Оказание каких услуг освобождено от НДС

Что такое НДС?

НДС – это косвенный налог, которым облагаются как товары, так и услуги. Высчитывается он в качестве надбавочной стоимости, выплачивается со стоимости услуги или операции конечным потребителем в пользу бюджета страны. Особенностью данного налога является тот факт, что поступление налога возможно еще на этапах производства. Если говорить об услугах, он формируется и из тех операций, что являются оказанными в процессе производства конечного результата, оставаясь актуальными на всех стадиях. Основная ставка для НДС составляет 18 процентов, также российское законодательство предполагает возможность пользования пониженной ставкой в 10 процентов, или нулевой ставкой, а также полным освобождением.

НДС имеет некоторые общие черты с налогом с оборота или с продаж, его также добавляют к общей стоимости услуги. Однако есть в этом отношении и существенные различия. Так, продавец услуг, за которые покупатель платит НДС, включенный в общую стоимость, может вычесть из уплаченной покупателем суммы те цифры, которые были выплачены тем же налогом поставщику.

Налог остается косвенным, он платится именно покупателем. Платежные бумаги требуют отдельного оформления НДС на услуги и операции, для этого отводится специальная строка. В целом, данный вариант системы налогообложения сформирован для достижения сразу нескольких целей:

  • Распределение процесса уплаты налога между стадиями производства, коммерции, исключая при этом риск многократного взимания и переплат, которые могут стать очень серьезными.
  • Распределение обязанности между несколькими плательщиками, снятие рисков неуплаты. Специфика налогообложения в этом плане такова, что необходимая сумма все равно будет снята для бюджета, даже если кто-то из участников процесса уклоняется от налогов. Уход возможен только при использовании сложнейших схем.
  • Получение косвенного налога исключает национальные, это удобно в рамках существующей экономической ситуации.

Уход возможен только при использовании сложнейших схем.

Особенности уплаты НДС организациями, оказывающими медицинские услуги

Налоговый период зависит от суммы выручки, полученной налогоплательщиком.

Как предоставляется освобождение от НДС налогоплательщикам, перешедшим на специальный налоговый режим

Еще одним вариантом освобождения от НДС является переход на один из специальных режимов налогообложения. Всего существует шесть спецрежимов, перечисленных в п. 2 ст. 18 НК РФ. Плательщики НДС освобождение от уплаты НДС могут получить при использовании четырех из них:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Патентная система налогообложения (ПСН).
  4. Налог на профессиональный доход (НПД).

Важно! 2020 год — последний, в котором организации могут применять ЕНВД. С 01.01.2021 ЕНВД отменяется.

Освобождение от НДС для специальных режимов не действует в части следующих операций:

  1. Ввоз товаров на территорию РФ.
  2. Исполнение обязанностей налогового агента (ст. 161 НК РФ).
  3. Осуществление операций в соответствии с договором простого товарищества (ст. 174.1 НК РФ).

Отдельно следует отметить ЕСХН. В 2019 году ситуация с НДС у сельхозпроизводителей кардинально изменилась. С 01.01.2019 плательщики ЕСХН обязаны платить НДС на общих основаниях (ранее данная категория также была в числе освобожденных от НДС спецрежимов).

Однако законодатель предусмотрел варианты освобождения от уплаты НДС и для сельскохозяйственников. Для этого им необходимо соблюсти одно из условий:

  1. Организация может претендовать на данную льготу, если она подает заявление о переходе на ЕСХН и заявление об освобождении от НДС в одном и том же году.
  2. Плательщик ЕСХН за предшествующий налоговый период имеет доход по сельскохозяйственной деятельности без учета налога в размере:
    1. 90 млн руб. — за 2019 год;
    2. 80 млн руб. — за 2020 год;
    3. 70 млн руб. — за 2021 год;
    4. 60 млн руб. — за 2022 и последующие годы.

Для перехода на специальный режим бизнес должен соответствовать определенным критериям, которые рассмотрим далее.

Организации и ИП, относящиеся к некоторым сферам бизнеса, не имеют права отказаться от общего налогового режима.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:

  • выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
  • занимается ввозом на территорию России различных товаров.

или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;.

Как можно отказаться от освобождения уплаты налога?

Для этого необходимо подавать документы с подтверждением правомерности освобождения и уведомление об отказе.

Входной налог на добавленную стоимость по материально-производственным запасам, к-рые приобретены в рамках «освобождаемого» времени, но используемых после отказа в облагаемых операциях, может быть принят к вычету если есть сч-факт. поставщиков.

Согласно Письму Министерства финансов от 6 сентября 2011 года N 03-07-11/240, принять к вычету входной налог по ОС, которые приняты к учету в рамках «освобождаемого» времени, не представляется возможным.

Согласно этому заявлению налогоплательщик не может быть лишен освобождения, если он предоставил необходимые док-ты и уведомление с опозданием.

Минусы освобождения

Статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного – не более 1% от общего числа плательщиков налога. Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение, несколько.

Во-первых, слишком большое количество документов нужно представить в налоговую инспекцию.

Во-вторых, необходимо постоянно отслеживать сумму поступающей выручки, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 2 000 000 рублей.

И, наконец, главная причина: если большинство клиентов фирмы – плательщики НДС, получать освобождение просто невыгодно. Дело в том, что если покупатель – плательщик НДС – приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.

ФирмаПокупкаПродажаПрибыль
ЗАО «Актив»118 руб. (НДС – 18 руб.)236 руб. (НДС – 36 руб.)236 – 36 – (118 – 18) = 100 руб.
ООО «Пассив»118 руб. (НДС – 18 руб.)200 руб. (НДС – 0 руб.)200 – 118 = 82 руб

Если же «Актив» и «Пассив» продают товар покупателю – неплательщику НДС, – в более выгодном положении оказывается «Пассив» (так как в данном случае покупателю все равно, приобретает он товар с НДС или без него):

ФирмаПокупкаПродажаПрибыль
ЗАО «Актив»118 руб. (НДС – 18 руб.)236 руб. (НДС – 36 руб.)236 – 36 – (118 – 18) = 100 руб.
ООО «Пассив»118 руб. (НДС – 18 руб.)236 руб. (НДС – 0 руб.)236 – 118 = 118 руб

Таким образом, освобождение от НДС в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не
являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.

Такой вывод сделал ФАС Уральского округа в постановлении от 22 июля 2008 года.

Исчисление НДС на услуги: опасности и подводные камни

Под услугами принято понимать виды деятельности, при выполнении которых не создается какой-либо новый продукт, а качественно изменяется уже имеющийся. Именно за это заказчик услуги и платит исполнителю.

  • Платить ли НДС с суммы, заработанной за оказание услуг?
  • Оказание услуг иностранным фирмам и наоборот
  • Ставка НДС для услуг
  • Услуги, вызывающие вопросы по исчислению НДС
  • Как исчислить НДС при перевыставлении услуг?
  • Как возместить НДС?
  • Документооборот при оказании услуг

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Платить ли НДС с суммы, заработанной за оказание услуг.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

На основании применения льготы на общей системе налогообложения лица могут не вносить сбор, не выставлять покупателям счета-фактуры, при этом у них остаются некоторые обязанности.

Эти лица имеют обязательство по внесению данных в книги продаж и покупок, журнал счетов-фактур. Документы по отгрузкам выставляются с соответствующей пометкой. При ввозе товаров сбор уплачивается, а также при выполнении функций агента. Подается декларация по кварталам, когда использовались отчисления. При невыполнении этих требований налоговыми органами могут налагаться санкции в отношении нарушителей.

На основании применения льготы на общей системе налогообложения лица могут не вносить сбор, не выставлять покупателям счета-фактуры, при этом у них остаются некоторые обязанности.

Продление срока освобождения от НДС

Освобождение от НДС дается сроком на 12 календарных месяцев. На меньший срок налоговое послабление не дается. Чтобы отказаться от освобождения, необходимо обратиться в налоговую службу. При восстановлении уплаты НДС, налогоплательщик должен выплатить все выплаты, от которых он был освобожден на время послабления. Если после окончания льготного периода организация решает вернуться к обычному налоговому режиму, то ей необходимо отправить в инспекцию финансов по налогам и сборам соответствующее уведомление.

Если компания решается продлить освобождение от уплаты НДС, то к первоначальному заявлению необходимо предоставить актуальные документы, которые подтверждают основания для такой налоговой льготы. Если налоговая не принимает заявление, то организация получает соответствующее уведомление.

Чтобы отказаться от освобождения, необходимо обратиться в налоговую службу.

Что нужно сделать, прежде чем начать применять освобождение?

С того месяца, в котором вы начнете применять освобождение, “входной” НДС по приобретенным товарам, работам, услугам нужно будет учитывать в их стоимости (Подпункт 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому в квартале, предшествующем освобождению, вы должны восстановить и уплатить в бюджет “входной” НДС, ранее принятый к вычету, по всем оставшимся у вас МПЗ, ОС и НМА (Пункт 8 ст. 145 НК РФ). По ОС налог надо восстановить с их остаточной (балансовой) стоимости по данным бухучета (Подпункт 2 п. 3 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-07-11/106; Постановление ФАС ВВО от 14.04.2011 по делу N А43-14553/2010), при этом восстановленный налог включается в прочие расходы. Напомним, что по недвижимости действует свой особый порядок восстановления НДС, прописанный в п. 6 ст. 171 НК РФ.

Примечание
Отдельные суды считают, что по ОС и НМА восстанавливать НДС перед освобождением не нужно (Постановления ФАС ПО от 21.11.2011 по делу N А55-736/2011; ФАС ДВО от 01.06.2010 N Ф03-3642/2010).

Также, пока вы еще не стали “освобожденцем”, вы можете принять к вычету налог, уплаченный с полученных авансов, но при условии, что (Пункт 5 ст. 171 НК РФ):
(или) вы расторгнете ранее заключенный договор и вернете обратно аванс;
(или) вы измените условие о цене договора и вернете лишь сумму авансового НДС.
Если же вы ничего возвращать покупателям не будете, то при отгрузке вычет НДС с аванса вы не заявляете, но и НДС со стоимости отгруженных товаров при этом начислять не нужно.

145 НК РФ , и подать его нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием льготного периода.

Андрей Локис, специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper

О том, как сейчас в России работает обложение НДС при продаже софта, игр и онлайн-сервисов, рассказал специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Андрей Локис.

— Кто сейчас получает льготу по НДС на продажу софта?

— При предоставлении программного обеспечения (ПО) в договоре предусматривается вид лицензии — исключительные или неисключительные права. Согласно Налоговому кодексу (НК), от НДС освобождены операции по передаче исключительных прав в рамках лицензионного договора. При этом самого понятия «лицензионный договор» в НК нет. В случае же если договором подряда на разработку ПО предусмотрено выполнение исполнителем определенного вида работ, а не передача исключительных прав, льгота по НДС не применяется.

— Как применяется НДС в потребительском сегменте?

— Льгота применяется как в рамках сделок В2В, так и в рамках сделок В2С. Однако в В2С-сделках грань между предоставлением права на использование программного обеспечения и предоставлением услуг очень тонкая. В прямых продажах физическому лицу лицензионный договор заключается, как правило, в форме присоединения, согласие пользователя с условием договора происходит после загрузки ПО.

Читайте также:  Возмещение фсс на спецодежду

В маркетинговых целях производители игр, например, предоставляют неисключительные права пользования неограниченному кругу лиц бесплатно либо за символическую цену, а денежные средства в последующем перечисляются за дополнительные услуги — например, покупку новой «жизни», «супероружия» и так далее.

Реализация таких услуг подлежит обложению НДС: фактически плата берется не за использование программы для ЭВМ, а за организацию игрового процесса, которая требует соответствующих ресурсов. Налоговики полагают, что плата конечными потребителями за использование дополнительного функционала компьютерных игр является платой за отдельную, самостоятельную услугу вне рамок лицензионного договора.

— Каким образом облагаются НДС облачные сервисы по модели SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга), при которой поставщик предоставляет заказчику доступ к разработанному программному обеспечению через интернет?

— НК РФ не содержит такого понятия, как SааS. Из анализа экономических споров по гражданским отношениям следует, что SaaS предоставляется как по лицензионным договорам, так и по договорам оказания услуг. Минфин полагает, что предоставление доступа к компьютерному обеспечению через интернет определяется как услуга и облагается НДС. Так как НДС не облагаются именно операции по передаче прав на ПО, а не услуги, оказываемые с его помощью.

— Бывают ли смешанные договоры?

— Лицензионный договор может содержать элементы различных договоров, когда, например, правообладатель предоставляет право пользования программой и оказывает платные услуги по технической поддержке и настройке, которые облагаются НДС в общем порядке.

Однако чаще всего связанные с налогообложением сложности влекут за собой разделение бизнеса на организации, которые разрабатывают ПО, и организации, которые его обслуживают и продают. При этом и те и другие, как правило, применяют упрощенную систему налогообложения, при которой доход компании должен быть не больше 150 млн руб. в год. Чтобы сохранять стабильную налоговую нагрузку, компании уменьшают выручку за счет роста фонда оплаты труда (ФОТ). Зачастую рост выручки IT-компаний сопровождается ростом числа сотрудников. В случае же если освобождение от НДС будет утрачено, рост выручки будет приводить к росту налоговой нагрузки независимо от роста ФОТ.

Неприятная особенность компаний IT-сектора заключается в том, что им не на что уменьшать НДС. Поэтому субсидирование отрасли в обмен на отмену освобождения от НДС может повлечь забюрокрачивание и появление непрозрачных схем помощи.

Интервью взяла Юлия Степанова

Программные маневры.

Какие товары не облагаются НДС

Компания получает освобождение от НДС при реализации достаточно узкого перечня продукции, который включает в себя:

  • Готовая пищевая продукция, производимая и реализуемая столовыми учебных заведений, больниц со стационарным режимом и прочих бюджетных учреждений, которая распространяется в их стенах, для снабжения учащихся, пациентов, персонала;
  • Почтовая продукция – марки и конверты;
  • Протезы, очки, контактные линзы и ряд других товаров из соответствующего списка освобожденных от уплаты НДС, учрежденного правительством РФ;
  • Религиозная литература, предметы используемые при проведении служб в храмах и прочая продукция соответствующего назначения;
  • Монеты произведенные использованием драгметаллов и используемые в проведении платежных операций;
  • Алмазы не прошедшие обработку;
  • Лом и руда цветных и черных металлов, а также промышленные отходы предприятий занятых их переработкой;
  • Товары поставляемые в качестве гуманитарной или иной помощи не требующие оплаты;
  • Технические средства, используемые в учреждениях реабилитации инвалидов и прочих организациях работающих с людьми с ограниченными возможностями;
  • Алкоголь и прочие продукты, реализуемые в зонах беспошлинной торговли.

Для того, чтобы получить возможность реализации без обложения налогом на добавленную стоимость, производитель, поставщик или продавец должны предоставить соответствующую документацию в налоговую службу. При отсутствии документов, начисляется максимальная ставка.

Технические средства, используемые в учреждениях реабилитации инвалидов и прочих организациях работающих с людьми с ограниченными возможностями;.

Оказание медицинских услуг. Освобождение от НДС (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 31.01.2015

Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав и иные хозяйственные операции, предусмотренные ч. 1 ст. 164 НК РФ.
В ряде случаев, прямо предусмотренных в НК РФ, налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС, в частности при оказании налогоплательщиком медицинских услуг пациентам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, которые оказываются медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Данное ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
На практике нередко между медицинскими организациями и налоговыми органами возникают споры по вопросу правомерности использования налоговой льготы, что приводит к начислению соответствующих сумм НДС, пеней и штрафов. Рассмотрим, что необходимо учитывать налогоплательщикам при осуществлении своей хозяйственной деятельности.
Следует иметь в виду, что освобождение от обложения НДС соответствующих операций носит заявительный характер. Организации вправе использовать упомянутую налоговую льготу при условии, что подтвердили право на нее, а именно имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Если у налогоплательщика отсутствует лицензия, то льготу он использовать не вправе, кроме случая, когда он обращался за получением лицензии или был готов это сделать, но не смог по независящим от него обстоятельствам.
Так, в одном из судебных дел налоговый орган признал неправомерным использование учреждением налоговой льготы, установив, что у него отсутствовала медицинская лицензия. С позицией налоговой инспекции согласился суд первой инстанции, куда налогоплательщик пытался оспорить решение. Суд при этом исходил из того, что отсутствие лицензии является препятствием к реализации права на налоговую льготу, а несвоевременное (по вине лицензирующего органа) получение лицензии исключает лишь возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Однако с такой позицией не согласился вышестоящий суд, который руководствовался положением пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ и исходил из того, что учреждение, являясь, по сути, медицинским, имело право на налоговую льготу, так как не могло получить лицензию по независящим от него причинам.
Из материалов дела следовало, что учреждение осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии. Заявление на продление срока лицензии было своевременно направлено им в лицензирующий орган субъекта РФ, однако, поскольку на его территории не было органа, лицензирующего медицинскую и фармацевтическую деятельность, лицензия была выдана с задержкой.
При таких обстоятельствах в проверяемом периоде налогоплательщик по независящим от него причинам не имел реальной возможности получить лицензию, равно как и приостановить оказание медицинских услуг населению. Являясь, по сути, медицинским учреждением и оказывая услуги, поименованные в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, учреждение имело право на использование налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС, в том числе и в период, когда у него отсутствовала медицинская лицензия по независящим от него причинам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.02.2004 N А29-3085/2003А).
Не будет проблем с использованием рассматриваемой налоговой льготы у налогоплательщиков, которые имеют медицинскую лицензию и занимаются медицинской деятельностью на профессиональной основе, оказывая соответствующие услуги в качестве основных видов своей экономической деятельности. Дополнительным аргументом в их пользу будет также указание в уставе основных видов деятельности в соответствии с ОКВЭД, связанных с медицинскими услугами.
В целях применения гл. 21 НК РФ к медицинским относятся услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 “Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость” (далее – Перечень).
Пунктом 4 Перечня предусмотрено, что не облагаются НДС услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.
Например, из материалов одного дела следовало, что основным видом деятельности общества согласно его уставу является деятельность в области здравоохранения, классифицируемая по коду ОКВЭД 85.1, которая включает санаторно-курортную деятельность на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов, санаторно-оздоровительных лагерей) (85.11.2).
Обществу был присвоен код вида экономической деятельности 85.11.2 (деятельность в области здравоохранения, деятельность санаторно-курортных учреждений).
Медицинские услуги оказывались обществом в виде лечебной физкультуры в залах ЛФК и лечебном плавательном бассейне под контролем медсестер и заведующей диагностическим отделением. Предоставляемые обществом услуги соответствовали Перечню. На каждого пациента заполнялась карта лечащегося в кабинете физкультуры, форма которой утверждена Минздравом России.
У общества имелась лицензия на оказание услуг в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, которые входят в Перечень, поэтому общество правомерно пользовалось льготой в виде освобождения об уплаты НДС (Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2008 N КА-А41/488-08).
Как было отмечено, освобождение от обложения НДС рассматриваемых операций носит заявительный характер, именно налогоплательщики должны обосновать правомерность использования данной льготы. Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 472-О.
Положения ст. 32 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ предусматривают для налогоплательщика возможность реализовать свое право на применение налоговой льготы при условии представления организацией доказательств, подтверждающих, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в установленном порядке вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Пунктом 4 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик должен вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от налогообложения. При этом порядок ведения раздельного учета нормативными документами не регламентирован, поэтому организация самостоятельно разрабатывает способ ведения раздельного учета и указывает его в учетной политике. Других условий применения льгот НК РФ не содержит. В связи с этим отражение льготируемых операций исключительно в счетах на оплату гостиничных услуг необязательно. Фактическое ведение раздельного учета таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2011 N А53-19990/2010).
Такая необходимость связана с тем, что своим клиентам налогоплательщик может оказывать комплекс услуг, в который входят медицинские и иные услуги, при этом первые освобождаются от обложения НДС, а вторые – нет и подлежат обложению на общих основаниях (например, услуги фитнес-клуба, включающие в себя помимо посещений бассейна и тренажерного зала также первичный медицинский осмотр).
Администрация фитнес-клуба реализует за плату клубные карты, дающие право на посещение клуба по графику его работы, при этом стоимость медицинских услуг в общей стоимости клубной карты отдельно не выделяется. При таких обстоятельствах, если стоимость медицинских услуг определить невозможно, налоговый орган начислит НДС на всю стоимость клубной карты.
Так, согласно материалам одного судебного дела общество имело медицинскую лицензию на осуществление следующих видов деятельности: доврачебная помощь; лечебная физкультура; медицинский массаж; физиотерапия; амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и на дому (лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия, педиатрия). К прочим работам и услугам относится терапевтическая косметология.
Обществом реализовались клубные карты на предоставление права посещения фитнес-клуба, в стоимость которых включен первичный лечебно-консультативный прием врача лечебной физкультуры (далее – ЛФК) и спортивной медицины.
Указанный прием врача предусматривал клиническое обследование и диагностику обмена веществ; комплексное медицинское тестирование (фитнес-профиль) с целью определения физических возможностей организма с составлением на его основе индивидуальной схемы тренировочного процесса ЛФК (персональный подбор групповых и индивидуальных занятий); методические занятия с инструктором ЛФК в тренажерном зале (индивидуальные практические занятия по ЛФК на основании заключения врача, включающего обзор кардиотренажеров, силовых тренажеров, правил их использования в занятиях ЛФК и технике безопасности); групповые занятия ЛФК в спортивных залах на основании заключения врача (по расписанию).
Вместе с тем наряду с деятельностью в области здравоохранения общество осуществляло физкультурно-оздоровительную деятельность (ОКВЭД 93.04). В стоимость клубной карты входили также дополнительные услуги: восточные единоборства (кикбоксинг); функциональный тренинг (карате, бокс); танцевальные классы. Эти услуги имеют физкультурно-оздоровительную направленность и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Какого-либо раздельного учета выручки от оказания медицинских услуг (первичный прием врача) и услуг по физкультурно-оздоровительной деятельности в нарушение п. 4 ст. 149 НК РФ обществом не велось. Выручка от продажи клубных карт в полном размере определялась как выручка от оказания медицинских услуг. Поэтому налоговый орган правомерно посчитал, что у общества не имелось законных оснований для использования налоговой льготы в виде освобождения от уплаты НДС (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2011 N А55-36986/2009).
В приведенном примере проблемы у налогоплательщика возникли в связи с тем, что основным видом экономической деятельности для него являлось оказание физкультурно-оздоровительных услуг, медицинские услуги в виде осмотра клиентов клуба носили вторичный характер. Поскольку раздельный учет этих услуг не велся, налоговый орган правомерно определил базу для начисления НДС всю стоимость клубной карты.
Однако иным образом будет обстоять дело в случае, когда налогоплательщиком хотя и оказываются общехозяйственные услуги, которые облагаются НДС на общих основаниях, но они являются вспомогательными относительно медицинских услуг, будучи составной частью последних. В данной ситуации налогоплательщик оказывает своим клиентам, по сути, комплексную медицинскую услугу, которая не подлежит обложению НДС, что можно увидеть из следующего примера.
Между организацией и налоговой инспекцией возник спор по поводу того, подлежат ли обложению НДС оказываемые налогоплательщиком санаторно-курортные услуги, которые помимо лечения включали в себя также проживание в гостинице. Признавая за ним право на льготу в виде освобождения от уплаты НДС, суд исходил из следующего.
Согласно коду ОКВЭД 85.11.2 деятельность санаторно-курортных учреждений включает в себя:
– санаторно-курортную деятельность, связанную с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и т.п.);
– обеспечение условий пребывания в санаторно-курортных учреждениях (проживания, питания и т.п.).
Налогоплательщик оказывал услуги по проживанию лиц в санатории вне связи с лечебным процессом, но при этом обеспечение проживания пациентов является не самостоятельным видом услуг, а необходимым условием реабилитационно-восстановительного лечения в санаторно-курортном учреждении.
Следовательно, у налогового органа не было законных оснований полагать, что оказанные налогоплательщиком услуги по обеспечению пребывания (проживания) пациентов в период их лечения не подлежат освобождению от налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2008 N А66-7072/2007).

Читайте также:  Строительство двухквартирных домов на участках под ИЖС

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.

Цель законопроекта – обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора – оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.

Цель законопроекта – создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные проекты в Российской Федерации

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.

2 деятельность в области здравоохранения, деятельность санаторно-курортных учреждений.

29.2. Льготы и освобождение от НДС

Отдельные категории товаров и плательщиков освобождаются от НДС. Льготы устанавливаются, как правило, в отношении социально значимых товаров, работ, услуг в целях ограничения роста цен.

В целях стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства от НДС освобождаются экспортируемые товары собственного производства и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и транзиту иностранных грузов через территорию РФ при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.

В соответствии с установившейся международной практикой от НДС освобождаются:

• товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

• сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в РФ, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц РФ либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.

Элементом социальной политики государства является освобождение от НДС:

• услуг городского пассажирского транспорта, кроме такси, услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

• стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в порядке приватизации и в домах, находящихся в собственности общественных объединений, арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;

• продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания: студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета;

• услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений;

• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

• услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ;

• стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости этих работ;

• работы, производимые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, по строительству объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных комбинатов и технологических линий, оказанию услуг иностранными и российскими консультационными фирмами, поставкам материалов и оборудования, созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;

• платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также путевки и курсовки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристские и экскурсионные путевки, кроме комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок, технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

• оборудование, приборы и материалы, ввозимые для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых правительствами иностранных государств и международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти (товары освобождаются от налога только в момент таможенного оформления);

• технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;

• специально оборудованные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, закупленные за счет средств бюджетов всех уровней, а также специальные приборы и оборудование для оснащения этих специальных транспортных средств при их производстве;

• ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями.

НДС не облагаются денежные расчеты и финансовые операции, не носящие характер посреднических услуг, в том числе:

• операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, кроме операций по инкассации;

• операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа, кроме используемых в целях нумизматики, а также ценных бумаг, кроме брокерских и других посреднических услуг;

• действия, выполняемые уполномоченными органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении предприятиям или физическим лицам определенных прав;

• платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;

• патентно-лицензионные операции, кроме посреднических, связанные с объектами промышленной собственности, получение авторских прав;

• продажа почтовых марок, кроме коллекционных, маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов, комиссионное вознаграждение за реализацию лотерейных билетов. В целях создания благоприятных условий для развития отечественной науки и культуры НДС не облагаются:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

• товары, ввозимые на территорию РФ: оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством РФ;

• научные периодические издания;

• изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых приняты в установленном порядке;

• сырье, материалы и оборудование, закупаемые предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов;

• произведения искусства, приобретенные за счет средств федерального бюджета либо полученные в дар государственными учреждениями и организациями культуры, искусства, архивной службы, а также материалы, закупаемые государственными учреждениями и организациями культуры, искусства, кинематографии и архивной службы за счет средств федерального бюджета либо полученные ими в порядке компенсации за проведение выставок и иных культурно-массовых мероприятий;

• все виды печатных изданий, в том числе в виде записи на электронных носителях, получаемые государственными и муниципальными библиотеками, библиотеками научных обществ и творческих союзов, музеями по международному книгообмену, а также ввозимые на территорию РФ в целях осуществления некоммерческого обмена и распространения, приобретенные за счет средств бюджетов всех уровней;

Читайте также:  НПФ электроэнергетики

• услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (льготы не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера);

• обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции;

• работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.

НДС не взимается с добавленной стоимости, созданной в процессе производства драгоценных металлов и камней, поступающих в распоряжение государства. Льготы распространяются на обороты по реализации:

• драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям для последующей продажи на экспорт;

• драгоценных камней в сырье и ограненных внешнеэкономическим организациям, ЦБ РФ и уполномоченные коммерческие банки;

• драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ внешнеэкономическим организациям, ЦБ РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам, а также обороты ЦБ РФ и специально уполномоченных коммерческих банков по реализации драгоценных металлов в слитках при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ;

• конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

• для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов.

Льготы по НДС распространяются на обороты, совершаемые с участием органов государственной власти и управления. Налогом не облагается:

• стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию этих объектов по их назначению и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления;

• стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления, стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим профсоюзным организациям. Ряд льгот по НДС относится к товарам, работам, услугам, приобретаемым отдельными категориями налогоплательщиков. Они распространяются на:

• товары, кроме подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, работы, услуги, производимые и реализуемые лечебно-производственными и трудовыми мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, общественными организациями инвалидов;

• товары, кроме подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, работы, услуги, кроме брокерских и иных посреднических услуг, производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников (льгота не распространяется на предприятия, кроме предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность). При определении права на получение этой льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

• продукцию собственного производства колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, реализуемую в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, для общественного питания работников, привлекаемых на сельхозработы;

• услуги, выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями по договорам;

• пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе;

• материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности;

• обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность или пользование пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством РФ;

• услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов;

• услуги вневедомственной охраны МВД РФ.

В целях стимулирования притока иностранных инвестиций и импорта отдельных товаров НДС не облагаются:

• товары, кроме подакцизных, предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями;

• товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами о проведении совместных научных работ;

• товары, кроме подакцизных, ввозимые в счет погашения государственных кредитов, предоставленных и предоставляемых иностранным государствам Союзом ССР и РФ;

• хлопок-волокно, происходящий с таможенной территории государств, не входящих в СНГ;

• обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.

НДС не взимается с оборотов казино, игровых автоматов, выигрышей по ставкам на ипподромах.

Следует обратить внимание на то, что предприятия, реализующие товары, как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров. Раздельный учет необходимо вести и предприятиям торговли и общественного питания для использования различных ставок НДС.

Перечень товаров, освобождаемых от НДС, является единым на всей территории РФ.

Рассмотрим ставки НДС. Они установлены в следующих размерах:

10% — по хлебу и хлебобулочным изделиям, молоку и молокопродуктам, кроме мороженого, продуктам детского и диабетического питания;

20% — по остальным товарам.

В торговле и общественном питании расчет НДС производится от суммы полученного дохода по расчетным ставкам в размере соответственно 9,09 и 16,67%. При отсутствии аналитического учета по видам реализуемых товаров НДС исчисляется по ставке 16,67%.

драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям для последующей продажи на экспорт;.

В каких случаях работы НИР и ОКР освобождаются от НДС (выдержки из нормативных документов)

При заключении договоров с предприятиями и организациями на выполнение работ и оказание услуг часто возникает вопрос: относятся ли выполняемые работы к НИР, ОКР, технологическим, т.к. отнесение работ к указанным видам влечет за собой освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС).

Для правильного определения, к какому виду деятельности относится выполняемая работа, рекомендуем руководствоваться основными понятиями, приведенными в соответствующих Федеральных законах и Гражданском кодексе РФ (см. вложение).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

16.1) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

– разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

– создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации; (пп. 16.1 введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ)

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 38. Выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ

Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Глава I. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция – научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Добавить комментарий