Государственная измена и шпионаж

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл.

Государственная измена; шпионаж.

1. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории – записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Суверенитет – это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.
Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, – ст. 2 Федерального закона от 21.07.93 N
Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: “особой важности”, “совершенно секретно”, “секретно”; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача – конкретизация основной формы измены – оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены.

Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи – с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа.

Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК..

Формулировка состава шпионажа не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была дана в УК РСФСР. В числе признаков шпионажа названо, кроме похищения и собирания, еще и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи их адресатам шпионажа. Из предмета шпионажа исключена военная тайна.
В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Хищение – это противоправное, безвозмездное изъятие сведений. Хранение сведений, как и собирание и хищение, должно преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.
Такие действия, как выдача государственной тайны, не предусмотрены комментируемой статьей. Поэтому факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, независимо от того, предшествовал ли передаче сбор сведений или нет.
3. Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.
4. Так же как и измена Родине, шпионаж ранее карался смертной казнью с конфискацией имущества, а по УК шпионаж наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж – особо тяжкое преступление.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории – записано в Конституции ч.

Отличие государственной измены от шпионажа

Практика определения различий между госизменой и шпионажем действовала еще в советском праве. За государственную измену по УК 1960 года могли привлечь только граждан СССР.

Таким образом, субъектом преступления по ст. 275 УК РФ может быть исключительно российский гражданин. Тогда как иностранные граждане по данной статье могут привлекаться только в качестве подстрекателей.

Таким образом, государственная измена особо тяжкое преступление против государства.

Государственная измена и шпионаж

105. Государственная измена. Ее отличие от шпионажа и разглашения государственной тайны.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:

– шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;

– выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

– иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности РФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления специальный – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет

Шпионаж (ст. 276 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности РФ.

Объективная сторона выражается в шпионаже, под которым понимается передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Передача сведений – их предоставление для использования в ущерб внешней безопасности РФ иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Собирание – любой способ получения сведений, кроме хищения.

Хищение – совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие сведений, причинившее ущерб внешней безопасности РФ.

Хранение – временное нахождение сведений, предназначенных для передачи, во владении виновного. При этом виновный эти сведения не собирал и не похищал.

Обязательными элементами субъективной стороны являются умысел и наличие цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений при их собирании, похищении или хранении.

Субъект преступления – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Отличие Непосредственный объект измены – общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 276. Шпионаж

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну , а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну , лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Государственная измена, шпионаж: понятие, признаки, квалификация.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Непосредственный объект – внешняя безопасность рф как состояние ее защищенности от угроз извне, направленных на ее суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит из нескольких альтернативных деяний: 1)шпионаж; 2)выдача ин.гос-ву, международной либо ин.организации или их представителям сведений, составляющих гос.тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством рф; 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи ин.госу-ву, международной либо ин.организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности рф.

Каждое из перечисленных деяний обладает настолько высокой общественной опасностью, что законодатель сконструировал состав преступления как формальный и не предусмотрел в качестве обязательного признака наступления какие-либо общественно-опасных последствий.

Шпионаж – это Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предметом второй альтернативной формы гос.измены являются сведения, составляющие гос.тайну. ввсоответвии со ст.2 зак.рф от 21.07.1993 «о гос.тайне» государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Читайте также:  Соседи выгуливают без поводка агрессивную собаку

Перечень таких сведений утвержден указом президента рф от 30.11.1995 г. №1203 «об утверждении перечня сведений, отнесенных к гос.тайне».

Предметрассматриваемого преступления нематериален – им является информация, причем как документально оформленная, так и в бездокументарной форме. Следовательно. Выдача сведений, составляющих гос.тайну – это предоставлении (сообщение) их ин.гос-ву, международной либо ин.организации или их представителям гражданином росии любым способом (устно или письменно, путем предоставления предметов, сведения о которых составляют гос.тайну, посредством сети «интернет», смс сообщений и т.д.).

Ин.гос-во как адресат выдачи гос.тайны выступает в лице его официальных органов (в основном спецслужб). Ин.организацией может быть любая организация, имеющая принадлежность к определённому зарубежному гос-ву и не относящаяся к его официальным органам (коммерческая фирма, некоммерческое объединение, союз и т.д). представители ин.гос-ва – это уполномоченные действовать в интересах своего гос-ва официальные лица (члены правительственных делегаций, дипломатические агенты, консульские должностные лица и т.д.). к представителям ин.организации относятся официальные или неофициальные лица, которые действуют от имени этой организации или выполняют ее поручения иностранные граждане, являющиеся частными лицами, адресатами выдачи гос.тайны по смыслу ст.275 ук не являются.

Выдача гос.тайныпризнается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие гос.тайну стали достоянием указанного выше ин.адресата.

Особенность субъекта выдачи гос.тайны состоит в том, что в его качестве выступает лицо, которому эта тайна была доверена или стала известна ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством рф.

Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному гос-ву, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности рф предполагает наличие таких форм содействия в осуществлении враждебных акций, которые не охватываются двумя предыдущими формами гос.измены. иная помощь может состоять в вербовке агентов для иностранной спецслужбы, приобретении документов, используемых для прикрытия иностранных разведчиков, подборе для них конспиративных квартир, облегчении их доступа к гос.тайне и т.д. содействие российского гражданина может выражаться и в совершении какого-либо преступления. В таком случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности как гос.измена в форме оказания помощи и др.преступление, например, диверсия.

Гос.измена в рассматриваемой форме считается оконченной с момента фактического оказания гражданином россии помощи ин.гос-ву, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершенного им деяния и желает его совершить. Для привлечения в уголовной ответственности за гос.измену в форме выдачи гос.тайны и шпионажа, где предметом преступления являются сведения, составляющие гос.тайну, виновной должен осознавать, что он выдает, передает, собирает, похищает или хранит именно сведения, которые составляют гос.тайну. обязательный признак субъективной стороны преступления – цель действий гражданина рф, состоящая в их направленности против безопасностирф.

Субъектгос.измены специальный: гражданин рф, достигший 16-летнего возраста. Лица, не имеющие рос.гражданства, участвовавшие в совершении преступления, предусмотренного ст.275 ук, по правилу ч.4 ст.34 ук несут уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

Примечание к ст.275 ук предусматривает освобождение от уголовной ответственности за гос.измену лица, которое добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам россии, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Закон не ставит перед виновным единственно обязательное условие «сообщение органам власти», он может выбрать и иной способ деятельного раскаяния, направленный на нейтрализацию указанного в примечании вреда. Смысл примечания к ст.275 ук также основания полагать, что содержащаяся в нем поощрительная норма не обязывает виновного полностью предотвратить дальнейший ущерб интересамрф. От уголовной ответственности должны быть освобождены и те лица, которые предприняли все зависящие от них меры, но действия которых не привели к предотвращению всего ущерба.

Сообщение органам власти должно быть не только добровольным, но и своевременным. Если в связи с несвоевременным сообщениемущерб, причиненный внешней безопасности рф, является серьезным, а предотвращенный ущерб незначительным, то освобождению от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст.275 ук лицо, совершающее деятельное раскаяние не подлежит. Условием освобождения лица от уголовной ответственности служит также отсутствие в его действиях иного состава преступления.

Шпионаж (ст.276 ук).

Шпионаж – это Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Непосредственный объект: внешняя безопасность рф.

Предметом преступления являются: 1)сведения, составляющие гос.тайну (их понятие раскрыто при рассмотрении ст.275 ук); 2)иные сведения, которые могут быть использованы против безопасности рф. Последние не относятся к гос.тайне. Закон не уточняет содержания данных сведений, но называет единственный критерий для доказывания предмета рассматриваемого преступления – эти сведения несут в себе потенциальную возможность использования их в ущерб внешней безопасности россии. В качестве таких сведений может быть любая информация (как неопубликованная, так и опубликованная) экономического, политического, научного, технического или иного характера. К ней можно отнести, например, сведения о реальной экологической ситуации в конкретном регионе (для совершения вредоносного акта, вызывающего экологическую катастрофу), о недостатках в работе охранных подразделении (для совершения диверсии), о конкретных должностных лицах (для вербовки агентуры).

Объективная сторона шпионажа включает: 1)передачу, собирание, похищении или хранение сведений, составляющихгос.тайну; 2)передачу или собирание по заданию ин.разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений.

Передачей данных сведений является их сообщение (доставление) иностранному гос-ву, иностранной организации или их представителям любым способом (с использованием тайников, устно, письменно, по телефону, через посредников, интернет ит.п.). оконченной передача считается с того момента, когда сведения, составляющие гос.тайну стали достоянием названного в ст.276 ук адресата. При фактической ошибке в отношении шпионского адресата, н., если в качестве получателя сведений выступил представитель правоохранительного органа, действующий в соответствии с фз от 12.08.1995 г. «об орд», содеянное следует квалифицировать по ч.3 ст.30 и ст.276 ук.

Под собиранием понимается получение указанных сведений любым способом кроме похищения (путем подслушивания, выведывания в беседах, наблюдения, копирования информации, находящейся в эвм и т.д.), собирание признается оконченным с того момента, когда сведения стали достоянием виновного.

Похищением сведений, составляющих гос.тайну, считается изъятие их в любой форме их правомерного или неправомерного владения (н, тайно, открыто, путем обмана, применения насилия) либо получение этих сведений, связанное с преодолением системы блокирования доступа к ним (н, копирование информации с жесткого диска компьютера, защищенного парлем, с применением программ – «взломщиков»). Данное деяние считается оконченным с момента, когда сведения, составляющие гос.тайну, стали достоянием виновного.

Хранение указанных сведений означает действия лица, связанные с их владением и обеспечением их сохранности (содержание на ких-либо материальных носителях в тайнике или иных недоступных др.лицам местах, а также при себе, если это обеспечивает сохранность информации). Хранение считается оконченным с момента помещения данных сведений в место, определенное виновным. При этом не имеет значение, в течение какого времени лицо хранило указанные сведения.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом, т.е. виновной осознает общественную опасность совершаемого действия и желает его совершить. Обязательным признаком субъективной стороны является цель передачи ин.гос-ву, международной либо ин.организации или их представителям сведений, составляющих гос.тайну. при передаче или собирании по заданию ин.разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений виновный должен осознавать, что они могут быть использованы против безопасности рф.

Субъект шпионажа – ин.гражданин или лицо без гражданства. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от ответственности при наличии оснований и условий, указанных к ст.275 ук.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 806 ;

тайныпризнается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие гос.

Отличие

От шпионажа.

Состав преступления, объективные признаки

Для любого общественно-опасного деяния характерно наличие состава, представляющего собой совокупность обязательных элементов. Такой вид преступления, как государственная измена также предлагает свои признаки, позволяющие не только квалифицировать действия преступника по рассматриваемой статье, но и отграничить содеянное от схожих вариантов посягательства.

Состав включает в себя объективные и субъективные признаки. Отсутствие хотя бы одного обязательного элемента приведёт к невозможности возбуждения уголовного дела и привлечения лица к ответственности.

Уголовный кодекс РФ предполагает, что понятие государственной измены – это всегда действия, направленные на цели, противоречащие интересам России.

Отражение таких поступков определяется в объективной стороне деяния, которая является выражением преступления во внешней среде. Для госизмены характерны следующие варианты её проявления:

  • Шпионаж. Предусматривается, что шпион действует на территории России, выступает её гражданином, но добывает сведения для иностранных государств. Следует различать измену и шпионаж иностранцев, находящихся в России. При этом следует помнить о различие шпионажа, как самостоятельного посягательства и госизмены. Сравнительный анализ показал, что принципиально субъект будет отличаться, поскольку шпионаж ст. 276 в УК РФ, распространяется только на шпионов иностранцев.
  • Непосредственная передача секретных сведений. Они должны быть доступны лицу ввиду должности и положения, которое оно занимает в стране. При этом передаваемая информация должна признаваться государственной тайной, соответственно, подобное разглашение будет рассматриваться, как предательство.
  • Оказание поддержки иностранному государству при реализации им мероприятий против интересов Российской Федерации. Такая поддержка может носить материальный, технический, информационный и иной характер, проявляться в актах финансирования (кредит, дача взятки, иное экономическое стимулирование) или консультации.

История также отражает, что в СССР и РСФСР существовало большее количество форм проявления измены и шпионажа, а известный юрист Виталий Рябчук подробно отразил тонкости указанных преступлений в работе о государственной измене и шпионаже.

Говоря об измене гражданина России, следует понимать, что подобное преступление не требует наступления негативных последствий, а именно фактического подрыва безопасности государства. С уголовно-правовой точки зрения такой состав считается формальным и оконченным, как только лицо начало шпионить, разглашать сведения и так далее.

Помимо проявления преступления во вне, также важно определиться с тем, на что посягает преступник, то есть установить объект. Его фиксация обязательна. В данном случае им выступает безопасность страны, основы её конституционного строя, которые могут быть подорваны при совершении рассматриваемого деяния. В теории (курсовых, дипломных, научных работах), а также судебной практике встречается обобщение объекта и определение его, как суверенитет страны.

Относиться к ним будет следующее.

Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.

Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.

Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ (ст. 275 УК).

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет – это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только по субъекту преступления (см. ниже).

Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности РФ и которые составляют государственную тайну.

В отличие от шпионажа, выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их.

Полный перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне, в частности, относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами и т.п. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.

Понятие враждебной деятельности включает в себя любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической – срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной – поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки – расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

Шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, – передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Действия, имеющие своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:

– хранении этих сведений.

Передача означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом иностранному государству, иностранной организации или их представителям: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

Похищение сведений – это незаконное их изъятие любым способом у законного обладателя.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование и т.д.).

Читайте также:  Порядок составления кредитного договора

Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем.

Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа, если:

– эти действия совершаются по заданию иностранной разведки;

– они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает оценку деяния как шпионажа.

Субъект преступления специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 275 и 276 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 275 УК).

Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами и т.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Антон Геннадьевич

Общий и специальные виды освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием Дис.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

Споры вокруг новых поправок в УК РФ о понятиях шпионажа и госизмены

После длительных обсуждений в первом чтении депутатами Государственной Думы приняты поправки в статьи Уголовного кодекса РФ о государственной измене и шпионаже. Поправки были разработаны в ФСБ и внесены Правительством еще 4 года назад, и в определенный период работа над их принятием приостанавливалась с формулировкой «необходимо тщательнее продумать». Приостановка была инициирована, как принято говорить, сверху – президентом Дмитрием Медведевым.

После появления информации о принятии парламентариями новой версии статей УК РФ в первом чтении, как водится, забурлило нешуточное обсуждение в прессе и блогосфере. Что интересно, несмотря на то, что «Российская газета» представила полную версию отредактированных депутатами статей, суждения по поводу внесенных поправок оглашаются самые разные, в том числе, и абсолютно противоположные друг другу. Причем если навскидку взять и прочитать несколько даже достаточно авторитетных федеральных изданий, то окажется, что мнения аналитиков по поводу внесенных поправок в статьи о шпионаже и госизмене существенным образом разняться.

Итак, что же претерпело существенные изменения в указанных статьях Уголовного кодекса?

Появилось обновленное определение термина «государственная измена»:

Уже в самом определении содержатся ключевые пункты изменений.

Одной из, скажем так, радикальных перемен можно считать появление дополнительной статьи (ст.283.1), которая носит название «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». Наказание за такие противозаконные деяния выглядит достаточно мягким и составляет либо лишение свободы сроком до 4 лет, либо штрафные санкции в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Мягкость наказания в этом случае, по словам авторов внесенной статьи, обусловлена тем, что статья будет касаться тех лиц, которые старались незаконно получить секретные сведения, не ставя перед собой задачу использования этих сведений в шпионских целях. Однако есть вариант, при котором лицо, совершающее деяние, направленное на незаконное получение сведений, составляющих гостайну, может получить до 8 лет лишения свободы. Такой прецедент возникнет, если получение сведений состоялось при участии группы лиц, с применением насильственных действий, или же технических средств. В последнем случае речь может идти о так называемом кибер-варианте получения секретных данных.

Одни называют появившуюся статью сущим антидемократическим кошмаром, ущемляющим права человека, другие, наоборот, склонны утверждать, что внесенные изменения в этом случае достаточно мягки. В общем, сколько людей, столько, как известно, и мнений… Сама статья отнюдь не выглядит лишней, но в то же время есть у неё свои слабые места. Сформулирую их ниже, а если опытные юристы найдут пробелы в рассуждениях, то буду рад изучить их в комментариях.

Если внимательно взглянуть на представленные изменения, то статья не вполне однозначно раскрывает то, каким образом вообще можно определить, собирались ли лица, насильственно добывающие секретные сведения, использовать их для деяний, подпадающих под статус государственной измены или шпионажа, или не собирались. В этом случае весь груз ложиться на плечи правоохранителей, собирающих улики по распутываемому делу. Если некая группа лиц (или отдельное лицо) ведет наблюдение за сотрудником некого секретного предприятия, а затем в тёмном переулке на него нападает и отбирает сумку с секретными документами, то есть ли шанс у гособвинителей доказать, что нападавшие делали это исключительно в целях шпионажа? Очевидно, что при наличии опытного адвоката всё может быть представлено совершенно в ином виде. Злоумышленники напали на сотрудника секретного центра, не зная, что он является сотрудником такого центра, а сумку вырвали из рук только для того, чтобы потом вытащить из неё мобильный телефон и кошелёк. Бумаги же, о секретности которых, естественно, ничего не подозревали, к примеру, сожгли по дороге или использовали по нужде…

И вообще не вполне ясно, может ли понадобиться насильственное завладение секретными данными без использования этих данных в шпионских целях. На этот вопрос отвечают представители ФСБ, о чём будет поведано чуть ниже. А пока есть пара вариантов, которые можно в этом случае предварительно озвучить. Вариант первый: некое третье лицо использовало банальных грабителей для кражи секретных документов у некоего сотрудника закрытого исследовательского центра (или некой подобной структуры). Грабителей поймали, но они заявили, что к бумагам, которые они добыли насильственным путем, им вообще нет никакого дела, а украли они их исключительно в целях получения прибыли от заказчика, имени и данных которого могут и не знать. Вариант второй: банальное любопытство (и такое случается). Ситуация следующего плана: «А ну-ка, дай глянуть, что у тебя в дипломате… Ах, не дашь! Тогда силой заберу! О, да тут какие-то чертежи. Возьму домой, пусть дети раскрашивают…» Как-то так. Ну, если статья используется для двух последних вариантов, то штраф в 200 тысяч, в принципе понятен, а вот всё остальное как-то вряд ли укладывается в такое мягкое наказание для тех, кто сознательно шел на завладение секретными сведениями, зная, что они секретные.

А теперь непосредственно о том, для чего в ФСБ разработали эту статью. Как говорится, официальная информация без каких-либо авторских домыслов.

В пресс-службе Федеральной службы безопасности высказываются следующим образом: внедрение новой статьи направлено на то, чтобы поставить заслон лицам, собирающимся присвоить государственной тайне статус объекта, который можно продавать или покупать. В общем, как не трудно понять, работает первый сценарий – сценарий с наличием третьих лиц.

Есть и другие изменения в той части Уголовного кодекса, которая касается госизмены и шпионажа. Эти изменения уже вполне однозначны. К примеру, в законопроекте, который был принят в первом чтении, указано, что выдать секретные сведения, которые так или иначе соотносятся с понятием государственной тайны, может только тот человек, который с такими сведениями имеет дело по долгу службы (учебы). Другими словами, осудить человека, который на улице нашел флэшку, содержащую секретные файлы, а потом выложил эти файлы на своей страничке в социальных сетях, чтобы обсудить с друзьями «интересные картинки», не получится, если этот человек никакого отношения к такого рода файлам вообще не имел. Это весьма продуманная часть законопроекта, которая отсекает многочисленные кривотолки по поводу того, что теперь за госизмену могут осудить любого бомжа с улицы, спящего на секретных бумагах, случайно вылетевших из окна воинской части.

Своевременной новинкой статей УК о шпионаже и госизмене можно считать и появление в Уголовном кодексе такого дополнения, которое касается не только деятельности, скажем так, во благо иностранных разведок, но и во благо международных организаций, ведущих сбор определенного рода информации. Это дополнение позволит пресечь желание граждан передавать секретные сведения в некие созданные под иностранным патронатом фонды, комитеты, службы и прочие некоммерческие организации. Ведь, не секрет, что и разведка со временем модернизируется и видоизменяется, а потому на территории Российской Федерации в течение ряда последних лет открываются некие учреждения с весьма сомнительными задачами. К примеру, ничто не мешает открыть некий гипотетический фонд содействия российским физикам-ядерщикам, главный офис которого находится где-нибудь в штате Мичиган, а филиалы – в российских городах… А уж какое там содействие физикам-ядерщикам оказывается, и почему именно физикам-ядерщикам решили такое содействие оказать – большой вопрос. Так вот, чтобы возникало меньше вопросов, статья и пресекает любое желание излить свою душу перед разного рода иностранными структурами, прикрывающимися правозащитной деятельностью.

Следует отметить, что к шпионской деятельности теперь относятся услуги консультационного характера, материально-техническая и финансовая помощь организациям, которые уличены в сборе секретных сведений.

По понятным причинам, такое изменение в УК РФ заставило самые демократизированные слои общества говорить о том, что вот, мол, снова российская власть старается оказать давление на НКО. Ну, а что ж российской власти еще остается делать, если через эти самые НКО за последние годы прошло куда больше сведений, содержащих государственную тайну, чем через все разведки мира, работающие против России, вместе взятые… Тут уж, как говорится, «неча на зеркало пенять».

Похожи ли принятые изменения на открытие дороги для охотников на ведьм? – Вряд ли. Скорее, наоборот, принятие поправок связано с защитой прав и свобод тех лиц, которые привыкли жить по закону и не использовать псевдодемократические лозунги для информационных махинаций, направленных на подрыв безопасности страны.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Наказание за такие противозаконные деяния выглядит достаточно мягким и составляет либо лишение свободы сроком до 4 лет, либо штрафные санкции в размере от 200 тыс.

Дело Сафронова: в чем проблемы с преследованием за госизмену в России

7 июля Лефортовский суд Москвы заключил под стражу журналиста, советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, который подозревается в государственной измене (ст. 275 УК). О содержании дела известно лишь в общих чертах со слов защитника Сафронова, адвоката «Команды 29» Ивана Павлова: по версии ФСБ, в 2012 году журналист был завербован спецслужбами Чехии, а в 2017-м по их заданию передал секретные сведения о военно-техническом сотрудничестве России с «одной из ближневосточных или африканских стран». Конечным получателем сведений были США, полагает следствие. Сафронов не признает вину и связывает обвинение со своей журналистской работой.

РБК разбирался, как устроены в России дела о госизмене и какие опасности создает гриф секретности.

Как госизмену стали вменять людям без доступа к тайнам

Ст. 275 УК предусматривает срок от 12 до 20 лет за выдачу гостайны иностранному государству или международной организации. Субъектами преступления могут быть не только те, кто был по службе допущен к секретным сведениям, но и те, кому они стали известны «в иных случаях». По тому же составу карается «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

В нынешней редакции этот состав действует с 2012 года. Раньше формулировка была иной: под госизменой понималось содействие иностранным государствам или организациям «в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» России. Как отмечает адвокат Руслан Коблев, за госизмену привлекали в основном лиц с допуском, которым гостайна была вверена по долгу службы.

«Законодатель внес совершенно неконкретные изменения. Сейчас диспозиция подразумевает расширительное толкование: под статью подпадают граждане России, которым гостайна стала известна случайно, в ходе, например, работы на предприятии или общения», — объяснил адвокат.

Без враждебной деятельности

Проект поправок в статьи УК о разглашении гостайны, госизмене и шпионаже был внесен в Госдуму правительством в конце 2008 года и принят в конце 2012-го. Необходимость поправок их авторы объясняли тем, что иностранные спецслужбы активно используют в России неправительственные организации; сотрудники коммерческих компаний и НКО неоднократно пытались получить доступ к гостайне, поэтому их (наряду с зарубежными спецслужбами и правительствами) необходимо учесть в законе как потенциальных агентов разведок.

Авторы поправок подняли вопрос об ответственности за выдачу гостайны для лиц, которые формально не были к ней допущены. Анализ уголовных дел показал, что «сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена», и «одной из серьезных проблем является распространение государственной тайны по так называемой цепочке», говорилось в пояснительной записке.

Наличие в прежней статье УК термина «враждебная деятельность» осложняло для следствия доказывание преступления, «поскольку ссылки на недоказанность наличия в действиях лица признаков проведения именно «враждебной» деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых и подсудимых», заявляли в правительстве.

По словам Коблева, обновленный состав содержит противоречие: с одной стороны, госизмена может быть совершена только с прямым умыслом. А с другой — из буквы закона следует, что «лицо может и не знать, что оно получило информацию, содержащую гостайну, и так же, не зная, может ею поделиться». По его мнению, эти нормы УК должны быть отредактированы.

Статья о госизмене сформулирована таким образом, что позволяет привлечь к ответственности практически любого человека — например, за консультирование представителей иностранного государства или организации, согласился в беседе с РБК главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Для лиц, которые имеют допуск, все четко регламентировано. Их контакты с иностранцами, зарубежные поездки согласуются с начальством, каждый обмен опытом фиксируется в отчетах. Те, кто допуска не имеет, получается, оказываются даже в более уязвимом положении».

Читайте также:  Слабый напор воды в квартире что делать

Чиновник, инженер, многодетная мать

После внесения изменений в УК ежегодное число осужденных за госизмену, шпионаж и разглашение гостайны поступательно растет, свидетельствуют данные Верховного суда, на которые обратила внимание «Медиазона». В прошлом году по этим составам вынесли более 60 приговоров, в 2016 году — более 40, тогда как в 2009–2011 годах их было от десяти до 20 в год.

Огласку получают лишь немногие из этих дел.

Известные дела о госизмене последних лет

Валерий Митько — 78-летний президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук обвиняется в том, что во время одного из визитов с лекциями в Китай вывез в своем чемодане документ с характеристиками подводных лодок, в том числе российской.

Александр Воробьев — экс-помощник полпреда президента на Урале Николая Цуканова, самый высокопоставленный гражданский чиновник, арестованный по делу о госизмене за последние годы. Детали дела неизвестны.

Виктор Кудрявцев, Владимир Лапыгин, Сергей Мещеряков и Роман Ковалев — научные сотрудники Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) — головного научного предприятия «Роскосмос». Обвиняются в госизмене по разным основаниям; дело Кудрявцева, например, связано с исследованием в области аэродинамики, проведенным совместно с европейскими институтами.

Владимир Неелов — военный эксперт, автор публикаций о ЧВК Вагнера, получил семь лет колонии за то, что за деньги передал немецкой консалтинговой фирме данные об обучении и переподготовке оперативных сотрудников ФСБ.

Антонина Зимина и Константин Антонец — эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и ее муж обвиняются в раскрытии латвийским спецслужбам личности оперативника калининградского управления ФСБ.

Сергей Михайлов, Руслан Стоянов, Дмитрий Докучаев и Георгий Фомченков — сотрудники ФСБ и «Лаборатории Касперского», получили до 22 лет за госизмену. Фабула дела официально не известна, «Коммерсантъ» связывал его с раскрытием ФБР США данных о слежке за основателем Chronopay Павлом Врублевским, а The Bell — с передачей США данных об атаках русских хакеров на серверы демократов перед выборами президента.

В предыдущие несколько лет за госизмену привлекались бывший инженер ГРУ Геннадий Кравцов, сотрудник Саровского ядерного центра Владимир Голубев, авиадиспетчер Петр Парпулов, многодетная мать Светлана Давыдова, продавщица Оксана Севастиди.

Кто определяет гостайну

Дела этой категории подследственны ФСБ, имеют гриф «совершенно секретно» и слушаются в закрытом режиме, напоминает адвокат Владимир Жеребенков: «Многое зависит от того, как общество реагирует на уголовное дело, но к таким делам общественность никто не допустит. Очень большая сложность для защиты — в том, что адвокат не может рассказать прессе какие-то детали обвинения. Возможно, было подстрекательство, провокация преступления со стороны оперативных работников или они просто ошибаются и работают за показатели — но заявить об этом очень сложно, потому что дело расследуется тайно».

Закон подразумевает, что гостайной является любая информация, выдача которой могла бы нанести ущерб обороноспособности России. Но критериев этого ущерба нет, подчеркнул Жеребенков. Как правило, в рамках следствия проводится экспертиза на предмет того, принадлежали ли выданные сведения к категории секретных и нанесло ли их разглашение ущерб безопасности России. Такие экспертизы почти всегда проводят специалисты самой ФСБ, которые находятся в зависимом положении по отношению к следствию.

«Перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне, размыт; по сути критерий один — может ли причинить их разглашение ущерб безопасности России. Эксперты ФСБ обязательно скажут: да, может. По делу американца Пола Уилана мы просили о независимой экспертизе в Минобороны, нам отказали. Исследование проводили кадровые сотрудники ФСБ, они действовали в интересах своей спецслужбы, результат сами знаете какой», — рассказал адвокат.

Применительно к делам о госизмене «все говорят об интересах государства, а на права и интересы конкретной личности никто смотреть не будет», заключил Жеребенков. Он указал на символический смысл того, что дела слушаются в судах уровня субъекта России коллегиями из трех судей: «Тройки» по сути не изменились [с 1930-х годов], они означают, что в процессе превалируют интересы государства и, как правило, выносят обвинительное решение».

Секретный характер экспертиз по этой категории дел лишает защиту возможности «не просто повлиять на экспертизу, а даже оспорить ее выводы», добавил Коблев. Ограничена в возможностях не только защита, но и прокурорский надзор, полагает он: «Пока не будет более-менее прозрачного надзора за следствием по таким делам, качество следствия будет низким. Фактически эти дела сейчас расследуются бесконтрольно».

Формально разницы между прокурорским надзором за уголовными делами спецслужб и прочими делами нет, сейчас весь прокурорский надзор находится в упадке, считает глава юридического департамента «Руси сидящей», в прошлом начальник отдела следственного управления прокуратуры Чувашии Алексей Федяров. Скорее можно говорить об «особом контроле органов ФСБ за тем, как прокурор будет вести себя в процессе», сказал он.

«Я бы с огромным удовольствием посмотрел на прокурора, который бы отказался подписать обвинительное заключение по уголовному делу о госизмене или шпионаже, которое расследовала ФСБ России. Я думаю, что таких прокуроров в природе не существует. Роль прокурора будет сведена к механическому подписанию обвинительного заключения», — отметил Федяров.

Минное поле для журналистов

Дело Сафронова показало, что под угрозой может оказаться каждый журналист, который работает с военной, промышленной, научно-технической, экономической, силовой и уголовной тематикой. Неточность формулировок и определений из закона «О гостайне» и Уголовного кодекса «создают большую нестабильность для работы журналиста», сказала РБК руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Так, перечень закрытых сведений из закона «О гостайне» «написан широкими мазками», в нем нет подробного описания потенциально секретной информации, «чтобы обычный человек и журналист четко понимал, чего нельзя делать».

Иногда вопрос о принадлежности к гостайне решается уже после того, как информация попала в публичное поле, и что именно то или иное ведомство посчитает относимым к гостайне — во многом вопрос его усмотрения и понимания государственных интересов, констатирует юрист.

«В какой момент захотят в отношении конкретного журналиста — если он не пишет, например, театральные анонсы — вытащить эту карту, никто не знает», — говорит Арапова. Так, военно-промышленный комплекс, поставки вооружений за рубеж активно обсуждаются в государственной прессе и публикации, подобные некоторым статьям Ивана Сафронова, могли бы появиться на телеканале «Звезда», говорит она: «Где заканчивается патриотический интерес государства эту тему обсуждать и начинается информация, которую государство не хочет обсуждать? Эта граница совершенно не ясна».

Закон «О СМИ» содержит запрет цензуры и прямо обязывает журналиста публиковать любую общественно значимую информацию, напомнил Мураховский: противоречие между требованиями разных законов возникает там, где общественно значимая информация оказывается чувствительной для государства.

Кто еще под угрозой

Дело с опасной информацией имеют и эксперты, которые ходят на приемы в посольства различных стран, на международные военные выставки, куда приезжают иностранные делегации, добавил Мураховский. «Абсолютно непонятно, где проходит грань между экспертом и шпионом. Обычную журналистскую статью, к примеру, о действиях российской группировки в Сирии, написанную с использованием материалов из открытых источников, которые были проанализированы и собраны воедино, можно подвести под статью», — заключил эксперт.

В 2002 году ФСБ возбудила уголовное дело о разглашении государственной тайны из-за публикации в журнале «Власть» военного справочника «Вся российская армия». Журналисты утверждали, что все данные они получили из открытых источников. Им удалось доказать свою правоту, и дело было закрыто. Впоследствии журнал продолжал выпускать обновленные справочники, и почти каждый раз это сопровождалось возбуждением, а затем прекращением уголовного дела.

Не существует какого-либо свода правил или рекомендаций для журналистов в вопросах чувствительной информации, говорит военный эксперт Андрей Фролов: «Если бы для человека, не имеющего допуск, был сформулирован конкретный список тем, которые являются гостайной, то можно было бы говорить: если хочешь играть в госизмену и шпионаж, давай, рискуй. Но по крайней мере ты точно будешь знать, что новые контракты и переговоры по новым контрактам ВТС — это секретно. И если ты про них напишешь, даже несмотря на то что ты журналист, понесешь ответственность», — пояснил эксперт.

Но границы, где заканчивается журналистика и начинается госизмена, четко не прописаны, говорит Фролов. «В России даже обзорную статью, которая написана на открытых источниках, к примеру про военно-техническое сотрудничество, могут расценить как раскрытие гостайны», — пояснил он. Фролов рассказал, что столкнулся с этим на личном примере. Однако детали этой истории эксперт раскрывать отказался. В результате получается, что про ВТС либо нельзя писать в принципе, либо можно, но очень завуалированно, в стиле «истребители российского производства заинтересовали инозаказчика на Ближнем Востоке, который хочет купить больше чем пять единиц этих машин», подытожил Фролов.

Отсутствие полностью прозрачных критериев информации, представляющей гостайну, может иметь нежелательные последствия для международного сотрудничества, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. По его словам, наибольшим рискам подвержены эксперты, работающие с военной сферой и вооружениями. Аналитические публикации РСМД не проходят цензуру, но эксперты могут консультироваться с МИДом и профильными департаментами о деталях докладов, отметил Кортунов.

РБК разбирался, как устроены в России дела о госизмене и какие опасности создает гриф секретности.

55.Государственная измена. Шпионаж.

Государственная измена (ст. 275).

Первая разновидность шпионажа. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Это сведения: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Носителями государственной тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Таким образом, признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.

Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

Передача – это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т.д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

Собирание – наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения.

Хранение – это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу.

Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи.

Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности России.

Способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки.

Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены – выдача государственной тайны.

Выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т.д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Последний вид государственной измены – иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности.

Способом иного оказания помощи может быть переход на сторону врага, связанный с нахождением на территории, занятой противником, и совершением различных действий в его пользу, включая службу во вражеской армии, участие в карательных операциях и т.д.

Анализируемый вид измены признается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ.

Вопрос о субъективной стороне преступления является дискуссионным.

Мотивы и цели не имеют значения для квалификации: ими могут быть стремление причинить вред государству, выехать для жительства за границу, получить материальную выгоду и т.д.

Преступление относится к категории особо тяжких деяний.

По объекту, предмету, объективной и субъективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены. Субъект при шпионаже – только иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

За передачу или собирание иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. При совершении указанных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности.

На состав шпионажа распространяется примечание об условиях освобождения от уголовной ответственности.

Преступление – особо тяжкое.

К преступлениям данной группы относятся различные виды оказания помощи иностранным государствам, причиняющие ущерб внешней безопасности РФ.

Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Дело Александра Запорожского

Достаточно громким стало и дело замначальника 1-го отдела управления контрразведки СВР Александра Запорожского, которого осудили на 18 лет за госизмену в 2003-м. Его обвиняли в многолетнем шпионаже в пользу США.

Предполагалось, что именно из-за подрывной деятельности Запорожского спецслужбы США смогли разоблачить российского агента Роберта Ханссена, которого называли «суперкротом КГБ» и впоследствии также осудили в Штатах в 2001-м.

Считается, что Ханссен был одним из самых продуктивных российских разведчиков в США, он продержался на своем посту 20 лет. Американские спецслужбы смогли доказать 13 эпизодов шпионажа.

Правительства Штатов и России договорились обменяться так были освобождены Скрипаль, Запорожский, Сутягин и еще несколько человек.

Арест за “слив” секрета? Почему бывшего журналиста “Коммерсанта” подозревают в государственной измене

Фото © ТАСС / ЦОС ФСБ РФ

С точки зрения важности информация о поставке тех или иных видов вооружения как внутри страны, так и за рубеж всегда вызывает интерес у журналистов.

Добавить комментарий