Размещение эмиссионных ценных бумаг

Статья 24. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг

1 количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг;.

Размещение эмиссионных ценных бумаг

В действующем законодательстве под размещением понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок” (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

В юридической литературе существует более развернутое определение рассматриваемого этапа процедуры эмиссии: “Размещение эмиссионных ценных бумаг – совокупность гражданско-правовых сделок, совершение и исполнение которых влечет возникновение права собственности (иных вещных прав) на эмиссионные ценные бумаги у первых приобретателей”*(779).

Рассматривая размещение в качестве одного из этапов процедуры эмиссии, Г.Н. Шевченко отмечает, что “отчуждение является производным способом приобретения права собственности, поэтому, следуя логике законодателя, эмитента следует признать первым собственником ценных бумаг. Однако это не так, поскольку на момент размещения ценных бумаг их в полном смысле этого слова еще нет, так как они не воплощают в себе прав, а управомоченное и обязанное лицо совпадают в одном лице – эмитенте. Традиционно отмечают двойственную природу ценных бумаг, различая права на ценную бумагу и права, вытекающие из ценной бумаги. Более того, даже принимая решение о выпуске ценных бумаг, эмитент и не преследует цели иметь эти права, его целью является получение денежного или иного эквивалента в обмен на права, содержащиеся в данной бумаге. В процессе размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент производит отчуждение их первым приобретателям, которые и становятся управомоченными по ценной бумаге лицами, обладая уже одновременно и правами на ценные бумаги, и правами, вытекающими из ценной бумаги”*(780).

Размещение ценных бумаг чаще всего осуществляется в форме закрытой и открытой подписки.

При закрытой подписке размещение происходит среди заранее известного круга лиц, который определяется в решении о выпуске. Круг лиц определяется путем перечисления имен (наименований) потенциальных приобретателей, путем указания на их категорию (работники эмитента, контрагенты, акционеры, владеющие определенным числом акций).

При открытой подписке ценные бумаги размещаются среди неограниченного круга лиц.

Законодатель в ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг установил обязательные требования – условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг. Основными из них являются следующие:

1) эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (о случаях исключения из этого правила см. выше);

2) количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) запрещается начинать размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к упомянутому проспекту;

4) в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки срок размещения не может составлять более одного года с даты государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. При этом данный срок может быть продлен путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске;

5) эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, должны размещаться при условии их полной оплаты.

Особенности размещения ценных бумаг при использовании того или иного способа (пути) размещения закреплены в Стандартах эмиссии. Следует обратить внимание на такое нововведение Закона о рынке ценных бумаг, как предоставление эмитенту права отказаться от размещения. Это возможно в промежутке между государственной регистрацией выпуска и непосредственным началом размещения. В этом случае эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган заявление и отчет об итогах выпуска, содержащий информацию, что ни одна эмиссионная ценная бумага выпуска не размещена.

При размещении ценных бумаг на фондовом рынке большую роль играет андеррайтинг – англоязычный термин, обозначающий одно из направлений брокерской деятельности.

Андеррайтинг можно определить как гарантированное размещение ценных бумаг от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента*(781).

По словам Е. Хоменко, в связи с тем что на первичном рынке ценных бумаг основной операцией является размещение эмитентом нового выпуска своих ценных бумаг, то зачастую эмитент, не имея возможности да и не желая прилагать усилия для продажи максимально возможного количества ценных бумаг, прибегает к услугам посредника – профессионального участника фондового рынка, который на основании эмиссионного соглашения осуществляет покупку эмиссионных ценных бумаг у эмитента при их размещении и последующую перепродажу их инвесторам. Обычно именно брокеры выполняют функцию андеррайтера*(782). Андеррайтер может также предоставлять контакты крупных институциональных инвесторов, которые могут проявить интерес к выпуску ценных бумаг. Учитывая большие объемы эмиссии, а также разноплановые задачи, стоящие перед андеррайтерами, как правило, эмитент пользуется услугами сразу нескольких подобных организаций. Например, в числе андеррайтеров UC Rusal*(783) во время размещения на Гонконгской фондовой бирже были такие компании, как BofA-Merrill Lynch, ВОС Lnternational, Nomura, “Ренессанс Капитал”, Сбербанк и “ВТБ Капитал”*(784).

В практике развитых стран существует несколько разновидностей размещения ценных бумаг*(785).

1. Firm commitment offering (предложение исходя из принципа твердых обязательств). Эмитент продает ценные бумаги андеррайтерам с дисконтом, которые затем продают их инвесторам.

2. Best efforts offering (предложение исходя из принципа лучших усилий). Андеррайтер выступает как агент эмитента, работая за комиссию с каждой сделки по продаже ценных бумаг.

3. All-or-nothing best efforts offering (предложение исходя из принципа лучших усилий и подхода “все или ничего”). Денежные средства инвесторов возвращаются им, если эмитент не смог продать заранее установленное число акций за определенное время.

4. Rights offering (предложение прав). Эмитент продает ценные бумаги напрямую текущим акционерам. При этом акционеры могут быть наделены правами покупки дополнительных акций от компаний по цене с дисконтом.

5. Dutch auction (голландский аукцион). Данный способ нетипичен для фондовых рынков. В частности, его использовала компания Google при своем размещении в 2004 г.*(786) Суть данной разновидности размещения состоит в том, что эмитент объявляет максимальное количество предлагаемых к продаже акций и иногда потенциальную цену за них. Затем инвесторы делают заявки на количество и цену за одну акцию. Когда определяется минимальная цена, инвесторы, которые сделали заявку приблизительно по такой же цене, наделяются акциями. Если заявок больше, чем размещаемых акций, последние распределяются, например, исходя из пропорционального принципа и т.п.

Рассматривая размещение в качестве одного из этапов процедуры эмиссии, Г.

Размещение эмиссионных ценных бумаг, в том числе недобросовестное

Фактическое количество, которое возможно размещать, формирует отчет об итогах выпуска, который должен представляться для регистрации.

Статья 37. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг общества

1. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг общества устанавливается:

уставом общества – в отношении конвертации привилегированных акций;

решением о выпуске – в отношении конвертации облигаций и иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг.

Размещение акций общества в пределах количества объявленных акций, необходимого для конвертации в них размещенных обществом конвертируемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, проводится только путем такой конвертации.

2. Условия и порядок конвертации акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при его реорганизации определяются соответствующими решениями и договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Размещение посредством закрытой подписки привилегированных акций, предусмотренных пунктом 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения указанных привилегированных акций, принятому единогласно всеми акционерами общества.

Основные цели эмиссии ЦБ

Выпуск ценных бумаг инициируется юридическим лицом, обладающим правами эмитента, рассчитывающего с ее помощью:

  • привлечь дополнительные финансы на кредитных условиях (при выпуске облигаций);
  • увеличить ставку первоначальных инвестиций собственников благодаря выпуску акций.

Порядок этих процедур должен подчиняться установленным правилам и контролироваться уполномоченными государственными регуляторами, прерогативой которых является поддержание правопорядка в сфере обращения ЦБ.

Юридическое лицо, от имени которого производится выпуск «наличных денег», обязано создать условия для реализации прав владельцев активов, их гарантом выступают облигации или акции.

Необходимость в эмиссии ценных бумаг возникает при таких обстоятельствах:

  • организации компании в форме ПАО/НАО;
  • повышении или снижении номинальной стоимости ЦБ;
  • производстве активов, отличающихся от своих предшественников основными параметрами.

Инициатор выпуска ЦБ реализует новые активы , организуя частное размещение или открытую продажу, лимит продолжительности данных процессов ограничен 12-месячным сроком с даты, указанной в решении.

По типу получения дохода

По типу формирования доходной базы выделяют следующие группы:

  1. Процентные. Облигации, доход по которым установлен в процентах, они могут быть постоянными или привязаны к какой-либо формуле расчета.
  2. Выигрышные. Облигации с ноткой азарта. Смысл таких финансовых инструментов заключается в том, что купонный доход не начисляется каждому владельцу ежемоментно, а консолидируется на общем счете, но после отчетного периода разыгрывается случайным образом между всеми участниками.
  3. Дивидендные. Обыкновенные или привилегированные акции, где часть прибыли общества распределяется среди держателей по средствам дивидендных выплат. Такие начисления могут быть регламентированы утвержденной дивидендной политикой или быть предложены к распределению по иным принципам, если это позволяет текущее финансовое положение эмитента.
  4. Купонные. Корпоративные или государственные бонды с заранее указанным размером, количеством и валютой регулярных купонных отчислений.
  5. Дисконтные. Бонды, которые размещаются изначально ниже своей номинальной стоимости, таким образом, формируя будущий доход инвестора.

Помимо этого, они могут быть.

Эмиссия ценных бумаг

Документы, представляемые для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в электронной форме через личный кабинет, должны направляться в виде файлов в форматах *.doc, *.docx, *.pdf. Помимо указанных форматов часть документов также должна представляться в (это документы, составленные в соответствии с приложениями 1 — 7, 20 — 21, 26, 30 и 35 к Положению Банка России от 19.12.2019 № «О стандартах эмиссии ценных бумаг»). Более подробно о форматах документов, представляемых через личный кабинет, и иных требованиях к таким документам можно прочитать в пункте 22.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг.

Если документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг направляются на бумажном носителе по почте или через экспедицию Банка России, к ним должен быть приложен электронный носитель с текстами отдельных документов в форматах *.doc, *.docx, *.pdf, а также в Какие именно документы должны представляться на электронных носителях и в каких именно форматах можно узнать, прочитав пункт 22.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг.

Переходными положениями к Закону об упрощении эмиссии ценных бумаг (Федеральный закон от 27.12.2018 № изменен порядок регистрационных действий при учреждении акционерных обществ. С 01.01.2020 при учреждении акционерного общества сначала необходимо зарегистрировать выпуск акций, потом внести сведения об акционерном обществе в ЕГРЮЛ, после чего регистратором, осуществляющим учет прав на акции акционерного общества, в Банк России направляется уведомление об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Однако переходными положениями к Закону об упрощении эмиссии из нового порядка сделано исключение для эмиссии акций акционерных обществ, зарегистрированных в ЕГРЮЛ до 01.01.2020. Такая эмиссия осуществляется по старой процедуре, то есть с представлением в Банк России документов для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества. Для составления этих документов используются старые Стандарты эмиссии ценных бумаг (Положение Банка России от 11.08.2014 №

Таким образом, документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, созданного до 01.01.2020, могут быть представлены в Банк России с нарушением установленного срока. Необходимо учитывать, что нарушение срока не является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, но вместе с тем может являться основанием для привлечения эмитента к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно ли образование дробных облигаций, в том числе при осуществлении акционерами преимущественного права приобретения облигаций, конвертируемых в акции?

Выпуск и обращение дробных облигаций законодательством Российской Федерации по ценным бумагам не предусмотрены.

Выпуск облигаций, конвертируемых в акции, не должен содержать условия, при которых реализация акционерами — владельцами таких акций в соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об акционерных обществах» преимущественного права приобретения выпускаемых облигаций может привести к образованию их дробных частей.

Да, эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг даже в случае, если ни одна ценная бумага не была размещена (исключение составляют те случаи, когда вместо отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в Банк России представляется уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (более подробно о случаях, в которых в Банк России представляется уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг можно прочитать в статье 25 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг»). Такое уведомление представляется регистратором или депозитарием, осуществляющим учет прав на ценные бумаги.

Кроме того, платежные поручения по оплате государственных пошлин можно сформировать, воспользовавшись «Конструктором платежных поручений».

Документы необходимо направлять в Департамент корпоративных отношений или в территориальные учреждения Банка России в соответствии с разграничением полномочий, установленным главами 19 — 21 Положения Банка России от 19.12.2019 № «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Документы для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, рассмотрение которых отнесено к полномочиям Департамента корпоративных отношений, могут быть направлены почтой по адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, либо представлены нарочным по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 9.

Часы работы экспедиции: понедельник—четверг: пятница:

Информация об адресах, телефонах и адресах электронной почты территориальных подразделений Банка России размещена на его официальном сайте.

Также документы могут быть представлены в электронной форме через личный кабинет, при этом при направлении данных документов через личный кабинет в разделе «Адресат» необходимо выбрать подразделение Банка России, в которое направляются документы, в разделе «Рубрика» необходимо выбрать «РВЦБ».

Эмитент может получить копии указанных документов, направив мотивированное обращение в Банк России. Эмитенты, включенные в Список эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг которых осуществляется Департаментом корпоративных отношений Банка России, утверждаемый распорядительным актом Банка России, направляют обращение в Департамент корпоративных отношений. Иные эмитенты направляют обращение в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет деятельность по регистрации эмиссионных документов данного эмитента в соответствии с пунктами 20.2 и 20.3 Положения Банка России от 19.12.2019 № «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

В соответствии с законодательством государственная пошлина за предоставление Банком России копий указанных документов в настоящее время не взимается.

Выписку из реестра эмиссионных ценных бумаг в отношении эмитента, не являющегося кредитной организацией, можно получить в разделе «Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями».

Нет, ведение реестра акционеров акционерных обществ осуществляют профессиональные участники рынка ценных бумаг — регистраторы. Банк России такой информацией не обладает, так как не ведет реестры акционеров.

Читайте также:  Оформление ОСАГО в ВСК

Комплект документов представляется в Департамент корпоративных отношений Банка России почтой по адресу: ул. Неглинная, д. 12, г. Москва, 107016 или нарочно в экспедицию по адресу: Ленинский проспект, д. 9, г. Москва. Часы работы экспедиции: понедельник — четверг: пятница:

В какое подразделение Банка России следует направлять комплект документов для аннулирования государственной регистрации условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций или для исключения записи о зарегистрированных условиях выдачи сертификатов из реестра зарегистрированных условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций?

Комплект документов следует направлять в Департамент корпоративных отношений Банка России.

Аннулирование Условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций, зарегистрированных до 01.06.2018, осуществляется в соответствии с требованиями Письма Банка России от 10.02.1992 № «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций».

Исключение записи о зарегистрированных условиях выдачи сертификатов из реестра зарегистрированных условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций осуществляется в соответствии с требованиями Положения Банка России от 03.07.2018 № «Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций».

Приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом свыше 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10% — предварительного согласия Банка России.

Согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10% акций (долей) кредитной организации.

Указанные требования распространяются также на случаи приобретения, в том числе на вторичном рынке, более 1% акций (долей) кредитной организации, более 10% акций (долей) кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № «О защите конкуренции».

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее — последующее согласие), в случае если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении акций, а также в иных установленных Федеральным законом от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности» случаях. Возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10% акций кредитной организации при публичном размещении акций и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № «О защите конкуренции».

Эмиссия ценных бумаг.

Сам себе юрист

  • Правовые позиции европейского суда по правам человека
  • Как снизить судебные расходы при подаче иска
  • Фальсификация документов уголовного дела
  • Как добиться проверки заявления
  • Как бороться с неправомерными действиями
  • В случае неисполнения решения суда
  • Как бороться с незаконными решениями суда

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об АО эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

Размещение эмиссионных ценных бумаг

Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг.

Эмитент должен разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается Комиссией по ценным бумагам. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном Комиссией по ценным бумагам. Размещение выпускаемых ценных бумаг должно быть завершено по истечении 1 года с даты начала эмиссии, если иные сроки не установлены законодательством РФ. Запрещается Р.э.ц.б. нового выпуска ранее чем через 2 недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Информация о цене Р.э.ц.б. может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг. Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при их приобретении одним потенциальным владельцам перед другими. Это правило не применяется в следующих случаях: а) при эмиссии гос-ных ценных бумаг; б) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии; в) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами. См. также Информация о выпуске ценных бумаг, раскрываемая эмитентом.

Энциклопедия права . 2015 .

  • Разделительный баланс
  • Разрыв дипломатических отношений

Размещение эмиссионных ценных бумаг Отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско правовых сделок.

Стандарты эмиссии ценных бумаг

На территории Российской Федерации действуют определенные правила эмиссии акций, дополнительных акций и облигаций. Также установлена процедура их подготовки. Стандарты эмиссии ценных бумаг – это документ, который регламентирует все описанные действия. Они позволяют регулировать выпуск акций АО при его регистрации, дополнительных бумаг, которые распределяются среди акционеров, а также дополнительные акции.

Также стандарты эмиссии ценных бумаг определяют правила выпуска облигаций, которые размещаются с помощью подписки, и бумаг, для размещения которых используется конвертация. Акции размещаются при учреждении АО среди его владельцев. Для этого используется подписка и конвертация.

Утверждается решение об эмиссии или дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Эмиссия и размещение ценных бумаг

Отправной точкой первичного рынка ценных бумаг является их эмиссия.

Эмиссия ценных бумаг– это законодательно установленная после­довательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

В России процедура эмиссии определена Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а в его рамках конкретизируется Стандарта­ми эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее – Стандарты эмиссии), утверждаемыми постановлениями фе­дерального исполнительного органа по рынку ценных бумаг.

Данными документами установлены общие этапы эмиссии:

• принятие решения, служащего основанием для размещения цен­ных бумаг;

• утверждение решения о выпуске денных бумаг;

• государственная регистрация выпуска;

• размещение ценных бумаг;

• государственная регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумагпредставляет собой одно из следующих решений:

• об учреждении акционерного общества;

• об увеличении уставного капитала через размещение дополни­тельных акций;

• об увеличении уставного капитала путем увеличения номиналь­ной стоимости акций;

• об увеличении номинальной стоимости акций за счет погашения акций с сохранением размера уставного капитала;

• о размещении акций определенной категории путем конвертации в них конвертируемых акций другой категории;

• об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номи­нальной стоимости акций;

• о внесении изменений в устав акционерного общества, касаю­щихся предоставленных по акциям прав;

• о консолидации акций;

• о дроблении акций;

• о реорганизации акционерного общества;

• о размещении облигаций;

• о размещении опционов.

Любой из таких шагов может служить принятию решения о выпуске ценных бумаг. Под ним понимается документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

К решению о выпуске документарных ценных бумаг прилагается описание или образец сертификата.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного обще­ства утверждается советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества, а юриди­ческих лиц иных организационно-правовых форм – высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

Государственная регистрация выпусков ценных бумагосуществля­ется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг – Федеральной службой по финансовым рынкам – ФСФР (на­чиная с апреля 2004 г., а до этого Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг – ФКЦБ) и ее региональными отделениями. В регист­рирующий орган эмитент представляет заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, анкету эмитента, копию доку­мента, подтверждающего государственную регистрацию эмитента; решений о выпуске ценных бумаг; справку эмитента об оплате его уставного капитала, копию решения уполномоченного лица, которым принято решение о размещении ценных бумаг, копию решения упол­номоченного лица, которым утверждено решение о выпуске ценных бумаг, копию учредительных документов эмитента, опись представ­ленных документов, иные документы, предусмотренные нормативны­ми документами.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную реги­страцию выпуска ценных бумаг или принять мотивированное реше­ние об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней от даты получения им документов. В случае принятия решения о госу­дарственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение трех дней от даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту уведомление регистрирующего органа о го­сударственной регистрации выпуска ценных бумаг. В течение такого же срока эмитенту выдается уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг может быть принято по следующим основаниям:

• нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах;

• несоответствие документов, представленных для государствен­ной регистрации ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона «О рынке ценных
бумаг», Стандартов эмиссии ценных бумаг и нормативных пра­вовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

• непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной ре­гистрации выпуска ценных бумаг;

• внесение в решение о выпуске ценных бумаг или иные докумен­ты, служащие основанием для государственной регистрации вы­пуска, ложных либо недостоверных сведений.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистра­ционный номер. Это цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг следующий этап эмиссии. Под ним по­нимается их отчуждение первым владельцам путем заключения граж­данско-правовых сделок, в первую очередь купли-продажи. Эмитент имеет право приступать к размещению эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законодательством.

Применительно к различным видам эмиссионных ценных бумаг используются разные способы размещения. Так, акции могут разме­щаться путем распределения среди учредителей акционерного обще­ства при его учреждении, распределения среди акционеров, подписки и конвертации. Размещение облигаций осуществляется как подписка или конвертация. В свою очередь, подписка на эмиссионные ценные бумаги имеет две формы. Если число потенциальных владельцев цен­ных бумаг заранее не ограничено, это открытая подписка, или публич­ная эмиссия. При этом публичное размещение может осуществляться, в том числе и на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Размещение среди ограниченного и заранее известного круга лиц представляет собой вторую форму – закрытую подписку или частное размещение. В любом случае подписка представляет собой размещение ценных бумаг на основе договоров с инвесторами.

Отчуждение ценных бумаг в процессе их размещения может осуще­ствляться самим эмитентом или же андеррайтером.

В практике рынка ценных бумаг под андеррайтингомпонимается покупка или гарантирование покупки ценных бумаг при их первич­ном размещении для продажи инвесторам.

Соответственно андеррайтер – это инвестиционный институт или их группа (эмиссионный синдикат), обслуживающие размещение ценных бумаг путем их покупки или получения у эмитента для после­дующей перепродажи.

Возможно использование следующих видов андеррайтинга.

На базе твердых обязательств по выкупу всего или части выпуска ценных бумаг по фиксированным ценам. В таком случае андеррай­тер обязан приобрести неразмещенные на первичном рынке цен­ные бумаги.

На базе лучших традиций. Андеррайтер обязуется приложить максимум усилий для размещения ценных бумаг. Обязательств по выкупу нераспространенных частей выпуска он не несет.

Стэпд-бай, при котором андеррайтер обязуется выкупить для последующего размещения часть невыкупленного акционерами или теми, кто приобрел у них это право, выпуска ценных бумаг.

На принципах «все или ничего». В данных обстоятельствах андер­райтер обязуется полностью разместить выпуск, но если ему не удается выполнить свои обязательства, действие договора прекращается.

Конкурентный, который заключается в подготовке эмиссии и выкупе ценных бумаг на основе конкуренции разных андер­райтеров. Договор с эмитентом заключает тот из них, кото­рый предложит лучшие ценовые и иные условия по сравне­нию с конкурентами.

На основе опциона. Он предполагает, что андеррайтер берет оп­цион на подписку, т. е. право купить ценные бумаги. Однако это право он реализует лишь в том случае, если, в свою очередь, нахо­дит покупателей.

Оказание услуг по андеррайтингу может осуществляться с аванси­рованием и без авансирования. В первом случае андеррайтер выдает аванс за взятые для размещения ценные бумаги. Во втором это усло­вие в договор с эмитентом не включается.

Понятие андеррайтера в российских нормативных документах трактуется несколько иначе: под ним понимается лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Соответственно андеррайтером может быть только профессиональный участник рын­ка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской деятельности.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не может превышать того, которое указано в решении о выпуске. Однако до­пускается размещение меньшего их количества. При этом в решении о выпуске ценных бумаг может быть предусмотрена доля выпуска, при неразмещении которой он считается несостоявшимся.

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указан­ного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, но не более года от даты государственной регистрации.

Завершающий этап процедуры эмиссии – регистрация отчета об итогах выпуска. Он утверждается тем же органом эмитента, кото­рый ранее вынес решение о выпуске ценных бумаг, и представляется в регистрирующий орган не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, а в случае, если они были размещены до истечения установленного срока, не позднее 30 дней после размеще­ния последней ценной бумаги данного выпуска.

Содержание отчета составляет следующая информация:

• вид и категория (тип) ценных бумаг;

• фактический срок размещения;

• номинальная стоимость каждой ценной бумаги;

• количество размещаемых ценных бумаг;

• общий объем поступлений от размещения;

• доля ценных бумаг, при неразмещении которой выпуск призна­ется несостоявшимся;

• доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг;

• крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключенные в процессе размещения цен­ных бумаг;

• сведения об акционерах и лицах, входящих в органы управления эмитента.

Читайте также:  Появится новый налоговый вычет

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную реги­страцию отчета об итогах выпуска или принять мотивированное ре­шение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней от даты получения документов. В случае принятия положительного решения в течение трех дней эмитенту выдается уведомление о госу­дарственной регистрации отчета, а также два экземпляра самого от­чета с отметкой о государственной регистрации.

В случае принятия решения об отказе в те же сроки эмитенту выда­ется уведомление об отказе в государственной регистрации, содержа­щее основания отказа. При этом выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.

Особый случай – эмиссия, сопровождаемая регистрацией проспек­та ценных бумаг. Он требуется при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. При таких обстоятельствах процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

• подготовка проспекта ценных бумаг;

• раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте;

• раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Кроме того, при данном варианте эмиссии каждый этап сопровож­дается раскрытием информации, под которым понимается обеспече­ние ее доступности всем заинтересованным лицам, независимо от це­лей получения сведений.

Проспект ценных бумаг содержит:

• краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оцен­щике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

• краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях раз­мещения ценных бумаг;

• основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

• подробную информацию об эмитенте;

• сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

• подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управ­ления эмитента, органов контроля над его финансово-хозяй­ственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (ра­ботниках) эмитента;

• сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в которых имелась заинтересованность;

• бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую инфор­мацию;

• подробные сведения о порядке и об условиях размещения цен­ных бумаг;

• дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им цен­ных бумагах.

Вся информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг, указы­вается на день его утверждения уполномоченным органом управле­ния эмитента. Для хозяйственных обществ им выступает совет дирек­торов или орган, осуществляющий его функции. Для юридических лиц иных организационно-правовых форм – лицо, выполняющее функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами.

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществля­ющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером, а также в случаях, предусмотренных законода­тельством, – аудитором, независимым оценщиком, финансовым кон­сультантом.

Если государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг эмитента сопровождалась регистрацией проспекта ценных бу­маг, он обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквар­тального отчета и сообщения о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность.

Квартальный отчет составляется по итогам каждого квартала не позднее 30 календарных дней после его окончания, утверждается уполномоченным органом эмитента и представляется в регистриру­ющий орган не позднее 45 дней от даты окончания квартала. В этот же срок эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям, предъявляемым к про­спекту ценных бумаг, за исключением сведений о порядке и об усло­виях размещения эмиссионных ценных бумаг. Кроме того, в нем должны быть указаны коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о существенных фактах финансово-хозяйственной дея­тельности эмитента.

Сообщениями о существенных фактах служат сведения:

• о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

• о фактах, повлекших увеличение или уменьшение сто­имости активов более чем на 10%;

• разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков более чем на 10%;

• о разовых сделках, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;

• о выпуске ценных бумаг;

• о начисленных и выплаченных доходах по ценным бумагам;

• о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида;

• о датах закрытия реестра;

• о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами;

• о решениях общих собраний;

• о принятии уполномоченным органом эмитента решения о вы­пуске эмиссионных ценных бумаг;

• о принятии эмитентом решения о применении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) или общеприня­тых принципов бухгалтерского учета США (US GAAP) для под­готовки финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента, а так­же о планируемых сроках раскрытия такой отчетности.

Сообщения об этих фактах должны направляться эмитентом в фе­деральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган, а также публиковаться в периодическом издании не позднее пяти дней с момента их наступления.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 809 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Возможно использование следующих видов андеррайтинга.

Размещение эмиссионных ценных бумаг

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 24. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг

Комментарий к статье 24

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что такой этап эмиссии ценных бумаг, как размещение эмиссионных ценных бумаг, происходит в соответствии с условиями, содержащимися в решении о выпуске (дополнительном выпуске) этих бумаг (см. комментарий к ст. 17).
Размещение ценных бумаг исходя из п. 7.1 Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П включает в себя:
– совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;
– внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);
– выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи существует общий принцип, согласно которому размещение ценных бумаг может быть начато после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Настоящим Федеральным законом могут быть установлены исключения из данного принципа – согласно п. 3 ст. 19 при учреждении акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска.
Особые условия для размещения акций при учреждении акционерного общества, а также размещения эмиссионных ценных бумаг при реорганизации юридического лица установлены п. 3 комментируемой статьи. В этих случаях размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется в день государственной регистрации создаваемого юридического лица (прекращения деятельности присоединенного юридического лица).
Особенности эмиссии ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц, установлены разделом XII Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П. Глава 52 определяет особенности эмиссии ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, глава 53 – в форме присоединения, глава 54 – в форме разделения, глава 55 – в форме выделения, глава 56 – в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, глава 57 – в форме преобразования.
Так, к примеру, установлено, что в случае, если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества. Таким образом, процедура государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации в форме присоединения, должна предшествовать государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого юридического лица.
Пример 1: 10 января 2014 г. в ЕГРЮЛ были внесены сведения о том, что юридическое лицо – ОАО “Приморская проектная контора” прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ОАО “Примавтодор”. В этот же день были размещены дополнительные акции ОАО “Примавтодор”, размещаемые путем конвертации в них акций присоединяемого ОАО “Приморская проектная контора”.
Поскольку такое размещение было осуществлено до государственной регистрации их дополнительного выпуска, суды пришли к выводу об имеющихся в рассматриваемом случае нарушениях процедуры реорганизации юридических лиц, установленной законодательством РФ (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2015 г. по делу N А51-30395/2014).
Пример 2: при рассмотрении дела о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности акционерного общества суд пришел к выводу, что процедура государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации в форме присоединения, предшествует государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого акционерного общества, следовательно, оспариваемые действия регистрирующего органа нарушают права акционеров присоединяемого акционерного общества (см. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2016 г. по делу N А58-5079/2015).
3. Пунктом 4 комментируемой статьи установлен запрет начала размещения ценных бумаг путем подписки в случае выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг (см. п. 1 комментария к ст. 22), ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к проспекту ценных бумаг. При этом информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг или порядке ее определения должна быть раскрыта эмитентом не позднее даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг.
4. В п. 5 комментируемой статьи устанавливается общее правило – срок размещения эмиссионных ценных бумаг определяется в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. При этом продолжительность срока размещения эмиссионных ценных бумаг имеет определенные ограничения.
Пример 1: суд признал правомерным приказ Банка России об обязании осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска документарных дисконтных неконвертируемых облигаций, указав, что согласно п. 5 ст. 24 комментируемого Закона эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске).
Порядок размещения и окончания размещения выпуска облигаций был установлен п. 8.2 зарегистрированного решения о выпуске неконвертируемых дисконтных документарных облигаций на предъявителя серии 01. Сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг было опубликовано 25 июля 2013 г. Суды определили на этом основании, что датой начала размещения ценных бумаг является 8 августа 2013 г. (через две недели после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска облигаций в форме публикации сообщения о государственной регистрации ценных бумаг выпуска). Датой окончания размещения ценных бумаг должно было являться 4 февраля 2014 г. (180-й календарный день с даты начала размещения).
Согласно документам, представленным на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг, датой фактического начала размещения (датой заключения первого договора, направленного на отчуждение ценных бумаг) является 24 марта 2014 г., а датой фактического окончания размещения ценных бумаг – 14 апреля 2014 г. В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу, что эмитент осуществил размещение ценных бумаг выпуска за пределами срока.
В связи с нарушением истцом требований закона ему было правомерно отказано в государственной регистрации отчета об итогах выпуска неконвертируемых дисконтных документарных облигаций, указанный выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся, его государственная регистрация аннулирована (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2015 г. по делу N А40-144844/14).
Пример 2: в рамках другого дела суд определил, что согласно решению о дополнительном выпуске акций датой окончания размещения акций общество определило дату размещения последней ценной бумаги дополнительного выпуска, но не позднее 70 дней с даты направления (вручения) уведомления лицам, имеющим преимущественное право приобретения дополнительных акций, о возможности осуществления такого права. Судами установлено, что с учетом данных положений срок окончания размещения обществом дополнительных акций истек 2 марта 2016 г. При этом фактически размещение дополнительных акций в нарушение данного срока завершено 4 марта 2016 г. (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2017 г. по делу N А53-20162/2016).
Согласно абз. 2 комментируемого пункта срок размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки, указанный в решении о выпуске, не может составлять более одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом у эмитента имеется право на продление данного срока путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Порядок внесения таких изменений установлен ст. 24.1 настоящего Федерального закона. При этом каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий предельный срок размещения эмиссионных ценных бумаг с учетом его продления – более трех лет с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).
Следует отметить, что такие жесткие требования к установлению срока, а также порядку и условиям размещения ценных бумаг в некоторых случаях не позволяют использовать все инструменты рынка ценных бумаг, существующие в мировой практике.
Согласимся с А.В. Новаковским в том, что “используемый в иностранной практике инструмент поощрения персонала компаний – акции по программе поощрения персонала (employee stock option plan) – до сих пор не может применяться в России из-за двух ограничительных норм. Закон об акционерных обществах говорит, что акции должны размещаться по рыночной стоимости, но, если человек отработал их рыночную стоимость своим трудом, его желание получить эту стоимость в виде акций, уже ничего не платя за них, вполне экономически обоснованно. Закон о рынке ценных бумаг говорит о том, что ценная бумага должна быть размещена не позднее трех лет с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг, однако очевидно, что индивидуальный поощрительный контракт с работником может исполняться значительно более продолжительное время” .
——————————–
Новаковский А.В. Диспозитивность как метод регулирования правоотношений в сфере рынка публичных ценных бумаг // Предпринимательское право. 2013. N 4.

Аналогичной позиции придерживается и Д.И. Текутьев, отмечая, что “установленный в Законе о рынке ценных бумаг срок реализации ценных бумаг (не позднее одного года с даты регистрации выпуска) не совсем удобен для реализации опционной программы, поскольку классическая опционная программа является способом долгосрочного стимулирования менеджмента, как правило, во временном диапазоне от трех до пяти лет. Перечисленные недостатки приводят к тому, что опционы эмитента практически не применяются российскими компаниями при структурировании опционных программ” .
——————————–
Текутьев Д.И. Правовой механизм повышения эффективности деятельности членов органов управления корпорации. М.: Статут, 2017.

5. Согласно п. 6 настоящей статьи общее количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не может превышать количество, указанное в решении об их выпуске (дополнительном выпуске).
При этом у эмитента имеется право разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). Общее количество размещенных эмиссионных ценных бумаг указывается в отчете или уведомлении об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) (см. п. 3 комментария к ст. 25).
6. Пункт 7 комментируемой статьи определяет в качестве общего правила, что решением о выпуске (дополнительном выпуске) устанавливаются равные условия размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки среди всех потенциальных приобретателей.
Пример: в рамках рассмотрения дела о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО “СЭК” судом первой инстанции были правомерно отклонены доводы истца о том, что оспариваемое решение утвердило фактически скрытую форму закрытой подписки в пользу одного акционера общества, а также о том, что определение решением собрания перечня имущества, которое может быть принято в оплату размещаемых акций, ограничивает права акционеров. Как верно указано судом, помимо имущества, определенного в перечне, которое может быть принято в оплату размещаемых акций, предусмотрена оплата иным имуществом, а также денежными средствами. Таким образом, любой участник подписки, в том числе истец, а также любой владелец акций ОАО “СЭК” либо владелец имущества, указанного в прилагаемом к решению о размещении перечне, имеет право оплатить дополнительные акции общества удобным для него способом: имуществом либо денежными средствами. Таким образом, были обеспечены равные для всех потенциальных приобретателей условия размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2017 г. по делу N А59-1421/2017).
Пунктом 21.7 Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П установлены случаи, в которых решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, может предусматривать преимущества одних приобретателей перед другими, среди которых:
– осуществление преимущественного права приобретения дополнительных акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции, и опционов эмитента;
– ограничение акционерным обществом в соответствии с его уставом максимального количества акций или их номинальной стоимости, принадлежащих одному акционеру.
7. В п. 8 комментируемой статьи сформулировано правило, согласно которому эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, могут размещаться при условии их полной оплаты.
Пунктом 23.12 Положения Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П в развитие указанной нормы установлено, что при размещении ценных бумаг акционерных обществ путем подписки зачисление ценных бумаг на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг и на счета депо в депозитариях, а также выдача сертификатов документарных ценных бумаг на предъявителя без обязательного централизованного хранения осуществляются только после полной оплаты соответствующих ценных бумаг и не позднее последнего дня срока размещения ценных бумаг, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Дополнительные акции, размещаемые посредством подписки, могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При закрытой подписке допускается оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу (п. 2 ст. 34 ФЗ “Об акционерных обществах”).
8. Пунктом 9 комментируемой статьи устанавливаются особенности размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки в случае использования при размещении ценных бумаг услуг брокера.
Брокер совершает сделки по размещению ценных бумаг от имени и за счет эмитента или от своего имени и за счет эмитента на основании возмездного договора.
В данном случае ценные бумаги могут быть зачислены на счет брокера для их последующего размещения лицам, заключившим договоры о приобретении таких эмиссионных ценных бумаг, при условии оплаты не менее 25% цены их размещения. Указанный счет открывается брокером в депозитарии и не предназначен для учета прав на эмиссионные ценные бумаги.
Срок, в течение которого эмиссионные ценные бумаги, зачисленные на счет брокера, должны быть размещены лицам, заключившим договоры об их приобретении, не может быть более 14 рабочих дней.

6 настоящей статьи общее количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не может превышать количество, указанное в решении об их выпуске дополнительном выпуске.

Глава 4. Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 36-41)

Цена размещения дополнительных акций лицам, осуществляющим преимущественное право приобретения акций, может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10 процентов.

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

размещением выпусков;.

Размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, как форма злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ)

Красюков Сергей Васильевич, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

Читайте также:  Содержание и исполнение государственного контракта

Уголовно-правовой нормой об ответственности за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) регламентированы четыре формы выражения объективной стороны данного преступления:

  1. внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
  2. утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии ценных бумаг;
  3. утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
  4. размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию .

См.: Лопашенко Н.А. Преступления на рынке ценных бумаг: российский опыт уголовного преследования и его уроки // Закон. 2007. N 3. С. 150.

Обязательным условием наличия состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг является причинение указанными деяниями общественно опасных последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, который, в соответствии с примечанием к ст. 185 УК РФ, составляет ущерб на сумму, превышающую один миллион рублей.

Вместе с тем если первые три из указанных форм проявления объективной стороны состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) известны отечественному уголовному законодательству вот уже более десяти лет и понимание их признаков становилось предметом теоретических исследований , то четвертая форма – размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, криминализирована лишь в 2002 г. Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 23-ФЗ. Сказанное актуализирует проведение уголовно-правового исследования данной формы выражения объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ.

См., например: Русеева С.В. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые при размещении ценных бумаг: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001; Кадовик Е.И. Ценные бумаги как предмет уголовно-правовой охраны: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1999; Ставило С.П. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рынка ценных бумаг: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000 и др.

Итак, согласно ст. 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, под размещением ценных бумаг предлагается понимать отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок .

Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

В свою очередь, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг уточняется, что размещение ценных бумаг включает в себя:

совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения) .

Приказ ФСФР РФ “Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг” от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 25 (в посл. ред. Приказа ФСФР РФ от 12 июля 2007 г. N 07-76/пз-н).

Получается, что совершение обозначенных действий, т.е. размещение эмиссионных ценных бумаг, при отсутствии государственной регистрации их выпуска, повлекшее причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, образует состав злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ). Однако в связи с тем, что рассматриваемая уголовно-правовая норма является бланкетной, обязательным условием ее применения выступает тщательный анализ нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи с выпуском и обращением ценных бумаг.

Изучение уголовно-правовой литературы показывает, что не все авторы, характеризуя исследуемую форму выражения объективной стороны состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ), акцентируют внимание на установленный порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг .

См.: Вербицкая Н.А. Злоупотребления при эмиссии корпоративных ценных бумаг: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Красноярск, 2007. С. 20.

Дело в том, что законодательством РФ определены условия размещения ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не установлено Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” . Следовательно, несмотря на то, что по общему правилу государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является этапом процедуры эмиссии ценных бумаг, предшествующим их размещению (п. 1 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”), данная процедура является обязательной не во всех случаях или осуществляется в ином порядке.

Статья 24 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).
См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Издательство Р. Асланова “Юридический центр Пресс”, 2007. С. 492.

В частности, при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг . То есть в этом случае законом допускается возможность размещения эмиссионных ценных бумаг до момента государственной регистрации их выпуска.

Пункт 1 ст. 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

В отношении государственных и муниципальных ценных бумаг предусмотрена специальная процедура эмиссии. Так, генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ либо муниципальных образований утверждаются Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или соответственно органом местного самоуправления. В свою очередь, эмитент, руководствуясь генеральными условиями, принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Условия эмиссии ценных бумаг РФ подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление и (или) исполнение федерального бюджета . Другими словами, в этом случае государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется в иной правовой форме и в кардинально отличающемся порядке.

Статьи 8, 9 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3814 (в посл. ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ).

Законом предусмотрены ситуации, при которых обязанность проведения государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг вообще отсутствует.

Например, эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций (п. 2 ст. 27.5.1 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Кроме того, по решению эмитента эмиссия облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) при выполнении следующих условий:

  1. размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
  2. эмитентом облигаций является открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам;
  3. эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;
  4. облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;
  5. срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать один год с даты начала их размещения;
  6. облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, осуществляющем депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам в процессе их размещения, на основании договора, в соответствии с которым осуществляется допуск облигаций к торгам и который заключается с этой фондовой биржей и (или) клиринговой организацией;
  7. оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.

Облигации, отвечающие перечисленным условиям, именуются биржевыми .

Пункты 1, 2 ст. 27.5.2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

Таким образом, при решении вопроса о квалификации содеянного по ст. 185 УК РФ по признакам размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, необходимо учитывать, что уголовная ответственность за данное преступление наступает лишь в случае размещения эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации их выпуска вопреки установленной законодательством обязанности осуществить такую регистрацию .

См.: Зубова М.В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым на фондовом рынке: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

Следует заметить, что данный вывод основан главным образом на системном толковании нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Однако с учетом наименования ст. 185 УК РФ – “Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг” – представляется возможным предположить, что законодатель при конструировании уголовно-правового запрета на размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, имел в виду именно ситуации, когда обязанность государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг регламентирована законом. Это связано с тем, что слово “злоупотребление” означает “употребление во зло” .

См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 473.

Вместе с тем очевидно, что описанное положение, допускающее неоднозначное толкование признаков общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 185 УК РФ, лишь затрудняет реализацию данной уголовно-правовой нормы, осложняет и без того непростую (вследствие бланкетности этой нормы) практику применения ст. 185 УК РФ.

На основании изложенного считаем целесообразным дополнение текста диспозиции ч. 1 ст. 185 УК РФ указанием на то, что ответственность за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наступает исключительно при условии несоблюдения установленной законодательством обязанности государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

2 Федерального закона О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г.

Добавить комментарий