Виды Юридической Ответственности Государственных Служащих

Виды Юридической Ответственности Государственных Служащих

Тема 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Неукоснительное соблюдение, укрепление дисциплины на порученном участке деятельности – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности. Ответственность выражается в применении к служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные.

Под юридической ответственностью государственных гражданских служащихследует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственных гражданским служащим правонарушения.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственные и муниципальные служащие несут все виды юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности, наложения взысканий, исполнения наказаний регулируется нормами различных отраслей правовой системы РФ. Специфика различных видов государственной службы предопределяет специфику ответственности различных государственных служащих (военнослужащих, например).

Юридическая ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают:

– равенство всех перед законом;

– единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

– привлечения к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Вместе с тем в регламентации ответственности гражданских служащих имеются и некоторые особенности;

– в ряде случаев – повышенная ответственность;

– специфические санкции, применяемые только в отношении гражданских служащих.

В установленных федеральным законодательством случаях за несоблюдение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственные и муниципальные служащие органов могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов. Общее для всех видов таких деяний:

1) они связаны с выполнением обязанностей службы;

2) они совершаются виновно (умышленно или неосторожно);

3) за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;

4) к ответственности привлекают компетентные государственные ор­аны в порядке, четко установленном законодательством.

«Правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть дисциплинарные, административные»[19].

«Дисциплинарная ответственность» – это применение мер дисциплинарного воздействия к служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядке»[20].

Дисциплинарная ответственность установлена на общих основаниях с другими гражданами, однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии и др.).

Средством наказания за должностной проступок является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание – это мера воздействия, закрепленная в нормативно-правовых актах, налагаемая специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Цель использования взыскания – общая и частная превенция правонарушений – достигается как содержанием, так и процедурой его применения. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение).

В некоторых случаях в зависимости от вида государственной службы закреплены особые санкции. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для сотрудников органов госнаркоконтроля – «снятие с должности». Для тех и других существуют взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень.

За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Месячный срок давности является относительным, так как исчисля­ется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности называется дисциплинар­ным производством, он урегулирован правовыми актами, хотя и непол­но. В этом производстве четыре стадии.

Материальная ответственность служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен ущерб государству, муниципальному образованию, предприятию, учреждению, организации.

«Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность наступает при наличии: реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если его виновные действия не являются преступлением. Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду»[21].

Материальная ответственность серьезно отличается от гражданской. Во-первых, к ней привлекаются только работники организаций и военнослужащие, то есть только члены устойчивых коллективов, занимающихся общественно полезной деятельностью. Во-вторых, она наступает при наличии вины. В-третьих, при исчислении размера ущер­ба во внимание принимается только прямой действительный ущерб, а неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются. В-четвертых, – и это самое главное – материальная ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком виновного. В-пятых, возмещение ущерба производится по распоряжению администрации, приказу коман­дира или на основе их исков в суд.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы материальной ответственности государственных служащих регулируются двумя актами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 12 июля 1999г. №161 «О материальной от­ветственности военнослужащих». На основании данного закона ущерб взыскивается с военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных.

Государственные и муниципальные служащие несут такжеадминистративную ответственность. Ее основанием является совершение служащим административного правонарушения.

«К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок»[22].

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнение которых входит в их служебные обязанности.

На чем хотелось бы заострить внимание – это возможность применения мер дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также лица, призванные на военные сборы «несут ответственность по дисциплинарным уставам» за административные правонарушения. Исключения составляют нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения, таможенных правил и т.д. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях. Представляется, что существование данной нормы в современных условиях не отвечает требованиям, предъявляемым к нормам права в целом и здравому смыслу, в частности, по ряду причин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ выделены должностные преступления государственных служащих, в частности в главе 30 УК РФ[23].

Общественная опасность преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями данной главы, проявляется в том, что, действуя вопреки интересам службы или с нарушением установленных законом положений, предписаний, виновные в рассматриваемых преступлениях лица подрывают авторитет государственной власти, причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий.

Законодатель предусмотрел в ряде составов преступлений данной главы в качестве обязательных признаков корыстную или иную личную заинтересованность, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Исходя из этого, указанные преступления можно классифицировать на следующие две группы:

1. Преступления, совершенные по мотивам корысти или иной личной заинтересованности (ст. 285, 289, 290-292 УК РФ);

2. Преступления, не характеризующиеся мотивом корыстной или личной заинтересованности (ст. 286-288, 293 УК РФ).

С учетом признака существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства рассматриваемые преступления классифицируются на такие две группы:

1. Преступления, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ);

2. Преступления, не повлекшие указанных последствий (ст.287, 289, 290-292 УК РФ)[24].

Важно отметить и то, что некоторые государственные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также органами дознания по отдельным категориям преступлений. В связи с данным обстоятельством должностные лица правоохранительных органов, которым такое право принадлежит по должности, могут быть привлечены к уголовной ответственности и по нормам гл. 31 УК РФ за преступления против правосудия.

Кроме того, военнослужащие несут уголовную ответственность за воинские преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Непосредственно перед гражданами, юридическими лицами государственные и муниципальные служащие ответственности не несут.

4 к ответственности привлекают компетентные государственные ор аны в порядке, четко установленном законодательством.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Правовым основам государственной службы РФ

тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

1. Уголовная ответственность

2. Административная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Гражданско-правовая ответственность

Административная ответственность.

2.5. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

Юридическая ответственностьГМС – сложное многоаспектное явление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленным законодательством основаниям.

Виды юридической ответственности:

Дисциплинарная ответственность (ДО)заключается в наложении на ГС, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий (ДВ) властью представителей администрации. Дисциплинарные взыскания устанавливаются ФЗ, законами субъектов РФ, КоАП, дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине, правилами внутреннего распорядка.

ДО – ответственность за совершение должностного проступка (ДП)(виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение ГС возложенных на него должностных обязанностей).

Условия наступления ДО:

– если действие (бездействие) считается противоправным;

– если противоправное действие является виновным;

– если не исполнены должностные обязанности, т.е. обязанность, вытекающая из данного государствено-служебного правоотношения.

Должностной проступок (ДП)– противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечёт за собой уголовной ответственности. ДВ на ГС могут налагать орган или руководитель, который имеет право назначать служащего на ГД. В ФЗ «О ГГС РФ» от 27.07.2004 указаны следующие ДВ (ст.57):

3. предупреждение о неполном должностномисоответсвии;

4. освобождение от замещаемой должности ГрС;

5. увольнение с ГрС по основаниям, уточнённым Законом.

До применения ДВ представитель нанимателя, уполномоченный налагать ДВ, должен затребовать от ГС объяснение в письменной форме. В случае отказа ГС дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причём отказ ГС от дачи объяснения не является препятствием для применения ДВ. За каждый ДП может быть применено только одно ДВ.

Для отдельных категорий ГС, например, состоящих на военной или правоохранительной службе, законодательством и уставами о дисциплине могут быть установлены дополнительные ДВ. Для сотрудников милиции – понижение в должности, в специальном звании.

Административная ответственность (АО)– выражается в применении к ГС административного взыскания за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью.Условия для наступления АО:

1. совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;

2. издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т.е. не соответствуют им;

3. невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчинёнными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4. соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих ДИ.

Административное правонарушение– посягающее на государственный или общественный порядок управления противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К ГС применяется только два вида административных наказаний –предупреждение и штраф. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 50 мрот. К некоторым категориям ГС (которые в установленном законом порядке делегируются ГО в состав управленческих структур соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определёнными долями в уставном капитале которых владеет государство) устанавливается такое административное наказание, какдисквалификация.

Материальная ответственность (МО) –это обязанность служащего возместить ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Возмещение ущерба не рассматривается в качестве ДВ и может применяться наряду с ним.

Условия для наступления МО:

наличие реального ущерба;

наличие непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

вина правонарушителя в причинении ущерба;

виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением.

МО может быть ограниченной и полной.

Ограниченную МОнесут служащие, виновные в причинении ущерба, в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка.

Полная МО– ущерб возмещается в полном размере.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Если ГС дал согласие, то удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятий, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения или организации – судом.

Уголовная ответственность (УО). ГС несут УО за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством РФ. УО предусмотрена действующим законодательством за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст.285-293 УК РФ).

В зависимости от характера этих деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в т.ч. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Уголовное преступлениеГС – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгоды и иных преимуществ, или с целью оказания давления. УО ГС наступает в том случае, если они при исполнении своих обязанностей противоправно и виновно совершили деяние, квалифицируемое как преступление.

Что касается муниципальных служащих, то на них распространяются те же виды юридической ответственности. ФЗ от 8.01.1998 №8–ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ», ст.14:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;.

Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих

Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В то же время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения (см. схему 9). Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся:

– в ряде случаев – повышенная ответственность;

– специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

В регламентации юридической ответственности государственных служащих, в практике применения мер наказания в отношении государственных служащих имеются недостатки. В частности, Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” регламентирует лишь дисциплинарную ответственность лиц, занимающих должности категории “Б” и “В”, а это, естественно, не все ответственные за неисполнение законов и реализацию полномочий государственных органов. Кроме того, в положениях об органах государственной власти, как правило, не существует разделов об ответствености, нет формулировок о том, кто за это отвечает или в каком порядке такая ответственость устанавливается.

Читайте также:  Как проверить временную регистрацию по базе ФМС

На взгляд специалистов, требуется дисциплинарный кодекс, регулирующий ответственность всех основных субъектов отношений государственной службы43.В нем могут быть установлены критерии оценки и основания ответственности, определены процедуры, необходимые для реализации данного института.

Более того, предлагается ввести ответственность не только по принципу вины в деятельности государственых служащих (доказанность коррумпированности, взяточничества и т. п.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последстви я действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности44.

Уголовная ответственность государственных служащих

Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда, В то же время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ).

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

– присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

– получение взятки (ст. 290 УК РФ);

– дача взятки (ст. 291 УК РФ);

– служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ);

– отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ);

– воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ);

– воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

– регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

– контрабанда (ст. 188 УК РФ);

– провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

Заслуживает внимание предложение С. Глазьева о поправках в Уголовный кодекс, которые вводят прямую персональную ответственность чиновников за нарушение законов. Заметим, что эти поправки он безуспешно пытается внести уже пять лет45.

Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда, В то же время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

Виды Юридической Ответственности Государственных Служащих

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ; ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; PUBLIC SERVANT; CIVIL SERVANTS; LEGAL LIABILITY.

В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов помимо организационных используются правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В теории права и отраслевых науках до настоящего времени не сложилось единого, общепризнанного понимания относительно понятия «юридическая ответственность». Не была сформулирована общая точка зрения хотя бы по таким принципиальным положениям, как правовая природа юридической ответственности, ее место в механизме правового регулирования, нет единства взглядов относительно признаков данного правового явления, которые были бы бесспорны.

В теории права можно выделить три основные точки зрения на понимание юридической ответственности. Первая разделяется большинством исследователей (О.Иоффе, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, М.Д. Шаргородский, Л.С. Явич и др.) и состоит в определении юридической ответственности через категории правонарушения, мер государственного принуждения и наказания. Правомерные действия субъектов в понятие юридической ответственности при этом не включаются [2, с. 314; 8, с.275]. Такую ответственность в теории права принято называть «негативной» или «рестроспективной».

Представители второй точки зрения (Р.И. Косолапов, В.С. Марков, Б.Л.Назаров, П.Е. Недбайло, Н.А. Слободчиков и др.) признается в рамках двухаспектного явления юридической ответственности наряду с «негативной» существование «позитивной» («активной», «перспективной») ответственности. Юридическая ответственность рассматривается в более широком плане не только как последствие противоправного поведения, как реакция государства на совершенное правонарушение, но и как явление позитивное, предполагающее сознательное, ответственное отношение индивида к своим поступкам, образу жизни, людям, работе, т.е. это основа поведения субъектов, исключающая нарушение правовых предписаний [4, с.196; 6, с. 50-51].

Наиболее ярким выразителем третьего взгляда является О.Э. Лейст, который в принципе не отрицает существования «позитивной» ответственности, но рассматривает ее не как аспект, а как самостоятельный вид ответственности [3, с.228-229].

По мнению Сандальникова Е.В. «Юридическая ответственность государственного гражданского служащего – это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения – юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера» [7, с.6].

Маркин А.В. придерживается мнения о том, что «Юридическая ответственность государственных гражданских служащих — это юридическая обязанность гражданского служащего соблюдать и исполнять в процессе служебной деятельности возложенные на него должностные обязанности, или претерпеть неблагоприятные последствия личного, материального или организационного характера, вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения им возложенных на него должностных обязанностей, нашедших выражение в форме правонарушения. Приобретая специальный юридический статус, вступая в конкретные правоотношения, гражданский служащий тем самым наделяется конкретными юридическими обязанностями и правами» [5, с.51-55].

Длительная дискуссия среди ученых по данной проблеме так и не привела пока к выработке единой концепции юридической ответственности.

Несмотря на отсутствие единства взглядов в научной литературе в понимании юридической ответственности, можно выделить три общих момента, на которых сходятся все или большинство исследователей.

1. Юридическая ответственность неразрывно связана с правонарушением.

2. Юридическая ответственность сопряжена с применением государственного принуждения.

3. В своей сущности юридическая ответственность суть претерпевания правонарушителем каких-либо неблагоприятных последствий в виде лишений и ограничений личного, организационного или имущественного характера.

Законодательство, регулирующее государственную гражданскую службу, также не дает четкого определения «ответственности государственного гражданского служащего. В пункте 3 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1, ст. 15] приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Ценность юридической ответственности, как это не парадоксально звучит, учитывая исключительно правовые, а не ее нравственно-этические характеристики, состоит именно в формировании особого внутреннего состояния ответственности у государственных гражданских служащих, способствующего позитивному выполнению обязанностей, возложенных на них.

Суть же юридической ответственности государственных гражданских служащих состоит в наличии у каждого гражданского служащего строго индивидуализированной юридической обязанности соблюдать и исполнять требования норм права, а в случае их нарушения — юридической обязанности претерпеть осуждение и различные правоограничения.

Анализируя позиции авторов, фактическим основанием юридической ответственности государственных гражданских служащих выступает правонарушение, которое, в свою очередь, характеризуются совокупностью признаков, образующих его состав, а юридическим основанием — норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих по своей сути не отличается от иных субъектов, ей свойственны все цели, функции и принципы юридической ответственности. Однако, пребывание на государственной службе само по себе несет основную цель юридической ответственности государственных служащих — формирование правомерного поведения и уважения к закону.

Отличительным признаком юридической ответственности государственных гражданских служащих является: наличие специфических оснований наступления ответственности, система применения юридической ответственности. Это подтверждается совокупностью факторов.

Во-первых, нормы права юридической ответственности содержатся в различных отраслях права, например, таких как: уголовном, административном, трудовом, гражданском, так в иных отраслях.

Во-вторых, указанный институт характеризуется единым предметом правового регулирования. Отношения, которые входят в предмет правового регулирования, складываются между государством и государственным гражданским служащим и обладают высокой степенью единообразия. Имеется возможность привлечения государственного гражданского служащего к различным видам юридической ответственности.

Основной целью юридической ответственности государственных гражданских служащих является не наказание виновного и восстановление нарушенного права, а побуждение каждого гражданского служащего к правомерному поведению и, в конечном счете, способствование формированию правовой культуры государственных служащих и всего общества. Главную роль в этом играет «выработка» у государственного служащего осознанной потребности в правомерном выполнении возложенных на него должностных обязанностей, базирующейся на велениях гражданского долга и внутреннего побуждения.

Таким образом, юридическая ответственность государственного гражданского служащего выражается в правомерном поведении, проходя несколько этапов: закрепление в правовой норме точного круга должностных обязанностей служащего; выполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей; оценке поведения государственного гражданского служащего; государственное одобрение или поощрение.

Однако, пребывание на государственной службе само по себе несет основную цель юридической ответственности государственных служащих формирование правомерного поведения и уважения к закону.

Виды Юридической Ответственности Государственных Служащих

В современной России формирование института государственной службы началось с принятия Указа Президента РФ. Позднее был принят ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательно оформивший данный институт.

Для поддержания нерушимости конституционного строя и обязательного соблюдения всех законов в современном правовом обществе используются не только организационные, но и правовые средства с возможностью применения мер принуждения [20].

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства согласно ст. 1, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль некого инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом [21].

Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных служащих предстают тогда, когда процессы утверждения общечеловеческих ценностей и процессы демократизации общества в Российской Федерации сопровождаются количественным и качественным ростом преступлений и правонарушений, совершаемых самими государственными служащими. Актуальность данной темы заключается в том, что ответственность государственных служащих играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении. Это обусловлено тем фактором, что непосредственно законодательное регулирование правового положения государственных служащих по-новому ставит проблему рассмотрения их ответственности как одного из важнейших элементов правового статуса этой категории служащих. Также актуальность обусловлена важностью соблюдения государственными служащими механизма ответственности в современных условиях.

Проблема ответственности государственных служащих ввиду своей многоаспектности в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга ученых и специалистов, таких как Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова, В.Ш. Шайхатдинов и др.), С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братусь, И.И. Веремеенко, В.Н. Кудрявцев.

Широк круг видов ответственности, под которые подпадают государственные служащие, причем каждый вид имеет свое специфическое назначение. Непосредственно к сфере административного права относятся только два вида ответственности: административная и дисциплинарная. Уголовная ответственность государственных служащих регулируется нормами уголовного права, материальная, в основном, нормами трудового.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления [22]. За неисполнение своих должностных обязанностей, совершение проступка, преступления государственные служащие несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Норма ст. 68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная (за совершение уголовных преступлений), административная (налагается за совершение административных проступков), материальная (налагается за причинение материального ущерба), дисциплинарная (налагается за нарушение служебной дисциплины). Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие – как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

– превышение должностных полномочий (ст. 286) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289]) – если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

– дача взятки (ст. 291) – дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

– халатность (ст. 293) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе [23].

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется глава 2. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется п. 1 ст. 57, который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от должности; увольнение с государственной службы по специальным основаниям. На военнослужащих распространяются нормы п.26. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними Уставами. Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 [2]). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать некоторые выводы:

Основные проблемы совершенствования механизма ответственности заключаются в двух вопросах: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и «расплывания» норм об административной ответственности из КоАПа в другие нормативные акты. Решением может заключаться в виде принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором были бы четко установлены общие принципы применения административной ответственности на территории РФ [24]. Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

Читайте также:  Как открыть пельменную с нуля?

[20] Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

[21] Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

[22] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 83.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ответственность государственных гражданских служащих 440 руб.
  • Реферат Ответственность государственных гражданских служащих 280 руб.
  • Контрольная работа Ответственность государственных гражданских служащих 250 руб.
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, нарушают режим законности функционирования всего механизма публичного управления;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, снижают уровень доверия населения к системе публичного управления, обесценивают провозглашаемое Конституцией РФ демократическое общественно-государственное устройство и пр.
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, приводят к ненадлежащему исполнению или неисполнению служащими возложенных на них функций и задач публичного управления, то есть их непосредственные обязанности перед обществом остаются не выполненными, как следствие общественные запросы остаются без удовлетворения, права личности без должного обеспечения;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, выступают причиной коррупции публичного управления. Отсутствие в стране действенных механизмов борьбы с коррупцией рассматриваются мировым сообществом как неспособность государства обеспечить правопорядок, демократическое устройство, законность и пр. Указанное оказывает негативное влияние на имидж России на международной арене и пр.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Регламентация правового статуса лица, замещающего должность на государственной гражданской службе, осуществляется государством в специальном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы и ее разновидности – гражданской службы, в частности.

Следуя положениям такого специального законодательства, правовое положение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, образуют следующие элементы:

  • обязанности и права, образующие во взаимосвязи полномочия служащего;
  • ограничения и запреты, который вынужден претерпевать служащий ввиду значимости для общества задач гражданской службы;
  • дополнительные гарантии реализации правового положения;
  • специальная юридическая ответственность.

Правовая ответственность лица, замещающего должность государственного гражданского служащего, может быть следующих видов:

  • уголовно-правовая;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административно-правовая.

Каждый из названных видов правовой ответственности применяется в рамках правовых санкций, которые установлены правовыми положениями соответствующей отрасли права.

При этом необходимо отметить, что лицо, замещающее должность гражданской службы, может нести ответственность на общих основаниях и специальную ответственность, связанную со своим особым правовым статусом. Последний вид ответственности и представляет собой ответственность государственного гражданского служащего.

Привлечение служащего к юридической ответственности позволяет восстановить законность публичного управления, правопорядок в обществе и пр.

Каждый из названных видов правовой ответственности применяется в рамках правовых санкций, которые установлены правовыми положениями соответствующей отрасли права.

Виды ответственности государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:06, доклад

Виды ответственности государственных служащих.

4. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. [3] В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. [4] Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. [5]

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

Отдельные категории госслужащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке. [6] Причинение государственному органу вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких госслужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может, не проводится, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия. Госслужащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд в течение двух недель со дня объявления взыскания.

Госслужащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд в течение двух недель со дня объявления взыскания.

Описание работы

Законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными.

Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

3. Дисциплинарная ответственность

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

Юридическая ответственность ГМС – сложное многоаспектное явление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленным законодательством основаниям.

Виды юридической ответственности:

Дисциплинарная ответственность (ДО) заключается в наложении на ГС, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий (ДВ) властью представителей администрации. Дисциплинарные взыскания устанавливаются ФЗ, законами субъектов РФ, КоАП, дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине, правилами внутреннего распорядка.

ДО – ответственность за совершение должностного проступка (ДП) (виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение ГС возложенных на него должностных обязанностей).

Условия наступления ДО:

– если действие (бездействие) считается противоправным;

– если противоправное действие является виновным;

– если не исполнены должностные обязанности, т.е. обязанность, вытекающая из данного государствено-служебного правоотношения.

Должностной проступок (ДП) – противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечёт за собой уголовной ответственности. ДВ на ГС могут налагать орган или руководитель, который имеет право назначать служащего на ГД. В ФЗ «О ГГС РФ» от 27.07.2004 указаны следующие ДВ (ст.57):

3. предупреждение о неполном должностномисоответсвии;

4. освобождение от замещаемой должности ГрС;

5. увольнение с ГрС по основаниям, уточнённым Законом.

До применения ДВ представитель нанимателя, уполномоченный налагать ДВ, должен затребовать от ГС объяснение в письменной форме. В случае отказа ГС дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причём отказ ГС от дачи объяснения не является препятствием для применения ДВ. За каждый ДП может быть применено только одно ДВ.

Для отдельных категорий ГС, например, состоящих на военной или правоохранительной службе, законодательством и уставами о дисциплине могут быть установлены дополнительные ДВ. Для сотрудников милиции – понижение в должности, в специальном звании.

Административная ответственность (АО) – выражается в применении к ГС административного взыскания за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью. Условия для наступления АО:

1. совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;

2. издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т.е. не соответствуют им;

3. невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчинёнными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4. соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих ДИ.

Административное правонарушение – посягающее на государственный или общественный порядок управления противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К ГС применяется только два вида административных наказаний – предупреждение и штраф. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 50 мрот. К некоторым категориям ГС (которые в установленном законом порядке делегируются ГО в состав управленческих структур соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определёнными долями в уставном капитале которых владеет государство) устанавливается такое административное наказание, как дисквалификация.

Материальная ответственность (МО) – это обязанность служащего возместить ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Возмещение ущерба не рассматривается в качестве ДВ и может применяться наряду с ним.

Условия для наступления МО:

1. наличие реального ущерба;

2. наличие непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

3. вина правонарушителя в причинении ущерба;

4. виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением.

МО может быть ограниченной и полной.

Ограниченную МО несут служащие, виновные в причинении ущерба, в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка.

Полная МО – ущерб возмещается в полном размере.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Если ГС дал согласие, то удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятий, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения или организации – судом.

Уголовная ответственность (УО). ГС несут УО за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством РФ. УО предусмотрена действующим законодательством за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст.285-293 УК РФ).

В зависимости от характера этих деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в т.ч. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Уголовное преступление ГС – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгоды и иных преимуществ, или с целью оказания давления. УО ГС наступает в том случае, если они при исполнении своих обязанностей противоправно и виновно совершили деяние, квалифицируемое как преступление.

Что касается муниципальных служащих, то на них распространяются те же виды юридической ответственности. ФЗ от 8.01.1998 №8–ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ», ст.14:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 2093 | Нарушение авторского права страницы

виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением.

Юридическая ответственность государственных служащих

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, служебной дисциплины.

Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий.

Согласно статьи 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Основанием административной ответственности является административный проступок. К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность. «Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное» (ст. 2.4. КоАП РФ).

Читайте также:  Как узнать очередь на жилье детям-сиротам?

К служащим применяются только два вида административных наказаний: предупреждение и

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В УК РФ особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации, и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Вопросы для закрепления изученного материала: Дайте определение понятию государственной службы и перечислите ее принципы. Что представляет собой государственная служба? Дайте определение понятию государственной должности. В чём заключается специфика государственной службы как одного из видов социальной деятельности? Назовите виды государственной службы. Как определяется сущность принципа о равном доступе граждан к государственной службе? Означает ли принцип внепартийности государственной службы о том, что государственные служащие всех видов находятся вне политики? Могут ли поступить на государственную службу в Российской Федерации лица, имеющие двойное гражданство? Охарактеризуйте административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации посредством характеристики их: правовой основы деятельности; ограничений, применяемые к ним; обязанностей прав и гарантий их реализации; характера их юридической ответственности. Имеет ли право государственный служащий быть собственником предприятия, не принимая непосредственного участия в коммерческой деятельности? Закреплены ли официально в России для государственных служащих нормы служебной этики? Имеет ли право государственный служащий требовать от вышестоящего руководства в отношении себя продвижения по службе или материального поощрения? Как осуществляется дифференциация государственных служащих по конкретным основаниям деяния? Назовите особенности классификации отдельных категорий государственных служащих.

Федерации» Перечислите категории государственных служащих, которые одновременно являются руководителями и специалистами. Признаёт ли действующее законодательство понятие «государственные служащие на местном уровне»? Что вкладывается в понятие «должностное лицо» в административном праве? Охарактеризуйте общие черты прохождения государственной службы. В чём выражаются особенности прохождения службы в правоохранительных и силовых органах? Охарактеризуйте особенности контрактной формы поступления на службу. Каково значение испытательного срока при поступлении на государственную службу? Есть ли у государственных служащих официально установленные привилегии и иммунитеты? Каким документом гражданину России предоставляются права государственного служащего? Распространяются ли на милитаризованных служащих нормы трудового законодательства? Какие конституционные ограничения распространяются на государственных служащих различных видов (депутатов, милитаризованных служащих)?

За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Правовым основам государственной службы РФ

тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

1. Уголовная ответственность

2. Административная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Гражданско-правовая ответственность

Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

1. Уголовная ответственность

Уголовные преступления государственных служащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья – ст.105 – 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни – ст.131 – 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие – как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) – если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4) получение взятки (ст.290 УК РФ) – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5) дача взятки (ст.291 УК РФ) – дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6) халатность (ст.293 УК РФ) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7) контрабанда (ст.188 УК РФ) – перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

2. Административная ответственность

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины – нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях – административную ответственность на общих основаниях.

3. Дисциплинарная ответственность

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

4. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. [3] В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. [4] Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. [5]

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

Отдельные категории госслужащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке. [6] Причинение государственному органу вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких госслужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может, не проводится, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия. Госслужащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд в течение двух недель со дня объявления взыскания.

Необходимо введение ответственности не только по принципу вины в деятельности государственных служащих (доказанность коррумпированности, взяточничество и т.д.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последствия действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности.

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ // “Российская газета” от 31 декабря 2001 г. № 256

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // “Российская газета” от 18, 19, 20, 25 июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118

3. ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // “Российская газета” от 31 июля 2004 г. № 162

4. ФЗ РФ “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // “Российская газета” от 31 мая 2003 г. № 104

5. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник. – М.; “Статут”, 1999.

[1] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М., 1999. ст. 499.

[2] ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

[3] Ст. 53 Конституция РФ, ст. 16, 1069 ГК РФ

63-ФЗ Российская газета от 18, 19, 20, 25 июня 1996 г.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

по Правовым основам государственной службы РФ

тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их
деятельность

1. Уголовная
ответственность

2.
Административная ответственность

3.
Дисциплинарная ответственность

4.
Гражданско-правовая ответственность

131 135 УК РФ и т.

Добавить комментарий