Порядок выкупа земельного участка собственником здания

Собственность или аренда земли – что лучше и когда вам могут отказать?

В некоторых случаях вам могут сразу отказать. В основном это связано с тем, что ваша земля относится к одной из особых категорий, на передачу которых наложены ограничения. К ним относятся:

  • части улиц, городские парки и сады;
  • земля Лесного Фонда, природные заповедники;
  • зоны аэропортов, участки, относящиеся к автомагистралям и другим транспортным сооружениям;
  • территория Министерства Обороны;
  • участки, зарезервированные под государственные проекты и необходимые для развития города или региона.

Вам могут отказать и по другим причинам. Например, земля может быть заражена опасными отходами или относиться к территории очистных сооружений. И конечно же, вам не на что надеется, если нет согласия остальных собственников.

Для регистрации вам необходимо подать соответствующее заявление с кадастровым паспортом, уплатить госпошлину, подписать договор купли-продажи и внести его в реестр.

Стоимость

Рыночная стоимость земельного участка считается процентной ставкой от кадастровой цены, зависящей от месторасположения территории, на которой находится надел.

Граждане, построившие на арендуемой территории недвижимое имущество или юридические лица, которые являются владельцами зданий, расположенных на участке, могут рассчитывать на стоимость надела, достигающую 60 процентов от кадастровой цены.

В случае выкупа участка, находящегося в федеральном владении, стоимость будет рассчитана исходя из ставки в 2,5 процента. Такой же расчёт применяется для юридического лица при выкупе разделённого участка, предоставленного под дачное хозяйство.

Если же будет меняться характер назначения земли, то покупатель уплачивает 80 процентов от кадастровой стоимости надела.

При отсутствии возможных преобразований участка, ставка составит около 20 процентов.

Что такое право безвозмездного бессрочного пользования земельного участка.

Выкуп земельного участка собственником здания

Здравствуйте! Я приобрел нежилое двухэтажное здание для дальнейшего коммерческого использования и получил свидетельство о собственности без обременения. Земельный участок под зданием выкупить не мог, т.к. продавец пытался оформить земельный участок, на котором находились его здания и мой в том числе, в собственность. Через два года продавец потребовал выкупить земельный участок под моим зданием, хотя это при приобретении моего здания не предусматривалось, а было намерение совместного оформления земельных участков (ранее земля была в аренде у комитета по земельным ресурсам города).В течении всего времени я компенсировал налог на землю наличными деньгами продавцу (продавец юридическое лицо)

Подскажите, как мне поступить и не является ли договор купли-продажи свидетельством о неотъемлемой части земельного участка и здания. и надо ли его выкупать? С уважением!

    право собственности на землю, аренда земли, аренда земельного участка, оформление земли в собственность, земля в собственность, вещные права, права покупателя, оформление земли, оформление земельного участка в собственность, оформление купли продажи земельного участка, продажа права аренды земельного участка, переход права собственности на земельный участок
  • Поделиться

Ответы юристов ( 7 )

  • 794 ответа
  • 207 отзывов

Владимир Кириллович, а каким же это неведанным способом Вы смогли оформить здание в собственность, если зем.участок не оформлени ни в аренду, ни в собственность? Это загадка.

В настоящее время каким образом оформлена земля?

От этого будет зависеть ответ на Ваш вопрос

Бывший собственник был в администрации города и имел административный рессурс. Он решил выкупить земельный участок под всем комплексом зданий, в том числе и под моим. На момент регистрации собственности, земельный вопрос не был решен (предполагаю, что были “ошибки”.

Обратитесь с заявлением в Администрацию. Ответят, что он продан другому, заявление в суд о признании сделки незаконной, однозначно выигрышный вариант

согласно ст 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, находящееся на чужом ЗУ, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части ЗУ, занятой зданием и необходимой для его использования в том же объеме, что и прежний собственник.

Поскольку на момент заключения договора куплои-продажи здания, земля под ним была в аренде, то к Вам перешло право аренды земельного участка, необходимого для использования здания.

Далее, согласно ст 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на ЗУ назодящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с законом.

Вы вправе приобрести земельный участок в собственность путем выкупа либо заключить договор аренды земельного участка ( право выбора принадлежит собственнику здания, т.е. Вам). Если вы решите выкупить ЗУ, то сделать это необходимо у администрации. Выкупать ЗУ у прежнего собственника здания Вы не обязаны.

Да, не совсем пончтно, как бывший собственник здания смог выкупить участок под Вашим зданием?

Вам бы сходить в администрацию и выяснить этот вопрос. Требуйте заключения с администрацией письменного договора аренды ( хотя фактически земля у вас и так в аренде по правилам ст 35 ЗК РФ) или если хотите выкупать ЗУ пишите заявление о выкупе. Что интересно администрация на это ответит?

принцип единства земли и недвижимости только в обратной последовательности ))

Я полагаю, что в данном случае необходимо в судебном порядке признавать предоставление земли в собственность бывшего владельца незаконным и требовать заключения с вами договора аренды.

  • 323 ответа
  • 166 отзывов

Добрый день, Владимир Кириллович!

Согласно положением пункта 3 статьи 552 ГК РФ, при продаже недвижимости на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и продавец без согласия собственника.

Если продавец до настоящего момента не приобрёл права собственности на земельный участок, то выкупать его у продавца Вам не обязательно (если Вы этого делать не намерены). Земельный участок у продавца в аренде, а Вы вправе им пользоваться как собственник недвижимого имущества, расположенного на этом участке.

Так, насколько я поняла, продавец так и не смог зарегистрировать переход права собственности на земельный участок. Или всё-таки каким- то чудесным образом смог?

Владимир Кириллович, если право собственности на земельный участок уже перешло к продавцу, то формально он вправе Вам предлагать выкупить часть земельного участка, находящуюся под Вашим зданием, на основании п. 2 ст.552 ГК РФ, согласно которому в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Так сказать принцип единства земли и недвижимости, главенствующий в земельном законодательстве, в действии.

Однако, вопрос законности перехода права собственности на земельный участок от администрации к продавцу весьма и весьма сомнителен. Полагаю, что Вы правы — и здесь был применён административный ресурс, только так можно объяснить данный переход.

Я согласна. В сложившейся ситуации у Вас других вариантов не остаётся, как только обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. А уже после получения положительного решения суда, во избежание споров, требовать заключения договора аренды земельного участка под Вашей недвижимостью, необходимого для ее использования.

Уважаемый Владимир. Для начала Вам необходимо обратиться к Администрации района, а конкретнее в Комитет по земельным ресурсам, с заявлением о выкупе земли, находящейся под строением, собственником которого являетесь Вы (ст. 36 ЗК РФ). Но есть вероятность того, что из-за проблем в оформлении земельного участка в собственность Вы можете остаться со своим зданием — один на один. Нужно уточнить точную причину почему земельный участок под Вашим строением не в собственности.

  • 265 ответов
  • 95 отзывов

Договор купли продажи распространяет свое действие лишь на здание, однако, так как здание находится в Вашей собственности то исключительное право на приватизацию земельного участка под этим зданием либо право аренды данного участка принадлежит вам в силу абзаца 2 ч. 1 ст 36 Земельного Кодекса РФ

  • 7452 ответа
  • 3813 отзывов

ДОБРЫЙ ДЕНЬ – ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА ДЛЯ ТАКОГО СЛУЧАЯ –

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2005 г. N 11

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13. Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

14. При рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

Еслиу продавца земля была на праве аренды то к вам согласно указанных выше норм перешло то же право аренды независимо от оформления договра аренды.

Если в настоящее время продавец приобрел право собственности на з/участок то все равно считается что он у вас в аренде обязать он вас может только вносить арендную плату за земельный участок под недвижимостью.

Согласно норм ст 617 ГК РФ 1. Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке машины в кредит

Что касется вопроса нужно ли выкупать з.участок -если думать о будущем то решать вопрос по выкупу придется.

хотя если у вас в собственности здание на этом участке интересно как он умудрися выкупить землю??

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Выкуп земли из аренды: как правильно осуществить?

Выкуп земли из аренды — достаточно распространенный вариант приобретения участков в собственность. Чаще всего он встречается тогда, когда на арендованных участках уже возведено какое-либо капитальное строение.

Такой вариант является выгодным и с экономической точки зрения (в таком случае земля покупается по стоимости, равной 3% от кадастровой), и с точки зрения знакомства с конкретным наделом (когда уже после нескольких лет эксплуатации конкретного участка известно, где и какие нюансы в его использовании могут встретиться).

Однако, процедура выкупа является достаточно сложной. О чем нельзя забывать, приняв решение перевести в собственность тот участок, который до этого находился в аренде?

  • Что сказано в законодательстве
  • Какие участки выкупить удастся, а какие нет?
  • Как осуществить выкуп?
  • Какие документы потребуются для осуществления выкупа?
  • Что должно быть в договоре?
    • Наименования сторон-участниц договора
    • Предмет договора
    • Основание для заключения договора
    • Стоимость покупки
    • Права и обязанности сторон договора
    • Возможные форс-мажорные обстоятельства
    • Полные реквизиты сторон-участниц
  • Как узнать стоимость
  • Какие сложности могут возникнуть?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Такой вариант является выгодным и с экономической точки зрения в таком случае земля покупается по стоимости, равной 3 от кадастровой , и с точки зрения знакомства с конкретным наделом когда уже после нескольких лет эксплуатации конкретного участка известно, где и какие нюансы в его использовании могут встретиться.

Алгоритм выкупа земельного участка в собственность под объектом недвижимости

Последние изменения: Январь 2020

Выкуп земельного участка под объектом недвижимости осуществляется множеством способов, каждый из которых имеет свои нюансы в оформлении или обращении в органы местного самоуправления. Особенность каждого способа задокументирована в нормативно-правовых актах, потому каждый гражданин может свободно ознакомиться с той или иной вариацией выкупа. Рассмотрим правовой базис процедуры, что необходимо сделать, какие ключевые условия существуют.

Выкуп земельного участка под объектом недвижимости осуществляется множеством способов, каждый из которых имеет свои нюансы в оформлении или обращении в органы местного самоуправления.

Собственник здания выкупает землю под ним: цена вопроса

Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственник здания (строения, сооружения), расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, вправе приобрести такой земельный участок по цене, установленной соответствующим органом местного самоуправления. Однако на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ) до 1 января 2012 г. действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Льготный порядок действует только для коммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на выкупаемых земельных участках зданий, если эти здания были ранее «отчуждены из государственной или муниципальной собственности». Понятие «отчуждение из муниципальной собственности» может трактоваться максимально широко — например, здание выбыло из муниципальной собственности в результате приватизации, по решению суда, по договору купли-продажи, было внесено в уставный капитал организации или любыми иными способами (письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 26.01.2009 № Д23-169 по вопросу переоформления прав на земельные участки.)

Исходя из упомянутого письма Минэкономразвития России, а также принимая во внимание стабильную и последовательную практику арбитражных судов (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 № 14649/08 по делу № А82-251/2008-14, Определение ВАС РФ от 11.11.2009 № ВАС-14092/09 по делу № А51-13910/200828-276/31, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу № А41-23690/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2008 по делу № А29-852/2008, Дальневосточного округа от 15.05.2009 № Ф03-2062/2009 по делу № А51-11829/2008), можно прийти к следующим выводам.

Первый. Организация имеет право на льготу даже в том случае, когда первоначально здание было приобретено у муниципального или государственного органа иным лицом и лишь впоследствии оказалось в собственности организации, планирующей выкуп земельного участка.

Второй. Правило о льготах также распространяется на те здания, которые возведены на месте разрушенных (снесенных, реконструированных) зданий, ранее отчужденных из муниципальной собственности.

Если у организации есть основания для применения приведенного льготного порядка выкупа земельного участка, цена совершаемой ею сделки будет устанавливаться субъектами РФ в пределах:

— 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;

— 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.Из постановления Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 № 14649/08

Компания «Арверон» является первым собственником приватизированного здания, расположенного на неприватизированном земельном участке. Поэтому ей пришлось в суде доказывать свое право на применение льготных цен при приватизации земли. Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из буквального и системного толкования п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ и пришел к выводу, что право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.

Суд апелляционной инстанции отменил это решение, так как счел, что Закон № 137-ФЗ не позволяет применить к обществу «Арверон» льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, поскольку право собственности на производственные здания перешло к нему не из государственной, а из частной собственности.

Суд кассационной инстанции признал ошибочным толкование судом апелляционной инстанции п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ, отменил его постановление и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность этого вердикта, рассудив, что действие упомянутой нормы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

По данным, размещенным на сайте Комитета по труду и занятости населения Московской области (http://www.gszn.mosreg.ru/gszn_lub/), численность населения Люберецкого муниципального района на 1 января 2009 г. составляла 354 200 человек. Ориентируясь на эту цифру, можно сделать вывод, что земельный участок в этом регионе должен выкупаться по цене, не превышающей 2,5% его кадастровой стоимости.

Если организация владеет зданием, которое никогда не находилось в государственной или муниципальной собственности и не могло быть «отчуждено из государственной или муниципальной собственности», для приобретения земельного участка, на котором расположено такое здание, до 2012 г. используется иной льготный порядок определения его стоимости. Он приведен в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ).

В населенных пунктах с численностью населения:

— свыше 3 млн человек — стоимость составит от пяти- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— от 500 000 до 3 млн человек — стоимость составит от пяти- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— до 500 000 человек, а также за пределами границ населенных пунктов — стоимость составит от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Будет применяться минимальный для конкретной местности размер ставки земельного налога за единицу площади участка.

После 1 января 2012 г. льготный порядок определения стоимости земельного участка прекратит действие. В связи с этим согласно п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ цена участка будет соответствовать размеру его кадастровой стоимости до момента установления органом местного самоуправления точного порядка определения его цены.

Если у организации есть основания для применения приведенного льготного порядка выкупа земельного участка, цена совершаемой ею сделки будет устанавливаться субъектами РФ в пределах.

Как выкупить земельный участок в Москве

Оформить право собственности на земельный участок в Москве, на котором расположено здание или сооружение можно в порядке, предусмотренном в Постановлении Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг департаментом городского имущества города Москвы». Указанное Постановление содержит административные регламенты с учетом последних изменений Земельного кодекса РФ, согласно которым статья 36 ЗК РФ утратила силу, и вместо нее применяется статья 39.20 ЗК РФ.

С официальным текстом регламента можно ознакомиться в отрытых источниках. Нам же хотелось обратить внимание на некоторые нюансы, с которыми собственнику здания, сооружения придется столкнуться при прохождении процедуры выкупа земельного участка в собственность.

В первую очередь из текста ЗК РФ о выкупе земельных участков было исключено указание на то, что собственник строения вправе обратиться с заявлением о выкупе земельного участка под ним. Это связано с тем, что закон больше не относит строения к объектам недвижимости. Аналогичная позиция содержится в московском регламенте.

С 01 августа 2015 года в Москве вся процедура оформления права собственности на земельный участок происходит путем подачи запросов документов только в электронной форме с использованием портала госуслуг.

С заявлением о выкупе земельного участка может обратиться физическое лицо, ИП, юридическое лицо, которое либо является собственником здания, сооружения, либо является собственником помещений, частей зданий, сооружений. При этом такие объекты недвижимости должны быть расположены на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена.

С заявлением о выкупе земельного участка могут обратиться юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Стоит обратить внимание на то, что лица, которые смогли оформить право собственности на земельный участок ранее, могут обратиться с заявлением о выкупе смежного земельного участка, который находится в собственности города Москвы или государственная собственность на который не разграничена, и который не предоставлен иным лицам. Указанное возможно, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации здания, сооружения собственником такого здания, сооружения.

Московский административный регламент предусматривает три этапа, через которые проходит поданный собственником комплект документов. На каждом этапе возможны свои основания для отказа или приостановления, а именно:

• уполномоченный орган может вообще не принять документы на рассмотрение (отказ в приеме документов);
• уполномоченный орган может приостановить рассмотрение документов собственника;
• уполномоченный орган, завершая процедуру рассмотрения поданных документов, может отказать в оформлении договора купли-продажи земельного участка.

Читайте также:  Заемный труд, запрет заемного труда

Рассмотрим более подробно.

Отказ в приеме документов для оформления права собственности на земельный участок может быть мотивирован в том числе:
• несоответствием представленного запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами РФ, правовыми актами города Москвы;
• утратой силы представленных документов;
• отсутствием полного комплекта документов;
• наличием в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений;
• наличием противоречий в документах или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

Решение об отказе в приеме документов выдается (направляется) заявителю с указанием причин отказа не позднее 10 рабочих дней с даты регистрации запроса.

В регламенте названы также основания для приостановления оформления права собственности на земельный участок, к ним, в частности, относится такое специфическое основание приостановления, как получение информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

Другим основанием приостановления является внесение изменений в сведения ГКН в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) изменение адреса земельного участка, а также в случае, если издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в ГКН, а также в случае необходимости устранения кадастровой ошибки, выявленной при оказании государственной услуги.

В случае если основание для приостановления не будет устранено в срок, такое приостановление в последующем послужит основанием для отказа в выдаче итогового документа.

Основания для отказа в выкупе земельного участка указаны в нашей следующей статье и также заслуживают внимания.

Хотя перечни оснований для отказа, оснований для приостановления являются исчерпывающими, нередко, на практике случается так, что отказ/приостановление является необоснованным. В указанном случае процедура выкупа земельного участка может занять очень продолжительный период и закончиться в результате ничем. За это время органы государственной власти успеют пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка или принять закон отменяющий, к примеру, льготу при выкупе земельного участка, если она была ранее предусмотрена для вашего случая.

С учетом изложенного процедура выкупа земельного участка в собственность только с первого взгляда выглядит достаточно просто. В действительности, чтобы выполнить эту работу с наименьшими временными и денежными затратами имеет смысл в первую очередь провести правовой аудит земельного участка, определить наличие и актуальность имеющихся документов, как на земельный участок, так и на объекты недвижимости, во-вторых, оценить вероятность отказа в выкупе земельного участка, заранее устранить возможные основания для отказа, в-третьих, изучить налоговое и земельное законодательство на предмет наличия возможной льготы при выкупе земельного участка.

Другие статьи по теме:

ООО «Дикес Консалтинг» оказывает весь комплекс юридических услуг по земельным вопросам, в том числе имеет большой опыт в юридическом сопровождении выкупа в собственность земельных участков, переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, оказывает юридические услуги по оспариванию кадастровой стоимости зданий и земельных участков, готово представлять ваши интересы в арбитражном суде и суде общей юрисдикции.

При этом такие объекты недвижимости должны быть расположены на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена.

Отказ в выкупе земельного участка собственникам строений

В некоторых случаях выкуп арендованной земли, даже если на участке есть какие-либо строения, становится невозможной затеей. Так происходит по следующим причинам:

  1. документы поданы не в полном объеме или часть из них была оформлена неправильно;
  2. при проверке в бумагах было обнаружено предоставление неточной или неверной информации;
  3. заявленный участок не может передаваться в частное владение согласно запрету, наложенному законом.

Участок земельный не может быть выкуплена, если будет использована не по назначению. Такой вариант возможет, когда покупатель пожелал безраздельно владеть водным фондом, частью леса, заповедника и так далее.

Такой вариант возможет, когда покупатель пожелал безраздельно владеть водным фондом, частью леса, заповедника и так далее.

Выкуп земельного участка в Москве. Порядок, условия и некоторые особенности.

В городе Москве принят ряд нормативных правовых актов, приводящих московское законодательство о землепользовании в соответствие с федеральным законодательством.

В частности, Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в г. Москве» гарантирует права собственников объектов зданий, строений и сооружений на переоформление в собственность земельных участков, на которых данные объекты недвижимости расположены и подтверждает установленный федеральным законодательством льготный порядок определения цены выкупа.

Общие правила выкупа земельных участков при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ») и при выкупе земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями установлены ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 указанной статьи заинтересованное в приобретении прав на земельный участок лицо должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370.

Полномочные на распоряжение земельными участками органы власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с поправками, внесенными в п. 6 ст. 36 ЗК РФ полномочный на распоряжение земельным участком орган власти в месячный срок со дня поступления указанного выше заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или аренды и осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Ко второй льготной категории относятся собственники прочих зданий, строений и сооружений, которые вправе до 01.

Стоимость

Сумма, за которую будет выкупаться земельный участок, устанавливается в соответствии с распоряжением местных властей. Если муниципальные органы устанавливают нормальные правила, то в таком случае стоимость выкупа будет разумной, а не взятой с потолка.

Если земельный участок приобретается под индивидуальное жилищное строительство, то в таком случае его стоимость будет составлять не более 3% от кадастровой стоимости, что является вполне доступной ценой за собственный участок.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.

Муниципальные участки через торги

Исключительное право выкупа земельного участка в собственность.

Переведение в собственность надел под ИЖС

Чтобы получить в собственность такой участок необходимо завершить строительство дома. Процесс завершения будет подтвержден с момента ввода здания в эксплуатацию. Для этого придется получить специальный документ – разрешение на ввод в эксплуатацию. Учитывать придется и законодательство региона, в котором находится надел, а также наличие дополнительных условий в договоре аренды. У процедуры перевода земли из статуса арендной имеется свой порядок:

  • Осуществить постановку возведенного объекта на кадастровый учет. Для этого придется пригласить на объект специальную комиссию. В некоторых случаях достаточным основанием для смены статуса участка станет возведение только фундамента для будущего дома. Но этот момент придется уточнять в кадастровой палате. Основное правило – зарегистрировать фундамент, как незавершенное строительство. Примерный срок процедуры – 2 недели;
  • Осуществить присвоение новому объекту адреса. Время потраченное на эту процедуру – не больше 1 недели:
  • Произвести оформление объекта в собственность – срок исполнения в течение 2 недель;
  • Путем подачи заявления высказать свое желание выкупить ЗУ под зданием, который принадлежит на праве собственности. Осуществить указанное действие необходимо в местной администрации по территории расположения надела. Выкуп в данном случае пройдет без применения аукциона в связи с наличием приоритетного права на землю;
  • Получить в местной администрации два постановления: на расторжение соглашения об аренде и переводе участка в собственность;
  • Осуществить подписание договоров купли-продажи ЗУ (оформлены в 3 экземплярах). Произвести перечисление договорной суммы оплаты;
  • Предоставить в Росреестр документы для регистрации прав собственности. Произвести такие действия можно даже через МФЦ

Следует помнить, что к новому собственнику все права на надел переходят в неизменном виде, какие они были у предыдущего.

Имеются специфические признаки таких объектов.

Приобретение земельного участка у государства

С принятием Конституции РФ с 1993 г. у граждан и организаций появилось право на приобретение федеральной или муниципальной земли в собственность. А в 1997 г. был введен Земельный кодекс, содержащий правила землепользования. Но в нашей стране законодательные акты постоянно терпят изменения, и чтобы выкупить землю из государственной собственности необходимо владеть актуальными на 2018 г. сведениями и знать все нюансы приобретения земли.

Проблема в том, что многие интернет-порталы содержат устаревшую или недостоверную информацию, из-за которой граждане не могут получить участки даже на платной основе и правильно оформить их в собственность.

В данной статье содержится информация о том, в каких случаях можно выкупить государственные участки, как происходит процедура выкупа, сколько это будет стоить и как рассчитать. Также мы предоставим пошаговую инструкцию с описанием каждого этапа.

у граждан и организаций появилось право на приобретение федеральной или муниципальной земли в собственность.

Что нужно знать о выкупе земельного участка под объектом недвижимости в 2020 году

→ Действующее законодательство предоставляет гражданам возможность выкупать земельные участки, находящиеся в собственности каких-либо государственных или муниципальных органов.

Инфо Ситуация сложилась таким образом, что в результате проведения масштабной переоценки участков земли арендная плата за них стала практически неподъемной. Тогда собственники недвижимости, находящейся на арендуемой земле, всерьез озаботились вопросом ее выкупа.

При этом выкуп может осуществляться различными способами, и каждый из них имеет определенные индивидуальные особенности, которые нужно учитывать в процессе взаимодействия с различными службами. В связи с этим гражданам будет полезно понять, как осуществляется выкуп земельного участка под объектом недвижимости в 2020 году.

Выкуп определенного земельного участка в частную собственность у администрации предусматривает необходимость в проведении определенного ряда юридических процедур, результатом которых является передача прав собственности от текущего собственника тому гражданину, которым оформляется выкуп. Выкуп территории из аренды содержит в себе огромнейшее количество различных особенностей, которые полезно будет узнать в процессе взаимодействия с государственными органами. В частности, масса нюансов появилась после того, как в 2020 году законодательство было подвержено массе корректировок, большинство из которых затронули именно процедуру выкупа недвижимости у государственных или муниципальных органов.

Рекомендуем прочесть: Компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг чаэс вдовам

Цена, по которой будет осуществляться выкуп земельного участка в частную собственность, рассчитывается в виде процента, но основывается расчет не на рыночной, а на кадастровой стоимости, которая существенно ниже по сравнению с рыночной.

Читайте также:  Выписка из лицевого счета квартиросъемщика

Данное изменение затронуло исключительно те участки, которые предназначаются для сельскохозяйственной деятельности и были предоставлены гражданам в аренду при соблюдении некоторых ключевых условий:

  1. не должны наблюдаться никакие нарушения условий договора, допущенные арендатором.
  2. заявление на выкуп земельного участка, использующегося на основании договора аренды, подается до того момента, как закончился срок действия данного соглашения;
  3. указанный земельный участок находится в аренде у данного гражданина на протяжении не менее трех лет;

заявления о выкупе земельного участка, находящегося в гос.

указанный земельный участок находится в аренде у данного гражданина на протяжении не менее трех лет;.

Выкуп земельного участка под зданием или сооружением. Вопросы приватизации земельных участков.

Кто имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположено здание или сооружение? При каких условиях можно обязать публичное образования заключить договор купли-продажи земельного участка под зданием и сооружениям? Когда отказ в предоставлении земельного участка может быть законным?

Данные вопросы волнуют собственников зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В предлагаемом обзоре рассматриваются некоторые проблемы, связанные с приватизацией (выкупом) таких земельных участков.

Нормативным основанием возможности выкупа земельного участка, принадлежащего государству или муниципалитету, является ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ). Ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ предусматривает, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, никто иной, кроме собственника зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках не имеет права требовать их выкупа у публичного образования. Кроме того, исключения из общего правила могут быть установлены только ст. 39.20 ЗК РФ, а также федеральным законом, т.е. ни субъекты федерации, ни Правительство РФ или министерства и ведомства не могут ограничить исключительное право на приобретение земельных участков.

Первый вопрос.

Когда исключительное право на приобретение земельного участка отсутствует?

Суды исходят из того, что при ограничениях оборотоспособности земельных участков, они не могут быть выкуплены собственниками, расположенных на них зданий и сооружений.

Обратимся к правовым позициям судов.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2017 по делу N 307-КГ17-5121.

Правовая позиция

Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В данном деле ВС РФ пришел к выводу, что существует принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Администрация при рассмотрении дела указывала на то, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394), относится к зоне зеленых насаждений, а также предназначен для формирования улично – дорожной сети и отнесен к землям общего пользования.

ВС РФ отменил состоявшиеся по делу судебные акты, так как суды не исследовали генеральный план. Если окажется, что земельный участок истца согласно генеральному плану относится к землям общего пользования, то истец не имеет права на его приватизацию. Иначе говоря, даже если у Вас имеется в собственности здание или сооружение, но земельный участок расположен на землях, оборот которых ограничен, то суды могут признать, что Вы не имеете права на его выкуп (приватизацию)

Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 25-КГ17-18

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Вместе с тем статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в том числе в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5).

Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.

Второй вопрос.

Может ли заявителю быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность, если его размер больше, требуемого для эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на нем?

Предположим, что площадь здания, находящегося на земельном участке 1 000 кв.м., а для его эксплуатации необходим земельный участок площадью 1 500 кв.м. Если собственник здания, расположенного на земельном участке площадью 3 000 кв.м. обратиться с заявлением о предоставлении ему в собственность такого участка, то ему могут отказать.

Обратимся к правовым позициям судов.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2017 N Ф07-2216/2017 по делу N А56-34470/2016 (суд руководствовался вышеназванной правовой позицией):

Суды обоснованно исходили из того, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка более чем в 10 раз превышает площадь находящегося в собственности Общества расположенного на земельном участке объекта недвижимости. При этом площадь переданного в аренду земельного участка равная 7 929 кв. м была определена на основании проекта планировки с проектом межевания территории, исходя из размещения на данном участке объекта розничной торговли площадью 7 540 кв. м, нормативного озеленения, минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта и для хранения грузового автотранспорта для целей обслуживания объекта розничной торговли площадью 7 540 кв. м, а не объекта площадью 743 кв. м. Суды обоснованно сослались на то, что Общество при обращении в Комитет с заявлением о выкупе земельного участка не представило доказательств возведения на участке объекта, для размещения и эксплуатации которого необходим весь участок, и не представило доказательств того, что для обслуживания принадлежащего ему объекта розничной торговли площадью 743 кв. м необходим испрашиваемый земельный участок площадью 7 949 кв. м.

Правовая позиция ВАС РФ, которая была изложена выше, содержится и в определении ВС РФ от 26.04.2016 N 64-КГ16-2, в котором говорится, что бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.

Как же доказать обоснованность размера земельного участка. Суды принимают в качестве доказательств заключения специалистов. Кроме того, в рамках рассмотрения дела можно ходатайствовать о назначении судебной экспертизы

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2017 N Ф07-12755/2017 по делу N А56-21490/2017

Судами установлено, что в качестве доказательства, подтверждающего обоснованность испрашиваемой площади, Общество представило Заключение, согласно которому такая площадь является нормативно необходимой для эксплуатации расположенных на участке зданий спортивного комплекса с крытой хоккейной площадкой, поскольку с учетом назначения данных объектов и особенностей их использования для их обслуживания требуются вспомогательные объекты: место для организационных сборов спортсменов, парковка для легковых автомобилей и автобусов (машино-места), контейнерная площадка для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, пожарные въезды, проезды, тротуары – с одновременным сохранением допустимого уровня озеленения территорий, что отражено в схеме (приложении к Заключению).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2017 N Ф07-13264/2017 по делу N А56-42604/2016

Суд первой инстанции с целью определения возможности раздела спорного земельного участка и формирования участка под зданиями, принадлежащими Обществу, определением от 20.01.2017 назначил экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью “Партнерство Экспертов Северо-Запада” – эксперту-строителю Степанову Николаю Николаевичу и кадастровому инженеру Галееву Марату Рахимовичу.

Согласно экспертному заключению от 02.03.2017 N 17 существующая планировка земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120001:0014 отвечает целям обслуживания производственной базы с расположенными на участке зданиями пилорамы, стройцеха; существующие размеры участка отвечают требованиям строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности; взаимное расположение объектов, их целевая взаимосвязь не позволяют сформировать в границах существующего участка один или несколько самостоятельных участков, не связанных друг с другом, отвечающих всем требованиям законодательства к самостоятельным участкам, а также не препятствующих функционированию предприятия.

Третий вопрос.

Имеет ли право лицо, которое намерено выкупить земельный участок оспорить его стоимость?

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка имеет значение для определения цены его выкупа, что соответственно влечет наличие права заинтересованного лица оспорить кадастровую стоимость земельного участка.

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 16-АПГ15-33

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Козлов А.А. не вправе оспаривать кадастровую стоимость, основана на неверном толковании норм материального права, поскольку, как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”, лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

На самом деле, конечно же, в практике возникает множество вопросов, связанных с приватизацией земельных участков под зданиями и сооружениями. Здесь я привел лишь некоторые из проблем, требующих участия квалифицированного адвоката или юриста, для их успешного решения.

2011 N 13535 10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность , должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Добавить комментарий