Права при сносе аварийного жилья

Предоставление компенсации собственнику

Получить новое жилье может только собственник квартиры, который не имеет альтернативной жилплощади в собственности. Лица, которые владеют другими квартирами, могут только получить компенсацию.

Компенсация рассчитывается в соответствии с рыночной стоимости жилья, которым владел гражданин, в аварийном доме.

Важно! Наниматель не имеет права на компенсацию.

Если объект находился в долевой собственности, то средства перечисляются на счета владельцев в соответствии с их долями в праве собственности. Если одним из владельцев является несовершеннолетним, то компенсация также зачисляется на его личный счет.

Перечисление денежных средств возможно только в безналичном порядке.

затраты на переезд;.

Социальное жилье

Если аварийным признано муниципальное жилье, в котором люди проживали на основании договора социальной аренды, они не имеют возможности выбирать – им выдадут только схожую (равнозначную) квартиру, в которой эти лица получат право проживать на основании нового договора социальной аренды. Такие люди не получают право на компенсацию.

Доплата будет производиться практически по полной рыночной стоимости с небольшой скидкой в 10 и то, только до того момента, как площадь жилья превысит 100 кв.

Порядок расселения из подлежащего сносу жилья

В зависимости от того, на каких правах проживает гражданин в жилье, находящемся в аварийном здании, изменяется процедура и порядок действий для расселения.

Нанимателям муниципальных квартир в сносимых домах необходимо:

  1. Обратиться в муниципалитет с заявлением о включении их и членов их семьи в программу расселения.
  2. К поданному заявлению приобщить справку о составе семьи, справку из ЖЭКа с перечнем прописанных в квартире лиц.
  3. Дождаться рассмотрения заявления межведомственной комиссией и принятия решения по нему.
  4. В случае положительного решения, местные органы власти должны предоставить альтернативный вариант – жилое помещение с не меньшей площадью, чем то, в котором семья заявителя проживала ранее и со всеми благоустройствами (электричество, водопровод, туалет и т.д.).
  5. Если решение обычно выносится в среднем спустя две-три недели после подачи заявления, то квартиру семья может получить с существенной задержкой.
  6. Когда квартира получена, необходимо ее осмотреть в присутствии уполномоченных лиц и в установленном порядке составить акт приема-передачи.

Если собственника приватизированного жилья не устроил ни один предложенный муниципальными властями вариант или по каким-то субъективным причинам он может потребовать денежной компенсации. Процедура заключается в следующем:

  1. Пишется заявление на имя главы местной администрации с изъявленным в нем желанием о получении компенсации.
  2. Подождать принятия решения комиссией (пять рабочих дней).
  3. Заключается договор о передаче прав собственности на аварийное жилье на баланс местной администрации.
  4. Собственник обязан съехать с семьей из квартиры и этот факт должен быть зафиксирован соответствующим актом, составленным уполномоченным представителем местных органов власти, присутствовавшим при выезде бывшего хозяина и его семейства.
  5. После выселения из квартиры, бывший ее владелец должен в администрацию представить собственные расчеты, которые включают рыночную стоимость жилья, определенную независимыми экспертами, а также остальные расходы, понесенные в результате выселения (временный съем жилья, расходы на переезд и др.). Все расходы должны быть подтверждены документально (чеки, квитанции, счета).
  6. Далее администрация осуществляет перевод денежных средств в размере выкупной цены на банковский счет бывшего собственника аварийного жилья.

свидетельство о праве собственности для хозяев приватизированного жилья ;.

Закон

Самая главная проблема, касающаяся такой процедуры, как снос непригодного строения, имеющего определение как ветхое (аварийное), заключается в том, что никакие федеральные акты и положения ЖК РФ не регламентируют сроки предоставления новой квартиры. Как правило это связано с тем, что на балансе города зачастую не хватает свободной недвижимости. Тем не менее, рано или поздно жилье будет выделено, и как показывает практика, чаще всего оно располагается в новостройках класса эконом на окраинах городов.

Закон о сносе ветхого жилья устанавливает, что первоочередным правом на предоставление жилья при сносе обладают льготные категории граждан, а те люди, которые не принадлежат ни к одной из категории льготников, будут получать квартиры в порядке установленной очередности.

Вопросам сноса посвящено несколько нормативных актов, а также ряд положений в действующем ЖК РФ. В частности, ст. 86 определяет, что несмотря на требования об улучшении жилищных условий, предоставленная недвижимость не обязательно должна обладать более высокими качественными характеристиками.

Вопросам сноса посвящено несколько нормативных актов, а также ряд положений в действующем ЖК РФ.

В каком порядке осуществляют снос зданий

Если жилое помещение попало в разряд подлежащих сносу по принятому комиссией решению после обращения граждан или в рамках запланированных мероприятий, в соответствии с региональной программой расселения из аварийного жилья, прежде всего людей должны обеспечить жильем. Жильцов переселяют в новые квартиры, причем необязательно в новостройках, это могут быть жилые помещения вторичного жилого фонда, либо выплачивают денежную компенсацию на приобретение жилья.

Однако происходит все не так быстро, как хотелось бы. Признанные аварийными жилые помещения включаются в региональные адресные программы, то есть, проще говоря, ставят в очередь на снос (которая, как показывает практика, может длиться годами). Исключением являются дома, жильцов которых требуется расселить в срочном порядке. Печальный пример можно привести – когда в канун 2019 года в Магнитогорске обрушился из-за взрыва газа целый подъезд и люди остались без крова над головой. За снос многоквартирных аварийных домов отвечают региональные власти, поскольку даже при выселении жильцов они продолжают нести опасность обрушений и причинения вреда здоровью и жизни случайно проходивших рядом людей, находящимся поблизости коммуникациям.

Проводится конкурс на проведение соответствующих работ.После выбора исполнителя демонтажа здания, утверждаются методы, сроки и планы. Предварительно извлекают коммуникации, пригодные к дальнейшей эксплуатации. Например, можно наблюдать, как вначале изымают стеклопакеты, затем переходят к обрушению строительной конструкции, не забывая вывозить мусор. На практике все гораздо прозаичнее.

Признанные аварийными жилые помещения включаются в региональные адресные программы, то есть, проще говоря, ставят в очередь на снос которая, как показывает практика, может длиться годами.

Порядок расселения и предоставления жилья жителям при сносе многоквартирного или частного дома в 2020 году

Жилой фонд страны постоянно обновляется, а потому снос частного дома или городской многоэтажки – не редкость. Порядок выселения из ветхого здания одинаков и для собственников квартир, и для граждан, получивших квадратные метры по договору социального найма. Порядок предоставления новой недвижимости, соответствующей современным стандартам качества и комфорта, прописывается на региональном и местном уровне.

Жилой фонд страны постоянно обновляется, а потому снос частного дома или городской многоэтажки не редкость.

Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья

Случаи, когда подлежащий сносу дом после долгих лет ожидания наконец начинают расселять, отнюдь не редки в наше время. Стройки и реконструкции идут по всей России, программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются повсеместно.

Казалось бы, проживающие в аварийных или ветхих домах собственники должны радоваться предстоящей возможности въехать в новую, комфортную и отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Однако на практике ситуация не столь позитивна. Злоупотребления или нарушения прав собственников случаются довольно часто, причем не только со стороны частных инвесторов, заинтересованных как можно быстрее и дешевле расселить подлежащий сносу дом, но и со стороны государственных или муниципальных органов, которые умышленно или вследствие некомпетентности ответственных лиц допускают нарушение прав отселяемых собственников жилых помещений.

Ущемленные в своих правах собственники жилых помещений далеко не всегда затевают судебные тяжбы. Большинство предпочитает довольствоваться имеющимся, соглашаясь на те варианты решения ситуации – квартиру или деньги – которые были им изначально предложены, даже если такие варианты явно не соответствуют ни правовым нормам, ни их собственным ожиданиям. Но тем, кто обращается в суд за защитой, с успехом удается отстоять свои права.

Читайте также:  Аудиторская деятельность

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые случаи нарушений прав собственников жилых помещений, отселяемых из ветхих, подлежащих сносу домов, рассмотренные судами общей юрисдикции.

Так, например, 03.07.2012 Падунским районным судом города Братска (Иркутская область) в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело № 2-765/2012 по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011г. № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где ответчику – К.С.П., проживающему в квартире общей площадью 35,8 кв. м., – предоставлено жилое помещение общей площадью 36,26 кв. м. Однако ответчик переселяться в предоставляемое ему жилое помещение отказывается.

Согласно представленному оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» отчету № 11-622/4 от 29.08.2011 стоимость объекта оценки определена в размере (. ) рублей. К.С.П. было предложено выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по цене (. ) рублей, однако на письмо от 15.12.2011 К.С.П. не ответил.

Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П. на эту квартиру.

В ходе судебного заседания выяснилось, что в 2005 году ответчик приобрел двухкомнатную квартиру и сделал в ней хороший ремонт, никакой информации о том, что дом подлежит сносу и признан аварийным в учреждении юстиции не содержалось. В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть. Когда ответчик отказался переселяться в квартиру, которую он даже не видел, ему предложили выкупную цену за его квартиру. С предложенной выкупной ценой и рыночной оценкой квартиры, проведенной оценочной компанией ООО «Зеленый мыс», К.С.П. не согласился, так как оценка была произведена без фактического осмотра квартиры и не соответствовала текущим рыночным ценам.

При рассмотрении дела суд учел нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и при вынесении решения, в частности, указал, что:

  • нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
  • собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
  • соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры,предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

При этом, исходя из положений части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

И, поскольку судом были выявлены нарушения вышеописанной процедуры администрацией города Братска, а именно: к собственникам жилых помещений не предъявлялось требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, не принималось решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у их собственников, – суд отказал в иске комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

Как мы видим из рассмотренного примера, права собственника при расселении грубо нарушались: собственнику не дали осмотреть предлагаемую квартиру, рыночная оценка его квартиры была проведена без фактического осмотра, в выкупную цены квартиры не были включены убытки и расходы собственника, предусмотренные статьей 34 Жилищного кодекса РФ.

Однако суду достаточно и одних только формальных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, что говорит о том, что даже если рыночная цена квартира и была установлена правильно, факт нарушения процедуры по изъятию жилого помещения является достаточным самостоятельным основанием для вынесения решения в защиту прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Рассмотрим другой пример из судебной практики. Здесь истцами выступили сами собственники жилых помещений, посчитавшие, что их права были нарушены действиями расселяющего лица – органа местного самоуправления.

Щербинским районным судом Белгородской области 27.07.2014 было вынесено решение по гражданскому делу № 2- 893 /2014 по иску граждан Т. о признании незаконным возложения обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного и изымаемого жилых помещений.

Как следует из материалов дела, истцам на основании договора мены принадлежала на праве собственности в равных долях однокомнатная квартира площадью (…) кв. м.

Главой администрации издано постановление «О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которому на основании Жилищного кодекса РФ, постановления правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемого указанного жилого помещения истцам предоставлена другая квартира площадью (…) кв. м.

Квартира была передана истцам по акту приема-передачи, после чего в их адрес было направлено уведомление о необходимости оплаты стоимости превышения площади предоставленного жилого помещения в сумме (. ) рублей, с разъяснением о том, что в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, граждан переселяют из расчета: один кв. м ветхого жилья равен одному кв. м предоставленного, превышение определяется из расчета (. ) рублей за (. ) кв. м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.

Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.

Однако судом было установлено, что вышеуказанное постановление правительства Белгородской области на самом деле содержит нормы, предусматривающие финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством.

При вынесении решения суд принял во внимание нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие два способа обеспечения жилищных прав:

  • жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (пункт 1);
  • собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8), и такая сделка возможна только по соглашению с собственником жилого помещения.

Обязанность же по оплате разницы в стоимости жилья не возложена на собственника ни положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, ни федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, ни постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год».

То есть собственника не могут обязать доплачивать какие-либо суммы при переселении, и возложение на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого являлось незаконным.

Помимо этого, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующей на момент предоставления истцам жилого помещения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Норма предоставления жилых помещений для населенного пункта (района), где происходило отселение, оказалась менее площади квартиры, переданной Т.

Как мы видим, доводы администрации не только не основывались на законе, но и противоречили как муниципальному, так и федеральному законодательству.

Решением суда требования граждан Т. были удовлетворены в полном объеме.

Исследованные примеры показывают, что права собственника при изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ему имущества, гарантированные Конституцией, гражданским и жилищным законодательством РФ, являются приоритетными при рассмотрении судами гражданских исков по спорам, связанным с таким изъятием. Суды при рассмотрении таких дел тщательно исследуют, была ли соблюдена процедура предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, достигнуто ли с собственником соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого, не нарушены ли права собственника другими действиями со стороны государственного органа или органа местного самоуправления.

Читайте также:  Как получить вид на жительство в Португалии

Любое нарушение вышеуказанной процедуры и/или правовых норм влечет за собой отказ в удовлетворении требований, нарушающих права собственника, или признание незаконными действий, нарушающих такие права.

В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть.

Аварийное и ветхое жилье

В основном, сносят те здания, которые не удовлетворяют нормативам безопасности, это аварийные и изношенные дома. Срока, после которого сооружения признают негодными к проживанию, не существует, Жилищный кодекс никаких подобных указаний не содержит. Все зависит от индивидуальных характеристик дома и места, где он построен. К примеру, в столице можно наблюдать жилье, возведенное в позапрошлом веке, которое сохранилось намного лучше, чем построенные сравнительно недавно хрущевки.

Причины и условия, по которым здания признают негодными для жизни различны. Основные из них таковы:

  • постоянное воздействие природных катаклизмов;
  • пожары и техногенные аварии;
  • старение зданий;
  • жилье расположено в зоне воздействия неблагоприятных условий (шум, электромагнитное поле и т. д.).

После признания дома аварийным специальной комиссией органы управления выполняют следующий порядок действий:

  • выносят решение о сносе аварийных домов;
  • информируют об этом средства массовой информации;
  • публикуют объявления на городских порталах.

Сносить здание можно только спустя 12 месяцев после уведомления жителей. Когда состояние сооружения вызывает опасения в том, что оно рухнет или причинит другой вред людям, то его выселяют без очереди.

выносят решение о сносе аварийных домов;.

Если жилье неприватизированное

Выбор ограничен, если граждане живут в квартире по договору соц найма с администрацией города. Неприватизированное жилье числится на балансе муниципалитета. Поэтому, согласно ст. 86—87 ЖК РФ, администрация города расторгает договор соц найма с нанимателем такой квартиры. Одновременно с ним из аварийного дома выселяют и членов его семьи.

Выселяемым предлагают только один вариант – переселение в другое муниципальное жилье. Ни о каком выкупе речи не идет.

Выходом из ситуации может стать приватизация аварийного жилья — но здесь нужно помнить о сложностях и ограничениях.

Особенности процедуры в отдельных регионах могут изменять текущий порядок.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них – иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, – выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить “равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение”.

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле “имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений”. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен “подлежащего изъятию для муниципальных нужд” квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет “без дополнительной платы”. Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого “допускается только по соглашению с органом местного самоуправления”. А такое соглашение “достигнуто не было”, так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее – в случае, когда собственник жилья в аварийном доме “не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме”.

Читайте также:  Телефон горячей линии Пенсионного Фонда г. Евпатория

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано – принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой – наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав “в виде предоставления другого жилья в собственность”.

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации – принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” у местной администрации “имеется обязанность” предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они “подлежали применению”.

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды “ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла”.

А такое соглашение достигнуто не было , так как гражданка от предложенного помещения отказалась.

Сроки и порядок переезда

После того, как межведомственная комиссия закончила свою работу и приняла решение о признании дома аварийным или ветхим, муниципальные власти издают распоряжение о внесении дома в очередь на снос. Сама же очередь формируется в каждом отдельно взятом регионе.

С этого момента уполномоченные органы занимаются поиском для жильцов соответствующего жилья и их переселением. На это может уйти как несколько месяцев, так и несколько лет, в зависимости от расторопности чиновников, состояния дома (приоритетности) и наличию на рынке недвижимости или в резерве жилищного фонда соответствующего нормам жилья.

Узнайте у нас как снимать квартиру через агентство правильно и без проблем в дальнейшем.

Выписка из домовой книги — зачем она нужна и где ее можно взять? Узнайте об этом в нашей статье!

Пожизненная рента квартиры отлично описана в нашем материале по ссылке!

На практике у них больше шансов получить новое и более презентабельное жилье, если они не будут приватизировать квартиру.

Использование финансовых средств

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Нормативная база

Законодательство РФ призвано обеспечить безопасное проживание граждан. Основной правовой акт — Жилищный кодекс РФ.На его основании разработаны программы, нормативные акты, постановления для устранения проблемы расселения аварийного жилого фонда.

Переселение из опасного жилья регламентирует постановление Правительства об утверждении Положения о признании жилья непригодным для проживания № 47 от 28.01.2006 и закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» № 185-ФЗ от 21.07.2007

В жилищном праве выселение подразумевает принудительное освобождение жилья по решению суда или по закону лицами, не имеющими права проживать на занимаемой площади либо проживающими в домах, которые могут обвалиться.

Советы юриста

Нашей семье предлагают для расселения вторичное жилье. Законно ли это?

Если в городе нет нового дома для переселения граждан из сносимого района, то им могут предложить вторичное жилье. Однако вторичное жилье не должно быть старше 1980 года постройки, соответствовать всем санитарно-нормативным требованиям, быть благоустроенным, и площадь не должна быть меньше той, которая была в аварийном доме. Из плюсов можно выделить то, что такие дома находятся в центре больших городов, а новостройки строят на окраинах. Если вы не хотите этого, можете направить иск о защите своих прав в районный суд.

Ранее наша семья проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 58 м2. По программе расселения предоставляют квартиру с меньшим количеством комнат и с площадью 72 м2. Можно ли рассчитывать на трехкомнатную в новостройке?

При расселении учитывается площадь в ранее занимаемой квартире. Количество комнат не рассматривается. Если жильцу не нравится квартира, предлагаемая для расселения, он может отказаться от нее и получить выкупную цену, равную рыночной стоимости. В данном случае выгода переезда в новый дом с большей площадью очевидна.

По программе расселения предоставляют квартиру с меньшим количеством комнат и с площадью 72 м2.

Последовательность действий по признанию дома аварийным

Прежде чем будет вынесено решение о том, что дом подлежит сносу, необходимо пройти процедуру признания жилого помещения непригодным для проживания, иными словами — включить его в список аварийных строений.

Предпринимаются следующие шаги:

  1. Хозяин квартиры вправе единолично обратиться в администрацию с просьбой о признании дома аварийным. Подается заявление, написанное в произвольной форме, через приемную канцелярию с обязательной регистрацией или через портал Госуслуг.
  2. На основании заявления формируется межведомственная жилищная комиссия с представителями всех заинтересованных служб, которая на месте исследует степень износа и техническое состояние дома. По результатам обследования составляется акт.
  3. Если решение положительное, то дом признается аварийным, а собственников квартир ставят в очередь на расселение, либо на получение компенсации за снос жилья.

Чтобы процедура не затягивалась, важно жильцам квартир действовать коллегиально, так как к заявлению необходимо приложить пакет документов, в частности, нотариально заверенную копию свидетельства о праве собственности от каждого правообладателя.

Согласно нормативным актам в Жилищном и Гражданском Кодексе РФ компенсация в доме под снос такой собственности, как приватизированная квартира, проводится на возмездной основе ст.

Добавить комментарий