Юридическая Помощь и Ее Разновидности

Юридическая помощь адвоката: что в нее входит и какие вопросы решает адвокат?

Обращение к адвокату за юридической помощью поможет обеспечить надежную защиту ваших интересов перед законом и быстро добиться положительного исхода дела.

Чтобы максимально использовать возможности действующего законодательства и добиться положительного исхода дела, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Юридическое сопровождение бизнеса поможет сэкономить не только деньги, но также нервы и время.

Самостоятельная подача искового заявления более чем в 60% случаев чревата непринятием документа судом или оставлением искового заявления без движения.

Услуги адвоката по транспортным происшествиям позволяют избежать водителю, попавшему в ДТП, существенных финансовых затрат, а в случае выигранного дела — не нести расходов вовсе.

Развод без согласия мужа или жены — одно из самых хлопотных дел семейного права, и помощь грамотного специалиста поможет остаться в выигрыше, сэкономив время, нервы и сохранив имущество.

Стоимость услуг адвоката зависит от множества критериев: от его известности до тяжести обвинений.

Обращение за юридической помощью — шаг, который россияне предпринимают пока еще неохотно. Свой адвокат есть далеко не у каждого, и многие даже не представляют себе, куда позвонить в ситуации, когда необходимо отстоять свои права.
Даже если чтение кодексов и правовых актов является вашим многолетним хобби, этого недостаточно для самостоятельного разрешения вопросов, связанных с судебным разбирательством. Профессиональная помощь адвоката объективно может потребоваться каждому.

Ходить в налоговую инспекцию для выяснения различных деталей мало кто любит, в том числе поэтому возникают проблемы.

АДВОКАТ ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА

Юридическая помощь адвоката.

Юридические услуги для юридических лиц

Предпринимателям и компаниям необходима квалифицированная помощь, для того чтоб вести свою деятельность в рамках правового поля.

  • Регистрация и ликвидация при создании, что специалист проводит анализ будущей деятельности, предлагает наиболее подходящую организационно-правовую форму. Разрабатывают учредительные документы, которые отражает намерения граждан, подписавших его, создать юридическое лицо для определённых целей. Выбирают подходящую систему налогообложения.
  • Досудебное урегулирование споров. Специалист подготовит претензионные письма и проведёт процедуры, призванные решить конфликт мирно, например, с помощью переговоров между организациями.
  • Судебное разбирательство юрист подготовит все необходимые документы, разработает стратегию защиты в суде.

Набирает популярность у предприятий такая услуга как, юридическое сопровождение бизнеса – то есть компании, необязательно иметь своего юриста в штате, его привлекут, когда будет необходимость заключить сделку, сдать отчётность, решить кадровые вопросы, принимать участие в суде.

Набирает популярность у предприятий такая услуга как, юридическое сопровождение бизнеса то есть компании, необязательно иметь своего юриста в штате, его привлекут, когда будет необходимость заключить сделку, сдать отчётность, решить кадровые вопросы, принимать участие в суде.

Вопрос 1. Юридическая помощь в РФ: понятие, сущность и значение.

Юридическая помощь — система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами — адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющих своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени.

Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, является важнейшим конституционным положением. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими, а их реализация в полной мере возможна лишь тогда, когда лицо осведомлено о своих правах, может их квалифицированно отстоять, выбрать тот или иной компетентный орган, в который следует обратиться за защитой нарушенного права, и т. д.

Зачастую лицо, не обладающее специальными знаниями в области юриспруденции, не может самостоятельно реализовать свои права и законные интересы в силу того, что оно

не знает об этих правах, не может правильно выбрать правовой акт, необходимый для применения в том или ином случае, правильно истолковать ту или иную правовую норму,! составить документ правового характера, отстоять свои пра-| ва и интересы в соответствующих органах.

Очевидно, что для этого нужна помощь профессионала — квалифицированного юриста. Не случайно ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе — в случаях, предусмотренных законом, — такая помощь оказывается бесплатно.

Задачами юридической помощи в РФ являются обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализация свобод граждан и юридических лиц, защита законных интересов граждан и юридических лиц.

Содержание юридической помощи разнообразно, охватывает широкий круг действий, зависит от того, какой орган ее осуществляет. В самом общем виде содержание юридической помощи сводится к следующим действиям: поиск правового акта, подлежащего применению; его толкование и разъяснение его содержания; составление документов правового характера; определение органа, полномочного разрешить данную проблему; осуществление представительства в судах и других государственных и негосударственных органах; ведение защиты по уголовному делу; представительство законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности; защита прав потребителей и многим другим.

Услуги по оказанию юридической помощи нашли свое отражение в едином государственном классификаторе услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам. Все услуги правового характера в этом классификаторе разделены на услуги, оказываемые адвокатурой; услуги, оказываемые органами государственного нотариата, и прочие услуги правового характера. Ниже приводим часть общероссийского классификатора, посвященного правовым услугам. В левой графе обозначается код услуги, в правом — ее наименование.

Оказанием юридической помощи, а также содействием гражданам в осуществлении прав и свобод занимаются различные органы. Важнейшим из этих органов является адвокатура, специально создаваемая для этих целей.

Немаловажную роль в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам играют создаваемые на предприятиях, в организациях, учреждениях юридические службы.

К числу органов, содействующих осуществлению прав и свобод граждан и юридических лиц, относятся органы нотариата, частные детективные службы, общественные объединения юридического характера и другие юридические фирмы, имеющие соответствующие лицензии и оказывающие услуги правового характера.

Определенные функции по оказанию юридической помощи выполняют организации, реализующие задачи по правовому информированию граждан и юридических лиц: фирмы, специализирующиеся на издании и реализации юридической литературы, организации и предприятия, распространяющие информацию правового характера с помощью компьютерных технологий, и т. п.

2. Понятие нотариата, его роль в оказании содействия правоохрани­тельной деятельности.

Нотариатв Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы

1. работающие в государственной нотариальной конторе или

2. занимающиеся частной практикой.

Цель деятельности нотариата:

· защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации

Задачи нотариата:

· охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц;

· укрепление законности и правопорядка;

· предупреждение правонарушений путем своевременного и соот­ветствующего нормам законодательства РФ удостоверения дого­воров и сделок,

· оформление наследственных прав,

· совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий.

Правоохранительная функция нотариата. В рамках данной функции нотариат решает следующие задачи:

· снижает уровень криминальности в гражданском обороте в сфере собственности;

· облегчает раскрытие преступлений;

· способствует снижению уровня преступности;

· обеспечивает юридическую безопасность физических и юридических лиц.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы.

Бесплатная юридическая помощь

15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”, закрепивший право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.

Отношения, регламентируемые законом N 324-ФЗ, для России не новы. Напомним, возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще законом об адвокатуре, где в статье № 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Более того, Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.

Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.

Предмет закона

Ценность нового закона состоит в том, что он закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг,а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

При этом теперь оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать – учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить 630,33437 млн. рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.

Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.

Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь

Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом,обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.

Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.

Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.

Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы,и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности,могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

Стоит отметить, что перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а такжедополнения перечня случаев оказания такой помощи.

Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Устное и письменное консультирование, составление документации

Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.

Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Представительство в суде и государственных органах

Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:

– расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.

– признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.

– признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи

В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.

В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган.

Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов данного гражданина.

Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) не предусматривает оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством (см. статьи 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Как получить доступ к собственному имуществу

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Отрасли права

Если рассмотреть виды юридических услуг более подробно, выяснится, что есть отрасли права и в каждой из них есть свои особенности работы. Так, административное право регулирует и деятельность организаций, и отношения между людьми. Совершить административное правонарушение может кто угодно. В большинстве случаев квалифицированная юридическая консультация здесь нужна для того, чтобы максимально снизить суммы назначенных штрафов и размер судебных издержек, а также избежать административных наказаний, связанных с временным закрытием предприятия или с назначением исправительных работ.

Гражданское право в большей степени ориентировано на защиту интересов сторон в гражданских конфликтах. В этой области права государство обычно не является стороной конфликта, что позволяет завершить многие из них заключением мирового соглашения. Здесь как нигде верна поговорка юристов о том, что лучший судебный процесс – это тот, которого не было. Таким образом, качественные юридические услуги здесь приводят к заключению мировых соглашений.

С гражданским правом тесно соседствуют семейное и трудовое.

В семейном праве участниками конфликта могут быть только физические лица, это явствует из названия отрасли. Защита прав граждан в суде является достаточно популярной услугой среди юридических компаний.

В случае с трудовым правом дело обстоит иначе. Эта отрасль регулирует взаимоотношения работников и работодателя, и грамотная юридическая помощь здесь очень важна. В большей части судебных разбирательств, проводящихся для защиты трудового права, сторонами конфликта являются компания и ее сотрудник, бывший или действующий. В подобных ситуациях огромное значение имеет опыт и квалификация юриста, особенно того, который защищает интересы организации. Связано это с тем, что в трудовых спорах, за редким исключением, суд оказывается на стороне работника. Проигранный компанией суд может привести к серьезным убыткам, вплоть до банкротства предприятия, в свете чего расходы на юридические услуги выглядят не такими серьезными.

Налоговое право представляет собой отдельную отрасль. Не секрет, что фискальные органы и предприниматели имеют диаметрально противоположные интересы: первым необходимо как можно больше налогов собрать, поскольку государству нужны средства на армию, медицину, образование, а предприниматели хотят как можно меньше налогов заплатить, предпочитая тратить средства на развитие бизнеса или личное потребление. Поскольку налоговое право – отрасль активно развивающаяся, очень сложно найти юриста, который досконально знал бы налоговое законодательство, включая последние изменения, имел опыт успешного представительства в суде и мог бы решать дела, даже не доводя их до суда. Если вы встретили подобного специалиста – не теряйте с ним связь, найти нового будет очень сложно.

К налоговому праву тесно примыкает финансовое. Оно рассматривает вопросы, связанные с формированием и распределением бюджетов всех уровней, и соприкасается с налоговым, административным, а иногда и уголовным правом. Последнее случается тогда, когда выявляются хищения бюджетных средств и обвиняемой стороне требуются услуги адвоката.

В делах, попадающих под действие уголовного права, наиболее востребованными являются услуги адвокатов. Эта отрасль регламентирует все, что связано с преступлениями и наказаниями. Здесь рассматриваются основания привлечения к уголовной ответственности, особенности судебного процесса, назначение и обжалование наказаний. Выбирать юриста, которому вы доверите защиту ваших интересов в таких вопросах, надо особенно внимательно. Действительно хорошие адвокаты обычно берут за свои услуги большие гонорары, но это тот случай, когда скупиться не стоит. Те, кто решит сэкономить, оплачивая юридические услуги в уголовном процессе, заплатит за это потерей десятков лет жизни.

В работе юридических лиц часто возникают конфликты между двумя организациями. Большинство таких дел рассматривается в Арбитражном суде. Арбитражный судебный процесс имеет собственную специфику. Здесь неважно, насколько красноречив ваш представитель, как и что он говорит. В арбитражном суде имеют значение только документы, их толкование и применение. Успех в подобных делах может принести только обширный опыт представительства в арбитражных процессах и доскональное знание законов, зачастую относящихся к различным отраслям права – от гражданского до таможенного. Проигрыш дела в арбитражном суде всегда чреват большими убытками и часто приводит к закрытию предприятий.

Те, кто решит сэкономить, оплачивая юридические услуги в уголовном процессе, заплатит за это потерей десятков лет жизни.

Юридическая помощь как общетеоретическое правовое понятие

Страницы в журнале: 19-22

В.Ю. ПАНЧЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Сибирского федерального университета

Обосновывается понятие юридической помощи в качестве категории общей теории права; анализируется методологическое значение дефиниции «юридическая помощь» для правоведения в целом.

Ключевые слова: юридическая помощь, общая теория права, правовая деятельность, функции теории права.

Legal aid as an academic legal concept

The concept of a legal aid as a category of the general theory of the right is proved; methodological value of a definition “legal aid” for jurisprudence as a whole is analyzed.

Keywords: legal aid, general legal theory, legal activities, legal theory functions’.

Выступая предметом научного изучения в отраслевых юридических науках, юридическая помощь как категория правоведения до настоящего времени не получила должной общетеоретической разработки, что оставляет нерешенными вопросы о правовой природе данного феномена, его связи с другими правовыми явлениями, о месте юридической помощи в системе правовой деятельности. В этой связи актуальным представляется исследование юридической помощи как института общей теории права, который должен быть отправным для отраслевых юридических наук.

Правовые научные понятия — это содержательные, предметные образы, воспроизводящие в мышлении (идеально) объективную суть реальных процессов правовой действительности и отношений, существующих в ней, и выражающие специфически правовую качественную определенность данных процессов и явлений[1]. По сфере действия, а следовательно, и значимости правовые понятия делятся на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства, межотраслевые и отраслевые[2]. Общая теория государства и права «обнаруживает и познает наиболее общие закономерности, присущие государственно-правовой жизни, материализующиеся в системе наиболее общих понятий»[3].

Юридическая помощь как правовое понятие еще не вошло в учебную литературу по теории государства и права. Правда, в учебниках нет, за редким исключением, и разделов (глав, тем), обобщающих современные теоретические представления о правовой (юридической) деятельности, правовой (юридической) практике, их типах, видах, взаимосвязях, хотя отдельные типы и виды обязательно присутствуют (правотворчество, толкование права, применение права и др.).

В учебной литературе по отраслевым юридическим наукам (гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право) и учебным дисциплинам (правоохранительные органы) юридическая помощь не выделяется в предмет самостоятельного изучения, а студентам предложен материал по ее отдельным видам (защите и представительству, организации и деятельности адвокатуры, нотариата и пр.).

В паспорте специальности научных работников 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых учений» к области исследований по теории права и государства отнесены: 1.20 «Государство в политической системе общества. Государство и общественные объединения. Адвокатура»; 1.21 «Государство и личность. Теория прав человека. Приоритет защиты прав человека в деятельности адвоката», т. е. видовое понятие адвокатской деятельности заменяет собой родовое понятие юридической помощи[4].

Такое положение вряд ли оправданно. Не отрицая ведущего места адвокатуры в системе оказания юридической помощи, вспомним известное выражение: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя “натыкаться” на эти общие вопросы»[5] — и приведем аргументы в обоснование необходимости исследования юридической помощи именно на уровне общей теории права.

Во-первых, понятие юридической помощи отражает правовое явление, которое характеризуется универсальностью. Юридическая помощь в современном мире сопровождает (во всяком случае, с позиций разумности должна сопровождать) любую деятельность всех субъектов права, находящуюся в сфере правового регулирования, и может повлечь юридические последствия. Юридическая помощь может иметь место и до собственно правовой деятельности, которая протекает вовне, влияя на правосознание субъектов, удерживая их от каких-то юридически значимых действий или, наоборот, направляя их будущую деятельность, определяя оптимальный набор правовых средств, технологий, правовой тактики и стратегии успешной реализации разнообразных экономических, политических и иных целей и интересов.

Во-вторых, право на юридическую помощь входит как элемент в общий правовой статус личности в качестве важнейшего права-гарантии других прав и имеет конституционное закрепление. Потребность в юридической помощи присутствует во всех сферах осуществления прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, иных субъектов права как профессиональное содействие правовой деятельности последних. Соответственно, в правовой системе современного цивилизованного государства должны быть обеспечены правовые возможности воспользоваться юридической помощью.

В-третьих, в историческом аспекте юридическая помощь в зачаточном виде — как идея, догадка, прообраз — существовала в обществах всех эпох, с тех пор как существует право[6]. В литературе отмечается, что возникновение права на юридическую помощь неразрывно связано с появлением права и формированием государства[7]. На наш взгляд, потребность в юридической помощи как содействии со стороны лиц, обладающих правовыми знаниями, возникла по крайней мере с тех пор, как появились письменные источники права[8], хотя зарождение и становление институтов юридической помощи (прежде всего такой ее разновидности, как адвокатская деятельность) происходило неодинаково в различные исторические периоды[9]. История знает и взлеты, и

падения юридической помощи как правового средства реализации и защиты — от «юридической беспомощности» до признания юридической помощи важнейшей гарантией прав человека (запреты представительства и защиты сторон в юридических процессах инквизиционного типа и их поощрение в состязательных; робеспьеровские революционные трибуналы и «тройки» сталинского периода без участия защитников в процессе и т. д.).

В-четвертых, юридическая помощь как правовой институт имеет нормативно-правовую основу, достаточно обширный массив нормативных правовых актов, затрагивающий практически все отрасли современного российского права. Конституционно закрепленное право на юридическую помощь конкретизируется и развивается в отраслевом законодательстве, особенно в отраслях процессуального права.

В-пятых, юридическая помощь охватывает значительный пласт правовой деятельности и правовой практики; в организационно-правовом и экономическом смысле это целая отрасль профессиональной деятельности юристов как в России, так и во всем мире[10].

В-шестых, юридическая помощь фиксирует основное содержание институтов представительства (добровольного представительства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, иных органах публичной власти, в отношениях с иными организациями, а также гражданами), защиты по уголовным делам, придает им смысл и действительное назначение — профессионально обеспечить правовыми средствами реализацию прав и законных интересов представляемого (подзащитного).

В-седьмых, юридическая помощь как понятие, отражающее значимую разновидность правовой деятельности, на равных взаимодействует с понятиями, которые традиционно входят в предмет общей теории права, такими как применение права, охрана прав, защита прав, правосознание.

Все это свидетельствует о необходимости включения юридической помощи в понятийное поле общей теории государства и права.

Общая теория государства и права может и должна осуществлять в научном исследовании юридической помощи такие функции, которые не могут выполнить отраслевые юридические науки.

Понятийный аппарат теории государства и права в познании выступает в двух функциях: теоретической и методологической[11].

Теоретическая функция общего понятия юридической помощи проявляется как минимум в следующем:

— общая теория права позволяет на основе анализа и синтеза знаний о медицинской, социальной, психологической и других видах помощи охарактеризовать юридическую помощь как социальное явление, дать развернутую характеристику признаков юридической помощи и сформулировать ее определение, выявить связи юридической помощи с другими правовыми понятиями, классифицировать юридическую помощь на виды по различным основаниям, выходящим за пределы отдельных отраслей права;

Читайте также:  Детские пособия в Грозном и Чеченской республике

— на базе общего понятия юридической помощи становится возможным определить круг субъектов, оказывающих юридическую помощь в современной России (не только адвокатов и нотариусов, но и иных), а также место и роль юридической помощи в их деятельности; основания, условия и порядок получения гражданами и организациями юридической помощи со стороны каждого из субъектов оказания.

Реализуя методологическую функцию, понятие «юридическая помощь» способствует объединению правовых знаний, расчлененных в специальных юридических науках, и тем самым содействует целостности познавательной деятельности во всех отраслях юридической науки[12]. Общеправовая дефиниция юридической помощи, отражающая ее свойства и закономерности, может и должна служить отправной точкой исследований видов и особенностей юридической помощи в разных отраслях права, соответствующих науках и учебных дисциплинах.

В литературе предложены и иные функции общей теории государства и права. В ходе осуществления политико-управленческой[13] или прикладной[14] функции общая теория государства и права позволяет со стратегических, предельно обобщенных позиций, выходящих за рамки отдельных отраслевых, ведомственных, корпоративных целей и интересов, вырабатывать практические рекомендации для принятия взвешенных, научно обоснованных управленческих решений по совершенствованию законодательства относительно моделей организации юридической помощи российским гражданам, установления льгот и преимуществ по различным признакам, нормативно-правового и индивидуального регулирования отношений между субъектами в процессе ее оказания, в том числе надлежащего закрепления обязанностей субъектов оказания юридической помощи, правил доступа к практике профессионального юридического содействия, направлений развития и реформирования адвокатской деятельности, деятельности иных организаций — как частных, так и публичных — по оказанию юридической помощи; предвидеть с максимально возможной степенью достоверности экономические, социальные и иные последствия тех или иных политико-правовых решений в данной области.

Наконец, идеологическая функция общей теории государства и права[15] применительно к юридической помощи призвана сформировать надлежащее отношение к юридической помощи как правовому средству в правовом сознании и правовой культуре как граждан, так и представителей профессионального юридического сообщества, сделать своевременное обращение за юридической помощью нормой правового поведения всех субъектов права.

Таким образом, есть все основания рассматривать юридическую помощь как общетеоретическое правовое понятие.

1 См.: Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. — М., 1976. С. 57.

2 См.: Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2001. С. 29—30.

3 Борисов Г.А. Теория государства и права: Учеб. — Белгород, 2007. С. 34.

4Аналогичное сведение юридической помощи к адвокатской деятельности имеет место и в паспортах других юридических научных специальностей (приводятся по данным федерального портала «Российское образование» ( www . edu . ru )), например: специальности 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право»: 1.3 «Теория прав и свобод человека в конституционном праве. Деятельность адвоката по защите права и свобод человека» (факт особого выделения деятельности адвоката по защите прав человека здесь заслуживает поддержки, это дополнительно подчеркивает важность юридической помощи как средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина, но не снимает указанной родо-видовой подмены); специальности 12.00.15 «Гражданский процесс; арбитражный процесс»: 1.16 «Адвокатура в гражданском процессе»; 2.8 «Адвокатура в арбитражном процессе».

5 См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 15. — М., 1972. С. 368.

6 См.: Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. — М., 2002. С. 16—17.

7 См.: Черняков И.Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Проблемы и перспективы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Челябинск, 2007. С. 12.

8 В дописьменных политиях, в частности в кочующих общинах с присваивающим хозяйством, практически каждый знал почти все правила и мог отличить социально безвредное отклонение от обычая от нарушения права (см.: Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. — Красноярск, 1995. С. 157). Есть и другая позиция, согласно которой право и государство возникают на определенном этапе развития человеческого общества, «в свою очередь, о юридической помощи на догосударственном этапе развития социума можно говорить только как о “квазиюридической помощи”: если в обществе существуют правила в виде запретов, табу, то необходимы и лица, хранящие и поясняющие эти социальные нормы. Доведение данными лицами до сведения представителей первобытного общества правил поведения и является так называемой квазиюридической помощью» (См.: Мельниченко Р.Г. Право на юридическую помощь: конституционные аспекты: Моногр. — Волгоград, 2003. С. 5—6).

9 См.: Синеокий О.В. Адвокатура как институт правовой помощи и защиты: Учеб. пособие. — Харьков, 2008. С. 95—96.

10 По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2008 году суммарная выручка 100 ведущих аудиторских и консалтинговых компаний (включая юридический консалтинг), включенных в рейтинг, составила 43 млрд руб. До кризиса, согласно оценкам экспертов Forbеs, объем сектора рынка юридических услуг, включающий в себя доходы крупных западных и российских фирм, составлял около 500 млн долл., из них 30% приходилось на российские юридические фирмы и 70% — на международные (см.: Васильева Ю. Адвокатов водят за нос // Российская бизнес-газета. 2009. 21 апр. № 698).

11 См.: Сырых В.М. Теория государства и права. — М., 2002. С. 559.

12 См.: Васильев А.М. Указ. соч. С. 96.

13 См.: Теория государства и права: Учеб. для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. С. 8.

14 См.: Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. С. 30.

01 Теория и история права и государства; история правовых учений к области исследований по теории права и государства отнесены 1.

В каких случаях производится

Члены госсистемы оказания бесплатной юридической помощи могут составлять документы, ходатайства, жалобы, заявления в следующих случаях (ч. 2 ст. 20 ФЗ №324), если:

  • у гражданина и его семьи имеется единственное жильё, и ему нужна помощь в регистрации прав собственности на него или в проведении сделок с ним;
  • у детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа имеется единственное жильё, и им нужна помощь в получении прав на это жильё или в проведении юридических действий в отношении его;
  • у гражданина и его семьи имеется единственное жильё в виде дома, и ему нужна помощь в оформлении спорного земельного участка, на котором стоит этот дом;
  • гражданам оказываются коммунальные услуги, и нарушаются их потребительские права;
  • нарушаются права граждан, обеспеченных положениями Трудового кодекса РФ;
  • нарушаются права безработных при оказании им социальной поддержки;
  • гражданам нужна помощь по получению компенсации при потере кормильца или утрате здоровья в случае чрезвычайной ситуации или в связи с трудовой деятельностью;
  • малоимущим нужно оказать поддержку и соцпомощь;
  • пенсионерам нужно решить любые вопросы пенсионного обеспечения;
  • беременным и молодым матерям нужно получить пособия по беременности и по уходу за детьми;
  • нужно содействие в получении пособий при потере работы, при получении увечий и профзаболеваний, при временной неработоспособности;
  • нужно решить споры по отцовству или материнству, оказать содействие в назначении алиментов;
  • детям-сиротам и детям без попечения родителей нужно помочь решить вопросы опеки и попечительства;
  • нужно содействие политически репрессированным гражданам в восстановлении их прав;
  • необходимо установить ограничения в дееспособности;
  • психически больным необходимо содействие в установлении нарушения их прав и/или свободы;
  • инвалидам нужно содействие в их реабилитации;
  • гражданам нужно содействие в обжаловании решений органов власти любого уровня без участия суда;
  • гражданам нужно содействие в получении компенсации при чрезвычайных ситуациях, реабилитация их прав на потерянное имущество или иных прав.

детям-сиротам и детям без попечения родителей нужно помочь решить вопросы опеки и попечительства;.

Содержание юридической помощи, её разновидности

Значение данного конституционного права в совокупности с правом на судебную защиту существенно возрастает, что, связано, в первую очередь с формированием правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Юридическая помощь: понятие, сущность и значение

ЛЕКЦИЯ 7

(магистратура)

ОРГАНЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об организации юридической помощи в Российской Федерации;

— усвоение основных понятий, раскрывающих деятельность органом оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации;

— усвоение правового статуса, структуры и системы органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации;

— усвоение основных направлений деятельности органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

В результате изучения этой темы обучающиеся должны:

Знать

— правовой статус органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации;

— основные понятия, используемые законодателем в нормативных правовых актах, регулирующих правовые основы деятельности органом оказывающих юридическую помощь в России и правовой статус работников, оказывающих юридическую помощь;

— полномочия и деятельность органов, оказывающих юридическую помощь в России;

— систему и структуру органов, оказывающих юридическую помощь в России;

Уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовые основы деятельности органов, оказывающих юридическую помощь в России;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми в законодательстве, определяющем правовой статус органов, оказывающих юридическую помощь в России;

— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов, оказывающих юридическую помощь в России,

— принимать решения, определяющие порядок деятельности органов, оказывающих юридическую помощь в России;

Владеть

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус и деятельность органов, оказывающих юридическую помощь в России;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов, оказывающих юридическую помощь в России.

Ключевые слова: юридическая помощь; права и свободы человека и гражданина; бесплатная юридическая помощь; государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации; негосударственная система бесплатной юридической помощи; правозащитные организации; медиаторы; оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации за рубежом[1].

Юридическая помощь: понятие, сущность и значение

Конституция РФ устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Права и свободы человека признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека игражданина на условиях равенства всех перед законом и судом, Государство предусматривает право каждого защищать свои права исвободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 19 и 45 Конституции РФ). Очевидно, что реализация и защита нрав и свобод человека в полной мере возможна лишь тогда, когда лицо осведомлено о своих правах, может их квалифицированно отстоять, выбрать тот или иной компетентный орган, в который следует обратиться за защитой нарушенного права, и т.д.

Однако часто лицо, не обладающее специальными знаниями и области юриспруденции, не может самостоятельно реализовать свои нрава и законные интересы в силу того, что оно не знает об этих нравах, не может правильно выбрать нормативный правовой акт, необходимый для применения в том или ином случае, правильно истолковать ту или иную правовую норму, составить документ правового характера, отстоять свои нрава и интересы в соответствующих органах.

Очевидно, что для этого нужна помощь профессионала квалифицированного юриста. Не случайно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно.

Юридическая помощь — система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов гражданина и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами — адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющими своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени. Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, является важнейшим конституционным положением.

Задачами юридической помощи в Российской Федерации являются обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализация их свобод, защита законных интересов граждан и юридических лиц.

Содержание юридической помощи разнообразно, охватывает широкий круг действий, зависит от того, какой орган ее осуществляет. В самом общем виде содержание юридической помощи сводится к следующим действиям:

— поиск нормативного правового акта, подлежащего приме нению;

— толкование и разъяснение его содержания:

— составление документов правового характера:

— определение органа, полномочного разрешить данную проблему;

— осуществление представительства в судах и других государственных и негосударственных органах:

— ведение защиты по уголовному делу: представительство законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности: защита прав потребителей и многое другое

Оказывать юридическую помощь в Российской Федерации призваны адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы, государственные юридические бюро, общественные организации и объединения, правозащитные организации и др.

Кроме того, государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам Российской Федерации за рубежом со стороны Российской Федерации оказывают консульские учреждения.

навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус и деятельность органов, оказывающих юридическую помощь в России;.

Глава 5. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

5.1. Право на получение юридической помощи как одно

из основных конституционных прав человека и гражданина.

Содержание юридической помощи: ее разновидности

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому физическому и юридическому лицу гарантируется право на получение квалифицированной платной, а в предусмотренных законом случаях и бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь оказывается в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, по делам об административных правонарушениях и др. Лица, оказывающие юридическую помощь, выступают в качестве представителей, защитников либо лиц, объясняющих порядок составления (составляющих) юридически значимых документов. Соответственно, разновидностями юридической помощи являются:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве (ст. 53 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”);

4) осуществление представительства доверителя в гражданском и арбитражном судопроизводстве;

5) участие в качестве адвоката, представителя или защитника доверителя в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представительство интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представительство интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях;

11) правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы;

12) оказание юридической помощи не подлежащим уголовной ответственности несовершеннолетним, в отношении которых рассматривается вопрос о возможности их помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, их родителям или законным представителям (ч. 3 ст. 27, ч. ч. 2, 3 ст. 28, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”);

13) защита прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи (ч. 3 ст. 7 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”);

14) работа в качестве патентного поверенного (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ “О патентных поверенных”);

15) подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам;

16) научно-исследовательская работа в области права;

17) оказание иной юридической помощи.

Любой из указанных видов деятельности может быть отнесен к видам оказываемой адвокатурой юридической помощи.

Помимо адвокатов юридическую помощь оказывают работники юридических служб юридических лиц, работники органов государственной власти и органов местного самоуправления; участники (работники) организаций (индивидуальные предприниматели), оказывающих юридические услуги; нотариусы, патентные поверенные и другие лица, которые законом специально уполномочены на оказание той или иной разновидности юридической помощи.

5.2.1. Общая характеристика

Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Адвокатура (например, коллегия адвокатов) по характеру своей деятельности не является коммерческой организацией, не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыль из своей деятельности. Ею реализуется предусмотренное ст. 48 Конституции РФ право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. Именно поэтому адвокатские палаты признаются общественными организациями, выполняющими конституционные функции

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатами для решения стоящих перед адвокатурой задач оказывается любая юридическая помощь, не запрещенная законом (ч. ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”). Причем адвокатурой может осуществляться и предпринимательская деятельность, не отнесенная ч. 2 ст. 2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям. Такими направлениями деятельности являются:

1) издание и продажа брошюр;

2) организация платных семинаров и платных лекториев;

3) внереализационные операции;

4) выполнение работ по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи .

Адвокатура действует на основе принципов:

5) равноправия адвокатов.

Органы государственной власти обязаны обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Система адвокатуры включает в себя три звена:

1) первое – юридическая консультация (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов или адвокатское бюро);

Читайте также:  Правила въезда в Сербию для россиян

2) второе – адвокатская палата субъекта РФ;

3) третье – Федеральная палата адвокатов РФ.

5.2.4. Адвокатские образования первого звена

В судебных районах образовываются адвокатские образования первого звена. Формами таких образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат сам избирает форму адвокатского образования, если на территории судебного района общее число адвокатов 2 и более на одного федерального судью. В ином случае создается только одна юридическая консультация.

5.2.4.1. Адвокатский кабинет

Лишь адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Он учреждается, когда адвокат осуществляет свою деятельность индивидуально. Два и более адвоката могут учредить коллегию адвокатов, адвокатское бюро.

Адвокатский кабинет учреждается следующим образом. Адвокат принимает решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и использовать для размещения адвокатского кабинета принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение или с согласия членов его семьи принадлежащие им жилое помещение. Для размещения адвокатского кабинета адвокатом также могут быть использованы жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи по договору найма. Однако таковое может иметь место лишь с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом. Далее им направляется заказным письмом уведомление в совет адвокатской палаты об учреждении адвокатского кабинета. В уведомлении отражает сведения о себе, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления им телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи с советом адвокатской палаты. После этого адвокат открывает счета в банках в соответствии с законодательством, заказывает изготовление печати, штампа и бланков с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

5.2.4.2. Коллегия адвокатов

Следующей формой адвокатского образования является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов – это некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава и учредительного договора.

Коллегия адвокатов учреждается следующим образом. Два или большее количество адвокатов, сведения о которых внесены только в один региональный реестр, принимают решение осуществлять адвокатскую деятельность совместно. После чего они утверждают устав коллегии адвокатов и заключают между собой учредительный договор. В этом договоре они определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.

5.2.4.3. Адвокатское бюро

Адвокатское бюро – это некоммерческая организация, основанная на письменном партнерском договоре между его членами. Обычно ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера.

Адвокатское бюро учреждается следующим образом. Два или большее количество адвокатов принимают решение осуществлять адвокатскую деятельность совместно. После чего они заключают между собой в простой письменной форме партнерский договор. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро

5.2.4.4. Юридическая консультация

Юридическая консультация – это некоммерческая организация, созданная в форме учреждения. Таковая может быть учреждена по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Адвокат – это лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты со дня принятия присяги. Присягу он приносит в связи с наличием решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о присвоении ему статуса адвоката. Указанное решение может быть принято лишь после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Адвокатом может стать гражданин, имеющий высшее юридическое образование, полученное в аккредитованном государством образовательном учреждении или ученую степень по юридической специальности, и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет, либо прошедший стажировку в адвокатском образовании, сдавший квалификационный экзамен, по которому квалификационная комиссия субъекта Российской Федерации приняла решение о присвоении ему статуса адвоката.

Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Не могут быть адвокатами лица, признанные недееспособными (ограниченно дееспособными) или имеющие непогашенную (неснятую) судимость за умышленное преступление.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 2619 . Нарушение авторских прав

Коллегия адвокатов.

16.1 Право на получение юридической помощи как одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Содержание юридической помощи: ее разновидности

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому физическому и юридическому лицу гарантируется право на получение квалифицированной платной, а в предусмотренных законом случаях и бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь оказывается в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях. Лица, оказывающие юридическую помощь, выступают в качестве представителей, защитников либо лиц, объясняющих порядок составления (составляющих) юридически значимых документов.

дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2)

составление заявлений, жалоб, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов правового характера; 3)

осуществление представительства доверителя в конституционном судопроизводстве (ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); 4)

осуществление представительства доверителя в гражданском и арбитражном судопроизводстве; 5)

участие в качестве адвоката, представителя или защитника доверителя в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях; 6)

участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7)

представительство интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8)

представительство интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств; 9)

участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10)

представительство доверителя в налоговых правоотношениях; 11)

правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы; 12)

оказание юридической помощи не подлежащим уголовной ответственности несовершеннолетним, в отношении которых рассматривается вопрос о возможности их помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, их родителям или законным представителям; работа в качестве патентного поверенного; 13)

защита прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи (ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); 14)

работа в качестве патентного поверенного (п. 2 Положения о патентных поверенных79); 15)

подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам; 16)

научно-исследовательская работа в области права; 17)

оказание иной юридической помощи.

Любой из указанных видов деятельности может быть отнесен к видам оказываемой адвокатурой юридической помощи.

Помимо адвокатов юридическую помощь оказывают: работники юридических служб юридических лиц, работники органов государственной власти и органов местного самоуправления; участники (работники) организаций (индивидуальные предприниматели), оказывающих юридические услуги; нотариусы, патентные поверенные и другие лица, которые законом специально уполномочены на оказание той или иной разновидности юридической помощи.

16.2.1 Общая характеристика

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов: 1)

корпоративности, 5) равноправия адвокатов.

Органы государственной власти обязаны обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделять адвокатским образованьям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Система адвокатуры включает в себя три звена: 1)

первое — юридическая консультация (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов или адвокатское бюро); 2)

второе — адвокатская палата субъекта РФ; 3)

третье — Федеральная палата адвокатов РФ.

16.2.2 Федеральная палата адвокатов РФ 16.2.2.1

Федеральная палата адвокатов РФ — это общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, законом запрещено. 16.2.2.2

Всероссийский съезд адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов — это высший орган Федеральной палаты адвокатов. Созывается он не реже одного раза в два года. Считается правомочным, если в работе съезда принимают участие не менее двух третей делегатов.

Полномочия Всероссийского съезд адвокатов: 1)

принятие устава Федеральной палаты адвокатов; 2)

принятие кодекса профессиональной этики адвоката; 3)

утверждение единой нормы представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов; 4)

формирование состава совета Федеральной палаты адвокатов и принятие решения о досрочном прекращении полномочий его членов; 5)

определение размера отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат; 6)

утверждение сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов; 7)

утверждение отчетов совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов; 8)

избирание ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов и утверждение отчета названной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов; 9)

утверждение регламента Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов; 10)

утверждение штатного расписания аппарата Федеральной палаты адвокатов; 11)

определение места нахождения совета Федеральной палаты адвокатов; 12)

осуществление иных функций, предусмотренных уставом Федеральной палаты адвокатов.

Система адвокатуры включает в себя три звена 1.

Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи юридическим лицам

Закон не устанавливает каких-либо особых требований к адвокатской деятельности, если в качестве доверителей выступают юридические лица.

Виды юридической помощи определены в Законе об адвокатуре, в пп. 2, 3 ст. 2 которого, в частности, прямо говорится, что адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в судах, в качестве представителя или защитника;

4) участвует в качестве представителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

5) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

6) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

7) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве;

8) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях;

9) вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Последний пункт из вышеприведенного списка, прямо указывает, что предметом соглашения об оказании юридической помощи юридическому лицу может быть любое поручение правового характера, не запрещенное федеральным законом. Следовательно, квалифицированная юридическая помощь адвоката юридическим лицам, может быть, как сопряжена с наличием юридических ситуаций, выходящих за рамки обычной хозяйственно-правовой деятельности юридического лица, так и напротив, в виде полного его правового сопровождения.

6 КПЭА соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката.

Обзор ФЗ “О бесплатной юридической помощи в РФ”

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – «Закон»). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Закон 21 ноября 2011 года, им установлены главные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Документ в частности регулирует организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, а также квалификационные требования к лицам, ее оказывающим.

В пакете с Законом был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ».
Определяется, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем – государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении РФ и регионов.

Закон расширяет круг лиц, которым будет предоставляться право на получение бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на такую помощь Закон предоставляет малоимущим гражданам, инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации и Советского Союза, Героям Социалистического Труда, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим категориям граждан. Так же устанавливается норма, которая позволяет гражданам, не имеющим права на получение бесплатной юридической помощи, но которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить таковую в исключительном порядке. В данной ситуации степень тяжести жизненной ситуации должна быть определена специальной комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции исходя из общепризнанных моральных норм и представлений о справедливости.

Системы оказания бесплатной юридической помощи

Как было указано ранее, бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем – государственной и негосударственной. Закон так же декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.

Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут формироваться на добровольных началах и осуществлять деятельность за счет собственных средств. Подразумевается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, Минобразования будет определять порядок их создания. В свою очередь негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать различные некоммерческие организации, нотариальные палаты, адвокатские образования, сами нотариусы и адвокаты.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составят подведомственные Министерству Юстиции государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за бюджетные деньги и в форме бюджетных учреждений. Предполагается, что государственные юридические бюро будут оказывать такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Труд адвокатов, которых эти бюро смогут привлекать для оказания профессиональной юридической помощи, будет оплачиваться из федерального бюджета.

Расходы

Как было указано выше, расходы на предоставление бесплатной юридической помощи возлагаются на бюджеты субъектов Российской Федерации. В случае принятия органами власти регионов решения о создании государственных юридических бюро консолидированный объем ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации может составить 630,3 миллиона рублей, как говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. При этом уточняется, что, по данным Федеральной палаты адвокатов, в 2009 году сумма бюджетных средств регионов, выплаченных адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи, а также на компенсацию их расходов, составила 205,8 миллиона рублей.

Виды бесплатной юридической помощи

Закон устанавливает три вида бесплатной юридической помощи:

1. правовое консультирование в устной и письменной форме;
2. составление исковых заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; и
3. представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

Так же бесплатная юридическая помощь гражданам будет оказываться на всех стадиях судебного разбирательства, а не только в судах первой инстанции, как предлагалось изначально в проекте Закона. Помимо этого помощь будет оказываться по вопросам заключения сделок с недвижимостью, по договорам социального найма жилья, по вопросам права собственности на земельный участок, по вопросам защиты прав потребителей (в частности по предоставлению коммунальных услуг). Отдельная правовая помощь будут оказывать при трудовых спорах – отказе работодателя заключить трудовой договор, восстановления на работе, взыскания зарплаты, компенсации морального вреда.

Более широкий список вопросов, которые будут являться предметом изучения и помощи со стороны бесплатных юристов включает в себя вопросы:

• связанные с признанием гражданина безработным, возмещением вреда, причиненного смертью кормильца, предоставлением мер социальной поддержки малоимущим;
• связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
• оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
• реабилитации пострадавших от политических репрессий;
• ограничения дееспособности;
• медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
• обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.

Стоит обратить внимание на то, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться не по всем вопросам, а лишь по тем, которые перечислены в Законе. Таким образом, граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу.

Закон устанавливает контроль за тем, насколько качественно предоставляется бесплатная юридическая помощь, соблюдаются ли нормы профессиональной этики.

Отдельно оговаривается, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами.

Несмотря на то, что хоть Закон в теории и представляется позитивным явлением в Российском законодательстве, почти наверняка при его практическом применении могут возникнуть сложности в реализации принятых норм. Тем не менее, даже с учетом этого можно сделать вывод, что Россия продолжает движение по направлению к становлению правового государства.

В данной ситуации степень тяжести жизненной ситуации должна быть определена специальной комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции исходя из общепризнанных моральных норм и представлений о справедливости.

Добавить комментарий