Публичный лесной сервитут: что это значит

Цели заключения

Основное предназначение договора – закрепить взаимоотношения между собственниками лесных угодий в правовой форме. Разумеется, вы можете действовать по неформальной, устной договоренности. Однако, при любом возникновении споров этот договор, как вы понимаете, не имеет никакой силы.

Приведем пример: Допустим, вы договорились с соседом о том, чтобы использовать его дороги для проезда своей техники. И вдруг в один «прекрасный» момент его это перестает устраивать, и он обращается в суд. Никакой защиты у вас в таком случае нет. Фактически, вы использовали чужие земли для своих целей, делая это незаконно. Поэтому вас могут призвать к ответственности.

Сервитут же устанавливает правоотношения между собственниками. Поэтому при его заключении не может быть вышеприведенных эксцессов. Все точно описано и документально закреплено.

Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.

Упоминания в литературе

Данные правовые акты регламентируют порядок осуществления контроля со стороны государства в основном за легальным.

Лесной сервитут

Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными угодьями. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, частный – соглашением сторон или решением суда.

Он устанавливается на землях лесного фонда и на участках, которые в эту категорию не входят. К первым относится сам лес, а также питомники, прогалины, вырубки, просеки и лесные дороги. Ко вторым – городские леса и леса сельских поселений.

Иногда публичный сервитут ограничивается актами государственных или местных органов власти, договором сторон или судебным решением.

У мужа возникли проблемы на работе, зарплату не выдавали несколько месяцев, я была в декрете.

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

  • Понятие лесного сервитута
  • Виды лесного сервитута
  • Соглашение об обременении
  • Особенности лесного сервитута

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Виды лесного сервитута.

Статья 21. Лесные сервитуты. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 21
Комментируемая статья впервые закрепила в лесном законодательстве понятие “лесной сервитут”, под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в Лесном кодексе по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными Водным кодексом Российской Федерации. Понятие “лесной сервитут”, как, впрочем, и “водный сервитут” не совпадает с классическим понятием “сервитут” (см. комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997).
Сервитуты – это один из видов вещных прав, возникших еще в римском праве. Необходимость правового регулирования сервитутных отношений в России возникла в связи с установлением права частной собственности на землю. Суть понятия сервитута состоит в том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком. Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутном правоотношении предстают собственники недвижимости.
Лесной кодекс внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся в римском частном праве. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов – Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой – неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи – несобственники.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных ст. 274 – 277 ГК РФ, которые применимы в определенной степени к регулированию только частных лесных сервитутов, заключается в следующем. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок (участок лесного фонда или участок лесов, не входящих в лесной фонд), прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (лесопользователя), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК РФ предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно – правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка (пользователь участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы. По требованию собственника земельного участка (пользователя участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу (участок лесного фонда или участок леса, не входящего в лесной фонд), в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник (лесопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке (см. также комментарии к ст. 86 и 123 ЛК РФ).

Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации публичный лесной сервитут.

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Читайте также:  Больничные листы при лечении дома и в стационаре

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Читайте также:  Перерасчет пенсии по стажу

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

1 прохода или проезда через земельный участок;.

Регистрация

Как уже было отмечено выше, сведения о публичном сервитуте в обязательном порядке должны быть внесены в ЕГРН.

Основные правила государственной регистрации ограничения на землю закреплены в Приказе МЮ РФ от 26.07.2004 года № 132.

Начинается все с подачи соответствующего заявления в Росреестр. Сделать это может обладатель сервитута или же сам собственник земельного участка. При этом обязательно должны быть приложены следующие документы:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность от владельца участка (при наличии);
  • соглашение об установлении публичного сервитута;
  • кадастровый план;
  • учредительные документы организации, получившей право ограниченной пользования территорией.

Более подробно о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали в отдельной статье.

Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.


Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.

Какие права даёт и к чему обязывает сервитут

Владелец сервитута имеет право пользоваться чужим лесным участком. Но только в тех рамках и для тех действий или работ, которые указаны в соглашении или решении суда. Он не имеет права самостоятельно, без согласования, изменять эти условия. Также нельзя передать обременения другому лицу.

При этом обладатель сервитута должен соблюдать все условия договора. Это относится, в частности, к своевременной и полной оплате. Он должен бережно относиться к имуществу владельца участка и к самому лесу.

При сборе также есть определённые ограничения.

Судебное наложение сервитутов

Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.

Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:

  • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
  • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
  • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
  • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
  • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.

ВНИМАНИЕ. Судебное решение гарантирует беспрепятственную эксплуатацию чужого участка. Без такого документа владелец земли может в любой момент запретить пользоваться своей землей.

На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.

Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.

Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:

  1. Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
  2. Наличие спора по обременению между соседями.
  3. Обоснованность пользования чужим наделом.
  4. Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
  5. Срок ограничения.

Перед обращением в суд необходимо:

  • составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
  • провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
  • провести оценку стоимости пользования чужим наделом.

Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).

Истцу стоит учитывать, что накладывание сервитута должно минимизировать неудобства для собственника земельного надела, а также компенсировать обременение.

Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.

Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.

СПРАВКА. От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.

Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.

Плата за использование земли.

Актуально

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для.

Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Читайте также:  Компании по взысканию долгов

Так законом установлено два основных типа:

    не общественный (частный); общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

    для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа; для подведения коммуникаций к дому; для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

    доступности транспортной инфраструктуры; выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации; свободного доступа к прибрежной территории; использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки; размещения межевых меток (знаков) и т.д.

По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.

Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:

    гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку); земельному; лесному; водному; воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).

Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно.

Установление сервитута на лесном участке

Порой у владельца лесного участка нет возможности полноценно пользоваться своей собственностью из-за того, что она отрезана от тех или иных коммуникаций, поскольку владения иногда располагаются вплотную друг к другу, что доставляет сложности собственникам.

Для решения подобных проблем придуман сервитут.

Законом установлено два основных типа: общественный (публичный) и необщественный (частный).

Публичный лесной сервитут устанавливается для всех лиц путем принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ.

Для установления частного лесного сервитута требуется заключение соглашения между собственником лесного участка (в данном случае это орган власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в нем.

В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных федеральным законодательством для:

1) размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведения изыскательских работ;

3) ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В Хабаровском крае органом, уполномоченным заключать подобные соглашения в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда на территории края, является управление лесами Правительства Хабаровского края, а механизм заключения соглашений урегулирован Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.06.2019 № 48.

Заявление о заключении соглашения об установлении сервитута могут подать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Оно должно обязательно содержать:

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
  • учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении земельного участка или случая заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, на срок до трех лет, когда не требуется осуществление государственного кадастрового учета части земельного участка и государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута;
  • цели и основания установления сервитута (в случае обращения за установлением сервитута для ведения работ, связанных с использованием недр, номер лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр);
  • срок действия сервитута.

Кроме того, к заявлению потребуется приложить схему границ сервитута на кадастровом плане территории. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

В заключении соглашения будет отказано, если заявление об установлении сервитута подано в отношении земельного участка, по которому управление лесами Правительства Хабаровского края не вправе заключать соглашение об установлении сервитута или планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами, или установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Срок, в течение которого будет заключено соглашение, зависит от необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута, срок составляет 30 календарных дней со дня регистрации заявления в управлении лесами Правительства Хабаровского края. В иных случаях срок составляет 60 календарных дней со дня регистрации заявления.

Сама услуга по заключению соглашения предоставляется бесплатно, но сервитут в обязательном порядке должен быть зарегистрирован и для регистрации потребуется уплатить госпошлину (1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей для юридических лиц).

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда регулируется Правилами определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Хабаровского края, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 03.06.2015 № 127-пр.

В соответствии с Порядком размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Елена Тимош, руководитель группы общей юридической обработки отдела регионального законодательства РИЦ «КонсультантПлюс» в Хабаровске.

08.07.2019 Установление сервитута на лесном участке

учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении земельного участка или случая заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, на срок до трех лет, когда не требуется осуществление государственного кадастрового учета части земельного участка и государственной регистрации ограничения обременения , возникающего в связи с установлением данного сервитута;.

Частный

Он оформляется между физическими лицами – собственником и пользователями. Частный сервитут возникает как следствие переговоров, результат фиксируется в госорганах. Если же согласия нет, то разрешения можно добиться через суд. Но для этого необходимо иметь веские доказательства того, что без частного сервитута не обойтись.

Так как сервитут относится к земле, то назначение его, а также правила пользования регулируются Земельным кодексом.

Добавить комментарий