Право на политическое убежище

Право на политическое убежище

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

Предоставление П.у. означает:

– разрешение на въезд в данное государство;

– право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

– гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

е) представившему заведомо ложные сведения;

ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

а) по соображениям государственной безопасности;

б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Предоставление П.

Политическое убежище в РФ и экстрадиция

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту – документам не дается ход):

В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека.

Право на политическое убежище

Политическое убежище может предоставляться лицу, преследуемому на родине за политические, религиозные и иные убеждения, но только при условии, что эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Последнее обстоятельство особо важно, так как в антидемократическом государстве с государственной идеологией закон может признавать преступлением просто инакомыслие, но это не должно становиться препятствием для получения убежища. Поэтому значение должен иметь только международный стандарт, а не национальное определение преступности деяния. Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России и регулируется
Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12 июля 2012 г.).

Согласно этому положению, лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

С предоставлением политического убежища связан вопрос экстрадиции. Экстрадиция – это передача другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное дело или вынесен приговор. Экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. Однако, существует конституционный запрет выдачи гражданина России другому государству (ст. 61 Конституции РФ).

Читайте также:  Как пенсионеру заработать деньги на дому

Контрольные вопросы

1. Что такое гражданство?

2. Назовите основные принципы Российского гражданства.

3. Назовите основания, позволившие Ж. Депардье, не проживавшему на территории России и не знавшему русского языка получить российское гражданство.

4. Кто такие иностранные граждане и апатриды?

5. Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы?

6. Может ли иностранный гражданин иметь статус вынужденного переселенца?

7. Что такое экстрадиция?

Темы рефератов

1. Конституционно-правовые статусы личности в Российской Федерации.

2. Гражданство и брак в Российской Федерации.

3. Государственные органы по делам гражданства.

4. Правовое положение бипатридов.

5. Конституционно-правовые вопросы экстрадиции.

Литература

1.Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г. № 9.

2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 22. Ст. 2031.

3. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в редакции от 25 ноября 2013 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 427.

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.

5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 34. Ст. 4029.

6. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 425.

7. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. № 30. Ст. 3285.

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 6 августа 2014 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4571.

9. Артамонов, О. В., Малумов Г. О. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». / О. В. Артамонов, Г. О. Малумов. – М.: Деловой двор, 2009.

10. Басик, В. П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России / В. П. Басик. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 318 с.

11. Головистикова, А. Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов / А.Н. Головистикова // “Законодательство и экономика”, 2005. – № 5.

12. Корявцев, В. В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное / В. В. Корявцев. – СПб.: Весь, 2005. – 128 с.

13. Кутафин, О. Е. Российское гражданство. / О. Е. Кутафин. – М.: Юрист, 2003. – 287 с.

14. Левченко, И. П. и др. Российское гражданство: учеб. Пособие для вузов / И. П. Левченко (и др.). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, 2005. – 350 с.

15. Шабайкин, Ю. Н. Двойное гражданство / Ю. Н. шабайкин. – М.: Юрист, 2008. – 97 с.

Экстрадиция это передача другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное дело или вынесен приговор.

Какими правами обладают носители статуса политического убежища

Важно! Свидетельство о предоставлении политического убежища предоставляется на бессрочной основе – прекратить действие статуса можно, когда не будет причин для пребывания под защитой РФ.

Обладатели свидетельства о предоставлении политического убежища наделены следующими правами:

  • правом на участие в гос. программах;
  • правом на обращение в поликлиники за бесплатной помощью квалифицированных врачей;
  • правом на открытие собственного дела;
  • правом на обучение в российских ВУЗах;
  • правом на поиск работы и заключение трудового договора.

правом на поиск работы и заключение трудового договора.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ – пре­дос­тав­ле­ние го­су­дар­ст­вом ино­стран­цу или ли­цу без гра­ж­дан­ст­ва, пре­сле­дуе­мо­му за по­ли­тические убе­ж­де­ния или дея­тель­ность в го­су­дар­ст­ве сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, воз­мож­ности на­хо­дить­ся на сво­ей тер­ри­то­рии и за­щи­ты от пре­сле­до­ва­ния. Убе­жи­ще мо­жет пре­дос­тав­лять­ся не толь­ко на тер­ри­то­рии стра­ны, но и в ди­пло­ма­тическом пред­ста­ви­тель­ст­ве, рас­по­ло­жен­ном за ру­бе­жом.

Пра­во ис­кать убе­жи­ща от пре­сле­до­ва­ния в других стра­нах и поль­зо­вать­ся им за­кре­п­ля­ет­ся во Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка (статья 14). Прин­ци­пы, ко­то­ры­ми го­су­дар­ст­ва долж­ны ру­ко­вод­ство­вать­ся в сво­ей прак­ти­ке в от­но­ше­нии пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща, за­фик­си­ро­ва­ны в Дек­ла­ра­ции о тер­ри­то­ри­аль­ном убе­жи­ще (1967), при­ня­той Ге­не­раль­ной Ас­самб­леей ООН в ка­че­ст­ве ре­ко­мен­да­ции. Пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща яв­ля­ет­ся мир­ным и гу­ман­ным ак­том, ко­то­рый не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как не­дру­же­ст­вен­ный и дол­жен ува­жать­ся другими го­су­дар­ст­ва­ми. Ос­но­ва­ния для пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща оце­ни­ва­ют­ся го­су­дар­ст­вом, его пре­дос­тав­ляю­щим. К ли­цу, ко­то­ро­му пре­дос­тав­ле­но убе­жи­ще, не долж­ны при­ме­нять­ся та­кие ме­ры, как вы­сыл­ка или при­ну­дительное воз­вра­ще­ние в стра­ну, где оно мо­жет под­верг­нуть­ся пре­сле­до­ва­нию. Го­су­дар­ст­во, пре­дос­та­вив­шее убе­жи­ще, не долж­но раз­ре­шать ли­цу, по­лу­чив­ше­му убе­жи­ще, за­ни­мать­ся дея­тель­но­стью, про­ти­во­ре­ча­щей це­лям и прин­ци­пам ООН.

В Рос­сии политическое убежище пре­дос­тав­ля­ет­ся ли­цам, ищу­щим убе­жи­ще и за­щи­ту от пре­сле­до­ва­ния или ре­аль­ной уг­ро­зы стать жерт­вой пре­сле­до­ва­ния за об­ще­ст­вен­но-по­ли­тическую дея­тель­ность и убе­ж­де­ния, ко­то­рые не про­ти­во­ре­чат де­мо­кра­тическим прин­ци­пам, при­знан­ным ми­ро­вым со­обще­ст­вом, нор­мам ме­ж­ду­народного пра­ва. При­бы­тие в Российскую Фе­де­ра­цию с на­ру­ше­ни­ем пра­вил пе­ре­се­че­ния государственной гра­ни­цы для осу­ще­ст­в­ле­ния пра­ва политического убежища не рас­смат­ри­ва­ет­ся как уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние. Ли­цо, же­лаю­щее по­лу­чить политическое убежище, обя­за­но в те­че­ние 7 дней по­сле при­бы­тия в РФ или воз­ник­но­ве­ния об­стоя­тельств, пре­пят­ст­вую­щих воз­вра­ще­нию в стра­ну сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, об­ра­тить­ся в тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган ми­грационной служ­бы по мес­ту пре­бы­ва­ния с письменным хо­да­тай­ст­вом. Политическое убежище не пре­дос­тав­ля­ет­ся: ес­ли ли­цо пре­сле­ду­ет­ся за дея­ния, при­зна­вае­мые в РФ пре­сту­п­ле­ни­ем; при­вле­че­но в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го по уго­лов­но­му де­лу ли­бо в от­но­ше­нии не­го име­ет­ся всту­пив­ший в си­лу об­ви­нительный при­го­вор на тер­ри­то­рии РФ; при­бы­ло из стра­ны, где ему не гро­зи­ло пре­сле­до­ва­ние, го­су­дар­ст­ва с раз­ви­ты­ми и ус­то­яв­ши­ми­ся ин­сти­ту­та­ми в об­лас­ти за­щи­ты прав че­ло­ве­ка или из стра­ны, с ко­то­рой име­ет­ся со­гла­ше­ние о без­ви­зо­вом пе­ре­се­че­нии гра­ни­цы; име­ет гра­ж­дан­ст­во треть­ей стра­ны, где оно не пре­сле­ду­ет­ся; не мо­жет или не же­ла­ет вер­нуть­ся в стра­ну сво­его гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го ме­сто­жи­тель­ст­ва по эко­но­мическим при­чи­нам, вслед­ст­вие го­ло­да, эпи­де­мии или чрез­вы­чай­ной си­туа­ции при­род­но­го или тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра; со­об­щи­ло за­ве­до­мо лож­ные све­де­ния. Пре­дос­тав­ле­ние политического убежища про­из­во­дит­ся ука­зом Пре­зи­ден­та РФ и всту­па­ет в дей­ст­вие с мо­мен­та его под­пи­са­ния. На чле­нов се­мьи ли­ца, по­лу­чив­ше­го политическое убежище, так­же рас­про­стра­ня­ет­ся это пра­во. Политическое убежище ут­ра­чи­ва­ет­ся в слу­чае воз­вра­та в стра­ну гра­ж­дан­ст­ва или обыч­но­го про­жи­ва­ния, вы­ез­да на жи­тель­ст­во в тре­тью стра­ну, доб­ро­воль­но­го от­ка­за от политического убежища, при­об­ре­те­ния гра­ж­дан­ст­ва РФ или другой стра­ны. Для лиц, по­лу­чив­ших политическое убежище, со­кра­ща­ет­ся до од­но­го го­да не­об­хо­ди­мый ценз осед­ло­сти для при­об­ре­те­ния гра­ж­дан­ст­ва РФ.

Пра­во ис­кать убе­жи­ще за­кре­п­ля­ет­ся в кон­сти­ту­ци­ях многих стран. Это пра­во рас­про­стра­ня­ет­ся на лиц, пре­сле­дуе­мых за дея­тель­ность в поль­зу сво­бо­ды (Фран­ция), под­вер­гаю­щих­ся по­ли­тическим пре­сле­до­ва­ни­ям (Гер­ма­ния), ли­шён­ных в сво­ей стра­не воз­мож­но­сти эф­фек­тив­но поль­зо­вать­ся де­мо­кра­тическими сво­бо­да­ми, га­ран­ти­ро­ван­ны­ми Кон­сти­ту­ци­ей (Ита­лия). Вме­сте с тем в Гер­ма­нии ли­цо, въез­жаю­щее в стра­ну из го­су­дар­ст­ва – чле­на Ев­ропейского Сою­за или из другого го­су­дар­ст­ва, в ко­то­ром обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ме­не­ние Кон­вен­ции о ста­ту­се бе­жен­цев и Ев­ропейской кон­вен­ции о пра­вах че­ло­ве­ка, не мо­жет ссы­лать­ся на пра­во убе­жи­ща. Ус­ло­вия пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща оп­ре­де­ля­ют­ся на национально за­ко­но­дате уров­не (Поль­ша, Гер­ма­ния, Ита­лия).

Ин­сти­тут политического убежища яв­ля­ет­ся так­же од­ним из ин­ст­ру­мен­тов внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, ис­поль­зуе­мых пра­ви­тель­ст­ва­ми для обес­пе­че­ния сво­их ин­те­ре­сов на ме­ж­ду­народной аре­не.

На чле нов се мьи ли ца, по лу чив ше го политическое убежище, так же рас про стра ня ет ся это пра во.

Предоставление политического убежища в России

Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.

Как выглядит Документ о временном убежище

Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

Политическое убежище в Российской Федерации

Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить политическое убежище.

Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

Ходатайство о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России. Иностранные лица, а также лица без гражданства, которые желают получить политическое убежище в России, обязаны в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, которые не позволяют им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства. Обращаться необходимо лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в письменном виде.

Документы, необходимые для получения политического убежища

– паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий личность (однако не предоставление документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства);

– две личные фотографии в черно – белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (головной убор допускается, если он не скрывает овал лица, тем гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора);

Читайте также:  Формы собственности юридических лиц в РФ

– ходатайство о предоставлении политического убежища.

Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС. Подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России. После заполнения ходатайства с заявителем проводится опрос и заполняется анкета, являющейся составной частью ходатайства. Если необходимо, то с заявителем могут быть проведены дополнительные индивидуальные собеседования.

После подачи ходатайства заявитель в обязательном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию в установленном порядке.

Порядок действий при получении политического убежища

В течение 7 дней с момента прибытия на территорию РФ, либо с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного проживания, иностранные граждане и лица без гражданства должны обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с ходатайством.

Заявитель вправе приложить любые документы в обоснование своего ходатайства.

Сотрудник территориального органа ФМС, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, делает ксерокопии документов, удостоверяющих личность заявителя, проверяет тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе. После этого сотрудник ФМС проводит опрос заявителя и заполняет анкету. После заполнения анкеты и небольшого перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование.

Ходатайство, опросные листы, анкета и другие документы формируются в личное дело заявителя. Личному делу присваивается номер.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ в связи с рассмотрением ходатайства данного лица о предоставлении политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории России.

Если имеются достаточные основания для рассмотрения ходатайства, то его направляют в ФМС России. Днем принятия ходатайства к рассмотрению считается день поступления в ФМС России всех необходимых документов.

После получения заключений МИД России и ФСБ России ФМС России направляет ходатайство и все необходимые документы со своими заключениями в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайства в ФСБ России, в ФМС России и в МИД России не должен превышать 1 месяца в каждом органе.

В случае подписания Президентом РФ Указа о предоставлении лицу политического убежища ФМС России в течение 7 дней со дня издания такого Указа уведомляет лицо через территориальные органы о принятии решения.

Предоставление политического убежища также распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии того, что они согласны с ходатайством. Согласие детей в возрасте до 14 лет не требуется.

Лицу, которое получило политическое убежище, а также членам его семьи территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством выдает Свидетельство о предоставлении политического убежища. Затем территориальный орган ФМС России оформляет лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи вид на жительство.

Если Президент РФ отклоняет ходатайство, территориальный орган ФМС России вручает, либо направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории страны регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории России.

Кому не может быть предоставлено политическое убежище

1. Лицу, которое преследуется в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного пребывания за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением.

2. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу.

3. Прибывшему из третьей страны, где ему преследование не грозило.

4. Прибывшему из страны, с которой Россия имеет соглашении о безвизовом пересечении границы.

5. Лицо предоставило заведомо ложные сведения о себе.

6. Лицо прибыло из страны, в которой имеются развитые и устоявшиеся институты в области защиты прав человека.

7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

8. Причины, по которым лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного пребывания, носят экономический характер, либо причинами является голод, эпидемия, чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

Лишение политического убежища

Право на политическое убежище утрачивается:

– если лицо вернулось в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

– лицо выехало на жительство в третью страну;

– лицо добровольно отказалось от политического убежища;

– лицо приобрело гражданство РФ или гражданство другой страны.

Политическое убежище утрачивается по решению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению ФМС России на основании заключений ФСБ России и МИД России.

Причинами лишения лица политического убежища также могут быть:

– деятельность лица, противоречащая целям и принципам ООН;

– совершение лицом преступления.

Все необходимые документы для получения политического убежища вы можете скачать на нашем сайте . ( Документы для политического убежища )

– лицо добровольно отказалось от политического убежища;.

Понятие политического убежища и условия его предоставления.

В международном праве сложился институт политического убежища, под которым понимается предоставление государством иностранным гражданам или лицам без гражданства возможности: 1) укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергаются в стране своего гражданства или обычного местожительства; 2) не подвергаться выдаче в страну, где им может угрожать опасность такого преследования; 3) пользоваться основными правами и свободами человека в стране пребывания. Преследование по политическим мотивам включает в себя преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозную, расовую или национальную принадлежность, отношение к определенной социальной или гендерной группе. По своему происхождению международно-правовые нормы, направленные на регулирование института убежища, являются обычными.

Существуют такие формы покровительства, как территориальное и дипломатическое убежище. Под первым понимается предоставление убежища лицу, находящемуся непосредственно на территории государства. Второе означает предоставление убежища в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства или на иностранном военном корабле. Пункт 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает, как общее правило, использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с его функциями. Страны Латинской Америки признают указанный институт, опираясь на региональную практику и содержание Каракасской конвенции Организации американских государств (ОАГ) о дипломатическом убежище 1954 г. Статья 1 этой Конвенции устанавливает, что “государство, осуществляющее территориальную юрисдикцию, должно уважать убежище, предоставляемое в представительствах, на военных судах, в военных лагерях или на воздушных судах лицам, разыскиваемым по политическим причинам или за политические правонарушения”. Истории известны случаи использования такой формы защиты, как религиозное убежище. Беглецы получали его в считавшемся неприкосновенным помещении храмов, что исключало возможность их преследования и задержания до тех пор, пока они оставались там.

Убежище является самостоятельным институтом в международном и внутригосударственном праве. Международно-правовая регламентация убежища связана с закреплением общих прав и обязанностей принимающего государства по отношению к индивиду. В этой области регулирования отсутствуют предписания по установлению принимающим государством каких-либо правил и процедур, связанных с признанием статуса лица, получившего убежище.

Требование к государству, предоставившему убежище, состоит в том, что оно не должно позволять получившим его лицам заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН (ст. 4 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г.).

Внутригосударственное регулирование института убежища, как правило, включает: определение круга лиц, имеющих право на убежище, процедуры его предоставления и основы правового статуса получивших его индивидов. Зачастую право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище содержится в конституционном законодательстве. Так, п. 1 ст. 63 Конституции РФ предусматривает предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт 2 ст. 63 не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Любое государство вправе решать вопрос о предоставлении убежища на основе своего суверенитета, поэтому само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает его автоматического предоставления. Детальная регламентация порядка обращения за получением убежища и правового положения заявителя содержится в иммиграционном или административном законодательстве.

Предоставление убежища в РФ. В Российской Федерации действует Положение о порядке предоставления политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746. Пункт 2 ст. 1 Положения устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим его и претендующим на защиту от преследования “за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права”. Политическое убежище предоставляется ходатайствующему лицу Указом Президента РФ. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое его получило, выдается свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, на основании которого территориальные органы Федеральной миграционной службы оформляют ему вид на жительство. Предоставление убежища распространяется и на членов семьи такого лица при условии их согласия с его ходатайством. В ходатайстве, поданном заявителем на имя Президента РФ, должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждают факты преследования лица, направленного непосредственно против него, и необходимые автобиографические сведения. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы по ним и вносит свои предложения для принятия решения о предоставлении убежища заявителю. Вышеуказанное Положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. N 451.

41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Политическое убежище.

В соответствии с п.1 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Положением. 1

РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Читайте также:  Инвалидность при гипертонии: правила оформления

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище РФ не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”;

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему РФ политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Международно-правовые последствия предоставления права убежища

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13

Статья просмотрена: 404 раза

Статья просмотрена 404 раза.

ФМС нашла пробелы в законе о беженцах

Федеральная миграционная служба (ФМС) разработала законопроект «О предоставлении убежища на территории РФ», в котором детализировано и право на получение политического убежища в РФ, закрепленное в Конституции. Эксперты не исключают, что новый закон разработан в связи с ситуацией вокруг экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, которому РФ предоставила временное убежище по политическим мотивам.

Проект закона, разработанный ФМС, до 28 февраля будет обсуждаться на сайте правовой информации regulation.ru. В миграционной службе “Ъ” заявили, что проект «еще будет корректироваться, поэтому комментировать детали преждевременно». В пояснительной записке отмечается, что анализ применения закона «О беженцах» (принят в 1993 году) показал, что ряд его статей «нуждается в конкретизации либо в существенной переработке». Проект закона вводит четыре вида убежища. Статус беженца могут получить жертвы преследований по принципу расы, вероисповедания, политических убеждений. Временное убежище на территории РФ может быть предоставлено из-за угрозы «внесудебного лишения жизни», временная защита — для групп граждан, прибывших вследствие внутреннего или международного конфликта.

Федеральная миграционная служба ФМС разработала законопроект О предоставлении убежища на территории РФ , в котором детализировано и право на получение политического убежища в РФ, закрепленное в Конституции.

Политическое убежище.

В соответствии с п.1 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Положением. 1

РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище РФ не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”;

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему РФ политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

1 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства далее именуются – лица с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Положением.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей , постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России члены экипажей иностранных самолетов и морских су дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен ники российских граждан и др.

ФМС нашла пробелы в законе о беженцах

Федеральная миграционная служба (ФМС) разработала законопроект «О предоставлении убежища на территории РФ», в котором детализировано и право на получение политического убежища в РФ, закрепленное в Конституции. Эксперты не исключают, что новый закон разработан в связи с ситуацией вокруг экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, которому РФ предоставила временное убежище по политическим мотивам.

Проект закона, разработанный ФМС, до 28 февраля будет обсуждаться на сайте правовой информации regulation.ru. В миграционной службе “Ъ” заявили, что проект «еще будет корректироваться, поэтому комментировать детали преждевременно». В пояснительной записке отмечается, что анализ применения закона «О беженцах» (принят в 1993 году) показал, что ряд его статей «нуждается в конкретизации либо в существенной переработке». Проект закона вводит четыре вида убежища. Статус беженца могут получить жертвы преследований по принципу расы, вероисповедания, политических убеждений. Временное убежище на территории РФ может быть предоставлено из-за угрозы «внесудебного лишения жизни», временная защита — для групп граждан, прибывших вследствие внутреннего или международного конфликта.

Для его получения потребуется соответствующий указ президента сейчас порядок предоставления политического убежища прописан в положении, которое было утверждено президентом 21 июля 1997 года.

В России

В России не было закона о праве убежища, но на деле монастыри служили убежищем для многих преступников и преследуемым по иным мотивам, в особенности зависимых крестьян, бежавших от жестоких господ, но только с условием пострига. В случае с преступниками постриг был обязательным условием для предоставления постоянного убежища в монастыре, — по вероучительной Церковной доктрине, приняв постриг, преступник:

  • умирает для мира и отрекается от прежней жизни, в том числе оставляет преступный путь;
  • раскаивается перед Богом, и творит молитву за пострадавших в результате совершенного им преступления.

Точно также служило убежищем казачество, особенно для несвободных. Котошихин указывал, что беглые холопы укрывались у донских казаков и часто, пробыв у них год или два, приезжали в Москву, где никто их не смел трогать. [3] («С Дону выдачи нет!» — гласил известный меморандум Донского казачества.)

Не только в старое время, но и в XVIII-м, и даже в начале XIX века российское правительство косвенно открывало убежище в новоприобретённых землях, нуждавшихся в заселении. [3]

раскаивается перед Богом, и творит молитву за пострадавших в результате совершенного им преступления.

Добавить комментарий