Торговля кофе с машины разрешение

Возмущенный покупатель, или Что такое эспрессо и американо?

Большинство моих клиентов ничего не понимают в кофе. В лучшем случае 5% отличит кофе стоимостью 1 500 руб за кг от того, который стоит в два раза дешевле. Многие не знают, что такое эспрессо. При этом в Екатеринбурге появляется все больше и больше кофеен формата to go (кофе с собой). Даже какие-то неприметные шашлычные продают кофе на вынос. Это можно назвать модой — пить кофе на ходу. Львиная доля клиентов «воспитана» на растворимом кофе типа «3 в 1» или в лучшем случае на кофе, сваренном в турке. Тут хотелось бы сделать небольшое отступление и обратиться к кофеманам, которые считают кофе, сваренный в турке дома, за идеал. Поймите, что кофе, сваренный в эспрессо-кофемашине, никогда не будет таким же по вкусу. Это в принципе разные технологии. Кофе из турки всегда будет крепче, так как варится дольше и дольше контактирует с водой. Некоторые, впервые попробовав настоящий эспрессо, начинают возмущаться.

С американо все тоже не так просто. Когда покупатель видит, что в кофе добавляют воду, начинает ругаться, думает, что его обманывают.

Поэтому мы стали «образовывать» потребителя, объяснять ему, в чем разница между американо, капучино и эспрессо. Что характерно, это делают многие участники кофейного рынка. Например, сеть кофеен Traveler’s Coffee кладет на стойки специальные буклеты, в которых расписаны различные сорта кофе, указано, где их выращивают и т д. Я тоже думаю о том, чтобы создать такого рода материалы. Пока мы намерены развивать группу во «ВКонтакте» и заполнять ее полезной информацией.

Поймите, что кофе, сваренный в эспрессо-кофемашине, никогда не будет таким же по вкусу.

Как открыть свою автокофейню?

  • Самостоятельно открыть собственное дело.
  1. зарегистрировать данный вид предпринимательской деятельности;
  2. оборудовать автотранспортное средство в соответствии с санитарными нормами и правилами;
  3. предусмотреть в автомобиле работу нагревателя воды;
  4. выбрать наиболее выгодное место реализации;
  5. обдумать дополнительный ассортимент продукции.
  • Взять в аренду мобильную кофейню.

Если речь идёт о крупном городе, то оптимально расположиться возле метрополитена, подземных переходов, автобусных и троллейбусных остановок.

Оснащение для автомобиля включая всю необходимую технику кофемашина, бак или бойлер для хранения воды, холодильник, контейнеры и прочее обойдется в 400 тысяч рублей при полной закупке.

Можно ли торговать с мобильной кофейни?

Здравствуйте!Можно ли торговать с мобильной кофейни, стоя на бесплатном парковочном месте, примыкающем к тротуару, не мешая пешеходам? Нужно ли в этом случае разрешение на размещение нестационарного объекта торговли?

Возникла схема:мобильная кофейня стоит на разрешенной парковке,не нарушая правил ПДД. Мы с напарником заключаем договор поставки готового кофе. Он готовит его в кофейне, я стою на тротуаре. Клиент подходит к машине, напарник говорит я не торгую – обращайтесь вот к тому парню, я говорю клиенту – мол 100 руб.кофе, клиент платит мне, я кричу напарнику вари капучино,напарник передает его мне, а я клиенту и беру деньги с клиента тоже я.Так как разрешение на торговлю не нужно, а сам я не могу являться объектом нестационарной торговой точки, напарник получается не будет осуществлять торговлю(договор поставки – безвозмездный).С точки зрения закона, такой путь возможен?

    договор поставки, разрешение на торговлю, торговля
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 10,0 рейтинг
  • 7960 отзывов эксперт

— мол 100 руб.кофе, клиент платит мне, я кричу напарнику вари капучино, напарник передает его мне, а я клиенту и беру деньги с клиента тоже я.Так как разрешение на торговлю не нужно, а сам я не могу являться объектом нестационарной торговой точки, напарник получается не будет осуществлять торговлю(договор поставки — безвозмездный).С точки зрения закона, такой путь возможен?

Константин, до первого патруля так сказать такая схема проработает а потом будет эвакуация нестационарной торговой точки, дело об адм. правонарушении и т.д. в суде в эти тонкости никто не будет вникать потому как фактически ведется торговая деятельность с использование нестационарного ТО вне рамок установленного порядка — т.е. не в соот. со схемой размещения НТО. Т.е. всерьез рассчитывать защитится такими аргументами в суде не стоит

ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности,устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Мы с напарником заключаем договор поставки готового кофе.

Кофе с колес: сколько приносит мобильная кофейня в Москве

Старый добрый фургон

Идея создать фудтрак с кофе пришла к Роману Магденко, когда он гулял с друзьями в парке. «Сначала мы обратили внимание на торговлю мороженым, но потом я понял, что теплый сезон у нас не такой уж длинный, а кофе люди пьют всегда», — рассказывает Магденко. Идею поддержали коллеги Иван Коваль и Никита Суворов, и осенью 2014 года они втроем зарегистрировали ООО «Мор-Фе».

Через сайт по продаже б/у-автомобилей начинающие бизнесмены нашли в Подмосковье заброшенный фургон GMC 1991 года выпуска и выкупили его за 250 тыс. руб. «Это классический американский микроавтобус с большим мотором, с отличным салоном. Старый добрый фургон из металла, он нам показался очень харизматичным, правильным», — вспоминает Магденко.

Чтобы переделать фургон в кофейню, потребовались серьезные вложения, но отступать было некуда. «Машина была изрядно подгнившей. Мы узнали об этом, только уже когда сняли все до металла», — вспоминает Магденко. В фургоне пришлось переварить и заменить металл, сделать тепло- и шумоизоляцию, обшить салон пищевой нержавейкой и вмонтировать конструкции под оборудование — кофемашину, холодильник, электрогенератор для автономной работы. «Делали все сами — после работы в гараж, из гаража на работу», — вспоминает Магденко. Внешне автомобиль тоже преобразился — знакомый художник разработал дизайн и покрасил машину в жизнерадостные цвета, изобразив на ней кофейные зерна.

С учетом отделки и закупки оборудования на фургон у предпринимателей ушло порядка 2 млн руб. Эти деньги Магденко и его партнеры взяли в кредит как физические лица в нескольких банках. Сейчас удалось погасить около половины долга — ежемесячные выплаты составляют около 50 тыс. руб.

Кофейня на колесах в цифрах

2 млн руб. — стартовые инвестиции

Около 20% от цены — себестоимость порции кофе

1,1 млн руб. выручки заработала компания с начала 2016 года

700 тыс. руб. составила выручка в 2015 году

200 руб. — средняя цена кофе в фургоне, 330 руб. — средний чек

Около 170 фудтраков работает в России

Источник: данные компании, worldfoodtruckfestival.com

Кофе выходного дня

Изначально основатели планировали запустить бизнес, посмотреть, как он будет работать, а когда доходы вырастут, бросить офисную работу и уйти на вольные хлеба. «Но практика показала, что не все так радужно», — сетует Роман. Он до сих пор совмещает бизнес и работу менеджера в одной из крупнейших российских страховых компаний (он попросил не раскрывать ее название).

Хотя формально мобильная торговля не запрещена законодательством, в Москве, как и во многих других регионах, она приравнивается к нестационарной торговле, а это приводит к сложностям. В частности, торговый объект нужно включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, принять участие в торгах, заключить договор аренды земельного участка и пр. По сути, процедура ничем не отличается от согласования киоска, хотя главное достоинство фудтрака в том, что в любой момент его можно увезти.

Читайте также:  Другой банк для перечисления зарплаты

По словам Магденко, они с коллегами знали об этом, когда запускали проект, но надеялись договориться с владельцами бизнес-центров о работе в будни. «По факту получилось, что бизнес-центры предпочитают ставить стационарные точки», — говорит он. Выход нашелся: предприниматели стали работать на корпоративных и городских мероприятиях. Именно так действуют почти все московские игроки этого рынка, рассказала РБК организатор фестиваля фудтраков Анастасия Колесникова: «Закона о мобильной торговле нет, поэтому выехать в будни никто не может, все в основном работают либо на мероприятиях, либо на частных территориях».

Поняв, что по будням торговать не получится, основатели «Мор-Фе» начали искать, кому нужен фургончик с кофе на выездных мероприятиях. «Изначально мы искали клиентов самостоятельно: раскидывали коммерческие предложения, смотрели рекламу, связывались с организаторами. За прошлый год сформировалась уже клиентская база, и клиенты теперь сами нас приглашают», — говорит Магденко. Дебютировал фургон «Мор-Фе» на Масленице в комплексе «Этномир» в Калужской области в феврале 2015 года, а за полтора года кофейный фургон успел поучаствовать в десятках фестивалей — в их числе «Доброфест», «Дикая мята», «АрхСтояние», Bosco Fresh Fest, поработали на различных мероприятиях в парках города (ВДНХ, «Красная Пресня», сад «Эрмитаж», «Коломенское», «Царицыно»), на Дне города в Ярославле. Фургон стал постоянным участником фудкорта гоночной трассы Moscow Raceway.

Секретный ингредиент

Подходящий кофе Роман искал долго — покупать у московских обжарщиков выходило дорого, у региональных не хватало объемов или подводила логистика. В итоге остановились на небольшой ижевской компании Tasty Coffee, у которой «Мор-Фе» закупает от 15 до 30 кг кофе раз в месяц — для работы на выездных мероприятиях этого вполне хватает. Магденко гордится тем, что кофе поступает уже на пятый день после обжарки и хранится не более месяца. «Мне всегда хотелось варить правильный кофе, настоящий, из правильных продуктов», — говорит он.

Еще дольше владельцы фургона искали подходящую воду. «Я вычитал, как один итальянец подходил к варке кофе с научной точки зрения и нашел идеально правильную воду для варки эспрессо — в ней не было никаких оттенков, вода была определенной мягкости, не было минерализации. Мы замучили всех производителей, мол, вышлите нам физико-химический состав вашей воды», — вспоминает Магденко. Подходящую марку воды нашли после трех месяцев отбора, но называть ее предприниматель отказался, чтобы не увели конкуренты.

Чтобы сэкономить на зарплате бариста, Магденко научился варить кофе сам. Он получил сертификат бариста в Барменской ассоциации России и начал тренироваться на собственном оборудовании. Со временем бариста все-таки наняли — сейчас его зарплата варьируется от 2 тыс. в день в будни до 2,5 тыс. руб. в выходные, а если торговля идет активно, бариста может получить до 15% от дневной выручки.

Склад для кофе организовали в гараже, который арендовали для фургона за 15 тыс. руб. в месяц. Гораздо дороже обходится аренда места для фургона на мероприятиях — от 10 тыс. до 150 тыс. руб. за день работы. Верхняя цифра зачастую превышает дневную выручку, при этом затраты на аренду не должны превышать 25% выручки, иначе они съедают всю прибыль. Мероприятия, куда фудтраки приглашают бесплатно, по словам Магденко, бывают два-три раза в год.

В среднем за мероприятие фургон продает порядка 200 порций кофе и получает 50–60 тыс. руб. выручки. Спрос зависит от погоды, месторасположения фургона и платежеспособности посетителей. «Иногда вроде бы стоим с коллегами на одной площадке, к одному клиенты подходят, к другому — нет. Разница 10 м, а трафик уже не тот: люди ленивые, увидели первую попавшуюся кофейню и подошли», — объясняет Роман . Средняя рентабельность фургона-кофейни, по его словам, сейчас составляет около 13%, хотя на отдельных мероприятиях она может доходить и до 40%. Например, на фестивале Bosco Fresh Fest за два дня мобильная кофейня заработала 78 тыс. руб. чистой прибыли.

Себестоимость порции кофе, по словам Романа Магденко, составляет 20% от его конечной цены для покупателя, включая воду, стаканчик, крышку, салфетку, порцию сахара, палочку для размешивания, словом, все, что прилагается к напитку. В «Мор-Фе» кофе в среднем продается по 200 руб. «Товар высокомаржинальный, но нельзя забывать о накладных расходах: амортизация оборудования, расходы на бензин, чтобы доехать до мероприятия, аренда, зарплата бариста. С начала года мы уже потратили на аренду 39% от выручки», — говорит он. Можно, конечно, снизить затраты на кофе и воду, но Магденко боится, что упадет качество продукта.

У фудтраков, которые продают еду, рентабельность может доходить и до 50–60%, а выручка — до 500 тыс. руб. за один выезд при наличии большого потока покупателей и умения быстро обрабатывать заказы, рассказал РБК основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. Два года назад, специально чтобы облегчить логистику на мероприятиях, сеть «Воккер» обзавелась двумя фудтраками, в каждый из которых вложила по 2,5 млн руб. Однако в последнее время толку от работы на выезде все меньше, говорит Гисак: «Сейчас организаторы берут немалые деньги за мероприятие, но пытаются загнать туда по 50 фудтраков. В результате все по чуть-чуть зарабатывают. Когда мы начинали, никогда не было ни на одном мероприятии такого количества разной еды».

Однако Роман Магденко принципиально не хочет продавать в своем фургоне еду. «В принципе можно ту же самую лапшу делать, для этого много места не нужно, и есть где разместить оборудование. Но ведь здесь пахнет кофе. А если ты покупаешь кофе, а изнутри еще запах лапши с какими-нибудь ингредиентами — уже не то», — объясняет он.

Впрочем, десерты к кофе в «Мор-Фе» все-таки планируют добавить: летом вместе с кофе продают мороженое компании «Джи эф ай рус», а зимой — кондитерские изделия от небольшого подмосковного производителя Rivolna. «Сейчас лето, не сезон на пирожные, но осенью мы обязательно возобновим с ними работу», — говорит Магденко.

Фудтрак в законе

По оценке Анастасии Колесниковой, сейчас в России насчитывается от 150 до 170 фудтраков, около 100 из которых работает в Москве. Однако число фургонов с едой и напитками может вырасти до 50 тыс. по стране, если Госдума примет разработанные Минпромторгом поправки к закону о торговле, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров России Владлен Максимов. «У нас же запредельная стоимость площадей в аренду, а тут площадь не нужна, нужна просто возможность встать», — говорит Максимов. Весной законопроект о нестационарной и мобильной торговле прошел общественное обсуждение и был согласован с московским правительством, осенью его планируют внести на рассмотрение в Госдуму нового созыва, сообщил Максимов.

Несмотря на фактический запрет на мобильную торговлю, в фудтраки уже начали вкладываться крупные игроки ресторанного бизнеса. Например, осенью прошлого года сеть ресторанов Ginza Project вложила $20 млн в проект GinzaTruck, и сейчас 15 фургонов с едой от Ginza участвуют в городских мероприятиях (всего таких фургонов заказали 80), рассказал РБК генеральный директор Ginza Project Алексей Волков. По словам Волкова, Ginza Project рассчитывает на отмену запрета и быстрый рост сегмента торговли уличной едой. «Этот сегмент удобный, мобильный, работает и в Америке, и в Европе отлично. Это комфортно и для города — например, приехало 20–30 фудтраков, обслужило городское мероприятие и уехало. Не надо ничего строить», — говорит Волков. Подобный проект, но меньшего масштаба, запускала также «Чайхона №1».

Даже если закон примут, условия работы фудтраков пока неизвестны, говорит Анастасия Колесникова. «Предполагаю, что Ginza и несколько крупных игроков будут лоббировать свои интересы. Возможно, места для мобильной торговли будут приняты под какой-то один тип машин или под одну компанию. В принципе, властям удобнее разыграть по тендеру разрешение на одну компанию, ее легче контролировать, чем 100 разных предпринимателей», — опасается Колесникова.

Пока нет закона, позволяющего свободно вести торговлю, фудтраки не могут быть самостоятельным бизнесом, считает основатель «Воккера» Алексей Гисак. По его словам, при режиме работы «по выходным» инвестиции в фудтрак невозможно отбить за один сезон в отличие от обычного павильона с едой. «Фудтрак требует около 1,5–2 млн руб., так как надо купить нормальную машину, переоборудовать ее, отделать. Чтобы отбить 2 млн при рентабельности 25%, вам надо зарабатывать 200 тыс. руб. в день. В Москве по пальцам можно пересчитать мероприятия, где выручка превышает 100–150 тыс. руб. в день», — говорит Гисак. И действительно — вложенные в фудтрак инвестиции Роман Магденко рассчитывает отбить только в этом году. Зато если закон будет принят, он планирует запустить в Москве еще пару кофейных фургонов — технология уже обкатана.

Эти деньги Магденко и его партнеры взяли в кредит как физические лица в нескольких банках.

Идея бизнес-плана, цель проекта

Суть идеи заключается в создании рентабельной мобильной кофейни в городе. Успешность дела основывается на невысоком уровне конкуренции, а также отсутствии других кофеен на колесах.

Читайте также:  Оторвал пистолет на заправке - Что делать?

Первоначальной задачей частного предпринимателя является развитие бизнеса, включающего только 1 автокофейню. При успешном развитии возможно открытие целой сеть.

Изначальные данные:

  1. Вид деятельности: Торговля кофе при помощи мобильной кофейни.
  2. Форма собственности: ИП.
  3. Форма налогообложения: УСН (Доходы или Доходы – Расходы).
  4. Способ ведения налогового учета: самостоятельно.
  5. Количество мобильных кофеен: 1 штука.
  6. Ассортимнт: различные виды кофе.

Целью данного бизнес-плана является:

  • Оценка расходов и доходов.
  • Расчет себестоимости.
  • Рассмотрение возможных рисков и вариантов их предотвращения.
  • Расчет рентабельности и сроков окупаемости.

Способ ведения налогового учета самостоятельно.

Сырье

Минимальный необходимый набор расходных материалов для работы автономной кофейни – кофе и молоко. На них уходит около 30% ежемесячной выручки. На старте бизнеса можно покупать необходимое сырье в сети магазинов МЕТРО. В последующем рекомендуется закупать кофе у оптовых поставщиков.

Когда удастся расшириться и приобрести 2 автомобиля, можно и помощников нанять.

Документы, необходимые для открытия кофейни: лицензии

Чтобы деятельность кофейни была легальной, вам потребуется оформить:

  • Лицензию на осуществление розничной торговли (действует 1 год)
  • Лицензию на реализацию алкоголя (если планируете подавать коньяк, ликеры и т.д.)
  • Патент на ведение торговой деятельности (выдается в районном муниципалитете)

Акт проверки и дезинфекции вентиляции и канализации.

Причины, почему вам стоит выбрать мобильную кофейню:

  • Бюджетно. Можно уложиться в 500 000 рублей и меньше.
  • Прибыль в среднем 700 000 руб. в год с окупаемостью от 5 месяцев до года.
  • Мобильность. Выбирайте то место, которое приносит наибольшую прибыль.
  • Минимальный пакет документов.
  • Доступность услуги. Покупатель тратит минимум времени на покупку. Открытие с 7 часов утра, когда люди спешат по делам, а кофейни закрыты.
  • Автономность. Чтобы подключить электричество и воду, необходим аккумулятор или генератор.
  • Поток покупателей не ограничены количеством посадочных мест за столиком.

99 Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

3.Описание товаров

Основной реализуемый продукт мобильной кофейни – натуральный зерновой кофе, который готовится с помощью кофемашины, установленной в автомобиле. Перечь продукции, реализуемой мобильной кофейней, а также розничная цена, приведены в Табл. 1. В данном бизнес-плане за основу предлагаемого ассортимента взяты наиболее популярные кофейные напитки, а также другие горячие напитки (чай, горячий шоколад) и добавки (сироп, сливки). Реализация напитков производится в одноразовых стаканчиках различного объема (50 мл, 100 мл, 150 мл., 200 мл., 300 мл.). Для удобства клиентов и предотвращения пролива напитков кофейные стаканчики имеют специальные крышки.

Таблица 1. Перечень товаров

Приведенный выше перечень не включает некоторые продукты, которые будут продаваться в мобильной кофейне дополнительно (хлебо-булочные и кондитерские изделия, сладости). Наиболее приемлемый ассортимент планируется определить в процессе деятельности. Кроме того, меню кофейни будет несколько видоизменяться в зависимости от сезона. Так в летний период клиентам будет дополнительно предлагаться холодный чай и другие прохладительные напитки. В осенне-зимний период основная ставка будет происходить на горячие напитки.

Открой свой онлайн+офлайн бизнес!

Прибыльный бизнес на трансформационных играх. Все включено для старта: комплекты игр + онлайн-обучение “под ключ”.

Торговля кофе с помощью мобильной кофейни потребует разрешительных документов. Во-первых, необходимо зарегистрировать бизнес в качестве ИП и встать на учет в налоговую службу. Во-вторых, потребуется получить заключение Роспотребнадзора на оборудование, сертификат на кофе и другие продукты, а также разрешение на розничную торговлю. Также понадобятся документы на помещение, в котором будет храниться мобильная кофейня, документы, необходимые по закону «О защите прав потребителей», санкнижка на продавца. Проблема заключается в том, что в российском законодательстве регулирование подобного бизнеса четко не прописано, а, значит, могут возникнуть непредвиденные трудности, например, парковка в определенном месте может потребовать дополнительных разрешений.

населения на протяжении последних лет держится на уровне 56-58.

Сколько можно заработать на мобильной-кофейне

Доход мобильной кофейни напрямую зависит от места установки. Так, при средней цене продажи 30 рублей/порция и количестве клиентов 200 человек в день, получаем 6000 руб. выручки за один рабочий день.

Себестоимость одной порции составляет примерно 12 рублей, то есть прибыль с одной проданной порции равна 18 рублей (при розничной цене 30 руб.). Даже при продаже 100 порций в день, мобильная кофейня оправдывает себя сполна. С учетом затрат на заработную плату продавцам, налоги и аренду ежемесячная прибыль составляет от 50 тыс. рублей с одной мобильной точки.

Гуру бизнеса категорически не рекомендуют экономить на оборудовании, ведь от этого напрямую зависит качество приготовленного кофе, а значит посещаемость и прибыль мобильной точки.

Выбор места для расположения кофейни

Нужны людные, оживлённые места. А также желательно менять точки продаж хотя бы три раза в день. Подойдут:

  • офисные центры;
  • парки;
  • аэропорты, вокзалы, станции метро;
  • маршрутные остановки;
  • университеты, школы;
  • больницы;
  • центральные улицы.

Не меняйте местоположение слишком часто. Лучше сразу выберите в городе несколько точек, где кофейня будет появляться регулярно. Если кофе хороший, а персонал дружелюбный, её начнут запоминать, появятся постоянные клиенты.

Учитывайте, что летом спрос падает на 15–20%. Стартовать лучше в начале осени, тогда бизнес быстро окупится, и к тёплому времени года уже будет возможность расширения.

Также потребуется кофемашина и аккумуляторы для неё.

С чего начать свой бизнес

Кофейня на колесах бизнес план этапы организации.

Пои без правил

Машина, из которой хоть каждый день можно пить сладкий и вкусный напиток, который к тому же и стоит недорого. Не мечта ли гурмана? В России такой автомобиль описал только знаменитый детский писатель Николай Носов в “Незнайке”. Во многих же странах Европы мобильные кофейни давно привычный атрибут мегаполисов. Кофе-машины в Старом Свете устанавливают даже на велосипеды. Теперь такой бизнес приходит и на улицы Москвы.

– Очень перспективный вид бизнеса именно для крупных городов, – считает руководитель комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской торгово-промышленной палаты Михаил Мандалян. – Темп жизни в них очень высок, поэтому часто времени даже на обед не хватает. А вот взять с собой кофе и выпить на бегу – вполне реально. Другое дело, что автокофейни, как и вся мобильная торговля, должны работать по единым правилам.

Именно этим вопросом сейчас занимается правительство Москвы совместно с минпромторгом, рассказал глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Разработчики стандартов должны четко прописать: на каких автомобилях могут работать продавцы, с каким оборудованием, поодиночке или вместе, где именно.

– Одно дело, если они стоят в центре чистой площади, и совсем другое – на обочине МКАД, куда в стаканчики с бензиновыми выхлопами полетят камни и соли тяжелых металлов, – говорит Немерюк.

Правительство Москвы готово поддержать такой вид бизнеса и определить его нишу законодательно. Другое дело, что требования к нему должны разрабатываться с учетом мнений представителей самого бизнеса. А вот с этим как раз проблема. По словам Немерюка, в столице работают около 50 автокофеен, но их владельцы не могут договориться между собой о формате: кто-то хочет продавать кофе из иномарок, кто-то – из “Жигулей”, возникают разногласия и по другим вопросам.

Пока же власти разрешили автокофейням работать в городских парках – по согласованию с их администрациями. Это даст какие-то гарантии качества: в парк пустят только тех, у кого есть все необходимые сертификаты качества – на молоко, кофе и какао. У предпринимателей – свой интерес: оформишь все документы – получишь огромную клиентуру. “К нам автокофейни приезжают в основном во время массовых мероприятий, – сообщила “РГ” официальный представитель Парка Горького Марта Сахарова. – В обычные дни работает привычная стационарная торговля”.

Корреспонденты “РГ” обнаружили автокофейню около делового центра “Москва-Сити”: здесь как раз проходила масштабная строительная выставка. У входа в павильоны стоял небольшой автофургон, за дверцами установлена кофе-машина. Цены радовали – в стационарных кофейнях даже небольшая чашечка эспрессо стоит рублей 200, а здесь – 80. Большая кружка капучино – 100, тоже “демократично”.

– А для вас сегодня кофе бесплатно, – неожиданно сообщил молодой бариста Олег Березняк. – Меня пригласили устроители этой выставки. Так что весь ассортимент – “за счет заведения”! У нас с организаторами мероприятия договор, так что свои деньги мы в любом случае получим.

Кофе оказался вкусным, сразу стало видно – не из капсул, зерновой. И правда – прямо в фургоне стояла кофемолка: зерна измельчались прямо при покупателе. Сахар, различные виды сиропов – все на виду.

– Может, вам и санитарную книжку показать? – улыбается Олег. – Пожалуйста. Вот сертификаты качества на кофе и молоко. Так что никаких проблем с контролирующими органами быть не может.

Пришлось разочаровать его, ибо дело обстоит не совсем так. Как рассказал “РГ” Алексей Немерюк, торговать и даже раздавать кофе за пределами парков предпринимателям запрещено, приравнивается к несанкционированной торговле. Правда, продавцов кофе это не смущает. “Бизнес очень неплохой, – убеждал нас собеседник. – За день машина может с помощью бариста приготовить до тысячи чашек кофе”.

Давайте попробуем подсчитать хотя бы приблизительные доходы. Возьмем по минимуму – 500 стаканов кофе за день по 80 рублей – минимальный доход составит 40 тысяч. Если активно работать хотя бы 10 дней в месяц (в парках все-таки многолюдно в основном лишь по выходным и праздникам), то можно заработать “грязными” 400 тысяч. На 5 тысяч чашек кофе, по наблюдениям опытных бариста, потребуется примерно 50 кг зерен – на их покупку надо потратить порядка 40 тысяч рублей. Молоко, стаканчики, одноразовые мешалки, сахар – еще тысяч 10. 30 тысяч стоит аренда автомобиля с оборудованием, плюс бензин и страховка – вычитаем еще “десятку”. Итого – более 300 тысяч рублей в месяц, не считая аренды места, на котором стоит машина: ее стоимость зависит от места расположения. Но все равно заработок даже для Москвы получается и правда неплохой. Единственная оговорка: машину с кофе в городской зоне отдыха просто так разместить не получится. Например, в этом году Парк Горького проводит открытые аукционы на размещение всех торговых объектов, в том числе и автокофеен. Договоры будут заключаться только с победителями торгов.

Корреспонденты РГ обнаружили автокофейню около делового центра Москва-Сити здесь как раз проходила масштабная строительная выставка.

Из Петербурга могут исчезнуть «кофейни на колесах»

За последние несколько дней Комитет по контролю за имуществом Петербурга выселил с городских улиц, площадей и парков несколько автолавок с кофейными автоматами на борту. Горожане бьют тревогу: формат «кофеен на колесах» всем давно полюбился. Не исчезнут ли разрисованные автомобильчики совсем?

КАРТИНА ДНЯ в Петербурге. Кофемобили пропадают с улиц города – хорошо это или плохо?

РАБОТАЮТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

В Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга нам объяснили, что называть происходящее войной не совсем верно.

– На самом деле город ведет борьбу с владельцами передвижных кофеен уже давно, – уточняют в комитете. – Просто в последнее время это стало чаще освещаться, в том числе и в СМИ.

Действительно, масштабы не такие уж большие: за полгода с улиц Санкт-Петербург сотрудники комитета убрали семь машин. В июле и вовсе одну – разрисованный автомобильчик вывезли с Марсова поля. Владелец машины попытался помешать. В результате разгорелся конфликт: чтобы его уладить, пришлось даже вызывать полицию.

Однако стоит помнить, что в статистику попадает только то, что удалось изъять. Бывает, что владельцы или работники, когда им предъявляют претензии, запираются в автомобиле. Да так, что даже стражам порядка не всегда удается их оттуда выцарапать.

За полгода с улиц Санкт-Петербург убрали семь машин-кофеен. Фото: предоставлено Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.

Впрочем, сути конфликта это никак не меняет. По словам властей, владельцы передвижных кофеен самовольно занимают городскую землю. Налогов они не платят, разрешения на ведение предпринимательской деятельности не имеют. Если добавить сюда антисанитарию, которую зачастую разводят в машинах некоторые особо несознательные бариста, получится целый букет нарушений.

ВЗГЛЯД С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ

Чтобы составить полную картину происходящего, мы решили пообщаться с владельцами и сотрудниками передвижных кофеен. Сделать это оказалось не так просто, но вовсе не потому, что «нелегальные бизнесмены» отказывались идти на контакт. Видимо, после сообщений в СМИ и на сайте контролирующих ведомств сработал эффект сарафанного радио: на промежутке от Дворцовой площади до Гостиного Двора нам удалось найти всего четыре автомобильчика с узнаваемыми логотипами на борту. И то три из них оказались закрыты, несмотря на хорошую погоду и разгар туристического сезона. Только в районе Спаса на Крови мы наконец отыскали работающую кофейню и разговорились с бариста по имени Виталий.

– На самом деле происходит какой-то беспредел, – поделился с нами парень. – Мы бы и рады работать легально, но нам не дают! Сколько раз уже обращались в администрацию, в тот же комитет, просили, требовали: скажите, какие нужны бумаги, кому платить, сколько. А в ответ тишина! Вот и приходится выкручиваться.

Рассказы об антисанитарии, по словам нашего собеседника, тоже сильно преувеличены. Действительно, люди в кофейнях на колесах работают разные: кто-то следит за чистотой, а кто-то относится к ней спустя рукава.

– У нас, например, хозяин сам время от времени выезжает на точки, – пояснил Виталий. – Если где-то что-то не помыто или рассыпан кофе, можно получить штраф – от тысячи до пяти тысяч рублей. Это много, особенно если учитывать, что зарплата у бариста в среднем 150 рублей в час, то есть 1800 за смену.

Власти уверены: владельцы передвижных кофеен самовольно занимают городскую землю. Фото: Олег ЗОЛОТО

ДОХОДЫ ПАДАЮТ, РАСХОДЫ РАСТУТ

На обратном пути мы «поймали» еще одну открытую точку. На этот раз на Невском проспекте. Туда как раз с инспекцией прибыл владелец – молодой человек по имени Руслан. Корреспонденту «Комсомолки» в Петербурге» он рассказал, что у передвижных кофеен и без городских властей хватает проблем.

– Нормальная машина с оборудованием стоит в среднем 700 тысяч рублей, – поделился Руслан. – В месяц чистого дохода мы получаем, как правило, до 85 тысяч. Вот и считайте, когда это все начнет окупаться. К тому же бизнес это, как ни крути, сезонный: зимой, например, я работал хорошо если в ноль.

По словам Руслана, передвижными кофейнями он владеет уже четыре года, и все это время их рентабельность постепенно снижается. Расходы растут, «вау-эффект» пропал. К тому же со всех сторон давят конкуренты – стационарные кафе и ресторанчики, в которых продается тот же самый кофе, только дешевле.

Владельцы передвижных кофеен признаются, что доход от бизнеса резко снижается. Фото: Олег ЗОЛОТО

– А тут еще и проблемы с властями, – вздыхает наш собеседник. – До этого все было нормально. Ну да, приезжали к нам, составляли какие-то протоколы. Но до такого, чтобы машины изымать, никогда не доходило.

Прогноз у Руслана невеселый: по его мнению, «кофейни на колесах» в Петербурге долго не протянут. Сам он уже решил, что осенью будет закрываться: тянуть и дальше бизнес, который приносит все меньше и меньше дохода, нет ни сил ни желания.

КОМПЕТЕНТНО

Открыть легальную точку несложно!

Между тем специалисты в словах владельцев разрисованных автомобильчиков усматривают долю лукавства. Как отмечает председатель Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков, легализовать торговую точку можно без особых проблем.

– Процедура известна и доступна, – констатирует Меньшиков . – Все ее положения находятся в открытом доступе, и найти их не составляет никакого труда. У нас в городе около восьми тысяч объектов функционирует легально. Что, их владельцы какие-то юридические гении?

С другой стороны, уточняет наш собеседник, легализация – процесс очень бюрократизированный и очень долгий: чтобы на законных основаниях получить свою «точку» в центре города или рядом с метро, нужно потратить уйму нервов и около полутора лет. Поэтому, конечно, владельцам мобильных кофеен проще работать полулегально, тем более что доходность бизнеса падает, а за эти самые полтора года может и вовсе дойти до нуля.

– Мы бы и рады работать легально, но нам не дают.

Добавить комментарий