Порядок составления и разделы налоговой декларации

Порядок составления и разделы налоговой декларации

Сегодня сложно найти человека, который не подавал бы налоговую декларацию. Наиболее распространенная проблема при ее заполнении – незнание основ законодательства. Люди не могут определиться, что конкретно им нужно написать и как это сделать правильно.

Между тем, НД заполняется по строго определенной форме и имеет вполне четкую структуру. Знание этой структуры значительно облегчает процесс заполнение документа.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-59-45 . Это быстро и бесплатно !

Сегодня сложно найти человека, который не подавал бы налоговую декларацию.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Состав декларации

Квартальная декларация по НДС содержит два раздела, обязательных к заполнению:

  • головной (титульный лист);
  • сумма НДС, подлежащих уплате в бюджет/возврату из бюджета.

Отчетный документ с упрощенным вариантом оформления (Титул и раздел 1 с проставленными прочерками) представляются в следующих случаях:

  • осуществление в подотчетном периоде хозяйственных операций, не подлежащих обложению НДС;
  • ведение деятельности за пределами российской территории;
  • наличие производственных/товарных операций длительного периода действия – когда для окончательного выполнения работ требуется более полугода;
  • субъект коммерческой деятельности применяет спецрежимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, ПСН, УСНО);
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом налогоплательщиком, освобожденным от НДС.

При наличии указанных предпосылок суммы реализации по льготируемым видам деятельности проставляются в разделе 7 декларации.

Для субъектов налогообложения, ведущих деятельность с применением НДС, обязательно заполнение всех разделов декларации, имеющих соответствующие цифровые показатели:

Раздел 2 – исчисленные суммы НДС для организаций/ИП, имеющих статус налоговых агентов;

Раздел 3 – суммы реализации, подпадающие под обложение налогом;

Разделы 4,5,6 – используются при наличии хозяйственных операций по нулевой налоговой ставке или не имеющих подтвержденного статуса «нулевиков;

Раздел 7 – указываются данные по освобожденным от НДС операциям;

Разделы 8 – 12 включают в себя свод сведений из книги покупок, книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур и заполняются всеми плательщиками НДС, применяющими налоговые вычеты.

Отчетный регламент по НДС должен соответствовать требованиям инструкции Минфина и ФНС, изложенной в приказе ММВ-7-3 558 от 29.

Заполнение налоговой декларации по НДС. Основные правила, пример заполнения

Декларация состоит из титульного листа и 12 разделов. К разделам 3, 8 и 9 предусмотрены также приложения.

Титульный лист и раздел 1 представляются всегда в обязательном порядке.

Разделы 2–12, а также приложения включаются в декларацию только при осуществлении соответствующих операций (п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС).

О правилах заполнения декларации налоговыми агентами читайте в статье «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС».

Рассмотрим пример заполнения новой декларации по НДС 2019 года.

Фирма ООО «Эльбрус» 06.05.2019 приобрела автомобиль за 2,5 млн руб. (в т.ч. НДС 416 667 руб.). 03.06.2019 машину продали за 2,9 млн руб. (в т.ч. НДС 483 333 руб.).

Бухгалтер ООО «Эльбрус» заполнил титульный лист, указав сведения из учредительных документов.

Далее бухгалтер перенес сведения о суммах, датах, номерах счетов-фактур, а также информацию о контрагентах из книги продаж и книги покупок в разделы 9 и 8 соответственно.

На основании этих данных бухгалтер заполнил сводный раздел 3, отразив:

  • в строке 010 сумму реализации и величину исчисленного налога;
  • в строке 120 сумму налога, предъявленного к вычету.

Рассчитал сумму налога к уплате и зафиксировал ее в строке 200.

См. также порядок заполнения других строк раздела 3:

Раздел 1 был заполнен в последнюю очередь, т. к. сюда переносятся итоговые данные о сумме НДС к уплате или к возмещению. Также здесь отражаются коды ОКТМО (подробнее о них — в материале «Куда платить НДС и как и где найти правильные реквизиты для уплаты?») и КБК.

Остальные разделы декларации заполняются при наличии данных:

  1. Раздел 2 заполняют налоговые агенты. Как правильно заполнить данный раздел, читайте здесь.
  2. Разделы 4-6 заполняются при экспорте. Подробнее об этом мы рассказываем в следующем разделе.
  3. Раздел 7 заполняется при отсутствии налогооблаемых операций. Подробности здесь.
  4. В разделы 10 и 11 переносятся сведения из журнала счетов-фактур. О том как правильно заполнять данные разделы, мы рассказывали здесь и здесь.

Рассмотрим порядок заполнения декларации по НДС при экспорте.

Разделы 4-6 заполняются при экспорте.

Кто подает налоговую декларацию

Налоговую декларацию должны подавать:

граждане РФ – частные предприниматели (ИП);

организации (бюджетные, коммерческие и благотворительные);

субъекты, ведущие деятельность на территории РФ, в том числе религиозные, образовательные и т.д.

Предприятия с нулевым доходом не освобождаются от сдачи отчетности.

сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию.

Налоговая декларация: порядок составления, представления в налоговый орган

применяемым режимом налогообложения.

Порядок составления и разделы налоговой декларации

В НК РФ в пункте 1 статьи 80 РФ налоговая декларация представляется как письменное (электронное) заявление налогоплательщика в которой отображается информация о:

• об объектах налогообложения;

• о доходах и расходов;

• об источниках доходов;

• о налоговой базе;

• о налоговых льготах;

• об исчисленной сумме налога;

• о других данных, которые являются основанием для исчисления и оплаты налога[6].

ФНС устанавливает определенные требования, в соответствии с которыми должны предоставляется документы, так налоговая декларация подается по установленной форме:

• по земельному налогу;

• налогу на прибыль;

По определению НК РФ, расчет авансового платежа это заявление в письменной (электронной) форме заявление от налогоплательщика о базе исчисления, а так же об используемых налоговых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, которые могут быть прямым основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

По определению НК РФ статьей 80 расчет по страховым взносам представляет собой письменное (электронное) заявление налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, а так же о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, которым могут быть основой для исчисления и уплаты страховых взносов, если другое не предусмотрено рамками НК РФ. Система расчета по страховым взносам представляется только в случаях, которые предусмотрены в гл 34 НК РФ[2].

Расчет суммы налога на доходы физических лиц, это документ, который содержит в себе всю обобщенную информацию по всем физическим лицам, которые получили доход от налогового агента, о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также от других данных, которые являются основанием для исчисления данного налога.

Сведения о среднесписочной численности работников представляются по установленной форме, которая утверждена федеральным органом исполнительной власти, а так же уполномоченному лицу, которое осуществляет контроль и надзор в области налогов и сборов, а так же в налоговый орган по месту нахождения организации.

Налоговая отчетность – это отчетность, которую в соответствии с установленными требованиями представляют в органы ФНС, а так же во внебюджетные фонды, налоговая отчетность характеризует финансовое состояние обязательств предприятия, которые связанны с исчислением и с уплатой налогов и других обязательных платежей[12,с.439].

Законодательством РФ устанавливаются формы налоговой отчетности и их состав. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов России (п. 7 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации) [21,с.543].

Для составления налоговой декларации существует инструкция, в которой прописан порядок ее заполнения, и условия предоставления в органы.

Налоговая декларация может быть составлена в двух видах, в письменном виде и в электронном. Как к письменным декларациям, так и к электронным предъявляются свои особые требования к составлению, которые отличаются.

К бумажным формам предоставления налоговой декларации предъявляются дополнительные требования к содержанию:

• бумага, которая используется для предоставления налоговой декларации, должна иметь формата документа А4;

• ширина поля не должна превышать 5 мм;

• не допускается указание на обратной стороне листа;

• текст должен документа должен быть напечатан только черным цветом;

• текст должен быть набран шрифтом Courier New высотой 12 пунктов с интервалом в 5 пунктов;

• форма должна содержать штрих-код и т. д[24,с.543].

Налоговая декларация или другой документ, который является основанием для исчисления и уплаты налогов состоит из:

• титульный лист, на которым представлена вся информация о налогоплательщики;

• раздел 1, в котором отражена сумма налога, который должен быть уплачен;

• раздел, в котором отображены основные показатели, которые, необходимы для расчета налога;

• разделы, в которых отражены дополнительные сведения, которые используется для расчета налога[27,с.496].

В соответствии с указаниями, представленными в п. 2 статьи 80 НК РФ, на всех заполненных формах налоговой отчетности должны стоять подписи уполномоченными представителями, без соответственных подписей документ не имеет силу и считается недействительным и, следовательно, не может быть использован.

Отчетность, которая предоставляется в налоговые органы, состоит из двух блоков: в первый блок входит вся налоговая отчетность (к которую включены все налоговые декларации, расчеты по авансовым и др. документы. Во второй блок включена финансовая отчетность.

Читайте также:  Главный инженер — должностные обязанности

В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в обязанность налогоплательщиков входит обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган по месту его нахождения, за непредставление вовремя налоговой декларации ответственность.

В ст. 119 НК РФ установлено наступление ответственности за непредставление налоговых деклараций. Так, неподача в налоговый орган налоговой декларации влечет за собой наложение штрафа в размере 5% от неоплаченной суммы налога, который подлежит на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее подачи, но не более 30%. от этой суммы и не менее 1000 рублей[30,с.208].

В п. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление данных бухгалтерской отчетности. Так не предоставление лицом необходимых документов и (или) других данных, которые предусмотрены НК РФ, в налоговые органы, если такой акт не содержит признаков налоговых нарушений, которые указаны в предусмотренных ст. 119 и ст. 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации, налагается за каждый представленный документ[2].

Таким образом, налоговая декларация предоставляется в письменном или в электронном виде, в соответствии со специальными требованиями к ее содержанию и оформлению. Если данные правила не соблюдены, то декларация является недействительной и налоговый орган не примет ее.

В правилах, представленных в ст. 119.1 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что за несоблюдение правил порядка подачи налоговой декларации (исчисления) в электронном виде в случаях, которые предусматривает НК РФ, влечет за собой наложение штрафа[29].

Способы предоставления налогоплательщиком налоговой декларации представлены на рисунке 1.

Рисунок 1- Способы предоставления налогоплательщиком налоговой декларации

Правила подачи налоговая декларация указывают, что налогоплательщик может подать налоговую декларацию самостоятельно в налоговый органа, а так же имеет право обратиться к представителю или через почтовое отделение, данные правила относятся к предоставлению налоговой декларации в письменном виде. Если же налогоплательщик решит предоставить декларацию через официальный сайт структуры, то он может воспользоваться телекоммуникационными каналами. В данный момент существует «Личный кабинет» налогоплательщика, как на сайте налогового органа, так и на официальном портале госсулуги.

Правилами установлено, что налоговый орган имеет все основания для отказа в принятии налоговой декларации (исчисления), представленной в установленной форме. Однако он обязан проставить по требованию налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии декларации а так же о дате ее получения, при получении налоговой декларации в письменном виде, а в предоставлении налоговой декларации в электронном виде предоставить квитанция так же в электронном виде по каналам связи через которые она была передана в орган[26,с.340].

Как уже было отмечено, в налоговую отчетность включены налоговые декларации, которые налогоплательщик обязан вовремя представлять в налоговые органы по месту налогового учета.

Налогоплательщик обязан подавать налоговую декларацию по каждому подлежащему уплате налогу.

Расчет авансового платежа – это заявление, полученное от налогоплательщика о базе расчета, об использованных льготах, расчетной сумме авансового платежа и (или) остальных данных, которые являются основанием для расчета и оплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, которые предусмотрены НК РФ в отношении конкретного налога[22,с.321].

Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, который не осуществляет операции, которые приводят к движению средств на его счетах в банках (в кассе организации) и не имеет объектов налогообложения по этим налогам, представляет единый (упрощенный) налог.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, утверждены Федеральной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов России отдельно для каждого налога[20,с.353].

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Сроки сдачи в налоговые органы налоговых деклараций за налоговый период и расчетов авансовых платежей за отчетные периоды устанавливаются НК РФ отдельно для каждого вида налога.

о других данных, которые являются основанием для исчисления и оплаты налога 6.

Порядок составления декларации по НДС по данным бухгалтерского и налогового учета

Порядок представления декларации

Согласно п. 5 ст. 174 и п. 5 ст. 174.1 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом:

– лица, перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ – организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы или освобожденные от обязанностей плательщиков НДС по статье 145 НК РФ в случае выставления ими в налоговом периоде счетов-фактур с выделенной суммой НДС;

– участник договора простого товарищества, участник договора инвестиционного товарищества – управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, концессионер, доверительный управляющий, ведущие учет операций, совершенных в процессе выполнения соответствующего договора (соглашения).

На заметку

Налоговым периодом по НДС (в том числе для налоговых агентов) является квартал (ст. 163 НК РФ).

На основании п. 7 ст. 174 НК РФ иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.

На заметку

Налоговую декларацию за 2 квартал 2013 года следует представить в налоговую инспекцию не позднее 22.07.2013 г.

Не представляют налоговые декларации по НДС организации и индивидуальные предприниматели:

– освобожденные от обязанностей налогоплательщиков по НДС в соответствии со ст.ст. 145 НК РФ (см. письмо ФНС России от 31.05.2012 № ЕД-4-3/8966@);

– применяющие специальные налоговые режимы (п. 2 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина РФ от 17.01.2011 № 03-02-07/1-6).

Форма и состав налоговой декларации по НДС

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 24.12.2009 № 104н (далее – Приказ № 104н)

Все налогоплательщики и налоговые агенты в обязательном порядке представляют в составе налоговой декларации титульный лист и раздел 1. Остальные разделы и приложения представляются в случае их заполнения, то есть при наличии в налоговом периоде соответствующих операций. Особенности состава деклараций для отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от осуществленных ими в налоговом периоде операций представлены в таблице 1.

Состав декларации по НДС

Операции, облагаемые НДС по ставкам 10%, 18%, 10/110, 18/118

Иные разделы и приложения при наличии соответствующих операций в налоговом периоде

Операции, облагаемые НДС по ставкам 10%, 18%, 10/110, 18/118;

Операции, перечисленные в ст. 161 НК РФ, при осуществлении которых возникают обязанности налогового агента

Раздел 2 (по каждому налогоплательщику);

Иные разделы и приложения при наличии соответствующих операций в налоговом периоде

Операции, облагаемые НДС по ставкам 0%, 10%, 18%, 10/110, 18/118

Иные разделы и приложения при наличии соответствующих операций в налоговом периоде

Примечание. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (по договору простого товарищества, договору инвестиционного товарищества), концессионер (по концессионному соглашению); доверительный управляющий (по договору доверительного управления) представляют декларации по каждому договору отдельно.

Налогоплательщики – иностранные организации

Операции, облагаемые НДС по ставкам 10%, 18%, 10/110, 18/118

Приложение № 2 к Разделу 3;

Иные разделы и приложения при наличии соответствующих операций в налоговом периоде

Лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ

В налоговом периоде (квартале) выставлены счета-фактуры с выделенной суммой НДС

Раздел 1 с заполненными строками: 010 (ОКАТО), 020 (КБК), 030 (сумма налога к уплате).

Примечание. Декларация представляется только за тот квартал, в котором выставлен счет-фактура.

Лица, применяющие специальные налоговые режимы

Налогоплательщики при осуществлении только операций, не облагаемых НДС

В налоговом периоде были только операции:

– перечисленные в п.п. 1-3 ст. 149 НК РФ (не подлежащие налогообложению);

– (и/или) операции, не признаваемые объектом налогообложения по п. 2 ст. 146 НК РФ;

– (и/или) операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ на основании ст.ст. 147, 148 НК РФ

Раздел 1(с прочерками);

В налоговом периоде по операциям, не облагаемым НДС, выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС

Раздел 1 с заполненными строками: 010 (ОКАТО), 020 (КБК), 030 (сумма налога к уплате);

В налоговом периоде по операциям, не облагаемым НДС, выставлены счета-фактуры с выделенной суммой НДС;

иные операции не осуществлялись

Раздел 1 с заполненными строками: 010 (ОКАТО), 020 (КБК), 030 (сумма налога к уплате)

При выполнении обязанностей налогового агента в связи с осуществлением операций, перечисленных в ст. 161 НК РФ

Раздел 1 (прочерками);

Раздел 2 (по каждому налогоплательщику);

Лица, применяющие специальные налоговые режимы

При исполнении обязанностей налоговых агентов в связи с осуществлением операций, перечисленных в ст. 161 НК РФ

Раздел 1 (с прочерками);

Раздел 2 (по каждому налогоплательщику)

Лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ

Правила заполнения декларации

При представлении декларации на бумажном носителе не допускается:

– исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;

– двусторонняя печать декларации на бумажном носителе;

– скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

Страницы декларации имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов. Порядковый номер страницы проставляется в определенном для нумерации поле.

Показатель номера страницы (поле “Стр.”) записывается следующим образом:

– для первой страницы – “001”;

– для десятой страницы – “010” и т.п.

Каждому показателю декларации соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель. Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, правильная или десятичная дробь:

– правильной или десятичной дроби соответствуют два поля, разделенные либо знаком “/” (косая черта), либо знаком “.” (точка) соответственно;

– для указания даты используются по порядку три поля: день, месяц и год, разделенные знаком “точка”.

В случае отсутствия какого-либо показателя, во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

При заполнении показателя “Код по ОКАТО” свободные знакоместа справа от значения кода заполняются нулями. Например, для восьмизначного кода ОКАТО – “12445698” в поле “Код по ОКАТО” записывается одиннадцатизначное значение “12445698000”.

Читайте также:  Отчетный период - один день

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк. Например: при указании десятичного ИНН организации “5024002119” в поле ИНН из двенадцати знакомест показатель заполняется следующим образом: “5024002119 – -“.

Аналогично заполняются поля с дробными числами. Например, если показатель имеет значение “1234356.234”, то он записывается в двух полях по десять знакомест каждое следующим образом: “1234356 – – -” в первом поле, знак “.” между полями и “234 – – – – – – -“во втором поле.

Заполнение текстовых полей формы декларации осуществляется заглавными печатными символами.

Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Вычеты в налоговой декларации при отсутствии налоговой базы по НДС

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 03.05.2006 № 14996/05 по вопросу применения вычетов налога на добавленную стоимость при отсутствии налоговой базы в налоговом периоде указал, что нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги), и реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.

С целью исключения налоговых споров по данному вопросу Минфин России в письме от 19.11.2012 № 03-07-15/148 рекомендует налоговым органам руководствоваться вышеуказанным постановлением, на основании которого отсутствие налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в соответствующем налоговом периоде не должно являться причиной для отказа в принятии налога на добавленную стоимость к вычету.

Письмо Минфина направлено территориальным налоговым органам письмом ФНС России от 07.12.2012 № ЕД-4-3/20687@, которое размещено на сайте ФНС (nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для налоговых органов».

Порядок формирования показателей декларации

Согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом № 104н, налоговая декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента).

Пример

Организация заполнила раздел 3 налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 г. по данным регистра бухгалтерского учета – оборотной ведомости по субсчету 68-2.1 «Расчеты с бюджетом по НДС (налог)». Названия субсчетов, которые организация использует для ведения бухгалтерского учета, приведены в выписке из рабочего плана счетов, утвержденного в составе бухгалтерской учетной политики организации.

В таблице 2 представлены хозяйственные операции организации за 2 квартал, соответствующие им корреспонденции счетов и строки разделов 2 и 3 декларации по НДС за 2 квартал 2013 г.

Оборотная ведомость

по субсчету 68-2.1 «Расчеты с бюджетом по НДС» (налог)

1 Расчеты с бюджетом по НДС налог.

Налоговая декларация: виды и правила составления

Обзоры КонсультантПлюс

В России в настоящее время действуют несколько десятков фискальных обязательств, которые обязаны уплачивать граждане и организации в соответствующие бюджеты страны. Как группируются бюджетные платежи, мы рассказали в отдельном материале «Действующая классификация налогов с примерами».

Всю отчетность в ИФНС можно разделить на несколько категорий.

Виды деклараций:

  • налоговая декларация по НДС;
  • налоговая декларация: налог на прибыль;
  • НДФЛ;
  • транспортный налог;
  • налоговая декларация: налог на имущество;
  • земельный налог;
  • водный налог;
  • акцизный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • налоговая декларация по ЕСХН (единый сельхозналог);
  • вмененный доход (ЕНВД).

Декларации подаются за налоговый и отчетный периоды в установленные Налоговым Кодексом сроки.

Важно знать и соблюдать законы и правила цивилизованного ведения бизнеса Срок подачи декларации 3 НДФЛ.

Кто обязан сдать документ

Данные сведения сдаются всеми организациями и предпринимателями, которые признаются налогоплательщиками по НДС. Также лица, на которых распространяется упрощенка или ЕНВД.

Сроки сдачи для налогового периода, предназначенного для исчисления НДС и формирования бюджета, это квартал (статья 163 НК РФ). По закону декларация сдается до 25 числа, за кварталом отчета (пункт 5. статья 174 НК РФ).

Не вовремя поданная декларация – это правонарушение по статье 106 Налогового Кодекса РФ. За что предусматривается ответственность административного и налогового характера. С начала 2014 года инспекция по налогам имеет право на выписку штрафа за данное нарушение.

В ней отражены продажи за прошлый период налогового отчета.

Формы сдачи декларации

Есть несколько способов предоставления отчетности в налоговый орган.

Сдача отчетности в бумажном варианте самостоятельно либо через уполномоченного поручителя (используя доверенность). Также очень удобно отправить декларацию через почтовое отделение заказным письмом (но, если хотите, чтобы письмо дошло быстрее, то простым) с объявленной ценностью и описью вложения. Датой отправки считается дата почтового штампа на почте, а не дата получения письма налоговой.

Для того, чтобы создать декларацию «вручную», нужно скачать образец формы КНД 1152017 и заполнить ее в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ. В документе запрещены помарки и исправления ошибок. Перед составлением обязательно ознакомьтесь с инструкцией по заполнению.

Используя личную электронную подпись, налоговую декларацию по УСН ИП вправе предоставить в электронной форме (на электронном носителе в зависимости от требований налоговой либо через электронную почту).

Благодаря электронному помощнику, где существует четкая пошаговая инструкция, вы без проблем создадите упрощенную налоговую декларацию. Огромным плюсом является то, что вы можете отправить декларацию в налоговую инспекцию, используя удобный и быстрый сервис. Это избавит вас от стояния в очередях и сэкономит ваше время.

Данная информация указана в 4 графе раздела I Книги учета доходов и расходов.

Назначение, правила заполнения и сдачи налоговой декларации

Что такое налоговая декларация налогоплательщика?

Каждый предприниматель независимо от выбранного направления деятельности и системы налогообложения обязан сдавать специальную налоговую отчетность. Она должна содержать информацию обо всех поступлениях и выплатах налогоплательщика.

В законодательстве четко указываются сроки и иные особенности подготовки и сдачи данного документа, поэтому каждый предприниматель обязан тщательно разобраться в этих правилах.

Налоговая декларация представляет собой особое заявление гражданина, в котором указываются официально полученные им доходы за определенный период времени.

Налоговая декларация: понятие, общие положения. Порядок внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию

Статья 80 НК РФ определяет, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика.

2.1 Порядок составления и представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на имущество

2.1 Порядок составления и представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на имущество

Налоговые декларации российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, обязаны представлять согласно статье 386 Налогового кодекса РФ отдельно по каждому из нижеследующих пунктов:

· по своему местонахождению (по месту регистрации организации). В данные налоговые декларации включается также имущество, имеющее местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации;

· по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

· по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации.

Не позднее 30 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) налогоплательщики представляют налоговую декларацию. Форма декларации по налогу на имущество и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224.

Подготовка и сдача налоговых деклараций в ряде случаев имеет несколько особенностей:

1. В зависимости от зачисления налога в различные бюджеты

Поскольку налог на имущество является региональным налогом и согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %, то налоговая декларация представляется по местонахождению организации. Однако на территории субъекта РФ может быть принят нормативный акт, согласно которому налог на имущество может зачисляться частично в местный бюджет (с распределением по муниципальным образованиям). В таком случае налоговая декларация в соответствии с п.1.4 Инструкции заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления и представляется в налоговый орган, курирующий территорию данного муниципального образования.

Пример: ООО «Сатурн» зарегистрировано на территории Саратовской области и имеет налогооблагаемое имущество на территории разных муниципальных образований: в Екатериновском районе и в Балтайском районе, которые курируют разные налоговые инспекции. Приложением № 6 к Закону Саратовской области “Об областном бюджете на 2005год” от 15 декабря 2004 г. № 64-ЗСО установлены следующие нормативы отчислений налога на имущество организаций на 2005 год:

По Екатериновскому району в местный бюджет 41 %, в областной бюджет 59 %;

По Балтайскому району в местный бюджет 100 %.

Таким образом, ООО ”Сатурн” должно представить налоговые декларации в разные налоговые инспекции и уплатить суммы налога на имущество по соответствующим кодам ОКАТО.

Если же у налогоплательщика налогооблагаемое имущество находилось бы на территории разных муниципальных образований одного субъекта РФ, но курируемых одной налоговой инспекцией, то он может представить единую налоговую декларацию. В ней следует отразить данные по всему налогооблагаемому имуществу, которое находится на территории этих муниципальных образований. В единой декларации заполняется несколько разделов 2 и (или) 4 и (или) 5 в отношении сумм налога, подлежащих зачислению по соответствующим кодам ОКАТО, в разделе 1 заполняется несколько блоков строк 010–040 – по каждому коду ОКАТО указывается отдельная сумма.

Однако в 2006 году Законом Саратовской области от 23 декабря 2005 г. № 138-ЗСО “Об областном бюджете на 2006год” распределение налога на имущество по бюджетам не предусматривается, налог на имущество зачисляется в областной бюджет по нормативу 100 %. Следовательно, ООО ”Сатурн” за 2006 год должно будет представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, администрирующую организацию на территории данного субъекта РФ, в которой будет указано все имущество, принадлежащее ООО ”Сатурн”.

2. Наличие необлагаемого имущества

В соответствии с Главой 30 Налогового кодекса различают имущество, не признаваемое объектом налогообложения, такое как земельные участки и иные объекты природопользования и льготируемое имущество, такое, например, как магистральные трубопроводы и линии энергопередачи.

Стоимость имущества, не признаваемого объектом налогообложения в налоговой декларации не отражается, хотя налоговая декларация должна представляться с заполненными титульным листом и разделами 1, 2 (или 3).

Читайте также:  Регистрация товарного знака фирмы

Стоимость льготируемого имущества отражается одновременно в разделах 5 и 2 (3 и 4) налоговой декларации. Налоговые льготы и основания для их применения рассмотрены в Главе IV настоящего издания.

3. Организация образовалась или ликвидировалась в середине налогового периода.

В данном случае следует руководствоваться позицией Минфина РФ, изложенной в Письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26. Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (т. е. средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (т. е. в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

Как следует из положений пункта 4 статьи 376 НК РФ, основанием для определения налоговой базы (среднегодовой стоимости) по налогу на имущество организаций и начисления налога является наличие на балансе организации имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца.

В данном случае необходимо учитывать, что заложенный в главе 30 НК РФ порядок определения налоговой базы не предусматривает возможности учета остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года, поскольку понятие «среднегодовая стоимость имущества», как отмечалось выше, изначально предполагает, что это средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности организации (например, с 1 декабря 2004 года по 31 декабря 2005 года включительно). Кроме того, включение в расчет налоговой базы данных по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года делает для налогоплательщиков невозможным заполнение соответствующих форм налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

При этом необходимо учитывать, что установленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы учитывает основное требование статьи 55 НК РФ, т. е. период времени фактического нахождения имущества на балансе организации.

Пример: АкционерыЗАО «Юпитер» приняли решение о ликвидации 15 декабря 2005года. Уведомление о принятии решения о добровольной ликвидации юридического лица подано 18 декабря 2005 года. По истечении двухмесячного срока с данной даты для уведомления кредиторов был представлен промежуточный ликвидационный баланс, т. е. 18 февраля 2006 года. До сдачи окончательного ликвидационного баланса организация должна пройти выездную налоговую проверку, рассчитаться со всеми дебиторами и кредиторами. Одновременно со сдачей окончательного ликвидационного баланса организацией представляются все налоговые декларации за 2006год, в том числе налоговая декларация по налогу на имущество. ЗАО «Сатурн» представляет данные документы 18 марта 2006 года. Остаточная стоимость имущества, подлежащего налогообложению, составляет:

на 1 января 2006 г – 2500000 руб.

на 1 февраля 2006 г – 2330000 руб.

5 февраля 2006 года имущество было реализовано для расчетов с кредиторами.

Раздел 2 налоговой декларации по налогу на имущество за 2006 год будет выглядеть следующим образом:

4. Организация приобрела льготируемое имущество в середине года.

В этом случае действует порядок расчета стоимости имущества, аналогичный описанному в предыдущем пункте. Например, ООО «Меркурий» приобрело имущество и поставило на баланс в качестве объекта основных средств 20 августа 2005 года. Данное имущество согласно законодательству, действующему на территории данного субъекта РФ, подлежит льготированию. Следовательно, в Разделе 5 указывается остаточная стоимость данного имущества по строкам 110 (на 01.09), 120 (на 01.10), 130 (на 01.11), 140 (на 01.12), 150 (на 01.01), сумма данных строк делится на 13 и полученное значение указывается по строке 160 Раздела 5 и по строке 150 Раздела 2.

5. Налоговые декларации для иностранных организаций.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с законодательством РФ и, следовательно, представлять налоговые декларации по налогу на имущество по месту осуществления деятельности иностранной организацией через постоянное представительство по установленной форме аналогично российским организациям.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в РФ, но имеющие в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на территории РФ, представляют налоговые декларации по той же форме, что и российские организации, но заполняя при этом Раздел 3. Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, но имеющие недвижимое имущество, не относящееся к ее деятельности, заполняют кроме Раздела 2 также и Раздел 3. В расчет налоговой базы при этом включается инвентаризационная стоимость имущества на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если право собственности на объект недвижимости зарегистрировано после начала календарного года либо право собственности на имущество прекращено до конца календарного года, то при расчете налога необходимо учитывать требование пункта 5 статьи 55 НК РФ, из которого следует, что целях налогообложения принимается во внимание время фактического нахождения в собственности в данном календарном году объекта недвижимости, т. е. количество месяцев в данном календарном году, в течение которых объект недвижимости находился в собственности иностранной организации.

Заполняя декларацию, иностранная организация должна по строке 020 в разделе 3 указать инвентаризационную стоимость объекта недвижимости, скорректированную на количество месяцев, в течение которых это имущество фактически находилось в собственности в данном календарном году.

При этом иностранная организация должна представить в налоговый орган согласно письму ФНС России от 19 мая 2005 г. № 21-4-04/179 «О налоге на имущество организаций» справку-расчет инвентаризационной стоимости объекта недвижимости и копию документа о праве собственности, в котором указана дата регистрации данного права.

Пример: STAR Ltd осуществляет в РФ деятельность через свое постоянное представительство, обладающего правом собственности с 25 сентября 2005 года на объект недвижимости, не используемого в деятельности постоянного представительства. Инвентаризационная стоимость объекта составляет 10 000 000рублей. В строке 020 Раздела 3 указывается инвентаризационная стоимость данного имущества, скорректированная на количество месяцев нахождения в собственности:

10 000 000 руб. х 4/12 = 3 333 333 руб.

Налоговые декларации могут представляться организацией, как на бумажных носителях, так и в электронном виде в соответствии со статьей 80 Налогового Кодекса РФ. Положения пункта 2 статьи 80 НК РФ предусматривают, что налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Согласно Порядку представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом МНС России от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169, представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Неправомерность требования налоговых органов от налогоплательщиков представлять налоговые декларации в электронном виде подтверждается Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 декабря 2005 г. № 03-01-10/9-480, где указано, что обязательное представление налоговой отчетности по установленным НК РФ налогам в электронном виде (кроме налога на доходы физических лиц) в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Но даже если организация сдает налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, то, как оказывается, и у такой организации могут возникнуть споры с налоговыми органами.

Как показывает практика, отчетность в электронном виде может попасть в налоговую инспекцию через несколько дней после отправки по телекоммуникационным каналам связи. В результате встает вопрос об ответственности налогоплательщика за несвоевременную сдачу отчетности. Здесь пригодятся разъяснения Минфина РФ, отраженные в Письме от 24.04.2006 г № 03-02-07/1-106. В соответствии с п.3.2 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС РФ от 04.02.2004 г №БГ-3-06/76, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Согласно п. 3.3.1 вышеуказанного Регламента налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки правильности оформления документов. Пункт 3.4.1 Регламента предусматривает прохождение программного контроля предоставляемых налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, результатом которого является подтверждение подлинности электронной цифровой подписи отправителя и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. В связи с этим, Минфин считает, что если налоговая декларация и бухгалтерская отчетность, направленная по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный для представления этих деклараций и бухгалтерской отчетности, что подтверждено специализированным оператором связи и подлинность ЭЦП отправителя подтверждена налоговым органом, то такая отчетность считается представленной в налоговый орган и ответственность, установленная статьей 119 Налогового кодекса не применяется.

Если при исчислении налоговой базы в каком-либо налоговом периоде были допущены ошибки, то необходимо представить уточненные налоговые декларации в соответствии с указаниями Минфина РФ, изложенными в Письме от 11 апреля 2006 г.№ 03-06-01-04/83. В частности, в данном письме сообщается, что правильность сформированной остаточной стоимости имущества на определенную законодательством о налогах и сборах дату напрямую влияет на сумму исчисленного налога на имущества. Поэтому в случае обнаружения ошибок при исчислении амортизации за прошлые периоды, организация должна пересчитать остаточную стоимость имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца и представить в текущем налоговом периоде уточненные налоговые декларации за прошлые налоговые (отчетные) периоды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В данном случае необходимо учитывать, что заложенный в главе 30 НК РФ порядок определения налоговой базы не предусматривает возможности учета остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года, поскольку понятие среднегодовая стоимость имущества , как отмечалось выше, изначально предполагает, что это средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности организации например, с 1 декабря 2004 года по 31 декабря 2005 года включительно.

Добавить комментарий