Новые правила изъятия земли у собственников

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. “Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы. “Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. “Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Что делать с налогами

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Читайте также:  Как посмотреть размер пенсии на Госуслугах?

Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация.

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение ст.

Принудительное изъятие

Порядок изъятия земли в принудительном порядке для муниципальных нужд или нужд государства предусматривает возможность для владельца изначально решить вопрос мирным путём. Если договориться не удаётся, то орган вынужден обратиться в суд.

Только суд вправе принять соответствующее решение. Никакой государственный или муниципальный орган не может самостоятельно решить вопрос о том, чтобы забрать землю у собственника. Исходя из практики правоприменения, такие обстоятельства, как правило, носят спорный характер, поэтому владелец должен иметь возможность защитить свои законные интересы.

На ответ владельца земли закон отводит срок до трёх месяцев с момента вручения соответствующего оповещения.

Коллегия адвокатов Калужской области

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2020 года.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2020 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев.

Изымать землю и дома у россиян позволит новый закон

Чем опасен новый закон: снятие ограничений для застройщиков,сокращение сроков публичных слушаний, легализация старых проектов уплотнительной застройки, для стройки даже не потребуется регистрация участка в Росреестре,
изъятие участков и домов без согласования собственников жилья, возможно изъятие части любой, в т.ч. охраняемой территории.

Госдума принимает закон, который сделает жителей и собственников еще более беззащитными. Он снимает даже те минимальные преграды для застройки в городах, что существуют в настоящий момент, утверждают юристы.

23 июля думские депутаты встретились для второго чтения законопроекта №503785-7. Называется он довольно безобидно — «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)».

По сути документ регулирует права государства в отношении частной собственности, и юристы считают, что происходит это отнюдь не безобидным образом.

В частности, по словам опрошенных ЦИАН.Журналом юристов, законопроект легализует массовую точечную застройку и свободный снос жилых кварталов, не являющихся ветхими. Также государство сможет без суда изымать недвижимость. По словам юристов, все это «замаскировано» во второй и третьей редакциях законопроекта, но обо всем расскажем постепенно.

Между тем глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев заявил, что в ходе доработки документа ряд положений был изменен, и в итоге 23 июля депутаты рассматривали вариант, исключающий возможность изъятия земель у физических лиц. «Мы все правительственные поправки по изъятию земель отклоняем», — заявил Москвичев (цитата по er-duma.ru).

И все же, объясняет адвокат коллегии «Домбровицкий и партнеры» Станислав Станкевич и его коллеги-юристы с сайта dolewka.ru, проблем для жителей закон несет множество. И из представленной 20 июля версии (той самой, которую рассмотрели и приняли 23 июля) редакции следует, что частная собственность россиян в опасности — возможности для изъятия собственности людей сохранились.

В отредактированной ко второму и третьему чтениям версиях сохраняются такие положения, как возможность выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство без формирования и регистрации в кадастре самих земельных участков. Это значит, что строить можно в любом месте, не формируя границы участка, — а значит, можно попасть и в границы частных участков, в том числе — участков многоквартирных домов.

Миллионы частных земельных участков в стране не зарегистрированы в кадастре или учтены без точного определения границ (без точных координат), а земельные участки многоквартирных домов по большей части вообще не учтены в кадастре, говорят юристы dolewka.ru.

Чем опасен для собственников и жителей новый закон

1. Снятие ограничений для застройщиков

Как перечисляет адвокат Станкевич, к примеру, предлагается изменить ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (п. 13.2 части 2 «Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории»). Это значит, что можно будет изымать участки у собственников, причем при изъятии имущества при намерении комплексного развития территории правоприменитель не будет ограничен (раньше такое изъятие было предусмотрено лишь в отношении участков лиц, которым они были предоставлены на правах аренды или бессрочного пользования, но никак не собственников).

Кроме того, отныне, если местные власти решат самостоятельно заняться развитием территории, разрешение на стройку можно будет получить без документации по планировке развиваемой территории.

Застройка допускается без документов, ограничивающих максимальные параметры застройки конкретного земельного участка.

2. Сокращение сроков публичных слушаний

Еще одним проблемным местом являются общественные слушания. Срок их проведения предлагается сократить, а в некоторых случаях слушание и вовсе отменяется. Так, в редакциях законопроекта ко второму и третьему чтениям сокращается продолжительность с нынешних «не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования обсуждаемого проекта» до 1 и 3 месяцев соответственно. Таким образом, и ранее обделенные вниманием государства публичные слушания (один из немногих инструментов воздействия, доступных простым горожанам) будут еще более ущемлены.

3. Легализация старых проектов уплотнительной застройки

Еще одной проблемой является изменение в ст. 9 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Эти изменения предлагают «вернуть к жизни» все градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ) — в том числе и тех, что были выпущены с нарушением законодательства. Таким образом, будут легализованы тысячи точечных и уплотнительных строек, считают юристы.

4. Для стройки даже не потребуется регистрация участка в Росреестре

Изменения, вносимые в статьи 57.3 и 48 Градостроительного кодекса, позволят строить без предоставления земельного участка и его регистрации в Росреестре, размывая таким образом нормы материального права и возможности защиты частного имущества. Кроме того, объясняют юристы сайта, данный механизм можно будет использовать для захвата земельных участков и уплотнительной застройки.

5. Изъятие участков и домов без согласования собственников жилья

И, наконец, важнейшим моментом являются изменения, вносимые в часть 3 статьи 46.9 «Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества». Согласно этим изменениям, «если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному и устойчивому развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется».

Как объясняют юристы, это значит, что «любое указанное в данной поправке распоряжение зданием или земельным участком может привести к нарушению основных гражданских прав собственников имущества», ведь «участки, перешедшие в силу закона в собственность вместе с приватизацией зданий, не отражены в реестре недвижимости как собственность граждан, а продолжают считаться неразделенной собственностью муниципального образования или госсобственностью».

По словам юриста Станислава Станкевича, сейчас комплексное развитие территории могут инициировать собственники аварийных домов и домов, вошедших в иные адресные программы, расположенных на этой самой «развиваемой территории». При этом в градостроительном кодексе не указано, сколько их требуется для начала застройки под видом «развития» и как быть с правами собственников соседних не аварийных домов (которые ни о каком «развитии» и не помышляют). По поправкам в первой редакции инициаторами этого комплексного развития на их территории могли быть любые дома.

«Сейчас эта поправка ко второй редакции действительно исчезла, — признает собеседник ЦИАН.Журнала. — Но зато есть положение о том, что теперь собственные адресные программы могут инициировать муниципалитеты (и вести застройку на муниципальном уровне)».

6. Возможно изъятие части любой, в т.ч. охраняемой территории

Есть и еще один острый момент — законопроект разрешает без публичных слушаний однократно изменить вид разрешенного использования земли или «один или несколько предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции» (пусть и не более чем на 10%). Участвовавшая в рассмотрении документа депутат от «Справедливой России» Галина Хованская выступала против этого пункта (ее возражение не приняли) и приводила пример:

«Это была территория культурного наследия или исторического поселения, а станет, например, зоной, чтобы построить торговый центр или многоквартирный дом. И это не требует проведения публичных слушаний! Ну приехали — хоть на 10%, но откусим, и неважно, что там. Мы категорически против такого изменения». (Цитата по newdaynews.ru).

Юристы: сняты последние преграды перед застройкой

«Проблема [градостроительных конфликтов] распространится на всю страну»

Первое чтение прошло в ноябре 2018 года. Тогда документ направили на доработку. Ко второму чтению (23 июля) авторы законопроекта изменили целый ряд положений. Но и в обновленном виде он вызывает массу вопросов и опасений.

«Закон и раньше вызывал много нареканий, потому что снимаются даже те минимальные преграды для непродуманной хаотичной, в том числе и точечной, застройки в городах, которые существуют на сегодняшний день», — говорит адвокат и председатель МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова, защищающая в суде интересы жителей 47-48 кварталов московского района Кунцево (почитать об этом можно здесь).

По словам Власовой, речь в законопроекте идет о том, что если принимается программа комплексной застройки уже ранее застроенной территории, то без всяких публичных слушаний или других форм учета коллективного мнения жителей и прочих обязательных и привычных согласований начинается строительство, под которое спокойно изымаются объекты частной собственности — земельные участки, здания, сооружения и т.д.

Получается, что государство убирает даже те минимальные гарантии граждан, которые были раньше. И собственники, и жители остаются беззащитными.

Эти проблемы хорошо знакомы жителям 47-48 кварталов Кунцево, деревни Терехово в Хорошево-Мневниках (где за изымаемые под строительство дороги дома выплачивают отнюдь не рыночную цену), в районе Преображенское — природный комплекс Архиерейского пруда и т.д. Во всех этих случаях были проведены публичные слушания, в ходе которых местные жители выступали против проектов застройки. Но к их мнению никто не прислушался.
«И если раньше эта проблема была в основном московской, то теперь она распространится на всю страну, — говорит Ольга Власова. — На мой взгляд, законодательство в области градостроительной деятельности (а оно довольно сложное) на сегодняшний день не соблюдается. Его бы наоборот упорядочить и ужесточить контроль за соблюдением, а произойдет обратная ситуация — власти будут делать все, что захотят».

«На сегодняшний день и так достаточно много проблем, которыми нужно заниматься. А власти вместо того, чтобы упорядочить и ужесточить существующее градостроительное законодательство, принимают новый закон, противоречащий всем ныне действующим законам и прямо нарушающий конституционные права граждан», — заключает Власова.

«Цель законопроекта — распоряжение частными земельными участками»

Юрист Станислав Станкевич считает, что сам по себе законопроект №503785-7 — не революционный шаг, а всего лишь один из шажков, направленных, по его мнению, на захват земельных участков, в том числе — участков многоквартирных домов.

Читайте также:  Советский стаж при начислении пенсии в 2020 году

По словам юриста, нет ни одного документа, по которому городские земли переходили бы от советского государства не новому собственнику, а к городской администрации. «Получается, что власти, призывая на помощь Госдуму, пытаются распоряжаться чужими, не принадлежащими им землями. Эти поправки (что в первой, что во второй редакции) направлены на отъем общего имущества жильцов многоквартирных домов», — заключает Станкевич.

В итоге то самое комплексное развитие территорий (что «развитие», что «территория» — это крайне размытые, неопределенные понятия, отмечает эксперт) является ни чем иным, как вмешательством в сложившиеся жилые кварталы и земельные участки, которые должны были быть оформлены в общую собственность собственников многоквартирных домов, но оформлены не были (потому что московские власти много лет противодействуют оформлению прав). Как результат — появляются точечные застройки, вторгающиеся в сложившиеся кварталы жилой застройки, объясняет юрист.

Все это несет риски ухудшения имущественных прав граждан — в том числе новую волну точечных застроек и строительства там, где его вообще не должно быть, ограничения прав граждан на участие в градостроительной деятельности. Таким образом, делает вывод адвокат Станкевич, градостроительная политика уходит в тень.

«Данная инициатива опасна»

Право собственности — это право человека, и никто на это право не может покушаться и произвольно его ограничивать, утверждает Мария Архипова (Баст), адвокат, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека. «В исключительных случаях (т.е. в интересах демократического общества, соблюдения процедуры правового государства) право собственности может быть ограничено или изъято. С точки зрения правового государства, такое изъятие не может быть произвольным, а только по решению суда: судебные гарантии являются неотъемлемой частью соблюдения права собственности как права человека».

«В итоге, — продолжает Архипова, — возникает предложение произвольного изъятия частной собственности, что само по себе является нарушением права собственности, права человека. Данная инициатива опасна».

Москвичи: «ничего больше покупать не буду»

Подписывающие петицию на Change.org объясняют недопустимость принятия закона №503785-7, используя самые разные аргументы. Так, например, Вера Николаева говорит, что закон «отменяет частную собственность в России», а Сергей Новожилкин заявляет, что против законопроекта, поскольку против «антиконституционных решений всех ветвей власти».

Работая над текстом, ЦИАН.Журнал выяснил мнение москвичей.

Николай Белов активно интересуется градостроительным законодательством — хотя бы в силу того, что живет в сталинской пятиэтажке с 23% износом — речь идет о доме № 17 по Осташковской улице. По его словам, они с соседями с трудом отбились от участия в программе реновации и недавно приватизировали землю под домом. По его мнению, обсуждаемый законопроект ликвидирует право частной собственности в России: теперь под снос и изъятие можно подвести любой дом и любой земельный участок, и не надо будет обосновывать это государственной нуждой. Но больше, говорит москвич, никогда никакой собственности покупать не будет.

«Если застройщику понравился кусок земли с домами, где живут люди, то органы власти смогут продать его застройщику, а мнение самих собственников никак не учитывается и отказаться от сноса невозможно. Поэтому этот законопроект даже страшнее реновации», — резюмирует собеседник ЦИАН.Журнала.

23 июня против принятия законопроекта у входа в Госдуму прошла целая серия одиночных пикетов.
По свидетельствам очевидцев, выразить таким образом свое отношение решили несколько десятков человек. Среди пикетчиков успел отметиться и Сергей Митрохин, выразивший на своей странице в Facebook отношение к происходящему так: «Вряд ли хотя бы 0,1% населения РФ понимает, что сегодня Госдума проголосует за ограничение права всех граждан на владение собственным жильем. Муниципальные власти (в Москве — городские) смогут сносить жилые дома без согласия их собственников».

1001 способ относительно честного изъятия

Третьего чтения ждать полгода не стали — в очередной раз законопроект стали изучать уже на следующий день.

По словам адвоката Станислава Станкевича, текст третьей редакции практически не отличается от предыдущей версии, а это значит, что документ, скорее всего, примут в уже известном нам виде.

«Если кто-то считает, что слова о бессудном изъятии будут также явным образом написаны в законе, как на заборе, они будут разочарованы», — говорит Станкевич и объясняет, как выглядит бессудное изъятие в ловких руках правоприменителей.

«Строительство без предоставления застройщику земельного участка в городах, где большинство участков не стоит на кадастровом учете, легко позволяет лишить собственников многоквартирного дома части земельного участка.

Реанимация законопроектом (восстановление использования) без каких-либо оговорок всех утвержденных до 1 июля 2017 года Градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) позволит легализовать, продолжить или начать тысячи точечных и уплотнительных строек. Ранее же действия по многим ГПЗУ были приостановлены в связи с тем, что зачастую ГПЗУ были выпущены с нарушением законодательства, в том числе без публичных слушаний.
Замена вида использования земельного участка путем изменения правил землепользования и застройки без оповещения граждан и публичных слушаний также может быть использована для строительства в тех местах, где ранее это было невозможно: например, на месте вспомогательных строений на участках многоквартирных домов».
«В этих случаях при подаче заявлений в суды люди столкнутся с тем, что нарушающие их права действия отныне будут записаны как легальные в федеральных законах. Ни обеспечительных мер в виде приостановки строительства, ни решений в пользу жителей можно не ожидать. И это — только часть заложенных в данном законопроекте механизмов изъятия имущества, которые до сегодняшнего дня еще перспективно (возможно) обжаловать в суде, а после принятия данного законопроекта уже практически не удастся», — резюмирует юрист.

Как объясняют юристы, это значит, что любое указанное в данной поправке распоряжение зданием или земельным участком может привести к нарушению основных гражданских прав собственников имущества , ведь участки, перешедшие в силу закона в собственность вместе с приватизацией зданий, не отражены в реестре недвижимости как собственность граждан, а продолжают считаться неразделенной собственностью муниципального образования или госсобственностью.

На основании чего государство изымает земли

Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений. В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.

Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.

При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.

Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2020 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны п.

Земельная реформа: как будут изымать участки в “новой Москве”

Парламентарии утвердили новый порядок изъятия земли из частной собственности.

Государственная Дума приняла в третьем чтении новый законопроект об упрощении процедуры изъятия из собственности земель, находящихся на территории новой Москвы. Фактически перевод земель из частной собственности в государственную или муниципальную на присоединённых территориях теперь будет носить уведомительный характер. Единственный способ для владельцев выиграть в этой ситуации – чётко понимать размер положенной компенсации.

Официально документ вступит в законную силу лишь после одобрения Советом Федерации и президентом. Процесс, скорее всего, не затянется: упрощённая схема изъятия земли была утверждена в довольно короткие сроки – документ был внесён в парламент в ноябре 2012 года, а его рассмотрение началось лишь в минувшем январе. Законопроект имеет ограниченный срок действия: изымать недвижимость по упрощённой схеме власти смогут лишь до 1 января 2020 года, то есть в ближайшие 6,5 лет. При этом фактическое время применения окажется ещё короче: резервировать участки для переоформления власти смогут только до 31 декабря 2015 года.

Упрощённая схема изъятия будет применяться лишь для земель, которые понадобились для строительства присутственных учреждений федерального и городского уровня, прокладки дорог и возведения инфраструктурных сооружений. В ближайшем будущем городские власти должны будут выбрать, то есть зарезервировать, участки, которые понадобятся для решения государственных задач, и перевести их из частной собственности в муниципальную или федеральную.

За два месяца до выхода постановления об изъятии власти должны вооружиться информацией обо всех собственниках земли и опубликовать проект документа в официальных СМИ и на сайтах органов власти. В сообщениях должна быть указана цель изъятия, границы участка и адрес. Всем собственникам, чьи права на землю закреплены в базе Росреестра, будет выслано отдельное уведомление в виде заказного письма. Остальные заинтересованные владельцы могут подать заявление об учёте их требований при отъёме надела.

Если официальных владельцев не найдётся, а никаких заявлений о правах подано не будет – через два месяца чиновники подадут заявление в суд о признании выбранного участка бесхозным и распорядятся им по своему усмотрению. Согласно действующему законодательству, оспорить перевод земли вновь выявленный собственник сможет точно так же – в судебном порядке, для того чтобы заявить свои требования, у землевладельцев есть ещё два года. Но процедура, скорее всего, окажется довольно трудоёмкой, после перевода земли в городскую или федеральную собственность её кадастровые данные вполне могут быть изменены.

Затем у собственника и чиновников появляется ещё три месяца для заключения соглашения сторон. Главным основанием для изъятия станет денежная компенсация, рассчитанная на основании рыночной стоимости земли. Проводить оценку чиновники будут самостоятельно, указывая размер материального возмещения уже в уведомлении об изъятии. Владельцы недвижимости могут оспорить рассчитанную сумму, правда, для этого придётся приложить обосновывающие документы. Аргументом в споре с властями может стать, например, протокол проведённой риелторской оценки.

Если за три месяца соглашение между сторонами так и не будет достигнуто – власти подадут в суд исковое заявление о принудительном изъятии земли. В порядке разбирательства собственник повторно сможет озвучить свои аргументы об увеличении стоимости земли. Если суду они покажутся несущественными – участок изымут в принудительном порядке за первоначальную стоимость, утверждённую официальными структурами. Деньги за землю по итогам сделки перечисляют на счёт бывшего собственника или уполномоченного нотариуса.

Проблемы могут возникнуть, если права на землю есть не только у официального собственника, но и у третьих лиц. Например, был заключён договор аренды. Юридически такое соглашение станет ничтожным сразу после изъятия земли, но выплачивать неустойку арендатору владельцу недвижимости придётся самостоятельно. В подобной ситуации собственник может потребовать увеличения размера компенсации за изымаемую землю.

Условия для частников

Компенсировать переселенцам должны не только стоимость земли, но и всё сносимое имущество. У дачников, которые владеют не только участками, но и индивидуальными жилыми домами, окажется больше всего возможностей. Помимо денег, взамен изымаемой недвижимости может быть предоставлена квартира, аналогичный участок с типовым домом или же надел и средства для строительства жилья. Обменять сносимый дом на деньги будет нельзя, только если он выступает единственным местом жительства. Стоит учитывать, что договоры пожизненного владения точно так же оцениваются в качестве прав собственности.

Отказать в компенсации власти имеют право лишь в нескольких случаях: если постройки появились на земле уже после уведомления о резервировании или если дома появились незаконно – например, были построены на землях, вид разрешённого использования которых предполагает лишь проведение сельскохозяйственных работ. Издержки по сделкам, например, договорам аренды, заключённым после принятия решения об изъятии, также не будут выплачиваться.

Читайте также:  Агентский договор на сдачу недвижимости в аренду

Застройка выведенных из частной собственности территорий будет также вестись вне общественного ведения. В частности, для градостроительных проектов, предназначенных к реализации на новых территориях, не требуется проведение традиционных для Москвы публичных слушаний. Согласовывать потенциальные проекты застройки городским властям придётся лишь с федеральными чиновниками, которые обязаны выдать своё заключение на проект в течение месяца. Вид разрешённого использования земли может быть изменён на основании принятого плана градостроительного развития. Отдавать землю в аренду застройщикам в дальнейшем можно будет без проведения торгов.

В порядке разбирательства собственник повторно сможет озвучить свои аргументы об увеличении стоимости земли.

Изъятие земли у собственников по новым правилам

Правительственными поправками к законопроекту № 778655-6, о которых я писал ранее (http://zakon.ru/blog/2015/09/11/razvitie_promyshlennyx_zon_prevratitsya_v_razvitie_territorij) предусматривается не только изменение правового регулирования вопросов развития территорий, но и установление новых правил изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, дополнив статью 284 (изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением) положением о том, что признаки неиспользования земельных участков определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 285 (изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства) излагается в новой редакции:

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе вызывает значительное ухудшение экологической обстановки или влечет за собой существенное снижение плодородия почв, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Признаки названной в настоящей статье деятельности определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В действующей редакции основанием для изъятия земельного участка является его использование с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Предусмотренные поправками критерии кажутся более четкими. Для изъятия необходимо будет одновременное соблюдение двух условий:

– использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование;

– такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Но как быть если деятельность на земельном участке введется в соответствии с его разрешённым использованием (например – строительство), но создает угрозу жизни людей, или сохранению памятникам истории и культуры? Из буквального смысла этой нормы следует, что в таком случае участок изымать нельзя.

Также предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 286, а пункт 2 изложить в новой редакции, закрепив в нем правило о том, что порядок изъятия ненадлежаще используемого земельного участка, определяется земельным законодательством.

Наиболее существенные нововведения содержатся в части поправок, предусматривающих внесение изменений в Земельный кодекс РФ

В него авторы поправок хотят внести новую статью 44.1 «Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием». Данные основания более подробно воспроизводят рассмотренные выше положения Гражданского кодекса РФ.

Принципиально новой будет являться статья 54.1 «Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника».

Согласно ее положениям, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется у частного собственника по основаниям, определенным в соответствии со статьей 44.1 настоящего Кодекса после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей признаки, и при условии, что нарушение не устранено. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный в предупреждении срок орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора (постановления о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности, предупреждения, акта проверки выполнения такого предупреждения и иных необходимых документов) в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Заявление об изъятии земельного участка, подаваемое в суд, должно предусматривать следующие требования:

1) о разделе земельного участка, и продаже одного или нескольких образованных

из него земельных участков, в границах которого (которых) имеются признаки ненадлежащего использования, с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади меньшей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка);

2) о продаже земельного участка с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади большей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка или если раздел земельного участка не допускается).

Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов, понесенных в связи с подготовкой и проведением публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка (в случае проведения таких работ), а также расходов, связанных с возмещением вреда окружающей среде в случае, если вред окружающей среде не был возмещен бывшим собственником земельного участка.

Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Очевидно, что это положение нуждается в уточнении, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит составов правонарушений, все признаки которых совпадали бы с основаниями для изъятия земельных участков. Например, часть 1 статьи 8.8 предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но в ней ничего не говорится про признаки такого использования в виде опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, угрозы сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры. В этом случае необходимо будет либо вносить изменения в КоАП РФ, либо конкретизировать составы правонарушений назначение наказания за совершение которых будет являться основанием для изъятия земли.

Пока в открытых источниках нет информации о том, были ли эти поправки внесены в Государственную Думу, но очень вероятно, что если подобные идеи обнародовались для публичного обсуждения, в скором времени в той или иной форме будут предприняты попытки совершенствования правового регулирования процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

Например, часть 1 статьи 8.

Признаки неиспользования земельного участка

Постановление Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержит признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три:

  • отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая;
  • большой процент присутствия сорняков (свыше тридцати процентов от общей площади земли);
  • большая залесенность, закустаренность или заболоченность участка и прочее.

Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.

Процедура изъятия участков

К счастью, алгоритм «Утром, деньги – вечером, стулья», в данной ситуации разнесен по времени – обнаружив нарушения, органы пожарного надзора обязаны составить акт и выдать владельцу участка соответствующее предписание, на их устранение. Срок на ликвидацию выявленного составляет шесть месяцев. Если по его истечении никаких улучшений – изъятие по суду.

Не получилось продать сразу – снижение стоимости на 20% и повторные торги. Выручка, за вычетом накладных расходов (кадастровые мероприятия, оценка, сами торги) поступает бывшему владельцу. Новый же владелец обязан устранить все, за что участок отобрали у предыдущего.

Действительно, заросшие сухостоем, захламленные участки потенциально опасны и в случае чего, пыхнут, как пороховая бочка.

Верни гектар

Речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. Инициатива не касается садовых, огородных участков, земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства и тех, на которых находится жилая недвижимость.

“Как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, площадь используемой пашни в России с 1990 года сократилась на 37,8 миллиона гектаров. Это больше используемой пашни во Франции, Германии и Великобритании вместе взятых! – напоминает президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. – Огромные территории просто зарастают бурьяном”.

И это, предупреждает собеседник “Российской газеты”, не только упущенная прибыль, но и, например, основная причина ландшафтных пожаров во многих российских регионах. Так что это не просто экономика, но и безопасность. “Однако власти, – предупреждает Александр Родин, – которые инициируют изъятие земель, должны четко понимать, что им придется найти нового добросовестного арендатора или нового собственника”.

Но до этого землю, которую не используют по назначению, держат для дальнейшей перепродажи или в качестве залога для большого кредита, еще надо “отбить”. В министерстве имущественных отношений Удмуртии, которое стало инициатором проекта, пояснили: участки, бывает, не попадают в список проверки Россельхознадзора, например из-за того, что это малый бизнес. Дело в том, что Россельхознадзор подходит к контролю земель сельхозназначения с точки зрения риск-ориентированного подхода, то есть устанавливает критерии, по которым они проводят проверки.

“И даже если в течение трех лет где-то выявят нарушения, а власти муниципалитетов сообщат об этом, чаще всего люди просто делают переуступку прав, и тогда все начинается заново, – рассказал “РГ” первый замминистра имущественных отношений Удмуртии Антон Сычугов. По его мнению, земля не должна пустовать три года: первый год – на подготовку, а на второй – надо пахать.

Но одним сокращением сроков не обойтись. Есть еще одна проблема. О ней сообщил председатель постоянной комиссии госсовета республики по агропромышленному комплексу Владимир Варламов. “Процедура изъятия очень сложная, – пояснил он. – Надо разработать какие-то упрощенные механизмы изъятия земельных участков, потому что пройти через это сегодня весьма непросто”.

И с этим надо спешить. В Удмуртии подсчитали: в регионе 1,8 миллиона гектаров сельхозугодий. Из них пашня – 1,3 миллиона гектаров, а обрабаты вают пока только 930 тысяч гектаров. С такой интенсивностью на “окультуривание” уйдет столетие.
Ситуация и проблемы очень знакомые и в других регионах.

Андрей Примак, начальник отдела по работе с уполномоченными органами по проекту “Дальневосточный гектар” Министерства имущественных отношений Хабаровского края:

– Хватит ли двух лет для освоения земли? Зависит от того, какие установлены критерии, заброшена земля или нет и каковы цели ее использования. Существующий сейчас срок три года в большинстве случаев большой. Недавно специалисты регионального минсельхоза обследовали более четырех тысяч гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Выяснилось, что более 2,8 тысячи из них простаивают без дела. С другой стороны, очень тяжело будет доказать, к примеру, пасутся там коровы или не пасутся два года.

Вадим Курбанов, глава комитета Костромской облдумы по агропромышленной политике, развитию сельских территорий, природным ресурсам и экологии:

– Мы еще в 2016 году выходили с законодательной инициативой в Госдуму о сокращении срока освоения земли до одного года. Тогда нас не поддержали. Но я считаю, если предприятие или арендатор планирует заниматься землей, за два года он вполне может показать какое-то движение по участку. Зачастую неиспользуемые земли находятся в залоге, и чтобы не попасть под штрафные санкции, договоры по ним переоформляют каждые три года.

Нерсес Тер-Акопян, заместитель главы Мясниковского района Ростовской области:

– Такой закон нужен. Люди хотят брать землю, хотят работать на ней, но свободных наделов нет! Собственники, которые не занимаются землей, приходят в суды, показывают свидетельства и говорят, что используют землю. Доказать обратное крайне сложно. Хотя, нужно сказать, для Юга России эта проблема не столь актуальна. У нас прекрасная плодородная почва, она всегда в деле.

– Мы еще в 2016 году выходили с законодательной инициативой в Госдуму о сокращении срока освоения земли до одного года.

Изъятие земли у собственника: возможные основания

Принудительное прекращение прав собственников на земельные участки является одним из способов обеспечения баланса публичных и частных интересов в земельных правоотношениях. Так:

  • земельный участок может быть изъят у любого собственника или за нарушение требований законодательства, или для публичных нужд;
  • государство не может осуществлять изъятие земли по своему усмотрению, без особых на то оснований и соблюдения установленных правил.

В связи с этим законодатель подробно регламентирует данные процессы, начиная с установления перечня возможных причин изъятия земельных участков у собственников.

Общее руководство по изъятию имущества у собственников содержится в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ). В Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) эти правила уточняются применительно к земельным правоотношениям.

Изыматься могут земли любого назначения, находящиеся в частной собственности. В основном финансовые потери собственника подлежат компенсации.

Обратите внимание! При необходимости допускается изъятие части земельного участка. В этом случае, согласно разъяснениям Росреестра (письмо от 14.05.2010 № 14-3738-ГЕ), предварительно требуется провести работы по образованию новых земельных участков в соответствии с главой I.1 ЗК РФ.

2010 14-3738-ГЕ , предварительно требуется провести работы по образованию новых земельных участков в соответствии с главой I.

Добавить комментарий