Декларация прав ребенка, что это такое и какие принципы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Декларация о правах ребенка16.15 КБ

Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Создание документа

В 19 веке некоторые суды Канады, США начали защищать малолетних граждан от родительского произвола, но не было документа, на который можно было ссылаться. В 1924 году в Женеве издали первую редакцию Декларации. В ней содержалось пять статей. Они запрещали привлекать детей к занятию проституцией, продавать в рабство, привлекать к торговле. Это было большое достижение в защите прав несовершеннолетних детей.

  • Принципы документа ↓
  • Ответственность за нарушение ↓
  • Кто поможет защитить права ↓
  • Другие документы о защите прав ребёнка ↓

В 1945 году при ООН создали Детский фонд ЮНИСЕФ, который выступал основным защитником детей по всему миру. Генеральная Ассамблея ООН отредактировала текст Декларации. В 1959 году появился следующий вариант. В нём определялся круг лиц, которые несли ответственность за обучение, воспитание детей. Эту Декларацию ратифицировали многие государства мира. Она позволила обратить мировое внимание на бедственное положение малолетних детей, высокую смертность и заболеваемость среди них. По основным принципам этого международного документа ребёнку должны быть обеспечены его главные права.

Родители при рождении дают ребёнку имя, государство обеспечивает гражданством.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, – преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , – ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) (“Библиотечка “Российской газеты”, 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) (“Судья”, 2015, N 7)

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;.

Основные принципы Декларации по правам ребенка и их применение в России

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

  • История принятия Декларации и ее определение
  • Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия
  • Основные принципы
  • Нарушение основных принципов прав ребенка
  • Как применяются принципы Декларации в России

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Декларация и Конвенция по правам ребенка отличия.

Основные принципы детских прав и особенности их защиты

Права и интересы детей должны соблюдаться родителями, сотрудниками детских садов и школ. В сложных ситуациях требуется обязательное вмешательство органов опеки, прокуратуры, суда.

Нужно понимать, что особенности защиты детских прав и интересов включают в себя многочисленные нюансы. Например, родители всегда должны быть представителями ребенка, поэтому они должны контролировать жизнь своего малыша и ограждать его от различных жизненных неурядиц.

Однако во многих ситуациях родители детей ущемляют права своих отпрысков, ориентируясь на свои интересы, права. В этом случае органы опеки могут вмешаться в ситуацию для того, чтобы решить сложный вопрос.

Дети могут рассчитывать на то, что их права должны быть защищены, ведь они всегда оказываются слабыми, маленькими и не способными правильно действовать в разных ситуациях.

Содержание Декларации

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.

1-й принцип. Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип. Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип. Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.

4-й принцип. Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.

5-й принцип. Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип. Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип. Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.

8-й принцип. Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип. Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.

10-й принцип. Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.

Многие государства закрепили принципы Декларации в своих конституциях и документах различных государственных и общественных организаций.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

Нарушение Декларации

На территории РФ действует целый порядок защиты прав несовершеннолетних с целью предотвращения нарушений закона. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних, территориальные комиссии, социальная защита органов опеки. Учреждения взаимодействуют между собой, принимают меры профилактики в отношении малолетних.

Нарушителями прав чаще являются школа, семья. В них оскорбляют, унижают, избивают детей, заставляют выполнять тяжелую грязную работу. Основные виновники противоправных действий не считают себя таковыми.

Государством дано право ребенку защищать себя
от деспотизма и произвола взрослых.

Нарушение Декларации.

Экземпляр 1924 года

Нужно обратить внимание, что международный документ имеет пять основных принципов, они следующие:

  • несовершеннолетний, который не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, может рассчитывать на помощь других людей. Если он испытывает сильный голод, то он обязательно должен быть накормлен. Больному своевременно оказывается медицинская помощь. Ребенок, который ошибся, должен быть поправлен. А вот осиротевший или бездомный малыш обязательно должен получить приют и поддержку в непростой период своей жизни. Он должен получать помощь в тяжелое время. Имеет право расти в атмосфере тепла, любви и взаимопонимания. Его следует защитить от различных форм эксплуатации. Он должен воспитываться в сознании, что его наилучшие качества помогут другим людям;
  • каждый ребенок может рассчитывать на предоставление средств, необходимых ему для нормального развития. В данном случае речь идет о том, что помогает развиваться не только физически, но и духовно.

Первым актом Генеральной Ассамблеи было создание Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.

Самые важные права ребенка, закрепленные законом

С правами детей, которые являются гражданами РФ, можно познакомиться в Семейном кодексе России. Они делятся на личные и имущественные. Полный перечень и краткое их содержание выглядит так:

  1. Право жить и воспитываться в семье (статья 54). Если родителей нет или они есть, но лишены родительских прав, воспитание в семье ребенку должен обеспечить орган опеки и попечительства.
  2. Право общаться и поддерживать связь с родственниками (статья 55), которыми являются мать, отец и другие близкие по крови люди.
  3. Детям дано право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от родителей или законных опекунов в случае злоупотребления ими родительскими полномочиями (статья 56).
  4. Право на личное мнение и свободу взглядов, в каком бы возрасте ни был ребенок (статья 57).
  5. Право на фамилию, имя и отчество (ФИО) (статья 58). Имя родители дают вместе, отчество ребенок получает по отцовскому имени, фамилию он может носить либо материнскую, либо отцовскую. При необходимости ФИО ребенок сможет поменять (статья 59).
  6. Ребенок вправе получать наследство и владеть собственностью (статья 60).

В случае, если ребенок неполноценен, он все равно является членом общества и так же, как и другие дети, имеет все вышеуказанные права.

Комиссия по делам несовершеннолетних

  1. Защита прав и интересов несовершеннолетних.
  2. Участие в судебных заседаниях.
  3. Наблюдение за развитием подростков.

Защита прав и интересов несовершеннолетних.

Консультация «Декларация прав ребенка»

Оксана Романчук
Консультация «Декларация прав ребенка»

Забота мирового сообщества о детях, о предоставлении им счастливого детства выразилась в одном из важных международных документов – Декларации прав ребенка (далее Декларация, которая была принята на четырнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года.

Этот документ призывает родителей, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к признанию прав ребенка и соблюдению их путем законодательных и других мер, постоянно принимаемых в обществе в соответствии с установленными в Декларации принципами.

Согласно этим принципам все дети обеспечиваются указанными в Декларации правами «без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

Как записано в Декларации, законом и другими средствами ребенку должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия для свободного и достойного физического, умственного, нравственного, духовного развития.

В соответствии с Декларацией ребенку с рождения должно принадлежать право на имя и гражданство, он должен пользоваться благами социального обеспечения, ему и его матери должны быть обеспечены уход и охрана, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход, он должен иметь право на медицинский уход.

Родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, что их дети должны обеспечиваться специальным режимом, образованием и заботой со стороны государства, иметь социальную поддержку.

Старайтесь окружить ребенка любовью и пониманием,так как это необходимо для полного гармоничного развития его личности: он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей (законных представителей) в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребенок не должен быть разлучен со своей матерью, кроме особых обстоятельств.

Имейте в виду, что на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, а также не обладающих достаточными средствами к существованию, детям из многодетных семей в соответствии с принципом, закрепленным в Декларации, могут предоставляться государственные или иные пособия на их содержания.

В соответствии с Декларацией ребенок имеет право на получение общего образования, которое должно быть бесплатным, он должен иметь полную возможность для развивающих игр и развлечений. Осуществление указанного права возлагается на органы государственной власти.

Мы взрослые должны защищать ребенка от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, что также декларируется в этом документе. Дети не должны быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме, приниматься на работу до достижения определенного возраста, им противопоказаны работа или занятия, вредные для их здоровья или образования, препятствующие физическому, умственному или нравственному развитию ребенка.

Старайтесь воспитывать ребенка, как рекомендуется в Декларации «в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Изложенные в Декларации прав ребенка принципы актуальны и в наши дни. В России они реализуются в современной системе дошкольного воспитания и образования, а также положены в основу многих нормативно правовых документов в этой сфере.

Так, в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, в современных вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предусматривается создание в ДОУ такой предметно-развивающей среды, в которой ребенок растет и развивается физически и психически здоровым, интеллектуально развитым в соответствии с возрастом.

Являясь международным документом, Декларация прав ребенка стала основной для разработки последующих документов о правах детей, в первую очередь для создания Конвенции о правах ребенка, провозглашающей важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в разных странах мира.

Конспект семинара-практикума для родителей «Азбука прав ребенка» Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями. Задачи: 1. Воспитывать уважение.

Консультация для педагогов ДОУ «Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений» Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери.

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье». Советы, заповеди мудрого родителя. Документы регламентирующие права ребенка: • Декларация прав ребенка (1959). • Конвенция ООН о правах ребенка (1989). • Всемирная декларация.

Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. В 1923 году в Женеве Лига наций приняла предложенную Международным.

Консультация «О нарушении прав ребенка в семье» Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против.

Обеспечение соблюдения прав ребенка — наш долг Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация.

Охрана прав и достоинств маленького ребенка. Презентация “Охрана прав и достоинств маленького ребенка” 1 слайд Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие.

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье 1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день. 3. Выражать недовольство отдельными.

Консультация «Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье» Принимать ребенка, таким как он есть и любить его. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в.

Консультация «Защита прав и достоинств ребенка» О соблюдение прав ребенка много писали и пишут. Однако социологические исследования показывают, что до сих пор большинство родителей не.

Консультация для педагогов ДОУ Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным.

Основные принципы

В настоящее время существует 10 принципов декларации прав ребенка, согласно которым законодательства разных стран обязаны защищать права детей.

К ним относятся:

  • Все дети до 18 лет имеют одинаковые права друг перед другом. Они не могут быть ущемлены в зависимости от каких-либо признаков по полу, расе, национальности. Это равенство должно обеспечивать законодательство каждой страны. При этом не только обеспечивать, но и защищать от любых нарушений.
  • Каждый несовершеннолетний имеет право самостоятельно развиваться, как морально, так и физически. Никто не имеет право ущемлять его собственное достоинство.
  • Все родившиеся дети в различных странах должны автоматически получать гражданство от этой страны, а от родителей имя. Законные представители или родители обязаны оформить все документы новорожденному, на основании которых рожденный малыш будет иметь собственное имя и принадлежность к определенной стране.

    Каждый малыш с момента его зачатия имеет право получать необходимую ему медицинскую помощь и социальный уход. Они должны предоставлять с самого начала, как только зародыш появится в утробе матери. Также сам период деторождения и послеродовый уход должен обеспечиваться государством на должном уровне, чтобы новорожденный малыш не получил никаких отклонений и проблем со здоровьем. Этот принцип содержит не только основы медицины, но и право на жилье и питание. Государство обязано контролировать, каждый ли малыш обеспечен этим и в случае необходимости должно предоставлять это детям на безвозмездной основе. Также государство должно контролировать и психологическое состояние каждого несовершеннолетнего, особенно в переходные периоды, которые считаются наиболее сложными в подростковом возрасте.

  • Если малыш родился или стал физически или психологически неполноценным, он должен получать необходимую ему поддержку и внимание. Она обязательно должна быть и в психологическом плане и в материальном.
  • Независимо от имеющегося гражданства у несовершеннолетнего лица, он обязан получать любовь и заботу от родителей и государства, в котором проживает в настоящий момент.
  • Все дети имеют право на развитие и обучение. Поэтому каждое государство обязано предоставить детям возможность получать бесплатное образование. Также родители должны организовать это обучение. Помимо этого сами родители обязаны приучать несовершеннолетнего к ответственности перед обществом. В этом принципе содержится такое положение, что игра для детей – это способ познания окружающего мира. Поэтому все обучение на ранних стадиях развития ребенка должно осуществляться в игровой форме. Основные понятия и нормы поведения надо закладывать в детей в самого детства.

  • При необходимости оказания помощи людям, интересы несовершеннолетних являются приоритетными. Помощь несовершеннолетним должна быть оказана в первую очередь.
  • Этот принцип защищает несовершеннолетних от жестокого обращения с ними. Малыш не должен быть привлечен к работам, которые плохо влияют на его психику или физическое развитие. К детям не должна быть применена физическая сила. Все воспитание должно строиться на пояснении и убеждении несовершеннолетнего. В качестве жестокого обращения может подразумеваться не только физическое насилие, но и психологическое и даже сексуальное.
  • Каждый несовершеннолетний ребенок имеет право на мирную жизнь, он не должен воспитываться в чувстве расовой или социальной ненависти к определенным группам населения. Взрослые люди, проживающие и воспитывающие малыша должны учить детей гуманности и взаимопонимание того, что все люди на земле равны.
  • Все эти принципы должны быть не только заложены в нормативно-правовых документах различных стран, подписавших эту декларацию, но и строго защищаться.

    Несмотря на то, что в России законодательство предусматривает все эти принципы декларации, ежедневно несовершеннолетние сталкиваются с их нарушением.

    И судебная система не в силах повлиять на российских граждан в том, чтобы права детей беспрекословно обеспечивались.

    Многие задаются вопросом, чем отличается декларация прав ребенка от Конвенции прав ребенка.

    Принципы декларации прав ребенка

    Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям, и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.

    Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:

    • Абсолютно все дети на Земле, независимо от расы, национальности, возраста, социального статуса и места рождения имеют одинаковые права. Они ни в коем случае не могут быть изменены, приуменьшены или вовсе отменены.
    • С рождения каждый ребенок в любой точке мира имеет право полноценно расти и развиваться, как физически, так и духовно.

    Рис. 2. Полноценное развитие ребенка – один из принципов Декларации.

    • Дети являются гражданами своей страны, поэтому родители должны дать своему малышу имя, а государство – гражданство.
    • Для нормального роста и развития все дети в любой точке мира должны получать качественную медицинскую помощь. Также они должны быть обеспечены жильем и социальным уходом.
    • При наличии инвалидности ребенок должен быть окружен вниманием и соответствующим уходом.
    • Дети имеют абсолютное право на родительскую любовь и заботу, но если ребенок – сирота, о нем должно позаботиться государство.
    • Дети всего мира имеют право на образование, развитие и игры, с помощью которых они лучше познают окружающий мир.

    Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.

    • Помощь и защиту ребенку нужно предоставлять в первую очередь.
    • Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия. Запрещены любые телесные наказания, угрозы, грубость, унижение, любое травмирование нежной детской психики.

    Рис. 3. Под запретом любой вид насилия.

    • Дети имеют полное право на жизнь в любви и взаимопонимания. Нельзя воспитывать их в духе ненависти к представителям других социальных слоев, рас, религий. С помощью родителей ребенок должен с раннего детства уяснить, что все люди на Земле равны между собой.

    В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой – регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.

    Конвенция – это договор, который должен в обязательно порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.

    Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах, и, в случае их нарушения, не боялись обращаться за помощью.

    Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия.

    Читайте также:  Внеоборотные активы: коэффициенты
    Добавить комментарий