Нко и ано в чем отличие

Отличия ано от нко

Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;.

Общественные и религиозные

Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Устав АНО должен содержать сведения:

  • о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
  • о месте нахождения;
  • о предмете;
  • о цели деятельности;
  • о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
  • иные предусмотренные законом сведения.

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями п.

Разница между АНО, НП и НФ

О, спасибо.
Организация будет заниматься проведением спортивных соревнований. Ну и в целом, можно сказать, спортивно-культурно-массовыми мероприятиями.
Экономические задачи, которые нужно уметь решать при помощи юрлица:
— получать безналом взносы от участников соревнований, помощь от спонсоров. Членских взносов как таковых сейчас нет, но их тоже можно придумать, в принципе.
— оплачивать безналом разные услуги (аренда офиса, аренда спортсооружений)
— платить зарплату постоянным сотрудникам и волонтерам
— изготавливать и продавать сувенирную продукцию
— как-то еще зарабатывать деньги. Все по-честному, организация создается не ради чистого бабла, но это тоже нужно будет делать.
При этом хочется, чтобы всякие формальности были максимально простыми (чтобы не надо было проводить какие-то регулярные собрания, отвозить в госорганы какие-то документы и т.п. чтобы финансовая отчетность была максимально простой, и чтобы были какие-то налоговые льготы. То есть, например, чтобы не приходилось платить со взносов налоги на доход.
Я посмотрел, как устроены несколько похожих организаций, нашел среди них одно НП и несколько юрлиц с названием «региональная общественная организация». Что это за РОО такое, в чем его преимущества?

А чем будет заниматься организация, которую ты хочешь зарегить?
некоммерческое партнерство:
1) предоставляет больше возможностей для осуществления предпринимательской деятельности. поэтому часто фондовые биржи, коллегии адвокатов создаются в форме некоммерческого партнерства;
2) в отличие от фондов и ано основано на членстве.
3) может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации.
Для регистрации нужно не менее двух учредителей.
Фонды:
1) имеют строго целовой характер, который указывается в уставе фонда;
2) не имеет членства.
3) Основные разновидности фондов: благотворительный фонд и общественный фонд.
НПФ, ПФР, ФОМС вопреки названию по организационно-правовой форме фондами не являются.
4) можно создавать с одним учредителем.
АНО:
Существенных различий между АНО и фондами я не заметил.
единственное, АНО создаются, как правило, для оказания различных услуг некоммерческого характера (образовательные, консультационные, спортивно-оздоровительные и т.п.).

4 можно создавать с одним учредителем.

Выбор формы НКО

В этой статье мы разберем выбор формы НКО и ответим на следующие вопросы:

  • Какая из форм мне больше подойдет?
  • Какую форму выбрать между АНО, Фондом, Союзом, Общественной организацией?
  • В чем главные отличия форм НКО и в чем заключаются их особенности?
  • Чем занимается каждый из видов НКО, как осуществляет деятельность и на каких принципах?

Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит. Также вы можете ознакомиться со статьей “Формы некоммерческих центров, предприятий, учреждений”.

Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая. Вот основные из них:

  • АНО – Автономная некоммерческая организация
  • Фонд
  • Общественная организация
  • Ассоциация/ союз

Остальные формы: адвокатские, политические и религиозные не будем рассматривать. Те, кто их создает, знает зачем они и для чего. В 95% случаях выбор возникает между четырьмя, названными выше. Итак, по порядку, постараюсь максимально просто и доступно описать, что к чему.

С 2014 года главный контролирующий и регистрирующий орган для НКО – Минюст, значительно сократил количество возможных форм НКО и определил цели и задачи каждой из них. Также обязал действовать строго в рамках своих Уставов, запретив указывать там общие и размашистые обобщения. Таким образом, нельзя создать организацию, которая смогла бы реализовывать функции и задачи АНО и Фонда одновременно. И, если вам это необходимо, нужно создавать отдельно Фонд и отдельно АНО.

Вот почему так важно определиться еще до создания, какая именно форма НКО вам нужна! Обойдемся без нудных определений, только суть.

АНО (Автономная некоммерческая организация)– предназначена для оказания платных услуг в некоммерческом поле. Ближе всех остальных к знакомой нам ООО, но действует строго по некоммерческим видам деятельности, не имеет цели получения прибыли и имеет законные основания её не получать. Учредители(создатели) АНО не получают дивидендов или какой-либо иной материальной выгоды.

Фактически, при регистрации АНО Вы:

1. выбираете вид некоммерческой деятельности, например: спортивное направление – Самбо;

2. развиваете это направление, путем оказания платных услуг, открыв секцию по Самбо и получая ежемесячный взнос с участников секции;

3. Полученные денежные средства, вкладываете в своё же АНО, чтобы еще лучше развивать свое направление, вкладываясь в оборудование, специалистов, расширяя спортивные площади и привлекая в секцию большее число участников;

Приведу пример формы АНО :

  • Образовательные организации
  • Автошколы
  • Спортивные секции и кружки
  • Организаторы культурных фестивалей и концертов
  • Развитие в области туризма
  • Музеи и театры
  • Студии и творческие мастерские

Фонд – занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям. Важно разделить фонды на благотворительные фонды и фонды развития, которые развивают и защищают культурные и прочие ценности. Но суть остается одной. Фонд не делает ничего самостоятельно. Он собирает денежные средства и передает их, т.е. содействует помощи, защите и развитию.

В двух словах опишу как это происходит на примере благотворительного фонда:

1. Фонд помощи детям собирает денежные средства для лечения детей.

2. В интернете, сми, на улице и т.д. фонд привлекает внимание к данной проблеме.

3. Собранные деньги фонд передает родителям детей на лечение или оплачивает лечение в клинике.

Важно понять, фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии.

Благотворительные взносы не облагаются налогами на деятельность. Но есть и ограничения. Из 100% благотворительных взносов, максимум 20% можно потратить на административно-хозяйственные расходы, остальные 80%(минимум) должны быть переданы согласно Уставным целям.

Примеры создаваемых фондов:

  • Благотворительный фонд помощи детям “ВО БЛАГО”
  • Фонд “МОЯ СЕМЬЯ, МОЕ БОГАТСТВО”
  • Фонд Евразийского содружества
  • Фонд поддержки Оперы и Балета
  • Фонд развития и защиты имени Чкалова

Общественная организация– защищает права и законные интересы, чьи именно, необходимо прописать в Уставе. Общественная организация основана на членстве, но члены организации защищают права и законные интересы не собравшейся группы, а общественные. Например незащищенного слоя населения. При этом, свою деятельность организация может вести только в указанном в Уставе регионе.

Происходит это примерно так:

1. Собирается группа единомышленников по защите прав многодетных семей;

Читайте также:  Секьюритизация ипотечных кредитов

2. Объединяются для защиты прав и законных интересов многодетных семей в Москве и Московской области;

3. Создают Межрайонную общественную организацию с отделениями в Москве и Московской области;

4. Защищают права и интересы многодетных семей, путем просветительской деятельности, разъясняя семьям их права, защищая их интересы в судах, взаимодействуя с органами власти, отслеживая законный порядок исполнения обязательств перед семьями и.т.д.

Свою деятельность общественная организация ведет за счет внутренних и внешних взносов, а также за счет деятельности членов организации.

Приведу примеры названий общественных организаций:

  • Региональная ОО “Общественный торговый надзор”
  • Межрегиональная ОО “Боевое содружество” (защита интересов участникоы боевых действий
  • Региональная ОО “Малаховский лес” (Защита Малаховского леса)
  • Региональная ОО Федерация футбола
  • Межрайонная ОО “Экология права”
  • Общероссийская ОО “Авиации и Флота”
  • Общероссийская ОО “АВТО-МОТО”

Ассоциации и союзы – организации, основанные на членстве, действующие в интересах своих членов. В принципе, довольно понятная форма. Физические или юридические лица объединяются, чтобы вместе делать общее дело, которое необходимо каждому из членов. Объединяться могут по профессиональному, отраслевому, социальному или другому признаку. В основном, существуют за счет внутренних обязательных взносов, которые сами же и устанавливают собранием, в зависимости от поставленных общих целей и задач.

Приведу примеры Ассоциаций и союзов:

  • Союз кожи и меха
  • Ассоциация возобновляемой энергии
  • Ассоциация врачей в области преждевременных родов
  • Ассоциация строителей
  • Ассоциация многодетных семей

Старался максимально кратко, и еще раз хочу заметить, что описывал общую суть. Трактовка закона длинна и имеет свои разъяснения, дополнения и исключения в некоторых вопросах. Перейдите в закладки форм НКО, что вверху страницы, там можно подробно прочитать о каждой из форм.

Остались вопросы? Звоните! С радостью ответим.

Или пишите комментарии внизу.

Если остались силы, то я донесу до Вас общую и важную информацию по НКО, тоже только суть.

У перечисленных форм НКО нет собственников, только члены, участники, выборные органы управления. При создании, учредители являются всего лишь инициативной группой и каких-либо привилегий не имеют. Всем имуществом распоряжается организация, строго в Уставных целях. Конечно, имеются органы управления, например директор с правом первой подписи, который от имени организации управляет имуществом и денежными средствами. Но директора выбирают все члены организации на собрании, которых может быть очень много.

АНО и ФОНД не основаны на членстве. Их учредители имеют возможность хоть как-то препятствовать смене в органах управления, если назначают там себя. А вот Ассоциации, союзы и общественные организации, почти всегда имеют в составе много членов, как может сложиться ситуация:

1. Инициативная группа из 2 учредителей создала ассоциацию и при её создании передала имущество в размере 10 млн. руб, так же назначив одного директором, а второго председателем собрания.

2. Приняло в свой состав 20 членов в течении года с ежегодным взносом в 1 т.р.

3. По итогу года на ежегодном собрании. 15 новых членов выразили недоверие учредителям или иное видение курса развития организации, внесли повестку об избрании нового учредителя и председателя собрания и большинством выбрали новых из состава своих единомышленников.

4. В итоге учредители остались в составе Ассоциации, но потеряв контроль над управлением ассоциации и над переданными 10 млн.руб.

Из этого примера следует, НКО по закону преследует некоммерческие цели, согласно Уставу. Свои уставные цели НКО реализует опираясь на состав своих членов. Имущество принадлежит организации, у НКО нет как таковых “хозяев”, или если выразится точнее, бенефициарных владельцев. Учредители являются лишь инициативной группой, которая создает НКО.

Отдельно стоит сказать, что все формы НКО, являются плательщиками налога на прибыть и ндс. Все дело в том, что некоммерческие поступления от них освобождаются. НКО сдает нулевые НДС и Прибыль. Исключением, является АНО, её поступления от платных услуг попадают под налог на прибыль, но АНО не обязано её получать, и это не является её целью. Соответственно правильно организовав бухгалтерский учет и структуру доходов и расходов, АНО работает с нулевым финансовым результатом. Этот самый налог на прибыль рассчитывает, но к оплате он никогда не возникает. Подробнее почитайте в разделе бухгалтерского учета НКО.

Остался вопрос? Звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-878389 (по России).

Или пишите вниз комментарии, также ответим.

Соответственно правильно организовав бухгалтерский учет и структуру доходов и расходов, АНО работает с нулевым финансовым результатом.

Нп отличие от ано

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц.

Отличие некоммерческой организации от автономной некоммерческой организации.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания — удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета».

Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т.

Какие документы необходимы для открытия АНО

Базовой учредительной документацией АНО выступает Устав, в котором прописывают нижеследующее:

  • наименование, содержащее сведения о роде деятельности и включающее словосочетание «автономная некоммерческая организация»;
  • местонахождение;
  • порядок управления;
  • цели, предмет деятельности;
  • способы формирования имущества;
  • порядок редактирования учредительной документации;
  • порядок действий с имуществом при ликвидации;
  • другая информация, не противоречащая действующим нормативным актам.

Также АНО заключать может Учредительный договор, не подлежащий регистрации, в отличие от Устава, но необходимый для урегулирования жизнедеятельности учреждения. В таком договоре могут прописываться: условия передачи материальных ценностей, порядок организации, выход учредителей из АНО и иные положения.

Важно госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно еще до подачи документов в госорганы.

Что входит в услугу регистрация НКО в форме Автономной некоммерческой организации

  • консультирование по порядку проведения регистрации АНО в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
  • консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
  • подбор видов деятельности (ОКВЭД).
  • разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:

— заявление по форме № р11001,

— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей АНО.

— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)

— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).

— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (директор, генеральный директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.

— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.

  • получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
  • подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:

— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),

— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),

  • изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)

СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

  • получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
  • резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
  • дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

Сведения об адресе места нахождения.

Правовая основа АНО

Статус АНО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) и ст.123.24 ГК РФ, в которых дается определение АНО.

АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая:

не имеет членства;

создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц (т.е. источником финансирования являются добровольные материальные взносы);

Читайте также:  Документы для оформления ипотеки в ВТБ 24

создана для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная безвозмездная или на льготных условиях помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях.

Формы НКО основанные на членстве – корпоративные организации

Контроль над Ассоциацией потерять очень легко.

Вопросы-ответы по бухгалтерии

Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию? 16.06.2014 16:40

Вопрос: Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию?

Ответ: Правовой статус автономной некоммерческой организации (далее – АНО) и автономного учреждения (АУ) имеет как общие черты, так и существенные различия.

Общие черты обусловлены тем, что и АНО, и АУ являются некоммерческими организациями. Соответственно, им присущи основные признаки некоммерческих организаций, указанные в ст. 50 ГК РФ: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности; предпринимательская деятельность может осуществляться ими постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль не распределяется между учредителями.

Различия в правовом статусе обусловлены, прежде всего, целями, для которых создаются эти некоммерческие организации: АУ выступают инструментом реализации государственных (муниципальных) обязательств в социальной сфере.

Основным документом, регламентирующим статус автономных некоммерческих организаций, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 этого Закона автономная некоммерческая организация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономное учреждение является одним из видов государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Правовое положение АУ определяется ст. 120 ГК РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон N 174-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 этого закона АУ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Проведем сравнительный анализ правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО) и автономного учреждения (АУ).

АНО: граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: учредителем могут выступать только РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы власти, а также государственная академия наук – в отношении подведомственных ей автономных учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

2. Цель деятельности:

АНО: предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (определены уставом) (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

АНО: вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель утверждает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (части 1 и2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

4. Источник финансирования:

АНО: добровольные имущественные взносы учредителей (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

5. Права на имущество:

АНО: Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

6. Распоряжение имуществом:

АНО: учитывая, что имущество является собственностью АНО, она осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с его назначением для выполнения уставных задач и целей.

АУ: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

7. Распоряжение доходами:

АНО: Вся прибыль от предпринимательской деятельности является собственностью организации и не может распределяться между учредителями (п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества (части 8 и 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

8. Структура органов:

АНО: высший орган управления – коллегиальный высший орган управления, наименование которого определяется учредительными документами. Основная его функция – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;

исполнительный орган – может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации (ст.ст. 28-30 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Структура, компетенция органов, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения. Решение важнейших вопросов в деятельности АУ отнесено к компетенции учредителя (ст.ст. 8 и 9 Закона N 174-ФЗ).

9. Имущественная ответственность:

АНО: Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ (части 4-6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Относительно преобразования автономного учреждения в автономную некоммерческую организацию отметим следующее.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций определяется Законом N 7-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 17 этого Закона преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом N 174-ФЗ (ст. 18), ни иными федеральными законами не предусмотрена возможность реорганизации автономного учреждения в форме преобразования. Предусмотренная же ч. 14 ст. 5 и ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ возможность изменения типа учреждения преобразованием не является.

Поэтому реорганизация автономного учреждения путем его преобразования (в том числе в АНО) не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке. Косвенно это подтверждено судебной практикой, свидетельствующей о неправомерности реорганизации учреждений путем преобразования (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 20АП-546/2009).

28-30 Закона N 7-ФЗ.

Отличие некоммерческих организаций от общественных объединений

Существуют различные типы НКО – объединения, партнерства, бюджетные и автономные некоммерческие организации (АНО), союзы, ассоциации, благотворительные и иные фонды. Деятельность таких компаний обращена на пользу обществу и не преследует экономических выгод для организаторов. Такие компании позволяют улучшить социальную сферу обслуживания населения и создавать выгодные объединения государственных и частных предприятий. Законодательно НКО регламентируются ФЗ № 7-ФЗ. Рассмотрим, в чем состоит отличие АНО от НКО.

Рассмотрим, в чем состоит отличие АНО от НКО.

НКО: их особенности и различия

Важность выбора создания того или иного вида некоммерческих организаций обусловлена их целевыми и организационными различиями.

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Читайте также:  Семейный кодекс рф 2020 алименты до 23 лет

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество Динамо и футбольный клуб Оренбург.

Добавить комментарий