Стороны и участники отношений коллективных переговоров

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание конференция работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя представительный орган и наделить его соответствующими полномочиями.

Какими правовыми нормами регулируется

Формирование и подписание коллективных договоров не является обязанностью работодателя. Такой договор может быть подписан по инициативе одной из сторон: работодателя или его сотрудников.

Действие коллективных договоров опирается на следующие нормативно-правовые акты:

  1. Трудовой кодекс.
  2. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  3. Рекомендации №91 МОТ «О коллективных договорах».

Такие положения коллективного договора сразу признаются недействительными и не приобретают юридической силы.

20 Трудового кодекса понимается любое физическое или юридическое лицо, которое вступило в трудовые отношения с работниками.

Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)

Коллективные переговоры – это переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представ-й по вопросам подготовки, заключения или изменения колл-х договоров м/у работниками и работодателем. М/б проведены на локальном, местном, региональном и федер-м уровне.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Участники коллективных переговоров: Сторона работодателя – полномочные представители организации, филиала, представительства, которые в силу имеющихся у них прав могут обеспечить исполнение условий коллективного договора. Сторона работников– профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве, которые и становятся стороной коллективного договора как представители работников, на которых он распространяется.

Порядок проведения коллективных переговоров:

1) Стороны свободно выбирают вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

2) Две и более первич-е профсоюзные орг-ции могут создать по решению их выборных органов единый представительный орган для ведения колл-х переговоров. Единый представ-й орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

3) Первичная профсоюзная орг-ция, объед-я более половины раб-в организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников без предварит-го создания единого представит-го органа.

4) Если ни одна профсоюзная орг-ция или совокуп-ть проф-х организаций не объеди-ли более половины раб-в данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием опред-т ту первич-ю проф. орг-ю, к-й при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

5) В случае, если первич-я проф. орг. не определена, или ее нет вообще, общее собрание раб-в тайным голос-м избирает из числа раб-в полномоч-го представит-ля (представит-й орган) для кол-х переговоров.

6) Первич-я проф. орг., единый представит. орг., полномоч. представит-ль, иной представит-й орган работников обязаны одноврем-но с направлением предложения о кол-х переговорах работолателю, известить об этом все первич. проф. орг-ции, объедин-х работников данного работодателя и в теч. 5 дней создать с их согласия единый представ-й орган либо вкл-ть их представит-й в состав единого представ-го органа.

7) Право на ведение кол-х переговоров от имени работников на уровне РФ и субъектов РФ, отрасли, территории, предостав-ся соответ-м профсоюзам (объединениям профсоюзов).

8) Стороны должны предостав-ть друг другу не позднее двух недель со дня получения соотсет-го запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения кол-х переговоров.

9) Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

10) Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Для ведения кол-х переговоров законод-во отводит срок в три месяца, по истечении к-го должны быть заключены кол-й договор, соглашение и (или) должен быть составлен протокол разногласий по заключению или изменению кол-го договора.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

1) Освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

2) Все затраты, связанные с участием в кол-х переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законод-м и иными НПА, содержащими нормы ТП, кол-м договором, соглашением.

3) Представители работников, участвующие в кол-х переговорах, в период их ведения не могут быть без предварит-го согласия органа, уполномоч-го их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на др-ю работу или уволены по инициативе работодателя, за исключ-м случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК, иными ФЗ предусмотрено увольнение с работы.

Коллективные соглашения (понятие, стороны, содержание)

Соглашение – правовой акт, ругулир-й социально-трудовые отношения и устанав-й общие принципы регулирования связанных с ними эконом-х отнош-й, заключаемый м/у полномочными представ-ми работников и работодателей на федер-м, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территр-м уровнях соц-го партнерства в пределах их компетенции.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны соглашений:Сторона работодателя – сам работодатель, полномочные представители организации, филиала, представительства. Сторона работников – профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве.

Виды соглашений.

По договоренности сторон: двусторонние и трехсторонние.

По сфере регулир-х социально-трудовых отношений: генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территор-е и иные.

Содержание и структура соглашения.Содержание и структура соглашения опред-ся по договоренности между представителями сторон, к-е свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон.

Заключение соглашения:заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Участие работников в управлении организацией

Право работников непосредственно через свои представ органы в управлении организацией .

Это еще одна предусмотренная ТК РФ форма социального партнерства.

Основные формы участия работников в управлении организацией:

– учет мнения представительного органа работников в случаях, предусм-х ТК, колл-м договором;

– проведение представит-м органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

– получение от работод-ля инфор-ции по вопросам, непосред-но затраг-м интересы работников;

– обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

– обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

– участие в разработке и принятии коллективных договоров;

– иные формы, определенные ТК РФ, иными ФЗ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

– реорганизации или ликвидации организации;

– введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

– профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

– по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Читайте также:  Что нужно для переезда в финляндию из России

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Ведение коллективных переговоров

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.

Вевдение коллективных переговоров

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.

Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ведение коллективных переговоров.

Стороны и участники отношений коллективных переговоров

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Порядок ведения коллективных переговоров.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

К лицам, участвующими в коллективных переговорах, предусмотренных в ст. 39 ТК РФ, относятся, прежде всего, представители сторон коллективных переговоров, направленные в установленном порядке в соответствующую комиссию по ведению коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора, соглашения на любом уровне, а также их разработки и заключения. Кроме того, в указанной работе могут участвовать эксперты, специалисты, посредники. Все они имеют право на гарантии и компенсации на условиях, установленных в указанной статье.

Для успешного проведения довольно объемной и сложной работы, связанной с коллективными переговорами, предусмотрены следующие гарантии:

  • Освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев.
  • Сохранение на соответствующий период заработной платы.

Кроме того, указанным лицам компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах. Размеры и источники этих компенсаций определяются законодательством, коллективным договором, соглашением. Что касается компенсационной оплаты за услуги экспертов, специалистов и посредников, то она производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В отношении представителей работников в ч. 3 статьи 39 ТК РФ предусмотрены также еще дополнительные гарантии в сфере труда. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, например, по сокращению численности или штата работников, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. Однако эта гарантия не действует в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если оно производится за совершение представителем работников проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами такое увольнение невозможно.

Что касается компенсационной оплаты за услуги экспертов, специалистов и посредников, то она производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Основные этапы проведения коллективных переговоров

После выбора представителей сторон этапы проведения переговоров можно разбить на несколько этапов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Этапы проведения коллективных переговоров

Человек, наделённый соответствующей инициативой, выступает с предложением провести переговоры. В этом случае второму заинтересованному лицу направляют письменное обращение. На подготовку к событию и оформление ответа второй стороне дают максимум неделю.

Читайте также:  Как снять деньги с вебмани наличными

Разрешают начинать мероприятие на следующий день после получения ответа. Последний предполагает использование приказной формы, где говорится о созыве комиссии, которая и должна контролировать процесс.

Отдельно договоренность между сторонами достигается относительно прав, обязанностей сторон при участии в мероприятии. Внимание уделяют вопросам, способным вызвать спор:

Проект утверждают окончательно, когда все вопросы по его содержанию решены. Подписать документ должен каждый участник, заинтересованный и присутствующий на этом мероприятии. При отсутствии компромиссов последний этап становится трудовым спором.

Актуализацию тоже можно назвать завершающей частью. Подписанный текст направляют представителям Департамента труда. Главное – завершить процесс не позднее, чем через неделю после подписания. Отказов в регистрации не предусмотрено, это формальная процедура.

Отдельно договоренность между сторонами достигается относительно прав, обязанностей сторон при участии в мероприятии.

Работодатель

В положении о порядке ведения коллективных переговоров говорится о том, что вести их может и сотрудник, и работодатель. При этом последний может выступать лично или отправить своего представителя, который будет защищать его интересы. Полномочия работодателя в различных случаях зависят от типа вопросов, которые на повестке дня. Так, согласно законодательству, все темы, которые касаются решения конфликтных ситуаций, вопросов социальной сферы, трудового общения, регулирования или изменения уже принятых решений должны предъявляться не единоличному руководителю, а группе лиц, которые стоят во главе компании.

Если цель переговоров в том, чтобы заключить какой-то договор или изменить определенные документы, то привлечение работодателя просто необходимо. При этом его интересы может представлять руководство компании в лице одного человека или нескольких, индивидуальный предприниматель, который осведомлен о делах компании, а также любые другие лица, которых работодатель уполномочил на исполнение данных обязанностей.

На этом этапе работодателя могут представлять различные организации или отдельные люди.

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

его дата и время проведения;.

Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений

В ст. 1 ТК РФ отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений включены в предмет трудового права.

В ст. 23 ТК РФ социальное партнерство определено как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений. Согласование интересов работников и работодателей происходит при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений. Данная статья позволяет выделить субъектов рассматриваемых отношений. К их числу относятся представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Естественно, перечисленные органы и организации должны обладать соответствующими полномочиями на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений.

Основания возникновения отношений по ведению коллективных переговоров и отношений по заключению коллективных договоров и соглашений отличаются друг от друга. Коллективные переговоры предшествуют заключению коллективных договоров и соглашений. Основанием для возникновения отношений по ведению коллективных переговоров является волеизъявление любого из перечисленных субъектов, наделенного полномочиями по заключению коллективного договора или соглашения. В свою очередь субъект, получивший приглашение приступить к коллективным переговорам, обязан принять его и вступить в данные переговоры. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для привлечения к административной ответственности.

Основанием для возникновения отношений по заключению коллективных договоров, соглашений является добровольное волеизъявление полномочных субъектов. Однако представители работодателя не могут необоснованно отказаться от их заключения. В связи с чем основанием для возникновения данных отношений может стать судебное решение о незаконности отказа от заключения коллективного договора или соглашения, которое обязывает представителей работодателя заключить колдоговор или соглашения на условиях, признанных судом обоснованными.

Основанием для изменения отношений по ведению коллективных переговоров также может стать волеизъявление участников этих переговоров, которые вправе изменять и дополнять свою позицию на переговорах.

Основанием для изменения отношений по заключению коллективных договоров и соглашений может стать волеизъявление сторон по внесению изменений в данные нормативные акты, а также решения полномочных государственных органов, признавших положения колдоговора или соглашения противоречащими законодательству.

Основаниями для прекращения отношений по ведению коллективных переговоров являются составление протокола разногласий, обжалование отказа представителей работодателя от заключения колдоговора, соглашения на предлагаемых представителями работников условиях и, наконец, заключение коллективного договора или соглашения. Таким образом, окончание отношений по коллективным переговорам может стать началом отношений по заключению коллективных договоров или соглашений.

Основаниями прекращения отношений по заключению коллективных договоров и соглашений являются истечение срока названных нормативных актов, досрочное исполнение содержащихся в коллективных договорах и соглашениях условий, досрочное прекращение коллективного договора или соглашения по взаимному волеизъявлению его сторон, признание недействительным коллективного договора или соглашения судом. Прекращение отношений по заключению коллективных договоров и соглашений позволяет полномочным субъектам начать процедуру по ведению коллективных переговоров. Следовательно, прекращение отношений по заключению коллективных договоров и соглашений позволяет субъекту, наделенному соответствующими полномочиями, направить предложение о ведении коллективных переговоров с целью заключения новых договоров. Такое предложение, как уже отмечалось, является основанием для возникновения отношений по ведению коллективных переговоров. Таким образом, отношения по ведению коллективных переговоров и отношения по заключению коллективных договоров и соглашений взаимообусловлены, окончание одних становится началом других. Возможность перехода отношений по ведению коллективных переговоров в отношения по заключению коллективных договоров и соглашений и, наоборот, перехода отношений по заключению коллективных договоров и соглашений в отношения по ведению коллективных переговоров и является основой построения системы взаимоотношений между представителями работников, представителями работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления по обеспечению согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Основаниями прекращения отношений по заключению коллективных договоров и соглашений являются истечение срока названных нормативных актов, досрочное исполнение содержащихся в коллективных договорах и соглашениях условий, досрочное прекращение коллективного договора или соглашения по взаимному волеизъявлению его сторон, признание недействительным коллективного договора или соглашения судом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 37 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам объединениям профсоюзов.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Читайте также:  Как открыть категорию Д если есть В или С

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов объединений профсоюзов каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

СТ 37 ТК РФ.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов объединений профсоюзов , то они также могут создать единый представительный орган.

Типичные ошибки:

Ошибка: Работодатель полагает, что разработка коллективного договора и проведение коллективных переговоров обязательно.

Комментарий: В ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ говорится о наличии у сторон трудовых отношений на заключение коллективного договора. Однако, трудовое законодательство не обязывает работодателей составлять данный документ и проводить коллективные переговоры перед его утверждением – за отсутствие на предприятии коллективного соглашения не предусмотрено никаких санкций.

Ошибка: Нанимателю поступило предложение о проведении коллективных переговоров, на что тот ответил о неготовности ведения переговоров.

Комментарий: Если работодателю поступило предложение от представителя трудящихся о начале коллективных переговоров, ответ нанимателя не может быть отрицательным. В письменном ответе должна содержаться информация о выбранном представителе работодателя для ведения переговоров. А сами переговоры должны быть организованы не позднее следующего дня с момента получения ответа.

36 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязан ответить на письменное предложение о начале коллективных переговоров, но если такого предложения со стороны представителей сотрудников не поступало, то и отвечать не на что.

Добавить комментарий