Принцип запрета дискриминации в трудовых отношениях

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

Во многих объявлениях о работе можно встретить требования к возрасту или полу, носящие дискриминационный характер. Подобные проявления предвзятого отношения к специалистам пресекаются законодательством и могут иметь юридические последствия для работодателя.

Распространенной формой трудовой дискриминации является отказ в трудоустройстве ВИЧ-инфицированных людей.

Понятие дискриминации в сфере труда

Дискриминация в сфере труда означает иное обращение с людьми в сфере труда из-за характеристик, отличающих их от других, которые не имеют отношения к заслугам или работе. Например, религия, цвет кожи, раса, пол и другое.

Трудовой кодекс не содержит полный перечень дискриминационных обстоятельств, но кроме выше перечисленных, к таким относятся происхождение, имущественное, семейное, социальное положение, должностное положение, возраст, место жительства, убеждения, непринадлежность, принадлежность к социальным объединениям, социальным группам. Это обстоятельства, которые не связаны с деловыми качествами женщин или мужчин.

В РФ действует запрещение дискриминации в сфере труда, но на сегодня эта проблема является нерешённой. Это означает, что любой мотив, кроме указанного в статье 3 ТК РФ, нарушает осуществление равных возможностей в сфере труда, при условии что этот мотив не относится к профессиональным качествам работника.

В РФ ежедневной практикой является дискриминация трудовых прав работников на основе места жительства. Отсутствие регистрации места проживания не может стать официальной причиной отказа при приеме на работу, на практике такое часто встречается.

К таким дискриминируемым группам населения можно отнести приезжих против местных, женщин против мужчин.

Статья 3 ТК РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ст.

Запрещение дискриминации в сфере труда: проблемы реализации

Зворыкина Е.В.

студентка 4 курса ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»

Дискриминация – это сложное социальное и правовое явление, которое посягает на равенство и равноправие[1] в сфере труда. Дискриминация никогда не исчезает полностью, а только обретает все новые и новые формы. Она запрещена как основополагающими международными актами, например, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[2], так и специализированными, среди которых основным является Конвенция МОТ № 111 “Относительно дискриминации в области труда и занятий”[3] (далее – Конвенция МОТ № 111). А равно и Конституцией Российской Федерации в ст. 19[4], Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)в ст. 2, 3, 64 и 132[5](далее – ТК РФ).

Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основополагающих принципов как международного[6], так и национального трудового права. ТК РФ гарантирует лицам, подвергшимся дискриминации, возможность обращения за судебной защитой в целях восстановления нарушенных прав, возмещения материального вреда и компенсации морального вреда. Кроме того, запрещается дискриминация при приеме на работу. Тем не менее, несмотря на существующие гарантии, она и сегодня проявляется на всех стадиях развития трудового правоотношения[7], например, на стадии возникновения, в случае отказа в приеме на работу по дискриминационным основаниям. Поэтому требуется проанализировать существующие теоретические и практические проблемы касательно реализации данного принципа.

Во-первых, критике ученых подвергается легальное понятие дискриминации. Статья 3 ТК РФ указывает, что «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника»[8]. Таким образом, под дискриминацией понимаются ограничения или преимущества в сфере труда, основанные на факторах, не связанных с деловыми качествами работников.

Конвенция МОТ №111 по-иному трактует данное понятие, подразумевая под ней всякое различие, недопущение или предпочтение, основанное на дискриминационных факторах, которое приводит к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий[9]. Данное понятие существенно не отличается от данного ТК РФ, но является более широким по содержанию, охватывая любые различия, помимо позитивных или негативных, если те посягают на равенство лиц в сфере труда. Данная формулировка могла бы быть заимствована для повышения эффективности защиты лиц, подвергшихся дискриминации в различных ее проявлениях.

Кроме того, легальное понятие дискриминации в ТК РФ не охватывает косвенную дискриминацию, которая упоминается как в ст. 64 ТК РФ[10], так и в судебной практике: «Для установления факта дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ…»[11]. Это также следовало бы отразить в понятии дискриминации, данном ТК РФ.

Таким образом, в новой редакции оно могло бы звучать следующим образом: «Дискриминацией являются прямые или косвенные различия, ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, установленные в отношении работников и иных лиц в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, приводящие к нарушению равенства возможностей и обращения в сфере труда».

Специальные требования для отдельных видов труда могут быть установлены только федеральным законом[12]. В абз. 6п. 10 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” подробнее раскрывается понятие деловых качеств. К ним относятся «способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств…, личностных качеств работника…»[13]. Некоторые авторы считают необходимым включить в понятие деловых качеств качества моральные, установив требования к ним на законодательном уровне[14]. Однако это представляется маловероятным, учитывая, что категория «мораль» является исключительной оценочной.

В абз. 7 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” также указывается, что работодатель вправе предъявить «. и иные требования… в силу специфики той или иной работы»[15]. Данные положения основаны на нормах международного законодательства и, как указывают ученые, противоречат друг другу[16] в силу возможности установления иных требований, кроме деловых качеств, исключительно федеральным законом. При этом в судебной практике присутствуют дела, в которых судом параллельно используются оба этих положения[17]. Однако ошибочно предполагать, что у работодателя имеется право устанавливать специфические требования к работнику, помимо установленных федеральным законом, как считают некоторые авторы[18]. Данное положение привело бы к необходимости в каждом конкретном случае проверки судом требований, предъявленных к работнику, на соответствие законодательству и наличии дискриминации, что сильно бы усложнило и затянуло судебный процесс, при этом не гарантировав защиту прав работников и иных лиц в сфере труда. Потому следует разрешать данное противоречие в пользу национального законодательства.

Основной правовой гарантией при реализации рассматриваемого принципа является судебная защита. Но ученые обоснованно подвергают сомнению ее эффективность, указывая, что работник, как правило, не в состоянии доказать факт дискриминации, даже если она имела место быть[19]. Данная проблема остро стоит, в частности, в случае неправомерного отказа в заключении трудового договора. Подобные дела редко заканчиваются удовлетворением требований истца, в большинстве случаев суды отказывают им, вставая на сторону работодателей[20]. При этом в подобных ситуациях очень сложно документально или каким-либо иным образом подтвердить неправомерность их действий, если формальная сторона ими соблюдена.

Так, нередка ситуация, когда кадровая служба юридического лица отдает предпочтение тому или иному лицу при приеме на работу на основании информации, полученной из социальной сети, но при этом, разумеется, никак не отражает это в мотивированном отказе иным кандидатам на вакантное место[21]. Для решения данной проблемы возможно заимствование международного опыта, а именно переложение бремени доказывания с работника на работодателя или же, что более реалистично, смягчение бремени доказывания для истца[22]. Например, в практике Европейского суда по правам человека истец для перехода бремени к ответчику обязан доказать, что существует само основание для дискриминации, а также возможность доказывания обжалуемого действия[23].

Еще одной существенной проблемой в случае реализации судебной защиты при дискриминации является правовая неграмотность истцов и, как следствие, некорректные формулировки в случае обжалования действий работодателя. Так, истцы трактуют действия работодателя как дискриминационные без достаточных на то оснований[24]. И все же основной проблемой является невозможность доказать факт дискриминации в силу отсутствии документальных доказательств, даже если истец подробно указывает и описывает определенные действия работодателя[25]. Редким примером является удовлетворение заявленных работников требований, как это было в отношении Г., в деле которого имелось такое доказательство, как Положения об оплате труда и премировании[26].

Подводя итог, считаем, что существующий правовой механизм защиты лиц, подвергшихся дискриминации в сфере труда, является неэффективным в силу недостатков материального и процессуального права. При этом проблема дискриминации не перестает быть острой для нашей страны, следовательно, требуется усовершенствовать правовой механизм в ускоренном порядке. В связи с этим предлагается:

1. Закрепить в ст. 3 ТК РФ понятие «дискриминация» в следующем виде: «Дискриминацией являются прямые или косвенные различия, ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, установленные в отношении работников и иных лиц в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, приводящие к нарушению равенства возможностей и обращения в сфере труда».

2. Устранить противоречие в абз. 7 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, исключив положение о праве работодателя предъявлять к работнику иные требования, в силу специфики той или иной работы, помимо тех, которые установлены федеральным законом.

3. Разработать предложения о внесении в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменений касательно распределения бремени доказывания между истцом и ответчиком в данной категории дел с целью смягчения положения истца.

[1] См.: Деменева Н.А. Дискриминация в сфере труда: проблемы методологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. С. 21.

[2] См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».

[3] См.: Конвенция N 111 Международной организации труда “Относительно дискриминации в области труда и занятий” (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС «КонсультантПлюс».

[4] См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

[5] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

[6] См.: Филипова И.А. Международное и национальное трудовое право: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2015 // СПС «КонсультантПлюс».

[7] См.: Павловская О.Ю. К вопросу о дискриминации в сфере трудовых правоотношений // Право и экономика. 2013. N 12. С. 46.

[8] Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

[10] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// СПС «КонсультантПлюс».

[11] Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.08.2015 N 33-8340/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

[12] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”// СПС «КонсультантПлюс».

[14] См.: Киселев А. О некоторых проблемах мотивирования отказов в приеме на работу // СПС КонсультантПлюс. 2013.

[15] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».

[16] См.: Лютов Н.Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 4. С. 24.

[17] См.: Определение Приморского краевого суда от 11 марта 2015 г. по делу N 33-1943/15 // СПС «КонсультантПлюс».

[18] См.: Киселев А. Указ. соч.

[19] См.: Павловская О.Ю. Указ. соч. С. 48.

[20] См.: Егоров В. Отказ в приеме на работу: шансов на обжалование нет // ЭЖ-Юрист. 2013. N 2. С. 4.

[21] См.: Киселев А. Указ. соч.

[22] См.: Сыченко Е. Защита работников от психосоциальных рисков: опыт Европы и его применимость в России. Часть II: Охрана работника от психологического преследования (домогательства) // Трудовое право. 2014. N 8. С. 80.

[23] См.: Сыченко Е. Дискриминация в практике Европейского суда по правам человека // Административное право. 2014. N 1. С. 47.

[24] См.: Определение Приморского краевого суда от 11.03.2015 по делу N 33-1943/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

[25] См.: Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 17.06.2015 по делу N 33-5841/15 // СПС «КонсультантПлюс».

[26] См.: Апелляционное определение Челябинского областного суда от 02.04.2015 по делу N 11-3327/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Но ученые обоснованно подвергают сомнению ее эффективность, указывая, что работник, как правило, не в состоянии доказать факт дискриминации, даже если она имела место быть 19.

Статья 3 ТК РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда

Текст статьи 3 ТК РФ в новой редакции.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда .

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

1 Конвенции перечнем обстоятельств, способных служить основой дискриминации.

Статья 3 ТК РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда (действующая редакция)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Читайте также:  Образец заявления об установлении юридического факта

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

2013 N 204-ФЗ дополнительно установил, что различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работника могут быть также обусловлены законодательством о правовом положении граждан в Российской Федерации.

Место принципа запрета дискриминации в системе принципов трудового права РФ

Ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важны социально-экономические права, появившиеся в XX в. и закрепленные в Международном пакте ООН от 16 декабря 1966 г. “Об экономических, социальных и культурных правах”, а также в различных ратифицированных нашей страной конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.

Пакт закрепил запрет дискриминации, равноправие женщин и мужчин, право граждан на труд, право на благоприятные условия труда (на справедливую заработную плату, на отдых, на охрану труда, на продвижение по работе). Он также предусмотрел права профсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда (ст. 11), право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены труда, обеспечение медицинской помощью (ст. 12), право на образование, в том числе высшее, одинаково доступное для всех. Все эти социально-экономические права Международного пакта ООН должны находить отражение и в системе основных принципов российского трудового права.

Трудовое законодательство призвано обеспечивать нормами права реализацию основных трудовых прав и обязанностей субъектов трудового права, т.е. работников и работодателей, профсоюзов и других субъектов данной отрасли права, являясь гарантиями этих прав и обязанностей. Общеправовые и межотраслевые, а также и отраслевые принципы российского права закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Статья 37 Конституции РФ закрепляет следующие принципы:

  • 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  • 2. Принудительный труд запрещен.
  • 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  • 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  • 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 ТК РФ признаны:

  • 1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • 2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • 3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • 4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • 5) равенство прав и возможностей работников;
  • 6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существовании для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
  • 7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • 8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • 9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • 10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
  • 11) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • 12) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • 13) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля их соблюдения;
  • 14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • 15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • 16) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • 17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • 18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • 19) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Сформулированные в ст. 2 ТК РФ принципы проявляются в различных институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные – в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, направленный на защиту трудовых прав работников на всех стадиях трудового отношения.

Основополагающий принцип трудового права – принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда подразумевает и право вообще не заниматься трудом. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Так, согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Так, например, граждане, претендующие на должность частного охранника должны получить удостоверение установленного образца, обязательными требованиями для получения которого являются наличие гражданства РФ, достижение восемнадцатилетнего возраста, отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений и др. Предъявление указанных требований не будет считаться дискриминацией, поскольку эти требования установлены Законом РФ о частной охранной деятельности.

Вместе с тем, на наш взгляд, действующий ТК РФ содержит и юридическую коллизию в рассматриваемой сфере: так ст. 3 предусматривает запрет на ограничения в трудовых правах и свободах граждан в зависимости пола, расы, национальности, возраста и др., а ст. 59 предусматривает инициативу работодателя о заключении срочного трудового договора с пенсионерами по возрасту. Таким образом, возникновение трудовых отношений на неопределенный срок (посредством заключения трудового договора) ставится в зависимость от возраста, что может рассматриваться как проявление дискриминации.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда, и компенсации морального вреда.

Трудовой кодекс РФ выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудового права – недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эта Декларация является обязательной для государств – членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате (других условиях) труда.

Таким образом, дискриминация в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с требованием об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Возможна компенсация и морального вреда.

Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Дискриминация при приеме на работу: о чем забывают предприниматели

Несмотря на то, что в Трудовом кодексе прямо говорится о равных возможностях каждого для реализации своих трудовых прав, на практике нередко возникают спорные и рискованные для работодателей ситуации, связанные с дискриминацией.

В ст. 3 ТК РФ дается четкое определение дискриминации в рамках трудовых отношений: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».

При этом нельзя путать дискриминацию с законодательно установленными исключениями, предпочтениями и ограничениями. Например, Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 утверждает перечень работ, к которым нельзя привлекать женщин. В частности, речь идет о работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений и т.д.

Кроме того, есть еще один очень важный документ, о существовании которого некоторые работодатели забывают, — Федеральный закон от 02.07.2013 №162-ФЗ. Он запрещает распространение информации о вакансиях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

За нарушение этих условий предусматривается административная ответственность. Штраф на граждан составляет от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.; на юрлиц — от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 13.11.1 КоАП РФ).

Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора. Сделать это он должен в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, также вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В частности, речь идет о работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений и т.

Принцип запрета в трудовой сфере

Принцип запрета заключается в следующем. Дискриминация порой имеет скрытый характер. В результате этого становится сложно ее выявить и доказать. Определить ее подлинные масштабы вряд ли получится. Но несомненно, что это явление относится к самым популярным и негативным в сфере наемного труда.

Когда КЗоТ 1971 года гласит, что запрет дискриминации можно использовать только в качестве гарантии при приеме на работу. Но вот ТК Рф использовал это утверждение на всю область труда, а также на трудовое и производственное сотрудничество, где права работника должны гарантироваться и выполняться в полном объеме.

При этом Кодекс не ставит ограничения только констатацией запрета данного явления в трудовом сотрудничестве. Он указывает на форму защиты прав и последствия реализации этих форм, которые принимают юридический характер. Те граждане, которые считают, что подверглись дискриминации в области труда, имеют право подать заявление в органы федеральной инспекции труда или непосредственно в суд. На основании решения им будет компенсированном моральный вред. Чтобы быть защищенным, полезно почитать о том, как подавать заявление в суд.

Всё про систему отрасли трудового права, подробно рассказывается в данной статье.

Всё про работодателя как субъект трудового права, можно узнать из данной статьи.

В ходе судебного процесса выступали свидетели, которые подтвердили показания истца, а также предоставили видеозапись, на которой начальство выражается некорректно по отношению к темнокожему работнику.

Запрещение дискриминации в сфере труда

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 19.06.2020 2020-06-19

Статья просмотрена: 1 раз

Proving Discrimination Cases the Role of Situation Testing.

Проявления дискриминации в трудовых отношениях

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) чаще всего трактуется как ограничение прав и свобод человека по определенному признаку, хотя возможно проявление «положительной дискриминации», которая, напротив, выражается в предпочтении. Ограничение или предпочтение в правах могут быть закреплены в законодательстве (дискриминация de jure, или правовая дискриминация) либо основываться исключительно на сложившихся традициях, обычаях, стереотипах и моральных нормах (дискриминация de facto, или неофициальная дискриминация), но в любом случае проявляются по признакам значимого отличия человека – расовой принадлежности, национальности, родству, полу, возрасту, семейному положению, религиозным убеждениям, политическим взглядам, инвалидности, сексуальной ориентации и др.

Дискриминацию de jure можно довольно быстро преодолеть путем изменениями законов. В РФ эта проблема успешно решается, в том числе посредством ратификации международных правовых актов. Так, Россией ратифицированы следующие конвенции МОТ: №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958), №12 «О политике в области занятости» (1964), №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975), №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981), №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы. С дискриминацией de facto справиться очень сложно, т.к. ее корни находятся глубоко в сознании людей, причем не только отдельных индивидуумов, но и общества в целом. А изменение стереотипов в общественном сознании – многосторонний и длительный процесс, успех которого зависит от экономических, политических, социальных и иных условий и обстоятельств.

В России гарантии равенства прав и свобод закреплены в основном законе страны – Конституции РФ (ст. 19), причем равноправие в сфере труда и его оплаты выделено особо (ст. 37), что подчеркивает его социальную значимость. Одними из основополагающих принципов современного трудового права, тесно взаимосвязанными с недопустимостью дискриминации, являются свобода труда и запрещение принудительного труда. Эти принципы означают, что только сам человек (и никто иной!) определяет, в какой сфере ему проявить свои знания и способности, вступать ли ему в трудовые отношения с работодателем, заниматься ли предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью либо вообще не заниматься трудом. Если же гражданин намерен трудиться, т.е. вступить в трудовые отношения с работодателем, закон гарантирует ему определенные права (перечислены в ст. 21 ТК РФ), обеспечивает надлежащие условия труда и защищает от необоснованных ограничений – дискриминации.

В России, как и в большинстве других государств, любое проявление дискриминации в сфере труда противозаконно – ТК РФ содержит специальную статью о ее прямом запрещении. Принцип равенства подчеркивается и терминологией, используемой в российском законодательстве о труде: субъектом трудового правоотношения выступает работник – без каких-либо возрастных, гендерных, должностных или иных разграничений.

Это означает, что только профессиональные и деловые качества (образование, квалификация, знание, опыт, навыки, умения и т.п.) должны учитываться при заключении трудового договора и установлении его условий. Примерный перечень деловых качеств работника приведен в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2006 №63 и 28.09.2010 №22). Никакие другие причины и обстоятельства не могут быть использованы работодателем как мотив для ограничений или, напротив, предпочтений, в том числе и при установлении оплаты труда, продвижении по службе, получении возможности профессионального обучения и повышения квалификации и т.п. В соответствии с ч. 2 ст. 132 ТК РФ какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещена.

Читайте также:  Система и основные понятия криминалистики

Вместе с тем некоторые ограничения и преимущества в отношении отдельных категорий работников все-таки узаконены и дискриминацией не считаются, т.к. имеют своей целью не ущемить, а напротив – поддержать и защитить интересы работника, или же установлены в связи с повышенными требованиями общественной безопасности и государственных интересов.

Такие исключения из общих правил квалифицируются как особенности и рассматриваются в отдельных главах ТК РФ, например в главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», а также в иных правовых нормах о труде. Так как физиологические различия мужчин и женщин предопределяют их бoльшую или меньшую пригодность для определенных работ, законодательст­вом установлены определенные ограничения по профессиям 1 , переноске и подъему тяжестей при выполнении трудовой функции 2 и др. Аналогичные ограничения предусмотрены и для молодых работников в возрасте до 18 лет 3 .

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан…

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, ограничений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Определенные ограничения при приеме на гражданскую службу регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ). В частности, к таким ограничениям относятся: наличие некоторых заболеваний, перечисленных в специальном перечне и подтвержденных заключением медицинского учреждения (п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона №79-ФЗ), близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона №79-ФЗ) и др.

Законодательно установлен возрастной «потолок» для определенных должностей государственных и муниципальных служащих, руководителей, замещаемых по конкурсу в учреждениях науки и образования и др. Предусмотрены ограничения и даже запреты на определенные занятия и профессии в связи с совершенными ранее преступлениями. Ряд профессиональных ограничений установлен законом в соответствии с состоянием здоровья работников, для чего проводятся предварительные и периодические медосмотры в соответствующем порядке. Согласно ст. 69 ТК РФ, медицинские осмотры (обследования) при заключении трудового договора являются обязательными только в предусмотренных законом случаях в соответствии со специальным перечнем (списком) должностей и работ с вредными факторами (см.

Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 №83). Законом также предусмотрены и другие случаи обязательных предварительных и периодических медосмотров для отдельных категорий работников, например для персонала детских учреждений, предприятий пищевой промышленности и т.д. (ст. 213 ТК РФ), для несовершеннолетних (ст. 266 ТК РФ), «вахтовиков» (ст. 298 ТК РФ), работников транспорта (ст. 328 ТК РФ) и др.

Установленные законодательством огра­ничения дискриминацией не считаются, и работодатель обязан их соблюдать. Однако на практике работодатели очень часто основываются на своих собственных представлениях о «мужских» и «женских» профессиях и должностях, о возрасте, семейном положении, состоянии здоровья своего будущего работника, его внешних данных и т.п. Если несоответствие соискателя таким представлениям работодателя станет основанием для отказа в найме, это уже будет противоречием закону и ущемлением трудовых прав претендентов на рабочее место, т.е. дискриминацией. Отказ по подобным основаниям может быть обжалован в судебном порядке. Работодатель, конечно, вправе делать свой выбор и принимать на работу того, кто, по его мнению, больше подходит для данной должности, но основанием для отказа другим претендентам должны быть профессиональные и деловые мотивы, а не «цвет глаз» или «седина на висках».

Примерный перечень деловых качеств работника содержится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №63 и 28.09.2010 №22; далее – Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2). В частности, к ним относятся способности физического лица выполнять определенную трудового функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличия определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность, и иные требования – как обязательные, т.е. прямо предписанные федеральным законом, так и специфические, связанные с особенностями профессиональной деятельности (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере и т.п.).

Дискриминационные проявления особенно очевидны в объявлениях о найме на работу. По данным портала Lenta.ru, почти 50% объявлений о вакансиях в России в целом и более 60% – в Москве являются дискриминационными. Чаще всего в них содержатся неправомерные требования к возрасту (44%), полу сотрудника (29%), стажу работы (19%). Нередко в объявлениях указывают требования к внешности, встречаются даже указания на определенный знак зодиака, под которым должен был родиться соискатель!

По международным нормам, равные возможности занятости должны быть гарантированы всем гражданам как до процесса найма, так и в течение него. Агентства по найму должны отклонять дискриминационные объявления-запросы работодателей, информировать их о законодательстве и национальной политике, провозглашающих равные возможности занятости 4 . Однако эти требования ни нашими кадровыми агентствами, ни СМИ, публикующими такие объявления, не выполняются – они ограничиваются лишь ремаркой о том, что за содержание публикуемых объявлений ответственности не несут. Но ответственность вполне может коснуться работодателя, т.к. именно такие объявления становятся весомым доказательством проявления дискриминации при рассмотрении исковых требований в судах.

Примерный перечень деловых качеств работника приведен в п.

Запрещение дискриминации в сфере труда как принцип трудового права

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Законодательное запрещение дискриминации в сфере труда состоит в том, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду.

Правомерным будет отказ работодателя в приеме на работу инвалида в связи с тем, что численность инвалидов в данной организации превышает установленную квоту — от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Если факт дискриминации привел к утрате заработка или лишению работника возможности трудиться, работодатель обязан возместить утраченный заработок, а кроме того, компенсировать причинение морального вреда (см. ст. 237 ТК и комментарий к ней).

Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда

Единство правового регулирования труда: в содержании трудового законодательства есть общие нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда всех без исключения работников и работодателей. К числу названных относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в ст. 21, 22 ТК. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права, обеспечивают единство при регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.

Специальные нормы призваны отразить специфику труда отдельных работников или протекающего в особых условиях. Такие нормы обеспечивают дифференциацию при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

· нормы, предусматривающие дополнительные в сравнении с общим законодательством о труде льготы (на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном)

· нормы, приспосабливающие общие предписания к особенностям трудовой деятельности; призваны обеспечить адаптацию общих норм к особенностям трудовой деятельности (предписания об установлении суммированного учета рабочего времени, которые призваны обеспечить соблюдение общей продолжительности рабочего времени за учетный период, то есть приспособить общую норму к особенностям трудовой деятельности), могут быть созданы на различных уровнях правовой регламентации труда

· нормы, устанавливающие изъятия из общих правил; связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина (могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; могут быть включены исключительно в содержание федерального закона, т.к. ç из ч. 8 и ч. 9 ст. 5 ТК, федеральный закон, противоречащий ТК, может применяться после внесения в Кодекс соответствующих изменений è дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в ТК)

Функции трудового права

Функции: обще-социальные и собственно юридические.

обще-социальные: экономическая (производственная), политическая, воспитательная (идеологическая), социальная (защитная) и др.

Собственно юридические (специально юридическими): регулятивная, охранительная.

Классификация функций трудового права

Социальная – в реализации конституционного права граждан на труд, отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда.

Защитная – в реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку, выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная – в нормах большинства институтов трудового права, касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами.

Производственная (хозяйственная) – защиту интересов работодателей, проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственных заданий, и др.; конкретизируется в нормах институтов трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности работников.

Воспитательная – применение мер убеждения, принуждения к субъектам трудовых отношений, выражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, в нормах о дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Развития производственной демократии – участие работников в управлении производством через своих представителей, выражается в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в нормах социального партнерства.

Экономическая – заинтересованность государства в нормальных, развитых трудовых отношениях, так как именно их развитие более всего влияет на экономические интересы государства. В трудовых отношениях создаются товары и вещи, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны. Реализуется данная функция через нормы, определяющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, так как через органы надзора и контроля государство отстаивает свои интересы.

В процессе развития отрасли трудового права и складывающихся в этой сфере общественных отношений вышеназванные функции проявляются по-разному и в неодинаковой степени. Так, в настоящее время заметно сужается функция развития производственной демократии. Из-за кризиса в экономике ослабло действие воспитательной функции, экономическая заинтересованность государства также незаметна, так как органы надзора крайне малочисленны и не способны обеспечить надлежащий контроль за соблюдением трудового законодательства.

Анализ функций трудового права

Элементарный анализ регулятивной функции позволяет сделать вывод, что нормотворческий орган, закрепляя в нормах трудового права правила поведения, взаимодействия субъектов этой отрасли права, в конечном счете направляет свои усилия на достижение баланса их интересов, выражающегося в установлении позитивных правил трудовой деятельности путем предоставления и обеспечения субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.

Охранительная – установление мер правовой защиты, юридической ответственности субъектов трудового права в целях предотвращения, пресечения их противоправного трудового поведения, т. е. охраны (защиты) законных свобод, «прав и интересов работников и работодателей»

Каждому виду интересов соответствует своя функция трудового права:

· обеспечение интересов собственника средств производства, работодателя в процессе труда и создание необходимых условий реализации (достижения) ими своих интересов (в правовом закреплении статуса работодателя, форм и средств его обеспечения в правовом закреплении статуса работодателя, форм и средств его обеспечения; в реализации работодателем предоставленных ему полномочий хозяйской властью или государством)

· обеспечение интересов наемного работника, трудового коллектива, их представителей (в закреплении в законодательстве о труде прав и обязанностей работников, трудового коллектива; использовании работниками, их объединением (трудовым коллективом) правовых средств защиты своих интересов);

· обеспечение интересов представителей работодателя (может быть признана самостоятельной в силу ряда правовых особенностей этой категории работников)

· правового обеспечения интересов работодателя

Источники трудового права.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

В трудовых отношениях создаются товары и вещи, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны.

Место принципа запрета дискриминации в системе принципов трудового права РФ

Ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важны социально-экономические права, появившиеся в XX в. и закрепленные в Международном пакте ООН от 16 декабря 1966 г. “Об экономических, социальных и культурных правах”, а также в различных ратифицированных нашей страной конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.

Пакт закрепил запрет дискриминации, равноправие женщин и мужчин, право граждан на труд, право на благоприятные условия труда (на справедливую заработную плату, на отдых, на охрану труда, на продвижение по работе). Он также предусмотрел права профсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда (ст. 11), право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены труда, обеспечение медицинской помощью (ст. 12), право на образование, в том числе высшее, одинаково доступное для всех. Все эти социально-экономические права Международного пакта ООН должны находить отражение и в системе основных принципов российского трудового права.

Трудовое законодательство призвано обеспечивать нормами права реализацию основных трудовых прав и обязанностей субъектов трудового права, т.е. работников и работодателей, профсоюзов и других субъектов данной отрасли права, являясь гарантиями этих прав и обязанностей. Общеправовые и межотраслевые, а также и отраслевые принципы российского права закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Статья 37 Конституции РФ закрепляет следующие принципы:

  • 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  • 2. Принудительный труд запрещен.
  • 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  • 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  • 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Читайте также:  Первоначальная стоимость основных средств

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 ТК РФ признаны:

  • 1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • 2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • 3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • 4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • 5) равенство прав и возможностей работников;
  • 6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существовании для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
  • 7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • 8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • 9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • 10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
  • 11) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • 12) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • 13) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля их соблюдения;
  • 14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • 15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • 16) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • 17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • 18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • 19) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Сформулированные в ст. 2 ТК РФ принципы проявляются в различных институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные – в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, направленный на защиту трудовых прав работников на всех стадиях трудового отношения.

Основополагающий принцип трудового права – принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда подразумевает и право вообще не заниматься трудом. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Так, согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Так, например, граждане, претендующие на должность частного охранника должны получить удостоверение установленного образца, обязательными требованиями для получения которого являются наличие гражданства РФ, достижение восемнадцатилетнего возраста, отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений и др. Предъявление указанных требований не будет считаться дискриминацией, поскольку эти требования установлены Законом РФ о частной охранной деятельности.

Вместе с тем, на наш взгляд, действующий ТК РФ содержит и юридическую коллизию в рассматриваемой сфере: так ст. 3 предусматривает запрет на ограничения в трудовых правах и свободах граждан в зависимости пола, расы, национальности, возраста и др., а ст. 59 предусматривает инициативу работодателя о заключении срочного трудового договора с пенсионерами по возрасту. Таким образом, возникновение трудовых отношений на неопределенный срок (посредством заключения трудового договора) ставится в зависимость от возраста, что может рассматриваться как проявление дискриминации.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда, и компенсации морального вреда.

Трудовой кодекс РФ выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудового права – недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эта Декларация является обязательной для государств – членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате (других условиях) труда.

Таким образом, дискриминация в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с требованием об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Возможна компенсация и морального вреда.

18 обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;.

ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Очевидно, что, хотя в качестве причины увольнения заявителя указывалась гармоничная рабочая атмосфера в компании, поводом для него определенно являлось известие о его ВИЧ-положительном статусе.

Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

  • 1. Запрещение дискриминации в сфере труда является краеугольным принципом правового регулирования социально-трудовых отношений, который наряду с упоминанием в ст. 2 ТК получил специальную развернутую регламентацию в ст. 3 ТК. Этим законодатель подчеркнул особую важность данного принципа, придаваемую ему как международным правом в целом, так и международным трудовым правом, а также нормами национальных правовых систем большинства демократических государств. Повышенное внимание законодателя к данному принципу объясняется тем, что он служит универсальной правовой гарантией, обеспечивающей всеобщее и естественное право человека на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 19 Конституции РФ).
  • 2. Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК запрет на дискриминацию основывается на положениях ст. 2 Всеобщей декларации прав человека и п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Международное трудовое право также уделило должное внимание этой проблеме и посвятило ее решению отдельную Конвенцию № 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25 июня 1958 г.). Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию. Кроме того, всеобщий запрет дискриминации содержится в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается как всякое ограничение трудовых прав и свобод или преимущество в трудовых правах и свободах, полученное в зависимости от любого из обстоятельств, перечисленных в данной статье (пола, расы, цвета кожи и т. п.), либо в зависимости от не указанных в данной статье обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника.

Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. Согласно указанной Конвенции дискриминация включает: а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим государством — членом МОТ по консультации с представительными организациями работодателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами. Термины «труд» и «занятия» обозначают в данном случае доступ к профессиональному обучению, труду и иным занятиям, а также оплату и условия труда (п. 3 ст. 1).

Наряду с принципиальным сходством определений «дискриминация», содержащихся в российском законодательстве и в Конвенции МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий», обращает на себя внимание ряд отличий: а) ст. 3 ТК относит к дискриминации лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст. 1 Конвенции данный термин охватывает всякое различие, недопущение или предпочтение в области труда и занятий; б) по смыслу ст. 1 Конвенции дискриминацией признаются те различия, недопущения или предпочтения в трудовых правах работников, которые приводят к нарушению равенства их возможностей либо обращения в области труда и занятий, о чем умалчивает ст. 3 ТК; в) обстоятельства, способные служить основанием для дискриминации, перечисленные в п. «а» ст. 1 Конвенции, дополнены в ч. 2 ст. 3 ТК указанием на язык, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст и место жительства; г) в соответствии с п. «Ь» ст. 1 Конвенции перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством — членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем также не говорит ст. 3 ТК.

Преодоление различий между этими нормами международного и российского трудового права должно осуществляться в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вместе с тем практика применения трудового права в России должна руководствоваться и более широким (в сравнении с изложенным в п. «а» ст. 1 Конвенции) перечнем обстоятельств, способных служить основой дискриминации. Ведь российский законодатель в ч. 2 ст. 3 ТК воспользовался заложенной п. «Ь» ст. 1 Конвенции возможностью расширения круга оснований дискриминации и тем самым возложил на отечественного работодателя дополнительные обязанности в части воздержания от совершения действий (бездействия), квалифицируемых по закону в качестве неправомерных и дискриминационных. Таким образом, в соответствии со всеми перечисленными правоположениями под запрет дискриминации в труде в России попадают любые произвольные различия в трудовых правах и свободах работников, которые не основаны на деловых качествах этих работников, количественных или качественных характеристиках их труда. Следует учитывать, что юрисдикционные механизмы защиты трудовых прав работников от дискриминации распространяются в настоящее время не только на отношения, вытекающие из факта нарушения уже имеющихся у работника прав, но и на его разнообразные интересы, направленные на установление новых или изменение существующих условий труда, а следовательно, и на приобретение работником новых трудовых прав (см. ст. 381 ТК и комментарий к ней).

  • 3. Рассматриваемая Конвенция и ч. 3 ст. 3 ТК не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относится к дискриминации. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции не считается дискриминацией любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на специфических требованиях таковой. Аналогичным образом ч. 3 ст. 3 ТК не рассматривает как дискриминацию установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями. В дополнение к этому ч. 2 ст. 3 ТК не считает дискриминацией те меры, которые продиктованы особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и для решения иных задач внутренней и внешней политики государства (например, прием на работу иностранных граждан только при наличии разрешений на работу, выданных в рамках установленных Правительством РФ квот). При этом важно иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 3 ст. 3 ТК единственной надлежащей формой введения таких ограничений в трудовых правах и свободах, а также установления различий, исключений и предпочтений в труде является федеральный закон. Само же ограничение трудовых прав может осуществляться лишь в той мере, в какой оно необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • 4. В качестве основного средства правовой защиты от дискриминации ч. 4 ст. 3 ТК называет обращение в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Под судом в данном случае следует понимать федеральный районный или городской суд (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК)).

Любому лицу для осуществления права на судебную защиту в данном случае достаточно самостоятельно идентифицировать себя как лицо, подвергшееся дискриминации. В практическом плане это означает презумпцию наличия дискриминации в обжалуемых действиях (бездействии) работодателя, вызывающую для последнего необходимость предоставлять доказательства, опровергающие выдвинутые против него обвинения. В случае подтверждения факта дискриминации пострадавшее от нее лицо имеет право на возмещение материального вреда и компенсацию морального вреда. В качестве такого лица может выступать не только работник, т. е. лицо, фактически находящееся в настоящее время или находившееся на момент соответствующего правонарушения в трудовом правоотношении с работодателем, но и любое другое физическое лицо, хотя и не имеющее формально статуса работника, но являющееся субъектом отношений, регулируемых нормами трудового права. По этой причине ст. 3 ТК оперирует не только термином «работник», но и понятиями «каждый», а также «лицо».

При определении размеров возмещения материального вреда и компенсации морального вреда следует руководствоваться правилами, содержащимися в гл. 37 ТК.

В случае подтверждения факта дискриминации пострадавшее от нее лицо имеет право на возмещение материального вреда и компенсацию морального вреда.

Добавить комментарий