Снижение налоговой нагрузки

6. Корпоративные процедуры

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

по группе сходных предприятий;.

Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия: методика и методы оптимизации

Чтобы провести эффективную оптимизацию налоговых отчислений в бюджет, вы должны обязательно и регулярно проводить детальный анализ своей хозяйственной деятельности. Для этого используются специальные формулы. К примеру, одной из основных схем расчета налогового бремени для конкретного предприятия, независимо от его направленности, является формула, разработанная Министерством финансов РФ.

Согласно ей, коэффициент налоговой нагрузки исчисляется в процентном соотношении общей суммы уплаченных предприятием налогов к его выручке и имеет вид:

К.нг.=С.уп./В*100%, где К.нг. — коэффициент налоговой нагрузки, С.уп. — сумма уплаченных налогов, В — общая выручка предприятия.
Стоит отметить, что показатель общей выручки исчисляется суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг компании) и всех внереализационных доходов.

Исходя из полученных результатов, полученный коэффициент сравнивается с общепринятыми параметрами. Так, согласно общепринятым стандартам, если выведенный по данной формуле результат находится в пределах до 35%, то существующая система налогообложения и стратегического налогового планирования в вашем бизнесе достаточно эффективная и действенная.

Когда результат находится между 35% и 50%, то стоит систему налогообложения корректировать и разработать методы оптимизации налогообложения предприятия. Если коэффициент налоговой нагрузки составляет от 50% до 70%, налицо серьезные проблемы в компании касательно налогообложения.

А если полученный результат выйдет больше 70% — такой бизнес будет приносить не прибыль, а убыток и банкротство в конечном итоге, поэтому его лучше всего закрыть.

При всей своей ясности и точности данная формула расчета является, по мнению многих специалистов, недостаточно действенной и эффективной, так как не рассчитывает параметры влияния изменения структуры налоговых платежей на конкретный показатель налоговой нагрузки. Учеными-финансистами созданы и апробированы иные формулы и методики расчетов налоговой нагрузки и бремени. Однако на практике они используются довольно редко, так как требуют серьезных расчетов и сложны в использовании для рядового бухгалтера.

При всей своей ясности и точности данная формула расчета является, по мнению многих специалистов, недостаточно действенной и эффективной, так как не рассчитывает параметры влияния изменения структуры налоговых платежей на конкретный показатель налоговой нагрузки.

Как связаны форма собственности и размер налогов

Регистрируя бизнес, нужно определиться с формой собственности: стать ИП или юрлицом. Если вести бизнес вы собираетесь в одиночку, можно зарегистрировать ИП, если с партнёрами — ООО. В ООО заработок каждого учредителя зависит от доли участия в уставном капитале, с ИП всё проще: он после уплаты налогов может распоряжаться всеми деньгами на свое усмотрение.

Основные различия между ИП и ООО:

Когда определились с формой собственности, нужно выбрать режим налогообложения. Одни из самых популярных — основной (ОСНО) и упрощенный (УСН).

На ОСНО предприниматель платит два налога:

  • налог на доходы физических лиц — 13%,
  • НДС — от 0% до 20%.

ИП и ООО обычно используют общую систему налогообложения, когда иначе работать не получается. Но если есть возможность, стараются переходить на льготные режимы — например, упрощенную систему налогообложения.

Работать по УСН не могут фирмы, у которых есть филиалы или больше чем 25% уставного капитала принадлежит другим юрлицам. Ограничение по числу наемных сотрудников для предпринимателей и организаций — 100 человек. Нельзя применять УСН иностранным компаниям, бюджетным учреждениям, адвокатам и нотариусам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, организаторам азартных игр. Полный список можно найти в п.3 ст. 346.12 НК РФ .

ИП и ООО, которые не подпадают под эти ограничения, могут с первого дня работать по УСН. Для этого в течение 30 дней после внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нужно уведомить налоговую. В заявлении нужно указать, какой объект налогообложения выбираете — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

ИП на УСН платят взносы и налог: 6% от всех поступлений или 5-15% от прибыли (процент зависит от региона). Также они, в отличие от юрлиц, должны платить за себя пенсионное и медицинское страхование, даже если не получают прибыль. Эти платежи учитываются в расходах и уменьшают налог. ИП без работников может уменьшать рассчитанный налог на УСН «доходы» на все 100% уплаченных за себя взносов. Если доход небольшой, может получиться так, что налога к уплате не будет. Если в штате есть работники, налог можно уменьшить только на 50%. В расчет берут не только взносы, уплаченные ИП за себя, но и платежи за работников.

Юрлица тоже могут работать по упрощенной системе налогообложения. Отличие в том, что при равных режимах у физлиц остается больше налоговых льгот. Например, важный нюанс, который стоит учитывать при регистрации ООО по УСН: поступающие на счет средства — доход фирмы, а не учредителей. Чтобы использовать деньги, недостаточно заплатить 6% налога, как это делают ИП, придется еще потратиться на налог на свой доход (дивиденды) — 13%. Иногда налог на свой доход может оказаться больше налога на бизнес. Это сильно ощущается, особенно если в фирме учредитель, директор и работник — один и тот же человек.

Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга Фингуру, называет главным плюсом ИП то, что после уплаты 6% в пользу государства он может распоряжаться оставшимися деньгами на свое усмотрение. Так можно освободить себя от дополнительных налогов и сэкономить.

Для юрлиц, по словам Павла, основная система налогообложения в некоторых случаях может быть выгодной. Это особенно заметно на примере оптовой торговли: когда фирма занимается куплей-продажей товаров, облагаемых НДС, а поставщики и покупатели являются плательщиками этого налога. НДС — возвратный налог. Он работает так: с продажи товаров его начисляют, а с покупки уменьшают.

Читайте также:  Ответственность за несдачу декларации по НДС

Если купили товар за 35 000 рублей, а продали за 40 000 рублей, то заплатить надо будет 20% НДС с разницы между ценой продажи и покупки — 1 000 рублей (5 000 * 20%). Если бы предприятие оптовой торговли работало по УСН (доходы), пришлось бы отдать государству 6% от дохода — 2 400 рублей. УСН (доходы минус расходы) — тоже не выгодно, так как покупатели будут требовать снизить цену на 20% или вообще откажутся от покупки, потому что не смогут возместить сумму НДС.

Если бизнес небольшой, лучше работать по «упрощенке». Если компания крупная, можно выбрать НДС и общий режим налогообложения. Чтобы понять, какую форму налогообложения предпочесть, стоит определиться с видом деятельности, посчитать налог на всех возможных системах налогообложения и выбрать более выгодный для своего бизнеса.

Открываете розничный магазин?

Сначала пройдите наш бесплатный е-мейл курс и убедитесь, что учли все нюансы этого бизнеса!

Зарегистрироваться и получить первый урок

повышает лояльность работников,.

Какие причины пониженной нагрузки привести

Пояснительная записка предоставляется в налоговую или лично, или по почте. Оформляется она в свободной форме. Задача предпринимателя – объяснить, что уменьшение нагрузки не было специальным. Для подтверждения своей позиции нужно указать перечень причин произошедшего. К примеру, это могут быть эти причины:

  • Повышенная конкуренция. К примеру, компания выпускала инновационный продукт. Однако спустя это время этот же продукт начал выпускаться другими организациями. Соответственно, произошло резкое уменьшение прибыли.
  • Увеличение цен на продукцию. Повышение наценок на товар может отпугнуть часть потребителей, что также негативно повлияет на размер доходов.
  • Внезапно возникшие расходы. У компании могут быть непредсказуемые расходы. К примеру, фирма строила дом. Однако в процессе произошло обрушение конструкций. Это потребовало оплаты работ по восстановлению.
  • Пониженная рентабельность. Она может быть связана с индивидуальными особенностями функционирования фирмы.
  • Инвестирование. Это также может снижать нагрузку. Инвестировать деньги компания может в свое основное производство, обновление оборудования.
  • Увеличение закупочных цен. К примеру, предприятие специализируется на производстве игрушек. Для изготовления приобретается сырье. Его стоимость формирует себестоимость конечного продукта. Если цены на сырье повышаются, то увеличивается себестоимость. Следовательно, приходится поднимать цены на товар.
  • Увеличение административных расходов. К примеру, это может быть вклад в какие-либо бизнес-процессы.
  • Указанная деятельность фирмы. Указанная в декларации деятельность субъекта может не соответствовать действительной. Однако средние показатели налоговой нагрузки определяются на основании отраслевых значений. Следовательно, ошибка в указании деятельности может повлечь за собой неверное определение отраслевого значения.

Рекомендации по составлению пояснительной записки:

  • Не нужно указывать сроки (даже примерные), в которые ожидается большая прибыль. Также не рекомендуется обещать направить больший платеж в следующем налоговом периоде. Если указанные обещания не будут выполнены, директору придется снова идти на комиссию и объясняться.
  • К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Однако если все они присутствуют, рекомендуется их предоставить. Это позволит подкрепить свою позицию.
  • В записке указывается информация о компании (ИНН, КПП, ОГРН, название, адрес), адресате (Руководитель ИФНС по определенному городу). Нужно прописать дату иска, название документа, причины низкой нагрузки, подпись гендиректора, его ФИО.

На требование налоговой предоставить записку рекомендуется направить пояснительную в течение 5 дней. В обратном случае придется столкнутся с проверкой.

Информация из разделов 10 и 11 не совпадает.

повышение юридических знаний

При ведении налогового учета, исчислении налогов, подаче налоговой отчетности налогоплательщику нужно учитывать взаимосвязи различных положений налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей российского законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя.

Причины низкой налоговой нагрузки: образец пояснения для ИФНС

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

требования неопровержимых доказательств того, что причины низкой налоговой нагрузки объективны.

Меры по оптимизации НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, налогооблагаемой базой которого является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Порядок его исчисления и уплаты установлен главой 21 НК РФ. Согласно данному порядку, компании платят в бюджет разницу между суммой налога исчисленной и суммой налога уплаченного.

По сути данный налог платит покупатель в составе цены товара, а компания лишь передает данную сумму в бюджет. Стремление уменьшить НДС к уплате в бюджет компаниями понятно. Зачастую им приходится перечислять в бюджет на уплату НДС собственные средства, так как покупатели могут вовремя не рассчитаться за товар, работы или услуги. Кроме того, недоплаченная в бюджет сумма НДС увеличивает доход компании, который не облагается налогом на прибыль.

Право юридических лиц на выбор оптимального способа налогообложения закреплено в Налоговом кодексе и подтверждено Конституционным судом РФ.

Оптимизация налоговой нагрузки

Методы снижения налоговой нагрузки будут зависеть от того, какую систему налогообложения применяет тот или иной налогоплательщик.

Так, на УСН-6% ИП без сотрудников имеют возможность до нуля уменьшить расчетную сумму налога за отчетный квартал за счет фиксированных взносов, перечисленных в том же периоде. Для ИП с работниками и компаний аналогичное правило действует и в отношении взносов, перечисляемых с заработной платы сотрудников, правда уменьшить расчетную сумму упрощенного налога можно лишь до половины. Из этого правила следует вполне очевидный способ оптимизации налоговой нагрузки: уплачивать фиксированные взносы ИП в начале года (ведь налог на УСН рассчитывается нарастающим итогом), а страховые взносы стараться перечислять до последнего числа каждого расчетного месяца – тогда подобные суммы будут полностью учтены в уменьшение налога.

На УСН-15% значение для определения суммы налога имеют как доходы, так и расходы, причем доходы определяются по факту получения оплаты от клиентов и покупателей, а расходы предполагают, что товары и услуги оплачены и получены от поставщика, о чем есть подтверждающие накладные и акты. Дополнительным условием для включения в расходы себестоимости товаров, приобретенных для перепродажи, является их отгрузка конечному покупателю, то есть расходы для целей налогообложения учитываются лишь по мере реализации такого товара.

В подобной ситуации единственный путь снижения налоговой нагрузки – отслеживать доходы и расходы, принимаемые для расчета налога в течение квартала. Как правило, каждая компания может договориться со своими контрагентами о том, чтобы большие суммы оплаты, которые в силу временного фактора уже не получится скорректировать за счет расходов, в последние дни отчетного квартала не перечислялись. При этом своевременный обмен первичной документацией с поставщиками поможет обосновать суммы заявленных в налоговой базе затрат.

Вообще считается, что в примере расчета налоговой нагрузки должны учитываются все налоги, которые организация уплачивает от своего имени, а также НДФЛ, которые она перечисляет, как налоговый агент. При этом не учитываются страховые взносы, перечисляемые за сотрудников, а также таможенные пошлины и НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию РФ.

Именно поэтому компании с низкой налоговой нагрузкой чаще подвергаются дополнительным проверкам.

Причины низкой налоговой нагрузки: пояснение

В отдельных случаях возможны ситуации, когда организация объективно несет НН ниже среднеотраслевого значения и не имеет возможности пересчитать налоги в сторону увеличения.

Причинами снижения налогооблагаемой базы может быть увеличение расходов, снижение выручки, списание больших сумм сомнительных долгов, производственные простои или форс-мажорные обстоятельства.

В таком случае в ИФНС следует предоставить пояснения, по каким причинам величина отчислений ниже расчетной.

Документ составляется в свободной форме, озаглавить можно как Заявление, Информирование, Сообщение или Пояснительная записка.

Пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке могут быть сформулированы таким образом.

Читайте также:  Пределы государственного контроля

Предоставление документов в банк также рекомендуется сопроводить пояснительной запиской, объясняющей ситуацию.

Низкая заработная плата

В строительной компании работают мигранты и россияне. Руководство компании решило сэкономить на зарплате и страховых взносах, и платит мигрантам зарплату ниже, чем другим сотрудникам.

А это повод прийти с налоговой проверкой.

Силуанов назвал «запредельной» налоговую нагрузку на труд

Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК.

«Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная. Я это прекрасно понимаю», — сказал он.

Сейчас российский работодатель должен платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом.

Высокая нагрузка на труд — высокая доля «серых» зарплат

По словам Силуанова, сегодня налоги на труд в России выше, чем налоги на капитал. К тому же к 30%, которые платит работодатель, добавляется 13% налога на доход физических лиц, который удерживается с зарплаты сотрудника. «Поэтому и происходят эти схемы уклонения от оплаты труда в белую», — отметил он.

По данным Росстата, в 2018 году скрытая оплата труда (неформальные зарплаты, «конвертные» зарплаты) составила 13,06 трлн руб., или почти 13% всего ВВП.

Во многих странах значительную часть страховых отчислений берут на себя сами работники, указал министр. В России, однако, вариант переноса уплаты страховых взносов с работодателя на работника не обсуждается, заявил Силуанов. Поэтому Россия проигрывает другим странам по конкурентоспособности налоговой системы, говорил Силуанов в 2018 году.

Россию отличает высокая совокупная ставка налогов на труд — 36,6% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера (данные последнего исследования Всемирного банка и PwC «Paying Taxes 2020»). В мире этот показатель составляет в среднем лишь 16,3%. Для сравнения, в Казахстане ставка налогов на труд — 10,1%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,7%, Германии — 21,5%, Великобритании — 12%.

Где взять деньги на маневр

Силуанов подчеркнул, что сейчас правительство думает, как снизить налоговую нагрузку на труд, но это невозможно без нахождения постоянных источников компенсации внебюджетным фондам. «Если мы сейчас снизим, у Пенсионного фонда дыра в бюджете образуется. Чем ее закрывать — [федеральным] бюджетом?» — сказал глава Минфина.

Он уточнил, что на 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркнул Силуанов.

При этом стоимость для федерального бюджета социальных инициатив из январского послания президента Владимира Путина составит около 3,8 трлн руб. до 2024 года, или 0,75 трлн руб. в среднем за год. И чтобы профинансировать эти инициативы правительству пришлось частично задействовать ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) через сделку по покупке Сбербанка: 1,25 трлн руб. доходов Центробанка вернется в бюджет через дивиденды ЦБ, и 900 млрд руб. из них будут направлены на обеспечения президентских поручений.

В 2019 году общий объем собранных с работодателей взносов в социальные фонды составил 7,88 трлн руб., основная часть идет в Пенсионный фонд (5,4 трлн руб.). Страховые взносы формируют более 20% доходов российской бюджетной системы (то есть доходов федерального бюджета, регионов и внебюджетных фондов). Еще 1,9 трлн руб. Пенсионный фонд получает в виде трансферта из федерального бюджета на выплату страховых пенсий, поскольку взносы в ПФР не покрывают расходов на пенсионное обеспечение.

В теории одним из источников компенсации снижения страховых взносов для бюджета могло бы стать сокращение льгот для нефтяной отрасли, предполагала газета «Ведомости». В 2019 году бюджет недополучил 1,6 трлн руб. из-за налоговых льгот в нефтяном секторе, и этот показатель ежегодно растет. Силуанов в интервью РБК сказал про нефтяные льготы следующее: «Новое правительство сейчас ставит задачу перед Министерством финансов, чтобы еще раз посмотреть на вопрос эффекта тех льгот, которые были даны». «Если этого не происходит [эффекта нет], льготы забирают», — сказал министр.

Источником снижения ставок на труд могла бы стать прогрессивная ставка НДФЛ, сказал Силуанов. Но до 2024 года действует мораторий на изменение налоговых условий. Поэтому к вопросу о прогрессивной шкале подоходного налога правительство вернется после 2024 года — в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость».

Удар по крупному бизнесу

В разных секторах экономики доля оплата труда в структуре расходов различается. Поэтому дискуссии о снижении страховых взносов, по словам Силуанова, порождают «полемику в отраслях».

Перемены невыгодны промышленным компаниям с низкой долей расходов на фонд оплаты труда, а в выигрыше будут отрасли с высокой долей оплаты труда в себестоимости — например, сектор инноваций и технологий, объяснил Силуанов. Унификация базы для взносов увеличит нагрузку на большинство промышленных секторов, а также финансовый сектор, показали ранее расчеты крупнейших компаний и отраслевых объединений.

«Мы заинтересованы в том, чтобы эта нагрузка снижалась, но в то же время мы заинтересованы в том, чтобы не разбалансировать подходы к налогообложению», — резюмировал министр, уточнив, что вопрос пока рассматривается теоретически, «нет никаких законопроектов, заготовок на завтра».

Правительство вернулось к идее резко снизить общую ставку с 30% до 23–25%, писали «Ведомости» в этом месяце со ссылкой на трех федеральных чиновников. Одновременно со снижением ставки страховых взносов, по информации издания, предлагается отменить регрессивную шкалу для высоких зарплат (когда при превышении порога годовой зарплаты ставка взносов снижается).

Снижение социальных взносов уже обсуждалось в 2017–2018 годах. Тогда предлагался налоговый маневр, при котором страховые взносы снижались бы до 22% при одновременном повышении НДС с 18 до 22%. Однако в итоге было принято решение только о повышении НДС до 20%, а целью этого называлось финансирование майского указа Путина от 2018 года.

Поступления страховых взносов в 2019 году опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%), сообщил глава ФНС Даниил Егоров. По расчетам ФНС, фискальная нагрузка по страховым взносам по итогам 2018 года составляла 3,3% от выручки организаций (снизилась на 0,3 п.п. за год).

из-за налоговых льгот в нефтяном секторе, и этот показатель ежегодно растет.

Как обезопасить себя от смертельного ДТП?

Реклама на сайте.

Политика и реалии

Глава РСПП Александр Шохин попенял главам МЭР и Минфина на то, что они невнимательно читали программу “Единой России”. “В экономическом разделе (программы – прим. ТАСС) мы записали: снижать налоговую нагрузку. Цель – снижать налоговую нагрузку, без этого нам грозит только инерционный сценарий развития экономики”, – сказал глава РСПП.

По его словам, одна из возможностей для прорыва в экономическом росте, заключается как раз в улучшении бизнес- климата и снижении фискальной нагрузки. Бизнесу интересно, ведутся ли дискуссии вокруг ввода прогрессивной шкалы НДФЛ, по поводу увеличение НДС на 2% или вопросы уже закрыты, пояснил Шохин.

Силуанов парировал тем, что оба министра являются членами “Единой России” и участвовали в разработке программы. “Когда мы говорим о снижение налоговой нагрузки, сразу скажите, какие расходы нужно будет снизить. Мы сейчас снизим налоги, а чем сейчас нужно платить зарплату, пенсии, социальные расходы? Такого не бывает. Если мы снижаем налоги, тогда сразу нужно говорить – мы откажемся от того то и того то. Это будет серьезный разговор”, – резюмировал Силуанов.

Читайте также:  Как написать заявление в комиссию по трудовым спорам?

Глава ТПП Катырин согласен с жесткой позицией министерства – снижение налоговой нагрузки в России в течении ближайших трех лет невозможно, но стоило обратить внимание на неналоговые платежи, которые составляют весомую часть фискальной нагрузки на бизнес.

Это будет серьезный разговор , – резюмировал Силуанов.

Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?

Дата последнего комментария: 2020-05-18

  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.
  • Антикризисные изменения в сфере налогов в связи с коронавирусом

Сегодня мы поговорим о налоговой нагрузке. Что это и зачем нужно ее считать?

Понятие “налоговая нагрузка” я, прежде всего, связала бы с понятием “налоговое планирование”, ведь грамотное налоговое планирование данного показателя помогает снизить налоговые риски, связанные с началом выездной проверки, а также претензиями налоговых органов в уклонении от уплаты налогов и необоснованной налоговой выгоде.

Снижение или распределение налоговой нагрузки всегда вызывает вопросы у проверяющих. Несмотря на то, что есть множество законных способов налоговой оптимизации, иногда, снижение показателя «налоговая нагрузка» может привести к внеплановой выездной налоговой проверке, которая, в большинстве случаев, заканчиваются доначислением налогов и штрафами.

Как грамотно планировать данный показатель?

Во-первых:

Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев планирования выездных налоговых проверок. Мы должны изучить документы регламентирующие понятие «налоговая нагрузка». Вот эти документы:

  1. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В данном документе содержится формула расчета совокупной налоговой нагрузки, а в Приложении №3., отражены показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства. Ежегодно, не позднее 5 мая, приложение пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть и на сайте ФНС.
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Во-вторых:

Рассчитаем налоговую нагрузку:

Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя?

1 шаг. Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды.

На 2017 установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них:

Сельское хозяйство9.8%
Рыболовство3.4%
Добыча полезных ископаемых38.5%
Производства по обработке различных материалов7.1%
Распределение электричества, газа, воды4.8%
Строительство12.3%
Торговля оптовая и розничная2.6%
Гостиницы и рестораны9%
Связь, транспорт7.8%
Различного рода операции с недвижимостью, аренда17.5%
Поставка различного рода коммунальных услуг25.8%

2 шаг. Рассчитать нагрузку по всем налогам в раздельности.

Необходимо учитывать, что , например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1% , также, считается низким. (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

3 шаг. Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы.

Доля вычета не должна превышать 89% (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

В третьих:

При наличии существенных отклонений от контрольных значений, либо в сравнении с прошедшими аналогичными налоговыми периодами необходимо:

  1. Проверить результаты расчета данных налоговой нагрузки, в связи с возможностью ошибок;
  2. Если расчет не верный – необходимо пересчитать данные;
  3. Если расчет верный – подготовить для налоговой службы аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки.

Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть:

  1. Наличие инвестиционной деятельности
  2. Сезонность и низкая реализация,
  3. Увеличение цен поставщиков основных материалов, товаров
  4. Создание складского запаса
  5. Наличие экспортных операций и т.д.

Вывод:

Безусловно, выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги, и это не выдумка, а статистика.

Всегда считайте налоговую нагрузку, и заранее будьте готовы к проверке и даче пояснений в случае значительных отклонений от нормативов или значений предыдущих налоговых периодов. Это позволит Вам правильно осуществить налоговую оптимизацию в рамках налогового планирования. Вы сможете снизить риск проведения плановой или внеплановой выездной налоговой проверки. Не забудьте, также проверить компанию по всем признакам попадания под концепцию выездных проверок. Подробнее читайте в статье Критерии самоконтроля для оценки вероятности выездной проверки. Ведь, всегда лучше предотвратить проверку, либо грамотно подготовиться к ее проведению, чем разбираться с ее последствиями. Ведь, как говорится: «Кто предупрежден – тот вооружен!»

Наличие инвестиционной деятельности.

Добавить комментарий