Независимая оценка квалификации является добровольной

Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников

С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52);
  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);
  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1);
  • медицинские работники (ст. 350);
  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

  1. В силу ст. 196 ТК РФ при направлении на экзамен учреждение должно получить письменное согласие работника на прохождение оценочной процедуры. Для того целесообразно разработать форму уведомления о направлении на независимую оценку квалификации, где предусмотреть строку о согласии работника с решением работодателя.
  2. В той же статье сказано, что направить работника в экзаменационный центр нужно в порядке, определенном коллективным или трудовым договором, соглашениями. То есть саму процедуру направления следует прописать во внутренних документах учреждения (на это указывается и в планах по внедрению профстандартов, если они предусматривают данный механизм оценки).
  3. Учреждению потребуется заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204 (Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204)). На то, что оценка проводится за счет средств работодателя (если тот выступает ее инициатором), указывается и в ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ.
  4. Учреждение должно предоставить работнику гарантии, установленные трудовым законодательством, — сохранить средний заработок за период прохождения независимой оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.
  5. Работник подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена. Представить комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.
  6. ЦОК согласовывает дату, место и время профессионального экзамена с работником и работодателем (п. 9 Правил № 1204).
  7. В назначенную дату работник допускается до экзамена на основании документа, удостоверяющего личность (п. 10 Правил № 1204).

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

2015 293 и от 27.

Независимая оценка квалификации педагогического работника

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Независимая оценка квалификации педагогического работника

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон). Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Читайте также:  ВС РФ опубликовал обзор судебных решений о сервитутах

С 2017 г. работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам. Оценка квалификации является добровольной, поэтому ни для работника, ни для работодателя результаты такой оценки никаких обязательных последствий не влекут. Сразу же отметим, что введение в действие профессиональных стандартов для педагогических работников временно отложено!

В чём суть независимой оценки квалификации?

В соответствии со ст. 195.3 Трудового Кодекса РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профессиональный стандарт «Педагог».

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (ч.3, ст. 2 Закона).

Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.

Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Ещё раз обратим внимание, что для педагогических работников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать стандарту.

Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:

  • работнику — реализовать своё право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
  • работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности. Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио. Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.

Гарантии работникам при прохождении независимой оценки квалификации

При прохождении независимой оценки квалификации с отрывом от работы работодатель обязан:

  • сохранять за сотрудником место работы (должность);
  • выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;
  • в размере, предусмотренном для служебных командировок: выплатить суточные, оплатить стоимость проезда, оплатить стоимость проживания.

Порядок и условия направления работников на независимую оценку квалификации нужно прописать в коллективном или трудовом договоре.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с центром оценки квалификаций (ЦОК). После чего работник подает лично (через представителя) или направляет в форме электронного документа в ЦОК:

  • письменное заявление по утвержденному образцу;
  • копию паспорта;
  • иные документы, если они необходимы для прохождения экзамена по соответствующей квалификации.

работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам.

Где проходить оценку квалификации?

Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).

Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.

Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.

Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.

Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.

Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора , а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.

Кто принимает решение о направлении работника на оценку квалификации

Вообще, в квалифицированных кадрах заинтересован работодатель. Поэтому решать, нужны ли экзамены его действующим или потенциальным работникам, определять круг должностей, подлежащих оценке, и выдавать направление на экзамен будет именно он. Но специалист может пройти это испытание по собственной инициативе и принести работодателю готовый документ, подтверждающий его квалификацию. Например, это может быть выгодно тем, у кого нет профильного образования, но есть соответствующий стаж и навыки.

Работник должен написать заявление для проведения независимой оценки и подписать прилагаемое к нему согласие на обработку персональных данных.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России.

Рекомендации по возмещению расходов, связанных с прохождением независимой оценки квалификации

На основании Федерального закона от 03.07.2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи принятием ФЗ «О независимой оценке квалификаций»:

соискатели освобождаются от налогообложения суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации;

соискатели имеют право на получение социальных налоговых вычетов в связи с независимой оценкой квалификации;

направление работников на прохождение независимой оценки квалификации отнесено к прочим расходам работодателей, связанным с производством и реализацией.

Статьи 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)», 219 «Социальные налоговые вычеты» и 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Налогового кодекса РФ

С 2018 года в декларации по форме 3-НДФЛ появилось отдельное поле для заявления нового социального вычета:

  • за оплату независимой оценки квалификации.

Плата за независимую оценку квалификации работника не будет облагаться НДФЛ:

  • работники, которые самостоятельно оплатят независимую оценку своей квалификации, смогут получить социальный налоговый вычет по НДФЛ;

подп. 6 п. 1 статьи 219 «Социальные налоговые вычеты» Налогового кодекса РФ

размер налогового вычета равен сумме фактических расходов на прохождение оценки квалификации;

величина этого налогового вычета и налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2-5 п. 1 статьи 219 «Социальные налоговые вычеты» Налогового кодекса РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и на дорогостоящее лечение), в совокупности не должна превышать 120 тыс. рублей в год.

Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы по налогу на прибыль.

подп. 23 п. 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Налогового кодекса РФ

1 статьи 219 Социальные налоговые вычеты Налогового кодекса РФ.

Зачем учителю независимая оценка квалификации

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон). Закон регулирует вопросы подтверждения соответствия квалификации работника (претендента) профстандарту либо требованиям к квалификации. Требования к квалификации устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Как устроена система независимой оценки квалификации

Согласно Закону, в России формируется система независимой оценки квалификации.

Её участниками являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

7) Минтруд России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Управляет системой независимой оценки по профессиональным квалификациям Национальный совет при Президенте РФ. Положение о Национальном совете по профессиональным квалификациям утверждено Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249.

Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций.

По решению Национального совета создается Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности. Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и Порядок наделения его полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий утверждены приказом Минтруда РФ от 19 декабря 2016 года N 758н.

Читайте также:  Регистрация печати ИП: оформляем лицо фирмы

Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена осуществляют Центры оценки квалификаций. Правила проведения независимой оценки квалификации центром оценки квалификаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204.

Что такое независимая оценка квалификации

В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профстандарт «Педагог». Поэтому, принимая на работу учителя, директор школы должен убедиться, что претендент на эту должность удовлетворяет требованиям, закрепленным в соответствующем профстандарте.

Как сказано в Законе, независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.

Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Для педработников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать профстандарту.

Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:

  • работнику — реализовать свое право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
  • работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.

Как это делается

В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профэкзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности.

Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио.

Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.

Профэкзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.

Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.

О льготах

В связи с принятием Закона N 238-ФЗ внесены изменения в Трудовой и Налоговый кодексы РФ.

Так, Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ скорректирована ст. 187 ТК РФ. В частности, определено, что при направлении работодателем сотрудника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В новой редакции изложена ст. 178 ТК РФ. Теперь, если оценка квалификации будет проводиться в другой местности, работнику производится оплата командировочных расходов. Скорректированы статьи 196 и 197. Согласно внесенным изменениям работодателю нужно будет внести соответствующие изменения в коллективный договор и другие локальные нормативные акты организации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г N 251-ФЗ скорректированы отдельные положения НК РФ. В частности, в ст. 217 НК РФ включен еще один вид доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ, — суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Кроме этого, при определении размера налоговой базы для обложения НДФЛ работник с 01.01.2017 имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность.

Примечание. Закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ не применяется в отношении государственных служащих.

Справочно

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого все педагогические работники образовательного учреждения должны быть переподготовлены так, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.

В соответствии с приказом Минтруда РФ от 26 декабря 2016 года № 835н дата начала применения профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» переносится с 1 января 2017 г. на 1 января 2018 года.

вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года 238-ФЗ О независимой оценке квалификации далее Закон.

С 1 июля закон «О независимой оценке квалификации» действует для всех компаний. Что это значит для бизнеса, почему профстандарты — дело добровольное, и как складывается цена на квалификационный экзамен, рассказывает глава Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.

С 1 июля согласно ст. 11 закона №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» применение иного порядка проведения оценки квалификации специалистов, нежели предусмотрено законом, не допускается. О чем это?
— Это означает, что до 1 июля 2019 года в некоторых отраслях по ряду профессий можно было оценивать квалификацию по своему, особому отраслевому порядку. Теперь, если этот порядок не внесен в Трудовой кодекс, как это сделано, например, в отношении педагогов, медработников, работников транспорта, главных бухгалтеров, помощников нотариуса и др., то с 1 июля оценивать квалификацию можно только так, как предписывает 238-ФЗ.

Так что вполне можно использовать все эти механизмы.

Независимая оценка квалификации является добровольной

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям , которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт – это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Применение профстандартов организацией означает:

  • Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
  • Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
  • По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации

Применение профстандартов в организациях (на предприятиях и т.д.) позволяет контролировать затраты на персонал и его развитие, т.е. повысить эффективность бизнеса в целом. Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам. Образовательные организации согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации. ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации. Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации. Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.

Преимущества квалифицированных специалистов:

  • документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалист;
  • персональное преимущество для роста карьеры;
  • повышение имиджа, рейтинга и конкурентоспособности специалиста в области предоставляемых услуг;
  • обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах;
  • уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.

Преимущества для работодателя:

  • существенная экономия времени на поиске, отборе и оценке кандидатов на вакантные места;
  • оформление на работу только компетентных и мотивированных сотрудников;
  • регулярная диагностика компетенций сотрудников согласно содержанию профессиональных стандартов, разрабатываемых ассоциациями работодателей.

Процедура независимой оценки квалификации.

Нововведения закона

Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

Названный закон разъясняет:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса 287 от 28.

Что делать, если работник не соответствует

В Приказе Минздравсоцразвития от 25.

2. Что такое Независимая оценка квалификации (НОК)?

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Читайте также:  Снижение размера компенсации при ДТП в Челябинске

3. Обязательно ли применения профессиональных стандартов и прохождение НОК?

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

В этом вопросе важно понимание, что профессиональные стандарты приходят на смену прежним квалификационным характеристикам, и теперь именно профессиональные стандарты отражают современное представление работодателей о требованиях к квалификации их сотрудников.

Важно отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 с 1 января 2020 года профессиональные стандарты станут обязательны к применению государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, в которых доля государства превышает 50 %.

Сотрудники таких предприятий смогут подтверждать свой профессиональный уровень исключительно наличием результатов независимой оценки квалификации, проводимой Центрами оценки квалификаций (как через независимые Центры оценки квалификаций, так и внутри корпораций через создание собственных Центров оценки квалификаций).

Также есть Статья 195.3 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что если установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Мотивация работников очевидна когда перед работодателем стоит вопрос, кого брать на работу человека с подтвержденной квалификацией или без нее, то, конечно же, гораздо больше шансов получить работу у первого из них.

Независимая оценка квалификации является добровольной

Сегодня в России действуют уже 18 центров оценки квалификации, выполняющих независимую оценку персонала. Что может дать институт независимой оценки работодателям-руководителям коммерческих структур? Разбираются специалисты ГК “ГНК”.

1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”. Согласно нормам ФЗ, независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством. Таким образом, независимая оценка в ряде случаев может заменить собой аттестацию, цели которой, в принципе, совпадают с целями независимой оценки – установить соответствие квалификации сотрудника занимаемой должности или выполняемой им работе.

Независимая оценка и аттестация: разница

Как уже было сказано, и независимая оценка, и аттестация преследуют одни и те же цели. Однако различия между ними есть.

  1. Аттестация обязательна только для отдельных категорий работников (занятых на вредных и опасных производствах, госслужащих, педагогов и др.). Для остальных – по усмотрению работодателя. Проведение независимой оценки в принципе не является обязательным.
  2. Процедура проведения аттестации регламентируется ТК РФ, независимой оценки –238-ФЗ.
  3. Проведение аттестации связано для работодателя с рядом обязательных условий. Например, для этой процедуры он должен разработать пакет документов (в т.ч. Положение об аттестации сотрудников организации ), утвердить регламент, установить квалификационные требования, разработать тесты, создать комиссию и т.д.). Для организации же независимой оценки руководителю достаточно заключения договора с уполномоченной организацией (ЦОКом).
  4. Для направления работника на аттестацию его согласие не требуется. При проведении независимой оценки оно обязательно.
  5. Аттестация проводится периодически – один раз в 3-5 лет [1] . Для независимой оценки подобных обязательных сроков не предусмотрено.
  6. Аттестация проводится на основании квалификационных требований, установленных работодателем. Независимые эксперты оценивают соискателей, руководствуясь исключительно профессиональными стандартами.

Важно: квалификационные требования работодателя могут быть шире, специфичнее и жестче, нежели профстандарты! Да, с 1 июля 2016 года работодатель обязан руководствоваться профстандартами, но только в отношении тех работников, требования к квалификации которых установлены законодательно (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Пример: при проведении аттестации в ООО “Частная школа” обязаны учитывать профстандарт в процессе разработки квалификационных требований к педагогическим работникам (основание – ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Относительно менеджеров по продажам образовательных услуг профстандартов нет. Поэтому требования к их квалификации ООО разрабатывает самостоятельно.

  1. На основании заключения аттестационной комиссии уволить работника можно (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). По результатам независимой оценки – нет.

В этой статье мы попытаемся разобраться в том, что может дать независимая оценка коммерческим структурам, для большинства из которых аттестация не обязательна. Ведь, по сути, те организации, проведение аттестаций в которых закреплено законодательно, потребности в независимой оценке не испытывают: процедура аттестации отлично справляется с оценкой квалификации их работников.

Как провести независимую оценку

Итак, проверить квалификацию можно не абсолютно всем работникам, а только тем, в отношении профессий которых существуют профессиональные стандарты (сейчас их чуть более 800). Их список есть на сайте Минтруда .

Процедура независимой оценки платная и проводится исключительно центром оценки квалификаций (ЦОК). Контроль над деятельностью ЦОКов и ответственность за развитие института оценки возложены на Минтруд РФ, Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ, Национальное агентство развития квалификаций, а также Советы по профквалификациям.

Работник может пройти оценку как по направлению работодателя (который при этом должен оплатить оценку, а также командировочные расходы, если ЦОК находится в другой местности), так и по собственной инициативе, – но уже за свой счет.

Обратите внимание на следующие важные факты:

  1. закон о независимой оценке не применяется в отношении государственных служащих (независимую оценку им заменяет обязательная аттестация);
  2. в тех отраслях экономики, в которых установлен особый порядок подтверждения квалификации отдельных категорий специалистов (напр., кадастровых инженеров, экспертов-аудиторов, ряда работников с вредным и опасными условиями труда, педагогических работников), и сегодня действует иной порядок подтверждения квалификации, то такой порядок применяется до 01.07.2019 г.;
  3. независимая оценка, как уже говорилось, для работодателя не является обязательной. Направлять работника на оценку или нет, компания решает самостоятельно.
  4. направление работодателями работников на прохождение независимой оценки осуществляется только с письменного согласия последних. Кроме того, во время тестирования для сотрудника действуют все гарантии, установленные трудовым законодательством локальными нормативными актами и трудовым договором.

Как проводится независимая оценка?

Заявление в ЦОК можно подать как лично или через представителя, так и дистанционно, в электронном виде. После рассмотрения документов ЦОК согласует с соискателем или работодателем время и место экзамена. Согласно п. 11 Постановления, “проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям”.

Далее ЦОК направит материалы экзамена в обособленный контрольный орган – совет по профессиональным квалификациям. Решение “сдал или не сдал” принимается именно Советом.

После принятия решения соискателю выдаются:

  • свидетельство о квалификации – если экзамен сдан. Свидетельство имеет срок действия;
  • заключение о прохождении соискателем профессионального экзамена – если экзамен не сдан. Одновременно в этом заключении должны содержаться рекомендации для непрошедшего тестирование по повышению квалификации.

Налоговые льготы

В целях поощрения прохождения независимой оценки законодатель установил ряд налоговых льгот – как для работников, так и для работодателей. Обратите внимание, что прохождение оценки с 1 января 2017 г. является правом работника наряду с правом на получение дополнительного профессионального образования.

Для работодателей (в случае, если расходы по независимой оценке оплачивает работодатель), такие расходы не облагаются налогом на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Также работодатель может учесть затраты на оценку при расчете ЕСХН и единого налога по УСН. Дополнительно суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

В свою очередь, работник, который оплатил оценку самостоятельно, может получить налоговый вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов (но не более 120 000 рублей в год – пп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Что даст независимая оценка?

Эксперты оценивают институт независимой оценки неоднозначно. Одни считают, что она не окажет практически никакого влияния на сложившиеся трудовые отношения, и воспользоваться ею ни работодатели, ни кандидаты в сотрудники спешить не будут. В свою очередь, компаниям, решившим провести аттестацию, часто проще сделать это самостоятельно (особенно это актуально для тех компаний, которые базируются далеко от ЦОКов – ведь им придется оплатить работникам время, затраченное на прохождение оценки, а также их проживание и дорогу туда и обратно).

Другие специалисты уверены, что появление третьей, независимой стороны, способной подтвердить или опровергнуть квалификацию работника, окажет положительное влияние на рынок труда – в том числе и потому, что заставит “подтянуться” отечественные учебные заведения, выдающие своим выпускникам дипломы с соответствующими квалификациями. Третьи осторожно заявляют, что востребованность института независимой оценки покажет время. Четвертые отмечают, что независимая оценка может сыграть в пользу работника в случае его незаконного увольнения по причине несоответствия квалификации занимаемой должности. Однако, представляется, что такие случаи пока будут встречаться достаточно редко по причинам ограниченного числа профстандартов и малого количества ЦОКов в стране.

Специалисты ГК “ГНК” полагают, что институт независимой оценки может оказать профессиональную помощь прежде всего работодателям. Например, в случае, если им потребуется оценить знания и умения соискателя на должность, не нужно будет проводить собственный внутренний экзамен или назначать сотруднику испытательный срок. Может оказаться достаточно свидетельства, выданного ЦОКом. В свою очередь, потенциальному работнику наличие свидетельства может дать преимущества перед другими соискателями.

В перспективе же, по мере развития института независимой оценки, коммерческие структуры смогут отказаться от аттестации сотрудников и, как следствие, от хлопот, связанных с ее проведением.

[1] Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи утв. постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 05.10.1973 № 267/470

Для работодателей в случае, если расходы по независимой оценке оплачивает работодатель , такие расходы не облагаются налогом на прибыль ст.

Когда учреждениям проводить независимую оценку квалификации работников?

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, медицинских и творческих работников, спортсменов и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Применение указанного порядка в силу ст. 11 Закона № 238-ФЗ допускается до 1 июля 2019 года.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных.

Добавить комментарий