенном пункте полностью отсутствуют магазины или павильоны, реализующие табачные изделия.
  • Виды продукции. Действующим законодательством ограничиваются допустимые к продаже виды табачных изделий. Однако полного перечня разрешенных табачных продуктов законодательство не предусматривает – вместо этого антитабачный закон регулирует лишь запреты продажи отдельных видов табакосодержащей продукции.

Продажа сигарет в обязательном порядке требует наличия соответствующих кодов ОКВЭД у предприятия. При их отсутствии таковое может быть расценено как нарушение правил продажи табачных изделий. Коды групп ОКВЭД для продажи сигарет могут быть 47.11 для розничной продажи и 46.3, 46.35 и 46.39 для оптовых поставщиков табачных изделий.

Действующим законодательством ограничиваются допустимые к продаже виды табачных изделий.

Проект Законы для людей

Началась новая неделя, и, если Вы заметили, антитабачный закон вступил в свою законную силу.

Лицензирование табачной деятельности

Для индивидуальных предпринимателей нет необходимости приобретать лицензию, пока нет такого закона. Подобные меры распространяются исключительно на юридических лиц.

В текущем году не запланировано установление ограничений по ведению бизнеса ИП без лицензии. Но если предприниматель хочет открыть такое дело (особенно внутри торговых площадок), нужно поставить дополнительный код в ОКВЭД к тем, что уже были получены ранее, а после поместить в реестр. Индекс 47-11 дает продавцу возможность законно реализовать товар в магазинах, где не продаются продукты питания.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Регистрацию нужно провести в налоговой инспекции. Платить за это деньги не придется, понадобится только правильно оформленное заявление.

Перед началом деятельности ИП необходимо посетить территориальное подразделение ИФНС, и узнать, нет ли продаж сигарет в списке запрещенных действий.

Использование ККТ контрольно-кассовая техника.

Продажа табачных изделий в России: законы, штрафы

Дата публикации 28.10.2013

Несоблюдение требований законодательства о защите граждан от табакокурения и его последствий.

Основные принципы маркировки

Продажа промаркированного табака осуществляется при помощи онлайн касс, передающих данные через ОФД в налоговую инспекцию. Поштучная продажа сигарет запрещена, минимальная упаковка для продажи – 20 шт. Специфические кассы для продажи табачной продукции подбирать не требуется, однако, нужно учитывать особенность точки продаж: проходимость, доступность сети интернет, необходимости работать в автономном режиме.

Читайте также:  Штатная единица – что это такое

Для небольших торговых точек, специализацией которых может быть продажа табачных изделий, производитель касс Атол разработал модель Sigma 10 со встроенным принтером и автоматическим обрезчиком ленты. Компактная и надежная ККТ может быть сравнима с большими POS-терминалами, однако по размерам она меньше аналогов в несколько раз.

Кроме того, понадобится 2D-сканер для учета оборота маркировочных штрих-кодов и соответствующее ПО. Таким образом, существование и работа любой торговой точки, реализующей сигареты, невозможно без подключения к ЭДО.

Учет оборота маркированного табака ведется через приемку-передачу электронных ТТН при логистике и электронных документов принятия и выбытия при продажах.

С 1 июля 2020 года в случаях, если информация о сигаретах или папиросах отсутствует в МОТП, их реализация не разрешена. Торговцев в данном случае будут наказывать по законодательству, привлекать к административной ответственности.

Разработчики системы продумали все нюансы внесения информации в базу данных.

Что такое маркировка

Маркировка – нанесение на каждую пачку табачного изделия специального цифрового кода.

В нём хранится информация о составе продукции, производителе и пр.

Маркировку на сигареты наносит производитель, при этом в единой информационной системе контроля должны зарегистрироваться все участники табачного бизнеса (производители, дистрибьюторы, любая мелкая розница).

  • расширить контроль за оборотом табачной продукции;
  • бороться с недобросовестными предпринимателями;
  • усилить контроль качества товаров;
  • препятствовать сбыту контрафактной продукции (в том числе поддельной, краденой);
  • оптимизировать учёт товаров;
  • автоматизировать общую работу с оборотом табака;
  • защитить права потребителей.

о реализации товара систему информирует Оператор фискальных данных;.

Административная ответственность за продажу безакцизных табачных изделий

Привлечение к административной ответственности наступает в том случае, если была совершена торговля немаркированной продукцией в малых объёмах. Согласно действующему законодательству, штрафы назначаются в зависимости от того, каким лицом продавался нелегальный табак:

  • гражданскому лицу назначается штраф в сумме от 4 до 5 тыс. рублей;
  • должностному лицу назначается штраф в сумме от 10 до 15 тыс. рублей;
  • юридическому лицу назначается штраф в сумме от 200 до 300 тыс. рублей.

Помимо введения штрафов предполагается, что сотрудники правоохранительных органов полностью изымут контрабанду у торговца. В Российской Федерации внимательно следят за тем, чтобы вся табачная продукция была маркированной, так как данный бизнес является прибыльным и популярным видом деятельности, благодаря которому государство получает немалые средства в собственный бюджет. По этой причине, с каждым годом в России пытаются ужесточить меры наказания за то, что кто-то торгует контрафактным товаром, так как этот человек забирает немало денег у страны.

В результате расследования было возбуждено дело, согласно которому, сотрудники магазина привлечены к административному наказанию в виде штрафа.

Что делать, если пришел штраф?

Чаще всего штраф за продажу табачной продукции несовершеннолетним выписывается на месте. Если по какой-либо причине этого не произошло, то извещение о штрафе нарушитель получает по почте. Посещение единого государственного портала Госуслуги – еще один удобный вариант узнать об имеющихся штрафах.

Получив извещение, первым делом надо проверить все указанные в нем данные. Если уведомление об административном взыскании дополнено фото- или видеодоказательствами, с ними также надо внимательно ознакомиться. Далее есть два пути:

  • оплатить штраф в течение указанного в уведомлении срока;
  • обжаловать штраф в суде.

Подавать на апелляцию имеет смысл как в случае ошибочно указанных в документах данных, так и в случае наличия весомых доказательств собственной невиновности (записи с видеокамер, фотоматериалы, показания свидетелей).

Если принято решение подавать на апелляцию, то необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Составление иска в арбитражный суд (в нем помимо аргументов, подтверждающих невиновность истца, излагают требования либо об отмене штрафа, либо об уменьшении суммы).
  2. Назначение даты слушания.
  3. Судебное слушание и вынесение решения.

Иск можно подать в течение 10 дней после получения постановления. Имея веские доказательства и грамотно выстроив линию защиты, можно рассчитывать на полную отмену штрафа. Отсутствие правонарушений в прошлом будет дополнительным плюсом.

Судебное слушание и вынесение решения.

Срок годности сигарет

Сейчас существует в продаже табачная продукция, отличающаяся по уровню крепости и силы запаха. Со временем эти характеристики снижаются.

Важно, чтобы продукция была свежей и сохраняла свой первоначальный вид. Согласно закону о защите прав потребителя на каждом товаре должен быть указан срок годности.

Но для табачных изделий все работает по другому принципу. На упаковке указывается только дата изготовления товара. Это связано с тем, что данное изделие может сохраняться десятками лет. Но рекомендуется хранить его около двух лет без потери качественных свойств.

Сейчас существует в продаже табачная продукция, отличающаяся по уровню крепости и силы запаха.

В 2020 году за нелегальные сигареты возьмутся всерьез

В Госдуме обсудили меры борьбы с нелегальной табачной продукцией

Фото Pixabay.com

Рост рынка нелегальных сигарет требует противодействия федеральной власти и введения особых мер отметили участники круглого стола в Госдуме 19 декабря. Например, в 2020 году в России могут ввести минимальную цену за пачку сигарет – 90 рублей. По мнению депутатов Госдумы, эта мера поможет остановить распространение нелегальных табачных изделий, которые наносят вред не только здоровью населения, но и бюджету страны. Какие еще законодательные меры помогут решить эту проблему, депутаты и эксперты обсудили на круглом столе Комитета по экономической политике ГД РФ.

«Если в начале 2019 года эксперты говорили нам о том, что из-за распространения нелегальной табачной продукции бюджет России недополучает 60 млрд рублей, то в конце 2019 года оценка еще серьезнее – недополученные доходы оцениваются уже в 100 млрд рублей», – заявил в начале заседания Эдуард Воронцов, исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности.

Его доклад (есть в распоряжении «НГ») обозначил главную экономическую проблему. Торговля нелегальными сигаретами не просто лишает бюджет доходов: «черный» и «серый» рынок в этой сфере с каждым годом становится все весомее. Главный фактор – нелегальные сигареты существенно дешевле. Часто они стоят менее 62 рубля – минимальной налоговой составляющей, которая включает акциз и НДС. Основной поток нелегальной табачной продукции, между тем, идет из стран, которые Россия считает своими ближайшими партнерами. Речь о государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Воронцов ссылался на исследования международных агентств Kantar TNS и Nielsen, которые ежегодно отслеживают российский оборот нелегального табака. По этим данным, с 2017-го его доля на отечественном рынке росла более чем на 2% в год. В 1 квартале 2019-го, согласно Kantar, она составила 10,3%. В 3 квартале, согласно Nielsen – уже более 15%. Больше половины от этого объема (55%) приходится на нелегальный табак, произведенный в странах ЕАЭС.

Читайте также:  Берут ли в армию с дерматитом в 2020 году?

В приграничных с ЕАЭС районах России процент нелегальных сигарет еще выше: 26,5% в республиках Северного Кавказа, 23,5% – на границе с Белоруссией и Украиной.

Проблема связана далеко не только с тем, что в странах ЕАЭС сохраняется сравнительно высокий уровень нелегального производства сигарет. Основа потоков в Россию нелегальной продукции из стран ЕАЭС – легально произведенные в этих странах сигареты на экспорт, но завозятся они в Россию и реализуются в нашей стране без уплаты российских акцизов – т.е. нелегально. Основной экономический эффект дает различие в ставках акциза, которые в России выше. В итоге цена легальных и нелегальных сигарет в России сегодня различается в 3 раза. Самые дешевые на отечественном рынке – нелегальные белорусские и армянские сигареты.

Важно отметить, что рост нелегального рынка табака означает не только потери федерального бюджета, но и стимулирование незаконной конкуренции. По оценкам Ассоциации малоформатной торговли, представленным Владленом Максимовым, от масштабной торговли нелегальными сигаретами, добросовестный малый и средний бизнес — небольшие магазины у дома, — недополучают не менее 10 миллиардов рублей в год.

Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения, подчеркнула тот факт, что нелегальная торговля стимулирует рост подросткового курения. Общественный совет смог добиться существенного снижения продажи табачной продукции несовершеннолетним к 2015 году. Однако, начиная с 2016 года, после скачкообразного роста акцизов на сигареты, в большинстве приграничных регионов фиксируется рост доступности нелегально ввезенных сигарет для подростков. Так, в среднем по России, продать сигареты подросткам даже без запроса документов готовы 8 из 10 торговых точек, реализующих нелегальные сигареты. По инициативе Совета Роспотребнадзором проводятся рейды по точкам продаж нелегальной продукции, но нередко привлечению к ответственности мешает недостаточное взаимодействие между правоохранителями.

Сигареты не уедут

Председатель круглого стола Дмитрий Сазонов, зампред комитета по экономической политике Госдумы РФ, предложил прояснить те меры, которые позволят переломить ситуацию, и кто должен их вводить?

Ведомство, которое является регулятором табачной отрасли и координирует борьбу с нелегальными сигаретами со стороны государства, – это Министерство сельского хозяйства. Впрочем, основная дискуссия шла между представителями экономических ведомств, бизнеса и «силовиками»: МВД и Федеральной таможенной службы.

Для борьбы с нелегальным табаком нужны новые жесткие меры, настаивал Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия. Он представил обзор инициатив, которые уже внесены депутатами в Госдуму в виде проектов законов или пока рассматриваются в органах исполнительной власти

Среди них: кратное повышение административных штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение уголовной ответственности за незаконное перемещение табачной продукции через границу РФ с государствами-членами ЕАЭС, обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции и оборудования, на котором она производилась, введение для физлиц лимита на перемещение немаркированных сигарет по территории России (подобные лимиты уже установлены в российском законодательстве для алкогольной продукции). Это, по мнению Груздева, должно решить одну из важнейших проблем «черного» табачного рынка: нехватку у контролирующих и правоохранительных органов инструментария для эффективной борьбы с потоком нелегальных сигарет. По словам целого ряда участников круглого стола, у российских полицейских недостаточно полномочий, и они вынуждены отпускать грузовики груженные сигаретами без маркировок, так как нет ответственности за пересечение российской границы с грузом немаркированных сигарет и нет лимита для физлиц на перевозку немаркированных сигарет. А штрафовать можно только тех, кто ведет непосредственную торговлю такими товарами.

Оперуполномоченный МВД по особо важным делам Евгений Петухов объяснял ситуацию с фурами с процессуальной точки зрения. «В таких случаях невозможно доказать злого умысла», – говорил он. Сергей Катасонов, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, отметил что сотрудники МВД останавливают и штрафуют другие фуры – с нелегальным алкоголем. Меры против перевозки немаркированных спиртных напитков уже прописаны в статье 26 федерального закона (ФЗ) номер 171, утверждал депутат. По его мнению, такой же закон нужен и против транспортировки нелегальных сигарет.

Кроме того, необходимо дать силовым ведомствам более широкие возможности по уничтожению нелегальных сигарет, выразили уверенность участники круглого стола. С этим согласился и замначальника отдела Федеральной таможенной службы Алексей Журавлев. По его словам, склады уже заполнены нелегальной табачной продукцией, но у них нет права на уничтожение.

Цена вопроса

В предварительную программу рассмотрения Госдумы на начало 2020 года уже внесен законопроект, который предлагает ввести единую минимальную цену на сигареты, напомнил Катасонов. Поправки в ФЗ-15 должны привести к тому, что любые сигареты в России не смогут в 2020 году продаваться дешевле 86,3 рублей. Такую меру стоит вводить вместе с комплексом других изменений прокомментировала инициативу Наталья Исаева, заместитель контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы РФ. «Вводить единую минимальную цену стоит после того, как будут приняты другие легальные меры, которые не затрагивают конечного пользователя табачной продукции. Например, ужесточение таможенного контроля и расширения полномочий правоохранительных органов по препятствованию транспортировки, – заявила она. – К единой минимальной цене, учитывая нынешние доходы населения, – нужно подходить осторожно».

По мнению Константина Райнота, представителя компании Philip Morris, у Роспотребнадзора, который контролирует оборот табачной продукции, не хватает ресурсов для борьбы с «черным» рынком. В итоге около половины жалоб на нелегальную торговлю игнорируется. А торговые точки с дешевыми нелегальными сигаретами вытесняют с рынка тех, кто продает эти товары легально.

Но и в ЕАЭС стремятся гармонизировать свое акцизное законодательство с российским. Начальник отдела акцизов Минфина Светлана Базанова сообщила о предстоящем подписании правительствами стран-членов ЕАЭС соглашения о гармонизации налоговой политики по акцизам на табачную продукцию, которое поможет борьбе с нелегальным табаком. Для того, чтобы остановить дальнейший рост нелегального рынка, необходимо принятие комплекса мер и как можно скорее. Судя по обмену мнениями, депутаты и представители исполнительной власти ожидают активизации работы против нелегальных сигарет в ближайшее время.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Так, в среднем по России, продать сигареты подросткам даже без запроса документов готовы 8 из 10 торговых точек, реализующих нелегальные сигареты.

Новости

Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

Добавить комментарий