Закончилось ТО – может быть регресс или отказ по ОСАГО?

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.

  1. Что такое регресс в страховании ОСАГО
  2. Что говорит закон
  3. В каких случаях возможны регрессивные требования
  4. Когда регресс от страховой невозможен
  5. Срок исковой давности
  6. Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
  7. Ответы на вопросы
  8. Подведем итоги

Что такое регресс в страховании ОСАГО

Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.

Что говорит закон

Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.

В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.

В каких случаях возможны регрессивные требования

Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.

Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:

  • Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
  • У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
  • Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
  • Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
  • Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
  • Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
  • Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
  • Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
  • Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
  • Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
  • Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.

Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.

Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.

Когда регресс от страховой невозможен

По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.

Срок исковой давности

Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.

Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.

Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки

Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:

  • Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
  • Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
  • Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
  • Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.

Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.

Ответы на вопросы

Какой объем регрессивных требований может выставить СК?

Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба.

Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО.

Да, в судебном процессе.

Возможен частичный отказ от иска?

Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде.

Подведем итоги

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.

Регрессивные требования могут выставлены к СТО.

Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.

Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года

В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” с 1 марта 2021 года.

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.

Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.

Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона “Об ОСАГО”, которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.

Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства

Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона “Об обязательном страховании ТС”:

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

Подпункт “и” рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:

1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.

2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.

Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.

В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.

Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.

В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит “из своего кармана”.

На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.

Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.

Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.

Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.

Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.

В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили

Поправки в законодательство об отмене техосмотра и перевод его на добровольную основу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении. Документ ждет только подписи президента Владимира Путина, после чего сразу же вступит в силу. При этом полисы ОСАГО страховые компании начали оформлять без наличия диагностической карты еще в августе. Однако автомобилисты задались вопросом: раньше страховщики неоднократно заявляли, что без пройденного техосмотра могут предъявить регресс в адрес виновника ДТП, которое произошло по причине технической неисправности. И что же будет теперь, когда диагностическая карта не обязательна? Autonews.ru во всем разобрался вместе со страховщиками и юристами.

Если пройти техосмотр добровольно, будут ли преференции от страховщика?

При оформлении полиса ОСАГО страховщикам теперь неважно, есть у автомобилиста диагностическая карта или нет. Все опрошенные участники рынка напомнили, что отсутствие или наличие техосмотра не отменяет обязанность автовладельца содержать автомобиль в исправном состоянии и факт пройденного техосмотра, по их словам, ничего не меняет.

Новости 22 декабря 2021 Водителей предупредили о риске неработающего ОСАГО за езду без техосмотра

Статьи 19 июля 2021 Водителей предупредили о последствиях езды без техосмотра. Подробности

При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили Autonews.ru, что пока говорить о влиянии отсутствия техосмотра на аварийность преждевременно. «Что касается стимулирования автовладельцев проходить техосмотр, то в настоящее время существует госконтроль за соблюдением безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах», — предупредили в РСА.

Там напомнили: если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. Это влечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. «Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.

Читайте также:  Как оформить постройку на дачном участке?

О том, что наличие или отсутствие диагностической карты не оказывает влияния на вероятность наступления страхового события, Autonews.ru заявила руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО «Страхового Дома ВСК» Татьяна Кудрявцева. При этом, по ее словам, пройденный техосмотр не будет оказывать существенного влияния на стоимость полиса ОСАГО. Однако не исключила, что в будущем некоторые страховщики начнут предоставлять таким водителям скидки.

В свою очередь заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных отметил, что теоретически страховщики могут учесть факт пройденного техосмотра в тарификации. Однако сама компания так поступать не намерена.

«По нашим данным, нет статистики, которая бы подтверждала, что наличие или отсутствие техосмотра влияет на убыточность клиента. Считаем, что такого влияния нет, соответственно, нет оснований для изменения цены», — заявил Черных.

Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?

Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».

По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.

«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.

Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.

«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.

В свою очередь в компании «Абсолют Страхование» отметили, что последние 2-3 года не сталкивались со случаями взыскания регресса по причине неисправного автомобиля. «Теоретически такая ситуация может стать поводом для выставления регресса, если в документах ГИБДД будет зафиксировано, что именно неисправность стала причиной ДТП», — допустили страховщики.

Между тем в ВСК отметили, что не сталкивались с ситуациями, когда в документах об аварии сотрудники ГИБДД указывали техническую неисправность причиной ДТП. В свою очередь в РСА заявили, что на практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, «крайне редки».

ДТП случилось из-за технической неисправности, а у виновника есть пройденный техосмотр. Кому тогда грозит регресс?

В РСА заверили, что если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, регресс по причине неисправности транспортного средства к нему предъявлен быть не может. В такой ситуации, в соответствии с п. 2 ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик имеет право предъявить регрессное требование к оператору пункта техосмотра, который оформил диагностическую карту и указал, что автомобиль исправен и безопасен. Об этом предупредил Игорь Лаппи из «Совкомбанк Страхование». То же самое заявили в ВСК, но с оговоркой, что с такими ситуациями пока не сталкивались.

Опрошенные эксперты в области автострахование отметили, что пока равно делать выводы и прогнозы о том, как страховщики будут работать в условиях перехода на добровольный техосмотр. В частности, о необходимости подождать первые результаты новой практики заявил автоюрист Сергей Беляков.

Кому нужно будет проходить техосмотр?

Согласно новой процедуре, обязательный техосмотр нужно будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, и только при условии, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.

При этом все нововведения не распространяются на транспорт, который занимается коммерческими пассажирскими перевозками. Для них процедура техосмотра останется обязательной. В первую очередь это относится к такси, автобусам и грузовикам.

Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате, если закончился срок техосмотра?

Регрессное требование от страховой компании получить довольно легко в определённых случаях, если не знать действующего законодательства по части обязанностей. Например, виновник может просто не предоставить свой бланк извещения в 5-дневный срок. Но как насчёт диагностической карты? Ведь она обязательна при оформлении полиса ОСАГО! Но можно ли получить регресс или отказ в страховом возмещении, если срок действия техосмотра на момент страхового случая закончился, хотя ТО и было действительно на дату покупки страховки? Это мы и выясним!

Это правда?

С 1 марта 2021 года вносятся изменения в КоАП РФ и закон Об ОСАГО – страховая может выставить регрессное требование, если на автомобиль нет диагностической карты, а ДТП произошло из-за неисправности у виновника. Также вводится новый штраф в размере 2 000 рублей.

Да. Но только в том случае, если Ваш автомобиль относится к одной следующих категорий:

  • будет регресс при просроченном техосмотре, если Вы работаете на своём автомобиле в такси,
  • если перевозите людей в количестве более 8 человек,
  • если перевозите опасные грузы.

Для обычных легковых машин просроченная диагностическая карта (ранее называемая талоном техосмотра) не приведёт к регрессу или отказу в выплате.

Отказа в страховом возмещении вообще не может быть по закону на основании всего лишь отсутствия действующего техосмотра. Это просто не предусмотрено действующим на 2022 год законодательством.

А вот право регрессного требования, если ТО закончилось, вполне предусмотрено. Но, как мы уже указали выше, только для отдельных категорий водителей по виду использования и типу транспортного средства. Об этом говорит часть 1 статьи 14 ФЗ-40 Об ОСАГО:

  • .
  • и) на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

Таким образом, если у Вас закончился срок действия техосмотра (диагностической карты), но при этом Вы ездите на обычном легковом автомобиле, не работаете в такси, то регресса и, тем более, отказа в выплате в 2022 году для Вас не может быть.

Как проверить срок диагностической карты?

На сегодняшний день есть только один достоверный сервис для проверки срока действия техосмотра. Это официальный сайт ЕАИСТО.

Для проверки ТО Вам потребуется любое из следующих данных об автомобиле:

  • VIN-код,
  • госномер,
  • номер кузова или шасси/рамы,
  • номер Вашей диагностической карты.

Просто введите данные на странице, впишите цифры с картинки и нажмите на кнопку “проверить”.

Есть ли другие риски истёкшего техосмотра?

Единственное ограничение для Вас (опять же, если Ваш автомобиль не относится к одной перечисленных категорий транспортных средств, для которых предусмотрен регресс при отсутствии диагностической карты) за просроченное ТО – это невозможность оформить новый полис ОСАГО, потому что он должен быть действующий на этот момент.

Никаких других рисков законодательство 2022 года за истёкший техосмотр не предусматривает:

  • в КоАП нет штрафа за непрохождение техосмотра (пока нет),
  • за это не предусмотрено никаких мер обеспечения: эвакуации, запрета эксплуатации и других,
  • сотрудник ГИБДД нет может прекратить регистрацию машины, если закончился техосмотр.

За что ещё может быть регресс?

Между тем, информация о нарушении обязанностей, при которых может последовать регрессное требование от страховой, очень полезна, и её лучше запомнить или занести “в закладки” в голове. Потому как такое требование может быть даже хуже прямого возмещения виновником потерпевшему ущерба (как если бы страховки ОСАГО не было бы у виновника вовсе) – ведь страховая в этом случае может выплатить и завышенную стоимость, а оспорить её сложнее.

Итак, право регрессного требования у страховщика возникает в следующих случаях:

  • если виновник специально и умышленно нанёс вред жизни или здоровью своим автомобилем (например, специально сбил пешехода),
  • виновник ДТП был пьян (алкоголем или наркотиками) или отказался от медицинского освидетельствования,
  • у виновника не было права управления машиной, с помощью которой было совершено ДТП (здесь отсутствие права управления не следует путать с лишением такого права или если Вы просто забыли дома водительское удостоверение),
  • если Вы скрылись с места ДТП,
  • если водитель, совершивший аварию, не вписан в полис ОСАГО в число допущенных лиц (если полис с ограничением допущенных лиц),
  • если ДТП произошло в срок, выходящий за пределы допущенного периода использования автомобиля (полис всегда оформляется на год, но период использования может быть и меньше – до 3 месяцев, и в этом случае стоимость страховки получается дешевле; это актуально, например, для мотоциклов),
  • если Вы оформили ДТП европротоколом, но виновник не отнёс свой бланк извещения в страховую или отремонтировал машину ранее чем через 15 дней до осмотра страховой ТС,
  • если истёк срок действия техосмотра – актуально только для автомобилей такси, а также ТС, перевозщих опасные грузы, для автобусов и грузовиков, число мест в которых более 8,
  • если оформлялся электронный полис ОСАГО и неверно были указаны сведения при оформлении, при условии, что это привело к занижению стоимости страховки.

Комментарии

6 Июля, 2020 – 09:57

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

А не сможет ли страховщик трактовать данный пункт регресса не как уточнение использования ТС в качестве такси, а как простое перечисление категорий, с последующей конкретизацией, в качестве примера?
То есть, п. и) трактуется страховщиком как: на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, В Т.Ч. легкового такси.

6 Июля, 2020 – 21:07

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

Здравствуйте, Владимир. Страовщик может его трактовать как угодно, важно как будет трактовать суд. А суд должен читать пункт правильно и решить, что там именно про такси

10 Сентября, 2020 – 20:07

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

Здравствуйте, почему на других сайтах пишут что без тех осмотра будет регресс для обычных авто а здесь пишут что нет,где правда?

Читайте также:  Как совершается сделка купли продажи земельного участка?

11 Сентября, 2020 – 05:12

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

А правда в Законе об ОСАГО) Можете сами прочитать данный пункт и решить, нужен или нет)

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

20 Февраля, 2021 – 16:15

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

А разве в норме закона сказано, что “право регресса” распространяется ТОЛЬКО на случаи с истекшим сроком диагностической карты в отношении ТОЛЬКО такси, автобусов и т.п. ? Смотрим норму закона (в редакции с 01.03.2021): и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств ЕСЛИ ТОЛКОВАТЬ БУКВАЛЬНО, ТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ЛЮБОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО), легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов (ЗДЕСЬ ПРОСТО ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ДРУГИЕ ВИДЫ ТС, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ И Н Ы Е ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЫЧНО БОЛЕЕ ЖЕСТКИЕ), либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты (ЭТУ ДОБАВЛЕННУЮ НОРМУ БЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА ПОНЯТЬ ТРУДНО. МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ИМЕЛОСЬ В ВИДУ КАК РАЗ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ТС ОТ АВТОБУСОВ, ТАКСИ И Т.П. И ЧТО ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА КАРТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БУДЕТ КРИТИЧНО ДЛЯ ТАКИХ ТАКСИ, АВТОБУСОВ. А ДЛЯ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ – ТОЛЬКО ЕСЛИ ДТП СЛУЧИЛОСЬ ОДНОВРЕМЕННО ИЗ-ЗА НЕИСПРАВНОСТИ И ПРИ ОТСУТСТВИИ КАРТЫ. НО ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ЛИШЬ ДОМЫСЛЫ, ВО-ВТОРЫХ, В БОЛЬШИНСТВЕ ДТП СЛОЖНО СКАЗАТЬ ИЗ-ЗА ЧЕГО ОНО ПРОИЗОШЛО, МОЖЕТ БЫТЬ ДОКАЖУТ, ЧТО ИЗ-ЗА НЕИСПРАВНОСТИ И ТОГДА . “;
Специалисты КонсультантПлюс тоже считают, что относится ко всем ТС:
ОСАГО
Возобновляется действие некоторых положений Закона об ОСАГО о диагностической карте
Речь идет о положениях, в соответствии с которыми:
– к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к причинителю вреда в размере страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты;
– для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства представляет страховщику диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
(Федеральный закон от 25.05.2020 N 161-ФЗ)
ТРАНСПОРТ
Скорректирована форма диагностической карты, выдаваемой по результатам технического осмотра транспортных средств
(Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434)
Название документа
Справочная информация: “Правовой календарь на IV квартал 2020 года”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

20 Февраля, 2021 – 16:24

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

Если разбирать предложение из данного пункта, то конструкция выглядит так: на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

то, что вы принимаете за указание про все ТС – ни что иное, как просто уточнение. что именно содержит ДК.

10 Июня, 2021 – 19:18

Re: Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате.

Автор молодец. Перечень ТС закрытый. Суды отказывают в регрессе при окончании ДК, если легковое ТС используется в личных целях.

Нет техосмотра — нет выплат по ОСАГО?

Николай Васильев техосмотр своего Daewoo Lanos проходил в июле, буквально за месяц до вступления в силу изменений об отмене обязательного проведения ТО автомобиля для оформления полиса ОСАГО. «Немного обидно, но у меня заканчивалось действие «автогражданки», — рассказал он. — К тому же на станции техобслуживания работники рассказали, что отсутствие диагностической карты в случае ДТП может стать причиной для отказа в выплате от страховой компании или регрессным требованиям».

Страховщики отрицают возможность отказа в выплате при ДТП, если у автовладельца нет диагностической карты. «По закону страховщик не может отказать в выплате по ОСАГО из-за отсутствия ТО, поскольку выплата адресована потерпевшему в ДТП, — рассказали Банки.ру в Российском союзе автостраховщиков. — Но в ряде случаев может применить право регрессного требования к виновнику ДТП».

Что такое регресс и кому он грозит?

Регрессное требование — это когда сначала страховщик выплачивает компенсацию потерпевшей стороне, а затем взыскивает всю эту сумму с виновника ДТП. В каких случаях это может происходить? Страховщики называют несколько причин, когда они применяют регрессивное требование:

  • причинен тяжкий вред жизни или здоровью человека в результате злого умысла;
  • водитель был пьян;
  • у водителя не было прав на автомобиль;
  • водитель скрылся с места ДТП;
  • водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
  • ДТП произошло, когда полис «автогражданки» уже не действовал;
  • виновник в ДТП не отправил автомобиль на экспертизу или сделал ремонт раньше, чем через 15 календарных дней после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней);
  • у автомобиля, который используется в качестве такси, а также автобусов, грузовиков для перевозок опасных грузов не пройден техосмотр;
  • если виновником ДТП стал автомобилист на личном транспорте и авария произошла из-за неисправности его машины (например, были неисправны тормоза, рулевое управление и т. д.), а действующей диагностической карты у него не было;
  • при оформлении ОСАГО автовладелец указал неверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса;
  • виновником ДТП стал автомобиль с прицепом, который в ОСАГО не вписан (на прицепы для легковых машин не распространяется).

ОСАГО без ТО

Закон, который отменяет привязку диагностической карты к ОСАГО, вступает в силу 22 августа. Координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что отмена обязательного ТО для покупки ОСАГО — это абсолютно правильное решение, потому что это две абсолютно независимых друг от друга процедуры, которые не должны быть связаны. «Техосмотр привязали к ОСАГО, чтобы абсолютное большинство водителей, которые не видят смысла тратить время на столь бесполезную, но разорительную процедуру, были вынуждены проходить ее, поскольку без ОСАГО ездить по российским дорогам нельзя, а без техосмотра нельзя заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности, — говорит он. — Если бы взаимозависимость полиса ОСАГО и ТО осталась, то это привело бы направление страхового рынка к тяжелым последствиям, возможно, даже коллапсу, поскольку правила ТО все более ужесточались, водители (особенно проживающие в регионах, где мало станций ТО) могли бы просто перестать покупать полисы ОСАГО, причем не по собственному желанию и стремлению нарушить законодательство, а в силу обстоятельств из-за отсутствия возможности пройти техосмотр».

По состоянию на начало 2021 года в России было зарегистрировано 60 млн автомобилей (данные аналитического агентства «Автостат»). Они проходили осмотр в 5 555 пунктах (количество на середину августа, по информации РСА).

Это следствие изменений требований к операторам ТО, которые вступили в силу 1 марта 2021 года. Они обязывают станции техосмотра проводить фотофиксацию при заезде и выезде авто с сервиса. Фотографии, координаты места проведения ТО, время его начала и окончания со сведениями о состоянии авто заносятся в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД. Сама карта стала электронной и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью техэксперта, проводившего процедуру. Готовых работать по новым правилам СТО оказалось немного, поэтому весной правительство разрешило части автомобилистов пока не проходить ТО, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода. Для остальных автовладельцев ТО никто не отменял.

Легковые автомобили должны проходить ТО:

— если срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;

— если машина старше четырех лет.

При этом, если верить страховщикам, техническое состояние авто редко становится причиной страхового случая. «Мы очень много усилий вложили в то, чтобы постепенно отрезать страхование от диагностической карты ТО, потому что техническое состояние автомобилей практически не влияет на аварийность — по причине неисправного технического состояния авто происходит примерно 2% страховых случаев, — говорит заместитель генерального директора по розничному бизнесу «Ингосстрах» Алексей Власов. — Если мы сравним с причинами, вызванными состоянием дорог, разница будет в разы. И еще одна весомая причина аварийности — водитель».

И все же РСА рекомендуют автовладельцам не отказываться от ТО.

Штрафы за отсутствие ТО вырастут

Главная причина, почему не стоит отказываться от ТО, — это штрафы, которые никто не отменял: часть 1 статьи 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» предусматривает штраф 500—800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты.

Периодичность прохождения техосмотра:

— автомобили старше четырех лет — каждые два года;

— машины старше десяти лет — каждый год;

— автомобили моложе четырех лет ТО не проходят.

С 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция Кодекса об админправонарушениях, в которой за отсутствие ТО будет применяться штраф в 2 тыс. рублей к физлицам. Причем штрафовать будут в автоматическом режиме, используя камеры фотовидеофиксации. Единственное послабление — штраф могут применить не чаще одного раза в сутки.

Снизит ли диагностическая карта стоимость ОСАГО?

Мотивацией для добровольного прохождения техосмотра могли бы стать и скидки на ОСАГО. В середине лета глава МВД Михаил Черников озвучил предложение сделать ТО добровольным для личных автомобилей, которые не участвуют в перевозках, и стимулировать автовладельцев к его прохождению скидками на ОСАГО. Страховщики инициативу не поддержали.

«У нас нет тарифного фактора, привязанного к наличию диагностической карты», — говорит Алексей Власов. Основные факторы, от которых зависит цена «автогражданки», а также индивидуальный размер базовой ставки, — возраст и стаж клиента, модель его транспортного средства, страховая история, неоднократные грубые нарушения ПДД и территория эксплуатации транспортного средства. Самое главное — качество вождения.

И вводить тарифную зависимость стоимости ОСАГО от наличия диагностической карты страховщики пока не планируют. «Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо, чтобы математически была выявлена высокая корреляция этого фактора и страхового случая, — считает директор департамента обязательных видов страхования СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров. — В данном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью авто любого из участников и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель для тарификации фактора. Поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и в настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности ТС, то введение скидок невозможно».

Читайте также:  Жалоба на лишение водительских прав

Что будет с ТО дальше?

История с ТО на этом не закончится. Но каким будет продолжение, пока непонятно. МВД выступает за отмену обязательного ТО, что, к слову, не быстрая процедура, потому что изменения нужно внести в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», пройдя путь от публичного обсуждения до утверждения поправок Госдумой, которой осенью из-за выборов депутатов будет явно не до этого. Тем временем в Совете Федерации настаивают не только на сохранении обязательного ТО, но и усилении контроля за ним. Естественно, с помощью штрафов в режиме фотофиксации, причем ввести их предлагают уже нынешней осенью в размере 500 рублей по действующей сейчас норме статьи 12.3 КоАП.

Какая из инициатив в итоге победит, сказать сложно. Петр Шкуматов полагает, что позиция Совфеда по ужесточению процедуры ТО — это пример лоббизма со стороны операторов ТО. Инициатива же МВД по отмене обязательного техосмотра — логична и последовательна. И с ней согласны 85% автомобилистов, опрошенных движением «Общество синих ведерок». «Согласно правилам ПДД, добровольность ТО не избавляет водителей от необходимости проведения своевременного техобслуживания для поддержания автомобиля в каждодневном надлежащем состоянии, что очень важно в первую очередь для самих автомобилистов, — говорит он. — При этом новый механизм позволит инспекторам МВД сосредоточить силы на более проблемных сегментах: присутствовать при техосмотре грузовиков, пассажирских автобусов, легковых такси и подобных автомобилей из групп риска. Высокая аварийность в такси обусловлена частично удручающим техническим состоянием машин, особенно плачевно обстоит ситуация с этими видами транспорта в регионах. Единственные, кто может выиграть от сохранения обязательного ТО и различных ужесточений, — это операторы техосмотра».

Если ситуация на рынке ТО останется неизменной, а требования такими же жесткими, то введение с 1 марта 2022 года штрафов за отсутствие техосмотра в размере 2 тыс. рублей, по его мнению, не столько будет стимулом для автовладельцев посещать станции техосмотра, сколько может подтолкнуть людей обращаться к недобросовестным посредникам, чтобы избежать лишних сложностей при прохождении ТО.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Как снизить регрессные выплаты по ОСАГО

При аварии каждый водитель, у которого есть полис ОСАГО, имеет право получить компенсацию от страховой компании. Но в некоторых случаях страховая может потребовать, чтобы виновник ДТП вернул деньги, которые были выплачены пострадавшему (например, если виновный в аварии водитель был пьян или скрылся с места ДТП).

Право страховой требовать, чтобы виновник аварии вернул деньги, называется регрессом, а сам инструмент регрессных выплат был придуман, чтобы наказать недобросовестных водителей.

На практике страховые часто завышают суммы регрессных требований и просят вернуть даже те деньги, которые они не выплачивали пострадавшим. Объясняем, как выяснить, не обманула ли вас страховая компания и как уменьшить сумму регресса, если обманула.

Как страховые обманывают водителей при регрессе

Классическая схема, с помощью которой страховые обманывают своих клиентов, выглядит так. Чтобы было понятнее, введем несколько действующих лиц.

Алишер — клиент страховой компании «Альфа».

Борис — клиент страховой компании «Бета».

Авария произошла по вине Алишера, к тому же во время ДТП он был пьян.

После аварии Борис обратился в свою страховую компанию «Бета». Ему выплатили страховку — 30 тысяч рублей. Борис не согласился с суммой компенсации и обратился к независимому эксперту, который подтвердил, что ущерб, причиненный автомобилю, оценивается в 50 тысяч рублей.

Через суд Борис получил с «Беты» недостающие 20 тысяч рублей.

После того, как «Бета» выплатила Борису первые 30 тысяч, она направила «Альфе» требование вернуть деньги. Так как авария случилась по вине Алишера, «Альфа» деньги вернула.

Когда «Бета» заплатила Борису еще 20 тысяч, она отправила информацию о выплате «Альфе». При этом по закону «Альфа» эти 20 тысяч возвращать «Бете» уже не должна. Страховые не имеют права занижать выплаты клиентам, а если все-таки занизили и клиент смог это доказать, остаток денег страховая должна отдать из своего кармана.

А дальше начинается самое интересное.

«Альфа» присылает Алишеру требование вернуть 50 тысяч, которые «Бета» заплатила пострадавшему. К требованию прилагаются все чеки, подтверждающие, что «Бета» вернула именно 50 тысяч. Разумеется, о том, что сама «Альфа» заплатила «Бете» только 30 тысяч, страховая скромно умалчивает.

Так как Алишер во время ДТП был пьян и знал, что стопроцентно попадает под статью о регрессе, он, не сомневаясь, выплачивает 50 тысяч «Альфе».

Итог: Алишер заплатил «Альфе» на 20 тысяч больше, чем должен был, и даже не догадался, что его обманули. Довольная «Альфа» зачислила деньги на свои счета и продолжила воровать у ничего не подозревающих клиентов.

В рассылке учим читателей, какими еще способами защититься от страховой. Чтобы подписаться, введите свой e-mail на нашем сайте. Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

Как страховые обманывают своих клиентов. Пошаговая схема

Этот пункт — для тех, у кого остались вопросы после предыдущего раздела. Здесь мы подробно объясняем, как устроена бухгалтерия страховых компаний и как они обманывают клиентов. Если вам и так все понятно, сразу переходите к следующей части «Как защититься?».

Итак, что происходит после того, как автомобиль Алишера врезался в машину Бориса?

Борис сообщает своей страховой о ДТП. «Бета» оценивает ущерб, причиненный автомобилю Бориса, в 30 тысяч рублей. Она выплачивает Борису эти деньги.

Операции между страховыми компаниями регулируются соглашением о прямом возмещении убытков (ПВУ). ПВУ регулирует порядок расчетов всех страховых компаний, работающих с ОСАГО. В рамках соглашения о ПВУ «Бета» в электронном виде отправляет «Альфе» все необходимые документы об аварии и платежное поручение, подтверждающее, что пострадавшему выплатили 30 тысяч рублей.

«Альфа» возмещает «Бете» 30 тысяч.

Между тем, Борис не согласен с размером компенсации и делает независимую экспертизу, подтверждающую, что автомобиль пострадал на 50 тысяч.

Через личное обращение или по суду Борис добивается, чтобы «Бета» вернула ему еще 20 тысяч. «Бета» их выплачивает.

По закону страховые не имеют права занижать выплаты своим клиентам. Если страховая неверно определила сумму выплат и клиент смог это доказать, остаток она выплачивает из своих средств

Когда «Бета» заплатила Борису еще 20 тысяч, она выставляет «Альфе» нулевое требование на эту сумму. Нулевое требование значит, что денежная операция совершалась, но сама «Альфа» к ней отношения не имеет: 20 тысяч Борис получил от «Беты».

Нулевое требование выставляется, чтобы в бухгалтерских документах не было противоречия («Альфа» заплатила «Бете» 30 тысяч, а «Бета» Борису почему-то 50). Так бухгалтеры обеих страховых компаний понимают, сколько именно получил пострадавший.

«Альфа» требует, чтобы Алишер выплатил ей 50 тысяч рублей. Алишеру присылают чеки, подтверждающие, что Борис получил 50 тысяч от «Беты».

Алишер, не разбирающийся в особенностях работы страховых компаний, переводит «Альфе» 50 тысяч.

Алишер грустит, «Альфа» украла 20 тысяч и радуется — справедливости в жизни нет.

Как защитить себя от мошенничества страховой при регрессе?

1. Проверьте, точно ли вы попадаете под регрессные требования

Право регрессного требования у страховой возникает, если:

— Вы умышленно причинили вред жизни или здоровью пострадавшего.

— Вы вели автомобиль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

— Вы не имели права управлять транспортным средством, в котором попали в аварию.

— Вы скрылись с места ДТП.

— Вы не были вписаны в полис ОСАГО того автомобиля, на котором вы совершили ДТП.

— Срок действия вашего полиса ОСАГО истек.

— Вы отремонтировали или ликвидировали автомобиль, на котором попали в аварию, до истечения 15 рабочих дней с момента аварии.

— Ваша диагностическая карта, в которой указано, соответствует ли автомобиль требованиям безопасности, просрочена.

— Прицеп вашего автомобиля не был вписан в полис ОСАГО.

Регрессные выплаты регулируются статьей 14 закона об ОСАГО.

Если вы не попадаете ни в одну из перечисленных категорий, а страховая компания все равно требует, чтобы вы возместили ей ущерб, вас стопроцентно обманывают.

2. Изучите платежные поручения от вашей страховой компании

После того, как ваша страховая перевела деньги страховой компании потерпевшего, она обязана попробовать получить с вас деньги в досудебном порядке.

Вместе с досудебной претензией страховая должна прислать вам документы: платежное поручение, чек, расходно-кассовый ордер. Вас интересует только один документ: платежка, подтверждающая перевод денег от страховой компании «Альфа» к страховой компании «Бета».

Сравните, совпадает ли сумма, указанная в платежном поручении, с суммой, заявленной в досудебном требовании. Если нет, скорее всего, страховая пытается вас обмануть.

Потенциальная проблема:

Страховые не хотят лишаться легких денег, поэтому, скорее всего, пришлют вам множество документов. Среди них гарантированно окажутся документы, подтверждающие, что страховая компания потерпевшего выплатила ему деньги.

Эти документы вас не должны интересовать, со страховой потерпевшего вы никак не связаны. Важна только сумма, которую ваша страховая компания перевела страховой потерпевшего.

Возместить вы должны только эту сумму — и ни рубля больше.

3. Требуйте платежное поручение от страховой

Иногда страховая вообще не предоставляет клиенту никакие документы, кроме досудебного требования.

Это незаконно. Если вы получили досудебное требование, попросите прислать вам платежное поручение от вашей страховой к страховой потерпевшего. Кроме того, вам нужны данные, подтверждающие, что речь идет о ДТП с вашим участием: ФИО потерпевшего, номер его полиса ОСАГО, название его страховой компании, протокол ДТП или Европротокол.

Если страховая откажется предоставлять эти данные, не платите ей и ждите суда. В суде сообщите, что вам не предоставили возможности ознакомиться с документами, то есть досудебный порядок не был соблюден. Поэтому иск должен быть оставлен без рассмотрения.

Перед судом по почте отправьте страховой письмо с просьбой предоставить документы и сохраните чек об отправке. Если вы отправляли сообщения по электронной почте, сделайте нотариально заверенные скриншоты. А еще пригодится распечатка звонков на официальный номер страховой компании.

4. Дождитесь, пока страховая сама подаст в суд

Если сумма, фигурирующая в платежном поручении, отличается от суммы, указанной в требованиях, не платите страховой и ждите, когда она подаст в суд.

Но будьте готовы, что судья, скорее всего, не знает, по какому принципу страховые начисляют регрессные выплаты. Объясните судье все, что мы рассказали в пункте «Как страховые обманывают клиентов. Пошаговая схема». Расскажите про нулевое требование, сошлитесь на указание Банка России.

Настаивайте на том, что ваша страховая компания выплатила потерпевшему только ту часть денег, которая указана в платежном поручении, и, пытаясь получить больше, занимается мошенничеством.

Если не уверены в том, что умеете блестяще выступать в судах, обращайтесь к нам. Вопросы, связанные со страховыми компаниями, мы легко решаем.

Информация в статье актуальна на дату публикации на сайте igumnov.group.

Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

__

Коломейцев Евгений

профи в разрешении споров в судах арбитражной юрисдикции.

Специализация: защита от субсидиарной ответственности в сфере кредитных организаций. Разработка комплексной стратегии и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности активов руководителей и бенефициаров бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]