Что такое хозяйственное ведение

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение. На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов. В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

Что такое хозяйственное ведение

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Юридическая консультация по корпоративному праву

Предприятие, ставшее обладателем имущества на праве хозяйственного ведения, по смыслу законодательства не вправе распоряжаться им без ведома и согласия собственника.

Что такое хозяйственное управление

Говоря о хозяйственном управлении, в большинстве случаев имеют ввиду один из видов распоряжения имущества, который предполагает передачу собственником собственности другому лицу во временное пользование в рамках заключенного между ними договора.

Чаще всего собственник передает свое имущество юридическому лицу (предприятию, компании и другому), реже – физическому (предпринимателю и другому).

Помимо этого, собственник имеет право на часть финансовых средств, получаемых лицом, которому была передана собственность в рамках хозяйственного управления, от пользования собственностью.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Право хозяйственного ведения и оперативного управления 400 руб.
  • Реферат Право хозяйственного ведения и оперативного управления 240 руб.
  • Контрольная работа Право хозяйственного ведения и оперативного управления 210 руб.
Читайте также:  Как можно узаконить гараж во дворе многоквартирного дома

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

бюджетными учреждениями.

Государственное имущество – собственность ООО

Сегодня на правительственном уровне признано, что оптимальной организационно-правовой формой для предприятий ЖКХ является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Однако законодательных предпосылок для преобразования ГУП (МУП) в ООО нет. Согласно действующему законодательству (п. 2 ст. 7 Закона N 14-ФЗ ) органы государственной власти и местного самоуправления не вправе выступать в качестве участников ООО, если иное не установлено федеральным законом. Иными словами, такое участие возможно только в случае прямого указания федерального закона. Сегодня им является Закон N 178-ФЗ , на основании которого один из способов приватизации государственного или муниципального имущества – его внесение в качестве вклада в уставный капитал только ОАО (ст. 13 Закона N 178-ФЗ). Несмотря на четкость федерального законодательства в этом вопросе, на практике встречаются попытки вывести муниципальные активы из ведения муниципальных предприятий (учреждений) путем реорганизации последних в ООО. Яркий пример – постановление главы администрации муниципального образования “Город Сосногорск” о реорганизации муниципального учреждения “Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска” в ООО. Данный документ ФАС ВВО признал недействительным, причем по заявлению кредитора (тоже, кстати, ООО) данного муниципального учреждения, чьи права были нарушены (Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 N А29-1240/2005А).

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”.

Однако существует и более успешный опыт обеспечения предприятия в форме ООО необходимым имуществом за счет государства. Так, в одном из дел, рассмотренных ФАС ВВО (Постановление от 04.11.2004 N А39-3917/2004-207/16), заместитель прокурора Республики М. требовал:

  • признать сделку по безвозмездной передаче автомобиля ГУП в собственность ООО недействительной;
  • обязать ООО возвратить предприятию сумму, составляющую стоимость автомашины.

Суд обоснованный на первый взгляд иск зам. прокурора отклонил по следующим основаниям. На момент совершения спорной сделки в соответствии с Законом Республики М. “Об управлении государственной собственностью” правительство данной республики осуществляло владение, пользование и распоряжение объектами государственной собственности. Согласно этому закону одним из прав собственника, закрепленных в процессе управления имуществом Республики М. за ее правительством, было право на отчуждение имущества в виде безвозмездной передачи, дарения. Воспользовавшись им, правительство Республики М. выпустило распоряжение, которое обязывало ГУП (одновременно являющееся государственным заказчиком на приобретение автомобилей для государственных нужд) приобрести у официального дилера автомобиль, а затем безвозмездно передать его ООО.

Иными словами, в данном случае ГУП как государственный заказчик лишь выполняло поручение собственника о приобретении автомобиля именно для ООО. Соответственно, этот автомобиль не мог быть передан и не передавался в хозяйственное ведение ГУП. В связи с этим суд отклонил ссылку зам. прокурора на запрет дарения между коммерческими организациями, установленный ст. 575 ГК РФ, поскольку одна из сторон сделки – правительство Республики М. не является коммерческой организацией. Таким образом, автомобиль на законных основаниях остался в собственности ООО.

выпустило распоряжение, которое обязывало ГУП одновременно являющееся государственным заказчиком на приобретение автомобилей для государственных нужд приобрести у официального дилера автомобиль, а затем безвозмездно передать его ООО.

Глава 20. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Статья 353. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 354. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) унитарного предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

2. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами.

Статья 355. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 356. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 357. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от

такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Читайте также:  Запрет на использование водительских прав

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Донецкой Народной Республики.

Статья 358. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными нормативными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарного предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у унитарного предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 359. Сохранение права хозяйственного ведения или оперативного управления при переходе права собственности

Если иное не предусмотрено законом, переход права собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием или учреждением, в отношениях между субъектами гражданского права, указанными в статье 128 настоящего Кодекса, не влечет прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления, принадлежащего этому унитарному предприятию или учреждению.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Гражданское право

Поэтому собственник – учредитель предприятия уполномоченный им орган ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом или какой-либо частью имущества унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.

Право хозяйственного ведения.

Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, его основы закреплены в гл. 19 ГК. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно — оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится “распределенным”, обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е. государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению (п. 8 Пост. Плен. ВАС РФ №8).

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к. он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Правовой режим имущества учреждения.

Право хозяйственного ведения

В составе государственной и муниципальной собственности существуют, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой – имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права через соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические лица и граждане совершают определенные действия от имени субъекта права собственности – Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права государственной и муниципальной собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено – юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте от своего имени и наделенное либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления над закрепленным за ним государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются способами осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме федеральных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, поэтому ст. 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения государственным и муниципальным имуществом вещным правом лиц, не являющихся собственниками. В статье 8 Федерального закона “О введении в действие части первой ГК РФ” говорится, что предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидированы.

Право полного хозяйственного ведения ранее строилось по той же модели, что и право собственности. Сейчас права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, строго ограниченны. Данное обстоятельство объясняется тем, что размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях и еще до их регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении у хозяйствующего субъекта, заключаются в следующем: решение вопросов создания предприятия; определение предмета и целей его деятельности; решение вопросов реорганизации и ликвидации предприятия; назначение руководителя предприятия; осуществление контроля за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получение части прибыли от использования, находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

В то же время собственник имущества юридического лица, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, на собственника может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана действиями собственника, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Большое правовое значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника, а движимым имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприятия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отношение переданного ему имущества. На ответственность материнского и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, материнское предприятие несет дополнительную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана действиями учредившего его предприятия. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество дочернего предприятия.

направлять прибыль от реализации продукции работ, услуг на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;.

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения – способ осуществления хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями с вверенным им имуществом, при котором предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с условиями, предметом и целями деятельности, установленными собственником при передаче имущества предприятию. В лице собственника выступает государство или муниципалитет, который сохраняет за собой правомочия собственности и после передачи имущества предприятию.

Читайте также:  Определение цены пая Облигации плюс от Газпромбанка

Субъектами права хозяйственного ведения не могут быть казенные предприятия, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Объект права хозяйственного ведения – любое имущество, переданное собственником и зачисленное на баланс предприятия. Это имущество неделимо и не может быть распределено как вклады между работниками при приватизации. Уставный фонд создаваемого предприятия на право хозяйственного ведения должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В соответствии с Кодексом РК ограниченные вещные права на переданное предприятию имущество (право хозяйственного ведения) возникают по воле учредителя-собственника, который принимает решение о создании предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за, использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом. Право хозяйственного ведения предполагает два режима распоряжения имуществом в зависимости от его назначения. Недвижимое имущество не может быть отчуждено предприятием без согласия собственника.

При создании унитарным предприятием своего дочернего предприятия с передачей части имущества в его хозяйственное ведение собственник решает вопрос о соответствии размеров частей разделенного имущества минимально допустимым размерам, определенным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Вновь созданное предприятие также становится унитарным. Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на право хозяйственного ведения, поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. И только при приватизации предприятия

Право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности. Несмотря на то, что законодатель отнес право хозяйственного ведения (вместе с правом оперативного управления) к вещным правам наряду с правом собственности, т.е. включил в их состав те же правомочия владения, пользования и распоряжения, такая юридическая конструкция является противоречивой последующим причинам. Право собственности может быть тождественно только само себе. Поэтому признавать, что в том случае, когда собственник по своей воле передал другому лицу имущество, все три правомочия, входящие в состав собственности, возникли у этого лица и называть эту совокупность правомочий иначе, чем право собственности, – значит грешить против правил формальной логики.

Право хозяйственного ведения является сравнительно новой правовой конструкцией. Ее возникновение обусловлено переходом от государственно-монополистической к капиталистической модели управления обществом. Право хозяйственного ведения является юридическим инструментом для ограничения ответственности собственника в лице государственного или муниципального образования за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, подобно тому, как гражданин может зарегистрировать юридическое лицо на свое имя с тем, чтобы ограничить имущественную ответственность за результаты предпринимательской деятельности только внесенным в уставный фонд капиталом. Однако законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя при недостаточности имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов, если будет доказано, что несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя.

Таким образом, право хозяйственного ведения в ее нынешнем варианте является правовой формой, при помощи которой в рамках государственной собственности на имущество предприятий предпринята попытка повышения эффективности их деятельности путем экономического стимулирования, основанного на договорном характере распределения полученной прибыли между предприятием и государством.

Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на право хозяйственного ведения , поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Подскажите, пожалуйста, что значит: “находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении” .

    доверительное управление имуществом, договор доверительного управления имуществом, хозяйственное право, договор доверительного управления
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 8,2 рейтинг
  • 1007 отзывов эксперт

Это значит, что имущество организации находится либо в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то есть сама организация не собственник. Соответственно, организация владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Право хозяйственного ведения -государственные или муниципальные унитарные предприятия. Право оперативного управления — учреждения и казенные предприятия.

Более подробно посмотрите главу 19 ГК РФ.

  • 282 ответа
  • 37 отзывов

В дополнение почитайте статью, со схемами и пояснениями. Смотрите ссылку ниже.

  • 153 ответа
  • 36 отзывов

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Находящиеся в хозяйственном ведение — Государственное или муниципальное предприятие может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Находящиеся в оперативном управление — Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

  • 2667 ответов
  • 974 отзыва

Дополню коллег примером. Он по большей части про доверительное управление, но здесь ясно, что такое хоз.ведение и оперативное управление.

2.2. Вывод
из судебной практики:
Имущество, находящееся на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, не может быть передано в доверительное
управление. В противном случае договор доверительного управления является
недействительным (ничтожным).
Судебная практика:
Постановление
ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2004 N
А78-3597/03-С1-5/73-Ф02-1958/04-С2
“… Как видно из материалов
дела и установлено судебными инстанциями, в 2002 году между войсковой частью
44413 (учредитель управления) и ООО «Компания „Восточный
транзит“ (доверительный управляющий) был заключен договор доверительного
управления недвижимым имуществом N 68. В приложении N 1 указаны наименования и
характеристика объектов, передаваемых по договору доверительного управления,
всего 34 наименования (л.д. 6 — 9, т. 1).
Удовлетворяя исковые требования о
признании договора доверительного управления N 68 ничтожным, судебные инстанции
исходили из того, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1
Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной
собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или
оперативного управления. Оспариваемый договор не соответствует требованиям статей 1013,
1014, 1017
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1014
Гражданского кодекса РФ учредителем доверительного управления является
собственник имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1
Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной
собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или
оперативного управления.
Судебные инстанции пришли к
правильному выводу о том, что по договору N 68 учредителем доверительного
управления спорного имущества выступил не собственник, а войсковая часть 44413,
за которой с 2003 года только часть спорного имущества закреплена на праве
оперативного управления, что противоречит требованиям статьи 1014
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом судебные инстанции
исходили из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи
1013 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество,
находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть
передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление
имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении,
возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права
хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его
во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.
Согласно статье 167
Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая
из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Постановление от 25 февраля 2004
года апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области по делу N
А78-3597/03-С1-5/73 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без
удовлетворения. »

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что по договору N 68 учредителем доверительного управления спорного имущества выступил не собственник, а войсковая часть 44413, за которой с 2003 года только часть спорного имущества закреплена на праве оперативного управления, что противоречит требованиям статьи 1014 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Добавить комментарий