Антимонопольное законодательство РФ – основные акты

Антимонопольное законодательство РФ – основные акты

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодатель­ство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовест­ной конкуренции. Эти отношения могут регулироваться постанов­лениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством.

Таким образом, выстраивается определенная иерархия нор­мативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры;

4) ФЗ «О защите конкуренции»;

5) иные федеральные законы, регулирующие отношения, свя­занные с защитой конкуренции;

6) федеральные законы, регу­лирующие отношения, оказывающие влияние на состояние кон­курентной среды;

7) постановления Правительства РФ в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством;

8) нормативные правовые акты федерального антимонополь­ного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зако­нодательством.

Конституция РФ.Согласно Конституции РФ:

1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1);

2) в Российской Федера­ции гарантируются единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1);

3) на территории Российской Федерации не допускаются эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препят­ствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

3) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводить­ся в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).

Международные договоры.Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы (например, соглашение между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством экономики и реформ республики Молдова о сотрудничестве в области конкурентной политики; Конвен­ции по охране промышленной собственности).

Гражданский кодекс РФ. К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное за­конодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим по­ложением на рынке.

Статья 1222 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возни­кающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельно­сти или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресече­нием монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фон­ды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связан­ные с защитой конкуренции. Эти законы содержат нормы, непосред­ственно направленные на защиту конкуренции (например, Федераль­ный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Федеральные законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на со­стояние конкурентной среды.

Эти законы не ставят своей целью регулирование отношений по защите конкуренции, но их нельзя не учитывать, поскольку они устанавливают правила, оказывающие формирующее и опосредо­ванное воздействие на состояние конкурентной среды.

К их числу, в частности, следует отнести:

1) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», целью которого являет­ся развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения в т. ч. принципов добросовестной конкуренции;

2) Федеральный за­кон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях развития добросовестной конкуренции;

3) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий осо­бенности закупки товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов заказчиков (с участием в их капитале публично-правовых образо­ваний) в целях развития добросовестной конкуренции.

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмо­тренных антимонопольным законодательством.

Эти нормативные правовые акты принимаются только в тех случаях, когда федеральными законами, составляющими анти­монопольное законодательство, Правительству РФ или федераль­ному антимонопольному органу прямо предписывается принять соответствующий акт.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России уполномочена издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Для антимонопольного регулирования характерно использова­ние норм различных отраслей права (гражданского, администра­тивного, уголовного и др.), а их сочетание с учетом установления специальных механизмов правового регулирования позволяет осу­ществлять меры по защите конкуренции. Поэтому антимонополь­ное законодательство носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные нормы, частноправовые и публично-правовые начала.

147-ФЗ О естественных монополиях.

Антимонопольное законодательство РФ – основные акты

Антимонопольное законодательство РФ – основные акты.

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля 2016 г., 19 февраля, 23 апреля, 4 июня, 29 июля, 28 ноября, 27 декабря 2018 г., 18 июля, 2, 27 декабря 2019 г., 1 марта, 1, 24 апреля 2020 г.

Читайте также:  Согласие общества на отчуждение доли образец

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Федеральный закон от 1 июля 2011 г.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов и направлены на создание, развитие, поддержание конкурентной рыночной среды, а также пресечение и предупреждение антиконкурентной практики.

Готовые работы на аналогичную тему.

Общая характеристика антимонопольного законодательства

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. В России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Понятие конкуренции определено в ч.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие развитой конкурентной среды является одним из основных факторов развития экономики. Высокий уровень конкуренции в экономике является залогом эффективного использования компаниями ресурсов, снижения себестоимости продукции с одновременным улучшением ее качества (благодаря внедрению новых технологий), а, следовательно, формирования оптимальных (не монопольно высоких и не монопольно низких) рыночных цен.

Цели антимонопольного законодательства:

1) обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации;

2) защита конкуренции;

3) определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (данная цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству);

4) обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств. Обозначенная цель имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства;

5) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О естественных монополиях», Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, иных федеральных законов.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основано на Конституции РФ (ст. 8, 34, 55, 74), ГК РФ (ст. 1, 10) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения по защите конкуренции. Установление правовых основ единого рынка, согласно ст. 71 Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации, что обусловливает федеральный уровень актов антимонопольного законодательства.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10). В соответствие с ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ “О защите конкуренции”, можно назвать следующие:

· Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”;

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и др.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Закон действует на территории РФ, действие распространяется и в отношении соглашений или действий, совершаемых за пределами РФ, но оказывающих влияние на состояние конкуренции в России. Нормы Закона непосредственно адресованы хозяйствующим субъектам (группам лиц), органам власти всех уровней и другим лицам.

Федеральный закон «О естественных монополиях» содержит понятие естественной монополии, субъекта естественной монополии, определяет естественно – монопольные сферы деятельности, правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и особенности их правового статуса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Данные кодифицированные акты содержат нормы об административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Значительное число иных законов содержат нормы антимонопольной направленности, например Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Особенностью российского законодательства является отсутствие специального федерального закона о защите от недобросовестной конкуренции, хотя подобная ситуация характерна не только для России, но и для ряда зарубежных стран (Великобритания, США). Нормы, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции, содержатся в ГК РФ (ч. IV), Законе о защите конкуренции, иных законах.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, могут регулироваться и нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы). В частности, постановлениями Правительства РФ определены особенности регулирования деятельности финансовых организаций.

В соответствии с Законом о конкуренции государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган.

Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.

Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

Читайте также:  Нежилые помещения в жилом доме по Жилищному кодексу РФ

Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

На обеспечение единообразия в применении антимонопольного законодательства направлены акты ВАС РФ, в частности постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 30).

При характеристике антимонопольного законодательства следует учитывать, что международные акты являются составной частью правовой системы России. Так, РФ является участницей Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Интеграционными процессами, проходящими в рамках Таможенного союза, продиктовано подписание Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.), которое направлено на обеспечение конкуренции на трансграничных рынках. Данное соглашение прекратило действие с 1 января 2015 года на основании международного договора от 29 мая 2014 года. Также в числе международных договоров в сфере конкурентного права можно упомянуть соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами – участниками СНГ 12 марта 1993 г.

Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

В России антимонопольное регулирование это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского хозяйственного права.

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан. Цель антимонопольной политики Российской Федерации стимулировать рост производителей, увеличивать число предложений, давать возможность всем поставщикам продукции и услуг участвовать в экономических отношениях.

Монополия, против которой работает антимонопольный комитет РФ, определяется как явление рынка, когда предложение поступает только от одного хозяйствующего субъекта, диктующего и навязывающего собственные цены. Основными признаками монополизированного рынка являются:

  • присутствие только одного продавца;
  • наличие уникального товара без аналогов;
  • отсутствие конкуренции;
  • ограничение выхода на рынок новых участников.

Антимонопольный закон не уничтожает монополии. Он позволяет субъекту добиться главенствующего положения в экономике, но не разрешает злоупотреблять им, исключая недобросовестную конкуренцию. Антимонопольный комитет РФ и сопутствующие службы осуществляют соблюдение действующего законодательства, развивают бизнес-структуры и защищают интересы покупателей.

Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан.

Основная нормативная база

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.

Основные нормативно-правовые акты РФ.

ФЗ О связи и многие другие.

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде ральным законом от 26 июля 2006 г.

Меры антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование — это совокупность нормативно-правовых актов и указов, основной целью которых является пресечение развития монополии. Оно направлено на формирование здоровой конкурентной среды.

Выделяют следующие государственные меры антимонопольного регулирования:

  • контроль за предприятиями, которые занимают доминирующее положение на рынке;
  • принятие решений о ликвидации компаний, занимающих доминирующее положение;
  • контроль за регистрацией хозяйствующих субъектов (например, создать холдинговую компанию можно только после получения разрешения антимонопольной службы);
  • развитие конкуренции;
  • контроль сделок, связанных с ценными бумагами, акциями, паями;
  • содействие развитию общественного контроля за соблюдением антимонопольных законов.

Следующим принятым нормативно-правовым актом стал закон Клейтона в 1914 году.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муцольгов Мурад Мухажерович

Антимонопольное регулирование есть одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации (методов, средств и институтов). Это инструмент, применяемый государством для воздействия на экономику при реализации антимонопольной политики. Антимонопольное регулирование является воздействием государства, дополняющим действие рыночных сил.

В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ.

Антимонопольная политика в России

Как это ни станно, но необходимость государственного регулирования и жесткого контроля естественных монополий была осознана российской государственной властью лишь к 1994 году.

Первый проект Закона ( он был назван «О естественных монополиях») был подготовлен работниками Российского центра приватизации по поручению Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект еще неоднократно дорабатывался зарубежными экспертами и российскими, а также согласовывался с разными отраслевыми министерствами и компаниями (например, с Министерством путей сообщения, с Министерством связи, с Министерством транспорта, с Министерством по атомной энергетике и другими). Выступали против проекта многие отраслевые министерства, но Государственному комитету по антимонопольной политике и Министерству экономики все же удалось успешно преодолеть их сопротивление. И уже в августе этого же года правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную Думу.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости, а именно:
члены правлений регулирующих органов, которые назначаются на продолжительный срок, не могут быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, а также владение акциями регулируемых компаний (чтобы избежать преследование собственных интересов).

Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, которые были позаимствованы из многолетнего опыта и практики регулирования во многих зарубежных странах, были или значительно сглажены, или вообще изъяты, что, конечно, ставит под сомнение возможность принятия правильных решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 году была сформирована лишь одна система регулирующих органов, которая действовала за рамками отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для того, чтобы регулировать тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (например Министерством экономики, Министерством топливной энергетики, Министерством путей сообщения, Министерством связи).

Читайте также:  Образец сметы к договору подряда: как составить

К январю 1996 года были приняты три указа Президента Российской Федерации о создании специальных государственных служб по регулированию естественных монополий в связи и транспорте, а также в Топливно-энергетическом комплексе. Позже, в марте-апреле были опубликованы новые постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала.

Органы регулирования обязаны контролировать разные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая даже крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества и сделки по приобретению прав собственности.

Антимонопольное законодательство

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.06.2018 2018-06-07

Статья просмотрена: 998 раз

Следует отметить, что на сегодняшний день, большая роль в обеспечении экономической безопасности страны отводится монополистическим образованиям и механизмам борющихся с ними.

ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами 2 статьи ;.

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонополь­ного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой за­крепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свобо­ду конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического простран­ства в государстве – необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

– Соглашение о согласова­нии антимонопольной политики, подписанное странами – участни­ками СНГ 12 марта 1993 г.,

– Договор о проведении согласованной ан­тимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Прави­тельством РФ с правительствами иностранных государств.

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

Статья 10 ГК РФсодержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

Уровень антимонопольного законодательства:

– федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)- на уровне субъекта РФ – в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

На уровне муниципальных образований.
Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

Федеральный антимонопольный орган проводит государственную политику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного органа определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утверждено приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

71 Конституции РФ – на уровне субъекта РФ – в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения.

О чем подумать, что сделать

  • Провести анализ потенциальных рисков, которые могут сопутствовать различным процессам повседневной коммерческой деятельности компании;
  • Оценить существующую в компании систему предупреждения антимонопольных рисков;
  • Проанализировать действующие внутренние документы, которые могут касаться вопросов антимонопольного комплаенса;
  • Рассмотреть возможность разработки новых или изменения существующих документов с целью приведения их в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства;
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Помощь консультанта.

Добавить комментарий