Объекты авторского права

Объекты авторского права

Сегодня в статье мы рассмотрим, какие результаты интеллектуальной деятельности являются объектами авторского права, в чем их особенности. Также мы выясним, какие объекты охране по Гражданскому кодексу РФ не подлежат.

Следовательно, в России нет реестров произведений, и не выдается никаких свидетельств и патентов на произведения.

Объекты авторского права

В соответствии со ст. 1259 ГК РФ, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

К объектам авторских прав также относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не являются объектами авторских прав:

1) идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

2) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

3) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

4) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

5) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Передача имущественных прав может осуществляться на основе договора о передаче исключительных прав на произведение или на основе лицензионного договора (ст. 1285, 1286 ГК РФ).

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

По лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

Договор может быть возмездным или безвозмездным. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Вознаграждение может выплачиваться в форме

– фиксированных разовых платежей,

– фиксированных периодических платежей,

– процентных отчислений от дохода (выручки),

  1. Субъекты и объекты патентных прав. Порядок выдачи патента. Права патентообладателей.

Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1353 ГК РФ).

Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам (ст. 1349 ГК РФ).

Не могут быть объектами патентных прав:

1) способы клонирования человека;

2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

4) иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Изобретением является техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является:

1) новым

Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники.

2) имеет изобретательский уровень

Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

3) промышленно применимым

Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.

Не являются изобретениями открытия; научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ; решения, заключающиеся только в представлении информации.

Полезной моделью является техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является:

1) новой

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.

2) промышленно применимой

Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.

Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является:

1) новым

Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

2) оригинальным

Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право

Исключительное право заключается в праве использования изобретения, полезной модели или промышленного образца любым не противоречащим закону способом (исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец).

Патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

2) право авторства

Право авторства, то есть право признаваться автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и при предоставлении другому лицу права его использования. Отказ от этого права ничтожен.

3) Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1357 ГК РФ)

Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в том числе по трудовому договору. Договор об отчуждении права на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.

В качестве автора изобретения, полезной модели или промышленного образца выступает гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Изобретение, полезная модель, промышленный образец могут быть создано в соавторстве (совместным трудом нескольких граждан). Каждый из соавторов вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется авторами совместно. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом. Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору). Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное (ст. 1370 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и при условии соблюдения требований, установленных ГК РФ, составляет:

двадцать лет – для изобретений;

десять лет – для полезных моделей;

пятнадцать лет – для промышленных образцов.

Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования). Право преждепользования может быть передано другому лицу только вместе с предприятием, на котором имело место использование тождественного решения или были сделаны необходимые к этому приготовления.

По договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права (приобретателю патента).

Патентообладатель вправе распорядиться исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец путем заключения:

А) Договора об отчуждении исключительного права.

По договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права (приобретателю патента).

Б) Лицензионного договора

По лицензионному договору одна сторона – патентообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) удостоверенное патентом право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в установленных договором пределах.

Патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о возможности предоставления любому лицу права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (открытой лицензии).

Если изобретение или промышленный образец не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента, а полезная модель – в течение трех лет со дня выдачи патента, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке, любое лицо, желающее и готовое использовать такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели или промышленного образца. В исковом требовании это лицо должно указать предлагаемые им условия предоставления ему такой лицензии, в том числе объем использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, размер, порядок и сроки платежей (ст. 1362 ГК РФ).

Договор об отчуждении патента, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

  1. Договоры о распоряжении интеллектуальными правами: общая характеристика. Лицензионный договор, договор об уступке исключительного права.

Распоряжение исключительным правом возможно двумя способами:

· путем отчуждения права (заключения договора об отчуждении исключительного права)

· путем предоставления права использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах (заключения лицензионного договора).

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники.

Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

Читайте также:  Перечень автомобилей при лизинге с господдержкой

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

7 рассматриваемой статьи.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Однако в науке встречаются многочисленные высказывания о том, что любое произведение как результат творческой деятельности имеет свою форму и содержание, но правом охраняется только форма произведения, в том числе и музыкального , а также утверждения, что произведение имеет по существу две формы внешнюю, закрепленную на материальном носителе, и внутреннюю.

Sum IP

Объекты авторского права.

Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

изображение рисунок, эскиз, план, чертеж и т.

4. О контрафакте

Существенная переработка материала и или получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

3.1. Понятие, предмет, методы авторского права

Авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет авторского права — отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право сочетает в себе диспозитивно-императивные методы регулирования правоотношений.

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Статья 1259. Гражданского Кодекса РФ. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

В то же время их нельзя отнести к произведениям.

26. Объект и субъекты авторского права

26. Объект и субъекты авторского права.
Объекты авторского права (авторских прав).
Авторское право распространяется на все виды произведений науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами авторского права являются:
— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
— фотографические произведения и произведения, по лученные способами, аналогичными фотографии;
— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»).

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.
Виды объектов авторского права
•письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
•устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
• изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
•звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
• объёмно-пространственной (скульптура,
Субъекты авторских прав.
В Российской Федерации автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, до тех пор пока не будет доказано иное. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо? Содержание гражданской правоспособности не связано ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.
Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями[2]. Такими правообладателями могут быть:
• различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения[источник не указан 639 дней];
• работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя[источник не указан 639 дней];
• заказчики, в случае создания произведения по договору заказа[источник не указан 639 дней];
• наследники автора или иного обладателя авторского права
Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом

В Российской Федерации автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Объекты авторского права

Объектом авторского права является произведение.

Читайте также:  Образец заявления на отказ от алиментов получателем

Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (см. Статья 1259. Объекты авторских прав). Таким образом, законодательство не делает различий между высокохудожественными и “никудышными” произведениями.

Даже произведения, содержащие или представляющие собой призывы к осуществлению экстремистской деятельности или развязыванию войны, что предусматривает уголовную ответственность в соответствии со ст. 280 или ст. 354 Уголовного кодекса РФ, будут иметь авторско-правовую охрану, что не мешает их авторам быть привлеченными к уголовной ответственности в соответствии с указанными статьями.

Для авторского права главное, чтобы произведение существовало в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной или любой другой форме. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. Обнародование – это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает его доступным для ознакомления широкой публики.

Таким образом, произведение должно отвечать всего двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право защищает только форму как таковую, но никак не содержание. К примеру, автор написал роман, сюжет которого заключается в многолетнем противоборстве двух внеземных цивилизаций. Никто не может без разрешения автора копировать текст романа и распространять его, переводить и т.д., то есть защищается форма. Вместе с тем автор не может запретить другому лицу написать еще один роман о противоборстве двух внеземных цивилизаций, поскольку сюжет произведения относится к категории содержания или идеи, а они не охраняются авторским правом. Известно, что в искусстве существует приблизительно 120 различных сюжетов, и поэтому охранять сюжет означает монополизировать его, то есть ограничивать других лиц в его использовании. Интересен в этом отношении пример с романом о волшебнике Гарри Поттере. В России уже сравнительно давно появились его аналоги с такими главными героями, как Таня Гроттер или Ларин Петр.

Другой пример: в среде софтверных компаний на Западе какое-то время назад возникли споры относительно того, защищаются ли авторским правом форматы хранения данных. Компании-конкуренты, обеспечившие возможность импорта/экспорта данных, а также чтение форматов файлов программы-оригинала были обвинены в нарушении исключительных прав. Суды, однако, признали, что права на программу в данном случае не нарушаются, поскольку ни одна часть программы (то есть форма в виде фрагмента кода, набора конкретных данных и т.д.) не заимствуется, а используются лишь идеи и способы хранения данных, которые реализованы с помощью оригинальных программных модулей.

Какие произведения науки, литературы и искусства охраняются авторским правом? Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. В ст. 1259 содержит лишь примерный перечень.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Следует учитывать, что авторско-правовая охрана составным произведениям представляется в случае, если по подбору и расположению материалов они являются результатами творческой деятельности. Так, в большинстве случаев авторско-правовая охрана не предоставляется арифметическим таблицам, телефонным справочникам, картам вин, каталогам книг и цен и т.п.

В соответствии с кодексом составные и производные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают, однако авторское право на такие произведения возникает в случае, если учтены права авторов первоначальных произведений или произведений, которые они включают.

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 1261. Программы для ЭВМ

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Указание на то, что к объектам авторского права также относятся “другие произведения”, позволяет отнести к таковым даже те виды произведений, которые на момент разработки закона не были известны, а появились позже в результате технического прогресса. Вопрос об отнесении к тому или иному виду произведений флэш-анимации, сайтов в Интернете и т.п. еще может иметь место, но не вызывает сомнений, что в любом случае эти объекты охраняются авторским правом

Переводы, иные производные произведения.

Необычные объекты авторского права: разбираемся на конкретных примерах

Для начала следует разобраться, что означают данные понятия. Под макияжем понимается «искусство оформления лица с помощью косметических средств, красок, кремов, теней, а также само такое оформление[1]», под гримом — «искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок (грима) — пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др.[2]», а под татуировкой – «нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ[3]». История развития данных явлений насчитывает множество тысячелетий, и отношение к ним менялось от века к веку. Если раньше они имели определенные религиозные, обрядовые или же иные значения для людей, то в XXI веке, с развитием процессов глобализации, они используются повсеместно: как и в повседневном использовании (для украшения себя или же устранения изъянов), так и в коммерческих или художественных целях, как средство привлечения внимания к своей деятельности, мастерству или продукции.

Все эти явления очень распространены в современном мире. Однако возможна ли охрана таких объектов с помощью норм авторского права?

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ закреплено законодательное определение объектов авторских прав, которыми являются произведения науки, литературы и искусства не зависимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения. Однако для того, чтобы какой-то результат интеллектуальной деятельности был признан объектом авторских прав, необходимо, чтобы он отвечал критериям охраноспособности. К числу критериев признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав в литературе традиционно относят[4]:

1. Творческий характер труда. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Выражение произведения в объективной форме. Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

В ст. 1259 ГК РФ макияж, грим и татуировки как объекты авторского права отсутствует в общем перечне. Однако перечень является открытым. Встает вопрос, могут ли они быть признаны объектами авторского права?

Говоря о макияже и гриме в современной западной практике, ответ – да. Одним из первых дел считается дело Carell v. Shubert 2000[5]. Дело было связано со знаменитым бродвейским мюзиклом «Cats». Несмотря на то, что актеры постоянно менялись, грим наносился всегда одинаковым образом. В данном деле суд признал сценический макияж охраняемым авторским правом. Аналогичное решение принял суд в деле Paramount Pictures Corp. v. Axanar Prods., Inc. подтвердив наличие авторских прав на сценический макияж, используемый для актеров в сериале Star Trek[6], а именно клингонский макияж, заостренные уши и брови. Также необычная ситуация связана с гримом группы «KISS». Изначально им отказывали в правовой охране их сценического макияжа. Тем не менее, их адвокату удалось убедить ведомство в том, что их сценический макияж стал более узнаваем, чем сами исполнители. Как же он это сделал, спросите Вы? Адвокат группы «KISS» на одном из выступлений подсадил постороннего человека за ударную установку вместо настоящего ударника. Что же произошло, спросите Вы? Никто не заметил разницы, ведь перед подменой ему сделали такой же грим.

Читайте также:  Примерная форма договора авторского надзора

Таким образом, адвокату удалось убедить ведомство по патентам и товарным знакам США, а группе «KISS» удалось первыми зарегистрировать макияж в качестве товарного знака.

Тем не менее, многие крупные компании не доводят дело до суда, а решают такие споры достижением компромисса. Например, споры между визажистом Влада Хаггерти (@vladamua) и Kylie Cosmetics. Kylie Cosmetics дважды копировали идеи макияжа со страницы Влады для рекламы своей косметической продукции. Впервые Кайли скопировала макияж Влады в рекламной кампании для рождественской линейки #HolidayEdition by Kylie Cosmetics в 2016 году[8]. Фотографии были слишком похожи, чтобы назвать их простым совпадением: красные губы с эффектом омбре, золотой маникюр и золотая краска на пальцах рук, которые закрывают глаза.

Слева – автор макияжа VladaHuggerty, справа – фотография для рождественской линейки #HolidayEdition byKylieCosmetics[9]

Дело до суда не дошло, конфликт был разрешен мирно, а именно: Кайли опубликовала пост в Instagram, где призналась, что именно работа Влады вдохновила ее на создание данной фотографии для #HolidayEdition, указала авторство Влады и выплатила денежную компенсацию.

Второй случай связан со знаменитым макияжем Влады «Lip Drop» (стекающие губы), идею которого скопировали не только Kylie Cosmetics[10] в 2017 году, но и Make Up For Ever и Louis Vuitton[11] в своем лимитированном выпуске в 2018 году.

Сравнение деталей оригинального макияжа и картинки на упаковке в официальном аккаунте @vladamua[14] (для наглядности фрагменты макияжа выделены белым):

верхнее – «Lip Drop» by Vlada Haggerty; нижнее – Make Up for ever (MUFE)

В российской судебной практике существует лишь одно судебное решение, связанное с защитой авторского права на макияж. Данное дело рассматривалось в 2012 г. в Выборгском районном суде г. Санкт-Петербурга[16]. Стоит отметить, что до сих пор оно вызывает интерес, так как ранее таких прецедентов в России не было.

Фабула дела заключается в том, что один визажист (Дарья Петухова) под творческим псевдонимом неправомерно использовала (скопировала) креативный макияж другого визажиста (Alex No), которая также опубликовала работу под творческим псевдонимом, и выставила результат работ на своей странице в социальной сети, указав себя автором.

Слева – автор макияжа AlexNo(оригинал); справа – автор макияжа Дарья Петухова[17](плагат)

Alex No обратилась с иском в суд о защите авторского права, о признании себя автором макияжа, о запрещении использования макияжа, о компенсации за нарушение авторского права и о компенсации морального вреда. Однако ответчица возражала против иска, полагая что «так как произведение изобразительного искусства всегда мыслится как постоянно существующий объект, макияж является объектом неустойчивой формы и не обладает стабильностью во времени»[18]. По мнению Выборгского районного суда, доводы ответчицы несостоятельны, «учитывая, что признак нестабильности, неустойчивости формы является признаком объекта и не свидетельствует об отсутствии самого объекта защиты. Способ выражения идеи в виде выполнения макияжа не может служить основанием для вывода, что в данном случае авторское право защите не подлежит. Истица вправе избрать способ выражения идеи, исполнив его в устойчивой, не меняющейся форме, а также в форме макияжа. Во всех случаях авторское право подлежит защите. Идея истицы в виде образа получила реализацию в виде объективной формы выражения — макияже и соответственно, стала доступной для восприятия другими людьми»[19]. Суд признал произведение в виде макияжа объектом авторского права, подлежащего защите, созданного в результате творческой деятельности, а также являющегося оригинальным и соответствующего критерию объективной новизны. В итоге, суд принял решение исковые требования удовлетворить, использование макияжа запретить и компенсацию взыскать. И даже апелляция не изменила решение первого суда[20].

Неужели теперь обычным девушкам стоит с опасением наносить повседневный макияж? Вовсе нет, согласно позиции Выборгского районного суда Санкт-Петербурга макияж подлежит защите, если он оригинальный и имеет критерий объективной новизны. С критерием объективной новизны все понятно, но что означает оригинальный макияж? Оригинальный макияж не используют для повседневного нанесения. Он предназначен для различных мероприятий: фотосъемок, рекламы, показов, костюмированных вечеринок и т.д. Особенно ценится в индустрии Haute Couture и может быть целым произведением искусства. В пример можно привести показы Maison Margiela 2017 года, Chanel Haute Couture коллекция весна-лето 2013, Valentino Paris Haute Couture 2019, Dior коллекция весна-лето 2019, а также множество работ британки Пэт МакГрат (Pat McGrath)[21], являющейся одной из самых востребованных визажистов в мире.

Несомненно, от других объектов авторского права макияж и грим отличает специфика материального носителя – лицо человека. Однако интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (п. 1 ст. 1227 ГК).

Что касается татуировок, то они также потенциально могут охраняться авторским правом. Показательными являются примеры из зарубежной практики. Например, дело между автором татуировки на лице боксера Майка Тайсона и компанией Warner Brothers[23]. Спор заключался в том, что в фильме популярной комедии «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» один из героев оказывается с такой же татуировкой на лице как у Майка Тайсона.

Автор татуировки (Виктор Витмилл) обратился в суд к создателям фильма. Федеральный судья Катерина Перри однозначно встала на сторону Витмилла, поэтому Warner Brothers поспешили заключить досудебное соглашение.

Вторым показательным делом является дело Solid Oak Sketches LLC v. 2K Games Inc.[25] Спор был между компанией, которой принадлежали права на татуировки для многих знаменитых баскетболистов, и создателями игры NBA 2K15 по поводу использования татуировок на виртуальных персонажах, созданных с образов реальных баскетболистов. Суд отказал истцу по формальным соображениям, однако права на сами татуировки не оспаривались.

Таким образом, в большинстве стран мира труд визажистов, гримеров и мастеров тату охраняется авторским правом, что подтверждается судебной практикой. Совершенно неважно, каким способом выражена идея автора, в форме фейс-чарта, эскиза или в форме макияжа, грима, татуировки на теле человека. Главное, чтобы результат удовлетворял всем вышеупомянутым критериям.

[4] Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В.Л. Слесарев. — М.: Проспект, 2016.

[5] См.: Carell v. Shubert Organization, Inc., 104 F.Supp.2d 236, Southern District of New York (2000). URL: https://www.ravellaw.com/opinions/efc737a5e0ec85d6c6c608834dc920cd (дата обращения: 25.05.2019).

[7] Фотоматериалы взяты с сайта https://www.instagram.com/p/Bn3mWDHFtCN/ (дата обращения: 04.06.2019).

[8] См.: vladamua (Vlada Haggerty). 2016. Запись в Instagram от 20 ноября. URL: https://www.instagram.com/p/BNBK41BDyk_/?utm_source=ig_embed (дата обращения: 25.05.2019).

[10] Elle Ukraine. Кайли Дженнер признала, что сплагиатила работы украинской визажистки. 2017. 1 февраля. // Сайт Elle.ua. URL: https://elle.ua/ludi/novosty/ona-priznalas-kayli-dzhenner-podtverdila-vorovstvo-chuzhih-rabot/(дата обращения: 25.05.2019).

[11] См.: vladamua (Vlada Haggerty). 2018. Запись в Instagram от 8 января. URL: https://www.instagram.com/p/Bdshi9FB2T1/?utm_source=ig_embed (дата обращения: 25.05.2019).

[12] Фотоматериалы взяты с сайта https://www.instagram.com/p/BPgJaLiD0HW/ (дата обращения: 04.06.2019).

[13] Фотоматериалы взяты с сайта https://www.instagram.com/p/BdNYdm9F6eD/ (дата обращения: 04.06.2019).

[16] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012 по иску Назаровой И.Д. к Петуховой Д.В.

[18] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012

[19] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012

[20] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2012 г. № 2-177/2012 33-8794.

1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Авторское право: структура и основные положения

Доброго времени, уважаемые.

Этот пост посвящён разъяснению структуры авторского права и некоторых основных положений в его регулировании.

Примечание: рассматривается законодательство РФ. В других странах бывшего СССР законодательство несколько отличается, но в самых общих чертах (в силу необходимости соответствия международным договорам в этой сфере) более-менее одинаково.

Дисклеймер: материал сильно упрощён в целях доступности для понимания без особого напряжения.

Многие люди путают авторское право с патентным правом и правами на товарные знаки. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Проще говоря, фотографии, произведения живописи, музыкальные композиции, иконки, дизайн, фильмы, литературные произведения, программы, даже пантомимы и многое-многое другое – это всё объекты авторского права.

Стоит заметить, что авторское право – это на самом деле термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительное (имущественное) право, личные неимущественные и иные права.

Для наглядности это можно выразить в виде небольшой схемы:

Личные неимущественные и иные права неотчуждаемы.

Т.е., например, право авторства нельзя кому-то передать. Если фото с котиком сделали Вы, именно Вы всегда останетесь автором этого фотографического произведения. И ни при каких условиях нельзя передать право авторства другому лицу.

Наиболее важный экономический смысл и интерес для большинства представляет именно исключительное право (при переводе с английского часто встречается термин – “эксклюзивное право”), которому и целесообразно уделить повышенное внимание.

Исключительное авторское право – это право использовать объект авторского права а также распоряжаться им.

Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Когда кто-то говорит “продал права на песню” – имеют в виду как раз распоряжение исключительным правом.

Для упрощения понимания можно провести условную аналогию исключительного права с правом собственности. Однако важно заметить, что право собственности на носитель не связано с исключительным правом на произведение, выраженное в этом носителе. Т.е. покупая магнитик на холодильник с фотографией, исключительное право на это фото покупателю не переходит.

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией (да, той самой) предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ, как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain), и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому не копейки.

Использование чужих объектов авторского права без разрешения правообладателя – это зачастую нарушение исключительного авторского права. Но не всегда. Закон предусматривает ряд исключений для свободного использования, когда не требуется ни разрешение, ни выплата вознаграждений.

Одним из таких способов является использование произведений в качестве иллюстраций в материалах учебного характера (при условии указания имени автора и источника заимствования).

И если допустить, что эта заметка носит учебный характер, то вот вам пример такого использования кота в студию:

Автор – Бардов А.Л., из личного архива.

В таком случае при корректном указании реального автора и источника заимствования (ссылка на сайт – вполне сгодится) проблем, скорее всего, не будет.

Теперь немного по самым основным аспектам:

1. Авторское право возникает в момент создания произведения. Никакой регистрации или иных формальностей не требуется. Строго говоря, среди объектов авторских прав регистрировать в РФ в принципе можно лишь права на программы и базы данных, но и это не является обязательным.

2. “По умолчанию” считается, что любой результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом. Т.е. потенциально каждая фотография, каждый “квадрат Малевича” и детский рисунок – объект авторского права, пока не доказано иное.

3. Также “по умолчанию” считается, что указанное на экземпляре произведения в качестве автора лицо – является настоящим автором. Отсюда и “вотермарки” на фотографиях.

4. Закон не делает различий между коммерческим и некоммерческим использованием. Нарушение при использовании без согласия и вне установленных пределов свободного использования будет в любом случае, а вот уже его правовые последствия (например, в виде размера компенсации) могут отличаться.

5. Выложенное в интернете нельзя просто так взять и использовать. Если кто-то выложил чудные фото на своём сайте, это не значит, что он утратил права на эти фото. Это заблуждение вышло боком многим наивным лицам.

6. Значок “С” в кружочке” (именуемый нередко как “значок копирайта”) абсолютно необязателен. Указан он или нет – не имеет принципиально никакого значения. Никакого обязательного порядка указания автора тоже нет. Указывать своё имя на экземпляре – это право, а не обязанность.

7. Идеи не охраняются авторским правом.

8. Времена, когда можно было беззаботно думать, что “в России за нарушение авторских прав не наказывают” давно прошли. Поток судебных дел по защите авторских прав – колоссален, и суммы взысканий порой весьма внушительные. Непринуждённо взяв чужое, можно нажить себе очень крупных проблем.

И важное дополнение:

зачастую за каждой удачной фотографией, потрясающим видеороликом или изумительной музыкальной композицией “стоят” многочисленные неудачные попытки, бессонные ночи творцов, гектолитры выпитого кофе, километры отчаяния и клочья поседевших волос. Сделать хороший контент – это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы. Давайте это уважать 🙂

Надеюсь, материал был полезен. Если есть вопросы – пишите в комментариях, по возможности отвечу.

Сделать хороший контент – это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы.

Что является объектом авторских прав? Определение понятия, его виды и примеры

Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения, возникающие при создании и использовании произведений науки, литературы и искусства, защищают права авторов.

В субъективном смысле под авторским правом понимают исключительное право конкретного лица на определенные объекты.

В статье рассмотрены особенности и признаки авторских прав, дана их классификация, приведены примеры.

Первый вариант представляет собой модификацию уже существующего произведения, а второй его видоизменение в результате творческого процесса.

Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права

Авторское право предоставляет защиту на произведения с момента их создания в окончательном виде, либо в определенной части. В отличие от сферы патентного права, регистрация авторских прав не проводится, а охрана предоставляется для опубликованных или неопубликованных произведений. Для отдельных результатов творческого труда охране вообще не устанавливается.

Для авторского и смежного права объектами защиты рассматриваются.

Добавить комментарий