Лица без гражданства в РФ в 2020 году

Лицо без гражданства, как это понять?

Тема настолько узкопрофильная и столь же сложная даже для лиц которые в силу своей деятельности занимаются гражданством.

Сложность заключается в недооцененности законодателями этой сферы жизни. Скажем по русски, законодательство, формулировки и процедуры в этих вопросах настолько расплывчаты, что черт ногу сломит. Но мы вам расскажем как все выглядит в этой сфере на данный момент.

Начнем с цифр, по словам руководителя ГУ ВМ МВД России Казаковой В.Л., которые она озвучила в интервью газете « ИЗВЕСТИЯ» , что лиц без гражданства, которые находятся в поле зрения МВД и которые не могут реализовать свой статус около 5 000 человек. Но как признается и сама их может быть и больше.

По мнению многих правозащитных организаций, которые занимаются этой сферой, лиц без гражданства в России на данный момент около 300 тысяч.

Собственно лицо без гражданства, согласно 115 ФЗ « О правовом положении иностранных граждан» -это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Все казалось бы прекрасно, но отсюда и начинается долгая и тяжелая дорога к заветному паспорту гражданина России.

На справке должна стоять дата приема документов.

Правовое положение лиц без гражданства в России

По данным ООН, в мире насчитывается свыше 12 миллионов лиц, не имеющих гражданской принадлежности ни к одному из государств. Хотя на деле их правовой статус не сильно отличается от положения иностранцев, лица без гражданства не могут воспользоваться многими фундаментальными правами. В этой статье рассмотрим подробно эту категорию и разберемся, в чем основные особенности ее правового положения.

По данным ООН, в мире насчитывается свыше 12 миллионов лиц, не имеющих гражданской принадлежности ни к одному из государств.

Требование делать отказ от исходного гражданства отменяется

Напомним, по действующему законодательству, для того, чтобы подать на российское гражданство, необходимо делать отказ от имеющегося подданства. Для этого иностранные граждане обращаются к нотариусу и готовят соответствующий документ.

Согласно нововведениям, с 24 июля требование об отказе от гражданства убирают из закона. Это означает, что иностранным гражданам, независимо от того, по какому основанию они оформляют подданство и из какой страны прибыли, не нужно будет отказываться от своего подданства.

То есть ни 2-НДФЛ, ни справки о вкладе, ни другие документы о доходах у кандидатов требовать не будут, независимо от того, по какому основанию они подают на гражданство.

24 апреля стал щедрым днем на новости в законодательстве по вопросам гражданства и миграции

АНОНС

24 апреля подписаны Президентом РФ и опубликованы три закона, которые упрощают путь к российскому гражданству, а также позволяют работать по патенту без ограничения возможности его продления. 24 апреля Правительство направило в Госдуму законопроект об удостоверении лица без гражданства в РФ, которое станет полноценным удостоверением личности, а на следующий день он был зарегистрирован в Госдуме.

Щедрый день 24 апреля

24 апреля оказался на удивление щедрым днем на новости в законодательстве по вопросам гражданства и миграции. В этот день подписаны Президентом России и опубликованы сразу три закона, облегчающих положение наших соотечественников в России, их путь к гражданству, а также позволяющих продлять патенты на работу неограниченное число раз иностранцам из безвизовых стран (это – постсоветские республики, кроме прибалтийских, Грузии и Туркмении). 24 апреля Правительство направило в Госдуму законопроект об урегулировании правового статуса лиц без гражданства – о выдаче им документа, удостоверяющего личность, а 25 апреля данный законопроект зарегистрирован в Госдуме за № 948528-7.

  1. 1. Закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-35 Налогового кодекса Российской Федерации» вступил в силу в день опубликования – 24 апреля 2020г. Проект закона внесли депутаты Государственной Думы: Р.И.Бальбек, А.Г.Аксаков, В.П.Водолацкий, С.А.Вострецов, А.А.Журавлев, К.Ф.Затулин, А.Д.Козенко, Н.В.Поклонская, Д.В.Саблин, К.К.Тайсаев, С.А.Шаргунов, А.Н.Шерин, П.В.Шперов, А.А.Ющенко; члены Совета Федерации О.Ф.Ковитиди, С.В.Мамедов, С.П.Цеков. Сейчас освобождены от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство Российской Федерации те, кто проживает на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, и право на гражданство получил по Указу Президента России № 183 от 24 апреля 2019 года «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Данный закон был принят в исключительно быстром порядке: внесен 14 апреля, 17 апреля принят в трех чтениях в Госдуме, в этот же день одобрен Советом Федерации и 24 подписан Президентом, – что свидетельствует о полном согласии всех ветвей власти с необходимостью внесенной поправки в налоговый кодекс РФ.
  2. Закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» вступит в силу 25 июля 2020 года. Его проект был внесен в Госдуму Правительством РФ и принят без каких-либо изменений. О новациях принятого закона сайт Материк публиковал немало материалов. Кратко повторим основные моменты, устанавливаемые новым законом, которые касаются порядка получения российского гражданства:

а) для постоянно проживающих в России (имеющих вид на жительство):

– для всех претендентов на российское гражданство не будет требования отказа от имеющегося иного гражданства. Наконец, и с «носителей русского языка» спадут оковы выхода из иного гражданства, которые мешали им стать российскими гражданами;

– необходимый стаж работы в России выпускников российских вузов для получения гражданства РФ сокращается с трех до одного года;

– упрощенный порядок пути к гражданству РФ дается гражданам Белоруссии, Украины и Молдавии;

б) тот, кто имеет супруга (супругу) – гражданина (гражданку) России, и они имеют общих детей, гражданство России сможет получить сразу после получения РВП (вид на жительство не обязателен). При отсутствии детей – вид на жительство по-прежнему нужен, и в браке супругам нужно состоять, как и сейчас, не менее трех лет;

в) от всех, кто имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (статья 14 ФЗ «О гражданстве РФ»), больше не будут требовать доказательство наличия законного источника средств к существованию;

г) право на получение гражданства России в упрощенном порядке для проживающих за рубежом оставлено только для тех из них, кто был гражданином СССР, проживает в постсоветских государствах, но не принял их гражданства. Эти лица могут и в России обратиться за гражданством после того, как получат вид на жительство. С вступлением в силу принятого закона будет отменено право стать гражданами РФ тем, кто проживает за рубежом, но имеет проживающего в России родителя-гражданина РФ.Пока это право до 25 июля есть в действующем законе.

  1. Закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 13-3 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” вступает в силу 5 мая 2020 года. Его проект был внесен депутатом Л.И.Калашниковым. С 5 мая снимается ограничение количества возможных продлений патента на работу в Российской Федерации По действовавшему порядку до принятия этого закона патент можно было продлевать только один раз. Сейчас трудовые мигранты смогут работать, продлевая патент не выезжая из страны сколь угодно долго.
  1. Законопроект №948528-7«О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акта Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства», зарегистрирован в Госдуме 25 апреля. Внесен законопроект Правительством. Законопроект вступит в силу через полгода после его официального опубликования. А пока начинается его прохождение в Госдуме. Совет Госдумы 27 апреля передал законопроект в профильный комитет – Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Текст законопроекта и ход его рассмотрения можно найти на сайте Госдумы в разделе «Законодательная деятельность» по номеру законопроекта.

Это долгожданный проект, поскольку он предлагает ввести удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации. В настоящее время те, кто оказались в России без действительных документов, могут пройти процедуру установления личности, по результатам которой получают справку, но не могут этой справкой воспользоваться для дальнейшей легализации, потому что для этого требуется удостоверение личности, которого в России нет по сей день. В этом безысходном состоянии находятся тысячи людей.

Проект предлагает по результатам установления личности выдавать «временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации» (далее – удостоверение ЛБГ) для тех, кто не имеет никакого гражданства или нет государства, готового принять этого человека. И это удостоверение ЛБГ будет полноценным удостоверением личности.

Удостоверение ЛБГ будет выдаваться на основании заключения об установлении личности и заявления, поданного этим человеком о выдаче данного удостоверения, в течение 10 дней после подачи заявления. Процедура установления личности определена в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» статьей 10.1. «Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность».

Сроки при этом такие: 3 месяца длится процедура установления личности. Эти сроки могут быть продлены еще на 3 месяца (но не более), если не придут ответы от иностранных государств на запросы наших миграционных органов. Законопроект дополнительно дает миграционным органам право «направлять запросы в дипломатические представительства ‎и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации и международные организации», а также «прорабатывать вопрос о возможности передачи иностранного гражданина другому государству» – при проведении ими процедуры установления личности.

В соответствии с проектом, если в ходе процедуры установления личности будет установлено государство, гражданство которого эта личность имеет, либо государство прежнего проживания, или государство, готовое принять этого человека, ему выдается справка для следования в посольство соответствующего иностранного государства, где можно будет получить документ на выезд. Такая справка на поезд в посольство также будет выдаться по заявлению, а удостоверение ЛБГ, конечно, при этом не полагается.

Тем, кто получит удостоверение ЛБГ, дается право на получение разрешения на временное проживание без квоты. Само удостоверение действует в течение года, и может продляться ежегодно до тех пор, пока не будет получено разрешение на временное проживание или вид на жительство (как написано в проекте, хотя право на получение вида на жительство без РВП для владельцев удостоверения ЛБГ не предусмотрено).

Для тех, кто получит удостоверение ЛБГ, законопроект предусматривает освобождение из специальных учреждений временного содержания, отмену решений о депортации, о неразрешении въезда в РФ.

Удостоверение ЛБГ аннулируется, если обнаружатся ложные сведения, которые представлял человек, или будет определено наличие иностранного гражданства, или найдется государство, готовое принять этого человека. В этом случае ему нужно будет покинуть Россию.

Законопроект давно ждали. Его вариант с 4 июля 2018 года «висел» на федеральном сайте проектов законодательных актов. Последняя, «доработанная» после общественного обсуждения версия проекта, существенно отличается от проекта, внесенного в Госдуму. Главные отличия в том, что проект, который можно было видеть еще 24 апреля на указанном сайте, содержал право владельцев удостоверения ЛБГ на получение в упрощенном порядке ( без РВП) вида на жительство и даже – гражданства РФ без РВП и вида на жительство. Законопроект в Госдуме таких льгот не предусматривает.

Лица без гражданства, которые получат удостоверение ЛБГ, после получения РВП смогут получить затем и вид на жительство, и гражданство РФ, но пройдя тот путь, который предписан законом для других лиц, имеющих РВП, без каких-либо льгот.

По первому прочтению внесенного законопроекта более всего вопросов у меня касаются процедур, которыми будут миграционные органы определять наличие иностранного гражданства у тех, кто не имеет соответствующих документов. В какие посольства будут посылать запросы наши миграционные органы? Во все, какие только есть на белом свете? Во все постсоветские? В государство рождения? А если таковое неизвестно, или человек родился в России? В государство последнего выезда? Если запрос в иностранные посольства не будет получен в отведенные сроки, то будут считать человека лицом без гражданства?

А что, если найдется государство, которое посчитает человека своим гражданином, хотя он давно уже утратил с ним связь (выехал на постоянное проживание, например) и не имеет в нем никаких привязок, а круг жизненных интересов человека уже давно – в России? А если какое-то государство не отказывает лицу без гражданства во въезде в страну, а тот с этой страной уже не имеет никаких связей? Россия будет высылать таких людей в чистое поле, которое, правда, в другом государстве?

У меня нет ответов. Будем ждать откликов от заинтересованных граждан и госорганов. Остается надеяться, что и депутаты зададут подобные вопросы, прежде чем будут принимать этот законопроект.

Эти лица могут и в России обратиться за гражданством после того, как получат вид на жительство.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

8454; 2019, N 18, ст.

Правительство одобрило “революцию” в получении гражданства России

“Люди, желающие стать россиянами, должны приехать сюда и жить здесь”

24.03.2020 в 19:09, просмотров: 85679

Иностранцам, проживающим в России, можно будет получить паспорт РФ без отказа от гражданства другого государства, а в ряде случаев — и без подтверждения законных источников доходов. 23 марта правительственная Комиссия по законопроектной работе одобрила инициативу о радикальном упрощении процедуры получения гражданства РФ.

Специально созданная по поручению президента рабочая группа с участием МВД и ФСБ, Администрации Президента, депутатов Госдумы и сенаторов почти год готовила законопроект, который в перспективе может существенно увеличить число россиян. Документ наконец готов (есть в распоряжении «МК») и после одобрения правительством будет внесен в Госдуму.

Читайте также:  Как сдать СЗВ-М если нет СНИЛС в 2020 году?

Чтобы понять степень революционности предлагаемых изменений, стоит вспомнить, что с 2002 года закон «О гражданстве РФ» одним из обязательных условий получения российского паспорта хоть в общем, хоть в упрощенном порядке называет отказ от гражданства иностранного государства. «В конце апреля прошлого года, после того как президент подписал указ о предоставлении российского гражданства жителям ДНР и ЛНР и отказ от украинского гражданства для них не требовался, на встрече с главой государства я предложил разрешить становиться гражданами РФ без отказа от иностранных паспортов всем желающим из любых стран мира», — сказал «МК» глава думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ).

Теперь же требование об обязательности отказа от иностранного паспорта ради получения российского хотят убрать вовсе. Стать россиянином при соблюдении прочих условий и требований будет можно, оставаясь одновременно гражданином Германии, Латвии, США и любого другого государства мира (если оно, конечно, такое дозволяет). Член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина в разговоре с «МК» одобрила эту инициативу. По ее словам, требование отказа от другого гражданства — одна из основных препон на пути к российскому гражданству для многих годами и десятилетиями проживающих в России соотечественников: «есть страны, которые в принципе не выпускают из своего гражданства, а иногда такой механизм выхода имеется, но на практике не работает».

Но претендовать на российское гражданство без отказа от иностранного смогут лишь граждане, постоянно проживающие на территории РФ, то есть получившие здесь вид на жительство. «Правительство считает, что люди, желающие стать россиянами, должны приехать сюда и жить здесь. А мы в комитете считаем, что такое ограничение не нужно, и попытаемся при работе над законопроектом в Госдуме эту норму убрать», — заявил г-н Калашников.

Новые россияне, сохранившие паспорта других государств, должны будут сразу же под страхом уголовного наказания встать на учет в МВД, и на них распространятся все многочисленные ограничения, введенные в последние годы для всех россиян с двумя гражданствами: для них будет закрыта дорога на государственную и муниципальную службу, в депутаты и президенты, и т.д., и т.п.

Предлагаются и другие серьезные изменения. Например, можно будет подавать документы на российский паспорт в упрощенном порядке без предъявления доказательств наличия «законного источника средств к существованию» тем, кто признан носителем русского языка, тем, кто не менее трех лет состоит в браке с проживающим в России гражданином РФ, и тем, кто закончил российский вуз после 2002 года и работает здесь (для последних одновременно с трех лет до одного года сокращен срок трудовой деятельности в России, по истечении которого можно подавать заявление). Правом на упрощенное получение гражданства РФ без справок о легальных и достаточных доходах предлагается наделить и иностранцев, проживающих в России, если у них супруг (супруга) — россиянин (россиянка), проживающий(ая) в России, и есть общие дети.

«Очень важным» назвала отказ от требования доказывать наличие легальных доходов, достаточных для существования, г-жа Ганнушкина: «Сейчас у очень многих желающих стать россиянами есть доходы, но они частично серые, потому что работодатели не всегда готовы заключать с ними трудовые контракты».

Право на гражданство в упрощенном порядке без справки о законных источниках средств существования правительство хочет дать и всем проживающим в России гражданам Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины. Почему именно этих стран? Пояснительная записка скупа на разъяснения. Беларусь — «в рамках реализации мер по сближению государств — участников Союзного государства». Молдова и Украина — «исходя из гуманитарных соображений». А Казахстан — «в связи с тем, что русский язык в данном государстве употребляется официально и указанные лица используют его в повседневной жизни»…

Нововведения вступят в силу через полгода после того, как законопроект станет законом. Сколько человек захочет воспользоваться предоставленными возможностями и как сильно в результате вырастет население России — сказать трудно. В пояснительной записке нет ни одной прогнозной цифры.

Заголовок в газете: Россиян станет больше
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28225 от 25 марта 2020 Организации: Правительство РФ КПРФ МВД ФСБ Места: Россия, Украина, США, Германия, Латвия

Новые россияне, сохранившие паспорта других государств, должны будут сразу же под страхом уголовного наказания встать на учет в МВД, и на них распространятся все многочисленные ограничения, введенные в последние годы для всех россиян с двумя гражданствами для них будет закрыта дорога на государственную и муниципальную службу, в депутаты и президенты, и т.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

Руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова рассказала корреспонденту «НГ» Екатерине Трифоновой о новеллах в миграционном законодательстве, связанных с коронавирусом, предстоящей цифровизацией самого ведомства и изменениями на рынке труда. По мнению Казаковой, пандемия показала, что «теневая занятость», о которой иностранные работники чаще всего и договариваются с российскими работодателями, оборачивается для мигрантов множеством проблем.

– С какими проблемами столкнулись миграционные органы в это сложное время?

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев. С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Читайте также:  Первая помощь при ДТП: 12 важных правил оказания помощи

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения. Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный. В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей. Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Второе направление это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

Путин подписал закон о ДЕПОРТАЦИИ из РФ огромного кол-ва россиян в 2020 году!

Наличие паспорта РФ НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ наличие у вас гражданства РФ! Путин подписал закон о ДЕПОРТАЦИИ из РФ огромного кол-ва россиян в 2020 году! Депорта́ция (лат. deportatio «изгнание, высылка») или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.

Российские законы все больше удивляют.. Мало того, что в РФ ведут незаконную деятельность банки, кредитные организации, приставы,суды РФ, коллекторы, да и сама РФ это всего лишь фирма, так они еще и выселить нас решили через новый закон РФ, закон № 182 о выселении граждан. Поражают, подобные статьи закона и судебные решения. Да, это вам не коллекторы, когда есть просрочка потребительского кредита, или когда не можешь платить ипотеку, здесь может возникнуть только один вопрос: нужно ли платить кредиты? А вот новые законы РФ, особенно закон № 182 о выселении, здесь чтобы разобраться, может понадобиться юридическое сопровождение!

Особое внимание следует обратить на

Статья 41 1 . Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

1. В настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся:

а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

(то есть к этой сомнительной категории граждан относятся все граждане РФ, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации)

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

(то есть для того, чтобы свой правовой статус урегулировать, надо изъявить свою волю о приёме в гражданство Российской федерации до 1 января 2017 года, даже при наличии паспорта гражданина России)

3. Настоящая глава также устанавливает условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.

(при этом никакой роли ваш паспорт гражданина РФ, выданный вам до 1 июля 2002 года, не имеет, так как вы не выражали своего волеизъявления стать гражданином РФ (лично в письменной форме как это придумано в 2012 году) при его получении. Вам просто выдали паспорт гражданина РФ, не спрашивая вашего согласия, желания, нежелания или несогласия становиться ли вам гражданином РФ или не становиться)

4. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

(то есть, если вы не хотите быть гражданином РФ, то можете проживать в РФ погласно вида на жительства без гражданства)

Статья 41 2 . Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

4. Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;

(особое внимание нужно обратить в дальнейшем – что может быть признано сообщёнными им заведомо ложными или недостоверными персональными данными)

г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом

(вот оно – то самое, что полностью ликвидирует ваше гражданство по выданному вам паспорту, если вы вознамеритесь приобрести гражданство РФ после первичного получения паспорта гражданина РФ)

Вот вам и антинародный закон!

Который подписал сам президент Путин,

Принят Государственной Думой 26 октября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 31 октября 2012 года

Всем нам предлагается до 1 января 2017 года самих себя добровольно лишить гражданства РФ в соответствии вот с этим многоходовочным хитроумным путинским законом, о котором мало кто знает и задумывается.

Но если мы не изъявим своего волеизъявления принять гражданство РФ до 1 января 2017 года, то нас могут просто депортировать из России.
Многоходовочка однако.
Куда? Неизвестно.
На каком основании? На основании вот этого самого закона

(более подробно всё разъясняет правовед в ролике, смотрите видео, чтобы понять все хитросплетения путинских многоходовочек)

То есть этим законом Путин и родное государство просто не оставляет вам выхода:

Если вы обратитесь с таким заявлением, то ваше гражданство будет признано недействительным

Если не обратитесь, то ваше гражданство также будет признано не урегулированным согласно данному закону

То есть, пользуясь собственным законом, с января 2017 года Путин будет решать, кому жить в стране, а кого депортировать за её пределы неизвестно куда, если у вас нет иного места проживания за пределами России.

Который подписал сам президент Путин,.

Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в 2020 году – простыми словами

Добрый день! К нам на сайт часто поступают вопросы о том, как можно получить гражданство Российской Федерации в 2020 году. И в этой статье мы расскажем вам об основных моментах закона “О гражданстве Российской Федерации”, которые вы должны знать и понимать, чтобы принять верное решение о том, каким путем пойти для того, чтобы получить гражданство Российской Федерации.

В законе “О гражданстве” предусмотрено 4 основания приобретения гражданства Российской Федерации. Первое основание — это основание по рождению. Второе основание — это основание получения гражданства путем принятия гражданства.

Третье основание — это путем восстановления в гражданстве. И четвертое основание — это на иных основаниях, указанных в данном законе, либо на основании каких-то международных договоров, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

Исключения из общего порядка получения гражданства РФ.

Лица без гражданства в РФ в 2020 году

Складывается впечатление, что стать российским гражданином для мигранта задача непосильная, и недостижимая.

Претендующих на гражданство РФ обязательно дактилоскопируют: Федеральный закон № 209-ФЗ от 12 июля 2020 года

13 июля 2020 года принят Федеральный закон № 209-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Л гражданстве Российской Федерации” и федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации”.

В соответствии с указанным федеральным законом обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все лица – иностранные граждане или лица без гражданства, претендующие на получение гражданства РФ в процессе его получения (в том случае, если ранее дактилоскопическая регистрация в отношении указанных лиц не производилась).

Читайте также:  Частичный возврат денег по чеку онлайн-кассы

Государственная дактилоскопическая регистрация в РФ – это получение отпечатков пальцев лиц, подлежащих такой регистрации, которые учитываются, хранятся, классифицируются и выдаются по запросу информации для установления, идентификации или подтверждения личности человека

Напомним перечень лиц, которые подвергаются обязательной государственной дактилоскопической регистрации:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

– органах внутренних дел;

– органах государственной налоговой службы;

– органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– органах принудительного исполнения Российской Федерации;

– учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

– Государственной противопожарной службе;

– федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась;

– органах принудительного исполнения Российской Федерации;.

Указ Президента России
от 18 апреля 2020 года № 274
«О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить на период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно течение:

а) сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;

б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не имеют возможности въехать в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – свидетельство участника Государственной программы), разрешения на временное проживание или вида на жительство;

в) сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

г) сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы, разрешение на работу, патент, разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

2. Установить, что в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно:

а) работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, привлекать и использовать в качестве работников:

  • иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и не имеющих разрешения на работу в Российской Федерации (при наличии у работодателей и заказчиков работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников);
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов;

б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль

а сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;.

Как иностранцам открылись новые виды на жительство

Так, в рамках этой политики в ноябре 2019 года вступили в силу принятые поправки к законодательству, упрощающие порядок получения иностранцами разрешений на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВНЖ). Так, ВНЖ стали выдавать не на пять лет, а бессрочно, а круг претендентов на него был расширен. В частности, документы теперь могут получить родившиеся в России граждане СССР, их дети, носители русского языка, иностранцы, чьи дети или родители имеют российский паспорт, а также квалифицированные специалисты и выпускники государственных вузов, получившие дипломы с отличием. Кроме того, ранее для получения ВНЖ иностранец должен был прожить с РВП в стране не менее года. Однако поправки разрешили ряду граждан претендовать на этот документ сразу, минуя институт РВП (см. “Ъ” от 2 ноября 2019 года). По данным спикера Госдумы Вячеслава Володина, эти и другие принятые законодательные инициативы позволили в 2019 году получить гражданство 500 тыс. выходцев из бывших советских республик.

Наконец, правительство РФ готовит революционные поправки к законодательству, позволяющие получить российское гражданство без отказа от иностранного паспорта. Документ создает рабочая группа по реализации Концепции государственной миграционной политики; перед этой структурой стоит задача привлечь в Россию от 5 млн до 10 млн новых граждан (см. “Ъ” от 7 февраля). По данным “Ъ”, соответствующий законопроект могут внести в Госдуму уже в феврале 2020 года.

Кроме того, ранее для получения ВНЖ иностранец должен был прожить с РВП в стране не менее года.

Получение российского гражданства: общий порядок

Как долго рассматриваются документы?

В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.

Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

  • иметь законный источник средств к существованию;
  • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
  • владеть русским языком;
  • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

Какие документы нужны?

Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • ВНЖ;
  • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
  • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июлявступаетв силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

  • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
  • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
  • получил политическое убежище на территории России;
  • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

И тогда понадобятся дополнительные документы:

  • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
  • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
  • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

А что для военнослужащих?

При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;.

Ограничения прав

Мы выяснили, может ли быть человек без гражданства, и какие права у него есть. Пойдем дальше и разберемся, какие существуют ограничения свободы апатридов.

  • участвовать в референдумах, выборах и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Но при некоторых обстоятельствах закон предусматривает, что лица, постоянно проживающие на территории РФ, избираются в местные муниципалитеты и участвуют в референдумах;
  • нести муниципальную службу;
  • служить в армии (разрешается только на контрактной основе);
  • вступать в какие-либо партии и политические объединения.

Если вышеперечисленные бумаги отсутствуют, проводится процедура установления личности лица без гражданства человек пишет заявление, в котором указывает сведения о себе, цель, дату и обстоятельства его приезда в Россию.

Добавить комментарий