Электропогрузчик — какая амортизационная группа?

Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия

Электропогрузчики и штабелеры – «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее – ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее – СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров – код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие “транспортное средство” для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств ПБУ 6/01”, признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимымусловием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку – 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

Этап 2. Обратитесь к технической документации

Если основное средство в классификации и ОКОФ не упоминается, установите СПИ из срока эксплуатации ОС, указанного в технической документации или рекомендациях производителя (п. 6 ст. 258 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.06.2018 № 03-03-20/41332).

Организация приобрела грузовую Газель грузоподъемность 1,5 тонны.

Расходы на штабелер в ходе эксплуатации

Помимо расходования электроэнергии для заправки аккумулятора, самоходный штабелер может и будет периодически выходить из строя, требуя ремонта. В этом случае следует поступать так:

  1. необходимые запасные части (цепи, подшипники, рейки-направляющие, вилочные захваты, стопорные устройства, элементы питания), заменяемые в ходе ремонтов нужно включать в первоначальную стоимость;
  2. электроэнергию учитывать (списывать) по акту, согласно отработанным погрузчиком часам.

Помимо того, что она является источником экологически вредных химических веществ электролит с никелем и кадмием, свинец его сдача может принести дополнительный доход.

Для складских работ приобретен и введен в эксплуатацию электропогрузчик 1999 года выпуска, бывший в эксплуатации непрерывно с июня 1999 г. Работы на складе осуществляются в две смены. В бухгалтерском учете амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка. Как определить сумму амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Торговая организация для осуществления погрузочно – разгрузочных работ на складе в июне 2002 г. приобретает и вводит в эксплуатацию электропогрузчик 1999 года выпуска, бывший в эксплуатации непрерывно с июня 1999 г. Электропогрузчик приобретен за 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7000 руб.). Работы на складе по погрузке и разгрузке товаров осуществляются в две смены. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения прибыли срок полезного использования транспортных средств, относящихся к третьей амортизационной группе, установлен 4 года. В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования определяется исходя из норм, приведенных в Постановлении Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Для целей налогообложения прибыли амортизация рассчитывается линейным способом. Как определить сумму амортизации в бухгалтерском и налоговом учете?
Оборудование, использование которого для работ, связанных с реализацией товара, предполагается в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в бухгалтерском учете отражается в составе основных средств (п.4 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Приобретение основных средств отражается в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы”, субсчет 08-4 “Приобретение объектов основных средств”, в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в сумме фактических затрат на приобретение (без НДС). Сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования, отражается по дебету счета 19 “НДС по приобретенным ценностям” и кредиту счета 60.
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств отражается записью по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08, субсчет 08-4, на основании первичного документа, составленного по унифицированной форме ОС-1 “Акт приемки – передачи основных средств”, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
После принятия к учету погрузчика в составе основных средств организация получает право на налоговый вычет суммы НДС, предъявленного поставщиком, при наличии счета – фактуры и документов, подтверждающих уплату суммы налога поставщику (ст.ст.171, 172 Налогового кодекса РФ). В бухгалтерском учете принятие НДС к вычету отражается по дебету счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” и кредиту счета 19.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п.17 ПБУ 6/01) одним из способов, указанных в п.18 ПБУ 6/01, и в соответствии с учетной политикой организации. Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта (п.20 ПБУ 6/01). В данном случае при определении срока полезного использования электропогрузчика организации следует учесть износ приобретенного объекта согласно данным о его эксплуатации с момента выпуска. Данные о технической характеристике, дате выпуска, дате ввода в эксплуатацию, ремонтах, о техническом состоянии в момент передачи электропогрузчика могут содержаться в договоре о купле – продаже основного средства (или в приложении к договору) либо в акте о передаче. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п.21 ПБУ 6/01).
В целях бухгалтерского учета для определения норм амортизации в случае применения линейного метода организации могут использовать Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Несмотря на то что в данном случае организация в целях бухгалтерского учета применяет метод уменьшаемого остатка, считаем, что этот документ может использоваться для определения оставшегося срока полезного использования приобретенного оборудования. Для электропогрузчиков (шифр 41718, группа “Машины и оборудование”) норма годовых амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости устанавливается в размере 16,7%. То есть срок полезного использования данного оборудования составляет 6 лет (100% / 16,7%). Причем вышеназванные нормы амортизационных отчислений по машинам и оборудованию установлены исходя из режима работы в две смены (п.1 Общих примечаний к Постановлению Совмина СССР N 1072), следовательно, для условий данного примера не требуется пересчета срока полезного использования. Исходя из указанного срока полезного использования и времени, в течение которого электропогрузчик находился в эксплуатации у предыдущих собственников, оставшийся срок его полезного использования определяется следующим образом:
с июня 1999 г. по май 2005 г. – нормативный срок полезного использования (6 лет);
с июня 1999 г. по июнь 2002 г. – электропогрузчик находился в эксплуатации у предыдущего владельца (3 года и 1 месяц);
с июля 2002 г. по май 2005 г. – оставшийся срок полезного использования (2 года 11 месяцев).
Годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.19 ПБУ 6/01). Для электропогрузчика коэффициент ускорения действующим законодательством не предусмотрен.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п.19 ПБУ 6/01).
Приведем расчет амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка. Исходя из оставшегося срока полезного использования объекта (2 года 11 месяцев = 35 месяцев) размер годовой нормы амортизационных отчислений составляет 34,29% (100% / 35 мес. х 12 мес.)
Таким образом, сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:
в 2002 г.: 1000 руб. 13 коп. (35 000 руб. х 34,29% / 12 мес.);
в 2003 г.: остаточная стоимость на 01.01.2003 – 28 999 руб. 22 коп. (35 000 руб. – 6 мес. х 1000,13 руб.), ежемесячная амортизация 828 руб. 65 коп. (28 999,22 х 34,29% / 12 мес.);
в 2004 г.: остаточная стоимость на 01.01.2004 – 19 055 руб. 42 коп. (28 999,22 руб. – 12 мес. х 828,65 руб.), ежемесячная амортизация 544 руб. 51 коп. (19 055,42 х 34,29% / 12 мес.);
в 2005 г.: остаточная стоимость на 01.01.2005 – 12 521 руб. 30 коп. (19 055,42 – 12 мес. х 544 руб. 51 коп.), ежемесячная амортизация 357 руб. 80 коп. (12 521,30 х 34,29% / 12 мес.).
Итого накопленная сумма амортизации на момент окончания предполагаемого срока использования электропогрузчика будет равна 24 267 руб. 70 коп. (6 х 1000,13 + 12 х 828,65 + 12 х 544,51 + 5 х 357,80), что меньше первоначальной стоимости объекта на 10 732 руб. 30 коп. (35 000 руб. – 24 267,70 руб.).
На основании п.22 ПБУ 6/01 амортизационные отчисления по объекту основных средств производятся до полного погашения стоимости этого объекта или до момента выбытия и списания этого объекта с бухгалтерского учета. Считаем, что если по истечении срока полезного использования объекта основных средств осталась недоамортизированной часть его стоимости, то организация исходя из состояния этого объекта может установить для целей бухгалтерского учета дополнительный срок полезного использования, в течение которого доамортизировать стоимость этого объекта. При этом в течение дополнительного срока полезного использования начисление амортизации по объекту может производиться любым из перечисленных в п.18 ПБУ 6/01 способов.
Например, организацией может быть установлен дополнительный срок полезного использования электропогрузчика, равный 1 году (с июня 2005 г. по май 2006 г.), с применением линейного метода начисления амортизации. Тогда сумма ежемесячных амортизационных отчислений рассчитывается исходя из стоимости объекта по состоянию на 01.06.2005 и нормы годовых амортизационных отчислений – 100%. Сумма ежемесячной амортизации будет равна 894 руб. 36 коп. (10 732,30 х 100% / 12).
Амортизационные отчисления в целях бухгалтерского учета относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.п.5, 8 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Организации, осуществляющие торговую деятельность, расходы на амортизацию основных средств отражают по дебету счета 44 “Расходы на продажу” в корреспонденции с кредитом счета 02 “Амортизация основных средств”.
Для целей налогообложения прибыли приобретенное имущество является амортизируемым на основании п.1 ст.256 и п.1 ст.257 НК РФ. В налоговом учете расходы по приобретению амортизируемого основного средства, используемого при реализации товаров, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в сумме амортизационных отчислений в течение срока полезного использования объекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пп.3 п.2 ст.253, п.2 ст.259 НК РФ). Срок полезного использования для налогового учета определяется организацией согласно п.1 ст.258 НК РФ с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”, а размер ежемесячных амортизационных отчислений – в соответствии со ст.259 НК РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 электропогрузчики (код ОКОФ 15 3599301) относятся к третьей амортизационной группе, включающей имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (п.12 ст.259 НК РФ). В данном случае, принимая во внимание то, что электропогрузчик эксплуатировался 3 года и 1 месяц предыдущим владельцем, при установлении для целей налогообложения прибыли срока службы электропогрузчика 4 года амортизация будет начисляться в течение 11 месяцев. При применении линейного метода ежемесячная норма амортизации составит 9,09% (1/11 х 100%).
В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2 (п.7 ст.259 НК РФ). Допустим, распоряжением руководителя организации в отношении оборудования, эксплуатируемого в 2 смены, установлен специальный коэффициент 1,85. В таком случае ежемесячная норма амортизации электропогрузчика составит 16,82% (9,09% х 1,85).
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта (п.4 ст.259 НК РФ). Таким образом, сумма амортизации, учитываемой ежемесячно при налогообложении прибыли, составит 5887 руб. (35 000 руб. х 16,82%).
————————–T——T——T——-T—————-¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦ Бухгалтерские записи 12 июня 2002 г. ¦
+————————-T——T——T——-T—————-+
¦Произведена оплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поставщику за ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦электропогрузчик ¦ 60 ¦ 51 ¦ 42 000¦расчетному счету¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражены вложения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ Отгрузочные ¦
¦электропогрузчика ¦ ¦ ¦ ¦ документы ¦
¦(42 000 – 7000) ¦ 08-4 ¦ 60 ¦ 35 000¦ поставщика ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражена сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленная поставщиком¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электропогрузчика ¦ 19 ¦ 60 ¦ 7 000¦ Счет-фактура ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Принят к учету в составе ¦ ¦ ¦ ¦ Акт приемки- ¦
¦основных средств ¦ ¦ ¦ ¦ передачи ¦
¦электропогрузчик ¦ 01 ¦ 08-4 ¦ 35 000¦основных средств¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Принята к вычету сумма ¦ ¦ ¦ ¦ Счет-фактура, ¦
¦НДС по оплаченному и ¦ ¦ ¦ ¦ Акт приемки- ¦
¦принятому к учету ¦ ¦ ¦ ¦ передачи ¦
¦электропогрузчику ¦ 68 ¦ 19 ¦ 7 000¦основных средств¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦ Ежемесячно с июля по декабрь 2002 г. ¦
+————————-T——T——T——-T—————-+
¦Отражена в составе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходов на продажу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сумма амортизации по ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦электропогрузчику ¦ 44 ¦ 02 ¦1000,13¦ справка-расчет ¦
L————————-+——+——+——-+—————–
В.В.Миронова
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
29.08.2002

18 ПБУ 6 01, и в соответствии с учетной политикой организации.

Погрузчик амортизационная группа

2017 N Ф04-2570 2017 по делу N А70-12797 2016, Определением Верховного Суда РФ от 25.

Автопогрузчик: как учесть расходы?

264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако автопогрузчик не является транспортом, поэтому эта норма в нашем случае не применяется. В то же время в п. 1 ст. 264 приведен открытый перечень затрат. Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). По мнению чиновников, расходы на приобретение ГСМ также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, затраты на трансформацию и передачу энергии (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848). Поэтому расходы на топливо для автопогрузчика вполне можно учесть в целях исчисления налога на прибыль, но только при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Читайте также:  Как досрочно погасить кредит в втб

Напомним, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (другими словами, экономически оправдан должен быть размер расходов), а к документально подтвержденным — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также документальным подтверждением признаются документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе).

6 Федерального закона от 08.

Амортизационные группы основных средств: как определять в 2020 году

Расшифровка группы представлена в ОКОФ.

Определите амортизационную группу основного средства так:

  • Если есть код в классификации ОС, посмотрите, к какой амортизационной группе ОС относится.
  • В первой графе ОКОФ найдите вид имущества, к которому относится ОС (9 цифр).
  • Проверьте в первой графе классификации ОС код, указанный в ОКОФ.

Если кода в классификации ОС нет, определите амортизационную группу одним из способов: Код подкласса имущества отличается от кода вида имущества тем, что седьмая цифра в нем — всегда ноль.

Например, роторный насос относится к подклассу 14 2912010 (насосы центробежные, поршневые и роторные). Если и этого кода в классификации ОС нет, определите амортизационную группу вторым способом. Класс имущества отличается от кода вида имущества тем, что седьмая, восьмая и девятая цифры в нем — всегда нули.

Читайте также:  Нормативы отопления в жилых помещениях

Например, роторный насос относится к классу 14 2912000 (насосы и оборудование компрессорное).

Определите амортизационную группу основного средства так.

Департамент Общего аудита по вопросу ввода в эксплуатацию трансформаторной подстанции

В августе 2015 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию Трансформаторной подстанции мощностью 2500 кВА.
Вопрос: При вводе в эксплуатацию следует разделить этот объект – на здание трансформаторной подстанции и силовое оборудование?
Или вводить этот объект как Комплектную трансформаторную подстанцию мощностью 2500 кВА?
Какие коды ОКОФ и налоговую группу следует применить?
Справочно:
Здание трансформаторной подстанции на железобетонном фундаменте, из металлического каркаса, со стенами из долговечных стеновых сэндвич- панелей, перекрытия и кровля сэндвич- панели (проф.листы кровельные) .
Силовое оборудование – аппаратура электрическая высоковольтная (трансформаторы напряжения, системы компенсационные, устройства низковольтные, реле, предохранители и т.д.)

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01[1] сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В силу пункта 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Таким образом, в общем случае для целей бухгалтерского учета Организация вправе определять срок полезного использования объекта основных средств одним из указанных способов. При этом избранный способ закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета (пункт 7 ПБУ 1/2008[2]).

В свою очередь пунктом 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, Организацией создан объект трансформаторной подстанции, фактически, включающий в себя каркасное металлическое здание на фундаменте, и непосредственно электрическое высоковольтное оборудование, которое смонтировано в данном здании.

На наш взгляд с точки зрения приведенных норм ПБУ 6/01 объектом основных средств в рассматриваемой ситуации будет являться здание с расположенным в нем оборудованием, представляющим собой комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В то же время, если срок полезного использования здания и входящего в его состав оборудования будут существенно отличаться, то Организация вправе учитывать их как отдельные самостоятельные объекты.

В ответе мы исходим из того, что при определении срока полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета Организация использует Классификацию[3].

Распределение объектов основных средств в Классификации по амортизационным группам произведено в соответствии с кодами Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359 (далее ОКОФ).

Так, в Классификаторе имеются следующие ОКОФ, которые могут соответствовать рассматриваемым объектам основных средств:

11 4527343 – «Здание подстанции трансформаторной»;

– 14 3115130 – «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью от 1000 до 6300 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно)», относится к группе с ОКОФ 14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные»;

– 14 3115203 – «Подстанции трансформаторные комплектные (КТП) III габарита (мощностью от 1000 до 6300 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно)», относится к группе с ОКОФ 14 3115020 «Подстанции трансформаторные комплектные».

Указанные коды ОКОФ в соответствии с Классификацией включены в 7-ю амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет:

– ОКОФ 11 0000000 – «Здания (кроме жилых), деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные»;

– ОКОФ 14 3115000 – «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы (кроме 14 3115030)».

Кроме того, в Классификаторе имеется код ОКОФ 14 3120010 «Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители)».

Часть оборудования, относящегося к данной группе, включено в соответствии с Классификаций в 6-ю амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет, а часть оборудования (в том числе выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения; разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения; трансформаторы напряжения высоковольтные) включено в 7-ю амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом срок полезного использования здания подстанции и входящего в него оборудования существенно не отличаются.

В связи с этим, на наш взгляд, данная трансформаторная подстанция может быть учтена единым объектом основного средства (например, с кодом ОКОФ 14 3115020 «Подстанции трансформаторные комплектные») со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет.

Налоговый учет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Отметим, что нормы НК РФ не устанавливают порядка определения инвентарного объекта основного средства.

В связи с этим, на наш взгляд, налогоплательщик вправе руководствоваться нормами ПБУ 6/01, в соответствии с которыми инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет. При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации, как было отмечено нами ранее, срок полезного использовании здания подстанции и входящего в него оборудования, определенные по данным Классификации, существенно не отличаются, данная трансформаторная подстанция, по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли подлежит учету единым объектом основного средства (например, с кодом ОКОФ 14 3115020 «Подстанции трансформаторные комплектные») со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет.

Коллегия Налоговых Консультантов, 31 августа 2015

[1] ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н

[2] ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н

[3] Постановление Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации, как было отмечено нами ранее, срок полезного использовании здания подстанции и входящего в него оборудования, определенные по данным Классификации, существенно не отличаются , данная трансформаторная подстанция, по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли подлежит учету единым объектом основного средства например, с кодом ОКОФ 14 3115020 Подстанции трансформаторные комплектные со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет.

Для чего нужна классификация основных средств

С 01.01.2017 начали действовать новые коды ОКОФ, поэтому потребовалось внести изменения в методологию классификации. Чтобы рассчитать величину амортизации, бухгалтер определяет метод и срок полезного использования основных средств, классификатор 2020 года ему в этом поможет. С его помощью и выявляется срок полезного использования основных средств по амортизационным группам. Регламентируют данную процедуру следующие нормативно-правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2002;
  • Постановление Правительства РФ № 640 (п. 2) от 07.07.2016 — обновленный классификатор основных средств 2020 с расшифровкой.

Несмотря на изменения методологии классифицирования, блоки амортизации не изменились.

Инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный.

Амортизационные группы срок полезного использования

СПИ выступает основным критерием отнесения актива к одной из представленных групп амортизации.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

  • Иностранные работники: прием на работу, налогообложение и страховые взносы
  • Деятельность ИП
  • Гражданское законодательство
  • Документооборот
  • ЕНВД
  • Закупки
  • Кассовые операции
  • Налог на прибыль
  • Налоговые проверки
  • НДС
  • НДФЛ
  • Общества с ограниченной ответственностью
  • Практические советы по работе с Системой КонсультантПлюс
  • Процессуальные вопросы
  • Регистрация ИП и юридических лиц
  • Реклама
  • Страховые взносы
  • Торговый сбор
  • Трудовое законодательство
  • УСН

Деятельность ИП.

К какой амортизационной группе можно отнести электродвигатель?

Все средства, используемые предприятиями в течение определённого периода для каких-либо целей: работ, производственных средств, услуг, управленческих нужд, являются его имуществом. При этом все приобретаемые средства оцениваются в нескольких определениях, выражающих полную оценочную стоимость. В данных расчёт входит:

  • первоначальная стоимость, определяемая в том числе из затрат на изготовление, транспортировку, сооружение и прочие моменты;
  • амортизация продукта за время эксплуатации.

Амортизация – это способ рассчитать стоимость средств путём частичного перенесения первоначальной их стоимости на общую себестоимость. То есть, расчёт амортизации определяет общую экономическую выгоду, которую предприятие получило при использовании объекта данных средств. В зависимости от сроков полезного использования, налоговым кодексом определено 10 амортизационных групп, имеющих свой временной интервал. Это же необходимо и для определения налога на прибыль.

Что касается средств электротехники, то таким агрегатам, как асинхронные электродвигатели в обычном расчёте принято предполагать эксплуатационный срок 15-20 лет в условиях правильной эксплуатации. Причём возможный капитальный ремонт не учитывается. В соответствии с этим, следовало бы отнести электродвигатель к седьмой группе амортизации по казанному эксплуатационному сроку. Но, существует ряд причин, связанных со значительным сокращением эксплуатационных сроков через значительное отступление от правил технической эксплуатации и плохое качество напряжения. В числе таковых:

  • несоответствующие условия окружающей среды, характеризующиеся повышенными параметрами температуры и влажности;
  • наличие технологических перегрузок;
  • нарушение нормального охлаждения;
  • снижение сопротивления изоляции.

По роду деятельностей, наличие подобных проблем приводит к тому, что многие электродвигатели не успевают выслужить и половины предполагаемого срока. Так, например, используемые для работ в скважинах электродвигатели Siemens небольших мощностей почти в 60% случаев не вырабатываются и более года. А это приводит не лишь к возможным тяжёлым авариям, но и к большим материальным ущербам. Поэтому стоило бы отнести данные агрегаты не к 7-й, а первой амортизационной группе. Другие, находящиеся в более подходящих условиях, можно поднять до второй или третьей со сроков эксплуатации до 5 лет.

Но, благодаря наличию ряда устройств, позволяющих обезопасить работу электроприводных агрегатов, сроки эксплуатации могут сравнительно повыситься. Среди таковых можно вспомнить:

  • Устройства плавного пуска. Выполняющие контроль запуска двигателя, они снимают целый ряд напряжений, влияющих на долговечность эксплуатации;
  • Частотные преобразователи. Их применение снижает выработку двигателей, позволяет контролировать режимы и обезопасить от повышения напряжения, перепадов и ряда прочих возникающих проблем;
  • Конденсаторные установки. Благодаря установкам улучшается показатель такого важного фактора, как качество электроэнергии, а также повышается степень защиты, уменьшается энергорасход сети и самих потребителей.

При использовании названных и некоторых подобных приспособлений, средняя степень эксплуатации электродвигателей значительно увеличивается, повышая экономический показатель, связанный с амортизацией. И даже при использовании хотя бы одного из контрольно-защитных устройств, позволяющих исключить фактор электросети и возможные технологические перегрузки можно предположить, что период нормальной работы электродвигателя будет равен 7-10 лет, без проведения капитального ремонта. Такие показатели соответствуют пятой амортизационной группе. При учёте относительно невысоких цен на данные агрегаты и важности ими выполняемой работы, оценочная стоимость может, хоть и не отвечать паспортным величинам, но в значительной мере соответствовать уровню допустимой расчётными путями амортизации.

Остались вопросы?
Специалисты ЭНЕРГОПУСК ответят на Ваши вопросы:
8-800-700-11-54 (8-18, Пн-Вт)

первоначальная стоимость, определяемая в том числе из затрат на изготовление, транспортировку, сооружение и прочие моменты;.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия

Электропогрузчики и штабелеры – «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Читайте также:  Выплаты за совмещение должностей (размер) в 2020 году

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее – ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее – СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров – код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие “транспортное средство” для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств ПБУ 6/01”, признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку – 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

для штабелеров – код ОКОФ 14 2921030 3 машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства , соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела Машины и оборудование и третьей амортизационной группе имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно ;.

Амортизационная группа: грузовой автомобиль

Для автомобильного транспорта документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Обратите внимание, что письмо продавца о периодах эксплуатации оборудования предыдущими собственниками не является достаточным основанием для уменьшения срока полезного использования данного оборудования».

К какой группе амортизации относится легковой автомобиль. Амортизационная группа: грузовой автомобиль.

Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно).

Отличительные признаки автомобилей высшего класса названы в письме ГТК России от 26.02.97 № 04-30/3515. Это, например, репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, отличия от базовой модели, бронированный кузов, форма кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона.

Нормами НК РФ не установлено, каким именно документом подтверждается срок полезного использования и время фактической эксплуатации основного средства предыдущим собственником.

Добавить комментарий