Прокуратура устанавливает надзор за налоговиками

Прокуратура устанавливает надзор за налоговиками

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Программа разработана совместно с ЗАО Сбербанк-АСТ.

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Виртуальный музей.

Тема 15. Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства.

Вопрос 1: Роль прокуратуры в осуществлении надзора в данной сфере.

Налоги являются экономической основой существования государства, основополагающим источником бюджетов, служат для обеспечения задач и функций государства.

Виды налогов и порядок, и срок их перечисления содержатся в законах о налогах и сборах. Налоговое законодательство служит целям налогового регулирования, закрепляет правовые основы функционирования налоговой системы, правовое положение субъектов налоговых правоотношений, основания и виды ответственности за нарушение налогового законодательства. В зависимости от правильного и своевременного исполнения законодательства зависит поступление налоговых платежей в бюджет. Контроль за своевременным перечислением налоговых платежей осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ через территориальные подразделения.

Основные задачи в данном направлении определены в обеспечение законности взыскания и перечисления налоговых платежей в бюджеты всей уровней:

– обеспечение экономических интересов государства и прав налогоплательщиков,

– своевременное выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения,

– привлечение виновных к ответственности,

– неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования[24].

Нарушения налогового законодательства допускаются как налогоплательщиками, так и контролирующими, правоохранительными органами, а также органами местного самоуправления, об этом свидетельствуют многочисленные отчеты прокуратуры в СМИ по проверкам налогового законодательства. Во всех субъектах РФ остается значительным число юридических и физических лиц, уклоняющихся от налогового учета и уплаты налогов, скрывающих объекты налогообложения, в результате государство недополучает значительные денежные средства. В результате бюджетные назначения по сбору налоговых платежей из года в год не выполняются, что является одной из причин невыплаты заработной платы, пенсий и усиления социальной напряженности в обществе. Борьба с уголовно наказуемым уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах призвана обеспечить стабильное развитие отношений в государстве.

Статистика поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет за январь – июль 2010 года в % соотношении к аналогичному периоду 2009 года[25]

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых – 43%, НДС – 42%, налога на прибыль – 8%.

Вид налога, сбора2010 год% (+/-) к 2009 году
Общий объём1,8 трл.руб+34% (1,359 трл.руб в 2009)
Налог на прибыль организаций140 млрд.руб.+12%
НДС на товары, реализуемые на территории РФ758 млрд.руб+12%
НДС на товары, ввозимые на территории РФ из Республики Беларусь и Казахстан23 млрд.руб.+40%
Сводная группа акцизов64 млрд.руб.+40%
На добычу полезных ископаемых, в том числе: – добычу нефти, -газа горючего природного, -газового конденсатавсего: 775 млрд.руб. – 710 млрд.руб. – 52 млрд.руб. -5 млрд.руб.+60%

Кроме того, как показывает практика, в деятельности федеральных налоговых органов имеются недостатки и прямые нарушения закона, а потому усиление прокурорского надзора на этом участке является острой необходимостью.

Надзор прокуратуры за исполнением налогового законодательства входит в деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов и является по указанию Генерального прокурора РФ одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры за исполнением законодательства.

Сущность надзора прокуратуры за исполнением налогового законодательства можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав и свобод и интересов граждан, общества и государства, а также проведение в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

Надзор за исполнением налогового законодательства способствует системному характеру деятельности прокуратуры в данном направлении, своевременному определению актуальных проблем и применению мер прокурорского реагирования, а также координации деятельности всех контролирующих органов в сфере исполнения налогового законодательства.

Вопрос 2: Прокурорский надзор за соблюдением налоговыми органами действующего законодательства.

Прокуратура по данному вопросу должна особое внимание обращать на выявление и предупреждение фактов незаконного предоставления налоговых льгот.

Несмотря на имеющиеся случаи несвоевременного предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций, несвоевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, налоговые органы практически не пользуются, или в очень редких случаях мало пользуются своим правом приостановления операций по счетам нарушителей, согласно требованиям статьи 136 НК РФ.

Прокурорам при проверке следует проверить соблюдают ли налоговые органы нормы закона об основании уменьшения и увеличения штрафов (ст.114 НК РФ). Штрафы должны взыскиваться за:

нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

непредставление налоговой декларации;

нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.д. (ст.116-129 НК РФ).

При проверке прокурору следует проверить у налоговых органов обоснованность предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, законность изменения срока оплаты налога и сбора (гл. 9 НК РФ), предоставления различных льгот.

При проверке прокуратурой налоговых органов следует обратить внимание = контролируют ли они исполнение юридическими лицами обязанности по уплате налогов при ликвидации и реорганизации юридического лица (ст. 49, 50 НК РФ), правильно ли применяют нормы закона о реорганизации.

Прокурорам также следует при проверках проверять законность осуществления налоговыми органами зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (ст. 78, 79 НК РФ).

Кроме того, следует проверять финансовую деятельность самих налоговых органов: установить количество их счетов в банках, источники поступающих средств и законность их расходования.

При прокурорских проверках встречаются тот факт, что налоговые органы слабо контролируют в банках документы, подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, а также работе по предъявлению в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков. При осуществлении надзора за налоговыми следует постоянно проверять привлечение юридических и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Довольно часто встречаются факты незаконного привлечения граждан и предпринимателей к административной ответственности, грубого нарушения порядка административного производства[26].

Согласно ст.114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются налоговыми органами только в судебном порядке. Ответственность предприятий и граждан, за налоговые правонарушения в виде применения к ним финансовых (налоговых) санкций, предусмотренных п.8. ст.7 Закона РФ «О налоговых органах в РФ» и ст.114, гл.15 НК РФ не является административной ответственностью и процедура привлечения к ответственности осуществляется не в соответствии с КоАП РФ, а в соответствии с НК РФ.

Вопрос 3: Механизм привлечения лиц к административной и налоговой

Ответственности.

Согласно ст. ст. 23, 24 Налогового кодекса РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговый агент несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных, поскольку, наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности, включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности[27].

В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается. Суть данного подхода заключается в том, что все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида:

собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений);

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки);

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).

Исходя из этого можно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах— соответственно финансовой (налоговой), административной и уголовной.

На различие административной и финансовой (налоговой) ответственности указывает положение п. 4 ст. 108 НК РФ, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности. При этом указания о том, что привлечение физических лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. В то же время есть указание о том, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НКРФ). Однако если налоговая и административная ответственность — это разные виды ответственности, то ничто в принципе не препятствует привлечению физических лиц к ответственности одновременно как в соответствии с налоговым, так и в соответствии с административным законодательством. Следует отметить, что именно по такому пути и шла правоприменительная практика до принятия ч. 1 НК РФ и нового КоАП РФ. Принятие КоАП РФ положило конец данной практике по причине того, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрен специальный субъект — должностные лица организации.

Различны сроки учета повторности совершения соответствующих правонарушений.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (т.е. с момента уплаты штрафа). В то же время ст. 112 НКРФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее — в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа – привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение. Налицо различие в подходах, использованных в соответствующих юридических конструкциях.

Законодательно закреплены и различные сроки давности привлечения к налоговой и административной ответственности. В ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливается общий срок давности — два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах — один год со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности равняется трем годам со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. При этом течение срока давности привлечения к налоговой ответственности может быть приостановлено, в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную и административной ответственности применяются различные способы исчисления, а систему Российской Федерации (п. 2 ст. 113 НК РФ).

Так же существует отличие процессуального механизма привлечения к налоговой и административной ответственности. Законодатель в ст. 10 НК РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, которое осуществляется в порядке, установленном главами 14 и 15 НКРФ, и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, которое осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях. При этом сопоставление порядков осуществления производств по делам о налоговых правонарушениях и по делам об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о наличии весьма существенных различий как в части органов, наделенных соответствующей компетенцией, так и собственно в процедурах привлечения к ответственности.

Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность — это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность как разновидность понятия «финансовая ответственность» обладает специфическими целью и функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения к ответственности и другими элементами, которые обусловливаются объективными особенностями налоговых правоотношений[28].

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1838 ;

1 НК РФ и нового КоАП РФ.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее.

Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего – обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ “О прокуратуре РФ” прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить.

Читайте также:  Список подразделений МФЦ в Забайкальском крае

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников органов, компетентных в определенных аспектах. Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере

    • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
    • государственный экологический контроль;
    • государственный контроль безопасности взрывоопасных производств;
    • органы государственного энергетического надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов.

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер.

Нужно иметь в виду , что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1). Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры .

По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц . Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение).

Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе.

Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст.

Сроки проведения проверки (ст. 21 ФЗ “О прокуратуре”)

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.

Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать 6 месяцев.

В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором РФ форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Также важным условием является компетенция прокуратуры. Клиенту пришел такой незаконный запрос:

Меж тем, Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 “О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур” созданы такие специализированные прокуратуры: по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, военная, транспортная, природоохранная и др.

К примеру, транспортная прокуратура, согласно Приказу Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 “Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере” имеет полномочия только в сфере транспорте и в таможенной сфере.

6 ФЗ О прокуратуре , орган организация указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация , документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о СМИ либо об официальном сайте организации сети Интернет , в которых опубликованы размещены соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

Прокуратура устанавливает надзор за налоговиками

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан, осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения законности.

Прокуратуры РФ

Республика Башкортостан.

Прокурор разъясняет: о деятельности прокуратуры Российской Федерации

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (ст. 129 Конституции РФ).

Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” задачами (целями) прокуратуры являются:

– обеспечение верховенства закона;

– обеспечение единства и укрепления законности;

– защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

– единства и централизации;

– независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие – к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

Прокурор обладает следующими полномочиями:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

– возбуждать производство об административном правонарушении;

– требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

– предостерегать о недопустимости нарушения закона;

– освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

– опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

– вносить представление об устранении нарушений закона.

– рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

– принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

– предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

– проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

– выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;

– требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

– давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

– давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

– истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;

– отменять незаконные или необоснованные решения;

– рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

– участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

– разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

– отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

– изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

– передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

– утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

– возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;

– признать доказательство недопустимым;

– отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;

– посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

– знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

– требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

– отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

Протест – это документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в суд.

Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Читайте также:  Как избежать ответственности за оставление места ДТП?

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП).

Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:

– органов внутренних дел;

– органов федеральной службы безопасности;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– органов таможенной службы;

– иных правоохранительных органов.

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

На должность прокуроры городов и районов назначаются так же, как и освобождаются от должности – Генеральным прокурором РФ. Об их назначении и об их освобождении от должности публикуется в печати сообщения.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурором может быть:

– гражданин Российской Федерации;

– получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

– обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;

– способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:

– имеющий гражданство иностранного государства;

– признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

– лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

– имевший или имеющий судимость;

– имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;

– состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:

– не моложе 25 лет;

– имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:

– не моложе 30 лет;

– имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 надзор за исполнением законов судебными приставами;.

Надзор за исполнением законодательства о налогах

Основу правового регулирования сферы налоговых правоотношений НК, которым установлены виды налогов, порядок их взыскания, основные понятия, используемые в области налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих и правоохранительных органов, осуществляющих предоставленные законом полномочия в сфере налогообложения. НК предусматривает ответственность за совершение налоговых правонарушений, перечень которых, а также субъекты и размер санкций определены ст. 116–129.1.

Помимо налогового законодательства ответственность за правонарушения в области налогов и сборов установлена КоАП. За налоговое преступление, отличающееся от правонарушения лишь формой вины, определенным способом совершения и большей суммой неуплаченного налога, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с УК.

Налоговые правоотношения регулируются также отдельными законами [2] , постановлениями Правительства РФ, детализирующими ряд положений законов и устанавливающими порядок их применения (например, по вопросам проведения взаимозачетов между налогоплательщиками, реструктуризации налоговой задолженности, лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, установления порядка регистрации юридических лиц и т.д.).

По отдельным вопросам налогообложения налоговые органы издают инструкции, методические рекомендации о механизме взыскания налоговых платежей, направляют на места многочисленные документы, содержание которых затрагивает права и интересы неограниченного числа налогоплательщиков (например, письма, телеграммы, совместные указания и т.д.).

Функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России других обязательных платежей, возложены на налоговые органы (ФНС России и ее территориальные органы). Задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность налоговых органов регламентируются помимо НК, Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 “О налоговых органах в Российской Федерации”.

Определенными полномочиями по надзору за своевременностью, полнотой и правильностью перечисления налоговых платежей в бюджет наделен ЦБ РФ, в функциональные обязанности которого согласно Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации” входит надзор за деятельностью кредитных организаций. Для осуществления надзора ЦБ РФ вправе использовать определенные меры воздействия на коммерческие банки. В частности, соответствующими приказами, инструкциями, распоряжениями он устанавливает для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. В соответствии с вышеназванным Законом и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать у кредитной организации необходимую информацию о ее деятельности, в том числе данные по конкретным операциям; устанавливать и предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов и главным бухгалтерам кредитной организации; выдавать и отзывать лицензии, требовать замены руководителя банка, взыскивать штрафы, а также имеет право на принудительную ликвидацию банков.

Контроль за исполнением банками сроков перечисления налогов возложен также и на органы Казначейства России, которые согласно ст. 284, 304 БК правомочны взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций в установленных законом размерах за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств.

Действующее законодательство предоставляет широкие полномочия налоговым органам в части осуществления налогового контроля с целью выявления должников и принятия мер для погашения задолженности. Достаточно назвать такие, как: взыскание налога, сбора и пени в бесспорном порядке, т.е. путем списания со счета налогоплательщика сумм неуплаченного им налога и перечисление в соответствующие бюджеты (ст. 46 НК); взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика (как юридических, так и физических лиц) (ст. 47–48 НК); наложение ареста на имущество с санкции прокурора (ст. 77 НК); приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов (подп. 5 п. 1 ст. 31 и ст. 76 НК); предъявление предусмотренных законодательством исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК); привлечение налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений и взыскание с них в судебном порядке штрафных санкций (ст. 116–129 НК) и др.

Однако, осуществляя контроль, налоговые органы не в полной мере используют предоставленные им полномочия по принудительному взысканию недоимки, пеней, налоговых санкций, в результате чего в бюджет не поступают значительные суммы налоговых платежей. Нередко допускаются нарушения при привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение ими налоговых правонарушений, проведении налоговых проверок и оформлении решений по их результатам, в связи с чем при их обжаловании в суды общей юрисдикции или арбитражные суды данные решения признаются незаконными. Налоговыми органами не всегда исполняются требования закона о порядке направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда в них имеются признаки налогового преступления.

Подразделения ЦБ РФ, а также органы Казначейства России также не во всех необходимых случаях применяют к коммерческим банкам предусмотренные законом меры ответственности при выявлении фактов несвоевременного перечисления ими налогов в бюджеты соответствующих уровней.

Исходя из специфики налоговых правоотношений, надзором должны быть охвачены:

  • – налоговые органы – в части законности осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России налогов и сборов;
  • – органы Казначейства России – в части соблюдения ими действующего законодательства при исполнении доходной части федерального бюджета за счет налоговых поступлений;
  • – банки и другие кредитные организации – в части соблюдения требований законодательства о своевременности исполнения поручений налогоплательщиков о перечислении денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • – представительные (законодательные), исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления – в части принятия ими законов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов налогообложения;
  • – руководители коммерческих и некоммерческих организаций – в части неисполнения ими обязанности по уплате налогов в случае поступления в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования с целью защиты государственных интересов.

Необходимым условием выявления налоговых правонарушений является обладание информацией о состоянии дел в налоговой сфере на территории субъекта РФ, города, района. Особенно важно, чтобы сведения поступали своевременно, информация была оперативной. С этой целью должен быть разработан определенный механизм их получения и достигнуто такое взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, чтобы они систематически направляли в прокуратуру необходимые статистические и отчетные данные за определенный период, которым может быть квартал или полугодие.

Для повышения эффективности надзора в прокуратуре субъекта РФ должны сопоставляться данные различных контролирующих органов и другие сведения, полученные органами прокуратуры: о поступлении налоговых платежей в бюджеты всех уровней; о выполнении плановых заданий по сбору налогов; о суммах налогов и сборов, не уплаченных в установленный законодательством срок (недоимке), а также задолженности по пеням и налоговым санкциям; о предоставленных льготах, в том числе отсрочках и рассрочках по уплате налогов и сборов; о принятых и принимаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъекта РФ правовых актах о налогообложении. Эти сведения содержатся в соответствующих формах статистической отчетности налоговых органов, которые целесообразно ежегодно запрашивать и анализировать для последующего планирования работы.

Сравнительный анализ статистических данных, полученных из различных контролирующих органов, органов статистики, регистрирующих органов и т.д., обобщения по жалобам, обращениям, поступающим в прокуратуру, могут стать обоснованием к проведению целевых проверок по исполнению налогового законодательства. Обладание подобной информацией позволит дифференцировать задания для разных городов и районов субъекта РФ в зависимости от состояния законности на определенном направлении деятельности налоговых и других органов, имеющих отношение к налогообложению.

Учитывая специфику, сложность налогового законодательства, многоаспектность деятельности налоговых и других органов в сфере налогообложения, не рекомендуется проводить комплексные проверки, так как в данной области надзора они являются малоэффективными. Прокурор должен четко определить задачи конкретной целевой тематической проверки. Только в этом случае она может быть глубокой и прокурор имеет возможность выявить действительные нарушения, допускаемые в процессе осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

Тематика таких целевых проверок может быть следующей: а) исполнение налоговыми органами требований закона о постановке налогоплательщиков на налоговый учет; б) исполнение налоговыми органами законодательства о взыскании налоговой задолженности; в) законность привлечения к налоговой и административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов; г) законность проведения камеральных и выездных налоговых проверок; д) законность предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей; е) исполнение налоговыми органами законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; ж) правильность распределения по уровням бюджета органами Казначейства России регулирующих налогов; з) правильность учета доходов органами Казначейства России при проведении взаимозачетов и изменении сроков уплаты налогов (отсрочек и рассрочек налоговых платежей); и) использование органами Казначейства России полномочий по контролю за банками и другими кредитными организациями по перечислению налоговых платежей в бюджет; к) законность принимаемых органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов в сфере налогообложения; л) своевременность направления органами и организациями, перечисленными в ст. 85 НК, соответствующих данных в налоговые органы и применение к ним мер ответственности в случае выявления нарушений.

Для осуществления функций в области банковского надзора в аппарате ЦБ РФ создан Департамент инспектирования кредитных организаций. В субъектах РФ этим вопросом занимаются управления (отделы) инспектирования коммерческих банков. Основными задачами данных структурных подразделений являются: определение реального финансового состояния коммерческих организаций; оценка уровня принимаемых рисков; определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.

В связи с этим прокурором могут проводиться проверки об использовании подразделениями ЦБ РФ требований закона о надзоре за своевременным перечислением банками и другими кредитными организациями налоговых платежей в бюджет. Задачей прокуроров в данном случае является не проверка самих банков (это должны осуществлять контролирующие органы), а надзор за исполнением вышеназванными органами контрольных и надзорных функций, предусмотренных законом. Именно в этом может выражаться деятельность прокуратуры по пресечению и предупреждению налоговых правонарушений, допускаемых банками.

Проверки исполнения налогового законодательства не могут быть эффективными без соответствующей подготовки к ним. Прежде чем идти на проверку в контролирующие органы, нужно определиться, какое направление деятельности налогового органа или органа Казначейства России следует проверять и за какой период, решить, какие именно документы и в каком объеме для этого потребуются. Проверки чаще всего проводятся по фактам конкретных нарушений или по отдельным жалобам, заявлениям, поступающим в прокуратуру. Руководитель подразделения в прокуратуре субъекта РФ или городской (районной) прокуратуры обычно готовит задание, где обозначает сроки, объем и основания проведения проверки, ставит конкретные вопросы, подлежащие рассмотрению и оценке, а непосредственный исполнитель составляет план проверки. До начала ее проведения в проверяемом органе запрашиваются определенные сведения, цифровые данные, документы. В обращении к руководителю соответствующего контролирующего органа об их предоставлении необходимо обозначить основания проведения проверки, перечислить, какие конкретно документы, отчетные данные, за какой период и к какому сроку должны быть подготовлены.

Читайте также:  Как перевести деньги с МТС на карту Сбербанка

Прокурору, осуществляющему надзор, следует решить вопрос о месте проведения проверки и методе изучения документов (сплошном, выборочном), а также о привлечении специалиста. Более эффективными являются проверки, проводимые непосредственно в проверяемом органе, так как в этом случае у прокурора есть возможность знакомиться со всеми материалами, послужившими основанием для принятия должностными лицами определенного решения, вникнуть в существо вопроса, получить дополнительную, ранее не запрашиваемую информацию. Проведение проверок непосредственно по месту нахождения контролирующего органа целесообразно еще и в связи с большим объемом документов по одному и тому же проверяемому вопросу.

Помощь специалистов может выражаться в таких формах, как: консультации, проведение обследований, дача заключений по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства, подготовка справок по поручению прокурора. Мнение специалиста учитывается прокурором при оценке имеющейся информации в ходе проводимого им надзорного мероприятия.

В справках по результатам проверки необходимо приводить конкретные факты нарушений со ссылкой в каждом случае на законодательство. Целесообразно обеспечивать участие прокурора в рассмотрении налоговыми органами представлений об устранении выявленных нарушений.

Полезно изучение судебной практики. Выявление причин отказов в удовлетворении исков налоговых органов и обобщение допущенных ошибок могут стать предметом обсуждения прокурорами на совместных коллегиях, совещаниях, проводимых контролирующими органами.

Особенно важно, чтобы сведения поступали своевременно, информация была оперативной.

К Вам пришла прокуратура

При слове прокуратура у большинства возникают ассоциации со следствием, судом, приговором. Между тем, расследование уголовных дел, надзор за предварительным расследованием и поддержание государственного обвинения в судах – только часть деятельности прокуратуры.

Анрей Шиндин, специально для ИА “Клерк.Ру”

Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц. Вот как определяет ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.1 функции прокуратуры в этой части:

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е. прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности (если у Вас такая есть), уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике данное ограничение обходится достаточно просто. Прокурор просто даёт поручение соответствующему государственному органу провести такую-то проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно. Так ст. 21 Закона указывает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Источник информации в Законе не указан, поэтому это может быть что угодно, в том числе публикации в СМИ, обращения граждан и т.д.

На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

  1. жалобы граждан;
  2. план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.

Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка, или же имеет место «частная самодеятельность».

Во-вторых, не устанавливаются рамки проводимой проверки. Если ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)» обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает выходить за его пределы, то на сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя к Вам с проверкой по одному вопросу, он может проверить Вас и по другим направлениям. Единственный ограничитель здесь время и желание самого работника прокуратуры.

В-третьих, по результатам проверки не составляется какого-либо акта. Если в ходе проверки у Вас найдут какие-либо нарушение, то Вам внесут либо представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо вынесут постановление о возбуждении административного производства, либо вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Если ничего не найдут, то просто молча удалятся.

Рассмотрим полномочия прокурора при проведении проверки (данными полномочиями обладают также и помощники и старшие помощники, проводящие проверку). В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

В случае, если Вы откажетесь представить документы или не явитесь по вызову в прокуратуру, то Вас привлекут к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (наказание штраф, для граждан – от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц от 2000 до 3000 рублей.

Обратите внимание на такое полномочие прокурора как требовать от государственных органов проведения проверок и выделения специалистов. Это означает, что прокурор может направить к Вам любую проверяющую организацию от пожарной охраны и Роспотребнадзора до налоговой инспекции. В практике автора был такой случай: Одна экзальтированная дама – генеральный директор заявила по телефону помощнику прокурора, попросившему предоставить устную информацию, что прокуратура занимается «всякой фигней» и «отрывает её от дела», а информацию «можете посмотреть в Интернете». В течение следующего месяца к ней пришли с проверками налоговая, АТИ, пожарные, Роспотребнадзор и т.д. (всего 15 (. ) проверяющих организаций).

Если в результате прокурорской проверки у Вас найдут нарушения (а так скорее, всего и будет), то в зависимости от вида нарушений Вам внесут представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо возбудят постановление о возбуждении административного производства, возможно вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Возможно сочетание данных актов прокурорского реагирования. Законом также предусмотрено право прокурора возбудить уголовное дело, но с 07 сентября 2007 года прокурор будет лишен данных полномочий, поэтому в настоящей статье мы данный вопрос не рассматриваем.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт. В Вашем случае это могут быть приказ или какой-нибудь локальный акт, который Вы приняли сами. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В представлении об устранении нарушений закона указываются выявленные нарушения и предписывается устранить их. В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении некоторых Ваших сотрудников к дисциплинарной ответственности. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении административного производства выносится по правилам КоАП РФ. Статья 28.4 КоАП РФ фактически позволяет прокурору возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое установлена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

Физические лица как объекты прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы.

Когда проводится внеплановая прокурорская проверка ИП в Подмосковье

Источник: РИАМО , Елизавета Клушина

Прокуратура представляет собой систему надзорных органов, которые контролируют исполнение законов на территории РФ. Проверку индивидуальных предпринимателей прокуратура проводит чаще всего по поступившей жалобе от физического или юридического лица. О том, в каких случаях индивидуальным предпринимателям грозит внеплановая проверка прокуратуры и как она проводится, читайте в материале портала mosreg . ru .

Когда ждать проверку

Для проведения внеплановой проверки ИП у прокуратуры должны быть основания: жалоба клиента, информация в СМИ о допущенных предпринимателем нарушениях, истечение срока прокурорского предписания и др. Главным отличием внеплановой проверки от плановой является то, что она может происходить без уведомления.

Если нанесен вред жизни, здоровью человека или животного, поступила угроза в сторону той или иной личности, поврежден памятник культуры или природный объект, то проверку должны начать сразу после того, как об этом стало известно.

При этом проверки могут проводиться совместно – силами прокуратуры, противопожарного или санэпидемиологического надзора.

Как проводится осмотр

Источник: Фотобанк Московской области

Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.

При внеплановой проверке работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. Прокурорская проверка должна быть завершена в течение 30 суток, после чего прокурор может вынести постановление или протест. Результат проверки выдается заявителю в течение месяца.

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

– присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– получать от должностных лиц органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Полномочия прокурора

Источник: Фотобанк Московской области

В ходе внеплановой проверки прокуратура проверяет организацию предпринимателя относительно предмета жалобы. При этом прокуратур не имеет права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся, например, к налоговой службе.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре», прокурор при проверке обладает следующими полномочиями:

– имеет право на доступ к необходимой документации и может затребовать ее;

– имеет беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;

– вправе привлекать должностных лиц и граждан для дачи разъяснений.

Ответственность за противодействие проведению проверки

Избежать внеплановой проверки прокурора невозможно. Все попытки препятствовать данной процедуре будут расцениваться как противодействие закону, на виновных наложат штрафные санкции. Все действия со стороны индивидуального предпринимателя будут занесены в протокол.

За противодействие, оказанное в процессе проверки, индивидуальный предприниматель может также понести административное наказание.

Прокуратура представляет собой систему надзорных органов, которые контролируют исполнение законов на территории РФ.

Прокурорские проверки ограничили

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Это касается всех обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций.

Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура – надзорный орган

Государственные надзорно-контрольные органы выполняют свои задачи самостоятельно и независимо. Деятельность этих структур осуществляется в соответствии с принципами законности, профессионализма, гласности, общественной ориентированности и справедливости. Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.

Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

Рубрика: Юриспруденция

Статья просмотрена: 3555 раз

Библиографическое описание.

Добавить комментарий