Отсутствие информации о ходе расследования

Приложение. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц

Приложение
к приказу МВД России, Генеральной прокуратуры РФ
и Следственного комитета при прокуратуре РФ
от 16 января 2015 г. N 38/14/5

Инструкция
о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц

Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции.

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Я потерпевший.3 месяца назад по моему заявлению полицией возбуждено УД. Как узнать о ходе расследования?

    дознаватель, уголовные дела
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 10,0 рейтинг
  • 4808 отзывов эксперт

Вас потерпевшим уже признали?

Статья 42 УПК РФ Потерпевший
1. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.
2. Потерпевший вправе:
1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
2) давать показания;
3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) иметь представителя;
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 настоящего Кодекса;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;
13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;
15) выступать в судебных прениях;
16) поддерживать обвинение;
17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;
20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса;
22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.
4. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Как узнать о ходе расследования после подачи заявления в полицию

До того как будет принято решение о возбуждении либо отказе в начале производства по уголовному делу, согласно требованиям статей 144-145 УПК, правоохранительными органами выполняется доследственная проверка заявления или сообщения о преступлении.

To a question of the victim inrorming during the crime investigation

the problem of the victim informing in the criminal legislation is considered

The Code of Practice for Victims of Crime.

Массовость направления запросов о представлении документации

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

Образец заявления в МВД для того, чтобы узнать о ходе расследования уголовного дела

Подавали заявление о возбуждении УД.

Отказали. Прокуратура отменила. Но прошло уже месяца 1,5-2 как ничего не происходит. Нас ни о чем не уведомляют.

Мы хотим обратиться в прокуратуру с запросом.

На основании какой нормы можно туда обратиться таким образом?

Есть ли у вас подобные образцы запросов?

Подавали заявление о возбуждении УД. Отказали. Прокуратура отменила.
Дмитрий Вольков

Если постановление об отказе отменили по вашей жалобе вас должны уведомить об этом. Как правило в уведомлении указывается срок проведения дополнительной проверки.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ][Глава 16][Статья 124]
3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Если, по собственной инициативе прокуратура отменяет постановление об отказе уведомление заявителя об этом не предусмотрено. Но при принятии решении вас обязан уведомить об этом исполнитель проверки.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ][Глава 19]Статья 145]
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю
разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Но прошло уже месяца 1,5-2 как ничего не происходит. Нас ни о чем не уведомляют.
Дмитрий Вольков

В прокуратуру можете направить жалобу, что вас не уведомили о принятом решении, но что это даст вам. Только время потеряете. Обратитесь с запросом в произвольной форме к руководству исполнителя проверки, чтобы сообщили о результатах дополнительной проверки. После получения информации будете решать как действовать.

На основании какой нормы можно туда обратиться таким образом?
Дмитрий Вольков

Запросы свои хоть в прокуратуру, хоть в орган проводящий проверку составляются в произвольной форме. Так как вы не адвокат, не юридическая организация никто вас не укорит за некрасивость текста. В запросе указываете регистрационные данные материалы, кто вы являетесь (заявитель), просьбу сообщить о результатах проверки.

Спасибо! В ч. 6 ст. 148 УПК РФ указывается: признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

А если прокурором не установлен этот срок, то тогда сколько?

У нас есть ответ, там есть указания, но там нет требования, что все эти указания должны быть проведены в какой-либо срок.

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, возможно ли осужденному запросить из своего уголовного дела копию мед экспертизы или мед освидетельствования потерпевшего? В настоящий момент он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Для написания кассационной жалобы необходимо затребовать данный документ. Могут ли ему в районном суде отказать в предоставлении копии запрашиваемого документа?

Заранее благодарю за ответ!

Осужденный имеет право на ознакомление с материалами дела.

На этом фокусирует судейское внимание и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой, связывая соответствующее право обвиняемого с окончанием предварительного расследования, законодатель определяет момент, с которого все материалы уголовного дела становятся доступными для обвиняемого, но не ограничивает возможность его реализации только данным этапом уголовного судопроизводства, вследствие чего такое законодательное регулирование не может расцениваться как препятствующее ознакомлению с материалами уголовного дела в целях реализации обвиняемым права на защиту и на последующих этапах судопроизводства, как после поступления дела в суд, так и после вынесения приговора (Определение от 23 мая 2006 года № 189-О).

Таким образом, отказать в ознакомлении с материалами дела суд не может

Я являюсь потерпевшей по уголовному делу о смертельном ДТП,в котором погиб мой родной брат будучи пешеходом.Преступник бежал с места ДТП,организовал укрывательство машины.Был пойман через неделю,свою вину признал.Но на суд не явился.Был объявлен в розыск,однако спустя 4 месяца выяснилось,что он ни в каком розыске не находится(журналистское расследование).Полиция заявила,что никаких документов на сей счёт у неё нет.Я писала через соцсети статьи об этой ситуации,просила помочь.У меня есть документ из суда о том,что суд у нас открытый.Значит,любой желающий может ознакомиться с деталями дела.Никакой подписки о неразглашении я не давала.Поэтому я смело использовала информацию из уголовного дела и интернета для привлечения общественности.Преступник во время допроса указал своё место работы(у родителей) и имя-отчество родителей.На своей странице в контакте я написала об этом-с указанием ИП(место работы преступника) и про его родителей(их ИП в моём городе).Я заходила на страницы к родителям преступника,писала им об их моральном облике(без угроз).Дело в том,что во время следствия они со мной встречались и предложили сделку-некие деньги в обмен на свободу их сына.В итоге мы не договорились.Я ждала суда.Преступник не выплатил нам ни копейки! Его мать зашла ко мне на страницу в контакте и заявила,что рассматривает мои действия как вымогательство(хотя я просто писала о том,что даже похороны они не оплатили-ведь он умер по вине их сына,а ОНИ пришли ставить МНЕ условия)и остановит меня,если я не остановлюсь.Ей не понравилось,что я упоминала их ИП и высказывала своё мнение насчёт их морального облика.Она заявила,что не знает,где их сын,и вообще-он уже совершеннолетний,сам за себя отвечает.Тогда непонятно,почему они,как родители,впряглись в это дело вместо его жены?Я написала в полицию заявление на неё ,считая её слова угрозой своей жизни.А она,как выяснилось,тоже ходила в полицию писать на меня.Поэтому у меня вопрос-нарушила ли я какой-нибудь закон?

Ст. 163 УК РФ
1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, —

Необходимо учитывать, что при вымогательстве виновное лицо действует с умыслом на получение материальной выгоды для себя или иных лиц.

Вымогательство возможно только при прямом умысле на получение материальной выгоды. Вымогательство может происходить путем распространения порочащих сведений. «следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка). При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство.»

Считаю, что Вы закон не нарушали, поскольку не было умысла на вымогательство денежных средств.

Спасибо.Насчёт вымогательства понятно.К тому же это правда.Моя цель-чтобы убийца брата был найден и наказан судом.А сама распространяемая мной информация подпадает под закон о распространении персональных данных? Я использую открытые источники-интернет и материалы уголовного дела.

Дмитрий Вольков.

Может ли потерпевший запросить у следователя письменный ответ о ходе следствия?

Может ли потерпевший запросить у следователя письменный ответ о ходе следствия. Я являюсь обманутым дольщиком.

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.42 Уголовно-процессуального кодекса, потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.
Потерпевший вправе:
1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
2) давать показания;
3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) иметь представителя;
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;
13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы;
14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, а также в предусмотренных настоящим Кодексом случаях участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;
15) выступать в судебных прениях;
16) поддерживать обвинение;
17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;
20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса;
21.1) на основании постановления, определения суда, принятого по заявленному до окончания прений сторон ходатайству потерпевшего, его законного представителя, представителя, получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.
По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
Потерпевший не вправе:
1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;
2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;
3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса;
4) уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.
Ходатайство о получении информации, указанной в пункте 21.1 части второй настоящей статьи, заявляется потерпевшим, его законным представителем, представителем до окончания прений сторон в письменной форме. В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получать потерпевший или его законный представитель, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим или его законным представителем информации.
При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.
За дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за отказ от дачи показаний, а также за уклонение от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — к одному из родственников.
В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.
Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст.56 Уголовно-процессуального кодекса, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 — 191 настоящего Кодекса.
Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого;
3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь;
4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий;
6) должностное лицо налогового органа — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с предоставленными сведениями, содержащимися в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях;
7) арбитр (третейский судья) — об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе арбитража (третейского разбирательства).
Свидетель вправе:
1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 настоящего Кодекса;
7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса.
Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 настоящего Кодекса.
Свидетель не вправе:
1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;
3) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.
В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.
За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, потерпевший может знакомиться с материалами уголовного дела лишь по окончании предварительного следствия. Также при нарушении сроков он может подавать жалобы руководителю следственного органа или в суд.

Читайте также:  Если хотят подставить

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему; 13 получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций.

Документы правоохранителей с примерами и пояснениями

Оригинальный пост датирован 2016 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Приведенные примеры документов содержат сведения, не предназначенные для чувствительных натур и иных лиц со слабыми показателями устойчивости к реальности в первозданном или адаптированном ее виде.

Статья носит информационный характер и направлена на ликвидацию некоторых слухов и мифов насчет работы правоохранительных органов и их внутреннего документооборота.

Расскажу про систему взаимодействия правоохранителей между собой и несколько особенностей такого взаимодействия. Рассказ обрывистый и не совсем системный т.к. про это можно тома писать, но я постарался изложить основные моменты в том виде, в котором они есть на настоящий момент.

Основные действующие лица:

1. Оперативные работники (опера, оперативники) – специальные сотрудники полиции, ФСИН и ФСБ. Для большинства людей есть хоть какая-то вероятность встретить оперов именно из полиции (убойный отдел, ОБЭП (ныне ОЭБиКП) и пр.), оперативники других служб являются наименее вероятными к контакту. У оперативников есть доступ без санкции суда (получение которой отдельная песня) почти ко всей информации, которая им нужна. Такая информация не может быть в основе уголовного дела, но никто не мешает после того. как оперативник накопал нужную информацию передать следователю, чтобы тот уже получив санкцию суда, получил эту же информацию с соблюдением норм УПК РФ. Их деятельность регулируется Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, который сам по себе одно большое нарушение Конституции РФ. Опертивники осуществляют поиск и выстраивание связей, взаимных контактов “на земле”. Особенности: плохо знают закон (мешает работать нормально), обладают очень деформированной личностью в плане профессиональных изменений, все с “двойным дном” и очень обманчивой внешностью. Основная задача – найти для следователя тех самых, кто причастен, собрать первичный материал. По возможности – расколоть пойманного за счет примитивного давления на психику или побоев.

2. Следователи – специальные сотрудники полиции, СК РФ, ФСБ. Наибболее вероятны встречи со следователями первых трех структур. В своей работе взаимодействуют с оперативниками по вопросу поиска (опера ищут, следователи надлежащим образом закрепляют доказательства с соблюдением норм УПК РФ). Основная задача следователя – надлежащим образом закрепить те данные, которыые нарыли опера. Опер прорабатывает десятки или сотни людей на связи с преступлением, но из них только 1 или 2 реально причастны при беглом изучении. С этими 1 или 2 людьми уже под протокол общается следователь (просто физически допросить десятки или сотни людей в поиске нужных 1 или 2 не очень рационально, да и тома бы тогда росли не по дням, а по часам). Следователь назначает все экспертизы и формирует дело. Того человека, которого притащили опера (пусть даже очевидно не причастный, но признавший вину на бумаге) не подойдет по совокупности доказательств (ну не был он в этом городе в этот день вообще, например), то следователь дает разгоняй операм и заставляет работать снова по тому же делу. Может проявить изощренность и интеллект при работе с допрашиваемым, бьет редко (оставляет это операм), применяет более интеллектуальные способы допроса.

Особенности: юридически более подкован, чем опера; так же имеет “двойное дно”, психологические навыки более развиты, может грамотно сформировать тома дела и перед судьей выступить с ходатайствами.

3. Руководитель следственного оргага – есть там же, где и следователи. Встречается редко, основные функции – задает направление ходу следствия исходя из собственного большого опыта, подписывает некоторые ходатайства перед судом (следователь не все может сделать от собственного имени), распределяет дела между следователями, осуществляет взаимодействие с прокуратурой.

Особенности: опытный следователь в прошлом, хитер как черт, почти не заметен при всей работе. Сам дела не ведет (кроме отдельных исключений).

4. Дознаватель – работник ФСИН, ФССП, ФСБ, МЧС, полиции и таможня. Осуществляет дознание (по сути – аналог предварительного следствия по некоторым категориям дел (как правило, меньшей степени тяжести, чем следователи расследуют). Если что-то серьезное или в отношении особо важных лиц – передают следователям. останавливаться на дознании особо не буду т.к. мало интересного для читателей данного ресурса там есть.

Особенности: не такой умный и хитрый как следователь, но не стоит его недооценивать.

5. Оперативно-следственная группа – впервые появилась во время когда Чайка был прокурором Иркутской области (он же и впервые ввел), после получило широкое распространение т.к. упрощало много процессов. По сути это опера + следователи одновременно. Выезжают на место преступления, совместно осуществляют мозговые (и не только) штурмы и пр.

Особенности: могут наиболее быстро и качественно наштамповать том-другой уголовного дела за сутки. Ну а по большому счету – смотрите отдельно про следователя и отдельно про оперативника.

6. Прокурор – трудится в Прокуратуре РФ (единый орган для всей РФ с описанными функциями). Рассматривает жалобы (как-бэ) на всех правоохранителей (результат известен, я думаю), осуществляет надзор за дейстельность следователей в процессе расследования уголовного дела на предмет совсем уж жестких нарушений. Прокурор единственный представляет государственное обвинение в суде, то есть после окончания расследования дела следователем прокурор утверждает обвинительное заключение и с его визой дело идет в суд. На этапе предварительного следствия может прекратить уголовное дело. В суде поддерживает обвинение и отдувается за косяки следствия, которые проглядел (судья, как правило, относится снисходительно к большинству косяков, если они не совсем уж вопиющие).

Особенности: если это прокурор старше 40 лет – скорее всего бывший следователь со всеми вытекающими последствиями, если моложе 40 лет – есть большой шанс, что этот сотрудник пришел в прокуратуру работать после разделения СК и Прокуратуры, никогда не работал плотно со следствием, вероятно – чей-то сын просто. Встречались даже немного лоховатые люди. Разделение где-то 80/20 в пользу бывших следователей.

7. Суд – в лице конкретного судьи по уголовным делам осуществляет контроль за законностью действий правоохранительных органов (рассматривает жалобы), выдает санкцию на помещение в СИЗО, получение доступа к информации, которая охраняется Конституцие (легальная прослушка, котороую к делу пришить можно, получение распечаток телефонных соединений, доступ к переписке ВК и прочее). Ставит человека в розыск. После окончания предварительного следствия рассматривает вопрос о достаточности доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Особенности: большинство судей по уголовным делам бывшие следственные или прокурорские работники, входят в положение следователя и закрывают глаза на нарушения закона. Мало шансов на оправдательный приговор – за это приходится отчитываться каждый раз.

Пример работы:

1. Сообщение о факте преступления (или сами нашли) – выезжает оперативно-следственная группа и производит осмотр места происшествия с закреплением всех доказательств и сбором новых.

2. Проработка версий преступления – опера с помощью своих контактов, знаний и доступа почти ко всему собирают и проверяют всю информацию до тех пор, пока не найдут что-то интересное.

3. Отработка конкретной версии – опера нашли что-то стоящее или кого-то стоящего и передают следователям для дальнейшей работы и оформления в соответствии с УПК РФ. Если надо – следователь через суд получает санкцию на помещение в СИЗО.

4. Окончательный сбор доказательств и формирование обвинительного заключения – следователь формирует дело и готовит его для отправки в суд через прокурора.

5. Доработка обвинительного заключения – Прокурор говорит что надо исправить (отправляет следователю на доследование). Как правило, еще пока дело у следователя, прокурор указывает все недостатки для того, чтобы дело прошло с первого раза.

6. Отправка дела в суд – обвинительное заключение с томами дела идут в суд, где судья уже знаком почти полностью с содержанием дела.

Отдельные заметки:

1. Помним про статью 51 Конституции РФ и не стесняемся на ее основании молчать.

2. Расследуют дело активно только первый месяц-полтора (при отсутствии новых эпизодов интерес к делу теряется)

3. Розыск лица длится активно не более 2-3 месяцев, потом дело ложится на полку.

4. Опер колет кулаками, следователь колет интеллектуально.

5. При намерении решить вопрос – чем раньше это сделаешь, тем проще и дешевле.

6. При попадании в СИЗО почти 100% дадут реальный срок т.к. в противном случае надо будет признать, что и правоохранители и суд ошиблись. А так нельзя.

Все изложенное выше является открытой информацией, но ее изложения в понятном виде мало кто получал. Да и немного вставок от себя я внес для более простого понимания. А кому надо конкретнее и точнее – смотрите уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Приведенные ниже документы изменены и обезличены по понятным причинам. Грамматически и иные ошибки сохранены или воспроизведены для более натурального сходства с оригинальными документами

Основные действующие лица, места, события, использованные в примерах документов:

– 10.07.2025 – дата составления всех документов, вымышленных для данных примеров.

– Дальнеужопинск – районный центр Дальнеужопинского района Закуличкиной области Российской Федерации

– Следственный отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области – полное название структурного подразделения районного уровня СК РФ, расположенного по адресу: Дальнеужопинск, ул. Кровавой Мясорубки, д. 3.

– РУВД России по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области — местное отделение полиции, расположено по адресу: Дальнеужопинск, ул. Красных Зорь, д. 4, корп. 2.

– Дальнеужопинск, пер. Теренса и Филиппа, д. 12 — место свершения всякой ерунды, самый неудачный дом России.

– Копытин Кирилл Андреевич – Следователь следственного отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области, старший лейтенант юстиции

Куликевич Засама Андреевич – вечный преступник-неудачник

Князевич Петр Геннадьевич – второй вечный преступник-неудачник

Соловец Геннадий Давыдович — вечный потерпевший

Каренко Ибрагим Альманович – вечный понятой

Петренко Саламан Дудаевич – второй вечный понятой

К каждому документу будут даны короткие комментарии, поясняющие основные особенности данного документа и его значение.

Для примеров, в основном, использованы документы, которые содержатся в материалах уголовного дела. Где это уместно – приведу документы по сопровождению ОРМ, но это уже частности.

При составлении материала и подборе документов для данной статьи применялись знания и опыт непосредственно автора (т.е. меня) и адвоката, имевшего ранее опыт работы в правоохранительных органах.

Начало уголовного преследования.

Глава 19 УПК РФ содержит основания возбуждения уголовного дела.
Если коротко – то возбуждают его тогда, когда есть признаки состава преступления и не важно откуда информация (из СМИ, из заявления потерпевшего, из трупа на крыльце полицейского участка или пр.)

В зависимости от преступления, их рассмотрением занимаются различные правоохранительные органы и в различной форме (предварительное следствие или дознание), подробнее об этом – ст.ст. 150-151 УПК РФ. Там черт ногу сломит, поэтому ниже приведу короткий перечень основных преступлений и кто ими занимается:

ст. 105 УК РФ – убийство – СК РФ, предварительно следствие

ч.ч. 1-3 ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью – МВД, предварительное следствие

ч.4 ст.111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью (повлекшее смерть потерпевшего) – СК РФ, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159 УК РФ – мошенничество – МВД, дознание

ч.ч. 2-7 ст. 159 УК РФ – мошенничество, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

Читайте также:  Органы юридического лица: понятие, виды

ч. 1 ст. 163 УК РФ – вымогательство – МВД, дознание

ч.ч. 2-3 ст. 163 УК РФ – вымогательство, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества – МВД, дознание

ч. 2 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч.ч. 1-2 ст. 175 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем – МВД, дознание

ч.ч. 3 ст. 163 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответствующий правоохранитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Непосредственное исследование доказательств следователем

Все полученные доказательства подлежат изучению и описанию, занимается этим тот правоохранитель, который ведет дело. Наиболее распространены осмотры разного рода (осмотр места происшествия, осмотр протоколов телефонных соединений, осмотр трупа и пр.) Происходят в отношении предметов и лиц.

Целью осмотра является обнаружение новых вещественных доказательств или исследование особых свойств уже обнаруженных вещественных доказательств или иных предметов.

При осмотре каких-либо предметов может быть сделан особый акцент на их свойства, важные для расследования уголовного дела. Например, при осмотре мобильного телефона часто делается акцент на номере IMEI, напечатанном под его батареей, при осмотре места обнаружения трупа делается акцент на наличие или отсутствие признаков насильственной смерти или борьбы.

При проведении осмотров почти никогда реально не присутствуют понятые т.к. процесс это длительный и муторный, поэтому чаще всего понятыми вписывают каких-либо знакомых следователя, которые при возникновении любых вопросов скажут: “Были, видели”. Часто найти понятых можно в друзьях следователя в социальных сетях (кстати, самого следователя по имени чаще всего там не найти).

Красных Зорь, д.

Заявление в полицию

Произошла кража автомобиля. В отдел МВД было подано заявление о краже автомобиля, однако до настоящего времени сотрудники полиции не предоставили информацию о ходе расследования уголовного дела. Заявитель просит предоставить информацию о ходе расследования уголовного дела по факту кражи автомобиля.

В отдел МВД России по району ____________________
г. Москвы

От ООО «Имитационно-анимационные модели-эксперт» в лице Генерального директора _________________________
Юридический адрес: _______________________,
Фактический адрес: _______________________

На основании Договора Лизинга № ______ от ______________ г., заключенного между ООО «____________» (лизингодатель) и ООО «____________________» (лизингополучатель), Лизингодатель передает Лизингополучателю на временное владение и пользование транспортное средство – легковой автомобиль модели ________________, государственный номер ____________.
Согласно Дополнительного соглашения № ___ к Договору лизинга № __________ от ___________ г. в связи с утратой вследствие хищения предмета лизинга – автомобиль марки _________________, государственный номер ______________, в силу Постановления о возбуждение уголовного дела и принятие его к производству от __________ г., Стороны договорились приостановить начисление лизинговых платежей по настоящему договору до момента получения страхового возмещения.
_____________ года между ООО «_____________» и ООО «___________» заключен договор страхования транспортного средства – легкового автомобиля модели ____________, государственный номер ____________, что подтверждается Полисом серии ______ № ________, срок действия с ___________ г. по ___________ г., на основании Правил страхования транспортных средств № ____ от _____________ г.
_____________ года произошла кража автомобиля модели ____________, государственный номер ____________.
В тот же день в отдел МВД России по району Тропарево-Никулино г. Москвы было подано заявление о краже указанного автомобиля, однако до настоящего времени сотрудники полиции не предоставили информацию о ходе расследования уголовного дела.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информационно деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г., правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации” ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления – муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О полиции» № 3 от 07.02.2011г., деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, до настоящего времени мне не известно, возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ , так как не получал Постановление о возбуждение уголовного дела или Постановление об отказе возбуждении уголовного дела. Также в связи с тем, что необходимо в Страховой компании ООО «___________» получать страховую сумму при наступлении страхового случае, считаю приемлемой предоставление информации о статусе дела по поводу кражи автомобиля марки _________________, государственный номер _____________.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 158 УК РФ ;

Предоставить информацию о ходе расследования уголовного дела по факту кражи автомобиля марки _____________, государственный номер _________________.

« » ______________ г.
_______ _____________________

В тот же день в отдел МВД России по району Тропарево-Никулино г.

Служебное расследование случаев мошенничества

Многообразие способов мошенничества требует от службы безопасности (СБ) компании внимательности и бдительности. Но если, несмотря на комплекс предупредительных мер, преступление все же совершено, СБ обязана незамедлительно приступить к служебному расследованию: чем быстрее начат сбор и анализ относящихся к делу материалов, тем выше вероятность выявить подозреваемых лиц и минимизировать ущерб.

Любой неприятный инцидент в компании, связанный с хищением материальных или денежных средств, подлогом документов, обманом и т. п. — это ЧП, требующее проведения служебного расследования. Материалы, дающие основание для этого, могут быть получены:

по результатам аудиторской проверки;

по результатам инвентаризации;

из официальных и неофициальных (анонимных) заявлений сотрудников;

на основе оперативной информации.

Служебное расследование проводят сотрудники СБ во взаимодействии с другими структурными подразделениями (в том числе — службой управления персоналом) и лицами, имеющими отношение к данному инциденту. Цели проведения служебного расследования:

найти виновных в происшедшем;

выяснить причины возникновения;

оценить ущерб и найти способы его минимизации;

выработать предложения по предотвращению подобных случаев в будущем.

Расследование обязательно проводится в соответствии с законодательством Украины и внутренними документами компании, регламентирующими политику безопасности.

При принятии решения о служебном расследовании руководству обязательно нужно провести предварительную оценку «себестоимости» проверочных мероприятий. Иногда разбирательство и доказательство вины может обойтись компании намного дороже, чем понесенный ущерб.

Основные правила проведения служебных расследований

В зависимости от размеров нанесенного ущерба и характера мошенничества руководитель компании принимает решение о создании специальной комиссии по расследованию либо дает поручение конкретному структурному подразделению — КРУ, бухгалтерии, СБ провести расследование самостоятельно.

Комиссия создается на основании приказа по компании, в котором указывается цель ее деятельности, состав, функции членов комиссии, определяется алгоритм проведения служебного расследования (табл. 1). При необходимости комиссия готовит план мероприятий. В приказе следует отразить права членов комиссии: требовать от причастных к расследованию сотрудников объяснений (в том числе письменных); снимать копии документов, относящихся к материалам дела; привлекать к работе комиссии консультантов, экспертов из числа специалистов компании и т. п.

Табл. 1. Алгоритм проведения служебного расследования

При расследовании преступлений, связанных с мошенничеством, хищением, нарушением режима охраны объекта, утечкой конфиденциальной информации, разглашением коммерческой тайны и т. п., руководителем комиссии обычно назначается начальник СБ. Он координирует работу членов комиссии, определяет методы проведения расследования и отвечает за действия сотрудников, принимающих в нем участие.

В процессе расследования инцидента со стороны влиятельных в компании людей нередко делаются попытки оказать давление на членов комиссии или сотрудников СБ. К этому нужно быть готовым: о подобных случаях необходимо немедленно информировать руководителя комиссии (группы расследования), а через него — топ-менеджера компании, санкционировавшего разбирательство.

Информацию о ходе расследования руководитель комиссии предоставляет ответственным лицам, круг которых определен установленным в компании регламентом о порядке проведения служебного расследования.

Современные мошенники работают очень «грамотно»: все меньше становится схем с грубыми подделками документов, открытыми хищениями и т. п. Крупные аферисты совершают преступления, строго соблюдая букву закона: их договоры и контракты отвечают всем нормам права. К психологическому давлению и обращению «жертвы» в правоохранительные органы мошенники также готовы

В соответствии с законодательством Украины пресечение противоправных действий входит в компетенцию правоохранительных органов. Поэтому при проведении сотрудниками СБ служебных расследований неизбежно встает вопрос о взаимодействии с правоохранительными органами. Это важный аспект работы СБ частных предприятий. Однако необходимо отметить, что органы МВД неохотно берутся за дела такого рода, им представленные. При изучении материалов милиция нередко ссылается на отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела, но, даже если уголовное дело возбуждено, основная работа по сбору доказательств, обеспечению следствия транспортом, бензином, связью и т. п. все равно ложится на компанию.

В любом случае решение о целесообразности вовлечения правоохранительных органов в расследование инцидента принимает руководство компании. Это зависит от многих условий:

размеров нанесенного ущерба;

возможности предоставить для следствия убедительные доказательства совершения правонарушения;

принятой в компании политики в отношении штрафов и наказаний;

возможности возмещения ущерба;

готовности компании предоставить в распоряжение правоохранительных органов конфиденциальную информацию.

Тактика расследования

В начале любого расследования у СБ есть только предположения (версии) о причинах происшедших событий, основанные на первичных фактах, документах, объяснительных записках и т. п. Эти версии носят скорее интуитивный характер.

При проверке полученных материалов СБ может использовать различные тактики — открытую, оперативную или смешанную. Если расследование санкционировано руководством компании, то основная часть мероприятий проводится открыто (при этом оперативные действия тоже не исключаются). Если же данные, свидетельствующие о нарушениях, получены оперативным путем, то материалы проверяются также с помощью оперативных мероприятий (открыто их можно проверять только после легализации информации о происшествии).

На первом этапе расследования следует собрать максимально полную информацию, подтверждающую мошеннические действия: факты, документы, улики, свидетельские показания. Если нет необходимости (или возможности) отстранить проверяемых лиц от исполнения служебных обязанностей, нужно организовать тщательный постоянный контроль их деятельности (конечно, при этом важно не насторожить проверяемых сотрудников). При работе с материалами, относящимися к служебному расследованию, следует соблюдать осторожность — это строго конфиденциальная информация.

Комиссия проводит глубокий анализ происшествия, выявляет вызвавшие его причины, устанавливает всех причастных (прямо или косвенно) лиц. В ходе изучения вопроса о причастности к мошенничеству конкретных лиц (непосредственно совершивших правонарушение или ему способствовавших) предварительное изучение полученных материалов проводится по следующей схеме (табл. 2):

Табл. 2. Схема предварительного изучения материалов служебного расследования

Если мошенническая сделка проводится «под прикрытием» юридического лица, необходимо:

установить факт и обстоятельства совершения преступления, выявить приемы, средства и способы мошенничества;

собрать сведения о компании, от имени которой действовали мошенники (данные о руководителях, учредителях, банковские реквизиты и пр.);

собрать все представленные мошенниками документы, явившиеся основанием для заключения сделки;

собрать товарораспорядительные документы, переданные мошенникам, с указанием количества продукции, ассортимента, цен, данных о переводе денежных средств;

исследовать (своими силами или с привлечением сторонних специалистов) документы на предмет их подлинности;

установить настоящих владельцев паспортов, доверенностей, которыми пользовались мошенники, действуя под чужими именами;

определить размер причиненного ущерба;

установить: возможные места хранения похищенного имущества (склады, гаражи и т. п.), расчетные счета банков, на которые осуществлялись переводы денежных средств, а также места хранения собственного имущества мошенников для принятия мер по возмещению причиненного ущерба;

подготовить и передать собранную информацию в хозяйственный суд, а если имеются правовые основания, — подать в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела против руководителя мошеннической компании;

оказать помощь следственным органам в поисках похищенного имущества, денежных средств и пр.

При подтверждении первичной версии происшедшего материалами, полученными в ходе проверки, необходимо определить степень вины конкретных лиц, принимавших участие, способствовавших мошеннической сделке либо не предотвративших ее. Для этого члены комиссии анализируют всю собранную информацию, включая свидетельские показания и объяснения сотрудников, подозреваемых в мошенничестве (для проведения беседы с ними лучше заранее подготовить перечень конкретных вопросов).

На основе собранного фактического материала и данных, полученных (подтвержденных) в результате проведения бесед, комиссия готовит мотивированное заключение.

По окончании служебного расследования, после вынесения мотивированного заключения и утверждения его руководителем компании, комиссия сосредотачивается на проблеме возмещения виновником нанесенного компании ущерба. Этот вопрос в обязательном порядке обсуждается с юристами.

Если ущерб причинен физическим лицом — сотрудником компании, то в соответствии со ст. 130, ст. ст. 132–133 КЗОТ этот работник несет ответственность за противоправные действия по отношению к имуществу работодателя в пределах среднемесячного оклада. Возместить большую сумму ущерба работодатель вправе потребовать в следующих случаях:

при наличии правильно оформленного договора о полной материальной ответственности (ст. ст. 134–135 3 КЗОТ);

при личном согласии сотрудника (во избежание судебных разбирательств, наказания и публичной огласки человек может подписать признание и согласиться на возмещение ущерба; в таком случае необходимые документы должны быть оформлены с учетом всех требований законодательства, чтобы сотрудник впоследствии не смог отказаться от своих показаний);

при вынесении судебного решения.

При наличии веских оснований работник может быть уволен в соответствии со ст. 41 КЗоТ Украины — еще до обращения работодателя в правоохранительные органы.

Если ущерб компании причинен юридическим лицом, то его возмещение возможно на основании:

согласия руководства компании (с юридически оформленными обязательствами);

судебного решения.

Пример проведения служебного расследования

После проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности компании Т, входящей в холдинг М, генеральному директору холдинга стало известно о том, что руководитель компании Т превысил свои служебные полномочия. Согласно уставу компании директор может принимать самостоятельное решение в отношении расходования сумм до 20 тыс. грн., но он сделал предоплату за пользование офисным помещением в размере 80 тыс. грн.

Генеральный директор холдинга приказал провести служебное расследование, привлечь к материальной ответственности виновных должностных лиц и принять решение об их служебном несоответствии.

В компании была создана служебная комиссия. Собранные ею материалы подтвердили выводы ревизии о злоупотреблениях при аренде офиса. Для получения более полных данных причастным к инциденту лицам был представлен перечень вопросов:

  1. Укажите причины аренды офиса.
  2. Укажите причины заключения договора аренды именно с компанией К? (NB. Как стало известно из материалов проверки, директор Т являлся учредителем К). Знакомы ли вы с учредителями этой компании, ее руководителем; знаете ли о цели ее создания, о видах деятельности, которые она осуществляет?
  3. Укажите, на каких условиях был заключен договор аренды:
  • стоимость 1 кв. м площади;
  • размер арендованной площади;
  • количество людей, официально работающих в арендуемом офисе.
  • С кем из учредителей, членов наблюдательного совета или руководителей холдинга оговаривались условия аренды офиса?

    После получения материалов, подтверждающих превышения служебных полномочий и личную заинтересованность директор Т. был уволен, а в дальнейшем от него потребовали частично возместить нанесенный им ущерб.

    Для повышения эффективности действий по возмещению ущерба можно попробовать оказать на мошенника психологическое воздействие (встречи, беседы, предоставление доказательств его вины). При этом необходимо аккуратно дозировать давление и действовать строго в рамках закона.

    После установления причин и конкретных виновников мошенничества руководители компании часто сталкиваются с вопросом: как поступить в отношении провинившихся сотрудников — оставить работать в компании в надежде, что они перевоспитаются, или уволить? Универсального ответа не существует, все зависит от размеров нанесенного материального и морального ущерба и от политики компании по отношению к правонарушениям. В любом случае к людям нужно подходить индивидуально.

    Если размеры ущерба велики, а мошенник действовал сознательно, преднамеренно и хладнокровно, и при этом отрицает свою вину, пытается «выйти сухим из воды», то такого сотрудника, конечно же, необходимо не только уволить, но и строго наказать. Огласка случившегося будет хорошим уроком для всех работников компании.

    В случае, когда имели место мелкие хищения, получение «откатов» от поставщиков и т. п., можно попробовать для первого раза ограничиться дисциплинарными наказаниями и провести профилактические мероприятия. Искренне раскаявшиеся сотрудники, сумевшие в дальнейшем изменить свое поведение и искупить проступок безупречной деятельностью, могут остаться в коллективе. С теми же, кто на финансах компании организовал свой «маленький бизнес», необходимо расставаться как можно быстрее (эта «болезнь» заразна). Если уволить такого человека невозможно, то нужно организовать жесткий контроль за его деятельностью.

    Вопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный воспитательный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия.

    Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, члены комиссии разрабатывают мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем и подают их на рассмотрение руководителю компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают:

    Читайте также:  Заполнение формы П4 статистика: пошаговая инструкция

    организацию эффективного финансового и административного контроля;

    совершенствование системы безопасности компании;

    оздоровление кадровой политики;

    усиление внутриобъектного режима;

    улучшение технологических процессов;

    обучение персонала распознаванию признаков мошенничества;

    повышение профессиональной подготовки сотрудников СБ;

    формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.

    Комплекс подобных мер позволит предупредить случаи мошенничества или уменьшить возможный ущерб компании.
    ___________
    * Относимость доказательств — признак, указывающий на наличие искомой связи между доказательственной информацией и обстоятельствами, подлежащими доказанию.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

    Огласка случившегося будет хорошим уроком для всех работников компании.

    Служебное расследование случаев мошенничества

    Многообразие способов мошенничества требует от службы безопасности (СБ) компании внимательности и бдительности. Но если, несмотря на комплекс предупредительных мер, преступление все же совершено, СБ обязана незамедлительно приступить к служебному расследованию: чем быстрее начат сбор и анализ относящихся к делу материалов, тем выше вероятность выявить подозреваемых лиц и минимизировать ущерб.

    Любой неприятный инцидент в компании, связанный с хищением материальных или денежных средств, подлогом документов, обманом и т. п. — это ЧП, требующее проведения служебного расследования. Материалы, дающие основание для этого, могут быть получены:

    по результатам аудиторской проверки;

    по результатам инвентаризации;

    из официальных и неофициальных (анонимных) заявлений сотрудников;

    на основе оперативной информации.

    Служебное расследование проводят сотрудники СБ во взаимодействии с другими структурными подразделениями (в том числе — службой управления персоналом) и лицами, имеющими отношение к данному инциденту. Цели проведения служебного расследования:

    найти виновных в происшедшем;

    выяснить причины возникновения;

    оценить ущерб и найти способы его минимизации;

    выработать предложения по предотвращению подобных случаев в будущем.

    Расследование обязательно проводится в соответствии с законодательством Украины и внутренними документами компании, регламентирующими политику безопасности.

    При принятии решения о служебном расследовании руководству обязательно нужно провести предварительную оценку «себестоимости» проверочных мероприятий. Иногда разбирательство и доказательство вины может обойтись компании намного дороже, чем понесенный ущерб.

    Основные правила проведения служебных расследований

    В зависимости от размеров нанесенного ущерба и характера мошенничества руководитель компании принимает решение о создании специальной комиссии по расследованию либо дает поручение конкретному структурному подразделению — КРУ, бухгалтерии, СБ провести расследование самостоятельно.

    Комиссия создается на основании приказа по компании, в котором указывается цель ее деятельности, состав, функции членов комиссии, определяется алгоритм проведения служебного расследования (табл. 1). При необходимости комиссия готовит план мероприятий. В приказе следует отразить права членов комиссии: требовать от причастных к расследованию сотрудников объяснений (в том числе письменных); снимать копии документов, относящихся к материалам дела; привлекать к работе комиссии консультантов, экспертов из числа специалистов компании и т. п.

    Табл. 1. Алгоритм проведения служебного расследования

    При расследовании преступлений, связанных с мошенничеством, хищением, нарушением режима охраны объекта, утечкой конфиденциальной информации, разглашением коммерческой тайны и т. п., руководителем комиссии обычно назначается начальник СБ. Он координирует работу членов комиссии, определяет методы проведения расследования и отвечает за действия сотрудников, принимающих в нем участие.

    В процессе расследования инцидента со стороны влиятельных в компании людей нередко делаются попытки оказать давление на членов комиссии или сотрудников СБ. К этому нужно быть готовым: о подобных случаях необходимо немедленно информировать руководителя комиссии (группы расследования), а через него — топ-менеджера компании, санкционировавшего разбирательство.

    Информацию о ходе расследования руководитель комиссии предоставляет ответственным лицам, круг которых определен установленным в компании регламентом о порядке проведения служебного расследования.

    Современные мошенники работают очень «грамотно»: все меньше становится схем с грубыми подделками документов, открытыми хищениями и т. п. Крупные аферисты совершают преступления, строго соблюдая букву закона: их договоры и контракты отвечают всем нормам права. К психологическому давлению и обращению «жертвы» в правоохранительные органы мошенники также готовы

    В соответствии с законодательством Украины пресечение противоправных действий входит в компетенцию правоохранительных органов. Поэтому при проведении сотрудниками СБ служебных расследований неизбежно встает вопрос о взаимодействии с правоохранительными органами. Это важный аспект работы СБ частных предприятий. Однако необходимо отметить, что органы МВД неохотно берутся за дела такого рода, им представленные. При изучении материалов милиция нередко ссылается на отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела, но, даже если уголовное дело возбуждено, основная работа по сбору доказательств, обеспечению следствия транспортом, бензином, связью и т. п. все равно ложится на компанию.

    В любом случае решение о целесообразности вовлечения правоохранительных органов в расследование инцидента принимает руководство компании. Это зависит от многих условий:

    размеров нанесенного ущерба;

    возможности предоставить для следствия убедительные доказательства совершения правонарушения;

    принятой в компании политики в отношении штрафов и наказаний;

    возможности возмещения ущерба;

    готовности компании предоставить в распоряжение правоохранительных органов конфиденциальную информацию.

    Тактика расследования

    В начале любого расследования у СБ есть только предположения (версии) о причинах происшедших событий, основанные на первичных фактах, документах, объяснительных записках и т. п. Эти версии носят скорее интуитивный характер.

    При проверке полученных материалов СБ может использовать различные тактики — открытую, оперативную или смешанную. Если расследование санкционировано руководством компании, то основная часть мероприятий проводится открыто (при этом оперативные действия тоже не исключаются). Если же данные, свидетельствующие о нарушениях, получены оперативным путем, то материалы проверяются также с помощью оперативных мероприятий (открыто их можно проверять только после легализации информации о происшествии).

    На первом этапе расследования следует собрать максимально полную информацию, подтверждающую мошеннические действия: факты, документы, улики, свидетельские показания. Если нет необходимости (или возможности) отстранить проверяемых лиц от исполнения служебных обязанностей, нужно организовать тщательный постоянный контроль их деятельности (конечно, при этом важно не насторожить проверяемых сотрудников). При работе с материалами, относящимися к служебному расследованию, следует соблюдать осторожность — это строго конфиденциальная информация.

    Комиссия проводит глубокий анализ происшествия, выявляет вызвавшие его причины, устанавливает всех причастных (прямо или косвенно) лиц. В ходе изучения вопроса о причастности к мошенничеству конкретных лиц (непосредственно совершивших правонарушение или ему способствовавших) предварительное изучение полученных материалов проводится по следующей схеме (табл. 2):

    Табл. 2. Схема предварительного изучения материалов служебного расследования

    Если мошенническая сделка проводится «под прикрытием» юридического лица, необходимо:

    установить факт и обстоятельства совершения преступления, выявить приемы, средства и способы мошенничества;

    собрать сведения о компании, от имени которой действовали мошенники (данные о руководителях, учредителях, банковские реквизиты и пр.);

    собрать все представленные мошенниками документы, явившиеся основанием для заключения сделки;

    собрать товарораспорядительные документы, переданные мошенникам, с указанием количества продукции, ассортимента, цен, данных о переводе денежных средств;

    исследовать (своими силами или с привлечением сторонних специалистов) документы на предмет их подлинности;

    установить настоящих владельцев паспортов, доверенностей, которыми пользовались мошенники, действуя под чужими именами;

    определить размер причиненного ущерба;

    установить: возможные места хранения похищенного имущества (склады, гаражи и т. п.), расчетные счета банков, на которые осуществлялись переводы денежных средств, а также места хранения собственного имущества мошенников для принятия мер по возмещению причиненного ущерба;

    подготовить и передать собранную информацию в хозяйственный суд, а если имеются правовые основания, — подать в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела против руководителя мошеннической компании;

    оказать помощь следственным органам в поисках похищенного имущества, денежных средств и пр.

    При подтверждении первичной версии происшедшего материалами, полученными в ходе проверки, необходимо определить степень вины конкретных лиц, принимавших участие, способствовавших мошеннической сделке либо не предотвративших ее. Для этого члены комиссии анализируют всю собранную информацию, включая свидетельские показания и объяснения сотрудников, подозреваемых в мошенничестве (для проведения беседы с ними лучше заранее подготовить перечень конкретных вопросов).

    На основе собранного фактического материала и данных, полученных (подтвержденных) в результате проведения бесед, комиссия готовит мотивированное заключение.

    По окончании служебного расследования, после вынесения мотивированного заключения и утверждения его руководителем компании, комиссия сосредотачивается на проблеме возмещения виновником нанесенного компании ущерба. Этот вопрос в обязательном порядке обсуждается с юристами.

    Если ущерб причинен физическим лицом — сотрудником компании, то в соответствии со ст. 130, ст. ст. 132–133 КЗОТ этот работник несет ответственность за противоправные действия по отношению к имуществу работодателя в пределах среднемесячного оклада. Возместить большую сумму ущерба работодатель вправе потребовать в следующих случаях:

    при наличии правильно оформленного договора о полной материальной ответственности (ст. ст. 134–135 3 КЗОТ);

    при личном согласии сотрудника (во избежание судебных разбирательств, наказания и публичной огласки человек может подписать признание и согласиться на возмещение ущерба; в таком случае необходимые документы должны быть оформлены с учетом всех требований законодательства, чтобы сотрудник впоследствии не смог отказаться от своих показаний);

    при вынесении судебного решения.

    При наличии веских оснований работник может быть уволен в соответствии со ст. 41 КЗоТ Украины — еще до обращения работодателя в правоохранительные органы.

    Если ущерб компании причинен юридическим лицом, то его возмещение возможно на основании:

    согласия руководства компании (с юридически оформленными обязательствами);

    судебного решения.

    Пример проведения служебного расследования

    После проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности компании Т, входящей в холдинг М, генеральному директору холдинга стало известно о том, что руководитель компании Т превысил свои служебные полномочия. Согласно уставу компании директор может принимать самостоятельное решение в отношении расходования сумм до 20 тыс. грн., но он сделал предоплату за пользование офисным помещением в размере 80 тыс. грн.

    Генеральный директор холдинга приказал провести служебное расследование, привлечь к материальной ответственности виновных должностных лиц и принять решение об их служебном несоответствии.

    В компании была создана служебная комиссия. Собранные ею материалы подтвердили выводы ревизии о злоупотреблениях при аренде офиса. Для получения более полных данных причастным к инциденту лицам был представлен перечень вопросов:

    1. Укажите причины аренды офиса.
    2. Укажите причины заключения договора аренды именно с компанией К? (NB. Как стало известно из материалов проверки, директор Т являлся учредителем К). Знакомы ли вы с учредителями этой компании, ее руководителем; знаете ли о цели ее создания, о видах деятельности, которые она осуществляет?
    3. Укажите, на каких условиях был заключен договор аренды:
    • стоимость 1 кв. м площади;
    • размер арендованной площади;
    • количество людей, официально работающих в арендуемом офисе.
  • С кем из учредителей, членов наблюдательного совета или руководителей холдинга оговаривались условия аренды офиса?

    После получения материалов, подтверждающих превышения служебных полномочий и личную заинтересованность директор Т. был уволен, а в дальнейшем от него потребовали частично возместить нанесенный им ущерб.

    Для повышения эффективности действий по возмещению ущерба можно попробовать оказать на мошенника психологическое воздействие (встречи, беседы, предоставление доказательств его вины). При этом необходимо аккуратно дозировать давление и действовать строго в рамках закона.

    После установления причин и конкретных виновников мошенничества руководители компании часто сталкиваются с вопросом: как поступить в отношении провинившихся сотрудников — оставить работать в компании в надежде, что они перевоспитаются, или уволить? Универсального ответа не существует, все зависит от размеров нанесенного материального и морального ущерба и от политики компании по отношению к правонарушениям. В любом случае к людям нужно подходить индивидуально.

    Если размеры ущерба велики, а мошенник действовал сознательно, преднамеренно и хладнокровно, и при этом отрицает свою вину, пытается «выйти сухим из воды», то такого сотрудника, конечно же, необходимо не только уволить, но и строго наказать. Огласка случившегося будет хорошим уроком для всех работников компании.

    В случае, когда имели место мелкие хищения, получение «откатов» от поставщиков и т. п., можно попробовать для первого раза ограничиться дисциплинарными наказаниями и провести профилактические мероприятия. Искренне раскаявшиеся сотрудники, сумевшие в дальнейшем изменить свое поведение и искупить проступок безупречной деятельностью, могут остаться в коллективе. С теми же, кто на финансах компании организовал свой «маленький бизнес», необходимо расставаться как можно быстрее (эта «болезнь» заразна). Если уволить такого человека невозможно, то нужно организовать жесткий контроль за его деятельностью.

    Вопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный воспитательный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия.

    Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, члены комиссии разрабатывают мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем и подают их на рассмотрение руководителю компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают:

    организацию эффективного финансового и административного контроля;

    совершенствование системы безопасности компании;

    оздоровление кадровой политики;

    усиление внутриобъектного режима;

    улучшение технологических процессов;

    обучение персонала распознаванию признаков мошенничества;

    повышение профессиональной подготовки сотрудников СБ;

    формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.

    Комплекс подобных мер позволит предупредить случаи мошенничества или уменьшить возможный ущерб компании.
    ___________
    * Относимость доказательств — признак, указывающий на наличие искомой связи между доказательственной информацией и обстоятельствами, подлежащими доказанию.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

    В зависимости от размеров нанесенного ущерба и характера мошенничества руководитель компании принимает решение о создании специальной комиссии по расследованию либо дает поручение конкретному структурному подразделению КРУ, бухгалтерии, СБ провести расследование самостоятельно.

    Талон уведомление из полиции проверить онлайн

    На полицию возлагаются следующие обязанности: выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; Оплатить ответ Продолжить диалог С уважением, юрисконсульт Хабаров С. Как написать заявление в полицию о краже авто? П.

      Уважаемый Эдуард Викторович, г. Москва ! Если вы обращались в Полицию с Заявлением то в этом случае данному Обращению обязательно должен быть присвоен №, а заявителю должен быть выдан на руки талон с номером Обращения.

    Почта отправляется мешками, часто реестр составляется формально и никем не проверяется. В этой связи, необходимо самостоятельно прийти в полицию и потребовать предоставить Вам уведомление и заверенную копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в целях ознакомления и возможности его обжалования. Для убедительности Ваших требований, перед посещением полиции подготовьте соответствующее заявление (запрос) в 2-х экземплярах на имя начальника подразделения, и, в случае отказа сотрудников полиции в выдаче вышеуказанных копий, зарегистрируйте Ваш запрос в канцелярии полиции.
    В процессе телефонного разговора вы поймете, изучил ли ваше заявление работник полиции, есть ли у него план действий и чем конкретно вы можете помочь при проверке.

    Защита при полицейских проверках.

    Итоги служебного расследования

    Результат рассмотрения проступка работника является внутренним решением предприятия. Это важный момент, поскольку в этом случае никаких юридических последствий для сотрудника как для гражданина не наступает. Решается судьба работника, но не более того. Только при передаче материалов государственным органам, если причинен тяжкий вред в результате проступка, человек может быть подвержен более серьезным мерам воздействия.

    По итогу комиссия, проводящая расследования, может уволить сотрудника, вынести предупреждение или выговор. Это общий перечень взысканий по закону. Кроме того, может быть принято решение о продлении служебного расследования, хоть Трудовой кодекс РФ на этот счет никаких правил и не устанавливает.

    Это общий перечень взысканий по закону.

    Акт служебного расследования

    Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.

    Наличие такого документа в случае судебных тяжб с работником или проведения проверки по жалобе в трудовую инспекцию позволит доказать соблюдение требований ст. 192-193 Трудового кодекса РФ. А это значит, что есть определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования и подготовке соответствующего акта. О них мы и расскажем в этой статье. При наличии затруднений можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

    Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.

    Акт служебного расследования

    При наличии затруднений можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

    Расследование инцидентов ИБ in the wild: неожиданные источники информации

    О расследовании компьютерных инцидентов, или Digital Forensics, уже много всего написано, есть много готового аппаратного и программного инструментария, основные артефакты операционных систем хорошо известны и описаны в пособиях, книгах и статьях. Казалось бы, что тут сложного – читай мануал и находи требуемое. Но встречаются технически сложные случаи, когда анализ тех самых общеизвестных артефактов не дает достаточной информации для восстановления хронологии событий. Как быть в такой ситуации? Разбираем на реальных примерах наших расследований.

    Почему вообще возникает недостаток основных артефактов? Причин может быть несколько:

    1. Инфраструктура не подготовлена подобающим образом для полноценного мониторинга и реагирования на события (об этом мы писали тут)
    2. Злоумышленник заметает следы, удаляя или модифицируя некоторые артефакты (он ведь тоже читает книги и статьи про Digital Forensic)
    3. Некоторые артефакты затерты системой, если с момента инцидента прошло достаточно времени (примеры – ротация журналов событий, затирание MFT-записей).

    Таким образом, если инфраструктура большая и разнообразная, инцидент развивался продолжительное время, а злоумышленник – «тертый калач», необходимы дополнительные источники информации, чтобы раскрыть все его действия и восстановить хронологию событий.

    В зависимости от ситуации на помощь могут прийти SIEM-системы, анализ сетевых потоков Netflow или сырого трафика (хотя в реальности в 90% случаев эта возможность отсутствует), а также необычные артефакты, которые относятся к какому-либо стороннему ПО, по стечению обстоятельств оказавшемуся в инфраструктуре заказчика.

    Именно на последнем типе артефактов мы и остановимся.

    Разбираем на реальных примерах наших расследований.

  • Добавить комментарий