Права и полномочия конкурсного управляющего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в пункт 2 статьи 129 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;.

Полномочия и обязанности конкурсного специалиста

В обязанности конкурсного управляющего при банкротстве входит следующее.

  1. Инвентаризация имущества, которое есть во владении потенциального банкрота.
  2. Привлечением независимых экспертов для оценки активов должника.
  3. Уведомления в соответствующих источниках сведений о начале процедуры банкротства в отношении субъекта. Информация должна быть опубликована в течение недели после вступления управляющего в должность.
  4. Ответственность за сохранность активов должника.
  5. Поиск имущества банкротящегося субъекта, а также его открытых расчетных счетов.
  6. Мониторинг реального состояния финансовых дел должника.
  7. Организация собраний кредиторов.
  8. Предоставление кредиторам сведений об имуществе, принадлежащем должнику.
  9. Информирование работников предприятия заемщика о грядущем банкротстве компании в срок не более месяца после начала судебного производства.
  10. Составление реестра требований кредиторов к должнику.
  11. Выявление признаков намеренного или фиктивного банкротства, к которому недобросовестные компании прибегают с целью получить отсрочку у кредитующих организаций либо уменьшить размер выплат.
  12. Формирование из активов, принадлежащих банкроту, конкурсной массы.
  13. Реализация ликвидной собственности на электронных площадках.
  14. Погашение долгов перед кредитующими организациями в очередности, соответствующей Федеральному закону.

Кроме широкого круга обязанностей, управляющий обладает и внушительными правами, обозначенными в статье 129 ФЗ №127. Полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства таковы.

  1. Увольнять сотрудников предприятия-банкрота, если это необходимо для финансового оздоровления должника.
  2. Изымать документацию субъекта на хранение.
  3. Распоряжаться собственностью должника в интересах сторон, в рамках, утвержденных законом.
  4. Выдвигать требования третьим лицам о возвращении денежных и имущественных долгов банкрота.
  5. Заявлять о недействительности сделок, заключенных в отношении имущества заемщика.

Если хотя бы у одной из сторон возникло подозрение в искусственном создании неплатежеспособности должника.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.

Полномочия конкурсного управляющего:

владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

отправить на хранение документацию должника;

предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

План действий

Реализуя свои полномочия в ходе судебного разбирательства, конкурсный управляющий придерживается следующего плана.

  1. После того, как его кандидатура была утверждена судом, управляющий должен заменить собой все сферы управления организацией, которая принадлежит должнику.
  2. Управляющий принимает на себя руководство организацией, при этом, заменяет собой должника.
  3. Он может вступать в отношения с контрагентами, формирует конкурсную массу, под которой понимают все материальные активы и денежные средства, которые остались в распоряжении должника. Именно эти активы должны пойти на погашение задолженности перед кредиторами.
  4. Конкурсный управляющий берёт на себя полномочия по получению денежных средств путем продажи, передачи в аренду, а также осуществляет иные действия, которые могут принести прибыль.
  5. После того, как все действия по реализации и распоряжению имуществом с целью получения дополнительных активов были приняты, управляющий переходит к следующей стадии. Он описывает всё имущество и инициирует процедуру инвентаризации. Она включает в себя проведение оценки, а также осуществление реализации имущества. При этом, реализация может быть осуществлено как одной массой, то есть переход к одному владельцу, так и проведена в форме аукциона, когда имущество будет раздроблено на несколько частей.
  6. Денежные средства перечисляются на счета кредиторов в порядке очереди. Конкурсный управляющий сам осуществляет это действие, и ведет реестр требований.
  7. Как только выплачиваются денежные средства, он снимает требования от кредиторов, задолженность перед которыми была погашена.
  8. Реестр требований закрывается только тогда, когда кредиторы не имеют претензий к должнику.
  9. После завершения всех расчетов, государство в лице Арбитражного суда получает отчет о деятельности, которая была проведена конкурсным управляющим. К отчету прикладывается документация, которая имеет наименование и ликвидационный баланс.
  10. По факту проверки отчета и бумаг, управляющий получает денежные средства за свои действия, и может считать, что он исполнил все необходимые требования и обязанности.

Арбитражный управляющий может быть исключён из своей саморегулирующейся организации управляющих в ситуации, когда не единожды нарушал требования суда, пренебрегая своими обязанностями, что влечет за собой убытки со стороны кредитора и должника.

Прекращение конкурсным управляющим производства товаров должником по решению собрания кредиторов

Собрание кредиторов имеет право принять решение о приостановке или прекращении производственной (хозяйственной) деятельности должника. Закон содержит определенные исключения: прекращение работы не должно привести к экологической катастрофе или создавать иные риски для лиц. К таким рискам относятся:

  • экологические катастрофы;
  • прекращение эксплуатации объектов, которые необходимы для ЛПУ, детских садов, школ, прочих образовательных учреждений;
  • если предполагается отключение объектов коммунальной инфраструктуры, объектов газо- и энергоснабжения;
  • объектов, которые нужны для освещения территорий городских и сельских поселений;
  • объектов для благоустройства территории.

То есть сам управляющий не вправе самовольно без воли кредиторов приостановить деятельность должника.

прекращение эксплуатации объектов, которые необходимы для ЛПУ , детских садов, школ, прочих образовательных учреждений;.

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

Читайте также:  Досудебные споры с ИФНС в Москве

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее – социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;.

Конкурсный управляющий

Финансовый управляющий при банкротстве работает по N127-ФЗ от 1992 года. Он действует в рамках одной из стадии банкротства ЮЛ. Это конкурсное производство. В полномочия этого лица входит проведение банкротства предприятия, как принудительно, так и добровольно.

Управляющий при банкротстве назначается определением суда. Несогласные с кандидатурой могут обжаловать решение судебной инстанции. Работа этого лица осуществляется строго в рамках конкурсного производства от начала и до конца всего процесса.

По ст. 20 рассматриваемого закона, Арбитражный управляющий – это гражданин, соответствующий требованиям:

  • высшее образование;
  • нахождение в составе СРО;
  • опыт на должности руководителя (практический);
  • отсутствие отстранения в качестве члена СРО;
  • не привлечение к ответственности по КоАП и УК.

Конкурсные управляющие входят в СРО арбитражных управляющих. Они назначаются для проведения процедуры несостоятельности. Занимается выбором кандидатуры АС РФ. Управляющий на момент ведения конкурсного производства руководит должником, органами его управления.

Должник по желанию может предложить свою кандидатуру человека, который будет вести хозяйственную деятельность предприятия в рамках конкурсного производства.

В полномочия этого лица входит проведение банкротства предприятия, как принудительно, так и добровольно.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов. Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

использование и хранение документов;.

Прочие моменты работы КУ

Когда юридическое лицо признают банкротом, конкурсный управляющий получает полномочия, дающие ему ключевую руководящую роль. Спектр полномочий по управлению компанией очень широк, поэтому методы для выполнения требований кредиторов до окончательной ликвидации банкрота бывают самые разные.

Если есть сомнения по поводу того, что делает КУ, до выставления претензий лучше сразу проконсультироваться с юристом. Некоторые нюансы его полномочий всё же рассмотрим сразу.

Чтобы КУ не превышал свои полномочия, серьёзные сделки он может заключать только после согласования на собрании кредиторов, где банкрот и его сотрудники права голоса не имеют, но могут присутствовать.

Полномочия конкурсного управляющего

(Телюкина М. В.) («Законодательство и экономика», N 3, 2002)

ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

М. В. Телюкина, кандидат юридических наук.

Конкурсный управляющий — это арбитражный управляющий, действующий на протяжении ликвидационной стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) — конкурсного производства. Проведение этой стадии регламентируется главой VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (далее — Закон). ——————————— СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Полномочия конкурсного управляющего обширны и направлены на осуществление ликвидации должника с максимальным учетом интересов кредиторов. Кроме того, в тех случаях, когда предприятие — должник продолжает функционировать, полномочия конкурсного управляющего направлены еще и на осуществление хозяйственной деятельности. В целях наиболее адекватного проведения мероприятий конкурсного производства управляющий может составить план конкурсного производства и представить его на утверждение кредиторам (отметим, что Закон о банкротстве таких требований не предъявляет). Арбитражный суд полномочиями по утверждению плана конкурсного производства не обладает, что было подтверждено п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ N 43 от 6 августа 1999 г. . Тем не менее представляется необходимым установить право арбитражного суда проверять законность мероприятий, предложенных управляющим, поскольку на практике нередки ситуации, когда управляющий намеревается осуществлять мероприятия, не соответствующие законодательству. ——————————— Отметим, что Президиум ВАС РФ дважды издавал Обзоры практики применения Закона о банкротстве — они содержатся в информационных письмах N 43 (от 6 авг. 1999 г.) и N 64 (от 14 июня 2001 г.).

Конкурсный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов, поэтому Закон предоставляет им возможность контролировать исполнение управляющим своих обязанностей. Право контроля предоставлено и арбитражному суду. По требованию как суда, так и кредиторов (собрания или комитета) управляющий обязан в любое время предоставлять отчет о ходе конкурсного производства. Но даже при отсутствии указанных требований управляющий обязан (в силу п. 1 ст. 115 Закона) как минимум раз в месяц предоставлять собранию либо комитету кредиторов отчет о своей деятельности. На практике далеко не всегда управляющие предоставляют подобные отчеты, в связи с чем возникает вопрос о квалификации такого бездействия. На мой взгляд, непредставление отчета позволяет сделать вывод о недобросовестном осуществлении управляющим своих обязанностей, что может послужить основанием для отстранения управляющего либо для привлечения его к ответственности на основании ст. 21 Закона. Конкурсный управляющий исполняет следующие функции:

1. Работа с имуществом должника

Управляющий должен осуществить принятие имущества (от временного или внешнего управляющего), его инвентаризацию (даже если она проводилась на стадии наблюдения либо внешнего управления). Кроме того, управляющий должен произвести оценку имущества должника и принять меры для его сохранности. Пункт 1 ст. 102 Закона специально устанавливает, что для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника управляющий имеет право привлекать специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. Отметим, что поскольку из текста Закона не следует, что собрание или комитет кредиторов может вообще запретить привлечение специалистов либо установить иной источник оплаты их услуг, то, на мой взгляд, допустимы оба указанных ограничения. Привлечение независимого оценщика является обязательным, если речь идет об оценке недвижимого имущества; иное может быть установлено собранием или комитетом кредиторов. Также управляющий должен принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, — с этой целью возможно его обращение с исками, в том числе виндикационными, к субъектам, незаконно владеющим имуществом должника.

2. Анализ финансового состояния должника

Этот анализ осуществляется с целью выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства (установить их наличие или отсутствие); ответить на вопросы о возможности и целесообразности продажи бизнеса должника; о факторах, влияющих на длительность и характеристики ликвидационных процессов, и т. д. В ходе изучения документов должника конкурсный управляющий обязан обнаружить имеющиеся у должника договоры банковского счета и принимать меры к их прекращению, т. е. к закрытию счетов. Таким образом, в данном случае в соответствии с п. 1 ст. 105 Закона управляющий в одностороннем порядке отказывается от заключенных должником договоров банковского счета. Со всех этих счетов остатки средств должны перечисляться на один счет, являющийся основным. На основной счет должника зачисляются все денежные суммы, поступающие от реализации имущества. С этого счета оплачиваются все требования к должнику — как очередные, так и текущие. Пункт 3 ст. 105 Закона некоторые текущие расходы называет (данные требования не подлежат внесению в реестр требований кредиторов и должны удовлетворяться в общем порядке в соответствии со ст. 855 ГК РФ): расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан отчитываться перед кредиторами по требованию собрания либо комитета о состоянии основного счета должника (о порядке отчетов было сказано выше).

Читайте также:  Примерная форма договора авторского надзора

3. Работа с кредиторами

Конкурсный управляющий должен принимать заявляемые требования кредиторов — как установленные, так и не являющиеся таковыми, вносить их в реестр, определять очередность удовлетворения. Если требование установленным не является, управляющий анализирует его обоснованность и признает или отказывается признать требование, заявив об этом кредитору. Установленные требования (подтвержденные вступившим в законную силу решением суда либо признанием требования должником) управляющий ОБЯЗАН (здесь и далее выделено мной. — М. Т.) внести в реестр (даже если сомневается в обоснованности оснований установления). На практике встречаются ситуации, когда управляющий по собственной инициативе заявляет требование. Следует отметить, что вносить в реестр требования, не заявленные кредиторами, управляющий не имеет права. На этапе конкурсного производства подлежит применению порядок установления требований, определенный для внешнего управления; он регламентируется нормами ч. 2 п. 1 ст. 114, ст. 75, ст. 46 Закона. Отметим, что в настоящее время подлежат обжалованию на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П определения арбитражного суда, выносимые по результатам рассмотрения возражений кредиторов в отношении размера требований, признанных управляющим (КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения п. 3 ст. 55 Закона в части невозможности обжалования указанных определений).

4. Уведомление работников должника о предстоящем увольнении

В данном случае управляющий должен действовать в соответствии с трудовым законодательством РФ. Следует отметить, что в процессе конкурсного производства все работники подлежат увольнению даже в случае продажи бизнеса, хотя это положение небесспорно как с теоретической, так и с практической точек зрения. На практике возникают некоторые проблемы в силу того, что п. 5 ст. 112 Закона говорит о применении к случаям продажи предприятия порядка, установленного ст. 86 Закона для продажи бизнеса во время внешнего управления, а п. 2 ст. 86 предполагает сохранение в силе всех трудовых договоров (контрактов), действующих на момент продажи предприятия (при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия). На основании этого суды нередко поддерживают работников, настаивающих на сохранении трудовых отношений и предъявляющих соответствующие претензии к покупателям бизнеса на стадии конкурсного производства. В такой ситуации следует исходить из положения ч. 5 п. 3 ст. 101 Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий «уведомляет работников должника о предстоящем увольнении» — никаких исключений из этого правила Закон не предусматривает.

5. Работа с имущественными требованиями должника к третьим лицам

Управляющий предъявляет требования к лицам, к которым должник имеет права требования (очевидно, речь идет как о выплате денежных сумм, так и о передаче должнику имущества третьих лиц, на которое должник имеет право). Такие требования предъявляются в соответствии с общими нормами законодательства РФ.

6. Передача документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами РФ (таким образом, законы, указы Президента и постановления Правительства могут устанавливать особенности такого хранения)

7. Решение вопросов, связанных с судьбой сделок должника (отказ от сделок, опровержение сделок)

Управляющий может отказаться от текущих контрактов — сделок, заключенных должником до возбуждения конкурсного процесса либо в течение наблюдения (если на сделку не требовалось согласия временного управляющего), если срок исполнения этой сделки приходится на период конкурсного производства. Заявить отказ от определенных сделок должника управляющий имеет право в течение трех месяцев с момента введения конкурсного производства в соответствии с правилами, установленными ст. 77 Закона. Из этого следует вывод, что кредиторы, от сделок с которыми конкурсный управляющий не отказался, становятся текущими кредиторами; их требования должны быть исполнены управляющим без внесения в реестр, по мере их предъявления. Если таких требований несколько, то исполнение осуществляется по правилам ст. 855 ГК РФ. Управляющий имеет право заявлять в суд требования о признании недействительными сделок должника. Представляется, что здесь речь может идти о сделках, противоречащих законодательству РФ, в частности Закону о банкротстве, включая сделки, заключенные внешним управляющим. Кроме того, на мой взгляд, конкурсный управляющий имеет право заявлять о признании недействительными сделок при наличии оснований, предусмотренных ст. 78 Закона, поскольку это соответствует цели увеличения объема имущества должника.

8. Предъявление требований к субъектам, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам должника

Речь пойдет о действиях конкурсного управляющего в отношении лиц, виновных в доведении должника до банкротства. Объем субсидиарной ответственности — разница между размером имущества должника (т. е. суммой средств, вырученных от его реализации) и суммой требований кредиторов. Очевидно, оба эти параметра могут стать более или менее точно известны только по окончании реализации имущества и после закрытия реестра требований кредиторов. Однако (и на практике нередки такие случаи) и после этого возможно как обнаружение другого имущества должника (либо, например, ликвидация дебиторской задолженности), так и заявление дополнительных требований кредиторами, что неизбежно приведет к необходимости осуществления перерасчета размера субсидиарной ответственности. Проблема осложняется тем, что в силу ч. 3 п. 5 ст. 101 Закона взысканные с субсидиарно ответственных субъектов суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной Законом. Эта норма исключает возможность предъявления каких-либо требований кредиторами, не получившими полного удовлетворения, к субсидиарно ответственным лицам после окончания конкурсного производства, что представляется не вполне логичным и требующим изменения. Из сказанного следует, что конкурсный управляющий должен предъявлять требования к субсидиарно ответственным лицам в конце конкурсного производства, после реализации имущества и закрытия реестра. И все равно он рискует, так как может потребоваться пересчет размера ответственности либо возврат части полученных в результате реализации такой ответственности сумм. Кроме того, не исключено возникновение проблем в связи с процессом осуществления субсидиарной ответственности — обращение с требованием о выплате размера субсидиарной ответственности представляет собой длительный процесс, в ходе которого может появиться необходимость обращения взыскания на имущество, и даже возбуждения конкурсного процесса в отношении субсидиарного должника. Естественно, все это способно значительно затянуть конкурсное производство. Эти и другие проблемы вызваны недостатками норм Закона, регулирующих осуществление субсидиарной ответственности, что делает эти нормы сложноприменимыми на практике.

9. Реализация имущества должника

Управляющий проводит продажу имущества после его инвентаризации и оценки. В соответствии с п. 1 ст. 112 Закона «имущество подлежит продаже на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества». Исходя из этой нормы не вполне понятно, может ли собрание или комитет установить иной режим торгов (закрытие) или иной режим продажи (без торгов). В результате буквального толкования положения п. 1 ст. 112 Закона можно сделать вывод, что любое из указанных решений собрания или комитета будет законным. В любом случае управляющий должен получить согласие собрания или комитета на предложенные им порядок и сроки реализации имущества. Это может быть как согласие на каждую сделку отдельно, так и согласие на все действия управляющего в целом, данное, например, на первом собрании, проведенном после открытия конкурсного производства. К сожалению, Закон не отвечает на очень важный практический вопрос — что делать, если собрание и комитет расходятся во мнениях по данному вопросу. Думается, преимущественным должно являться мнение собрания, но все сделки будут являться действительными, если управляющий, получив согласие комитета, успел реализовать имущество до созыва собрания. Имущество, являющееся ограниченно оборотоспособным, может быть продано только на закрытых торгах, в которых участвуют субъекты, обладающие правом иметь такое имущество в собственности или ином вещном праве. Исключенное из оборота имущество продаже не подлежит (следует отметить, что имущество, исключенное из оборота, на законных основаниях может оказаться только у должников — унитарных предприятий). В соответствии со статьями 447 — 449 ГК РФ торги по продаже имущества проводятся с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Организатором торгов выступает конкурсный управляющий либо специализированная организация, с которой управляющий заключает соответствующий договор и которая не должна быть заинтересованным лицом в отношении должника либо управляющего (заинтересованность определяется в соответствии со ст. 18 Закона). Отметим, что ГК РФ не упоминает о возможности конкурсного управляющего быть организатором торгов. Как отмечалось выше, продажа имущественного комплекса (бизнеса) должника осуществляется управляющим в соответствии с правилами, установленными для внешнего управления, так как в силу п. 5 ст. 112 Закона продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном ст. 86 Закона. При продаже движимого имущества порядок, установленный для внешнего управления, не применяется. В случае невозможности продажи имущества на первых торгах конкурсный управляющий принимает решение о проведении повторных торгов либо о продаже такого имущества на основании заключения договора купли — продажи без проведения торгов. Поскольку ч. 2 п. 1 ст. 112 Закона устанавливает, что порядок и сроки продажи имущества должника (очевидно, имеется в виду любая продажа) должны быть одобрены собранием либо комитетом кредиторов, то, по сути, получается, что кредиторы устанавливают стоимость имущества, подлежащего продаже (иначе проведение торгов либо заключение договора не будут считаться одобренными, следовательно, будут заключены с нарушением закона). Таким образом, нередко возникает вопрос, как должен поступать управляющий, после того как на первых торгах продать имущество не удалось. Во-первых, он должен прийти к выводу о целесообразности (либо ее отсутствии) проведения последующих торгов. Во-вторых, спросить у кредиторов (собрания либо комитета) согласие на избранный способ реализации, а также на установление цены имущества (при проведении торгов она будет начальной). На практике весьма актуальным является вопрос, до какого предела могут снижать кредиторы начальную цену, т. е. сколько раз могут проводиться последующие торги. Закон не дает прямого ответа, но исходя из его общих положений напрашивается вывод, что торги могут проводиться неограниченное количество раз. Это зависит от того, что в конкретной ситуации кредиторам выгоднее — снижать первоначальную цену или позволить управляющему реализовывать имущество без проведения торгов. При осуществлении продажи (уступки) имущественных прав требования должника управляющий должен руководствоваться нормами ст. 88 Закона. Права требования должника реализуются на открытых торгах, если иной порядок уступки не установлен собранием или комитетом кредиторов. Следует отметить некоторую непоследовательность норм ст. 113 Закона — по сути, п. 2 этой статьи отменяет режим, установленный в п. 1. В п. 1 сказано, что иной порядок реализации прав требования может быть установлен кредиторами — то есть если кредиторы не приняли конкретного решения по этому вопросу, то управляющий может проводить открытые торги. А в п. 2 ст. 113 Закона сказано о необходимости применения ст. 88 Закона, в силу которой на осуществление уступки прав требования необходимо согласие кредиторов. Таким образом, мы приходим к выводу именно о необходимости получения согласия собрания или комитета кредиторов на уступку прав требования должника. Итак, мы рассмотрели основные полномочия конкурсного управляющего и особенности их осуществления. Все эти функции направлены на формирование конкурсной массы (вопросы, связанные с конкурсной массой, не являются целью настоящей статьи). В связи с названными полномочиями и направлениями деятельности конкурсного управляющего возникает вопрос об определении статуса этого субъекта. В настоящее время ни Закон, ни доктрина ответа на этот вопрос не дают. На мой взгляд, конкурсный управляющий (так же, как и внешний управляющий) может быть назван органом юридического лица — должника, назначаемым в особом порядке, предусмотренном Законом. Подтверждением этой позиции является порядок деятельности управляющего, в ходе которой он заключает определенные сделки в процессе хозяйственной деятельности должника, а права и обязанности по этим сделкам возникают у юридического лица. Кроме того, управляющий действует от имени юридического лица — должника без доверенности, в силу своего статуса.

Речь пойдет о действиях конкурсного управляющего в отношении лиц, виновных в доведении должника до банкротства.

Обязанности и полномочия конкурсного управляющего

Основная функция конкурсного управляющего на этапе ликвидации юридического лица заключается в следующем. Он становится тем звеном, что связывает должника и взыскателей, ожидающих выплаты по обязательствам. Его полномочия достаточно широки, он имеет полное право распоряжаться имуществом юридического лица, признанного несостоятельным.

Читайте также:  Пример заполнения анкеты на визу в Австрию

Важно знать! Действия конкурсного эксперта строго ограничены нормами закона, при нарушении их можно оспорить.

Что входит в полномочия назначенного специалиста:

  1. Контроль финансового состояния организации – будущего банкрота. Он может отказываться от проведения сделок, которые ухудшают положение дел фирмы, а также через суд аннулировать уже заключенные договора.
  2. Изыскание ресурсов для покрытия долгов.
  3. Выбор оценщика материальных активов компании.
  4. Проверка выполнения условий возврата заемных средств контрагентам.
  5. Сохранность состояния имущества, которое планируется реализовать.
  6. Проведение собраний кредиторов один раз в 3 месяца, на которых их информируют о текущем положении дел.
  7. Отправка данных в Реестр сведений о банкротстве.

Кроме этого, в обязанности управляющего входит организация увольнения сотрудников. Они должны получить уведомления и лишиться своего места работы законным способом. В полномочия также входит взыскание денег с контрагентов, которые задолжали самому банкроту. Доверенности на осуществление деятельности по управлению фирмой не потребуется.

Важно помнить! Если взыскатели не согласны с действиями управляющего, вопрос о приостановлении оказания услуг решается через Арбитражный суд.

Крупные или сомнительные сделки проходят только после одобрения совета кредиторов. Несмотря на широкие полномочия, принимать такие решения уполномоченное лицо не вправе.

Когда все имущество банкрота будет описано и оценено, обязанность конкурсного эксперта – уведомить об этом взыскателей и рассказать о нюансах предстоящих торгов. Если возражений от них нет, проводится реализация имущества и закрытие долгов фирмы.

Торги проходят в электронной форме, в них могут принимать участие любые третьи лица. У финансового специалиста есть полномочия действовать и без аукциона, но во избежание спорных ситуаций лучше использовать торги. Если взыскатели не возражают реализовать собственность банкрота без торгов, это решение закрепляется в протоколе собрания.

Уполномоченный сотрудник может самостоятельно отказаться от участия в банкротстве юридического лица.

План действий

Выбранный и утвержденный конкурсный управляющий в дальнейшем должен придерживаться определенного плана действий:

  • После проведения процедуры утверждения, лицо должно заменить все сферы управления в организации должника.
  • Кандидат начинает исполнять роль руководителя учреждения, проходящего процедуру банкротства.
  • Лицо вступает во взаимоотношения с различными контрагентами, формирует конкурсную массу, которая включает все материальные активы и денежные средства должника. В дальнейшем данную массу используют для погашения различных задолженностей.
  • Управляющий получает прибыль от продажи, аренды имущества и иных действий, которые могут приносить денежные средства.
  • После того, как проведены все первоначальные действия, начинается новая стадия. Проводится инвентаризация, в ходе которой описывается все имущество должника. В дальнейшем оно оценивается и отправляется на реализацию, которая может быть проведена одной массой либо на аукционах.
  • После реализации имущества полученные денежные средства выплачиваются кредиторам в порядке установленной очередности. При этом управляющий сам выполняет эти действия и составляет по ним реестр.
  • Как только деньги выплачены, лицо снимает требования от кредиторов.
  • Общий реестр закрывается в том случае, когда у кредиторов не остается никаких претензий к должнику.
  • Прекращение всех действий является поводом для того, чтобы конкурсный управляющий передал в Арбитражный суд отчет, к которому прикладывается необходимая документация и ликвидный баланс.
  • После того, как вся поданная информация будет проверена, конкурсный представитель получает вознаграждение за проделанную работу.

Внимание! Для выбранного кандидата важно соблюдать все пункты плана и вовремя подавать необходимую отчетность.

Работа управляющего по банкротству оплачивается каждый месяц.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью.

Утверждение на должность

Назначение и освобождение гражданина от исполнения обязательств происходит по решению суда для юридических лиц и на основании конкурса агентства страхования вкладов – для банков.

Выбор гражданина для назначения на должность управителя осуществляет суд, но собрание кредиторов имеет право выдвигать свою кандидатуру на рассмотрение и утверждение. Датой наделения определенного лица полномочиями станет момент издания арбитражем соответствующего определения.

Если у участников процедуры банкротства возникнут сомнения по компетенции или претензии к уполномоченному управителю, они могут подать обоснованную жалобу с включением веских доводов о несоответствии кандидата занимаемой должности.

Когда в рамках установленного срока для обжалования не поступают ходатайства от сторон, гражданин считается назначенным на место управляющего и уполномочен исполнять свои обязательства до окончания хода производства или непосредственно ликвидации фирмы.

Важно понимать, на основании чего действует конкурсный управляющий. Главным регламентом его деятельности является федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Сведение заключительного баланса и отчетность по налогообложению и т.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

К первой очереди относят физических лиц, перед которыми лицо не возместило причиненный ущерб.

Добавить комментарий