Гражданин ЕАЭС: прием на работу и НДФЛ

Статус резидентства РФ

Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Порядок ведения трудовой книжки

Согласно ст. 66 ТК РФ на территории РФ применяются трудовые книжки только установленного образца. К ним относятся:

  • трудовая книжка образца 1973 года, введенная Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656;
  • трудовая книжка образца 2003 года, введенная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.

Поскольку государства ЕАЭС – это республики бывшего СССР, надо иметь в виду следующее:

  • если иностранец предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, в нее вносится запись о приеме на работу;
  • если он предъявляет иную трудовую книжку, организация обязана завести ему новую трудовую книжку российского образца. При этом никакие записи об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовой книжке российского образца не производятся.

Такие разъяснения приведены в Письмах Роструда от 20.01.2014 N ПГ/13372-6-1 и от 15.06.2005 N 908-6-1.

Такие разъяснения приведены в Письмах Роструда от 20.

Налоги и взносы

Если внимательно читать ст.

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога.

Работник из ЕАЭС в конце года оказался нерезидентом: НДФЛ 30% или 13%?

Автор: Татьяна Тарасова

Летом 2016 года разъяснения чиновников Минфина РФ представили в новом свете норму ст. 73 Договора о евразийском экономическом союзе «Налогообложение физических лиц». По мнению представителей Минфина РФ, если налогоплательщик из стран ЕАЭС на конец налогового периода является нерезидентом, то к его доходам за налоговый период применяется ставка НДФЛ 30% и НДФЛ нужно пересчитать.

Порядок исчисления НДФЛ с налогоплательщиков (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства) зависит от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ (ст. 207 НК РФ).

Напоминаем: по российским правилам налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п.2 ст.207 НК РФ).

Согласно ст.224 НК РФ доходы резидентов РФ облагаются по ставке 13%. В отношении доходов, получаемых налогоплательщиками, которые не являются резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Исключения предусмотрены для некоторых категорий иностранцев. Так, не зависимо от статуса работника, ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев работающих по патенту, беженцев и лиц, имеющих временное убежище и т.п.

Для граждан стран – членов ЕАЭС (киргизов, белорусов, казахов и армян), нанимающихся к российскому работодателю на территории РФ установлен иной порядок. Статьей 73 Евразийского договора закреплено особое правило, в соответствии с которым в странах – участниках ЕАЭС доходы работников, прибывших из других стран – участниц ЕАЭС, получаемые ими в связи с работой по найму, с первого дня должны облагаться НДФЛ по налоговым ставкам, установленным для налоговых резидентов страны-участницы ЕАЭС, в которую они приехали трудиться.

Получается, что с заработной платы граждан ЕАЭС НДФЛ всегда удерживается по ставке 13 %, при этом не имеет значения, сколько дней такой налогоплательщик находится на территории России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (направлено для сведения нижестоящих налоговых органов и использования в работе письмом ФНС России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@)).

В данной ситуации применяются нормы Евразийского договора, а не Налогового кодекса РФ. В соответствии с Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). То есть, если международная норма (к примеру, в нашем случае ст. 73 Евразийского договора) противоречит внутреннему закону РФ -статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила.

Обратите внимание! Чиновники признают, что данная норма носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам – гражданам Российской Федерации, которые не имеют статуса налогового резидента и к их доходам от трудовой деятельности применятся ставка 30% (письмо Минфина РФ от 03.06.2015 г. № 03-04-07/32205).

До недавнего времени налоговые агенты не контролировали статус граждан членов ЕАЭС и ко всем доходам таких налогоплательщиков, независимо в каком месяце налогового периода он выплачен, применяли ставку 13%.
Летом 2016 года представители Минфина высказали свою точку зрения, как исчислять и удерживать НДФЛ у таких налогоплательщиков (письмо Минфина РФ от 10.06.2016 года № 03-04-06/34256 и от 14.07.2016 года № 03-04-06/41639).

Минфин считает, что

«с учетом положений статьи 73 Договора и статьи 224 НК РФ доходы от работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, полученные гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13%.

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
И если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента, их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 %».

В связи с данными разъяснениями, возникает вопрос: какую ставку НДФЛ 13% или 30% применять к налогоплательщикам – членам ЕАЭС, в случае приема их на работу во второй половине налогового периода? Ведь в данном налоговом периоде эти налогоплательщики уже не приобретут статуса резидента, так как с момента заключения трудовых отношений и до 31 декабря меньше 183 календарных дней.

Чиновники Минфина РФ подробно не комментировали, как поступить в такой ситуации налоговому агенту.

Первое, что приходит в голову, в случае приема на работу граждан ЕАЭС во втором полугодии – с момента приема на работу и до окончания налогового периода применять ставку 30%. Такая позиция противоречит ст.73 Договора о евразийском экономическом союзе, которая предписывает применять к доходам работника из ЕАЭС ставку НДФЛ для налоговых резидентов РФ.

Второй путь – исчислять и удерживать НДФЛ по ставке 13%, а по окончании налогового периода (в декабре) произвести перерасчет и исчислить НДФЛ по ставке 30%. Необходимо будет удержать исчисленный НДФЛ по ставке 30% из дохода декабря. При удержании нужно учитывать п.4 ст.226 НК РФ, в котором указано, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% от денежной выплаты в пользу работника. В случае, если при перерасчете излишне удержанный НДФЛ составит больше 50% от суммы в пользу работника, то у налогового агента не будет возможности удержать в полной сумме НДФЛ в данном налоговом периоде. Об этом работодатель должен сообщить налоговому органу не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.226 НК РФ).

В заключение хочется отметить, что четкой схемы удержания НДФЛ с налогоплательщиков граждан ЕАЭС прибывших на территорию РФ во второй половине налогового периода Минфин РФ пока не озвучил. Как только разъяснения появятся, аудиторы компании «Правовест Аудит» прокомментируют их на страницах сайта в новых статьях.

Август 2016 года

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

И если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента, их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30.

Требуется ли гражданам стран — участниц ЕАЭС патент или разрешение на работу?

Нет, так как в соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС подрядчики/исполнители из ЕАЭС не должны получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства.

97 Договора о ЕАЭС подрядчики исполнители из ЕАЭС не должны получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства.

Шаг №4 «Оформить трудовой договор»

Существует ложное предубеждение, что иностранные работники менее защищены с точки зрения трудового законодательства, а значит, работодатель имеет право (хоть и косвенное) увеличить количество часов рабочего времени, превышающее положенное, а также снизить заработную плату ниже уровня МРОТ, установленного в регионе. К сожалению, иностранец этого может и не знать, а также его могут попросту обмануть, однако трудовую инспекцию обвести вокруг пальца не получится. Если договор будет содержать в себе пункты, явно противоречащие предписаниям ТК РФ, то на юридическое лицо, а также генерального директора будет наложен достаточно крупный штраф.

Читайте также:  Ответственность за запись на диктофон без предупреждения

При составлении трудового договора крайне необходимо, чтобы в нем были безошибочно прописаны все реквизиты самого работника и это вновь должно заботить работодателя, т.к. на это часто обращают внимание инспекторы ГИТ.

При наличии диплома иностранного или российского вуза его также следует потребовать, хоть это и не является обязательным условием для трудоустройства.

Послабления при уплате подоходного налога для иностранцев

Отдельные категории нерезидентов—иностранцев вправе платить НДФЛ с применением 13%.

· граждан с заработком 83 500—167 000 руб.;

· участников проекта «Сколково»

Ставка 13% применяется при удержании НДФЛ с зарплаты.

Для резидентов и нерезидентов действует только одно общее правило. Те доходы, которые по закону освобождены от налогообложения, не облагаются НДФЛ.

2 НК, не превышен.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2020 году

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале “СНИЛС отменили – что взамен?”

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства письмо Минтруда от 04.

Гражданин ЕАЭС: прием на работу и НДФЛ

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников – граждан иностранных государств ›
  • Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;.

Налогообложение при трудоустройстве гражданина страны из ЕАЭС в компанию-резидент Сколково

Мы юридическое лицо, компания резидент Сколково, находимся на льготном налогообложении. Какой размер налоговых отчислений будет для нас при заключении трудового договора с иностранцем (НЕ в качестве высоко квалифицированного специалиста) из Кыргызстана, который входит в ЕАЭС. Как НДФЛ так и социальные отчисления. Распространяется ли наше льготное налогообложение на такого иностранца.

    налоговые отчисления
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 10030 отзывов эксперт

Здравствуйте. Действительно резидентам Сколково предоставляются определенные льготы. В том числе они касаются и страховых взносов. До 2020 года сумма платежей по страховке сотрудников составляет 30% (22% ПФ, 5,1% ФФОМС, 2,9% ФСС). Резидентство полностью освобождает от социальных и медицинских страховых взносов сроком на 10 лет, а также снижает взносы по ПФ с 22 до 14%. Льгота начинает действовать со следующего месяца после получения свидетельства.

При этом в соответствии со ст. 97 «Договора о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) трудящиеся из стран ЕАЭС имеют равные права с российскими гражданами. Исходя из этого принципа и отсутствия обязанности раздельного учета граждан ЕАЭС и граждан РФ не имеет значения кто именно является работником резидента Сколково — гражданин РФ или гражданин страны ЕАЭС, льготы будет распространяться на страховые взносы и тех и других.

Что касается НДФЛ, то в числе льгот для резидентов Сколково этот налог не присутствует.

  • 7,5 рейтинг
  • 6824 отзыва

Уточните, пожалуйста, указанный гражданин имеет патент на осуществление трудовой деятельности?

Если да, в этом случае он подпадает под ставку НДФЛ 13%

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

Указанная статья 227.1 предусматривает возможность такого налогообложения лиц, работающих по патенту, привлекаемых организациями

Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога

1. В порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее в настоящей статье — патент), следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:
2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Гражданам стран участниц ЕАЭС не требуется патент или разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности на территории РФ

Это верно. Однако учитывая, что льготы по НДФЛ законодательством не предусмотрены, его надо платить полностью — если резидент РФ, то 13%, если нерезидент — 30%.

Необходимо руководствоваться статьей 73 Договора о ЕАЭС, согласно которой ставка налога для работников из государства — участника ЕАЭС равна ставке для работников-резидентов, то есть ставка будет 13%

Налогообложение доходов физических лиц

В случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Поддерживаю. Для сотрудников ЕАЭС повышенной ставки не будет.

Можете также руководствоваться письмом ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/22588@ “О налогообложении доходов физических лиц”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов граждан государств — членов Евразийского экономического союза за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации, и сообщает следующее.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор).

Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Читайте также:  Нулевой бухгалтерский баланс ООО 2020 образец заполнения

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

При этом положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае не приобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена.

Учитывая изложенное, на основании статьи 73 Договора и с учетом статьи 224 Кодекса доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 01.01.2015, а доходы от работы по найму, полученные гражданами Киргизской Республики, с 12.08.2015, облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации, независимо от налогового статуса этих лиц.

  • 526 ответов
  • 150 отзывов

Медицинское страхование:
Согласно п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС. Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (письмо ФНС РФ от 14.02.17 № БС-4-11/2686).
Однако у Минтруда иное мнение. В письме Минтруда от 17.12.15 № 16-4/В-823 сослались на определение термина «трудящийся государства — члена ЕАЭС», приведенное в п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, где говорится, что лицо, осуществляющее трудовую деятельность, должно находиться на территории РФ законно. Кроме того, сослались на ст. 327.3 ТК РФ. Данные нормы позволили авторам сделать следующий вывод. Гражданам стран ЕАЭС (кроме белорусов, для которых дополнительно действуют правила Договора между Россией и Белоруссией о создании союзного государства от 08.12.99) для поступления на работу нужно предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС, реквизиты которого указываются в трудовом договоре. Исключение составляет случай, когда работодатель сам оформляет договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг такому сотруднику-иностранцу.
НДФЛ:
Ст. 73 Договора о ЕАЭС сказано: к трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. Выходит, что независимо от того являются ли такие работники налоговыми резидентами РФ (т. е. провели ли они 183 дня за предыдущие 12 месяцев на территории РФ) к их доходам должна применяться ставка 13 процентов. Ведь в Договоре о ЕАЭС говорится исключительно о ставке, а не о применении всех правил для налоговых резидентов. А, по правилам НК РФ, нельзя предоставить вычеты тем налогоплательщикам, доходы которых облагаются по ставке, определенной международным договором (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ). По той же причине НДФЛ в отношении выплат таким иностранцам нужно считать не нарастающим итогом, а по каждой выплате отдельно (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря. Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма Минфна от 14.07.16 № 03-04-06/41639и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).
Социальное и пенсионное страхование.
В ст. 98 Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации. Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686). Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.

В случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента лица с постоянным местопребыванием другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц налоговых резидентов лиц с постоянным местопребыванием этого первого государства-члена.

Аргументы ФНС

ФНС раз­де­ля­ет точку зре­ния Мин­фи­на, толь­ко обос­но­вы­ва­ет ее несколь­ко иначе. Она счи­та­ет: по­ло­же­ние До­го­во­ра о при­ме­не­нии к до­хо­дам граж­дан стран ЕАЭС став­ки, уста­нов­лен­ной для ре­зи­ден­тов РФ (13%), вовсе не озна­ча­ет, что эти граж­дане ав­то­ма­ти­че­ски при­зна­ют­ся на­ло­го­вы­ми ре­зи­ден­та­ми РФ. Во­про­сы при­зна­ния физ­ли­ца на­ло­го­вым ре­зи­ден­том ка­ко­го-ли­бо из го­су­дарств — чле­нов ЕАЭС До­го­во­ром о ЕАЭС не ре­гу­ли­ру­ют­ся. В этих целях ис­поль­зу­ют­ся по­ло­же­ния на­ци­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ства — члена ЕАЭС, в част­но­сти для нашей стра­ны —

По­это­му, разъ­яс­няя по­ря­док за­пол­не­ния спра­вок за ис­тек­ший год по таким ра­бот­ни­кам, ФНС ука­за­ла, что в поле «Ста­тус на­ло­го­пла­тель­щи­ка» нужно от­ра­зить ста­тус физ­ли­ца, ко­то­рый опре­де­ля­ет­ся по ито­гам года с уче­том по­ло­же­ний ст. 207 НК РФ. А именн

  • на конец на­ло­го­во­го пе­ри­о­да ра­бот­ник из ЕАЭС яв­ля­ет­ся на­ло­го­вым ре­зи­ден­том РФ, то в этом поле ука­зы­ва­ет­ся цифра 1;
  • на конец года ра­бот­ник из ЕАЭС не яв­ля­ет­ся на­ло­го­вым ре­зи­ден­том РФ, то в этом поле ука­зы­ва­ет­ся цифра 2.

2016 от ме не но огра ни че ние на удер жа ние НДФЛ из вы пла чи ва е мых ра бот ни ку де неж ных до хо до.

Как принять на работу гражданина государства – члена ЕАЭС?

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 подписали «Договор о Евразийском экономическом союзе» в г. Астане. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация, создаваемая на базе Таможенного союза. В настоящий момент в нее входят:

– Россия;

– Республика Казахстан;

– Республика Беларусь;

– Республика Армения;

– Кыргызская Республика.

Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 года, а со 2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС.

Иностранные граждане работники из стран ЕАЭС имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет (ч. 3 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

С иностранным работником, который является гражданином государства – члена ЕАЭС, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ) (ч. 5 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Для заключения трудового договора граждане — работники из стран ЕАЭС должны представить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ. Согласно ее положениям лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  4. документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  5. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  6. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Читайте также:  Компании по взысканию долгов

Из вышеуказанного перечня документов для граждан — работников из стран ЕАЭС есть исключения. Так, они не обязаны представлять документы воинского учета, так как иностранные граждане не являются военнообязанными в России.

Документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств – членов ЕАЭС, признаются в РФ без проведения процедур признания документов (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г.).

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования нужно требовать у иностранных граждан, в том числе граждан государств – членов ЕАЭС, если они являются:

а) временно пребывающими на территории России. При этом они не должны относиться к высококвалифицированным специалистам;

б) либо постоянно проживающими, временно проживающими на территории России.

Если указанное свидетельство требуется, но у гражданина оно отсутствует, его нужно оформить после приема на работу.

По общему правилу наряду с документами, предусмотренными ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

  1. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
  2. разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  3. разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  4. вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Однако, граждане — работники из стран ЕАЭС, желающие работать в РФ, имеют ряд преимуществ (преференций), в том числе и при трудоустройстве.

Так, организации, которая вступает в трудовые отношения с гражданами государств – членов ЕАЭС, не требуется получать разрешение на привлечение иностранных работников, а самим гражданам не нужно получать разрешения на работу (патенты) для заключения в России трудовых договоров (п. 5 ст. 96, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Отметим, что эти положения распространяются как на работодателей, заключающих трудовые договора с гражданами из стран ЕАЭС, так и гражданско-правовые на выполнение этими лицами работ (услуг).

Кроме того, для граждан — работников из стран ЕАЭС предусмотрены следующие преимущества (преференции):

1) работник и члены его семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

2) срок временного пребывания (проживания) работника и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного работником;

3) в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России гражданин имеет право без выезда с территории России в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Таким образом, из перечня документов, предусмотренных ст. 327.3 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора с иностранцем – гражданином одной из стран ЕАЭС, работодатель вправе потребовать:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

Отметим, что для временно пребывающих иностранных граждан установлено правило о необходимости оформлять миграционную карту. Но из этого правила есть исключение. Оно установлено для граждан Республики Беларусь. Гражданам Белоруссии, пребывающим в России, миграционные карты не выдаются (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559 и Приложение N 1 к Соглашению между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).

Граждане государств – членов ЕАЭС имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, охрану и условия труда на территории России (Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г., ст. 7 Договора между Россией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1-3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г., п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Кроме того, граждане Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающие в РФ и работающие в РФ по трудовым договорам, являются застрахованными лицами для целей страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение указанных выше пособий. И российская организация (предприниматель), заключившая с гражданином Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающим в РФ, трудовой договор, обязана уплачивать страховые взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, облагаемых страховыми взносами, начисленных в пользу такого работника, по тем же тарифам, что и работникам — гражданам РФ (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268).

Работодатель обязан в установленном порядке уведомлять территориальное подразделение ФМС России о приеме на работу иностранного гражданина. Это правило распространяется и на иностранных граждан, которые для ведения трудовой деятельности не обязаны получать разрешение на работу или патент (в частности, граждан государств – членов ЕАЭС).

При этом работодателю не требуется уведомлять службу занятости населения и налоговую инспекцию о заключении (расторжении) трудового договора с иностранными работниками – гражданами государств – членов ЕАЭС.

Кыргызская Республика.

НДФЛ с доходов работников — граждан стран ЕАЭС

При налогообложении доходов работников из стран ЕАЭС нужно учитывать положения не только Налогового кодекса, но и Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС). О том, с какими проблемами при этом может столкнуться работодатель, привлекающий таких работников, мы расскажем в нашем комментарии к письмам Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859 и от 23.05.2018 № 03-04-06/34676.

Российская Федерация вместе с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой является участником Договора о ЕАЭС.

Кому нужно платить

Все налоги за иностранных лиц выплачиваются и рассчитываются строго самим работодателем. Иностранные лица не будут иметь к данной процедуре никакого отношения.

При этом в данном правиле даже нет никаких исключений – неважно, работает на территории работодателя иностранец или выполняет свою работу дистанционно – в любой ситуации оплата производится работодателем, и, соответственно, ответственность за данное действие будет находиться именно за ним.

Но при этом у перечисленных категорий мигрантов должно быть РВП или дипломатический паспорт.

Добавить комментарий