Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? Версия для печати
С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.
Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.
С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.
Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.
Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.
Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».
У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.
Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.
Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
ИП или ООО: что выбрать перевозчику
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
На что переходить с ЕНВД?
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога “Дальнобой PRO” приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
Расчет ЕНВД для ИП грузоперевозки 2022
Предприниматели, занятые грузоперевозками, имеют право на применение специального режима налогообложения ЕНВД. Однако, такой налоговый режим имеет некоторые особенности в расчете налога, который зависит не от полученного ИП дохода, а от базовой доходности. В статье рассмотрим порядок расчета ЕНВД для ИП, занятых перевозками груза, в 2022 году, а также приведем пример расчета.
Единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим, предусматривающий особый порядок определения налоговой базы и объекта налогообложения. Данный налоговый режим предусматривает освобождение от уплаты некоторых федеральных и местных налогов.
ЕНВД вправе применять компании и ИП, осуществляющие деятельность, попадающую под перечень ст. 346.26 НК РФ. Причем местные власти региона также должны включить данный вид деятельности в перечень разрешенных к применению на этой территории. Предприниматели, занятые транспортными услугами, имеют право применять ЕНВД, если в их распоряжении находится не более 20 транспортных единиц.
При выборе данной налоговой системы, предприниматель при определении налогооблагаемой базы будет отталкиваться не от реального, а от вмененного дохода, установленного НК РФ. Таким образом, реально полученный ИП доход не будет иметь никакого значения для расчета налога. Определить его можно заранее и понять, на какую налоговую нагрузку придется рассчитывать.
Система налогообложения предпринимателей, занятых грузоперевозками
Грузоперевозки являются довольно популярным видом деятельности среди индивидуальных предпринимателей. Выбор предпринимателями налогового режима будет определяться индивидуальными особенностями деятельности. При оказании подобных услуг предприниматели используют транспорт, который находится либо в собственности лица, либо принадлежит ему на правах временного пользования.
Среди особенностей данного вида деятельности можно выделить следующие:
- Необходимость выписки путевых листов по каждой поездке. Документ выписывается независимо от того, к какой категории относится водитель. Даже если за руль сел сам предприниматель, то путевой лист должен быть выписан, причем даже для поездок по городу. Бланк путевого листа предпринимателя отличается от того, что используется юрлицами. Оформление документа производится по строгим правилам и обязательно с участием медработника.
- Необходимость выдачи водителю трудового договора, а также доверенности на управление ТС. Если водитель не принят в штат, то договор заключается с компанией, предоставившей данного водителя и ТС в аренду.
- Необходимость ведения книги учета путевых листов.
- Обязательное заключение договоров транспортной экспедиции.
Условия применения ЕНВД
Предприниматели, занимающиеся грузоперевозками могут встать на учет как плательщики ЕНВД, если выполняются некоторые условия:
- В регионе местными властями для данного вида деятельности введен ЕНВД.
- Предприниматели для оказания услуг по грузоперевозке используют до 20 ТС.
- Предприниматели осуществляют свою деятельность не по договорам простого товарищества, либо доверительного управления имуществом.
- ИП не относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Для того, чтобы встать на учет в ФНС в качестве плательщика ЕНВД, необходимо подать соответствующее заявление в срок до 5 дней с дата применения данного режима.
Расчет ЕНВД для ИП грузоперевозки 2022
Единый налог при такой системе налогообложения как ЕНВД рассчитывается по формуле:
ЕНВД = БД х (ФП1 + ФП2 + ФП3) х К1 х К2 х НС
БД – базовая доходность за 1 месяц;
ФП1, ФП2 и ФП3 – физический показатель за первый, второй и третий месяц квартала соответственно;
К1 и К2 – коэффициенты, корректирующие базовую доходность;
НС – ставка налога.
Важно! Для того, чтобы определить величину базовой доходности, следует обратиться к Налоговому кодексу (п.3 ст.346.29 НК РФ). Выбрать нужно свой вид деятельности и узнать значение базовой доходности. Полученная сумма подлежит корректировке на коэффициент К1 и К2.
Если рассматривать отдельно грузоперевозки, то базовая доходность для них равна 6000 рублей. Физический показатель равен числу транспортных средств, которые перевозят грузы. Коэффициент-дефлятор К1 учитывает изменение потребительских цен на услуги в прошлом периоде. Значение данного коэффициента устанавливают каждый год Минэкономразвитием на следующий год. В 2022 году данный коэффициент равен 1,915, что составило на 2,5% больше, чем в 2018 году.
Корректирующий коэффициент К2 необходим для учета таких особенностей деятельности, как сезонность, место ведения деятельности, ассортимент услуг (товаров), режим работы и т.д. Величина данного коэффициента устанавливается местными властями на год в пределах следующих значений: от 0,005 до 1. Если до начала календарного года местными властями не была утверждена новая величина коэффициента, то свое действие продолжает величина, принятая на текущий год. Читайте также статью ⇒ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ЕНВД ДЛЯ ИП 201
Уменьшение ЕНВД на страховые взносы
Важно! Рассчитанный налог ЕНВД может быть уменьшен на уплаченные предпринимателем страховые взносы. Возможность уменьшения ЕНВД на страховые взносы зависит от того, есть ли у предпринимателя наемные работники или нет.
Наемный персонал | Уменьшение ЕНВД |
Предприниматели без наемных сотрудников | Могут уменьшить ЕНВД до 100% на страховые взносы, уплаченные за себя |
Предприниматели с наемными работниками | Могут уменьшить ЕНВД до 50% на страховые взносы, уплаченные за себя и за своих работников |
Напомним, что предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы за себя. В 2022 году они должны уплачивать следующие суммы:
- ПФР – в размере 29 354 рублей (а также 1% с доходов предпринимателя, превышающих 300 000 рублей, но не более 234 832 рублей);
- ФОМС – в размере 6 884 рубля.
Данные суммы взносов уплачиваются за год и их размер теперь не зависит от величины МРОТ.
Куда оплачивать страховые взносы | Сумма, рублей | Сроки уплаты |
В ФНС на пенсионное страхование в фиксированном размере | 29 354,00 | До 31 декабря 2022 года |
В ФНС на медицинское страхование в фиксированном размере | 6 884,00 | До 31 декабря 2022 года |
В ПФР на пенсионное страхование с доходов, свыше 300 тыс. рублей за 2022 год | 1% с доходов свыше 300 000,00 (но в общей сложности платежи ИП за себя не должны превышать 234 832,00 рублей) | До 1 июля 2022 года |
Пример расчета ЕНВД
Предположим, что у предпринимателя Иванова И.И. есть 3 автомобиля и он занимается грузоперевозками. Местными властями региона, в котором Иванов осуществляет свою деятельности, коэффициент К2 установлен в размере 1. Физический показатель в данном случае равен числу авто, задействованных в грузоперевозках, то есть 3. К1 в 2022 году равен 1,915. Исходя из того, что базовая доходность для грузоперевозок равна 6000 рублей, рассчитаем налог за квартал:
ЕНВД за квартал равен 6000 х (3+3+3) х 1,915 х 1 х 15% = 15 512 рублей.
Страховые взносы Иванов перечисляет за себя ежеквартально в размере: 9059,00 рублей, а также за своих работников. Так как у Иванова есть наемные работники, то налог он может уменьшить не более, чем на 50%. Таким образом, в ФНС нужно будет уплатить ЕНВД в размере 7756,00 рублей.
Особенности налогообложения ИП на ЕНВД
Предприниматели, уплачивающие ЕНВД, освобождены от уплаты налога на имущество, НДС и НДФЛ. Освобождение от указанных налогов распространяется только на операции, имеющие отношение к видам деятельности, попадающим под ЕНВД.
Если предприниматель получит доходы по иным видам деятельности, то с него нужно будет оплатить налоги исходя из того налогового режима, с которой совмещается ЕНВД. Вмененку предприниматель может совмещать с УСН, ОСНО, ПСН и ЕСХН. Читайте также статью ⇒ НАЧИСЛЕНИЕ ЕНВД ПРОВОДКИ
Сроки уплаты ЕНВД и сдачи декларации для ИП
Уплата ЕНВД производиться ежеквартально. Кроме того, налогоплательщики также обязаны каждый квартал сдавать декларацию по ЕНВД.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
- -заправок, от водителей, от диспетчера.
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
- предоплату 2020 года за рейсы 2021 года;
- оплату в 2021 за перевозки 2020 года.
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
- топлива и запчастей на складе — в момент их расходования в 2021 году;
- услуги автосервисов, стоянок, полученные в 2021, но оплаченные заранее в 2020 году;
- остаточную стоимость вашего автомобиля, купленного не позже 5-10 лет назад (в зависимости от вида машины).
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
- Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
- Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
- Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
- Ведите книгу доходов по Патенту. Во-первых, этого требует закон. Во-вторых, вам будет проще контролировать свой учет.
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
Расчет енвд по грузоперевозкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет енвд по грузоперевозкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Расчет енвд по грузоперевозкам
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 346.26 “Общие положения” главы 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” НК РФ
(АО “Центр экономических экспертиз “Налоги и финансовое право”) Как указал суд, для исчисления ЕНВД по виду предпринимательской деятельности “оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов” установлен физический показатель “количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов”. Суд установил, что в проверяемые периоды количество транспортных средств предпринимателя, используемых им в своей деятельности, составляло более 20 единиц.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 346.26 “Общие положения” главы 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” НК РФ
(Юридическая компания “TAXOLOGY”) Налогоплательщик, оказывающий услуги по перевозке грузов, занизил физический показатель (количество автотранспортных средств) при применении ЕНВД. Несмотря на то что в собственности налогоплательщика было 9 грузовых транспортных средств, налогоплательщик при расчете единого налога на вмененный доход учитывал лишь 4, ссылаясь на то, что остальными автомобилями он не пользовался. Налоговый орган доначислил единый налог исходя из количества транспортных средств, которыми владел налогоплательщик. Суд признал доначисление налога обоснованным. Суд указал, что в силу подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ физическим показателем, характеризующим спорный вид деятельности, является именно количество транспортных средств, находящихся на праве собственности или на ином праве у налогоплательщика, предназначенных для оказания транспортных услуг, а не количество фактически используемых им транспортных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Расчет енвд по грузоперевозкам
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД (до 01.01.2021) 10.3. РАСЧЕТ И УПЛАТА ЕНВД
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Спорные вопросы по ЕНВД в решениях судов и разъяснениях Минфина
(Волохова А.В.)
(“Экономико-правовой бюллетень”, 2019, N 6) Глава 26.3 НК РФ не устанавливает ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения организацией, непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. Кроме того, на основании п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом плательщиками ЕНВД будут признаваться только те организации или индивидуальные предприниматели, с которыми заказчик (потребитель услуг) заключает договор на перевозку груза. При расчете ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов используется физический показатель “количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов” (ст. 346.29 НК РФ).
Нормативные акты: Расчет енвд по грузоперевозкам
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
МНС РФ от 07.05.2004 N 22-1-14/846@
“О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности” По вопросу 2. Для перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в количество эксплуатируемых транспортных средств должны включаться все находящиеся на балансе либо арендованные налогоплательщиком транспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов, независимо от фактического их использования для оказания данных услуг. Фактическое использование автомобилей для оказания данных услуг будет учитываться при определении физического показателя, используемого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022
При регистрации нового бизнеса, а также после отмены ЕНВД многим индивидуальным предпринимателям нужно выбрать оптимальный налоговый режим. Расскажем, какие нюансы нужно учесть и как выбрать выгодную систему налогообложения для грузоперевозок.
- Особенности сферы грузоперевозок
- Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.
За 15 минут подберём ОКВЭД и налоговый режим, соберём документы бесплатно.
Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок
Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.
ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:
- Доход в год — 15 000 000 рублей.
- Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
- Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
- Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.
Мы недаром отдельно отметили размер взносов. На них можно уменьшить размер налога на патентном режиме и УСН «Доходы». ИП с работниками могут уменьшить на лога на сумму взносов в пределах 50%, но не более, чем на 50%.
Теперь подробнее об условиях каждой из систем.
Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:
- с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
- раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.
УСН «Доходы»
Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:
- Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
- Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.
Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.
Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:
15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.
Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:
900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.
Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.
УСН « Доходы минус расходы»
Здесь налоговая ставка определяется так:
- Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
- Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.
Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.
Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:
15 000 000 – 7 000 000 = 8 000 000 рублей.
Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):
8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.
Патентная система налогообложения для грузоперевозок доступна только для ИП. Преимущества такого режима в следующем:
- Простой порядок — необходимо приобрести патент на определённый срок и вести свою деятельность в течение этого времени.
- Нет обязанности подавать отчётность в налоговую и уплачивать отдельно налог.
Общие особенности ПСН заключаются в следующем:
- максимальное количество работников не должно превышать 15 человек;
- размер патента за год рассчитывается в таком порядке: 6% от потенциально максимального дохода предпринимателя по данному виду деятельности;
- с начала года предприниматель может заработать максимум 60 000 000 рублей по всем приобретённым патентам.
Более конкретные условия для применения этой системы зависят от региона. С 2021 года они вправе на своё усмотрение устанавливать максимальный порог дохода. Подробнее об этом можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы.
В нашем примере обратимся к Закону города Москвы от 31.10.2012 N 53 «о патентной системе налогообложения».
Потенциальный доход с 1 автомобиля с грузоподъёмностью до 3,5 тонн — 600 000 рублей. В нашем случае таких единиц транспорта 3, соответственно суммарная прогнозируемая прибыль — 1 800 000 рублей. Рассчитаем налог за год:
1 800 000 * 6% = 108 000 рублей.
На ПСН можно уменьшать сумму налога на размер взносов, но не больше, чем вполовину. Уплаченные взносы явно больше суммы налога, поэтому рассчитываем так:
108 000 / 2 = 54 000 рублей.
Такой вариант подойдет крупному бизнесу, который заинтересован в работе с контрагентами на ОСНО. Ограничений по числу сотрудников и доходу не предусмотрено. Однако в большинстве случаев ОСНО не выгодно по ряду причин:
- Сложная бухгалтерская отчётность. Кроме привычных для других систем книг учёта доходов и расходов и отчётности за сотрудников, необходимо подавать ряд деклараций (по налогу на прибыль, на НДФЛ, на имущество и т.д.).
- Потребуется грамотный бухгалтер, который разбирается в тонкостях и актуальных изменениях. А это предполагает и дополнительные затраты.
- Нужно платить все основные налоги — НДФЛ (13%, 15%, 30%), НДС (0%, 10%, 20%), налог на имущество физлиц.
Если предприниматель не планирует масштабировать деятельность, лучше выбрать один из специальных режимов.
Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:
- Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
- Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
- При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
Что еще нужно учитывать в сфере грузоперевозок:
- Специальных разрешений на работу получать не нужно. Но необходимо оформлять ряд дополнительных документов: путевые листы, документы на автомобили, груз, страховка и т.д.
- Важно грамотно выбрать код ОКВЭД. Определиться, с какими грузами и в каком порядке работать. К транспортировке грузов могут относиться коды из классов 02, 38, 49, 50, 52, 53. Конкретно с перечнем можно ознакомиться в классификаторе ОКВЭД РФ.
Наши примеры отражают формальный порядок расчётов, результаты которых могут сильно поменяться в зависимости от ряда факторов и специфики работы конкретного ИП. Важно предусмотреть все риски, оценить все нюансы своей деятельности, учитывать кризис и конкуренцию, чтобы сделать грамотный выбор.
Транспортные услуги и ЕНВД в 2020 году
Транспортные услуги – ЕНВД в 2020 году для них применяться может только в регионах, где еще действует спецрежим. При этом важно соблюдать определенные условия и знать особенности расчета налога. О них мы и расскажем в данной статье. Кроме того, вы узнаете, кому еще в автомобильном бизнесе доступен режим ЕНВД.
ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения
Подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяет применять вмененку при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в тех случаях, когда количество имеющихся у налогоплательщика транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц. Транспортные средства могут находиться у него на праве собственности, пользования, владения или распоряжения.
Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц, узнайте тут.
Разъяснения ФНС о том, как подсчитать предельное количество автотранспорта для ЕНВД, вы найдете здесь.
Организация, оказывающая грузо- и пассажироперевозки, должна встать на учет и уплачивать налог по месту своего нахождения, предприниматель — по месту своего жительства (п. 2 ст. 246.28 НК РФ). Этот же принцип действует, когда услуги по перевозке осуществляются в другом городе или регионе.
Какие нюансы учесть при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по перевозке пассажиров или грузов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Использование режима ЕНВД возможно только в том случае, если оно разрешено региональным законодательством. Таким образом, в первую очередь необходимо ознакомиться с законами региона, чтобы выяснить, подпадает конкретный вид деятельности под ЕНВД в данной местности или нет.
Внимание! C 2021 года ЕНВД планируют отменить на всей территории РФ. В ряде регионов уже отказались от спецрежима. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.
Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2020)
Рассмотрим порядок расчета единого налога на вмененный доход при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов в 2020 году.
Об общем порядке расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход читайте в этой статье.
1. На первом этапе определяется налоговая база по формуле, приведенной в ст. 346.29 НК РФ:
где: НБ — налоговая база;
БД — базовая доходность в месяц;
К1 — коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития;
К2 — корректирующий коэффициент, его значение устанавливается местными или муниципальными органами;
Подробнее о коэффициентах К1 и К2 читайте в материалах рубрики «Коэффициенты ЕНВД (К1, К2)».
ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в 1-м, 2-м и 3-м месяце квартала.
2. На следующем этапе необходимо исчислить сумму единого налога за квартал по формуле:
где: НБ — налоговая база;
С — ставка налога, согласно ст. 346.31 НК РФ она для большинства регионов равна 15%, а города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь сейчас могут устанавливать ее в пределах от 7,5 до 15%.
Нужно отметить, что при одновременном ведении нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, приведенный выше расчет единого налога будет осуществляться по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Общая сумма ЕНВД за налоговый период выводится путем сложения полученных результатов.
3. На последнем этапе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Для этого рассчитанную сумму налога надо уменьшить на установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ налоговые вычеты. Таковыми являются:
- страховые взносы на социальное страхование (на ОПС, ОМС, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
Об уменьшении ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов рассказывает эта статья.
- выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;
- платежи по договорам добровольного страхования работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
Данные вычеты могут применять вмененщики, которые используют труд наемных работников. Однако указанные вычеты уменьшают сумму налога не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Если индивидуальный предприниматель не производит выплат в пользу работников ввиду их отсутствия, он вправе уменьшить налог на сумму всех фиксированных платежей на ОПС и ОМС (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Для ИП такое уменьшение ограничений по величине не имеет, т. е. вмененный налог им может быть уменьшен до нуля.
Проверьте правильно ли вы определили сумму налога за транспортные услуги с помощью советов от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.
Внимание! Для упрощения подсчета налога используйте наш калькулятор ЕНВД. Сам калькулятор находится здесь. А здесь вы прочтете о том, как им правильно пользоваться.
Расчет ЕНВД: базовая доходность для транспортных услуг
В ст. 346.29 НК РФ дается определение базовой доходности и приводятся ее значения для всех видов деятельности, подпадающих под ЕНВД.
Итак, базовая доходность — это условный доход в рублях, который можно получить за 1 месяц с 1 физического показателя. Физический показатель, в свою очередь, характеризует конкретный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Оба эти показателя используются в целях исчисления ЕНВД.
Так, при расчете ЕНВД для транспортных услуг по перевозке пассажиров базовая доходность равна 1 500 руб. для одного посадочного места. Посадочное место в данном случае будет являться физическим показателем.
Как определить количество посадочных мест для расчета ЕНВД, читайте в готовом решении КонсультантПлюс.
При оказании услуг по грузоперевозкам базовая доходность имеет значение 6 000 руб. с каждого автотранспортного средства — физического показателя для данного вида деятельности.
Если вмененщик оказывает услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств, то, рассчитывая налог, ему нужно использовать значение базовой доходности, равное 12 000 руб. с одного человека, для всех занятых в этой деятельности, включая самого индивидуального предпринимателя.
Полную таблицу базовой доходности ищите здесь.
Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке
Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:
- Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
- Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.
Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:
- по заправке транспортных средств;
- гарантийному ремонту и обслуживанию;
- хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.
А вот о возможности применения ЕНВД при передаче транспортного средства в аренду с экипажем Минфин и суды все еще спорят. В каких случаях судьи и чиновники разрешают применять спецрежим узнайте из Путеводителя по налогам. Для этого получите пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатно.
Итоги
Итак, в 2020 гг. ЕНВД применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также услуг по проведению техосмотра. При переходе на спецрежим по автотранспортным услугам нужно учитывать местное законодательство и количество автотранспорта, а также знать величину физического показателя для соответствующего вида деятельности.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Уважаемая редакция! Поскольку напрямую обратиться к консультантам нет возможности, обращаюсь к Вам . Обоснование вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров» в целях ЕНВД , принятое контролирующими органами, не соответствует НК РФ , следствием чего явился ущерб государству (учитывая соответствующие письма ФНС с разъяснениями по поводу определения « автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров»). Контролирующие органы установили, что в гл.26.3 НК РФ нет определения вида деятельности « автотранспортные услуги», в связи с чем действие ЕНВД распространили на всю сферу грузоперевозок, осуществляемую по гл.40 ГК РФ. Суды узаконили применение льготного ЕНВД в отношении всех грузоперевозок , осуществляемых по гл.40 « Перевозка» ГК РФ по договорам перевозки, изменили законный объект налогообложения, тогда как льготному ЕНВД подлежат только перевозки грузов для местного населения определенными типами ТС, чем нанесен ущерб государству. Т.к. сфера грузоперевозок, осуществляемая по гл.40 ГК РФ, должна облагаться другими не льготными видами налогообложения. Контролирующие органы не учли, что в соответствии с гл.26.3 НК РФ : 1. ЕНВД водится местными органами власти , которые имеют ограниченные полномочия в области налогообложения. В связи с чем применение системы ЕНВД ограничена рамками их полномочий. 2. В ст.346.27 НК РФ дан строго определенный перечень ТС ( транспортных средств), которые могут использоваться для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Обоснование применения ЕНВД для автотранспортных услуг в редакции контролирующих органов просто стыдно читать, поскольку в нем одно понятие заменяется другим, главное – второстепенным, страдает обобщение, отсутствует анализ , нарушены причинно- следственные связи между отдельными частями. Так, главный признак транспортных средств, подлежащих ЕНВД , установленный абз.10ст.346.27 НК РФ « предназначенность для перевозки грузов» заменяется налоговыми органами и судами « предназначенностью для движения по дорогам», « тип» транспортного средства заменяется его « категорией», налоговое понятие ст.39 НК РФ « услуги» предпринимателей заменяются « договорными отношениями» и « работой» в сфере грузоперевозок между контрагентами по гл.40 ГК РФ; вместо « договора по предоставлению услуг по перевозке» (нужен ли он ?, т.к. в др. видах деятельности в целях ЕНВД никакие договоры между предпринимателями и населением налоговые органы не требуют) контролирующие органы требуют «договор перевозки» .То, что это местный налог и услуги по перевозке предоставляются только местному населению – вообще даже не рассматривается. Хотя второстепенный вопрос « перевозки по дорогам» обосновывается массой данных, в том числе скоростью движения, назначением дорог и т.п. хотя он не требует доказательств исходя из названия вида деятельности « автотранспортные услуги», что само собой подразумевает, что это услуги автотранспорта, но не ж/д, не авиа и не морские перевозки, а назначение дорог вообще не имеет значения при перевозке грузов населению или самого населения( хоть вообще по бездорожью) . Существенно, что в целях ЕНВД абзацем 10 ст.346.27 НК РФ регламентируется сущностная характеристика ТС (эксплуатационное назначение ТС , т.е. его тип ) ,на что вообще не обращается внимание, возможно в силу незнания правил русского языка. Также не обращается внимание на то, что ЕНВД является местным налогом и может вводиться местными органами власти в соответствии с п.1ст.4 НК РФ только пределах их полномочий , которые в части транспорта ограничиваются в соответствии с ФЗ от 06.10.2003№ 131-ФЗ( пп.7п.1ст.14, пп.6п.1ст.15 и т.д. ) «созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения (муниципального района, округа и т.п.) То , что в НК РФ имеется вся исчерпывающая информация для определения вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» и четко установлен объект налогообложения и налоговая база в целях ЕНВД для этого вида деятельности подтверждено Определением КС РФ № 1803 от 28.09.2017г . Всё вышеперечисленное свидетельствует, что налогообложение в виде ЕНВД для автотранспортных услуг по перевозке грузов не исполнялась ни контролирующими органами , ни предпринимателями, которые стали невольными заложниками обоснования применения ЕНВД, сделанного с явными логическими нарушениями. Если надо, могу представить более подробное обоснование того, что в гл.26.3 НК РФ имеется исчерпывающая информация по определению вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», исключающая необходимость привлекать гл.40 « Перевозка» ГК РФ. С уважением Задира А.В.