Уголовная ответственность за наемничество

Другой комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника и за его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях.

2. Наемничество наносит ущерб мирному сотрудничеству государств, и поэтому ряд бывших союзных республик (Украина, Узбекистан) в 1995 г. приняли норму об уголовной ответственности за наемничество. В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, “О защите жертв войны” (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001) признали, что наемник не имеет прав законного комбатанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.

3. Объектом наемничества являются международные правоотношения в сфере использования регулярных вооруженных сил другого государства для межгосударственного вооруженного конфликта или военных действий.

Устав ООН категорически запрещает наемничество: “Каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства”.

4. Объективную сторону наемничества согласно ч. 1 ст. 359 УК составляют следующие альтернативные деяния: а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспечение наемников; г) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка – это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она начинается с поиска кандидатов в наемники, психического воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания и пр.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт и заканчивается заключением соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.

Обучение имеется в виду военное: передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.

Финансирование или иное материальное обеспечение – выплата единовременных пособий наемнику, возможно, и семье, регулярная заработная плата, обеспечение обмундированием, жильем, питанием и другими материальными благами. Как правило, денежное вознаграждение наемников многократно превышает заработную плату солдат, офицеров и генералов регулярной армии.

5. Использование в вооруженных конфликтах или военных действиях предполагает вовлечение в непосредственное участие наемника в выполнение боевых заданий, связанных с вооруженным конфликтом или ведением военных действий. Использование наемника в других функциях, например в мародерстве, насилии, ограблении, образует состав не наемничества, а самостоятельных преступлений: убийства, изнасилования, кражи, если они не подпадают под признаки состава “военные преступления”.

6. Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных действий. Наемничество может иметь место как в мирное, так и в военное время: в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: субъект осознает, что занимается вербовкой, обучением, финансированием наемника, и желает этого.

8. Субъект преступления по ч. 1 ст. 359 УК общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

9. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 359 УК названы: а) использование виновным своего служебного положения и б) совершение деяния в отношении несовершеннолетнего.

Квалифицирующий элемент наемничества – использование служебного положения – охватывает сферы как должностной, так и более широкой служебной деятельности. Она может быть связана с военной службой вербовщика. Например, работники военкоматов вербуют демобилизованных из армии лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Несовершеннолетние, потерпевшие от наемничества, – это лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту их вербовки и иных наемнических действий.

10. В ч. 3 ст. 359 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления. В этом случае наемник является субъектом преступления, который несет ответственность за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

Участие может выражаться путем нахождения в рядах военных подразделений комбатантов сторон конфликта, в выполнении боевых заданий, наконец, в индивидуально-инициативном поражении противника.

Субъективная сторона преступления и со стороны вербовщика, и со стороны наемника содержит прямой умысел, при котором виновный осознает общественную опасность наемничества и желает его совершать.

Субъект (ч. 3 ст. 359 УК) преступления специальный, поскольку таковым может быть лицо, участвующее в военном конфликте в роли наемника.

11. Исходя из содержания примечания к ст. 359 УК, наемником является лицо, которое: 1) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; 2) постоянно проживает на территории участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях государства. Таким образом, наемником может быть гражданин, не являющийся законным комбатантом, который по своей инициативе, в группе либо индивидуально, на добровольных, но оплачиваемых началах участвует в вооруженном международном конфликте или военных действиях.

359 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления.

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Какая ответственность грозит за наемничество в России, что это такое, и каковы признаки данного преступления?

Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Целью является формирование определенных навыков и умений.

Почему наёмничество является преступлением?

В современном мировом сообществе отношения основаны на принципах уважения суверенитета государств и народов, территориальной целостности страны, мирного разрешения споров, всеобщей борьбы против применения силы в межгосударственных отношениях.

Эти положения были выработаны человечеством на протяжении всего своего существования. Наёмничество стало сегодня угрозой стабильности в мире.

На рубеже 20-21 веков между государствами участились вооруженные конфликты как внешние, так и внутренние, участниками которых являлись наёмники.

Эти лица провоцируют или усиливают вооруженные столкновения, нарушают спокойную жизнь мирного населения.

Проявления наёмничества наблюдались в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке, Югославии, Чечне. Большое число наёмников замечено в Западной Африке.

Наёмничество сопровождает такие опасные преступления, как убийство, теракты, государственные перевороты, торговлю людьми, контрабанду оружием и наркотическими веществами.

Наёмники признаются международным правом уголовными преступниками и должны нести за свои деяния ответственность перед судом.

В 1980 году по решению ООН был создан Специальный комитет из представителей 33 государств для разработки международной конвенции, в которой планировалось закрепить обязательства государств по борьбе с наёмничеством.

Резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН, подписана 40 и ратифицирована 30 государствами 4 декабря 1989 года.

Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, но признаёт наёмничество преступлением по национальному уголовному праву.

Уголовный кодекс РФ содержит раздел XII, в котором глава 34 посвящена преступлениям против мира и безопасности человечества, среди которых обозначено и наёмничество. В ст. 359 УК РФ рассматривается состав данного преступления и виды ответственности за подобное деяние.

Наёмничество – преступление глубоко безнравственное и особо опасное, поскольку в рамках данного преступления формируется группа людей, которые профессионально занимаются такими страшными деяниями, как:

  • убийства;
  • теракты;
  • причинение тяжких ранений;
  • уничтожение народно-хозяйственных объектов;
  • хищение национального богатства государства и имущества населения страны, против которой наёмник работает.
  • Интересный факт! В США наёмничество разрешено законом.

    Мотивами наёмничества в основном служат корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.

    Комментарий к Статье 359 УК РФ

    1. Общественная опасность преступления состоит в том, что некоторые люди в качестве источника средств жизни выбирают по своей инициативе или в результате вербовки участие в военных действиях либо в вооруженных конфликтах на стороне государства, гражданами которого они не являются и в котором не проживают постоянно. Наемничество опасно и безнравственно потому, что среди населения той или иной страны появляются люди, профессией которых являются убийства, другие тяжкие преступления.

    Читайте также:  Пенсионерам со стажем 35 лет: положены ли надбавки

    2. Объектом преступного посягательства является безопасность государств и народов.

    3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а также использовании его в военных действиях или вооруженном конфликте; его вербовке и обучении.

    4. Международное право, в частности ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) , дает определение наемника. В соответствии с этими документами в примеч. к коммент. статье наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
    ——————————–
    Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 812 – 819.

    5. Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежным довольствием. Под иным материальным обеспечением понимается обеспечение наемников соответствующими видами боевого оружия, средствами связи, автомобилями и др., облегчающими выполнение поставленных перед ними задач.

    6. Обучение наемников предполагает проведение с ними учебных тренировок и иных занятий по овладению навыками наиболее целесообразного и эффективного применения оружия, боеприпасов, тактики ведения боя.

    7. Использование наемника в военных действиях или вооруженном конфликте предполагает привлечение его непосредственно к боевым действиям.

    8. Преступление окончено (составами, закрепленными в ч. 1, 2) в момент осуществления виновным хотя бы одного из указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

    9. С субъективной стороны наемничество, предусмотренное ч. 1, может совершаться с прямым умыслом. Мотивами преступления являются корыстные, патриотические и иные побуждения.

    10. Субъектом преступного посягательства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

    11. УО за действия, предусмотренные ч. 1, усиливается, если они совершены с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2).

    Понятие “использование своего служебного положения” см. в коммент. к ч. 2 ст. 136, понятие “несовершеннолетний” – в коммент. к ст. 87.

    12. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрен самостоятельный состав участия наемника в военных действиях либо вооруженном конфликте.

    12.1. Объективная сторона состава преступления (ч. 3) проявляется в непосредственном участии наемника в боевых операциях или акциях в ходе военных действий либо военного конфликта. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 3) в момент начала реального участия наемника в военной операции (в вооруженном нападении, засаде и т.п.).

    12.2. Субъективная сторона состава преступления (ч. 3) характеризуется прямым умыслом. Мотив, как правило, корыстный.

    12.3. Субъектом посягательства, связанного с участием наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, является любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.

    13. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет правового статуса комбатанта или военнопленного. Комбатанты в международном праве – это лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвовавшие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых других лиц), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

    14. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 3, относятся к категории тяжких преступлений, а ч. 2 – особо тяжких преступлений.

    Объективная сторона состава преступления ч.

    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО

    А. КИБАЛЬНИК, И. СОЛОМОНЕНКО
    А. Кибальник, И. Соломоненко, кандидаты юридических наук (Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД РФ).
    По определению В. Даля, “нанимать” означает “брать из платы во временное услужение, в работу”. В свою очередь, “наемник” – тот человек, который “нанялся, пошел в найм, в работу или на службу”. Наконец, “наемничество” – это “состояние наемника” как таковое, не более того. Почти через сто лет С. Ожегов определил содержание термина “наемник” как “тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы”.
    Принципиальный шаг к формально – юридическому определению наемника был сделан в ст. 47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.
    Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. Как следует из текстуального анализа ст. 359 УК, существует два самостоятельных состава преступления, характеризуемых собирательным термином “наемничество”. В ч. 1 статьи речь идет о наказуемости действий по вербовке, обучению, финансированию, иному материальному обеспечению и использованию наемника в вооруженном конфликте либо в военных действиях. Часть 2 является квалифицированным видом этого же преступления. А вот в ч. 3 содержится самостоятельный состав – участие самого наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.
    Как следует из норм международного права и предписаний УК РФ, акты наемничества могут совершаться как в мирное, так и в военное время; в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах. В случаях, когда наемника используют в военных действиях или вооруженном конфликте, а также при участии самого наемника в них, речь должна идти о применении незаконных методов и средств ведения военных действий и вооруженных конфликтов. В данном случае военные действия ведутся де-факто и в силу вступают предписания международного права об обычаях и средствах ведения войны. Но правила ведения военных действий – составная часть интересов обеспечения мира и безопасности человечества, по существу – специальная разновидность последних. Поэтому только участие наемника в военных действиях либо в вооруженном конфликте реально посягает на правила и методы ведения военных действий как таковые. Деяния, выражающиеся в вербовке, обучении и финансировании наемников, скорее, ставят под угрозу мир и безопасность человечества в целом: ведь совершение этих деяний вовсе не означает проведения военных операций де-факто.
    С точки зрения объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 359 УК, носит формальный характер: деяние должно считаться оконченным при совершении любого из указанных деяний в отношении хотя бы одного наемника.
    Вербовка наемника как деяние считается оконченной при достижении хотя бы одного соглашения между вербовщиком и вербуемым, вне зависимости от передачи последнему материальных выгод или его участия в вооруженных действиях. Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки, и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по не зависящим от воли виновного причинам “соглашения” об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. Можно ли считать завербованным лицо, которое само изъявило инициативу стать наемником? Представляется, что да, если вербовщики создали условия для выдвижения подобной инициативы.
    Под обучением наемника предлагается понимать передачу (сообщение) ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных целенаправленных результатов в вооруженных действиях. Сюда включаются знания и умения, необходимые и для выигрыша в военном противостоянии, и для обеспечения жизни обучаемого в экстремальных ситуациях, и другие знания и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта.
    Финансирование наемника надо понимать как его обеспечение денежными средствами – наличными и безналичными. Денежные средства могут предназначаться как для выплаты наемникам вознаграждения за участие в военных операциях, так и для закупки вооружений, техники, а также проведения иных операций, связанных с деятельностью наемников. Обосновывается позиция, согласно которой финансирование наемника как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения наемником.
    Иное материальное обеспечение наемника выражается в снабжении его обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. При этом перечень такого имущества не является исчерпывающим, и УК не зря употребляет термин “иное” материальное обеспечение. Как и в случае с финансированием, иное материальное обеспечение наемников как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования материальных предметов по предполагаемому назначению.
    Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает, что лицо, использующее наемников, совершает действия по достижению своих целей, собственных выгод различного характера. Но достижение таких целей ставится в зависимость от участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Следовательно, использование наемника означает его непосредственное участие в вооруженном конфликте или военном действии, т.е. непосредственное привлечение наемника к боевым операциям как в районе боевых действий, так и за его пределами во исполнение приказа (распоряжения) нанимателя для достижения целей последнего.
    Интерес представляет ситуация, когда во исполнение требования нанимателя в вооруженном конфликте или военных действиях принимает участие нанятое лицо, которое не может подлежать уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или по иным основаниям, предусмотренным в УК. В силу ч. 2 ст. 33 УК виновный, использующий такое лицо для участия в вооруженном конфликте или военных действиях, должен дополнительно расцениваться как посредственный исполнитель преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК.
    Объективную сторону второго состава преступления, входящего в наемничество (ч. 3 ст. 359 УК), образует действие, характеризуемое законом как “участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях”. Очевидно, что участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. Наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие по его функциональному назначению. Вооруженность надо понимать как обладание наемником оружием в собственном смысле этого слова, боеприпасами, а также взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Совершение наемником других преступлений при его участии в вооруженном конфликте или военных действиях не охватывается объективной стороной состава данного преступления и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
    Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, общий: любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2, носит альтернативный характер: специальный – при использовании своего служебного положения и общий – при осуществлении акта наемничества в отношении несовершеннолетнего.
    Ответственность за преступление, предусмотренное в ч. 3 ст. 359 УК, несет сам наемник. Понятие и признаки наемника, даваемые в примечании к статье, корреспондируются со ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о наемничестве 1989 г. – им признается лицо, которое: не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, либо не проживает постоянно на территории этого государства; не направлено для исполнения официальных обязанностей в район вооруженного конфликта или боевых действий (по этому признаку наемник отграничивается от военного советника); участвует в вооруженном конфликте или военных действиях в целях получения материального вознаграждения (в этом состоит основное отличие наемника от добровольца).
    Однако имплементация признаков наемника в уголовное законодательство России оказалась не совсем последовательной. Так, и Конвенция о наемничестве, и проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества указывают на то, что для наемника участие в вооруженном конфликте или военных действиях является, по существу, не обязательным, а альтернативным признаком. Дело в том, что наряду с этими проявлениями деятельности наемника международное право допускает его участие в вооруженных столкновениях, направленных “на свержение правительства, иной подрыв конституционного строя или территориальной целостности государства”. Для признания лица наемником при соблюдении всех прочих условий необязательно устанавливать факт его участия в вооруженном столкновении между двумя сторонами конфликта. Такое лицо юридически должно признаваться наемником (и следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК) и в случае его участия в вооруженных действиях “одностороннего” характера, направленных на достижение указанных целей.
    Такое утверждение обусловлено не только формальными причинами. Во-первых, действия наемников на территории ряда субъектов Российской Федерации (в первую очередь Чечни) прямо свидетельствуют о том, что они ставят своей целью отторгнуть ряд территорий из-под юрисдикции России, установив там “независимость”. Во-вторых, объективно совершаемые подобные действия не получают должной правовой оценки: ведь по действующему законодательству они могут быть квалифицированы только как государственное преступление по ст. 279 УК. Однако подобного рода деяния, направленные на насильственное изменение конституционного строя (“свержение правительства” – его частная разновидность) либо территориальной целостности государства, затрагивают интересы не только самого государства, но и интересы мира и безопасности человечества в целом. Этот вывод прямо следует из предписаний, например, ст. ст. 3, 4 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., провозгласивших в качестве основополагающих для мира и безопасности человечества принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств.
    Следовательно, действия наемников, направленные на подрыв конституционного строя и территориальной целостности государства, должны быть квалифицированы как наемничество и соответствующее преступление против интересов охраны конституционного строя государства. Но это возможно при текстуальном изменении определения “наемник” в УК в соответствии с нормами международного права.
    Субъективная сторона всех составов преступлений, предусмотренных ст. 359 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом для преступления, предусмотренного ч. 3 статьи, необходимо установить обязательную цель действий наемника – получение материального вознаграждения.
    Серьезным упущением законодателя является отсутствие ряда обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за совершение наемничества, предусмотренного в ч. 1 ст. 359 УК. Часто данное преступление совершается в соучастии. При этом его форма обычно проявляется не просто в наличии группы лиц, а в устойчивом характере их взаимосвязи. Поэтому предлагаем ввести такой квалифицированный вид наемничества, как совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.
    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    Читайте также:  Можно ли поменять права на госуслугах

    “УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” от 13.06.1996 N 63-ФЗ
    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
    “ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В
    ЕВРОПЕ”
    (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975)
    “ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ К ЖЕНЕВСКИМ КОНВЕНЦИЯМ ОТ 12 АВГУСТА 1949
    ГОДА, КАСАЮЩИЙСЯ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
    (ПРОТОКОЛ I)”
    (вместе с “ПРАВИЛАМИ, КАСАЮЩИМИСЯ ОПОЗНАВАНИЯ” и “УДОСТОВЕРЕНИЕМ
    ЖУРНАЛИСТА, НАХОДЯЩИМСЯ В ОПАСНОЙ КОМАНДИРОВКЕ”)
    (Подписан в г. Женеве 08.06.1977)
    “МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ВЕРБОВКОЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ,
    ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАЕМНИКОВ”
    (Принята 04.12.1989 Резолюцией 44/34 на 44-ой сессии Генеральной
    Ассамблеи ООН)
    Российская юстиция, N 4, 2002

    Субъект преступления, предусмотренного ч.

    Какие решения выносятся по статье 359?

    Статья практически никогда не оправдывает преступников, так как их деяния особой тяжести. В 2017 по ней проходило 3 дела, все по 3-й части. В итоге все преступники получили несколько лет колонии.

    За то, что он был несовершеннолетний, суд списал ему часть срока, но все равно он получил штраф и 3 года лишения свободы.

    Статья 359 УК РФ. Наемничество

    1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –

    наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –

    наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

    3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –

    наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

    98 N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане см.

    Меры наказания

    Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

    Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

    Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

    По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

    Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.

    Специфика состава

    Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.

    Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.

    К материальной награде относят:

    • денежные средства;
    • открытый в банке счёт;
    • просто обещание подобного вознаграждения.

    Уголовно наказуемо и финансовое обеспечение, вербовки, обучения, приобретения оружия и других действий, необходимых для найма и содержания наёмника.

    Согласно УК РФ, наёмничество может быть представлено в любой форме:

    • организация;
    • обучение;
    • выполнение боевых заданий;
    • материальное обеспечение.

    Преступление подлежит наказанию. При этом вид и степень наказания могут быть различными.

    Меры наказания.

    Наёмничество как вид преступления: понятия, виды и особенности

    Для многих война – это противоборство двух сторон, которые условно делятся на нападающих и обороняющихся. Но военные действия на протяжении всей человеческой истории сопровождались определённым интересом со стороны третьих лиц, так называемых «теневых участников». Данный интерес, в основном, был продиктован жаждой личного обогащения за счёт страдания других. К сожалению, не найдётся такого государства, которое бы ни разу не участвовала в войне (на той или иной стороне), но в силу того обстоятельства, что это невероятно затратные мероприятия, далеко не у всех хватает ресурсов на поддержание собственных регулярных войск в достаточном количестве для успешного противоборства.

    Наказание за наемничество в России.

    И в таких случаях на «арену» вступает наёмный персонал, в народе более известные как «наёмники» и боевики», которые, по сути, к воющим странам отношения не имеют, но за определённую плату становятся на ту или иную сторону. Несмотря на то, что всё мировое сообщество официально осуждает любое применение наёмников, практически каждое военное противоборство сопровождается участием подобных квалифицированных специалистов. Как уже стало понятно из названия настоящей статьи, в Российской Федерации подобные действия квалифицируются как преступления, а о том, какое наказание ожидает виновных и в чём особенности квалификации, и пойдёт речь далее.

    Наказание за наемничество в России.

    Статья 359. Уголовного кодекса РФ. Наемничество

    1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях:

    • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего:

    • наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

    3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях:

    • наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

    наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    Уголовная ответственность за наемничество

    А. Кибальник, И. Соломоненко, кандидаты юридических наук (Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД РФ).

    Читайте также:  Все фейки среди новых поправок в ПДД

    По определению В. Даля, “нанимать” означает “брать из платы во временное услужение, в работу”. В свою очередь, “наемник” – тот человек, который “нанялся, пошел в найм, в работу или на службу”. Наконец, “наемничество” – это “состояние наемника” как таковое, не более того. Почти через сто лет С. Ожегов определил содержание термина “наемник” как “тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы”.

    Принципиальный шаг к формально – юридическому определению наемника был сделан в ст. 47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.

    Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. Как следует из текстуального анализа ст. 359 УК, существует два самостоятельных состава преступления, характеризуемых собирательным термином “наемничество”. В ч. 1 статьи речь идет о наказуемости действий по вербовке, обучению, финансированию, иному материальному обеспечению и использованию наемника в вооруженном конфликте либо в военных действиях. Часть 2 является квалифицированным видом этого же преступления. А вот в ч. 3 содержится самостоятельный состав – участие самого наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.

    Как следует из норм международного права и предписаний УК РФ, акты наемничества могут совершаться как в мирное, так и в военное время; в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах. В случаях, когда наемника используют в военных действиях или вооруженном конфликте, а также при участии самого наемника в них, речь должна идти о применении незаконных методов и средств ведения военных действий и вооруженных конфликтов. В данном случае военные действия ведутся де-факто и в силу вступают предписания международного права об обычаях и средствах ведения войны. Но правила ведения военных действий – составная часть интересов обеспечения мира и безопасности человечества, по существу – специальная разновидность последних. Поэтому только участие наемника в военных действиях либо в вооруженном конфликте реально посягает на правила и методы ведения военных действий как таковые. Деяния, выражающиеся в вербовке, обучении и финансировании наемников, скорее, ставят под угрозу мир и безопасность человечества в целом: ведь совершение этих деяний вовсе не означает проведения военных операций де-факто.

    С точки зрения объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 359 УК, носит формальный характер: деяние должно считаться оконченным при совершении любого из указанных деяний в отношении хотя бы одного наемника.

    Вербовка наемника как деяние считается оконченной при достижении хотя бы одного соглашения между вербовщиком и вербуемым, вне зависимости от передачи последнему материальных выгод или его участия в вооруженных действиях. Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки, и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по не зависящим от воли виновного причинам “соглашения” об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. Можно ли считать завербованным лицо, которое само изъявило инициативу стать наемником? Представляется, что да, если вербовщики создали условия для выдвижения подобной инициативы.

    Под обучением наемника предлагается понимать передачу (сообщение) ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных целенаправленных результатов в вооруженных действиях. Сюда включаются знания и умения, необходимые и для выигрыша в военном противостоянии, и для обеспечения жизни обучаемого в экстремальных ситуациях, и другие знания и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта.

    Финансирование наемника надо понимать как его обеспечение денежными средствами – наличными и безналичными. Денежные средства могут предназначаться как для выплаты наемникам вознаграждения за участие в военных операциях, так и для закупки вооружений, техники, а также проведения иных операций, связанных с деятельностью наемников. Обосновывается позиция, согласно которой финансирование наемника как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения наемником.

    Иное материальное обеспечение наемника выражается в снабжении его обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. При этом перечень такого имущества не является исчерпывающим, и УК не зря употребляет термин “иное” материальное обеспечение. Как и в случае с финансированием, иное материальное обеспечение наемников как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования материальных предметов по предполагаемому назначению.

    Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает, что лицо, использующее наемников, совершает действия по достижению своих целей, собственных выгод различного характера. Но достижение таких целей ставится в зависимость от участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Следовательно, использование наемника означает его непосредственное участие в вооруженном конфликте или военном действии, т.е. непосредственное привлечение наемника к боевым операциям как в районе боевых действий, так и за его пределами во исполнение приказа (распоряжения) нанимателя для достижения целей последнего.

    Интерес представляет ситуация, когда во исполнение требования нанимателя в вооруженном конфликте или военных действиях принимает участие нанятое лицо, которое не может подлежать уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или по иным основаниям, предусмотренным в УК. В силу ч. 2 ст. 33 УК виновный, использующий такое лицо для участия в вооруженном конфликте или военных действиях, должен дополнительно расцениваться как посредственный исполнитель преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК.

    Объективную сторону второго состава преступления, входящего в наемничество (ч. 3 ст. 359 УК), образует действие, характеризуемое законом как “участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях”. Очевидно, что участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. Наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие по его функциональному назначению. Вооруженность надо понимать как обладание наемником оружием в собственном смысле этого слова, боеприпасами, а также взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Совершение наемником других преступлений при его участии в вооруженном конфликте или военных действиях не охватывается объективной стороной состава данного преступления и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

    Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, общий: любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2, носит альтернативный характер: специальный – при использовании своего служебного положения и общий – при осуществлении акта наемничества в отношении несовершеннолетнего.

    Ответственность за преступление, предусмотренное в ч. 3 ст. 359 УК, несет сам наемник. Понятие и признаки наемника, даваемые в примечании к статье, корреспондируются со ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о наемничестве 1989 г. – им признается лицо, которое: не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, либо не проживает постоянно на территории этого государства; не направлено для исполнения официальных обязанностей в район вооруженного конфликта или боевых действий (по этому признаку наемник отграничивается от военного советника); участвует в вооруженном конфликте или военных действиях в целях получения материального вознаграждения (в этом состоит основное отличие наемника от добровольца).

    Однако имплементация признаков наемника в уголовное законодательство России оказалась не совсем последовательной. Так, и Конвенция о наемничестве, и проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества указывают на то, что для наемника участие в вооруженном конфликте или военных действиях является, по существу, не обязательным, а альтернативным признаком. Дело в том, что наряду с этими проявлениями деятельности наемника международное право допускает его участие в вооруженных столкновениях, направленных “на свержение правительства, иной подрыв конституционного строя или территориальной целостности государства”. Для признания лица наемником при соблюдении всех прочих условий необязательно устанавливать факт его участия в вооруженном столкновении между двумя сторонами конфликта. Такое лицо юридически должно признаваться наемником (и следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК) и в случае его участия в вооруженных действиях “одностороннего” характера, направленных на достижение указанных целей.

    Такое утверждение обусловлено не только формальными причинами. Во-первых, действия наемников на территории ряда субъектов Российской Федерации (в первую очередь Чечни) прямо свидетельствуют о том, что они ставят своей целью отторгнуть ряд территорий из-под юрисдикции России, установив там “независимость”. Во-вторых, объективно совершаемые подобные действия не получают должной правовой оценки: ведь по действующему законодательству они могут быть квалифицированы только как государственное преступление по ст. 279 УК. Однако подобного рода деяния, направленные на насильственное изменение конституционного строя (“свержение правительства” – его частная разновидность) либо территориальной целостности государства, затрагивают интересы не только самого государства, но и интересы мира и безопасности человечества в целом. Этот вывод прямо следует из предписаний, например, ст. ст. 3, 4 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., провозгласивших в качестве основополагающих для мира и безопасности человечества принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств.

    Следовательно, действия наемников, направленные на подрыв конституционного строя и территориальной целостности государства, должны быть квалифицированы как наемничество и соответствующее преступление против интересов охраны конституционного строя государства. Но это возможно при текстуальном изменении определения “наемник” в УК в соответствии с нормами международного права.

    Субъективная сторона всех составов преступлений, предусмотренных ст. 359 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом для преступления, предусмотренного ч. 3 статьи, необходимо установить обязательную цель действий наемника – получение материального вознаграждения.

    Серьезным упущением законодателя является отсутствие ряда обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за совершение наемничества, предусмотренного в ч. 1 ст. 359 УК. Часто данное преступление совершается в соучастии. При этом его форма обычно проявляется не просто в наличии группы лиц, а в устойчивом характере их взаимосвязи. Поэтому предлагаем ввести такой квалифицированный вид наемничества, как совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

    Но достижение таких целей ставится в зависимость от участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

    Наемничество и российское уголовное законодательство Текст научной статьи по специальности « Право»

    государственного переворота на Мальдивских Островах наемниками – молодыми шриланкийцами тамильского происхождения.

    Добавить комментарий