Права и обязанности безработных граждан в РФ

Права и обязанности безработных граждан

Права и обязанности безработных граждан

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характер труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируется:

  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

Внимание! Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Гражданин, признанный безработным, обязан:

  • активно содействовать своему трудоустройству и информировать органы службы занятости о результатах своих действий по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства;
  • являться к работодателю на переговоры по трудоустройству в течение трех рабочих дней со дня направления органами службы занятости и возвращать при очередной перерегистрации направление на работу с отметкой работодателя, заверенное подписью должностного лица и печатью организации;
  • своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, включая трудоустройство на сезонную, временную работу, на работу с неполным рабочим днем (неделей), с испытательным сроком, работу по договорам гражданско-правового характера, по договорам, заключенным с индивидуальным предпринимателем, авторским договорам, о членстве в производственных кооперативах (артелях), включая предпринимательство. Также безработные должны сообщать о прохождении стажировки, независимо от условий оплаты;
  • посещать центр занятости в строго назначенные дни и часы;
  • предъявлять при перерегистрации паспорт, трудовую книжку(ранее состоявших в трудовых отношениях), индивидуальную программу реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих инвалидность);
  • в случае нарушения сроков перерегистрации по уважительным причинам представлять документы, подтверждающие уважительность причин неявки в учреждения службы занятости.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ НАЛИЧИЕ УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН НЕЯВКИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

(ПРИКАЗ от 15 января 2013 г. N 10н)

  1. Листок нетрудоспособности.
  2. Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.
  3. Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.
  4. Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.
  5. Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
  6. Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
  7. Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).
  8. Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.
  9. Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств пожар, наводнение, ураган, землетрясение , препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста по старости или выслуге лет , таковыми считаться не могут.

Права безработного

Юридическое определение безработному гражданину дает N1032-1 ФЗ с изменениями от 2019 года. Ст. 3 НПА устанавливает, что безработный – это гражданин, трудоспособный, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в Центре Занятости с целью получения подходящей работы. Задачей официальной регистрации физического лица выступает получение пособия от государства на период времени, когда у человека нет работы. Но условием регистрации является готовность приступить к ней, а также наличие требуемого комплекта документов.

СПРАВКА: Статус трудоспособного приобретают только совершеннолетние. Пенсионеры не относятся к этой категории. Готовность лица приступить к работе означает, что человек может немедленно начать трудиться, если ему предложили место трудовой деятельности, которое соответствует его профессиональным навыкам, условиям предыдущей работы (например, сохранился аналогичный уровень заработной платы). Работа, которая предложена, может носить не только постоянный, но и временный характер.

Права и обязанности безработного возникают после признания человека в этом статусе официально.

Пенсионеры не относятся к этой категории.

Права и обязанности безработных граждан в РФ

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

– Право на выбор места работы при посредничестве службы занятости или путем прямого обращения к работодателю;

– Право на бесплатную консультацию, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией;

– Право на психологическую поддержку;

– Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

– Право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Безработные граждане обязаны:

– активно искать работу (в том числе регулярно посещать информационный зал между обязательными (назначаемыми не реже 2-х раз в месяц) перерегистрациями).

– соблюдать условия и сроки перерегистрации в качестве безработного;

– посещать работодателя по выданному направлению на работу в течение 3-х рабочих дней с момента получения направления (при этом, первым днем данного срока считается рабочий день, следующий за днем выдачи направления на работу);

– информировать центр занятости о своем трудоустройстве (В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ, ВРЕМЕННОМ, СЕЗОННОМ, ПО ДОГОВОРУ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА и т.п.), о регистрации ИП, о вхождении в число учредителей организаций и о прочих формах занятости, назначении пенсии и т.д.

ПОМНИТЕ:

Одновременное получение пособия по безработице и дохода от трудовой или иной приносящей доход деятельности, пусть даже временной (за исключением заработной платы, получаемой от участия в общественных работах без снятия с учета в качестве безработного), – является мошенничеством и преследуется по закону!

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных в установленные центром занятости сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить оправдательные документы (например: листок нетрудоспособности; повестку о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы подтверждающие родство); документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения и др. документы, предусмотренные законодательством).

Явка гражданина во избежание нарушения сроков перерегистрации должна состояться не позднее рабочего дня, следующего после окончания периода, за который представлен оправдательный документ

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3-х мес. в случаях:

  • отказа в период безработицы от 2-х вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении 3-х месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца в случаях:

  • НЕЯВКИ без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3-х рабочих дней со дня направления центром занятости;
  • ОТКАЗА без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме
  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости;
  • прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда или переселения безработного в другую местность;
  • попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст.32 Закона о занятости, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

Что такое ПОДХОДЯЩАЯ РАБОТА?

  • Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
  • Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:
  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
  • уволенных более 1-го раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
  • направленных центром занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания 1-го периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев;
  • более 3-х лет не работавших;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Читайте также:  Техосмотр в России будет ужесточен

Подходящей не может считаться работа, если:

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения по Республике Крым. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

ВНИМАНИЕ: Гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется по каждой из них!

ПОМНИТЕ: Одновременно гражданам выдается не более 2-х направлений на работу!

– Право на психологическую поддержку;.

1.2 Основные права и обязанности безработного

Безработному, как и любому другому гражданину, Российской Федерации принадлежат многие права. Знание своих прав позволит безработному вести поиск работы и регулировать его трудовой статус в соответствие с его интересами.

Одним из помощников в поиске работы, к которым может обратиться безработный бесплатно, является служба занятости.

Безработным необходимо иметь в виду, что обратиться в службу занятости для поиска работы им можно всегда, это абсолютно не связано с наличием у них опыта работы, а так же не зависит это и от того, уволился ли безработный по собственному желанию или его уволил работодатель по своей инициативе.

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);

заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;

оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);

выплату пособия по безработице;

выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный:

не имеет профессии (специальности);

не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;

ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;

больше не может работать по прежней профессии.

Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:

профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;

переподготовка для приобретения новых профессий;

обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;

повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;

повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;

стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

В приоритетном порядке пройти профессиональное обучение могут:

2) безработные по истечении шестимесячного периода безработицы;

3) граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) таких граждан и военнослужащих;

4) выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работы (раньше не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Для прохождения обучения служба занятости должна заключить с безработным договор, на основании которого безработному будет выдано направление на обучение.

На период профессионального обучения безработным гарантируется бесплатное медицинское обслуживание и медицинские осмотры, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе, за период его временной нетрудоспособности.

Он может получать по месту прохождения производственного обучения и заработную плату за самостоятельно изготовленную им продукцию, которая не влияет на размер получаемой его стипендии.

При желании безработный может сочетать обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ на основании срочного трудового договора.

Статус безработного: его обязанности:

Если гражданина признали безработным, то он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Напомню, что он должен проходить перерегистрацию в органе службы занятости по месту жительства в установленный этим органом срок, но не реже двух раз в месяц, если служба занятости в письменном виде не разрешит ему приходить не реже одного раза в месяц. безработный статус гарантия пособие государственный

В противном случае его могут лишить статуса безработного.

Второй важной обязанностью является предоставление достоверных сведений.

Необходимо знать, что: если гражданин трудоустроился, но продолжает информировать службу занятости о том, что он является безработным, чтобы получать пособие и фактически получает его, то гражданина могут уличить в мошенничестве и инициировать уголовное преследование. 7

ему необходимо переменить профессию специальность из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;.

Преимущества работающих пенсионеров перед неработающими

У пенсионеров, продолжающих свою профессиональную деятельность, есть ряд преимуществ перед неработающими в области получения дополнительных доходов (к пенсии), а также и на самом рабочем месте:

  • работодатель может предоставить пенсионеру дополнительный двухнедельный отпуск за счёт сотрудника;
  • бесплатно пройти курсы повышения профессиональной квалификации в любом отделении города.

работодатель может предоставить пенсионеру дополнительный двухнедельный отпуск за счёт сотрудника;.

Права безработного в центре занятости предпенсионного возраста

Гражданам предпенсионного возраста гораздо труднее устроиться на работу, поскольку мало какому работодателю хочется брать человека, который через пару лет может уйти на пенсию, а ему придется снова искать нового сотрудника. Однако в некоторых случаях возможно досрочный выход на пенсию. Основными условиями является становление на учет в цент занятости, а также предпенсионный возраст не более 2-х лет до пенсии.

Такое право возникает только в двух случаях, а именно при ликвидации предприятия или в связи с сокращением штата. В любых других случаях лица предпенсионного возраста выйти досрочно на пенсию не могут.

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей.

Безработными не могут быть признаны:

  1. Граждане моложе 16 лет.
  2. Получающие пенсию по старости или по выслуге лет.
  3. Отказавшиеся от двух вариантов предложенной работы в течение 10 дней с момента регистрации в центре занятости. В случае, если человек впервые ищет работу, – отказавшийся от двух предложений профобучения или оплачиваемой работы (постоянной или временной).
  4. Не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней с момента регистрации без уважительных причин. Не явившиеся в указанный сотрудником ЦЗ срок для присвоения статуса безработного.
  5. Осужденные решением суда к выполнению исправительных работ, приговоренные к наказанию в виде лишения свободы.
  6. Представившие ложные сведения, содержащиеся в документах.
  7. Работающие на основании трудового договора, имеющие другую оплачиваемую работу (сезонную или временную).
  8. Индивидуальные предприниматели.
  9. Граждане, занятые в подсобных промыслах, которые реализуют свою продукцию по соответствующим договорам.
  10. Выполняющие какую-либо работу по гражданско-правовым договорам.
  11. Назначенные на оплачиваемую должность.
  12. Проходящие военную службу, службу в органах МВД, альтернативную службу и т. п.
  13. Проходящие дневное обучение в учебных заведениях.
  14. Временно не работающие в связи с отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации и по другим уважительным причинам.
  15. Учредители организаций.

Работающие на основании трудового договора, имеющие другую оплачиваемую работу сезонную или временную.

Другие риски потери пособия

Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.

Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).

Главное: не пытайтесь обмануть службу занятости. Безработным признается тот, у кого нет работы и заработка. Если выяснится, что вы работаете, пусть даже неофициально, и у вас есть доходы, например от фриланса, то выплаченное вам пособие взыщут назад и может дойти до уголовного дела за мошенничество (ст. 159.2 УК РФ) .

В остальных случаях лучше искать работу.

На что безработный имеет право?

Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:

  • консультативную поддержку;
  • предоставление направления на выбранную работу;
  • всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
  • психологическую поддержку;
  • помощь в переезде в иной субъект РФ;
  • выплаты (пособие).

Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.

Читайте также:  Порядок и сроки уплаты налога на прибыль

К таковым относятся:

  • регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
  • обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
  • сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
  • изучение всех возможных вариантов трудоустройства.

Те безработные, что исправно выполняют возложенные на них обязанности имеют право на пособие согласно ст. 7.1 Закона РФ №1032-1.

В соответствии со ст. 31 Закона №1032-1 выплаты подразделяются на две части:

  1. Первые полтора года, но не более 12 месячных отчислений. Величина последних определяется с учетом заработка за последний триместр работы.
  2. С полутора до 3-х лет. Аналогично предыдущему пункту включает 12 выплат. Данный срок стоит охарактеризовать с точки зрения минимальных отчислений.

19 1426 сумма, выплачиваемая соискателю, должна находиться в диапазоне 1500-8000 рублей.

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 “Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости”).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие три месяца – в размере 60% заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб., а максимальный – 12 130 руб. При этом, в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой в 2020 году для некоторых категорий граждан установлены иные размеры пособия. Так, кто был уволен и признан безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеет детей в возрасте до 18 лет, получит в апреле – августе 2020 года увеличенное пособие пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год”). Тем, кому назначено пособие в размере минимальной величины, за май – июль 2020 г. получат его в размере 4500 руб. Для предпринимателй, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанных безработными, пособие устанавливается в размере 12130 руб. на срок не более 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г. Тем же, кто утратил право на получение пособия в связи с истечением срока его выплаты, продлевается выплата пособия на срок не более трех месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).

С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:

  • первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца в размере 60% такого заработка;
  • в дальнейшем в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В 2019 г. минимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составлял 1 500 руб., максимальный – 11 280 руб. В 2020 году установлен единый максимальный размер пособия по безработице для всех граждан – 12 130 руб.

Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами.

Понятие безработного, его основные права и обязанности.

Понятие безработного гражданина

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступать к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведённого правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечёт возникновение права на признание безработным.

Права и обязанности безработного

Законодательство РФ о занятости населения.

В силу того, что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет собой сложную систему.

Правовую основу для законодательных актов составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории РФ. Статья 37 Конституции РФ предусмотрела защиту граждан от безработицы и закрепила основные гарантии в данной области и закон «О занятости населения в Российской Федерации»

В РФ существует комплекс законов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы занятости, а именно: Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г); Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.95г.); Уголовно – Исполнительный Кодекс, вступивший в действие с 08.01.97г.; Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.93г.; Федеральный закон « О беженцах» от 19.02.93г. и другие.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости. Задачами законодательства о занятости являются: – обеспечение и защита конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

Министерство труда и социального развития РФ, также принимает немало ведомственных нормативных актов, дает разъяснения по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Однако следует подчеркнуть, что во всей системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института обеспечения занятости и трудоустройства, является Закон «О занятости населения в Российской Федерации» Гарантии, предоставляемые безработным гражданам на территории Российской Федерации.

Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости безработными. Закон РФ «О занятости населения в РФ» содержит нормы, касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав – права на труд. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации – оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.

Читайте также:  Сколько трудовых книжек можно иметь по закону работнику

Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.

Гарантии социальной поддержки.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособий по безработице.

Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Нынешняя экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Становиться все более очевидным, что необходим более дифференцированный подход условиям и нормам социальной защиты граждан от безработицы, в том числе и к выплате пособий по безработице.

Гражданину, признанному службой занятости безработным, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы либо начисляется в процентом отношении к среднемесячному заработку работника по последнему месту работы. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. В соответствии с п. 5 ст. 9 , п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течении 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при исчисления среднего заработка во всех случаях учитывается выплата районного коэффициента, в п. 4 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ указывается, что гражданам, имеющим период оплачиваемой работы не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, средний заработок для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Размер дополнительного пособия установлен в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные условия проживания, поэтому его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не фонда занятости населения.

Право на подходящую работу. Основным правом безработного гражданина является право на подходящую работу. Понятие «подходящая работа» определено, а Конвенции МОТ №44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельств» (1934г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах. Для того чтобы иметь основание для получения пособия по безработице, безработные должны оказаться в положении, при котором невозможно найти подходящую работу или отказаться от предложений органов службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды и тем самым дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень

Конвенция МОТ №44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.

Общие требования к подходящей работе определены ст. 4 закона о занятости, согласно которой подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. (как видно, здесь четко выделено четыре условия подходящей работы.)

В соответствии со ст. 5 закона «Об образовании» гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получается впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

При реализации прав граждан, предусмотренных не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ закрепили возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

При реализации прав, вытекающих из отношений занятости, часто возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом органов службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособий по безработице и стипендий, их приостановке и снижению, снятие безработных с учета и т.д.

Обжалование гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган, что в настоящий момент, как показала практика, является достаточно эффективным оружием в борьбе за права и законные интересы безработных граждан.

Обязанности безработных граждан.

Закон «О занятости населения в РФ» не содержит конкретных положений, закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать следующие обязанности гражданина, имеющего статус безработного:

• сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде занятости;

• перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и

• установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;

• явиться своевременно в течение трех дней со дня направления органами службы занятости на переговоры с работодателем;

• явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или учебу.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей без уважительных причин влечет в одних случаях – прекращение выплаты пособия по безработице; в других – может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице, сокращение размера выплачиваемого пособия.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

​​Права и обязанности безработных граждан

По трудовому законодательству безработный гражданин относится к отдельной категории из-за наличия социальной незащищенности. Такая категория нуждается в господдержке и ряде льготных условий. Сам статус регламентирован законодательством. Его получение возможно только при выполнении всех правил и условий. Но стоит учесть, что каждый безработный кроме прав и гарантий имеет ряд обязательств, которые потребуется выполнить.

Согласно законодательству гражданин должен соответствовать ряду характеристик.

Пособие

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение.

Права безработных

Социальный статус безработного включает его права:

  • На получение государственного пособия, увеличенного на районный коэффициент. Его размер и порядок исчисления зависит от времени регистрации в качестве безработного:
    • до 1 марта 2020 года – зависит от заработка за последние три месяца работы, варьируется от 1500 до 12130 рублей (ст.33 закона о занятости № 1032-1);
    • начиная с 1 марта 2020 года – 12130 рублей всем без привязки к заработку, но только на период с апреля по июнь (Постановление Правительства РФ № 346 от 27.03.2020).
  • На получение ежемесячной региональной доплаты, если она предусмотрена в регионе проживания безработного. Введена в некоторых субъектах РФ из-за коронавирусной эпидемии, но действует временно – с апреля по сентябрь 2020 года. Например, безработные москвичи, в общей сумме вместе с региональными доплатами получают пособие в сумме 19500 рублей (Указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, п. 21).
  • На содействие службы занятости в поиске подходящей работы (ст.9 закона № 1032-1). Работа считается таковой, если она соответствует квалификации и профпригодности соискателя, а также условиям его труда на последней работе (ст.4 этого же закона).
  • На досрочный выход на пенсию – на 2 года раньше положенного срока. Статус безработного в России дает такое право лицам предпенсионного возраста при наличии необходимого страхового стажа и отсутствии возможности трудоустройства (ст. 32 закона 1032-1, ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013). Также предпенсионеры могут получать пособие по безработице более длительное время – до 12 месяцев в течение полутора лет (ст. 34.2 закона 1032-1).
  • На участие в общественных работах, которые оплачиваются государством.
  • На психологическую помощь, профориентацию, профессиональное обучение и переобучение – с выплатой стипендии на период учебы (ст. 9, 29 закона № 1032-1).
  • На выбор места работы (ст. 8 закона № 1032-1) и содействие при переезде в другую местность.
  • На трудоустройство за рубежом (ст. 10 закона 1032-1). Но искать такую работу безработному придется самостоятельно.

В период с апреля по июнь 2020 года граждане, ставшие безработными не ранее 01.03.2020, получают дополнительные выплаты в размере 3000 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка, которого они воспитывают. Право на эту добавку имеет один из родителей (в том числе, приемных), усыновителей, опекунов (Постановление Правительства РФ № 346 от 27.03.2020).

на каждого несовершеннолетнего ребенка, которого они воспитывают.

Добавить комментарий