Определение по санитарным нормам жилого дома

Прокурор разъясняет – Прокуратура Тамбовской области

Согласно вступившим в силу с 01 марта 2021года новым санитарным правилам на управляющие организации возложена обязанность по осуществлению ежедневной уборки в местах общего пользования в многоквартирных домах.

Так, пункт 126 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусматривает, что в помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Однако 15 марта 2021 года Роспотребнадзором издано Письмо N 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» из которого следует, что относительно проведения ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность.

В связи с вышеизложенным, в адрес Территориальных органов Роспотребнадзора направлено методическое письмо, в соответствии с которым при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за содержанием помещений общего пользования многоквартирных жилых домов, в части кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств, необходимо исходить из следующего.

В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения” (вместе с “Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме”) (далее – Минимальный перечень услуг и Правила оказания услуг, соответственно).

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

б) в договоре управления многоквартирным домом – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;

в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива – в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

г) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме – в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) в решении застройщика – в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом.

На основании вышеизложенного, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием помещений общего пользования многоквартирных жилых домов в части кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств, необходимо осуществлять с учетом требований жилищного законодательства.

Кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-21.

Прокуратура Староюрьевского района

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

29 июня 2021, 21:47

Уточнения по порядку применения санитарных правил

Согласно вступившим в силу с 01 марта 2021года новым санитарным правилам на управляющие организации возложена обязанность по осуществлению ежедневной уборки в местах общего пользования в многоквартирных домах.

Так, пункт 126 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусматривает, что в помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Однако 15 марта 2021 года Роспотребнадзором издано Письмо N 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» из которого следует, что относительно проведения ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность.

В связи с вышеизложенным, в адрес Территориальных органов Роспотребнадзора направлено методическое письмо, в соответствии с которым при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за содержанием помещений общего пользования многоквартирных жилых домов, в части кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств, необходимо исходить из следующего.

В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения” (вместе с “Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме”) (далее – Минимальный перечень услуг и Правила оказания услуг, соответственно).

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

б) в договоре управления многоквартирным домом – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;

в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива – в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

г) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме – в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) в решении застройщика – в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом.

На основании вышеизложенного, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием помещений общего пользования многоквартирных жилых домов в части кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств, необходимо осуществлять с учетом требований жилищного законодательства.

Кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-21.

Гигиенические требования к жилым помещениям

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). В российском законодательстве понятие “жилище” определено в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся:

– жилой дом, часть жилого дома (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании);

– квартира, часть квартиры – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

– комната, т.е. часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В данной статье мы расскажем о некоторых гигиенических требованиях к жилым помещениям и особенно акцентируем Ваше внимание на условия размещения помещений общественного назначения в жилых зданиях.

В соответствии со статьей 23 Федерального Закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые установлены (регламентированы) в СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.

К Вашему сведению, требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.

Сегодня практически в каждом многоэтажном жилом доме на 1 этажах размещены помещения общественного назначения – магазины, парикмахерские, аптеки, отделения банков и т.д. Вы спросите – возможно ли это?

Да возможно. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, но при условии соблюдения ими некоторых требований. Это:

– соблюдение гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям;

– наличие отдельного входа, изолированного от жилой части здания;

– загрузка материалов, продукции выполняется с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей, обратите внимание – со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается;

– наличие автономной вентиляции, допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов.

Особенно часто поступают жалобы от граждан на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, от работы систем кондиционирования воздуха, холодильного оборудования помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, а также на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, инженерно-технологическим оборудованием самого жилого здания (лифты, отопительные приборы, оборудование).

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводит инструментальные измерения уровней звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, по результатам которых выдает экспертное заключение о соответствии (несоответствии) требованиям санитарного законодательства. Для этих целей сначала необходимо провести измерения при включенном работающем оборудовании, а затем при выключенном оборудовании. Предельно допустимые уровни звукового давления регламентированы для дневного времени суток (с 7до 23 часов) и ночного времени суток (с 23 до 7 часов).

Также, очень часто поступают обращения граждан на недопустимые условия микроклимата и воздушной среды в жилых помещениях.

Параметры микроклимата регламентированы санитарным законодательством и зависят от периода года и назначения помещений.

Определение по санитарным нормам жилого дома

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ МНОГОКВАРТИРНЫЕ

Multicompartment residential buildings

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – Акционерное общество “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (АО “ЦНИИЭП жилища”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 54.13330.2011 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами [1] и [2], выполнения требований Федерального закона [3], повышения уровня гармонизации с требованиями международных нормативных документов, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях.

Свод правил выполнен авторским коллективом: АО “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (канд. архит. проф. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков (отв. исп.), канд. архит., доц. Н.В.Дубынин, арх. С.А.Куницын, инж. Ю.Л.Кашулина, инж. М.А.Жеребина); АО ЦНИИПромзданий (канд. техн. наук Т.Е.Стороженко); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (вед. науч. сотр. В.Н.Суворов); ОАО “Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве” (А.И.Тарада), ООО “Верхне-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга” (М.В.Андреев).

Читайте также:  Срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО и КАСКО

Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, руководитель темы – канд. архитектуры Д.К.Лейкина, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – Ю.Л.Кашулина, А.И.Хорунжая); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (В.Н.Суворов).

Изменение N 3 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – канд. техн. наук М.Ю.Граник, Ю.Л.Кашупина, А.И.Хорунжая).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

* Здесь и далее по тексту высота жилого здания – в соответствии с определением по пункту 3.1 СП 1.13130.2009

1.2 Свод правил не распространяется: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СП 55.13330, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками; мобильные жилые здания; жилые помещения маневренного фонда, указанные в [4, статья 92, часть 1, пункты 2)-8)].

1.3 В процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33125-2014 Устройства солнцезащитные. Технические условия

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 58020-2017 Система коллективного приёма сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания. Основные параметры, технические требования, методы измерений и испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах”

СП 20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия” (с изменениями N 1, N 2)

СП 21.13330.2012 “СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах” (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 “СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений” (с изменениями N 1, N 2)

СП 24.13330.2011 “СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 25.13330.2012 “СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 28.13330.2017 “СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии” (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” (с изменением N 1)

СП 31.13330.2012 “СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)

СП 42.13330.2016 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий” (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

СП 55.13330.2016 “СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные” (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

СП 60.13330.2016 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 “СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы” (с изменениями N 1, N 2)

СП 63.13330.2018 “СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения”

СП 70.13330.2012 “СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции” (с изменениями N 1, N 3)

СП 71.13330.2017 “СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия” (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 “СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны” (с изменениями N 1, N 2)

Новые СанПиН: полезные для УО и ТСЖ рекомендации Роспотребнадзора

17 мая Роспотребнадзор издал методические рекомендации по выполнению санитарно-эпидемиологических требований новых СанПиН 2.1.3684-21. Узнайте, какие рекомендации по соблюдению правил и норм дало ведомство, как часто УО должны делать влажную уборку в подъездах домов и как содержать контейнерную площадку для ТКО.

Новые СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу 1 марта 2021 года и вызвали вопросы у организаций и экспертов ЖКХ

СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу с 1 марта 2021 года. В них прописаны правила и нормы по содержанию контейнерных площадок, территорий и помещений, качеству воды, воздуха и почвы. Документ утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и будет действовать до 1 марта 2027 года.

Новые правила и нормы напрямую касаются управляющих многоквартирными домами: организаций, ТСЖ и кооперативов. Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень их обязанностей.

Когда СанПиН 2.1.3684-21 были утверждены, новость о документе быстро распространилась в профессиональном сообществе и вызвала негативную реакцию экспертов, законодателей и организаций, работающих в ЖКХ. Причина тому – п. 126 СанПиН 2.1.3684-21, где прописано требование к ежедневной влажной уборке мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств. Исполнение этого требования может привести к значительному росту размера платы за жилое помещение для собственников.

Об этом в Роспотребнадзор, Правительство и Госдуму России писали управляющие организации, законодатели и профильные ассоциации. Член партии «Единая Россия», депутат Мосгордумы Александр Козлов просил приостановить действие правил и доработать их вместе с экспертами ЖКХ.

В итоге Роспотребнадзор направил в Минстрой РФ письмо, в котором дал первые разъяснения по применению СанПиН 2.1.3684-21.

Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации с разъяснениями отдельных положений СанПиН 2.1.3684-21

В письме Минстрою РФ ведомство признало, что требование по ежедневной влажной уборке в МКД – техническая неточность. Периодичность проведения уборки в доме определяют собственники помещений на общем собрании и отражается в договоре управления.

Эту же точку зрения на толкование нормы об уборке Роспотребнадзор отразил в Методических рекомендациях от 17.05.2021 МР № 2.1.0246 – 21 по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, вошедших в СанПиН 2.1.3684-21 (далее – МР). Рекомендации коснулись и других пунктов документа, которые напрямую касаются работы управляющих домами.

Согласно п. 1.2 МР, нормы и правила 2.1.3684-21 могут использовать в своей работе граждане, юрлица, ИП, органы власти и муниципалитеты, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции объектов. Документ содержит несколько тематических разделов. Среди них пояснения по содержанию городских и сельских территорий, обеспечению качества питьевой воды, содержанию зданий и помещений и обращению с ТКО.

Рассмотрим рекомендации, которые важны для управляющих домами в их работе по содержанию общего имущества собственников: кратности влажной уборки в доме и организации контейнерных площадок для ТКО.

Частоту влажной уборки в МКД устанавливают собственники на общих собраниях или застройщик

В п. 8.2 МР Роспотребнадзор подробно остановился на определении периодичности влажной уборки полов в местах общего пользования многоквартирных домов. В п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что делать это следует с применением моющих и чистящих средств ежедневно. Но в МР ведомство отметило, что частота уборки должна соответствовать нормам жилищного законодательства.

  • решении ОСС при непосредственном управлении домом;
  • договоре управления с УО;
  • порядке, определённом в Уставе ТСЖ или кооператива;
  • договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества согласно ч. 1.1 ст. 164 ЖК РФ;
  • решении застройщика в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ.

При проведении санэпиднадзора за содержанием помещений общего пользования МКД Роспотребнадзор рекомендовал учитывать требования жилищного законодательства к кратности влажной уборки в домах.

Собственник площадки для ТКО отвечает за её содержание и вправе подать запрос на оценку её соответствия нормам НПА

  • Нельзя промывать и дезинфицировать контейнеры прямо на площадках (п. 8.1 МР). Где это делать, должны определить органы местного самоуправления.
  • Проводить уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки может собственник площадки самостоятельно или специализированные организации по договору с ним.
  • Кратность вывоза ТКО с мест их накопления зависит от температуры воздуха. При плюс 5°C и выше – раз в сутки. При плюс 4 °C и ниже – не реже раза в трое суток.

В п. 2.1 МР Роспотребнадзор дал пояснения по оценке соответствия контейнерных площадок требованиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такая оценка проводится согласно п. 2 правил обустройства мест накопления ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Заключение о соответствии площадки установленным требованиям составляет территориальный орган Роспотребнадзора, например, по запросу собственника площадки. Ведомство делает это при наличии сведений, позволяющих дать соответствующую оценку месту накопления ТКО (п. 2.2 МР).

Согласно п. 2.3 МР, заключение оформляется на бланке территориального органа Роспотребнадзора. Шаблон такого заключения представлен в приложении к МР:

Управляющие домами должны разрабатывать программу контроля качества и безопасности воды

Согласно п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Как отметила Глава Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец, после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21).

  • перечень контролируемых показателей качества питьевой воды и их гигиенические нормативы;
  • методики определения показателей;
  • план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода и в точке, ближайшей к границе эксплуатационной ответственности дома;
  • количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований, по каждому пункту отбора проб;
  • календарные графики отбора проб воды и проведения их испытания.

Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально и указаны в приложении 2 к СанПиН 2.1.3684-21.

Рекомендации носят необязательный характер, но УО должны исполнять требования СанПин 2.1.3685-21

  • При проведении оценки уровня шума в жилых помещениях применяются нормативы из п.п. 100, 104 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Дератизацию и дезинсекцию в местах общего пользования многоквартирных домов проводят УО, ТСЖ или кооперативы, в помещениях МКД – их собственники.
  • В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений в МКД.

Отметим, что рекомендации любых министерств и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, не являются нормативно-правовыми актами и не содержат обязательных для исполнения правил поведения. Как отметил Верховный суд РФ, они носят рекомендательный характер. Но при этом УО следует соблюдать нормы СанПиН 2.1.3684-21 – это обязательные требования к управляющим домами (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

    ;;; для выполнения новых требований.
Читайте также:  Представление сведений персонифицированного учета

Надеемся, что они будут вам полезны для выполнения обязательных требований новых СанПиН 2.1.3684-21.

СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартир-ные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 54.13330.2016 с 54.13330.2011
Текст Сравнения СП 54.13330.2011 со СНиП 31-01-2003

____________________________________________________________________

Дата введения 2011-05-20

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила разработки – постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 “О порядке разработки и утверждения сводов правил”.

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – ОАО “Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 24 декабря 2010 г. N 778 и введен в действие с 20 мая 2011 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 54.13330.2010

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

ВНЕСЕНЫ опечатки, опубликованные в Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации N 7, 2011 г.

Опечатки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м (здесь и далее по тексту принятой в соответствии с СП 2.13130), в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
_______________
* Высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа, в том числе мансардного. При этом верхний технический этаж не учитывается.

1.2 Свод правил не распространяется: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СП 55.13330, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками, а также на мобильные жилые здания.

Свод правил не распространяется на жилые помещения маневренного фонда и другие, указанные в пунктах 2) – 7) части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.3 Свод правил не регламентирует условия заселения здания и формы владения им, его квартир и отдельных помещений.

1.4 Для жилых зданий высотой более 75 м данными правилами следует руководствоваться при проектировании квартир.

1.5 При изменении функционального назначения отдельных помещений или частей жилого здания в процессе эксплуатации, или при реконструкции должны применяться правила действующих нормативных документов, соответствующие новому назначению частей здания или отдельных помещений, но не противоречащие правилам данного документа.

2 Нормативные ссылки

Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

Примечание. При пользовании настоящим СП целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СП следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты термины и их определения, приведенные в приложении Б.

4 Общие положения

4.1 Строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п.12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в приложении В.

4.2 Размещение жилого здания, расстояния от него до других зданий и сооружений, размеры земельных участков при доме, устанавливаемые в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а также СП 42.13330, должны обеспечивать действующие санитарные и противопожарные требования к жилым зданиям. Этажность и протяженность зданий определяются проектом планировки. При определении этажности и протяженности жилых зданий в сейсмических районах следует выполнять требования СП 14.13330 и СП 42.13330.

4.2а Проект земельного участка при доме должен выполняться на основании:

1) градостроительного плана земельного участка;

2) результатов инженерных изысканий;

3) технических условий на подключение жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения.

4.3 При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование.

Специализированные квартирные дома для престарелых следует проектировать не выше девяти этажей, для семей с инвалидами – не выше пяти. В других типах жилых зданий квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах.

В жилых зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления. Конкретные требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует предусматривать с учетом местных условий и требований СП 59.13330. Двустороннее движение инвалидов на колясках следует предусматривать только в специализированных жилых зданиях для престарелых и для семей с инвалидами. При этом ширину коридоров необходимо принимать не менее 1,8 м.

4.4 Проект должен включать инструкцию по эксплуатации квартир и общественных помещений дома, которая должна содержать данные, необходимые арендаторам (владельцам) квартир и встроенных общественных помещений, а также эксплуатирующим организациям для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе: схемы скрытой электропроводки, места расположения вентиляционных коробов, других элементов здания и его оборудования, в отношении которых строительные действия не должны осуществляться жильцами и арендаторами в процессе эксплуатации. Кроме того, инструкция должна включать правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре.

4.4а Перепланировка и переустройство квартир должны осуществляться в соответствии с правилами статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.5 В жилых зданиях следует предусматривать: хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки в соответствии с СП 30.13330 и СП 31.13330; отопление, вентиляцию, противодымную защиту – в соответствии с СП 60.13330. Противопожарный водопровод, противодымную защиту следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130 и СП 7.13130.

4.6 В жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифты для транспортирования пожарных подразделений, средства спасения людей, системы противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, а также другие инженерные системы, предусмотренные заданием на проектирование.

4.7 На крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек проводных сетей радиовещания. Установка радиорелейных мачт и башен запрещается.

4.8 Лифты следует предусматривать в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 12 м.

Минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, приведено в приложении Г.

Кабина одного из лифтов должна быть глубиной или шириной (в зависимости от планировки) 2100 мм для возможности размещения в ней человека на санитарных носилках.

Ширина дверей кабины одного из лифтов должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.

При надстройке существующих 5-этажных жилых зданий рекомендуется предусматривать лифты. В зданиях, оборудованных лифтом, допускается не предусматривать остановку лифта в надстраиваемом этаже.

В жилых зданиях, в которых на этажах выше первого предусматривается размещение квартир для семей с инвалидами, использующими для передвижения кресла-коляски, а также в специализированных жилых зданиях для престарелых и для семей с инвалидами должны быть предусмотрены пассажирские лифты или подъемные платформы в соответствии с требованиями СП 59.13330, ГОСТ Р 51630, ГОСТ Р 51631 и ГОСТ Р 53296.

4.9 Ширина площадок перед лифтами должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:

1,5 – перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;

2,1 – перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.

При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:

1,8 – при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;

2,5 – при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мм и более.

4.10 В подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах* в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.
_______________
* Классификация городов – по СП 42.13330.

Не допускается размещать:

специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; помещения, в том числе магазины с хранением в них сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, товаров в аэрозольной упаковке, пиротехнических изделий;

магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;

специализированные рыбные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли, кроме складских помещений, входящих в состав общественных учреждений, имеющих эвакуационные выходы, изолированные от эвакуационных путей жилой части здания (правило не распространяется на встроенные автостоянки);

все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч*; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м ); бани;
_______________
* Время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления.

предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино;

прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 м ; общественные туалеты, учреждения и магазины ритуальных услуг; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;

производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ); зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник: травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии;

рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты.

Магазины по продаже синтетических ковровых изделий допускается пристраивать к глухим участкам стен жилых зданий с пределом огнестойкости REI 150.

4.11 В цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных газов, взрывчатых веществ; помещения для пребывания детей; кинотеатры, конференц-залы и другие зальные помещения с числом мест более 50, сауны, а также лечебно-профилактические учреждения. При размещении в этих этажах других помещений следует также учитывать ограничения, установленные в 4.10 настоящего документа и в приложении Д СНиП 31-06.

Читайте также:  Порядок и правила выписки больничных листов

4.12 Загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, в целях защиты жильцов от шума и выхлопных газов не допускается.

Загрузку помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей; со стороны магистралей (улиц) при наличии специальных загрузочных помещений.

Допускается не предусматривать указанные загрузочные помещения при площади встроенных общественных помещений до 150 м .

4.13 На верхнем этаже жилых зданий допускается размещать мастерские для художников и архитекторов, а также конторские (офисные) помещения с численностью работающих в каждом не более 5 чел., при этом следует учитывать требования 7.2.15 настоящего свода правил.

Размещать конторские помещения в надстраиваемых мансардных этажах допускается в зданиях не ниже II степени огнестойкости и высотой не более 28 м.

4.14 В соответствии с п.2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в квартирах допускается размещать помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности. В составе квартир допускается предусматривать кабинеты приема на одного или двух врачей (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы); кабинет массажа на одного специалиста.

Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории.

4.15 При устройстве в жилых зданиях встроенных или встроенно-пристроенных автостоянок следует соблюдать требования СП 2.13130 и СП 4.13130.

4.16 На эксплуатируемой кровле многоквартирных зданий, кровлях встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, а также при входной зоне, на внеквартирных террасах и верандах, в соединительных элементах между жилыми зданиями, в том числе – открытых нежилых этажах (первом и промежуточных), допускается размещать площадки различного назначения для жильцов этих зданий, в том числе: спортивные площадки для отдыха взрослых, площадки для сушки белья и чистки одежды или солярий. При этом расстояния от окон жилых помещений, выходящих на кровлю, до указанных площадок следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330 к наземным площадкам аналогичного назначения.

5 Требования к квартирам и их элементам

5.1 Квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.

5.2 В зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования* минимальные размеры квартир по числу комнат и их площади (без учета площади балконов, террас, веранд, лоджий, холодных кладовых и приквартирных тамбуров) рекомендуется принимать согласно таблице 5.1. Число комнат и площадь квартир для конкретных регионов и городов уточняется органами местного самоуправления с учетом демографических требований, достигнутого уровня обеспеченности населения жилищем и ресурсообеспеченности жилищного строительства.
_______________
* По статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации

Санитарные нормы и правила для жилых домов

Тот, кто проживает в многоквартирных жилых домах, не единожды сталкивался с разного рода инстанциями и неоднозначными ситуациями, например сосед моет свою машину прямо под подъездом, при этом, вся стекающая грязь образовывает огромную лужу, которую преодолеть не так-то просто, или на первом этаже дома открыли круглосуточный магазин и теперь из-за шума спать на втором просто невозможно.

В нашей статье вы узнаете, какие бывают санитарные нормы для жилых домов и мы постараемся помочь разобраться в их применении.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Нужно отметить, что есть даже несколько нормативных документов, призванных упорядочить, облегчить и привести к единому знаменателю правила общественного проживания:

  • жилищный кодекс РФ;
  • санитарное законодательство РФ;
  • строительные нормы и правила;
  • правила перевода жилых помещений в нежилые;
  • санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Нормы СанПиН – что это такое?

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» или СанПиН утверждены Главным санитарным врачом РФ 24.08.2010, и, по сути, являются главным документом, регламентирующим соблюдение санитарных норм в жилых домах.

Говоря простым и понятным языком, местные власти контролируют соблюдение именно этого документа, и именно он является основополагающим сводом правил для соблюдения.

Тут нужно отметить:

  1. Ряд положений новых СанПиН идет в разрез с действующими законами РФ, например для того, чтобы открыть магазин на первом этаже жилого помещения согласно СанПиН, не нужно разрешения, но оно потребуется в соответствии с Правилами перевода жилых помещений в нежилые и Жилищным Кодексом. Не исключено, что свою правоту жильцам придется доказывать в судах. Федеральные законы имеют большую силу, чем правила, которые являются подзаконным актом.
  2. Для того, чтобы осуществить этот самый контроль, жильцам необходимо обратиться к местным властям с жалобой на нарушения. Сами они, согласно положениям правил, делать это не обязаны.

Некоторые из общих положений

  1. Нормы СанПиН распространяются только на жилые дома, предназначенные для постоянного проживания, и не распространяются на жилые помещения общежитий, гостиниц, домов для инвалидов и приютов, вахтовых поселков.
  2. Правила являются обязательными к выполнению для всех.
  3. Нормы данных правил распространяются на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – всех, кто имеет отношение к проектированию, строительству, содержанию жилых помещений, а также тех, кто осуществляет контроль за их соблюдением.

Гигиенические требования

Правила разделены на 9 разделов, каждый из которых предъявляет определенные гигиенические требования к тому или иному аспекту содержания жилых помещений и придомовой территории. Эти правила повторяют действующие до них с 2000 года, но есть и ряд изменений, призванных сделать проживание в жилых домах более комфортным.

Некоторые особенности требований к участку и территории жилых зданий:

  1. Выделены нормы посадки деревьев и кустарников вблизи жилых домов. Деревья с большой кроной должны быть посажены на расстоянии не меньше 5 метров от здания, в случае если крона больше, то и дерево необходимо садить дальше от стены. В отношении кустарников правило таково: их высаживают на 1, 5м от стены и высота их кроны не должна доставать до нижнего края оконного проема первого этажа.
  2. Предусмотрено оборудования территории и строгое распределение зон отдыха, для игры детей, для зеленых насаждений, гостевой автостоянки, пешеходных и подъездных дорожек.
  3. Пешеходным и подъездным дорожкам, а также автостоянке полагается иметь твердое покрытие, а автостоянке еще и водосток.
  4. Запрещается размещение ведомственных автостоянок, но о коммерческих ничего не сказано.

Специфические требования к жилым помещениям

  1. Правилами запрещается устройство мусоропроводов и других инженерных сооружений непосредственно над жилыми комнатами.
  2. В квартирах запрещено размещать туалеты с входом непосредственно в жилую комнату или кухню, а также над ними, исключение составляют двухуровневые квартиры и туалеты, размещенные непосредственно возле спальни.
  3. Запрещено устройство квартир в цокольных этажах и подвалах.
  4. Предполагается устройство в них кладовых и подсобных помещений.
  5. В домах выше 5 этажей, лифт обязателен (здесь ничего нового).
  6. Формально устройство магазинов и других помещений общественного назначения на первых этажах домов разрешено, обязательным в таком случае является соблюдение норм звуко -, шумо – и виброизоляции и оборудование специальных приемников товара.
  7. В домах запрещено устройство промышленного производства.
  8. Устройство гаражей в цокольных этажах возможно при наличии буферного этажа, на котором запрещено размещать детские учреждения и лечебно-профилактические кабинеты.

Отопление, вентиляция, микроклимат

К отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде нет особых изменений и дополнений по сравнению с предыдущими правилами.

Нормы тепла в квартирах предусмотрены специальным приложением к правилам:

  1. Предписывается ограждать нагревательные приборы, если их поверхность выше +75 0 С и устанавливать на первых этажах теплые полы.
  2. Устанавливать автономное отопление в принципе можно, если это не загрязняет окружающую среду и не создает шума сверх положенного.
  3. Запрещено соединение вентиляционной системы двух разных квартир, в идеале, если сантехник объединил вашу ванну и ванну соседей на том основании, что вентиляционная шахта забита, можете жаловаться – это нарушение правил.

Вентиляция комнат должна быть отдельно от кухни и санузла, предполагается, что в кухне и санузле устанавливается вентиляционная центральная система, которая выходит на 1 м над коньком крыши.

Освещение и инсоляция

  1. Нормы инсоляции (естественного солнечного освещения) и освещения комнат и других помещений подробно расписаны по широтам и отдельным комнатам.
  2. Интересное новшество – это нормы инсоляции детских игровых площадок, фактически они должны размещаться на солнечной стороне дома и не затеняться другими объектами.
  3. Правилами предписывается освещение в темное время суток входных дверей дома и территории перед ними, а также пешеходных дорожек и детских площадок.

Об уровне шума, вибрации и т.д.

Расчет допустимых показателей уровня звукового давления, вибрации, инфразвука, электромагнитного и электрического полей приведены в отдельных приложениях, а общие положения выписаны в тексте правил. Считается, что эти нормы призваны стоять на страже здоровья жильцов каждого конкретного дома.

Требования к внутренней отделке

Предъявляемые требования к внутренней отделке фактически затрагивают три аспекта: допустимые нормы выделяемых в воздух химических веществ, электростатического напряжения и природных радионуклидов и призваны обезопасить жильцов от их возможных вредоносных влияний.

Требования к водоснабжению и канализации

Содержат нормы, предусматривающие обеспечение жильцов питьевой и хозяйственной водой, а также устройство канализации в соответствии с санитарными нормами и разделение канализационных вентиляций и дымоходов

Требования к удалению отходов и мусора

  1. Выписаны правила устройства, содержания и эксплуатации мусоропровода в случае его наличия в доме, в частности, есть пункт об отдельной входной двери в камеру мусоропровода и герметичности системы, в случае плохой изоляции и неприятного запаха на этажах, этот пункт может служить основанием для жалоб.
  2. Отдельно прописано устройство площадки для мусорных контейнеров, где предписывается твердое покрытие, зеленые насаждения по периметру и ежедневное удаление мусора.

Требования к содержанию

Требования к содержанию квартир и дома в целом прописаны очень четко и предельно ясно:

  1. Запрещено использовать помещения не по назначению, например, устраивать производство (проектом таковое использование жилых домов не предусмотрено).
  2. Отдельным пунктом идет запрет хранить вредные химические вещества.
  3. Не разрешается проводить работы, которые будут мешать жителям соседних помещений, или превышать допустимые показатели шума и пыли.
  4. Запрещено размещать в местах общественного пользования, например, коридорах, лестничных площадках предметы и вещи, мешающие другим жильцам, тут также есть запрет заливать квартиры соседей.
  5. Правила обязывают следить за исправностью инженерных систем – водопровода и канализации.

Следует предпринимать меры к предупреждению инфекционных заболеваний и уничтожению грызунов и разных насекомых, например, тараканов.

Кто и как будет отвечать за нарушение норм СанПиН?

Вполне понятно, что вопрос ответственности за нарушение норм СанПиН имеет большое значение как для пострадавших, так и для нарушителей.

В большинстве своем нарушения норм регламентировано региональными Кодексами об административной ответственности и предусматривает штрафы разного размера, но во многих случаях, когда вопрос касается угрозы жизни и здоровья жильцов, будет применено и адекватное наказание, предусмотренное законодательством РФ.

Очевидно одно, для фиксации нарушения необходимо обращение к местным властям в лице домоуправа, участкового или местной администрации, а уже они будут решать вопрос наказания в соответствии с местными законами.

Однако, здесь есть одно «но», о котором мы писали в начале, часть норм СанПиН только частично учитывает федеральное законодательство и тут имеет смысл для восстановления попранных прав обращаться в суд. Впрочем, в суд можно обратиться и просто в случае несогласия с принятыми мерами.

Похожие статьи

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]