Средняя длительность выезднйо проверки – 89 дней

Средняя длительность выезднйо проверки – 89 дней

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По общему правилу, предусмотренному п.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке.

Приостановление проверки

Выездная проверка начинается в тот день, когда руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) вынес решение о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается проверка составлением справки о ее проведении. Проверяющие должны вручить справку в последний день проверки.

Выездная проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции (или его заместителя). Решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит руководитель (или его заместитель) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении такой проверки (п. 6 ст. 89.1 НК РФ). Перечислим причины, по которым может произойти приостановление проверки:

  • необходимо получить у контрагента проверяемой компании документы, которые касаются ее деятельности (договоры, платежные документы и т. п.);
  • необходима дополнительная информация от иностранных государственных органов;
  • нужно провести экспертизу;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные фирмой на иностранном языке.

У приостановки налоговой проверки по первому основанию есть ограничение. А именно: инспекторы могут, прервав проверку, обратиться к одному и тому же контрагенту только один раз. Приостановить проверку из-за этого же партнера второй раз они не вправе.

Обратите внимание: на то время, пока проверка приостановлена, налоговики обязаны вернуть все оригиналы документов, которые им передали. Исключение составляют бумаги, которые были получены контролерами во время выемки. Кроме того, если проверяющие находились на территории проверяемой фирмы, они должны ее покинуть, прекратив все действия, связанные с ревизией.

При этом в период приостановления проверки налоговики могут допрашивать сотрудников проверяемой компании и вызывать ее представителей для дачи пояснений. Такие действия законны, если осуществляются не на территории налогоплательщика.

Общий срок приостановки проверки не может быть больше шести месяцев. Но есть одно исключение. Если в течение этого срока проверяющим не удалось получить ответ от иностранного государства, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.

Возобновляется проверка решением руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;.

Какими документами оформляется изменение сроков

Для приостановления/возобновления/продления сроков контрольных мероприятий необходимо составление документов в соответствии с регламентированной формой.

П. 6 ст. 89 НК РФ,

приложение 4 к приказу № ММВ-7-2/189@

Приложение 2 к приказу № ММ-3-06/281@

П. 9 ст. 89 НК РФ

Приложения 5, 6 к приказу № ММВ-7-2/189@

Обоснованное решение об увеличении продолжительности ВНП принимается руководителем УФНС субъекта РФ. Продление сроков проверки, проводимой МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а также УФНС субъекта РФ, ФНС РФ осуществляется руководителем ФНС РФ.

ВНП приостанавливается и возобновляется руководителем налогового органа, проводящего проверку.

Обоснованность приостановления/продления сроков проверки часто становится предметом судебных споров. Например, обеспечение полноты и всесторонности, необходимость детального исследования отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности не могут быть признаны достаточными основаниями для увеличения срока ВНП (постановление АС СЗО от 11.09.2015 по делу № А21-6006/2014, постановление ФАС ВСО от 31.01.2012 по делу № А19-8432/2011, постановление АС МО от 17.07.2015 по делу № А41-46433/14 и др.).

Относительно последствий выхода за пределы сроков ФНС РФ в письме от 22.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

После этого инспекторы должны подписать акт проверки на это у контролирующего органа есть два месяца.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Статьи

Суды трех инстанций не согласились с заявителем и отказали в удовлетворении заявления, так как.

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Проверка осуществляется ФНС России.

Повторная проверка при подаче уточненки

Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка) (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Чиновники считают, что вправе. В письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 Минфин России указал, что в рамках повторной выездной налоговой проверки, назначенной в связи с подачей уточненной декларации, проверяется период, за который она представлена. Поэтому проверяемый в ходе указанной повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Такого же мнения придерживается и Верховный суд. В Определении от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 он рассмотрел ситуацию, когда компания 26 декабря 2011 г. представила уточненные декларации за июнь, август и декабрь 2009 г., в которых отражены суммы предъявленных к возмещению акцизов, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, и сумма налога указана в размере, меньшем ранее заявленного. Налоговая инспекция в 2013 г. провела повторную выездную проверку периода, за который были представлены уточненные декларации. Компания посчитала, что налоговики вышли за трехлетний срок, установленный п. 10 ст. 89 НК РФ.

Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки (29 декабря 2012 г.), поэтому спорный период (2009 г.) не выходит за пределы трехлетнего срока, установленного в п. 10 ст. 89 НК РФ. Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ высказала правовую позицию, что повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности:

Читайте также:  Можно ли брать основной отпуск на 2 дня в счет

существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;

способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.08.2018 по делу № А21-10802/2017 признал решение о проведении выездной проверки, принятое спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной налоговой декларации, нарушающим права и законные интересы компании.

А расширительное толкование положений, содержащихся в законе, или распространение их на случаи, не указанные в нем, недопустимо.

Продлевается ли срок подачи документов налогоплательщиком, если выездная проверка приостановлена?

По ст 93 НК РФ проверяемые должны предоставить требуемые налоговым органом документы в течение 10 дней. Срок увеличивается до 20 дней, если проверке подвергается группа налогоплательщиков. П 9 ст 89 НК РФ включает основания, по которым решением руководителя налоговой службы проверка может быть временно приостановлена. Пока проверка не производится из-за приостановления, действия службы по истребованию документов у плательщика тоже замораживаются. Чтобы затребовать документы у плательщика при проверке, нужно передать ему соответствующее требование. Если проверка приостанавливается, то требования проверяемому не направляются. Но если требование было направлено до приостановления проверки, то оно считается действительным и подлежит выполнению. Не важно при этом, когда плательщик его получит – до или после заморозки проверки. В любом случае он должен это требование выполнить в положенный десятидневный срок. Если проверяемая фирма или лицо, не может в отведенный срок передать документы в Налоговую, то на следующий день после получения требования можно письменно известить службу об этом. В уведомлении указываются причины, из-за которых бумаги не могут быть переданы вовремя и удобные для налогоплательщика сроки их предоставления. Руководитель налогового органа рассматривает эту просьбу и решает продлить проверяемому срок подачи бумаг или отказать. Эта процедура самостоятельная, и к действиям Налоговой службы, указанным в п 9 ст 89 НК РФ она никак не относится. Так, факт продления срока подачи документов и факт приостановления выездной проверки между собой никак не связаны. Поэтому направить просьбу о продлении срока подачи бумаг проверяемый может в том числе и в период приостановления выездной проверки. Рассматриваться это ходатайство будет в общем порядке.

Если проверяемая фирма или лицо, не может в отведенный срок передать документы в Налоговую, то на следующий день после получения требования можно письменно известить службу об этом.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Однако при запрете на применение ст.

Статья 89. Выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Положения части второй статьи 89, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, признаны не противоречащими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора – организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(часть шестая введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

1999 N 154-ФЗ При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.

Налоговая проверка больше чем за три года

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Читайте также:  Что такое группа учета в военном билете

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» – допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС – за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/пИсключенияОснования
1Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки.Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога.Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции.Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.
  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст.

Выездная налоговая проверка: как подготовиться

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя (заместителя руководителя) инспекции.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации. [i] В двух случаях решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. [ii]

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки. [iii] Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки. [iv]

Критерии отбора организаций на выездную проверку утверждены приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333.

Налоговая инспекция может назначить проверку если:

налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности;

убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов (убыток не менее двух лет);

значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов по НДС за 12 последних месяцев 89 и более процентов);

темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации;

среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности (информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата и ФНС России;

заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин (учитываются обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды); [v]

непредставление пояснений о выявленных несоответствиях показателей деятельности, и/или непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и/или наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.;

переходы между налоговыми инспекциями;

отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности по данным бухучета меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов.

В приказе не сказано, сколько критериев должно соблюдаться в организации, чтобы ее включили в план проверок. То есть инспекция может назначить выездную проверку, даже если этот критерий один или их совсем нет.

Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции.

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена. [vi]

В ходе выездной налоговой проверки инспекторы могут:

запрашивать документы у проверяемой организации;

требовать документы у контрагентов проверяемой организации и иных лиц;

привлекать к проверке специалистов и переводчиков;

инвентаризировать имущество проверяемой организации;

проводить осмотры помещений, используемых проверяемой организацией;

проводить выемку документов и предметов, принадлежащих проверяемой организации.

В ходе проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. Организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. [vii]

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения. [viii]

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов в рамках выездной проверки является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа по статье 126 НК РФ (налоговый кодекс) составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации также административную ответственность.[ix]

Способы представления документов

Документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна представить:

на бумаге (в виде копий или подлинников в зависимости от того, как указано в требовании);

в электронном виде (если документы, истребуемые у организации, составлены в электронном виде). [x]

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз, но только по закрытому перечню оснований. [xi]

В отношении приостановления действуют два ограничения. [xii]

В период приостановления проверки инспекция:

не может запрашивать документы у проверяемой организации;

должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);

обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка. [xiii]

Срок проведения проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. Основания для продления выездной налоговой проверки приведены в п. 2 приложения 4 к приказу ФНС России 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189.

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку. [xiv] Проверяющие должны вручить ее представителю организации в день составления. [xv]

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки, проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки. [xvi] Составить документ инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты его подписания. [xvii]

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию.

По общему правилу на основе всех имеющихся материалов налоговой проверки инспекция принимает в 10-дневный срок окончательное решение по итогам выездной проверки. [xviii]

По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в МВД для возбуждения уголовного дела.

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки организацию могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения. [xix]

Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности:

истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;

отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Административная ответственность

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности. [xx]

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передаются в МВД. На основе этих данных сотрудники МВД будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. [xxi]

Как вести себя с проверяющими при выездной проверке

Не нужно относиться к проверяющим негативно, дайте понять инспекторам, что вы готовы с ними сотрудничать.

Начинайте общение с ними всегда культурно. Сначала попросите их представиться и предъявить служебное удостоверение. Перепишите все данные из удостоверения.

Подготовиться к проверке нужно следующим образом: проверьте, все ли документы за проверяемый период имеются в наличии, достаточно ли обоснованы расходы за период проверки, верно ли сформирована база по налогам. К проверке будет более правильным подготовить кладовщика, кассира, других материально ответственных лиц.

Как действовать во время проверки

Обычно возникает вопрос, где разместить проверяющих. Если есть возможность, разместите их в отдельном помещении. Это объясняется следующим: на практике рядовые сотрудники несерьезно относятся к присутствию проверяющих. В результате последние могут услышать информацию, которая для них не предназначалась, и в итоге использовать эти сведения в своих целях. Поэтому нужно предупредить всех сотрудников, что на предприятии идет налоговая проверка, поэтому, чтобы «не отвлекать» проверяющих, контактировать с ними не нужно. Также предупредите сотрудников, что своими разговорами они могут невольно помочь проверяющим и тем самым навредить организации.

К проверяющим стоит «прикрепить» знающего бухгалтера – того, кто имеет представление практически обо всей деятельности бухгалтерии и понимает, где какой документ взять. В таком случае, главный бухгалтер может не отвлекаться от дел. Это очень важно для тех ситуаций, когда проверка приходится на какой-либо отчетный либо налоговый период.

Лучше не допускать того, чтобы проверяющие забирали часть документов с собой. В противном случае есть вероятность, что инспектор сделает «неудобные» для вашей организации выводы, также есть вероятность, что документы затеряются. Если инспекторам нужна информация, сделайте для них копии документов. Но прежде попросите их оформить официальный запрос.

Сразу предупредите инспектора, что окончание рабочего времени у вас, к примеру, в 18:00, и вы уходите домой. Проверяющий не сможет потребовать от вас задержаться. А чем меньше времени у него будет на проверку – тем лучше.

Обязательно предупредите контрагентов о возможной встречной проверке. Это важно и для того, чтобы по итогам проверок у вас не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах.

Если вы видите, что по определенному вопросу явно правы, а проверяющие все равно фиксируют ошибку, не мешайте им. Инспекторам будет, что написать в акте, а в возражениях к проверке вы сможете это легко оспорить.

Другое дело, когда речь идет о существенном нарушении законодательства. Тут уже надо отстаивать все и сразу, предпринимать любые меры (объяснять, обосновывать и т.п.), чтобы в акт данная информация не попала.

Не давайте прямого ответа на неудобные вопросы. Вы можете выиграть время, указав на то, что вам нужно подумать и вспомнить детали.

Если есть возможность, директор организации должен отсутствовать во время проверки. В таком случае вы всегда можете ссылаться на то, что вам нужно время выяснить у руководителя то или иное обстоятельство.

Если запросили спорный документ, тяните время и предоставьте его позднее. Можно сказать, что именно сейчас вас вызывает руководитель, и отдать документ с опозданием.

Загрузите инспектора большим количеством документов для проверки. То есть, инспектору предоставляется такой большой объем макулатуры, что он подсознательно теряет желание все это проверить.

Используйте проверку в своих целях для получения ответов на спорные вопросы, не урегулированные действующим законодательством.

Однозначно сказать какие последствия ожидают компанию после проведения выездной проверки невозможно. Все зависит от того, нашли ли проверяющие какие-либо нарушения или нет, насколько они серьезные, как быстро организация погасила недоимки (штрафы, пени) если таковые были начислены по результатам проверки и т.д.

[i] абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ

[ii] абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ

[iii] абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ

[iv] абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ

[v] постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53

[vi] письмо ФНС России от 18.11.2010 г. № АС-37-2/15853

[vii] абз. 1 п. 12 ст. 89 НК РФ

[viii] абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

[ix] ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

[x] п. 2 ст. 93 НК РФ

[xi] п. 9 ст. 89 НК РФ

[xii] абз. 6,8 п. 9 ст. 89 НК РФ

[xiii] абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ

[xiv] приложение 7 к приказу ФНС России от 08.05.2015г. № ММВ-7-2/189, п. 15 ст. 89 НК РФ

[xv] абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ

[xvi] приказ ФНС России от 08.05.2015г. № ММВ-7-2/189

[xvii] п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

[xviii] п. 1 ст. 101 НК РФ

[xix] п. 7 ст. 101 НК РФ

[xx] п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 5 ч. 2 и ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

Добавить комментарий