Отказ от ремонта по ОСАГО

avto-advokat › Блог › Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2019 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто “сертификат” на восстановительные работы при ущербе,
во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

заявление о страховом возмещении,
заполненное извещение о ДТП,
паспорт собственника машины,
свидетельство о регистрации авто,
страховой полис ОСАГО,
постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна… По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие “разумного срока” прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:
— либо доплатить из своего кармана,
— либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2019 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

“срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)”.

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2019 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторю в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой “адекватной” на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Читайте также:  Основы торговли на бирже для начинающих

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные “бонусы” от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Но есть ответственность за это в гражданском отношении то есть в Вашу пользу.

3. Если пришло СМС с направлением на СТО.:

Каждому человеку валится много спама во все мессенджеры. Это не является официальным уведомлением! Игнорируйте.

Когда Вам дадут на подписание акт приема авто перед подписанием внимательно его изучите.

Стоит ли обращаться к автоюристу?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но с большой долей вероятности стоит. Дело в том, что судебный и досудебный процессы всегда содержат большое число процессуальных действий, ошибки в которых стоят отсутствия тех или иных доказательств. А страховые компании имеют своих юристов.

Тем не менее, порядок действий при отказе страховой в выплате или ремонте не так сложен. Просто ситуации бывают нестандартные в виде непопулярных оснований отказов (например, неявный третий участник ДТП, неочевидная виновность лица).

Ваш представитель всегда оценит прогноз по делу перед тем, как приступить к нему и брать с Вас оплату.

Вы можете задать вопрос автоюристу абсолютно бесплатно, и он сможет проконсультировать Вас конкретно по Вашему страховому случаю!

На какие нюансы следует обратить внимание при обращении к автоюристу, когда страховая компания отказала в выплате по ОСАГО:

  1. грамотный автоюрист по отказам страховой всегда изучит дело ещё на этапе знакомства с Вами перед заключением договора; если представитель сразу предлагает заключать договор, то это “неправильный юрист”,
  2. не все юристы одинаково полезны; изучите опыт и количество выигранных дел автоюриста конкретно по отказам страховой, сделать это можно просто поиском по фамилии представителя на сайтах rospravosudie.com и sudact.ru,
  3. цены на услуги автоюристов по отказам страховых компаний в выплате или ремонте сильно варьируются: в среднем от 4-5 тысяч рублей до 12-15 тысяч; в таких делах также часто принято давать “призовые” — определённую плату в случае выигрыша дела по его завершению.

При ведении дела Вам потребуется заключить с Вашим представителем договор, оплатить предоплату или полную сумму сразу и выписать доверенность (бланк доверенности ниже), которую можно заверить у Вашего работодателя или нотариально.

Но с большой долей вероятности стоит.

Будет ли действительна гарантия после проведенного ремонта?

Как уже говорилось выше, автомобили, возрастом менее двух лет должны ремонтироваться у официальных дилеров. Однако, если ТО имеет контракт с официалами, то гарантия сохранится. Т.е. замена запчастей, вышедших из строя, по гарантии возможна только для новых авто с минимальным пробегом.

Что делать, если страховщик отказывается выплачивать наличными.

Можно ли отказаться от ремонта и получить денежную компенсацию?

Попал в ДТП. Помята задняя дверь. В сервисе предварительно сказали, что дверь лучше заменить, чем делать ремонт. Общая стоимость работ с заменой двери около 75 тысяч. руб.

Обратился в страховую по ОСАГО.

В направлении на ремонт страховая указала лимит ответственности 20000 руб.

Написал письмо-претензию в страховую, указав, что с лимитом не согласен и просьбой пересмотреть сумму, согласовав с сервисным центром замену двери. Официальный ответ от страховой пока не получил.

Машину в прошлые выходные сдал в ремонт в сервисный центр по направлению страховой.

В заказ-наряде в графе “заказчик” указана страховая, но почему-то подпись со слов поедставителя сервисного центра должен был ставить я иначе страховая не согласует ремонт с ними. Я поставил свою подпись, указав там же, что с лимитом не согласен и не являюсь представителем страховой.

Сегодня позвонил сотрудник из сервисного центра и сказал, что страховая согласовала ремонт на 35 тысяч рублей, что для замены двери недостаточно и если я хочу замену двери, то нужно доплатить, а если хочу ремонт, то доплачивать ничего не придется.

Договорились на том, что я подумаю несколько дней и дам ответ. Машина пока стоит в сервисе.

Думал вначале, что лучше доплатить за замену двери, а потом взыскать разницу с виновника дтп, но в интернете прочитал, что вероятнее всего суд откажет в таком взыскании, так как данная сумма укладывается в 400 тысяч, в пределах которой страховая должна была покрыть мои убытки по осаго. В итоге пока ни к какому выводу не пришел.

Вопрос: можно ли отказаться по новым правилам ОСАГО от ремонта, заменив ремонт денежной выплатой?

После получения денежной выплаты могу ли я провести свою независимую экспертизу и взыскать со страховой разницу?

Как лучше поступить в данной ситуации?

    Центр компенсации неиспользованных медицинских услуг, попал в ДТП, виновник ДТП
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,7 рейтинг
  • 295 отзывов

Здравствуйте Кирилл, с 2017 года стоит приоритет по ремонту а не выплатам. Закон к СТО предъявляет уйму требований.

Если на момент ДТП машине не исполнилось еще 2-ух лет, то страховая компания обязана дать направление на ремонт по ОСАГО – именно к дилеру. Это ваше 100% право! Вы вправе написать заявление на выплату по соглашению между Вами и страховой компанией. Также советую все же провести независимую экспертизу по оценке ущерба после ДТП. Она уже покажет какие детали идут под замену, а какие допускают ремонт., а также сумму выплаты в случае удовлетворения Вашего требования страховой компанией.

Ни в коем случае не соглашаться на требования «доплатить из вашего кармана». По Закону об ОСАГО, вам должны сделать ремонт БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ДОПЛАТ с Вашей стороны. Все расходы обязана нести страховая компания.

Если решитесь на выплату то разницу вполне можете взыскать в суде.

Вот случай из практики коллег: Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Да. Все правильно поняли. Вот только выплата теперь это право страховой. Запросите в страховой письменное решение о стоимости оцененного ими ремонта. Скажите что обжалую решение в суде. Заявление подавайте письменно. Из личного опыта скажу что мне сразу же принесли соглашение о сумме.

Выдать обязаны. В Положении ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014г. «О Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с изменениями от 01.01.2018 г. (п. 3.11) сказано: «После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы».

В случае если страховая компания при наличии письменного заявления от пострадавшего не выдает акт осмотра (экспертизы) поврежденного ТС в трехдневный срок (п. 23 Положения ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014г.), то гражданин вправе обратиться с жалобой в такие инстанции, как Российский Союз Автостраховщиков (РСА) или суд. Прежде чем подавать жалобу, необходимо собрать пакет следующих документов:

Квитанцию об отправке в СК заявления на предоставление акта осмотра и извещение о вручении почтового отправления адресату, либо второй экземпляр требования, поданного в СК лично, с отметкой ответственного лица СК о принятии заявления;
Непосредственно заявление, поданное в СК, с требованием выдачи акта осмотра (копию или второй экземпляр);
Ответ из СК (при наличии).

Одновременно с перечисленными документами в Российский Союз Автостраховщиков подается жалоба-заявление, а в суд — исковое заявление. В судебном иске кроме требования о выдаче акта осмотра, можно указать требование о выплате материального и морального ущерба, о возмещении понесенных судебных затрат гражданина при исковой тяжбе.

Я бы не забирал, поскольку могут обратить все против Вас и расценить как отказ от страхового возмещения.

Насчет машины, то я бы указал в заявлении что заберете ее после ремонта, естественно без доплаты, либо в случае удовлетворения прошения о выплате суммы компенсации. Некачественный ремонт можно также оспорить.

Срок ремонта 30 дней. После имеете право взыскать неустойку.

Для начала суммы по акту. А по суду исходя из суммы независимой экспертизы

Верно. Предлагают сумму равную стоимости ремонта. Однако норму рабочих часов механика берут минимум. Вот за это и можно зацепиться

  • 9,0 рейтинг
  • 1704 отзыва

Что касается возможности получения страхового возмещения в денежном выражении:

Как указал Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума № 58 от 26.12.2017 г.

Страховое возмещение вреда, причиненного повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в Российской Федерации, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты в случаях, предусмотренных пунктом 161 статьи 12 Закона об ОСАГО, а также в случаях, когда восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по той или иной причине невозможен.

При этом в силу п. 67 названного Постановления Пленума

Независимо от размера доплаты, указанной в направлении на ремонт, потерпевший вправе отказаться от обязательного восстановительного ремонта транспортного средства в разумный срок после его диагностики станцией технического обслуживания и определения точного размера доплаты, если размер такой доплаты возрастает. При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения.

В соответствии с п. 53 Постановления

До установления факта нарушения его прав станцией технического обслуживания потерпевший не вправе изменить способ возмещения причиненного вреда. Так, например, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 161 Закона об ОСАГО.

Также страховое возмещение путем организации и оплаты ремонта можно заменить денежной выплатой по соглашению со страховщиком. Не общались со страховой компанией по этому поводу? Возможно они будут согласны произвести денежную выплату.

Читайте также:  Ходатайство о допуске защитника - бланк 2020

Но в целом из описанных обстоятельств оснований для замены формы возмещения я не вижу.

В Вашем случае имеется спор о том производить ли ремонт двери или замену. Надлежащую форму устранения повреждения стоит установить (например.с помощью экспертизы или путем запроса к официальному дилеру) и если по технологии завода изготовителя и с учетом полученных повреждений в данном случае требуется только замена двери — требовать от страховщика согласования и оплаты именно замены двери.

Закон к СТО предъявляет уйму требований.

Преимущества и недостатки восстановительных работ

Преимущества ремонта автомобиля по сравнению с финансовыми выплатами всё же имеются:

  1. Фиксированный срок работ. Мотивация СТО очевидна, выполненный в срок заказ — это оплата от страховой компании.
  2. Экономия личного времени. Не нужно ездить и договариваться с СТО — теперь это обязанности страховщика.

Недостатки тоже есть:

  1. Отсутствие наличных средств — расчёты между страховой и авторемонтной компаниями проводятся по безналу.
  2. Как правило, низкое качество ремонта и неэффективный механизм контроля за его процессом.
  3. Ограниченный выбор СТО или его отсутствие. Поэтому, приобретая полис у страховой компании, не поленитесь поинтересоваться расположением авторемонтных мастерских.

Ремонт по ОСАГО оставляет множество вопросов, главный из которых — качество работы автосервиса при восстановлении попавшего в аварию авто.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность договора страховщика и застрахованного лица о выплатах на добровольных началах.

Каковы сроки выплат по страховке?

Срок перечисления денежной компенсации совпадает со сроком, отведенным на выполнение ремонта. Его продолжительность – 30 рабочих дней. За это время страховщик обязан ознакомиться со всеми предоставленными документами, провести экспертизу и перечислить денежные средства на указанный страхователем счет (или выдать наличными).

12 ФЗ Об ОСАГО эти категории граждан имеют право отказаться от ремонта и получить выплаты.

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:

  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2020 года по ОСАГО устанавливает правила “игры” для страховщиков; так, если машине менее 2 лет “от роду”, то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда.

ОСАГО: деньги или ремонт? Как получить выплату вместо починки машины?

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет пострадавшему рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП. Вид компенсации зависит от особенностей ситуации и последствий аварии.

  1. Как было раньше? До какого срока и даты оформления ОСАГО будут действовать старые правила?
  2. Когда можно выбирать между деньгами или ремонтом? Можно ли выбирать, если авто не легковое?
  3. Как получить выплату вместо ремонта, если:
  4. Машина не подлежит восстановлению
  5. Потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину
  6. Потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред, и он выбрал выплату
  7. Потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину
  8. Страховой суммы не хватит для оплаты ремонта
  9. Установлена обоюдная ответственность
  10. Потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем
  11. ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом
  12. Ни одно из условий не подходит – как все равно отказаться от ремонта и получить выплату
  13. Договор со страховой о возмещении деньгами
  14. Случаи с ремонтом, когда можно получить неустойку или другие выплаты
  15. Заключение

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет пострадавшему рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП.

Порядок ремонта автомобиля по ОСАГО

С 2017 года в силу вступил новый закон, который внес значительные изменения в процедуру компенсации ущерба по обязательному полису страхования ОСАГО. Теперь после аварии водителю будет предложен ремонт, который заменит собой выплаты денежных средств. При этом стоимость останется старой — до 400 000 компенсации на восстановление транспортного средства и 500 000 на лечение пострадавших.

Но многим такое постановление кажется весьма спорным. И это не удивительно — получить на руки деньги и самому распорядится работами проще и надежнее. В этой статье мы поговорим об общих положениях ремонта по ОСАГО, а так же расскажем можно ли от него отказаться или нет.

С 2017 года в силу вступил новый закон, который внес значительные изменения в процедуру компенсации ущерба по обязательному полису страхования ОСАГО.

4.Слетает ли гарантия при проведении ремонта по ОСАГО?

Обязательным требованием к СТОА, с которым у страховщика есть договор, является наличие у него собственного договора с производителем или дистрибьютором машин соответствующей марки. Иными словами это должно быть СТОА официального дилера.

Данное требование обязательно, если вашему автомобилю не более двух лет (с момента изготовления). Гарантия не слетает, если она сама не превышает этот срок. В ином случае, если гарантия дана на больший срок, то она слетает.

Как в таком случае выплачиваются деньги.

Отказ от ремонта по ОСАГО

Альберт Скрынников уже четыре месяца не может добиться ремонта своей машины по полису ОСАГО

Фото: предоставлено Альбертом Скрынниковым, Полина Авдошина (коллаж)

Альберт Скрынников из Челябинска попал в ДТП на Toyota Aqua. Виновником аварии признали другого водителя, поэтому отремонтировать автомобиль мужчине должны были по полису ОСАГО. Но в мастерской, куда владельца машины отправили из страховой компании «Ингосстрах», по его словам, предложили либо доплатить 100 тысяч рублей, либо согласиться на установку неоригинальных или бывших в употреблении запчастей. Водитель отказался и в результате не получил ничего. В страховой компании мужчине несколько раз выдавали направления на ремонт, а на станции технического обслуживания, как утверждает Альберт, отказывались принимать машину, при этом официально заявляя, что владелец автомобиля к ним не являлся и они его «заискались». 74.RU разбирался в этой истории вместе с юристами и публикует версию событий и позицию каждой из сторон.

После аварии, которая произошла осенью на площади Революции в Челябинске, в Toyota Aqua должны были заменить несколько деталей: передний и задний бамперы, фару, форсунку омывателя фар и накладку на неё, а также указатель поворота. В «Ингосстрахе» оценили ущерб в 149 тысяч рублей без учёта износа.

Фото: предоставлено Альбертом Скрынниковым

— Деньгами не стали платить, сказали: «В ремонт пойдёте». Дали направление в мастерскую на Копейском шоссе, 33 — это официальный дилер KIA, станция техобслуживания «Фрагмент». Я приехал туда, они сказали: «Знаете, этого мало. Давайте нам ещё 100 тысяч», — рассказал Альберт Скрынников. — Я возразил: «Подождите, но по закону об ОСАГО я ничего доплачивать не должен. Все расходы берёт на себя страховая». Мне ответили: «Тогда мы вас ремонтировать не будем, поезжайте в “Ингосстрах”».

После этого, как считает Альберт, началась игра в пинг-понг: в страховой компании заверили мужчину, что он всё перепутал и обслуживать автомобиль никто не отказывался, выдали новое направление в сервис.

— Я приехал обратно, попросил: «Возьмите мою машину, пожалуйста». Мастер-приёмщик вырвал у меня направление из рук. Я сказал: «А копию мне тогда дайте, машину в ремонт примите». Мне в ответ: «Ничего я вам не дам и машину в ремонт принимать не буду».

В итоге Альберт Скрынников поехал домой, составил письменное обращение в страховую с просьбой выплатить полагающуюся ему компенсацию деньгами и отправил его. Через две недели пришёл отказ с уведомлением о том, что в мастерской давно готовы приступить к ремонту, но никак не могут найти собственника автомобиля.

Видео: Альберт Скрынников

— Я снова приехал на Копейское шоссе, меня попросили написать заявление о том, что я отказываюсь доплачивать. Я это заявление написал, мастер-приёмщик его принял. Сказал, что можно ехать домой — мол, мне выплатят деньгами. Я прождал полторы-две недели и снова обратился в страховую. Ответ был тот же: я не являюсь на станцию техобслуживания для проведения ремонта, поэтому денег мне потом никто не выплатит. Они за 30 дней должны были отремонтировать мою машину. По истечении 60-дневного срока я понял, что никто машину уже не отремонтирует, и сделал это сам.

После этого челябинец обратился сначала к финансовому уполномоченному, а затем в Центробанк, который надзирает за работой страховых компаний, но обе инстанции фактически повторили позицию «Ингосстраха». То, что владелец авто заснял на телефон три визита в салон, куда он якобы не являлся, все проигнорировали.

Фото: предоставлено Альбертом Скрынниковым

Фото: предоставлено Альбертом Скрынниковым

— Когда я пришёл на станцию техобслуживания и попытался снять видео, у меня грубо забрали телефон и видео стёрли оттуда. После этого я вынужден был тайно держать телефон в руках, в кармане и записывать только звук, — рассказал челябинец. — Никаких доказательств человек предоставить не может, что он являлся на ремонт, они никаких бумаг не дают о том, что отказывают в обслуживании. Они и денег не дают, и машину не ремонтируют, а потом выставляют виноватым клиента. Я написал заявления в суд и в прокуратуру, потому что считаю, что в отношении меня совершено мошенничество по предварительному сговору группой лиц — они таким образом просто решили оставить меня без денег.

В страховой компании в ответ на официальный запрос редакции сообщили, что нарушения с их стороны отсутствуют.

— 18 ноября 2019 года специалистом ООО «Авто-Техническое Бюро — Саттелит» был проведен осмотр транспортного средства, по результатам которого был составлен акт осмотра автомобиля с указанием перечня повреждений и подготовлена калькуляция стоимости восстановительного ремонта, — начали в пресс-службе «Ингосстраха». — Согласно ей, стоимость восстановительного ремонта ТС с учётом износа составила 77 800,00 руб., без износа — 149 674,24 руб. Оснований подвергать сомнению расчет стоимости ремонта, составленный ООО «Авто-Техническое Бюро — Саттелит», не имеется.

В компании подчеркнули, что по закону об ОСАГО страховая должна отремонтировать повреждённый автомобиль. Выплатить деньги владельцу фирма обязана только в том случае, если по какой-то причине у неё нет возможности организовать ремонт машины.

Читайте также:  Программа соцподдержки «Молодая семья» в Тюмени

— В соответствии с этими нормами заявителем было получено направление на ремонт на СТОА ООО «Фрагмент» для проведения восстановительного ремонта ТС с лимитом ответственности СПАО «Ингосстрах» 149 674,24 рубля, — прокомментировали в страховой компании. — 26 декабря 2019 года от Скрынникова получено заявление с требованием выплаты страхового возмещения в денежной форме в связи с отказом СТОА ООО «Фрагмент» в ремонте. В этот же день на основании полученных разъяснений от СТОА ООО «Фрагмент» Скрынникову было отправлено письмо с отказом в смене формы возмещения. Факта отказа в проведении восстановительного ремонта не установлено, заявителем не представлено транспортное средство для проведения восстановительного ремонта.

В ООО «Фрагмент» рассказали, что Toyota Aqua официально в Россию не поставляется и не производится на территории нашей страны, поэтому новых оригинальных деталей на эту модель нет. По закону использование б/у запчастей без письменного согласия собственника автомобиля при ремонте по ОСАГО запрещено, а вот устанавливать оригинальные детали компания не обязана.

— В целях произведения восстановительного ремонта автомобиля в рамках закона об ОСАГО потерпевшему Скрынникову Альберту Григорьевичу было предложено произвести ремонт новыми альтернативными запасными частями или подписать соглашение на использование в ремонте бывших в употреблении запасных частей, — отметила руководитель клиентской службы ООО «Фрагмент» Татьяна Юдина. — Клиент письменно изъявил желание произвести ремонт исключительно новыми оригинальными запасными частями, что подтверждено подписью клиента в приложенном информационном письме. Потерпевший автомобиль на ООО «Фрагмент» с целью проведения восстановительного ремонта не предоставлял. Со своей стороны ООО «Фрагмент» выражает готовность произвести восстановительный ремонт в соответствии с требованиями федерального закона об ОСАГО.

По данным «Ингосстраха», по жалобам Альберта Скрынникова была проведена проверка, в ходе которой оценили и действия сотрудников, и работу сервиса. Кроме того, компания предоставила разъяснения во все инстанции, куда обращался собственник автомобиля: в Центробанк, прокуратуру Челябинской области и финансовому уполномоченному.

— Нарушений со стороны СПАО «Ингосстрах» выявлено не было, — сообщили в страховой компании.

Там также добавили, что по закону собственнику автомобиля выплачивается денежная компенсация, если между собственником автомобиля и страховой компанией заключено письменное соглашение.

— Поскольку между СПАО «Ингосстрах» и Скрынниковым не заключено указанное соглашение и не достигнуто согласие об изменении формы возмещения вреда, у СПАО «Ингосстрах» отсутствуют основания для возмещения вреда в денежной форме. Получить информацию относительно возможности заключения соглашения и его условий возможно в филиале СПАО «Ингосстрах» Челябинска, — резюмировали в страховой.

Автоюристы, к которым корреспондент 74.RU обратился с просьбой прокомментировать ситуацию, считают, что закон здесь на стороне Альберта Скрынникова. По их мнению, у мужчины есть все шансы добиться компенсации через суд.

— Ситуация ненормальная: автомобилист прав, страховая неправа, — высказал своё мнение юрист Александр Щербинин. — Видимо, у него терпение ангельское, раз он туда-сюда ходил, его футболили, запрещали снимать. Вообще же это публичное место, и он имеет право фиксировать ход общения со специалистами. Кроме того, если есть направление, то автосервис обязан в нём расписаться и отдать экземпляр клиенту. Когда возникают проблемы, зафиксировать свой приход можно любым удобным способом: взять с собой двоих свидетелей, составить акт о том, что бумага была передана, а они отказались от подписи. Плюс снять всё это на видео.

Юрист отметил, что мастерские должны производить ремонт по ОСАГО с помощью оригинальных деталей, иначе может дойти до абсурда, и салоны начнут ставить бамперы УАЗа на Toyota Corolla и станут убеждать владельцев машин, что несовпадение по цвету, форме и модели — в порядке вещей.

— Машина должна вернуться в том состоянии, в котором находилась до дорожно-транспортного происшествия. Если этого не произошло, то ущерб не компенсирован, — прокомментировал наш собеседник. — А если сервис сделал ремонт и требует дополнительную плату, то тут два варианта. Он может потребовать передачи автомобиля в судебном порядке, а деньги взыскать со страховой компании. Либо, чтобы автомобиль не простаивал, заплатить автосалону, взять чеки, а затем выставить счёт страховой.

Эксперт-оценщик Ярослав Коркин обратил внимание, что закон об ОСАГО строго регламентирует использование запасных частей, бывших в употреблении. Они могут применяться только по специальному соглашению страховщика и потерпевшего, но в «Ингосстрахе», по мнению Коркина, идут на некоторые уловки.

— Когда выдают направление на ремонт, они перечисляют виды работ и на обратной стороне мелким шрифтом пишут: «Не возражаю против ремонта б/у запчастями». Вроде как владелец подписывает просто, что он получил направление, а по факту он соглашается на ремонт бывшими в употреблении запчастями, — объяснил Ярослав Коркин.

По словам эксперта-оценщика, проблема, с которой столкнулся владелец Toyota Aqua, системная. И дело тут в самом принципе расчёта ущерба по ОСАГО.

— Согласно единой методике, разработанной Центробанком, автосервис обязан восстанавливать транспортные средства по ценам, указанным на сайте РСА. Если средняя стоимость переднего бампера на «Тойоту-Короллу» составляет порядка 15-20 тысяч рублей, то сайт РСА выдаёт ценник 4-5 тысяч, — подчеркнул эксперт. — Когда открываешь интернет-магазины, то видишь, что за эту сумму можно купить не оригинальные, а заменные детали. Вы сами понимаете, что будет делать сервис в таком случае. Он либо порекомендует поставить оригинальную б/у запчасть, либо возьмёт китайскую. Могут установить китайскую, указав при этом оригинальный номер детали. Мастерские загнаны в эти рамки страховым сообществом. Они бы рады отремонтировать вам оригинальными частями, но им не хватает на это денег. Они могут в любой момент отказаться от ремонта, но почему-то этого не делают.

Ярослав Коркин также утверждает, что «Фрагмент», с которым так и не смог договориться Альберт Скрынников, запрещает снимать на их территории даже экспертам, которые работают по договору с клиентами. По его словам, владельцам автомобилей не выдают никаких документов, кроме акта приёма-передачи транспортного средства, ссылаясь на договорные отношения со страховыми компаниями, хотя по закону так происходить не должно.

В ответ на утверждения оценщика в сервисе сообщили, что на их территории нет запрета на съёмку. Речь может идти только о конкретных работниках.

— У нас неоднократно были случаи, когда начинается съёмка с ресепшена и снимаются лица наших сотрудников. Если они против, то так и говорят: «Я вам не даю разрешения на съёмку лично меня», — прокомментировала руководитель клиентской службы Татьяна Юдина. — Соответственно, начинается перепалка, люди начинают возмущаться: «Как так? Я имею право!»

74.RU будет следить, удастся ли Альберту Скрынникову отстоять ремонт своей машины в суде.

Столкнулись с проблемами при страховании машины или получении выплат? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции , в наши группы во « ВКонтакте » и Facebook , а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру . Телефон службы новостей .

Мне в ответ Ничего я вам не дам и машину в ремонт принимать не буду.

Некачественный ремонт: общее понятие

Что же говорит закон и Единая методика о некачественном ремонте? О наличии недоработок свидетельствуют:

  1. Разные или отличающиеся от тех, что были до аварии зазоры между деталями. Они должны быть обязательно выверенными автомехаником, проводившим работу.
  2. Неравномерно нанесенная, отличающаяся по цвету или легко отстающая краска. Такие признаки свидетельствуют о низком качестве покраски авто.
  3. Посторонние звуки при работе машины, уменьшенная тяга или другие технические неполадки.
  4. Наличие сколов, неровностей и неокрашенных элементов на деталях, которые подлежали восстановлению.
  5. При ремонте использовались бывшие в употреблении запасные части (что противоречит пункту 15.1, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В соответствии с Определением ВС РФ от 27.03.2017 года №4-КГ17-4, в результате проведения восстановительного ремонта автомобиль должен быть приведен в то состояние, в котором он был до дорожно-транспортного происшествия. Это же сказано в пункте 18, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В соответствии с Определением ВС РФ от 27.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2020 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

ВАЖНО

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Ремонт по ОСАГО в 2020 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО.

Как страховые ремонтируют авто?

Если бы полис ОСАГО Андрея был оформлен после 28 апреля 2017 года, его бы отправили на ремонт в автосервис. И он мог не узнать, какие запчасти поставили на его автомобил,ь – оригиналы или аналоги.

” – Закон ведь как работает: страховая решает отправить автомобиль на ремонт в автосервис, – рассказывает представитель независимой автоэкспертизы Дмитрий Синицын. – В сервисе спрашивают: «Сколько платите?» – «15 тысяч» – «Была не была – попробуем». И сервис начинает что-то изобретать. Если получается что-то изобрести, значит, машина будет в каком-то виде отремонтирована. Если нет – сервис имеет право отказаться. В этом случае страховая переводит вместо 15 тысяч, которые она обещала сервису, 9 – 10 тысяч клиенту, и говорит: «Это твоя сумма ущерба с износом. Делай, что хочешь». Я нисколько не утрирую – это закон так работает.

Даже если автосервису удаётся что-то изобрести, не факт, что это «изобретение» придётся по душе владельцу авто.

” – Типичная ситуация для зимы: догнал один другого, сломал бампер, сломал панель задка, крышку багажника повредил, – продолжает Дмитрий. – Машина забирается на месяц. С ней что-то делается. После этого клиент прибегает в сервис, не глядя, забирает свой драгоценный автомобиль, который не видел месяц, приезжает к нам и говорит: «Ребята, посмотрите, как отремонтировали? По-моему, нормально». Снимаем бампер и понимаем, что из всего, что надо было починить, починили только бампер. Панель задка осталась со всеми вмятинами и за это время начала уже гнить. По поводу покраски – отдельная история. Лакокрасочное покрытие после ремонта находится в таком состоянии, как будто машина по дороге из этого сервиса ещё раз попала в ДТП. Красят на мокрую, не сушат. Чтобы правильно покрасить автомобиль, его нужно загнать в определённую камеру, включить инфракрасные лампы. То есть потратиться на электроэнергию, потратиться на место в этой камере. А у них денег на это нет. Ведь они вынуждены укладываться в те скудные бюджеты, которые им отмеряют «щедрые» руки страховых компаний.

По поводу покраски отдельная история.

Добавить комментарий