Административный процесс

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
  • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
  • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
  • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

является составным элементом частью административного процесса;.

Административный процесс и его правила

Каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.

Понятие административного процесса

Управленческая концепция является более широким, чем юрисдикционный , подходом к определению понятия административного процесса.

Принципы административного процесса в России

К принципам административного процесса относятся:

  1. Законность. Это общеправовой принцип, который, однако, важен и в административном процессе. Принцип законности означает, что в своей работе как суды, так любые другие государственные органы должны применять нормы законодательства надлежащим образом и действовать только в пределах своей компетенции, не допуская произвола в административном процессе.
  2. Охрана законных интересов как государства, так и личности. Смысл существования государственных органов — в соблюдении интересов как России в целом, так и ее субъектов. При этом Конституция РФ, и другие основные акты подчеркивают, что интересы конкретной личности должны быть защищены в неменьшей степени. Следовательно, административный процесс управления должен основываться на разумном балансе этих не всегда схожих интересов.
  3. Гласность. Информация о ходе административного процесса должна быть в равной степени доступна его участникам и всем заинтересованным лицам.
  4. Равенство. Все участники административного процесса равны перед законом.
  5. Разумность сроков и расходов. Процесс не должен быть искусственно затянут, любое увеличение сроков в обязательном порядке аргументируется.

Применительно к судебному административному процессу можно дополнительно выделить следующие принципы:

Скачать форму протокола
  • независимость суда;
  • состязательность;
  • исследование всех доказательств.

При рассмотрении административного процесса в широком смысле можно отметить, что он включает в себя следующие стадии.

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

• обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

1) являются разновидностью административно-правовых норм;

2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

3) имеют установленную структуру (строение);

4) содержатся в определенных источниках;

5) обеспечиваются принудительной силой государства;

6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;

• основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

• регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

• являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

19.3. Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

• стороны административного процесса;

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

19.4. Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

• анализ управленческой ситуации;

• рассмотрение дела и принятие решения;

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

• обусловлены логикой всего производства;

• направлены на решение конкретных задач;

• характерен определенный круг участников;

• определенные сроки совершения;

• соответствующее процессуальное оформление.

19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

• состоит из административных производств;

• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

• состоит из определенных административных производств;

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;.

Административный процесс

Применение норм административного и некоторых других отраслей публичного права требует во многих случаях специального процессуального оформления, т.е. четкого определения содержания и последовательности действий по рассмотрению и разрешению конкретных индивидуальных дел, а также иных юридически значимых действий уполномоченными на то органами и должностными лицами публичной власти.

Правоприменительный процесс в сфере определенных публичных отношений рассматривается как административный процесс. Он составляет, наряду с гражданским и уголовным процессами, самостоятельную часть юридического правоприменительного процесса (рис. 1.1).

Схема 1.

Рис. 1.1. Виды юридического процесса

Административный процесс воплощает как общие черты и принципы, свойственные юридическому процессу в целом и другим его частям, так и специфические особенности, которые находят реализацию в административно-процессуальном законодательстве.

С теоретических позиций административный процесс можно рассматривать в двух основных его проявлениях.

Во-первых, административный процесс представляет собой урегулированную нормами административно-процессуального законодательства деятельность уполномоченных органов публичной (государственной или муниципальной) власти и их должностных лиц, а также судей по разрешению индивидуальных дел, возникающих из взаимоотношений органов публичной власти друг с другом, с гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Во-вторых, административный процесс — важный правовой институт, совокупность административно-процессуальных норм, регулирующих общественные отношения как в сфере позитивной деятельности органов публичной власти, так и в сфере деятельности органов публичной власти и судов по разрешению публично-правовых споров, а также по применению мер административного принуждения.

В отличие от материальных норм административно-процессуальные нормы отвечают на вопрос, не что надо сделать, а как надо сделать.

Важно отметить, что целью административно-процессуального регулирования является обеспечение надлежащего порядка действий лиц по реализации их прав и обязанностей, возникших из материальных административных и иных публичных отношений. Права и обязанности сторон и других участников административного процесса регулируются административно-процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Административный процесс по сравнению с гражданским и уголовным процессами имеет более сложную структуру, поскольку он призван «обслуживать» многообразные виды административных правоотношений, а также правоотношения, связанные с применением норм ряда других отраслей права — экологического, бюджетного, налогового, финансового, земельного и др.

Административный процесс органически связан с управленческой деятельностью органов публичной власти, особенно той ее части, которая именуется публичной администрацией.

В связи с этим можно выделить следующие группы материальных административно-правовых отношений, реализация которых обусловливает возникновение административно-процессуальных отношений:

– административно-правовые отношения, связанные с реализацией физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и организациями, не обладающими публично-властными полномочиями, их прав, законных интересов и обязанностей всфере государственного управления;

– административно-правовые отношения, возникающие в процессе правоприменительной деятельности органов государственного управления, а также исполнительных органов местного самоуправления в связи с реализацией предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами полномочий;

– административно-правовые отношения, возникающие в связис конфликтами граждан и организаций с органами публичной власти, связанные с обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке решений и действий указанных выше органов;

– административно-правовые отношения, возникающие при применении органами публичной власти мер принудительного характера в целях обеспечения законности и пресечения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Таким образом, административно-процессуальные отношения возникают как в результате правомерного поведения (правомерных действий) субъектов материально-правовых отношений, так и в результате неправомерных действий этих субъектов.

Необходимость процессуального регулирования возникает при взаимодействии органов государственного управления, когда они совместно решают вопросы, затрагивающие их компетенцию, в частности, при подготовке проектов законов, иных нормативных правовых актов, образовании межведомственных комиссий. В этих целях в законе или в постановлении высшего органа исполнительной власти формулируются административно-процессуальные нормы, определяющие порядок такого взаимодействия.

Административно-процессуальные нормы необходимы и в тех случаях, когда орган публичной власти должен оказывать публичную услугу гражданину или разрешает административно-правовой спор.

Нередко в федеральных законах содержатся административно-процессуальные нормы, определяющие порядок деятельности органов исполнительной власти по осуществлению контроля или надзора за исполнением требований закона и применению предупредительных или пресекательных мер воздействия в целях обеспечения законности и правопорядка.

Приведем конкретные примеры .

Гражданин обращается в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Соблюдая правила Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и направленные на реализацию закона нормативные правовые акты Правительства РФ, налоговый орган в установленный срок и в надлежащей форме производит соответствующее регистрационное действие. — Налицо позитивная деятельность государственного органа, исполняющего установленную законом обязанность.

В случае отказа произвести такую регистрацию гражданин вправе обжаловать отказ в судебном порядке (оспорить действие налогового органа). Здесь иная ситуация — возник конфликт гражданина с органом публичной администрации.

Другой пример. Водитель автотранспортного средства нарушил Правила дорожного движения, за что был оштрафован инспектором ГИБДД. В результате неправомерных действий гражданина возникли административно-процессуальные правоотношения, связанные с применением мер административной ответственности. Вместе с тем гражданин, полагающий, что его незаконно привлекли к ответственности, вправе обратиться с жалобой в районный суд.

Действия должностного лица и судьи при рассмотрении дела, а также право гражданина обратиться в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении регулируются административно-процессуальными нормами КоАП РФ.

Еще один пример. Гражданин обратился к прокурору с заявлением по поводу того, что его жалоба на нарушение закона должностным лицом муниципального органа не разрешена в установленный срок и ответа от руководителя либо уполномоченного им лица он не получил.

Прокурор, руководствуясь ст. 5.59 и 28.4 КоАП РФ, вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), и направить свое постановление в суд в целях привлечения соответствующего лица к ответственности и наложения на него административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Из приведенных примеров очевидно, что существенные различия в содержании материальных правовых норм обусловливают особое содержание норм административно-процессуальных и, следовательно, видов административного процесса.

Исходя из особенностей реально существующих административно-процессуальных отношений, можно выделить три основные вида административного процесса:

Каждый вид административного процесса основывается на общих принципах правоприменительного юридического процесса и в то же время имеет свои особенности, связанные с содержанием материальных правоотношений, со статусом органов публичной власти, уполномоченных законом разрешать соответствующие административные дела или дела об административных правонарушениях.

Так, при реализации административных процедур содержание процессуальных правоотношений непосредственно связано с управленческой деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления. Эти правоотношения возникают в ходе повседневного разрешения конкретных индивидуальных дел соответствующим государственным или муниципальным органом и не связаны с возникновением какого-либо конфликта.

При этом надо учитывать, что далеко не все управленческие действия требуют специального процессуального оформления. Внутриорганизационная деятельность органа публичной власти основана на самостоятельности органа в выборе законных форм, путей и средств реализации своей компетенции, поэтому она часто не нуждается в подробном правовом регулировании. Так, вопросы технико-организационного характера могут и не быть урегулированы процессуальными нормами.

Процессуального оформления требуют отношения, возникающие в связи с конкретными индивидуальными делами и влияющие на правовой статус граждан и организаций. Это прежде всего отношения органа публичной власти с не подчиненными ему физическими и юридическими лицами, не обладающими властными полномочиями, но в силу закона имеющими право обращаться в соответствующие органы за оказанием публичных услуг, предоставлением информации, за реализацией прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, иными законами и нормативными правовыми актами.

Читайте также:  Налоговое банкротство

В административно-юрисдикционном процессе в качестве предмета административно-процессуальных отношений выступает конфликт между органом публичной администрации и гражданином либо организацией.

Административно-юрисдикционный процесс охватывает нормы и соответствующие процессуальные отношения, связанные, во-первых, с разрешением в административном порядке конфликтов между органами публичной власти и не подчиненными им субъектами (гражданами и организациями), а во-вторых, — с применением административного принуждения. С применением административного принуждения связаны общественные отношения, возникающие в сфере административных правонарушений, а также в сфере применения административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Нормы административного судопроизводства регулируют особую часть административно-процессуальных отношений, возникающих в связи с разрешением судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий либо бездействия публичной администрации, затрагивающих права и свободы граждан, законные интересы организаций (юридических лиц).

Административное судопроизводство по сути является процессуальной составляющей института административной юстиции (подробнее см. гл. 4 настоящего учебника). В этой сфере административно-процессуальные отношения требуют особо тщательного регулирования, а в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина выступает суд.

В каждом виде административного процесса с точки зрения его внутреннего содержания выделяются конкретные структурные звенья — производства. Производства объединяют по родовым признакам группы административно-процессуальных норм.

В качестве основания выделения производства может быть предмет регулирования, например, дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях, лицензионное производство, производство по рассмотрению обращений граждан в органы публичной власти, производство по административному надзору за лицами, отбывшими отдельные виды уголовных наказаний и т.п.

Предметом производства может быть также род деятельности органа публичной власти, например, порядок оказания конкретного вида государственных услуг, порядок работы над проектами законодательных и иных нормативных правовых актов.

Кроме того, производства могут различаться в зависимости от категорий дел, рассматриваемых органом публичной власти. Так, в административном судопроизводстве выделяют, в частности, производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или частично; производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 24 и 25 ГПК РФ).

Для каждого вида административного процесса свойственны свои административные производства .

В сфере административных процедур можно выделить производство по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц; разрешительные производства; регистрационные производства; контрольно-надзорное производство; производство о прохождении государственной службы (порядок заключения служебных контрактов, проведения аттестации, порядок поощрения служащих и др.) и др.

Вадминистративно-юрисдикционной сфере процессуальные отношения находят свою реализацию в производстве по рассмотрению в административном порядке жалоб физических и юридических лиц на действия органов публичной власти, их должностных лиц; в дисциплинарном производстве; в производстве по делам об административных правонарушениях и по применению мер обеспечения данного производства.

В сфере административного судопроизводства можно выделить судопроизводство по делам об оспаривании нормативных правовых актов; по делам об оспаривании решений, действий либо бездействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц и др.

Обобщенно информация о взаимосвязи видов административного процесса и административных производств представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Виды административного процесса и административные производства

Административно-процессуальные нормы в указанных производствах имеют общие для всех норм административного процесса черты и базируются на общих принципах этого процесса. Вместе с тем указанные нормы отражают специфику конкретного производства, что предопределяет содержание административно-процессуальных отношений.

В рамках каждого из административного-процессуальных производств можно выделить определенные стадии, применительно к которым группируются соответствующие административно-процессуальные нормы:

– возбуждение индивидуального дела;

– рассмотрение дела и принятие решения;

– обжалование либо опротестование принятого уполномоченным органом решения по делу.

На каждой из стадий участники процессуальных отношений совершают определенные юридические действия, направленные на достижение конкретного юридического результата и оформляемые соответствующими юридическими документами.

Так, принятие Правительством РФ правового акта управления оформляется постановлением или распоряжением.

Для возбуждения дела об административном правонарушении, как правило, требуется составление протокола об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу на решение суда об оспаривании решения органа государственной власти, вправе вынести определение об отмене решения суда первой инстанции и принять новое решение.

При этом каждая стадия административного процесса должна быть обеспечена процессуальными нормами, соответствующими принципам административного процесса.

Стадии последовательно сменяют друг друга (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Стадии административно-процессуального производства

Таким образом, административный процесс и составляющие его виды можно рассматривать в двух основных аспектах:

– как правоприменительную деятельность уполномоченных органов публичной власти, урегулированную административно-процессуальными нормами в сфере административных и некоторых других публичных материальных правоотношений;

– как совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с определением задач и принципов административного процесса, его видов, с регулированием конкретных производств в рамках каждого из видов этого процесса в целях реализации материальных норм административного права и норм других отраслей публичного права, а также в целях обеспечения законности в деятельности органов публичной власти.

В отличие от материальных норм административно-процессуальные нормы отвечают на вопрос, не чт о надо сделать, а как надо сделать.

Административно-процессуальное право

В своих работах В.

Статья: Административный процесс

Сильное воображение порождает событие или сознание определяет бытие.

1. Административный процесс, понятие и содержание. Особенности, принципы и виды производств

Административный процесс — это урегулированный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Он направлен на реализацию правомерного применения норм материального административного права и имеет своей конечной целью повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Данная функция, осуществляемая в процессуальной форме, реализуется, как правило, уполномоченными субъектами органов исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ.

Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. Поэтому административный процесс представляет собой урегулированный законом порядок разрешения конфликтных индивидуальных дел в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ или применения мер государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого субъектом управления.

В этом понимании административный процесс предназначен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления. Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение.

С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой – играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.

Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.

Особенности административного процесса

Административный процесс, в основном, базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурныи аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в регулировании отношений в сфере государствнно-управленческой деятельности. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга. Они имеют следующие сходные черты:

1) в основном, внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел;

2) индивидуальность решения этих дел;

3) регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников отношений (применительно к стадиям процесса).

Особое значение при реализации административного процесса имеют принципы деятельности.

К основным принципам административного процесса следует отнести: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий процесса. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение.

Стадии административного процесса и их характеристика

Административное производство включает несколько стадий.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная — обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении имеет специфическое процессуальное оформление протоколом об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ). Возбуждение дела по юридическому значению является и процессуальным действием и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Возбуждение административного дела может быть как по инициативе уполномоченного органа (лица), так и — гражданина (например, подача жалобы).

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются административное расследование (28.7) после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота спирта, алкогольной и спиротсодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности, административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Ее содержание раскрывается в главе 29.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки их рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Рассмотрев дело, орган или должностное лицо выносит либо постановление о наложении административного наказания, либо о прекращении дела производством. Принятое постановление является индивидуальным актом управления.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

В главе 30 рассматривается порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

В разделе V КоАП РФ регламентируется порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Его соблюдение является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю. Исполнение постановлений осуществляют различные органы, указанные в законодательстве. Производства различаются в зависимости от меры налагаемого административного наказания. Например, постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение органами внутренних дел.

В процессе управления возникает много споров и конфликтов между сторонами административно-правовых отношений. Поэтому актуальна задача разработки нормативного порядка урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти и другими субъектами административного права.

Весьма актуальна проблема о формировании органов административной юстиции (См.: ст. 118 Конституции). В части 2 ст. 118 судебная власть реализуется и в форме административного судопроизводства, что неоднозначно с административным процессом, который находится вне сферы административного судопроизводства. Должна быть практически решена проблема независимого суда в рассмотрение управленческих споров и конфликтов.

В связи с принятием ФКЗ от 3’1 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», указанные ранее, часть административных дел в пределах своей компетенции рассматривает мировой судья (ст. 28), полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается федеральным законом и законами субъекта РФ.

118 судебная власть реализуется и в форме административного судопроизводства, что неоднозначно с административным процессом, который находится вне сферы административного судопроизводства.

Признаки административного процесса

По каким признакам деятельность тех или иных структур власти можно классифицировать как административный процесс? Некоторые эксперты считают уместным раскрывать суть рассматриваемого термина последовательно, анализируя составляющие его понятия – “процесс” и “административный”.

Касательно первого. Процесс – это совокупность действий, которые совершаются субъектами с целью достижения некоторого результата. Также некоторые эксперты считают, что данный термин должен включать в себя порядок осуществления той или иной деятельности. Так выделяются отрасли, характеризующиеся особенностями соответствующих процессов – бюджетная, законодательная.

Термин “административный” обозначает отнесение некоторого явления к властным полномочиям, к управлению. Деятельность соответствующих институтов, ведомств, должностных лиц, таким образом, также может быть процессуальной. Теперь мы можем сформулировать определение рассматриваемого термина, исходя из двух его признаков. Во-первых, это факт отнесения к сфере управления, а во-вторых, это действия органов власти, направленные на решение вверенных им задач. Когда оба компонента выявлены, то можно фиксировать, что происходит административный процесс.

Вместе с тем в среде российских экспертов есть дискуссия касательно того, какие именно действия правомерно считать компонентом рассматриваемого явления. Некоторые юристы считают, что административный процесс составляют любые виды активностей политических институтов. Все те, в рамках которых ведомства и должностные лица реализуют вверенные задачи и функции.

Есть концепция, согласно которой эксперты отказываются от абстрактного понимания термина. Так, некоторые юристы считают уместным говорить о такой правовой категории, как, например, административно-управленческий процесс, который характеризуется присутствием конкретного типа активностей, связанных главным образом с исполнительными и распорядительными функциями. Есть отдельные, как с точки зрения процессуальной составляющей, так и в плане законодательного регулирования, виды деятельности властных институтов. Такие как, например, судопроизводство. Поэтому существует версия, что рассматриваемый термин не всегда корректно трактовать обобщающим способом, так как он состоит из нескольких отдельных, в ряде случаев достаточно несхожих, процессов.

В зависимости от того, какого рода активности властных институтов мы можем включить в рассматриваемое явление, будут определяться участники административного процесса. В версии некоторых экспертов таковыми могут быть не только субъекты – власть и должностные лица, но также и объекты управления – граждане, организации.

Есть концепция, весьма несхожая с той, которую мы сейчас рассмотрели. Ее суть в том, что процессуальная деятельность, не обязательно относимая к административной сфере, должна пониматься только лишь как юрисдикционная. Как вариант – в правоохранительном аспекте. При этом значение термина “процесс” должно пониматься как процедура реализации предусмотренных законом мер в рамках административных судебных дел. Некоторые исполнительные органы РФ, в соответствии с положениями релевантных законов, могут разрешать подобные споры вне суда. То есть такого рода активности находятся в их юрисдикции. При этом, отмечают юристы, подобные направления деятельности не могут быть ключевыми в аспекте управленческих задач, возложенных на государственные и муниципальные органы. Поэтому работа ведомств и должностных лиц должна быть в первую очередь связана с правовой оценкой результатов работы тех или иных субъектов управления. Реализация полномочий, характерных для судов – например, тех, что связаны с мерами принуждения, должна осуществляться в отношении прецедентов, отражающих прежде всего качество работы властных органов.

Такие как, например, судопроизводство.

Что значит “административный процесс”

рассматриваются, напр.

Административный процесс

Сильное воображение порождает событие или сознание определяет бытие.

1. Административный процесс, понятие и содержание. Особенности, принципы и виды производств

Административный процесс — это урегулированный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Он направлен на реализацию правомерного применения норм материального административного права и имеет своей конечной целью повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Данная функция, осуществляемая в процессуальной форме, реализуется, как правило, уполномоченными субъектами органов исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ.

Читайте также:  Что считается изменением конструкции автомобиля

Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. Поэтому административный процесс представляет собой урегулированный законом порядок разрешения конфликтных индивидуальных дел в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ или применения мер государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого субъектом управления.

В этом понимании административный процесс предназначен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления. Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение.

С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой – играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.

Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.

Особенности административного процесса

Административный процесс, в основном, базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурныи аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в регулировании отношений в сфере государствнно-управленческой деятельности. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга. Они имеют следующие сходные черты:

1) в основном, внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел;

2) индивидуальность решения этих дел;

3) регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников отношений (применительно к стадиям процесса).

Особое значение при реализации административного процесса имеют принципы деятельности.

К основным принципам административного процесса следует отнести: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий процесса. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение.

Стадии административного процесса и их характеристика

Административное производство включает несколько стадий.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная — обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении имеет специфическое процессуальное оформление протоколом об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ). Возбуждение дела по юридическому значению является и процессуальным действием и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Возбуждение административного дела может быть как по инициативе уполномоченного органа (лица), так и — гражданина (например, подача жалобы).

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются административное расследование (28.7) после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота спирта, алкогольной и спиротсодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности, административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Ее содержание раскрывается в главе 29.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки их рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Рассмотрев дело, орган или должностное лицо выносит либо постановление о наложении административного наказания, либо о прекращении дела производством. Принятое постановление является индивидуальным актом управления.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

В главе 30 рассматривается порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

В разделе V КоАП РФ регламентируется порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Его соблюдение является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю. Исполнение постановлений осуществляют различные органы, указанные в законодательстве. Производства различаются в зависимости от меры налагаемого административного наказания. Например, постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение органами внутренних дел.

В процессе управления возникает много споров и конфликтов между сторонами административно-правовых отношений. Поэтому актуальна задача разработки нормативного порядка урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти и другими субъектами административного права.

Весьма актуальна проблема о формировании органов административной юстиции (См.: ст. 118 Конституции). В части 2 ст. 118 судебная власть реализуется и в форме административного судопроизводства, что неоднозначно с административным процессом, который находится вне сферы административного судопроизводства. Должна быть практически решена проблема независимого суда в рассмотрение управленческих споров и конфликтов.

В связи с принятием ФКЗ от 3’1 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», указанные ранее, часть административных дел в пределах своей компетенции рассматривает мировой судья (ст. 28), полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается федеральным законом и законами субъекта РФ.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение.

Административный процесс: понятие, виды, структура, основные черты.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС –это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА:

1. представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

2. целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

3. промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах (протокол, постановление);

4. регламентируется административный процесс нормами;

5. объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административное, трудовое, финансовое, гражданское УП.

Административно-юрисдикционное право включает: административную юрисдикцию и административную юстицию.

ТРИ ВИДА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ:

1. производство по делам об административных правонарушениях (4 и 5 раздел КоАП);

2. дисциплинарное производство – касается привлечения как правило госслужащих к дисциплинарной ответственности, основанием как правило является совершение дисциплинарного проступка; порядок привлечения регламентируется соответствующими законами;

3. производство по обращениям граждан;

Право обращений граждан закреплено в Конституции РФ, в ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”. Выделяется три вида обращений граждан: предложение, заявление и жалоба.

ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ представляет нормативное регулирования порядок осуществления процессуальных действий, обеспечивающих законное расследование, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, объединенных общей задачей установления истины по делу.

1. полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела;

2. разрешение сделок в соответствии с законом;

3. обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4. выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;

5. предупреждение совершения правонарушения самим правонарушителем (частная превенция, а также всеми другими лицами (общая превенция);

6. воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения требований законов;

7. укрепление законности и дисциплины государства.

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ:

2. оперативность (своевременность)

Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленного административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость от них, предупреждение новых правонарушений.

3. непосредственность – т.е. все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть лично исследованы лицом, которое принимает решение;

4. процессуальное равенство – равенство перед законом и органом, разрешающим дело, ст. 228.

5. состязательность – обязанность государства доказать данное обстоятельство (необходимо понимать в совокупности с принципом презумпции невиновности), а правонарушителя – опровергать;

6. публичность – производство осуществляется в целях защиты интересов общества и государства;

7. национальный язык;

9. установление истины.

Проблемы административного судопроизводства:

1.Специальная процедура административного судопроизводства.

Таким образом, специальная процедура административного судопроизводства должна отразить особенности публично-правового спора, имея в виду:

1) облегченный доступ гражданина к правосудию путем установления специальных процессуальных сроков обращения в суд, порядка подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела;

2) оказание помощи гражданину в составлении обращения (административного иска или жалобы) в суд;

3) определение инквизиционной, следственной роли суда (в отличие от гражданского судопроизводства) с учетом истребования необходимых доказательств и документов, которые недоступны гражданину; осуществление судом иных мер по собственной инициативе;

4) возложение бремени доказывания на орган администрации, поскольку процессуальное положение сторон в публично-правовом (административном) споре должно компенсировать определенное неравенство в положении субъектов публичного права;

5) обеспечение справедливого разрешения возникшего публично-правового (административного) спора и оперативного исполнения судебного решения (в данном случае возможно использование авторитета судебной власти с позиций воздействия на администрацию в виде штрафных санкций за неисполнение судебного решения и возложения на администрацию обязанности рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности).

2.Концепция закона об административном судопроизводстве.

Проблемы административного судопроизводства в Российской Федерации в последнее время весьма активно обсуждаются в юридической литературе. Предлагаются следующие направления его реформирования:

1) создание самостоятельных административных судов. Между тем это повлечет огромные финансовые затраты, ломку уже сложившихся судебных систем;

2) функционирование одновременно двух административных судов с их подчинением, существующим судебным системам (судам общей юрисдикции и арбитражным судам). Однако это невыгодно прежде всего с точки зрения экономики: потребуются большие финансовые затраты на создание, размещение и оборудование таких судов, выплату заработной платы их судьям и сотрудникам. Кроме того, создание и функционирование административных судов при судах общей юрисдикции и арбитражных судах вызовет затруднения у граждан и юридических лиц, обращающихся в эти судебные органы за защитой своих прав и законных интересов, при определении подведомственности споров;

3) принятие единого федерального конституционного закона, который будет определять процедуру рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах (например, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В одном нормативном правовом акте сложно установить единую процедуру для рассмотрения в арбитражных судах и судах общей юрисдикции дел, возникающих из административных правоотношений, отличающихся правовой природой, субъектным составом. Разработка И.принятие подобного акта в ближайшее время является нереализуемой задачей;

4) реформирование (усовершенствование) административного судопроизводства в рамках существующих судебных систем путем внесения соответствующих изменений в АПК РФ и ГПК РФ [29, с.143].

Рассмотрение конкретных административных дел порождает ряд серьезных вопросов, касающихся административного судопроизводства и требующих своего разрешения, например:

– вопрос о границах контроля суда в сфере публичной власти. Речь идет о пределах «внедрения» судебной власти во власть исполнительную, которая всегда в своей основе содержала элемент усмотрения, выстроенной на базе закона, но в развитии нормативно-правовых отношений, хотя за их рамками (границами);

– вопрос об определении правового положения лиц (участников) при рассмотрении административных дел. Заявитель все же не сторона в административном процессе, исходя из пункта 2 статьи 45 АПК РФ, а правовой статус стороны, противостоящей заявителю, не определен вообще. Здесь не должны действовать принципы состязательности и равенства сторон. В соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ процессуальное положение административно-юрисдикционного органа, его правовой статус как участника судопроизводства, его права и обязанности ни КоАП РФ, ни АПК РФ не определены;

– вопрос о том, что заявитель обращается в суд с заявлением, а не с исковым заявлением. В настоящий период резкого разграничения между названными формами обращения не просматривается. Хотя история вопроса такова, что «административный иск» и «административная жалоба» – далеко не одно и то же.

Думается, что при рассмотрении дел, возникающих из административных правоотношений, не могут применяться некоторые категории, свойственные исковому производству, такие как: признание иска, встречный иск (встречная жалоба)

Таким образом, корректировка правил искового производства правилами административного судопроизводства представляется весьма сложным процессом, а в практическом применении (реализации) влечет за собой целый шлейф вопросов:

– арбитражный суд не продолжает рассмотрение начатого производства по делу об административном правонарушении на основании протокола, а возбуждает новое дело на основании заявления;

– проблема сроков рассмотрения административных дел, в частности при привлечении к административной ответственности в случае, когда привлечение правонарушителя к административной ответственности производится арбитражными судами;

– приемлемость применения примирительных процедур по административным делам или все-таки следует вернуться к весьма хорошо известной форме расширению административных досудебных процедур, что позволит разгрузить суды от бесспорных, очевидных дел и сохранить здоровье, время и деньги заявителя;

– правовая природа разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики или актов высших судебных инстанций как источников права;

– проблема извещения сторон по административным делам;

– уплата государственной пошлины как обоснованного регулятора прохождения административных дел по судебным инстанциям и т.д.

1 облегченный доступ гражданина к правосудию путем установления специальных процессуальных сроков обращения в суд, порядка подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела;.

9.3. Административный процесс и административные производства

Административный процесс имеет сложную структуру, которая обусловлена широким объемом административного процесса, охватывающего многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуально-конкретных дел. Административный процесс подразделяется на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности, как части целого.

Критерием деления административного процесса на отдельные виды производств служит характер индивидуально-конкретных управленческих дел, отражающий их наиболее существенные свойства и особенности.

Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Следовательно, оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.

В науке административного права пока еще не существует единого мнения о видах административных производств. Однако в соответствии с вышеуказанным критерием классификации производств в систему административного процесса включают административные производства: производство по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти; по обращениям граждан; поощрительное производство; дисциплинарное производство; производство по делам об административных правонарушениях (последнему посвящена следующая тема).

Выделяют также материальное производство (о возмещении в административном порядке материального ущерба в результате дисциплинарного проступка); регистрационное производство; лицензионное производство; исполнительное производство (по исполнению постановлений о наложении административных наказаний) и др.

Несмотря на имеющиеся различия, указанные виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления. Как правило, то или иное производство осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и их должностные лица. Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются административно- процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс.

В рамках изложения данной темы невозможно рассмотреть все имеющиеся виды административных производств. Остановимся лишь на некоторых.

9.3.1. Производство по делам о поощрении

Процессуальные нормы, регулирующие поощрительное производство, содержатся в актах, регулирующих награждение Государственными премиями, премиями и грамотами Правительства Российской Федерации. Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (в ред. от 28.06.2005 г.) “О государственных наградах Российской Федерации”, достаточно полно регулируется разновидность поощрительного – наградное производство.

Поощрительное производство состоит из четырех стадий: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; исполнение поощрения.

Возбуждение ходатайства о поощрении. Если имеются основания для поощрения государственного служащего, то руководители государственных органов, иные должностные лица имеют право возбуждать ходатайства о применении к государственному служащему мер поощрения. Порядок возбуждения ходатайства о поощрении (награждении государственными наградами) государственных служащих федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, прокурорских работников и иных лиц определяется соответствующими федеральными органами государственной власти. Как правило, ходатайство о поощрении следует согласовывать с уполномоченными должностными лицами (процедура согласования устанавливается в каждом конкретном случае в соответствующих нормативно-правовых актах). Ходатайство о поощрении оформляется в качестве представления, в котором содержится обоснование целесообразности поощрения (награждения) государственного служащего.

Читайте также:  Приобрести комнату в коммуналке

Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган. Уполномоченные должностные лица направляют представление о поощрении в тот орган государственной власти (тому должностному лицу), который имеет полномочия по применению мер поощрения. Например, представления к награждению государственными наградами государственных служащих федеральных органов государственной власти, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и других лиц вносятся Президенту РФ руководителями соответствующих федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов.

Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения. Данная стадия производства является самой важной, так как на ней после соответствующего обсуждения представления о поощрении, проверки сведений и оценки информации о государственном служащем принимается решение о применении к нему меры поощрения. Эти решения оформляются, как правило, в виде административных актов (индивидуальных правовых актов): указы и распоряжения Президента РФ (указы – о награждении государственными наградами и распоряжения о поощрении конкретных лиц), распоряжения

Правительства РФ (например, о награждении Почетной грамотой Правительства РФ), приказы и распоряжения руководителей государственных органов.

Исполнение поощрения. На этой стадии исполняется принятое уполномоченным лицом (государственным органом) решение о поощрении (награждении), а именно: объявляются благодарности; вручаются государственные награды, почетные грамоты, премии и ценные подарки; принимается решение о повышении по службе, досрочном присвоении квалификационного разряда (классного чина, ранга). Субъекты, уполномоченные вручать поощрения и награды, могут поручить сделать это от их имени другим должностным лицам. Например, по поручению Президента РФ и от его имени государственные награды могут вручать: руководители федеральных органов государственной власти, начальник Управления Президента РФ по государственным наградам, руководители органов государственной власти субъектов РФ, полномочные представители Президента РФ, послы РФ, военачальники – от командиров дивизий и им равных. Государственные служащие, которые удостоены государственных наград, в установленных законодательством случаях и порядке пользуются льготами и преимуществами.

9.3.2. Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство – это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов «дисциплинарной власти» по применению дисциплинарных взысканий.

Общее, что характерно для производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, независимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность.

Основными видами субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник.

Работодателем могут быть государственные и негосударственные органы или организации, в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу. Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах. В качестве работника, как правило, выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям (к возрасту работника; к его состоянию здоровья и др.).

Юридическим документом, дающим право считать трудовые отношения оформленными, является письменный приказ (распоряжение) работодателя (руководителя), содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о процессуальной деятельности по привлечению к дисциплинарной ответственности можно различить два вида производства простое или сложное (рутинным).

Простое производство обычно включает в себя две стадии: возбуждение дела и принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения. Такое производство, как правило, имеет место:

во-первых: в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины ввиду ее явности;

во-вторых: когда виновный осознает свою вину и раскаивается в совершенном нарушении дисциплины.

Во всех других случаях дисциплинарное производство имеет форму сложного или рутинного и имеет, как правило, пять стадий.

1) На первой стадии производится возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Оно заключается в том, что руководитель, наделенный правом применять дисциплинарное взыскание, на основании информации о нарушении дисциплины оценивает свои юрисдикционные полномочия по применению дисциплинарного взыскания.

К этой же стадии следует относить постановление суда чести о применении мер дисциплинарного воздействия к нарушителю дисциплины, если материалы о нарушении служебной дисциплины были приняты им самостоятельно.

В некоторых случаях, когда это требуется, назначается служебная проверка, целью которой является всестороннее и объективное расследование обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода – поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников. В ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает.

Если служебное разбирательство производилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.

Рассмотрение дела осуществляется, как правило, прямым начальником привлекаемого к дисциплинарной ответственности. На этой стадии исследуются все обстоятельства, при необходимости собираются дополнительные материалы для всесторонней оценки и принятия объективного, обоснованного решения. В любом случае до принятия решения по делу, даже если служебная проверка не проводилась, от лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. На этой стадии:

анализируются письменное объяснение нарушителя служебной дисциплины, заключение служебной проверки или постановление суда чести, а также другие документы и материалы, имеющие отношение к делу;

оцениваются тяжесть совершенного проступка и степень вины;

выбирается вид дисциплинарного взыскания;

если к виновному, по мнению руководителя необходимо применить меры наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником;

даются письменные распоряжения должностным лицам (кадровым аппаратам) о подготовке проекта приказа о привлечении виновного в нарушении служебной дисциплины к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание:

обстоятельства, при которых он был допущен;

прежнее поведение виновного;

признание им своей вины;

его отношение к службе;

время нахождения на службе и знание правил ее несения;

а также другие факторы.

Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. На данной стадии после рассмотрения материалов дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

-вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

-направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и так далее);

наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

-если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, то он может направить материалы выше стоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (напр., декан – ректору );

при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбуждать уголовное дело.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания руководитель принимает в форме приказа, который является индивидуальным актом управления и должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к актам подобного рода.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Привлеченный к дисциплинарной ответственности вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание вышестоящему начальнику или в суд. В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности

начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания, как правило, не приостанавливается.

Жалоба может быть оставлена без удовлетворения или по результатам ее рассмотрения возможно изменение меры взыскания в сторону снижения. Кроме того, может быть отменен приказ о наложении дисциплинарного взыскания и принято по делу иное решение.

5) Исполнение решения является завершающей стадией дисциплинарного производства. Оно состоит в объявлении виновному под расписку, приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения.

До применения дисциплинарного взыскания начальник должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово – хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Работники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления. Основаниями такой ответственности могут служить нарушения или неисполнение законодательства, злоупотребление служебным положением, взяточничество, халатность и др.

Таковы общие стадии дисциплинарного производства. Однако следует иметь в виду, что законодательными актами установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка; 3) в порядке, установленном дисциплинарными уставами, положениями о дисциплинарной ответственности и другими актами, регламентирующими прохождение службы (например, службы в органах внутренних дел). В каждом из этих видов ответственности общие стадии дисциплинарного производства конкретизируются, отражают особенности того или иного вида дисциплинарной ответственности.

Вопросы и задания для самоконтроля:

Перечислите понятие, основные черты и принципы административного процесса.

Какова взаимосвязь понятий «процесс» и «производство»?

Дайте краткую характеристику субъекты административного процесса.

Назовите стадии административного производства.

Каковы особенности административно-процессуальных отношений?

Перечислите административные производства. На каких нормативных правовых актах они основаны?

Каково значение административно-процессуального права?

-направить материал на рассмотрение общественных организаций суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и так далее ;.

Административное судопроизводство (понятие, виды, общая характеристика).

Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 года рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Административное судопроизводство – это урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

Административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК.

Задачи административного судопроизводства. Согласно ст. 3 КАС выделяются следующие задачи административного судопроизводства:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В судебном административном процессе выделяются следующие шесть стадий:

1) производство в суде первой инстанции;

2) производство в суде апелляционной инстанции;

3) производство в суде кассационной инстанции (в двух кассационных инстанциях);

4) производство в суде надзорной инстанции;

5) производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

6) исполнительное производство.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию. Доказательственные факты.

Общие правила исполнительного производства.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Исполнительное производство представляет собой уста­новленный законом порядок принудительной реализации су­дебных актов и актов иных юрисдикционных органов, имею­щий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охра­няемых законом интересов.

К источникам исполнительного производства относятся ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах», ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК, АПК (разд. IV), ГК.

Участников исполнительного производства следует под­разделить на 4 группы: органы принудительного ис­полнения, суд (судья), стороны, другие участники исполни­тельного производства.

К органам принудительного исполнения относятся судеб­ные приставы-исполнители.Стороны – взыскатель и должник – являются главными участ­никами исполнительного производства. В число других участни­ков входят переводчики, понятые и специалисты, которые оказывают содействие сторонам и органам принудительного исполне­ния в восстановлении нарушенных или оспоренных прав.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 4429 ;

Виды административно-юрисдикционных производств производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство по применению мер административно-процессуального обеспечения , дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Тема 14 Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях

Понятие и особенности административного процесса

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Обжалование и пересмотр постановлений об административных правонарушениях

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Понятие и особенности административного процесса

Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Особенности административного процесса:

– это разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

– его цель — достижение определенных юридически значимых результатов и разрешение управленческих дел;

– промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

– регулируется административно-процессуальными нормами.

Административный процесс можно разделить на три стадии (в зависимости от содержания):

– процесс административного правотворчества;

Стадии подразделяют в зависимости от целей и задач, стоящих перед ними; для каждой стадии характерен свой круг участников, различен их правовой статус; различны сроки совершения действий на каждой стадии; для каждой стадии определен свой специфический круг юридических фактов; различается процессуальное оформление итогов.

Общими для каждой стадии и всего административного процесса в целом являются следующие стадии:

– анализ ситуации (собирается и изучается информация: административное расследование и др.);

– принятие решения (обязывает, запрещает, уполномочивает, прекращает);

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

– всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

– разрешение его в соответствии с законом;

– обеспечение исполнения вынесенного постановления;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

– принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

– обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

– гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

– принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

– принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

– принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

– принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

– принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

– принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

– принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Дата добавления: 2015-11-20 ; просмотров: 2267 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

– принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств ;.

Добавить комментарий