Какая шкала налогообложения в россии

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (в тех же офшорах), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ПИФы) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2019 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам.

Что такое прогрессивная шкала

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Прогрессивная шкала налогообложения – это система взимания НДФЛ, при которой ставка напрямую зависит от размера налоговой базы. Чем больше заработал человек за год, тем больше он должен отдать государству.

Разговоры о справедливости подобной системы появились еще в XVI веке. Впервые она была введена в Великобритании в 1798 г. В зависимости от того, сколько получал англичанин, он отдавал в королевскую казну от 1/120 до 1/10 дохода. В России история прогрессивной шкалы началась в 1810 г. Император Александр, нуждавшийся в деньгах для войны с Наполеоном, ужесточил налогообложение помещиков, имеющих доход свыше 500 руб. Самые богатые из них должны были отдавать более 10%.

За всё время существования этой идеи было придумано семь видов шкал:

  1. Простая разрядная. Все находящиеся на одной ступени платят одинаковую сумму. Например, для тех, кто заработал до 100 руб., налог составит 10 руб., для тех, кто получил от 100 до 200 – 20 руб. и т. д.
  2. Относительная поразрядная. Платится процент от дохода. Он растет по мере увеличения достатка. Это выглядит как ступенчатая схема. Например, при заработке от 0 до 100 руб. НДФЛ составляет 10%, от 100 до 200 руб. – 12% и т. д.
  3. Одноступенчатая. До определенной суммы налог не взимается. Все, что выше, – облагается по единой ставке.
  4. Многоступенчатая. Напоминает относительную поразрядную, но при переходе на следующую ступень повышенная ставка применяется не ко всей налоговой базе, а только к сумме превышения. Например, человек, получивший 150 руб., заплатит 10% от 100 руб. плюс 12% от 50 руб.
  5. Линейная. Самая сложная из существующих схем. Ставка последовательно возрастает без выделения ступеней.
  6. Комбинированная. К разным суммам применяются разные схемы.

Новое видео о девальвации и падении курса рубля

Почему рубль все время падает и будет продолжать падать

Приблизительный вид шкал приведен ниже на рисунке.

Главные доводы сторонников прогрессивной шкалы:

  1. Возможность платить. У богатых людей после удовлетворения минимальных потребностей остается гораздо больше средств, поэтому им легче ими делиться.
  2. Принцип равенства. В этом случае под равенством понимается не то, что все граждане обязаны отдавать государству одинаковую долю, а то, что выплата должна быть в равной мере обременительна для них.
  3. Компенсационный аргумент. Доля расходов на потребление у малообеспеченных людей и среднего класса значительно выше. Поэтому процент косвенных налогов (НДС, акцизы), который изымается из их бюджета, выше. Это необходимо компенсировать прогрессивным НДФЛ.

плюс 12 от 50 руб.

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции “Справедливая Россия”, был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Новости по теме:

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога.

История подоходного налога в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год – 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в 6 тыс.

Слишком бедные для прогресса: повысят ли в России подоходный налог

И откажутся ли от плоской шкалы в пользу прогрессивной

«Пока время для таких решений не пришло», — сказал недавно глава МЭР Максим Орешкин по поводу введения в России прогрессивной шкалы НДФЛ в ответ на очередной подобный законопроект, внесенный в феврале в Госдуму. Какая шкала лучше — плоская или прогрессивная? Ответ россиянам может не понравиться.

Прогрессивная система подразумевает, что богатые платят больше не только в абсолютном, но и в относительном выражении чем больше доход, тем выше ставка налога.

[править] НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %

Данные МинФина РФ, в млрд руб. [3] :

  • 2005—707.05 / 8 579.64
  • 2006—930.38 / 10 625.81
  • 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
  • 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
  • 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
  • 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
  • 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
  • 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
  • 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
  • 2014 — 2 700.72 / 26 371.06

Данные Федеральной службы Государственной статистики], в млрд руб. [4]

  • 2015 — 2 807.8 / 26 922.0

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

из дополнительно собранных 1300 , но возникает вопрос, при чём тут справедливость.

Это только начало: чего ждать от странного возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ

Президент предложил с 1 января будущего года повысить ставку подоходного налога с 13 до 15 процентов для тех, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год. При этом повышенной ставкой будет облагаться только та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей в год. Дополнительные деньги должны целевым образом направляться на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

Небезынтересно и то, что президент выразил уверенность: моральное право принимать решение по распределению собранных средств должны иметь только врачи и общественные деятели.

Вот такая инициатива. Да какая там инициатива — можно сказать, что решение. Прогрессивная шкала подоходного налогообложения, которой не было в России с 2001 года, возвращается.

Читайте также:  Анализ расклада на 4 карты

Когда за несколько дней до выступления президента из правительственных кругов просочились сведения, что вновь обсуждается вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения, стало понятно: на этот раз, похоже, все всерьез. Просто конъюнктура сегодняшнего политического момента такова, что вероятность введения «прогрессивки» резко возросла. Да-да, имеется в виду предстоящее голосование по поправкам к конституции.

Введение прогрессивной шкалы — беспроигрышный шаг с точки зрения электоральной поддержки. Результаты социологических опросов неоднократно показывали, что люди одобряют повышенное налогообложение для богатых. На самом деле это серьезный повод задуматься, почему существует такое стойкое одобрение. Возможно, потому, что большинство населения в России отнюдь не богатое, а почти 20 млн человек вообще находятся ниже официальной черты бедности. В бедной стране большинство жителей, вне всяческого сомнения, поддержит эту меру.

По-видимому, чтобы еще больше усилить привлекательность введения прогрессивной шкалы, решено было увязать ее введение с помощью тяжелобольным детям. Да еще и распределять собранные деньги должны врачи и общественные деятели. Ну кому это не понравится? Кто будет возражать, чтобы богатые заплатили больше, можно сказать, для святой цели — помощи тяжелобольным детям? Нет, таких не найдется. И именно это свидетельствует, что такое решение появилось именно сейчас — накануне голосования по поправкам к конституции — неспроста.

Однако в спешке — надо было во что бы то ни стало успеть до дня голосования 1 июля — похоже, не учли некоторые важные моменты. К примеру, то, что реализация данной инициативы в предложенном варианте нарушает один из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации — принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (Ст.35 Бюджетного кодекса РФ). Принцип этот гласит, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета. Там есть несколько исключений, но они здесь никак не подходят. То есть вы не можете конкретный налог — или его часть — направить на финансирование определенных расходов. Такое невозможно, и никакая бюджетная система не выдержит, если все будет организовано по-другому.

Есть и еще один любопытный аспект. Вообще-то НДФЛ — это региональный налог, однако в предложенном формате все однозначно выглядит так, как будто этот налог федеральный.

Наконец, как быть с тем, что распределять собранные деньги должны врачи и общественные деятели? При всем уважении к врачам (уж не знаю, стоит ли писать «и общественным деятелям»), хочу напомнить, что есть установленные законом процедуры бюджетного процесса. Это же не деньги какого-то частного благотворительного фонда, в котором есть экспертный совет. Это бюджетные средства. Безусловно, мнение врачей должно обязательно учитываться, но это не одно и то же, что распределять бюджетные средства.

Решение о введении прогрессивного налогообложения оказалось оформленным таким образом, что его невозможно не увязать с голосованием 1 июля по поправкам в конституцию. Плохо, когда важные экономические решения подстраиваются под политическую конъюнктуру, — это негативно отражается на качестве принимаемых решений. В результате нередко получается, что правильное по сути решение, — а именно так, на мой взгляд, следует оценивать решение о введении в России прогрессивного налогообложения, — оказывается плохо работающим и дискредитированным.

Несколько слов о параметрах принятого решения. Правильно, что прогрессию хотя бы ввели с 5 млн рублей дохода в год, потому что буквально за несколько дней до объявленного решения говорили о пороге в 2-3 млн рублей. Хотя, по моему мнению, можно было бы начинать брать повышенный налог и с 6 млн рублей дохода в год.

По последним имеющимся данным Росстата за апрель 2019 года, от 250 000 рублей до 500 000 рублей в месяц у нас получали 183,7 тысячи человек. От 500 000 до 1 млн рублей — 37,4 тысячи человек, а свыше одного миллиона рублей в месяц — 11,3 тысячи человек. На основании этих цифр можно примерно оценить, что под установленную прогрессию с 5 млн рублей в год (417 000 рублей в месяц) в России попадает около 100 000 человек.

Ожидается, что с помощью введенной прогрессивной шкалы дополнительно удастся собрать 60 млрд рублей в год. Это, безусловно, совсем немного. Но не будем уж совсем наивными, как говорится, «лиха беда начало». Думаю, что новые параметры прогрессивного налогообложения мы можем увидеть уже достаточно скоро, накануне выборов в Госдуму осенью 2021 года.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

35 Бюджетного кодекса РФ.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога – обязательное условие развития экономики России

В обращении к россиянам В.В. Путин сообщил, что с 1 января 2021 года граждане, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Такой доход соответствует месячной зарплате 416,7 тыс. руб. Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год. Это даст бюджету порядка 60 млрд руб.[1]

Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%, действовавшая для всех в течение 20 лет, перестанет быть единой.

К сожалению, предлагаемая президентом мера не решает ни одной из проблем налогообложения. Но главное, как говорил М.С. Горбачев, начать.

Вспомним нашу недавнюю историю. Придя к власти в1991 году, президент Б.Н. Ельцин начал строить рыночную экономику с учетом мирового опыта. А во всех развитых странах используется прогрессивная шкала подоходного налога с высокими максимальными ставками.

С января 1992 года прогрессивная шкала была введена и в России с максимальной ставкой 60% (см. табл. 1).

Таблица 1. Шкала подоходного налога в 1992 году[2]

Курс доллара в январе 1992 года $1=187 руб., среднегодовой $1=223,3 руб.
Среднемесячная зарплата в январе 1992 г. – 1.438 руб., в декабре – 16.071 руб.

12% с суммы дохода

от 42.001 до 84.000 руб.

5.040 + 15% с суммы, превышающей 42.000 руб.

от 84.001 до 120.000 руб.

11.340 + 20% с суммы, превышающей 84.000 руб.

от 120.000 до 180.000 руб.

18.540 + 30% с суммы, превышающей 120.000 руб.

от 180.001 до 300.000 руб.

36.540 + 40% с суммы, превышающей 180.000 руб.

от 300.001 до 420.000 руб.

84.540 + 50% с суммы, превышающей 300.000 руб.

От 420.000 руб. и выше

144.540 + 60% с суммы, превышающей 420.000 руб.

По максимальной ставке облагались годовые доходы свыше 420 тыс. руб., что по курсу соответствует 1.880,9 долларам США в год.

Богатых людей в России тогда было не много и ставка 60% мало кого пугала.

Но в связи с приватизацией в России появились миллионеры, которым совсем не хотелось платить высокие налоги. Их было мало, но именно они «заказывали музыку».

В 1998 году была введена новая шкала с максимальной ставкой 35% (см. табл. 2). По этой ставке облагались доходы свыше 100 тыс. руб. в год или свыше 16,67 тыс. долларов США в год по курсу в 1998 году.

Таблица 2. Шкала подоходного налога в 1998 году[3]

Размер совокупного облагаемого дохода в календарном году

12% с суммы дохода

от 20.001 до 40.000 руб.

2.400 + 15% с суммы, превышающей 20.000 руб.

от 40.001 до 60.000 руб.

5.400 + 20% с суммы, превышающей 40.000 руб.

от 60.000 до 80.000 руб.

9.400 + 25% с суммы, превышающей 60.000 руб.

от 80.001 до 100.000 руб.

14.400 + 30% с суммы, превышающей 80.000 руб.

От 100.000 руб. и выше

20.400 + 35% с суммы, превышающей 100.000 руб.

В 90-е годы возросло число российских миллионеров и существенно выросли их доходы; отдавать с них 35% в виде подоходного налога им было обидно.

Но им повезло. В 2001 году был введен в действие современный Налоговый Кодекс РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода.

Уже в течение первых трех-четырех лет независимо друг от друга проводившимися исследованиями Счетной Палаты РФ[4] и Всероссийского центра уровня жизни[5] было установлено, что никакого ожидаемого положительного эффекта введение плоской шкалы не дало. Плоскую шкалу отстаивают обладатели высоких доходов и обслуживающие их эксперты.

С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить для дохода до 250 тыс. руб. в месяц. Свыше этой суммы получают зарплату 0,8% работников России. [6]

Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 20 тыс. руб. в месяц. Это существенно меньше, чем в развитых странах, но для начала было бы неплохо – мы выйдем на уровень наших партнеров по БРИКС – в Китае, если перевести на рубли, не облагают 46,5 тыс. руб./мес., в Бразилии – 24 тыс. руб./мес.

Для дохода от 250 тыс./мес. до 1 млн. руб./мес. мы предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50%. 50% для страны, с таким социальным неравенством как у нас, совсем не так много. В трудные времена в США максимальная ставка доходила до 91%, а в Великобритании – до 98%.

Естественно, одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога.

Именно прогрессивная шкала подоходного налога и его нормальное администрирование должны стать главными инструментами борьбы с незаконным обогащением и коррупцией. Вспомните американского бандита Аль Капоне. Ведь его посадили за неуплату налогов, т.к. живых свидетелей преступлений не было, а недвижимость была. Наши коррупционеры тоже деньги в землю не закапывают. Они покупают недвижимость и предметы роскоши. И не важно – на Рублевке или в Майами. Налоговый инспектор найдет повсюду. А произойдет это или нет, зависит от качества налоговой системы.

Необходимо также ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Глядишь, и коррупции станет меньше – ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно. А тратить опасно.

Богатства наших богатых постоянно растут. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 тыс. до 246 тыс. человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн. долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн. долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек. [7] Если предположить, что средний годовой доход на 1 долларового миллионера составляет 0,6 млн. долл. или 36 млн. руб. (3 млн. руб./мес. при курсе $1=60 руб.), то при ставке подоходного налога 50% с суммы выше 1 млн. руб./мес. с 246 тыс. долларовых миллионеров был бы собран НДФЛ в сумме не менее 4,1 трлн. руб. Фактически в 2018 году был собран НДФЛ всего в сумме 3,65 трлн. руб., т.е. на 450 млрд. руб. меньше, чем если бы НДФЛ собирали только с долларовых миллионеров по предлагаемой нами шкале.

А всего, дополнительные доходы бюджета, благодаря прогрессивной шкале, составят не менее 3-4 трлн. руб. в год.

Введение прогрессивной шкалы с необлагаемым минимумом дохода и достаточно высокой максимальной ставкой налога – обязательное (хотя и не единственное) условие экономического развития нашей страны. Пока у нас не будет нормальной прогрессивной шкалы, светлого будущего и развитой экономики нам не видать.

[2] Приложение к письму Государственной налоговой службы Российской Федерацииот 30.01.92 N ИЛ-6-09/50

[4] Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства РФ и предложениях по его совершенствованию, Бюллетень Счетной палаты РФ, № 8 (80)/2004

[5] Налогообложение семейного дохода на основе потребительских бюджетов, Всероссийский Центр уровня жизни, 2006

880,9 долларам США в год.

Прогрессивный налог. Примеры стран с прогрессивным налогообложением

Прогрессивный налог означает, что его ставка повышается вместе с ростом доходов. Чем выше заработок – тем больше процент, который забирает себе государство. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.

Например, в Англии с доходов до 46 000 фунтов в год гражданин платит налог в 20%, с доходов от 46 000 до 150 000 фунтов – 40%, а с доходов более 150 тысяч фунтов – 45%.

Главным преимуществом прогрессивной ставки считается то, что основное налоговое бремя ложится на богатых, а бедные платят меньше налогов. Происходит более активное перераспределение доходов.

Примеры стран с прогрессивной системой налогообложения: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и другие.

В России долгое время звучали призывы к введению прогрессивного налога. Например, в 2018 году законопроект о прогрессивной ставке НДФЛ внесла в Госдуму группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым. Правительство РФ дало отрицательное заключение на этот законопроект, отметив, что введение с 2001 года 13-процентного налога привело к росту поступлений в бюджет.

Читайте также:  Какие гарантийные обязательства по договору поставки

«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведет к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», – объяснял в 2018-м году министр финансов РФ Антон Силуанов (цитата по РИА Новости).

3 При про грес сив ной си сте ме по мере воз рас та ния до хо да уве ли чи ва ет ся став ка налога.

Как платить подоходный налог в России

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Прогрессивная шкала налогообложения – система, когда ставка НДФЛ налог на доходы физических лиц увеличивается вместе с налогооблагаемой базой.

Лоббист прогрессивной шкалы НДФЛ объяснил Znak.com, почему Путин вернул «налог на богатство»

В 2001 году во время своего первого президентского срока Владимир Путин отменил в России «налог на богатство», или, говоря профессиональным языком, прогрессивную шкалу подоходного налога. До этого момента чем больше зарабатывал человек, тем выше была ставка его отчислений в бюджет. К примеру, в 2000 году минимальная ставка НДФЛ составляла 12%, максимальная — 40%. Но Владимир Путин уравнял обязательства и ввел плоскую шкалу налога — одинаковую для всех ставку 13%. Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет. Объявлено лишь, что налог на доходы свыше 5 млн рублей вырастет с 13% до 15%. Многие политики и экономисты все эти годы добивались введения в России прогрессивной шкалы подоходного налога, приводя в пример развитые страны, где самые состоятельные граждане платят существенно больше бедных: 37% НДФЛ — в США, 57% в Швеции, 56% — в Японии. Одним из таких лоббистов был депутат Госдумы Валерий Гартунг, который считает, что одинаковая для всех ставка НДФЛ не только не справедлива, но и губительна для экономики. Журналист Znak.com поговорил с депутатом о причинах и последствиях предстоящих изменений.

— Валерий Карлович, Вы несколько лет выступаете за ввод прогрессивной шкалы налога на доходы населения. И вот Владимир Путин озвучил, что состоятельные граждане, получающие больше 5 млн рублей доходов, будут отчислять государству не 13%, а 15% НДФЛ сверх этой суммы. Это то, чего вы добивались?

— Отчасти то, чего я добивался. Я рад, что нам (здесь и далее имеется в виду фракция «Справедливая Россия» в Госдуме РФ — прим. ред.) удалось достучаться до президента. Но мне кажется, что надо идти дальше. Нужно сделать так, чтобы после выплаты подоходного налога люди получали зарплату не меньше прожиточного минимума. Сумму отчислений, которая делает зарплату меньше прожиточного минимума, надо возвращать.

— То есть это половинчатое решение?

— Оно не половинчатое, это первый шаг в данном в направлении. В принципе, прогрессивную шкалу можно сразу сделать огромной — бабахнуть 40%, но тогда убегут все. Я бы к предложению, которое озвучил президент, добавил возврат налога для бедных, о котором сказал выше, а также снизил бы ставку страховых платежей с 30% до 15%, как это сейчас сделано для малого и среднего бизнеса.

Надо уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, вводя прогрессивную шкалу подоходного налога и снижая ставку страховых платежей. Причем шкалу страховых платежей можно сделать плоской. Сейчас на зарплаты свыше 1,1 млн рублей в год страховая ставка 10%, а до 1,1 млн — 30%.

— На прошлой неделе в прессу просочились данные, что правительство обсуждает возможность повысить налог для состоятельных граждан. Стало ли для вас неожиданным позавчерашнее заявление президента и озвученные параметры?

— Да, оно было неожиданным. Мы на днях уже в 14-й раз внесли предложение о вводе прогрессивной шкалы, начиная с доходов больше 24 млн рублей [в год] и увеличения ставки на 2%. По нашему мнению, потом со 100 млн рублей надо еще 2% налога добавить, и от 250 млн рублей — еще 1%. Таким образом, самые богатые платили бы подоходный налог на 5% больше, чем сейчас, — то есть 18%. Люди, которые получают больше 250 млн рублей, — далеко не бедные, таких у нас мало, и они могут себе позволить заплатить такой налог. Возможно, это будет последующим шагом.

— Почему вы предлагали сумму в 24 млн рублей?

— 5 млн рублей — это очень большая сумма, если речь идет только о заработной плате. Но если это доход индивидуального предпринимателя, то это уже небольшие деньги. А платить придется сверх 5 млн уже по повышенным ставкам.

Да, мы предлагали начать с суммы 24 млн рублей. Но учитывая, что по предложению президента ставка увеличится не на 5%, а всего на 2%, то мы считаем, что это приемлемый вариант.

— Для регионов порог доходов в 5 млн рублей — достаточно высокий, есть оценки, что принятое решение — не столько экономическое, сколько политическое, так как особого экономического эффекта в регионах от него не будет. Как вы считаете?

— Оно частично экономическое, частично — политическое. Но самое главное — оно справедливое.

— Не случится ли так, что через какое-то время всех опять уравняют, повысив НДФЛ с 13% до 15%? Значит ли это, что Россия точно отказалась от плоской шкалы налогообложения?

— Место для глупости и ошибок есть всегда, но я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Я думаю, что поднимать НДФЛ для людей, которые имеют небольшие доходы, нет смысла, это неправильно. Если будет предложен такой вариант, я буду выступать против, потому что для людей, получающих небольшие доходы, нельзя поднимать НДФЛ.

— После предложения президента удастся ли хоть как-то сократить разрыв в доходах бедного и богатого населения в России?

— Разрыв в доходах сократится только в пределах статистической погрешности, к сожалению. Это слишком маленький шаг, нужен целый комплекс шагов. Не надо переоценивать масштабов этого действия.

Если говорить о справедливости, то ставку страховых платежей надо делать плоской для всех, и тогда можно еще немного поднять ставку по НДФЛ для очень высоких доходов. При этом освободить от уплаты НДФЛ людей, которые получают зарплату на уровне прожиточного минимума. Вот когда все три решения будут приняты в комплексе, тогда это отчасти повлияет на ситуацию — богатые будут платить немного больше, а для бедных это станет существенным снижением.

— На ваш взгляд, не будет ли сложностей с тем, чтобы «окрасить» поступившие средства и направить их на лечение детей?

— Сколько было идей с «окрашиванием» денег, но ни одна не сработала. Фонд национального благосостояния создавался специально для софинансирования пенсионных накоплений граждан, а также для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Но прошло несколько лет — и про это забыли.

Главное в будущем не менять позицию. Если президент сказал, что приоритет — лечение детей, оплата дорогих операций, то так и должно остаться в будущем. Конечно, стыдно в стране, где в Фонде национального благосостояния накоплено 12 трлн средств, собирать деньги на лечение детей через интернет. Президент правильно на это отреагировал. Но важно, чтобы человеческая реакция президента закрепилась в поведении чиновников, не забылась через пару лет.

— Вы всегда были сторонником прогрессивной шкалы налогообложения? Каковы плюсы и минусы каждого из вариантов?

— Я всегда был сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Мало того, она же раньше была в России. Я начал заниматься бизнесом в 1989 году, когда мы с супругой открыли кооператив. Сначала мы платили 3%, потом по прогрессивной ставке я и 35% НДФЛ платил. Я прошел через все изменения налоговой системы и не вижу проблем в том, чтобы состоятельные люди платили налоги по повышенной ставке. Более того, все эти годы, когда была плоская шкала, я тратил деньги на благотворительность. Зачем человеку деньги? Чтобы их тратить. А куда? Чтобы сделать кого-то счастливым, кому-то помочь.

В плоской шкале налогообложения я не вижу никаких плюсов. Среди стран «Большой двадцатки» только в России плоская шкала налогообложения. В других странах ставки налогов [для богатых] доходят до 80%. Даже после ввода прогрессивной шкалы по заявлению президента в России останется самая низкая ставка подоходного налога.

Плоская шкала налогообложения даже вредна для нашей экономики.

— Если бы у нас были низкими налоги для бизнеса, эффективная система управления, я бы понял — стране не нужны налоги, поэтому они невысокие у всех и ставка НДФЛ у всех одинаковая — 13%.

Но в реальности у нас бизнес платит сумасшедшие налоги. Чтобы заплатить рабочему 1 рубль зарплаты, ты должен еще 65 копеек бюджету отдать в виде налогов как минимум. При этом если ты себе забираешь деньги, ты платишь с 1 рубля всего 33 копейки налогов — то есть 33%: 13% НДФЛ плюс 20% налог на прибыль. И это ненормально. Должно быть наоборот: если ты себе берешь, то платишь 65%, а если рабочему даешь — то 33%.

Так работает система в Германии. Пока деньги находятся в бизнесе, предприятие мало платит налогов, но как только собственник выводит деньги себе в виде дивидендов, он платит серьезные налоги. Таким образом стимулируется оборот денег в бизнесе. Если ты хочешь на себя любимого деньги потратить — пожалуйста, бери без ограничений, но заплати высокий налог. Германия — мировой лидер в экспорте с развитой промышленностью. Там развиваются технологичные производства, потому что у бизнеса меньше затрат. У нас же низкие затраты только у сырьевиков. У нас сырьевики и финансисты — в шоколаде. Вот мы экономику построили: труба и сберкасса, которая ее обслуживает! А все остальные нищенствуют. Это что, нормально? Что это за экономика такая?

— Почему предложения о вводе прогрессивной шкалы так долго отвергались правящей верхушкой?

— Да они и сейчас отвергаются. На самом деле то, что предпринял президент, — это не результат аналитической работы правительства, а результат изучения общественного мнения, так как граждане считают несправедливым отсутствие в стране прогрессивной шкалы подоходного налога. И президент прислушался к населению. А вообще было бы правильно, если бы правительство, анализируя экономическую информацию, принимало взвешенные, экономически выверенные решения. Вот с этим проблема.

— Когда можно ожидать принятия изменений в Налоговый кодекс РФ?

— Раз президент об этом сказал, думаю, в ближайшее время мы получим проект, внесенный правительством. Видимо, на следующей неделе или через неделю мы его обсудим.

— В процессе подготовки могут появиться какие-то детали? Интересно, придется ли платить повышенный налог со всех доходов, не только с зарплаты, но и продажи акций, квартиры, с полученных дивидендов? Возможны ли все-таки исключения?

— Вполне возможно, какие-то нюансы будут, потому что доходы люди получают не только в виде заработной платы, но и от продажи имущества, процентов по вкладам, по акциям. Посмотрим, что внесет правительство, и тогда будем обсуждать.

Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет.

Уплата налога

Есть еще один момент, который отличает плоскую шкалу от прогрессивной. При плоской шкале все взаимодействие с налоговиками берет на себя работодатель. Он уплачивает 13% с зарплаты. Граждане, если они нигде более не работают, могут в налоговую не ходить и не отчитываться. Подробнее о займах на работе читайте в нашем материале «Займ у работодателя или когда придется платить налог с выгоды?»

Однако с введением прогрессии ситуация может измениться в первую очередь за счет гигантских очередей в налоговую. Гражданам нужно будет сообщать налоговикам все места их работы, источники доходов, чтобы сотрудники ФНС все подсчитали и с учетом различных льгот вывели итоговую ставку налога.

С одной стороны – это серьезно усложнит жизнь граждан, но с другой – есть вероятность, что повысится сознательность плательщиков. Они будут сами платить налоги с доходов в бюджет и, по сути, чувствовать свою ответственность за судьбу страны. Самостоятельно выплачивая налоги, каждый гражданин будет требовать от властей соответствующего исполнения обязанностей.

В Великобритании ставка в 45 действуют для доходов выше 150 тыс.

Присоединение к России было прогрессом для Кавказа

По мнению экспертов, инциденты подобного рода указывают на масштабные проблемы российской инфраструктуры.

Новости

Освобождение россиян с низкими доходами от уплаты НДФЛ будет полезно для экономики, однако вводить прогрессивную шкалу с повышенными ставками для высоких доходов нельзя без понижения налогов на предприятия, заявил РИА Новости бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Читайте также:  Как проверить мотоцикл по номеру рамы ГИБДД

Вице-премьер Ольга Голодец в понедельник заявила, что в правительстве обсуждается вопрос о введении в РФ прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, при этом она отметила, что освобождение от НДФЛ низких доходов является важнейших шагом для преодоления бедности.

“Нашу налоговую систему давно надо привести в соответствие с принципами, на которых базируются налоговые системы развитых стран. Среди этих принципов – прогрессивный подоходный налог. Но вводить его в России, не понизив корпоративные налоги, то есть налоги на предприятия, нельзя. Сейчас у нас явный перекос – высокие корпоративные налоги и очень низкий НДФЛ. Должно быть наоборот”, — заявил Титов.

При этом он поддержал предложение освободить от уплаты налога граждан с низким уровнем доходов. “Я поддерживаю предложение освободить людей с маленькими зарплатами от уплаты НДФЛ. Эта мера позволит им больше потреблять и тем повысит спрос”, — сказал бизнес-омбудсмен.

Титов добавил, что принципиально выступает за уплату НДФЛ по месту жительства. “Это будет серьезный стимул для регионов к развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест и благоприятного делового климата и среды обитания в регионе”, — уверен он.

Кабмин прорабатывает введение прогрессивной шкалы НДФЛ для борьбы с бедностью, сообщает ТАСС. Об этом сообщила в понедельник журналистам вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.

“У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем”, – сказала Голодец.

Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что возможность перехода к прогрессивной шкале НДФЛ можно рассмотреть после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике. По его словам, в нынешних сложных условиях, когда снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, изменение порядка взимания НДФЛ будет стимулировать уход в тень зарплат. Также он отметил, что олигархи с просьбами сохранить плоскую шкалу НДФЛ не обращаются в Минфин и в правительство.

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин предложил подумать об отказе от плоской шкалы НДФЛ. Об этом он заявил в онлайн-интервью радио «Комсомольская правда».

По словам председателя Думы, плоская шкала в 13% вводилась, чтобы «приучить граждан платить налоги». Нарышкин отметил, что многие граждане воспринимали это как «подарок государству». Он также высказал мнение, что после введения плоской шкалы налоговая дисциплина улучшилась.

Незадолго до состоявшихся 18 сентября 2016 года выборов нового состава Госдумы в парламент был внесен проект закона о возвращении прогрессивной шкалы НДФЛ, предусматривающий кратное повышение ставки для высокооплачиваемых россиян и одновременно полное освобождение от налога тех, кто зарабатывает менее 15 тыс. руб. в месяц.

В настоящее время в России применяется плоская шкала налогообложения со ставкой 13%.

Возможное введение прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ) в РФ приведет к тому, что богатые будут интенсивнее уклоняться от налогов, заявил в интервью РИА Новости председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

“Переход к единой ставке привел к массовому выводу доходов из тени. А при повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов, а, поверьте, у них со штатом высококлассных юристов и финансистов это получится замечательно”, — сказал Макаров.

“В государственных, бюджетных учреждениях, конечно, такого спада не произойдет, тут уровень зарплат определен. Но ведь у нас огромное количество бизнеса, к которому государство не имеет отношения”, — добавил депутат.

К тому же, как отметил Макаров, ссылаясь на экономиста Артура Лаффера, “при определенном увеличении ставки налога его собираемость сокращается”.

“То есть далеко не всякое повышение ставки налога приводит к появлению дополнительных доходов бюджета. Никто ни в одной стране не заплатит больше, чем он готов платить… Сегодня заявления о существенном увеличении собираемости налога после введения прогрессивной шкалы могут делать только “теоретики”, не несущие никакой ответственности за свои слова”, — подчеркнул глава думского комитета.

В мае газета Wall Street Journal со ссылкой на неназванных российских чиновников написала, что власти России рассматривают планы изменения налоговой системы после президентских выборов 2018 года. В частности, по данным издания, обсуждается план введения прогрессивной шкалы налогообложения либо повышения ставки НДФЛ с 13% до 20%.

Позднее в мае глава Минфина Антон Силуанов сказал журналистам, что его министерство не готовит никаких предложений по повышению налогов в РФ, а глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что повышать НДФЛ нецелесообразно и правительство этот вопрос не обсуждает. В свою очередь экс-глава министерства финансов Алексей Кудрин утверждал, что возвращаться к прогрессивной шкале НДФЛ экономически нецелесообразно, и “это был бы чисто политический шаг”.

В Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», сообщается на сайте нижней палаты Парламента.. Его авторы – депутаты Алексей Диденко, Ярослав Нилов, Антон Ищенко, Сергей Катасонов – предлагают вернуться к прогрессивной шкале НДФЛ.

В частности, депутаты предлагают полностью освободить от налогообложения доходы, не превышающие 15 тысяч рублей в месяц. Граждане с годовым доходом от 180 тысяч до 2,4 млн. рублей, согласно законопроекту, будут платить в казну по-прежнему 13%. При годовом доходе свыше 2,4 млн. рублей ставка вырастет до 30%, а для тех, чей доход превышает 100 млн. рублей в год, предусмотрена ставка 70%.

По расчетам депутатов, приведенным в финансово-экономическом обосновании проекта, введение прогрессивной шкалы в предложенном варианте позволит дополнительно привлечь в бюджетную систему страны более двух триллионов рублей.

Одновременно, полагают авторы проекта, предлагаемая система налогообложения смягчит социальное неравенство. Доходы малообеспеченных групп населения повысятся, а у коммерческих организаций появится стимул расходовать прибыль на расширение и модернизацию производства, а не на чрезмерное личное потребление.

Закон в случае принятия предлагается ввести в действие с 1 января 2017 года.

По мнению Правительства, которое не поддержало документ, в настоящее время нет необходимости корректировать ставки по основным налогам. В официальном заключении отмечено, что введение с 1 января 2001 года плоской шкалы налога в размере 13% для большинства видов доходов увеличило бюджетные поступления от НДФЛ и впоследствии такая система доказала свою эффективность.

Несмотре на отрицательный отзыв Правительства, законопроект зарегистрирован и направлен в Комитет по бюджету и налогам.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога наряду с введением необлагаемого налогом минимума позволят пополнить федеральный бюджета примерно на 300 млрд рублей, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

“Если сделать одновременно эти две вещи, то будет прирост поступлений, ну, при нынешних условиях в районе 200-300 млрд рублей”, – сказала ТАСС Дмитриева, комментируя публикацию газеты Wall Street Journal о возможном повышении налогов в РФ после 2018 года.

По мнению Дмитриевой, прогрессивную шкалу необходимо вводить, начиная с уровня доходов от 3 млн рублей в год. Что же касается возможного повышения налога на добавленную стоимость (НДС), депутат уверена, что его надо снижать. “Речь должна идти о снижении налога на добавленную стоимость, потому что это инфляционно провоцирующий налог, и он подавляет, прежде всего, отрасль с высокой добавленной стоимостью, которую нужно стимулировать”, – сказала Дмитриева.

В Кремле не принималось никаких решений о повышении налогов в РФ после выборов президента страны в 2018 году, передает ТАСС.

“Никаких решений на этот счет нет, никакой доминирующей точки зрения на этот счет нет и говорить об этом, конечно, невозможно”, – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на просьбу ТАСС прокомментировать появившиеся в печати сообщения о якобы готовящемся повышении.

По его словам, “ясно, что каких-либо действующих программ, которые предусматривали бы такое (повышение налогов), тоже нет”. “Поэтому какая будет экономическая конъюнктура в 2018 году после президентских выборов, сейчас вряд ли кто-то сможет спрогнозировать, поэтому это такое гипотетическое утверждение”, – сказал он про соответствующую публикацию.

Правительство рассматривает возможность изменения налоговой системы, в том числе повышение подоходного налога и налога на добавленную стоимость (НДС), рассказали The Wall Street Journal несколько российских чиновников. При этом, по их словам, любые изменения возможны только после 2018 года, когда состоятся президентские выборы.

По словам чиновника, знакомого с ситуацией, правительство рассматривает возможность введения прогрессивной шкалы обложения для подоходного налога, что будет означать его увеличение с нынешних 13% для людей с высокими доходами. Другой чиновник отметил, что власти, скорее всего, сохранят плоскую шкалу подоходного налога, однако повысят его до 20%.

Оба собеседника газеты отметили, что власти также с большой вероятностью повысят НДС. При этом они подчеркнули, что любые изменения произойдут уже после президентских выборов. «Идет дискуссия о том, как сделать так, чтобы налоги не выглядели чрезмерными и не очень сильно ударили по населению», — сказал один из собеседников WSJ. В разговоре с газетой чиновники отметили, что у российских властей пока нет консенсуса по вопросу повышения налогов и окончательное решение будет принимать политическое руководство страны.

В начале февраля газета «Коммерсантъ» сообщала о том, что Министерство экономического развития не поддержало введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Два источника РБК в правительстве в конце января сообщали, что Минэкономики не включило в антикризисный план и предложение ограничить уровень оплаты топ-менеджеров госкомпаний исходя из рыночного уровня.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога сейчас нецелесообразно, поскольку вызовет массовый уход от налогообложения, заявил РИА Новости вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин.

Власти РФ не хотят возврата “серых” зарплат, но в будущем вопрос о введении прогрессивной шкалы НДФЛ может быть поставлен, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме во вторник.

Такую возможность можно обсуждать, но на сегодняшний день у прогрессивной шкалы налога на доходы больше минусов, чем плюсов. Начнётся массовый уход доходов “в тень”, причем уходить туда будут как раз высокие доходы”, — сказал сенатор.

По словам Бушмина, введение прогрессивной шкалы НДФЛ приведёт не только к уменьшению налоговых поступлений, но и к снижению уровня жизни населения в целом.

“Ещё раз хочу подчеркнуть: как только повышаются налоги, становится ясно, что богатые умеют очень хорошо бегать, и для того, чтобы их догнать, приходится обирать бедных”, — отметил вице-спикер.

Он обратил внимание и на то, что при прогрессивной шкале налога на доходы для полной уплаты налогов уровень налоговой грамотности населения должен быть значительно выше, чем сейчас в России, поскольку при втором доходе россиянам неизбежно придётся заполнять декларацию и самостоятельно высчитывать объём налогообложения.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе форума «Кандидат» раскритиковал предложение КПРФ ввести прогрессивную шкалу НДФЛ.

Депутат напомнил, что в настоящее время в России действует так называемая «плоская шкала» НДФЛ и ставка налога для резидентов РФ составляет 13%. При этом ряд партий выступают за прогрессивную шкалу этого налога.

Андрей Макаров отметил: «Нам говорят: давайте введем прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы получим не рост налогов, а нам говорят, что мы получим триллионы дополнительно. Мы получим падение. Все мы это много раз проходили. Здорово сказать – давайте прогрессивную шкалу, и все классно, люди аплодируют. Те, кто предлагают это, тоже точно знают результат».

Глава думского комитета пояснил, что в России уже действовала четырехуровневая шкала налогообложения.

«Сколько людей платило налог при наличии четырех ставок подоходного налога по нижней ставке. 98,7% налогоплательщиков платили по нижней 12-процентной ставке», – отметил депутат.

Кроме того, Андрей Макаров уточнил, что если ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, то «любой человек, который захочет получить любой вычет, должен будет подавать декларацию».

«Сегодня вычеты получают порядка 50 миллионов человек. Это значит, что надо сегодня построить в очередь в налоговую службу 50 миллионов человек. Мы к этому готовы или нет?», – резюмировал депутат, передает ТАСС.

Речь должна идти о снижении налога на добавленную стоимость, потому что это инфляционно провоцирующий налог, и он подавляет, прежде всего, отрасль с высокой добавленной стоимостью, которую нужно стимулировать , – сказала Дмитриева.

Почему в России не вводят прогрессивный налог?

Прогрессивный налог труднее администрировать.

Добавить комментарий