Служба в органах внутренних дел

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 1, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 26 июля, 2 августа, 1 октября, 16 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года

Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

Какие были внесены изменения?

Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:

  • Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
  • Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.

Непрохожение медицинского обследования;.

Структура

Структура МВД РФ

На Министерство Внутренних Дел (МВД) России возложена задача охраны общественного порядка на территории страны. Порядка во всех смыслах этого слова и во всех сферах жизни. Поэтому в структуру МВД входят подразделения, конкретной задачей которых является соблюдение законности и противодействие её нарушению в четко ограниченной сфере жизни.

Как такового отдельного департамента внутренней службы МВД нет. Это общее название, объединяющее по смысловой нагрузке службы, осуществляющим вспомогательные функции по отношению к полицейским, стоящим на страже правопорядка.

В целом, МВД России включает в себя следующие департаменты и управления, осуществляющие функции внутренней службы:

    Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Организационно-штатное управление; Главный информационно-аналитический центр; Главный центр связи и защиты информации; Главный центр перевозок; Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения.

Все из перечисленных подразделений выполняют строго регламентированные функции по обеспечению работы полиции.

Поэтому в структуру МВД входят подразделения, конкретной задачей которых является соблюдение законности и противодействие её нарушению в четко ограниченной сфере жизни.

Поступление на службу в полицию

1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.

2. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 ФЗ «О полиции» а также в случаях если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Граждане Российской Федерации, на службу полицию проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в полиции.

Служба в органах внутренних дел

К ним относятся возраст гражданина, состояние его здоровья, признание в силу решения суда гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, наличие имевшийся или имеющейся судимости.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 16.12.2019) “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Для целей настоящего Федерального закона применяемые терминыозначают:

1) служба в органах внутренних дел – федеральнаягосударственная служба.

1. Предметом регулирования настоящего Федерального законаявляются правоотношения, связанные с поступлением на службу ворганы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а.

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой ворганах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

1. Служба в органах внутренних дел осуществляется всоответствии с основными принципами построения и функционированиясистемы государственной службы Российской Федерации.

1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел игосударственной службы иных видов обеспечивается на основе единствасистемы государственной службы и принципов ее.

1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целяхнепосредственного исполнения, организации и обеспечения исполненияполномочий федерального органа исполнительной власти в.

Должности в органах внутренних дел подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

1. Специальные звания, установленные по должностям в органахвнутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящимФедеральным законом.

2. Учреждаются следующие.

1. В число квалификационных требований к должностям в органахвнутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составамидолжностей в органах внутренних дел, входят требования к.

1. Сотрудник органов внутренних дел – гражданин, который взялна себя обязательства по прохождению федеральной государственнойслужбы в органах внутренних дел в должности.

1. Сотрудник органов внутренних дел имеет право:

1) на условия, необходимые для выполнения служебныхобязанностей и профессионального развития;

1. Сотрудник органов внутренних дел обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации,законодательные и иные нормативные правовые акты.

1. При осуществлении служебной деятельности, а также вовнеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и.

1. На сотрудника органов внутренних дел распространяютсяограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органахвнутренних дел, установленные статьей 29 Федерального.

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних делнесет уголовную ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

2. За совершение.

1. В целях отражения принадлежности сотрудника органоввнутренних дел к службе в органах внутренних дел для негоустанавливаются форменная одежда и знаки различия по.

1. На службу в органы внутренних дел вправе поступать гражданене моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности,происхождения, имущественного и должностного положения.

1. Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданинлично представляет в федеральный орган исполнительной власти всфере внутренних дел, его территориальный орган.

1. Перечень уполномоченных руководителей и иных должностныхлиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленныхгражданином для поступления на службу в органы внутренних.

1. Правоотношения на службе в органах внутренних дел междуРоссийской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются наосновании контракта, заключенного в соответствии с.

1. Контракт – соглашение между руководителем федеральногооргана исполнительной власти в сфере внутренних дел илиуполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на.

1. С гражданином, впервые поступающим на службу в органывнутренних дел, заключается первый контракт.

2. Контракт может заключаться на неопределенный срок или.

1. В контракте указываются дата и место его заключения,наименование федерального органа исполнительной власти, должность,фамилия, имя, отчество руководителя федерального.

1. Для гражданина, поступающего на службу в органы внутреннихдел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствиядолжности в органах внутренних дел, на замещение.

1. Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел,включенные в перечень должностей, утверждаемый руководителемфедерального органа исполнительной власти в сфере.

В период действия военного положения применение статей 20-25настоящего Федерального закона приостанавливается. Особенностивозникновения и изменения правоотношений на службе в.

1. Назначение на должности высшего начальствующего состава иосвобождение от этих должностей осуществляются ПрезидентомРоссийской Федерации.

2. Назначение на.

1. Сотрудник, впервые поступивший на службу в органывнутренних дел, приводится к Присяге сотрудника органов внутреннихдел Российской Федерации. Приведение к Присяге.

1. Профессиональная служебная деятельность сотрудника органоввнутренних дел осуществляется в соответствии с должностнымрегламентом (должностной инструкцией), утверждаемым.

1. Перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях,установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую,равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних.

1. На сотрудника органов внутренних дел с его согласия могутбыть временно возложены обязанности по вышестоящей должности ворганах внутренних дел с одновременным освобождением.

1. Для выполнения задач, связанных непосредственно сдеятельностью федерального органа исполнительной власти в сферевнутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его.

1. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится вцелях определения его соответствия замещаемой должности в органахвнутренних дел.

2. Аттестация сотрудника.

1. С согласия руководителя федерального органа исполнительнойвласти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителясотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением.

1. В период действия военного положения или чрезвычайногоположения, в период проведения контртеррористической операции, вусловиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий.

1. При сокращении должностей в органах внутренних делправоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающимсокращаемую должность, продолжаются в случае:

1. Служба в органах внутренних дел приостанавливается:

1) в случае назначения (избрания) сотрудника органоввнутренних дел на государственную должность Российской.

1. Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних делисчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,нормативными правовыми актами Президента Российской.

1. В федеральном органе исполнительной власти в сферевнутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутсяличные дела, документы учета сотрудников органов.

1. В федеральном органе исполнительной власти в сферевнутренних дел, его территориальных органах, подразделениях наосновании персональных данных сотрудников органов внутренних.

1. Специальные звания высшего начальствующего составаприсваиваются Президентом Российской Федерации.

2. Первые специальные звания, соответствующие.

1. Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальныхзваниях:

1) рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовойюстиции – один год;

1. Первое специальное звание присваивается гражданину, впервыепоступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении надолжность в органах внутренних дел.

1. Сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощренияможет быть присвоено очередное специальное звание:

1) досрочно, но не выше специального звания.

1. Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередногоспециального звания приостанавливается в случае:

1) нахождения сотрудника в распоряжении федерального.

1. Гражданам, проходившим военную службу, государственнуюгражданскую службу или муниципальную службу, при назначении надолжности в органах внутренних дел первое специальное.

1. Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органоввнутренних дел установленных законодательством РоссийскойФедерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел.

1. За добросовестное выполнение служебных обязанностей,достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также зауспешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику.

1. Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком)признается виновное действие (бездействие), выразившееся внарушении сотрудником органов внутренних дел.

1. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения имслужебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом, могут налагаться.

1. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мерпоощрения, предусмотренных пунктами 1-6 и 9 части 1, частями 2 и 3статьи 48 настоящего Федерального закона.

1. Служебная проверка проводится по решению руководителяфедерального органа исполнительной власти в сфере внутренних делили уполномоченного руководителя при необходимости.

1. Служебное время – период времени, в течение которогосотрудник органов внутренних дел в соответствии с правиламивнутреннего служебного распорядка федерального.

1. Режим служебного времени сотрудника органов внутренних делустанавливается правилами внутреннего служебного распорядкафедерального органа исполнительной власти в сфере.

1. Время отдыха – время, в течение которого сотрудник органоввнутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей.

2. Для сотрудника органов внутренних дел.

1. Сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующиевиды отпусков с сохранением денежного довольствия:

1) основной отпуск;

2) дополнительные отпуска;.

1. Сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляетсяосновной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, асотруднику, проходящему службу в районах Крайнего.

1. Сотрудникам органов внутренних дел устанавливаютсяследующие виды дополнительных отпусков:

1) за стаж службы в органах внутренних дел;

1. Предоставленный сотруднику органов внутренних дел основнойотпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится надругой срок, определяемый руководителем федерального.

Курсантам, слушателям, обучающимся по очной форме вобразовательных организациях высшего образования федеральногооргана исполнительной власти в сфере внутренних.

1. Отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью неболее 10 календарных дней (без учета времени проезда к меступроведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику.

1. Отпуск по окончании образовательной организации высшегообразования федерального органа исполнительной власти в сферевнутренних дел сотруднику органов внутренних дел.

1. Сотруднику органов внутренних дел при стаже службы ворганах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более влюбой год из последних трех лет до достижения им.

1. Сотрудник органов внутренних дел может быть отозван изотпуска:

1) с его согласия – на основании приказа руководителяфедерального органа исполнительной власти.

1. Освобождение сотрудника органов внутренних дел отвыполнения служебных обязанностей в связи с временнойнетрудоспособностью осуществляется на основании заключения.

1. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел производитсяв виде денежного довольствия, являющегося основным средством егоматериального обеспечения и стимулирования служебной.

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов егосемьи жилым помещением, медицинское и санаторно-курортноеобеспечение сотрудника и членов его семьи.

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровьясотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещениявреда, причиненного в связи с выполнением служебных.

1. Сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевымимуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам,которые устанавливаются Правительством Российской.

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органоввнутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутреннихдел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет.

1. Конфликт интересов в органах внутренних дел (далее -конфликт интересов) – ситуация, при которой личнаязаинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника.

1. Служебный спор в органах внутренних дел (далее – служебныйспор) – неурегулированные разногласия по вопросам, касающимсяприменения федеральных законов, иных нормативных.

1. Сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется отвыполнения служебных обязанностей в случае:

1) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в.

1. Сотрудник органов внутренних дел, признанный вустановленном порядке незаконно уволенным со службы в органахвнутренних дел, освобожденным, отстраненным от.

1. Формирование кадрового состава органов внутренних дел вфедеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел,его территориальных органах, подразделениях.

1. Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляетсяпутем: 1) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых наслужбу в органы внутренних дел, предусматривающего.

1. Подготовка кадров для органов внутренних дел идополнительное профессиональное образование сотрудников органоввнутренних дел при необходимости могут.

1. Для замещения должностей в органах внутренних дел,выполнения специальных задач, задач в особых условиях федеральныморганом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Организация кадровой работы в федеральном органеисполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальныхорганах, подразделениях осуществляется в порядке.

Служба в органах внутренних дел прекращается в случае:

1) увольнения сотрудника органов внутренних дел;

2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних.

1. Сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы ворганах внутренних дел в связи с прекращением или расторжениемконтракта.

2. Сотрудник органов внутренних.

1. Контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних делможет быть уволен со службы в органах внутренних дел:

1) по истечении срока действия срочного контракта;.

Контракт может быть расторгнут в любое время по соглашениюсторон контракта с одновременным освобождением сотрудника органоввнутренних дел от замещаемой должности и увольнением его со.

1. Сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнутьконтракт и уволиться со службы в органах внутренних дел пособственной инициативе до истечения срока действия.

1. Расторжение контракта по инициативе руководителяфедерального органа исполнительной власти в сфере внутренних делили уполномоченного руководителя и увольнение со службы в.

Читайте также:  Разница между угоном и хищением

1. Срочный контракт прекращается по истечении срока егодействия, о чем сотрудник органов внутренних дел должен бытьпредупрежден в письменной форме не позднее чем за семь.

Расторжение контракта вследствие нарушения установленныхнастоящим Федеральным законом и другими федеральными законамиобязательных правил при его заключении, если такое.

1. Предельный возраст пребывания на службе в органахвнутренних дел составляет:

1) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальноезвание генерала полиции.

1. Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органоввнутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел иисключение из реестра сотрудников органов.

1. Гарантии погребения погибшего (умершего) сотрудника органоввнутренних дел, гражданина, уволенного со службы в органахвнутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2.

Финансирование службы в органах внутренних дел, включаягарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел,выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых).

1. Государственный надзор за исполнением законодательстваРоссийской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляютГенеральный прокурор Российской Федерации и.

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ”О полиции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N 7, ст. 900) следующие изменения:

Подпункт “б” пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 1 июля2011 года N 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и овнесении изменений в отдельные законодательные акты.

Внести в Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ”О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних делРоссийской Федерации и внесении изменений в.

1. В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел всоответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периодыслужбы (работы), которые были ранее включены (подлежали.

1. В отношении сотрудников органов внутренних дел неприменяется Постановление Верховного Совета Российской Федерации от23 декабря 1992 года N 4202-I “Об утверждении Положения о.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012года, за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона.

Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мерпоощрения, предусмотренных пунктами 1-6 и 9 части 1, частями 2 и 3статьи 48 настоящего Федерального закона.

(Выдержка)

4 в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок назначения на должность сотрудников ОВД

Полномочия руководителей территориальных органов МВД России по назначения на должности сотрудников ОВД:

на уровне субъекта РФ определены Типовым положением о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 25 декабря 2019 г.);

на районном уровне определены приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355.

Сотрудник органов внутренних дел назначается на должность рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказом уполномоченного руководителя (начальника) МВД России.

Основаниями для издания приказа о назначении на должность являются:

в отношении гражданина – контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, заключенный в порядке, установленном статьей 21 «Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел» Федерального закона от № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел РФ»;

в отношении сотрудника ОВД – согласие сотрудника ОВД с назначением на должность, выраженное в виде рапорта на имя уполномоченного руководителя (начальника), имеющего право назначения на указанную должность.

Порядок назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава ОВД регламентирован:

Порядок назначения на должность сотрудников ОВД.

О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 30 НОЯБРЯ 2011 Г. N 342-ФЗ

Quot;О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

С.И. БАРСУКОВ, А.Н. БОРИСОВ

Барсуков Сергей Иванович, подполковник полиции. Автор комментариев к Законам “О полиции”, “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Борисов Александр Николаевич, майор налоговой полиции в отставке, практикующий юрист. Автор многочисленных комментариев к законодательству, в том числе к Законам “О полиции”, “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, к КоАП РФ, Налоговому и Бюджетному кодексам.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – комментируемый Закон) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации” (далее – Положение 1992 г. о службе в ОВД), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего – Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Закон о системе госслужбы).

Принятие комментируемого Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и комментируемый Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности полиции.

В пояснительной записке к проекту комментируемого Закона (в Государственную Думу законопроект внесен Президентом РФ) отмечались следующие его концептуальные моменты:

положениями Закона регулируются правоотношения при поступлении граждан РФ на службу в органы внутренних дел РФ (далее – ОВД) и ее прохождении на должностях сотрудников в федеральном органе исполнительной власти (далее – ФОИВ) в сфере внутренних дел и не на должностях сотрудников в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) актами Президента РФ;

Законом для сотрудников учреждаются специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции). При этом Законом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы РФ;

отдельная глава Закона посвящена должностям сотрудников. В главе определены общие квалификационные требования к этим должностям. Должности сотрудников подразделяются на должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, младшего начальствующего состава и рядового состава. Все должности сотрудников подлежат включению в соответствующие перечни должностей;

в целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника Законом определяется понятие “сотрудник” и устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД;

Законом устанавливаются обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы, основанные на законодательстве о государственной службе РФ;

Законом вводится такое понятие, как “контракт”, определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в ОВД, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта с согласия сотрудника. Законом устанавливается исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований увольнения сотрудников со службы в ОВД;

Законом предлагается законодательно закрепить общепринятые для правоохранительных органов положения, касающиеся единоначалия и субординации при прохождении службы, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на службу. Законом определяется порядок обработки, хранения и передачи персональных данных сотрудников, а также порядок ведения личных дел и реестров сотрудников;

отдельная глава Закона посвящена вопросам применения к сотрудникам мер поощрения, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины, наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок;

в Законе регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы;

Законом предусматривается введение на законодательном уровне для сотрудников должностного регламента (должностной инструкции), в соответствии с которым будет осуществляться профессиональная служебная деятельность сотрудника, будут определяться его должностные обязанности, права и другие характеристики служебной деятельности;

детально регламентируется в Законе порядок проведения аттестации сотрудников;

реализация определенных Законом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава ОВД должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава;

совершенствованию профессиональных качеств сотрудников должны содействовать нормы Закона, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников;

принятие Закона позволит повысить эффективность профессиональной служебной деятельности сотрудников, что будет содействовать также более эффективной работе соответствующих органов и обеспечению при этом законных прав и интересов граждан;

при подготовке Закона учтен положительный отечественный и зарубежный опыт.

30 ноября 2011 годаN 342-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

реализация определенных Законом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава ОВД должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава;.

Служба в органах внутренних дел, как особый вид государственной службы.

Под прохождением службы в органах внутренних дел понимается система элементов, состоящих из юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Все элементы прохождения службы можно условно разделить на две группы.

Первая группа состоит из совокупности юридических фактов, связанных с изменением служебно-правового положения сотрудника органов внутренних дел, а именно:

1) назначение на должность; 2) зачисление в кадры МВД; 3) присвоение первого и последующих специальных званий; 4) принятие Присяги; 5) служебное аттестование; 6) перемещение по службе; 7) увольнение из органов внутренних дел.

Вторая группа состоит из элементов, характеризующих условия прохождения службы, а именно: 1) служебная дисциплина; 2) внутренний распорядок (время работы, время отдыха); 3) предоставление отпусков; 4) командировки.

Лица, назначенные на должность рядового и начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России зачисляются в кадры МВД. Это обстоятельство (зачисление в кадры) влечет снятие лиц, находящихся в запасе с воинского учета и постановку на специальный учет в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, после чего они не подлежат призыву на военную службу. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, не имеющие воинского звания офицера запаса и проходящие службу в органах внутренних дел, стоят на воинском учете, в военных комиссариатах по месту их жительства.

Лицам, окончившим учреждения высшего профессионального образования (имеющим специальные звания) и проходящим службу в органах внутренних дел, а также гражданам, поступившим на службу в ОВД до 1 апреля 2005 года предоставляется отсрочка от призыва на военную службу – на время службы в этих органах22. Со дня зачисления в кадры сотруднику органов внутренних дел начинают выплачивать соответствующую денежную надбавку за специальное звание и исчисляется срок для выплаты процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет. При назначении на должность сотруднику приказом начальника органа внутренних дел может быть установлен испытательный срок от трех до шести месяцев.

Принятым на службу в органы внутренних дел сотрудникам с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуге лет и занимаемой штатной должности, присваиваются специальные звания.

22 См.: ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2005 г. № 27-ФЗ « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 14. Ст.1212.

Правовую основу службы в органах внутренних дел в соответствии со ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел составляют: Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

К условиям службы в органах внутренних дел относятся: внутренний распорядок; продолжительность рабочего времени, отпуска; денежное довольствие; государственное личное и дополнительное социальное страхование; льготы, гарантии и компенсации.

Внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается руководителем согласно действующему законодательству, с учетом особенностей служебной деятельности, оперативной обстановки, местных условий, времени года и других обстоятельств. При необходимости он согласовывается с начальником вышестоящего органа, соответствующими органами власти и управления и утверждается приказом.

Продолжительность рабочего времени для сотрудников органов внутренних дел устанавливается российским законодательством о труде и не должна превышать 40 часов в неделю. Однако при необходимости по письменному приказу начальника органа внутренних дел сотрудники могут привлекаться к службе сверх обозначенного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни, за что им предоставляется компенсация, в соответствии с трудовым законодательством. Для сотрудников, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенный рабочий день. При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен. Сотрудник имеет право на компенсацию при выполнении им дополнительных обязанностей за время отсутствующего сотрудника.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания: очередной ежегодный; краткосрочный; по болезни; каникулярный; в связи с окончанием образовательного учреждения МВД России; дополнительный (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях, за особый характер службы, а также награжденным почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации»).

Кроме того, сотрудникам предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные законодательством отпуска.

Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. Сотруднику оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска (лечения) и обратно по следующим видам отпусков: очередной ежегодный; по болезни; каникулярный (один раз в год); в связи с окончанием образовательного учреждения МВД России.

Продолжительность сроков вышеперечисленных отпусков определена Положением о службе в органах внутренних дел.

Государственное, личное и дополнительное социальное страхование, а также возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел осуществляются в соответствии с законодательством.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право: на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе лекарствами, в медицинских учреждениях МВД России, на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристских базах МВД России за плату на льготных условиях и ряд других льгот.

Служебная дисциплина – это один из элементов социально-правового института государственной службы. В Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебной дисциплине отводится глава 4. В неё включено 9 статей (ст.ст. 34-42). В этой совокупности правовых норм даётся понятие служебной дисциплины, определяются обязанности начальника органа внутренних дел по её поддержанию, перечисляются поощрения и взыскания и устанавливается порядок их применения, а также права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий и другие аспекты.

Служебная дисциплина представляет собой особый спектр нравственных и правовых отношений, характеризующихся высокой категоричностью и жесткостью управленческих связей, и означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных российским законодательством, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников определенных порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей. Она обязывает всех сотрудников безупречно соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, законы и иные правовые акты, добросовестно исполнять служебные обязанности, совершенствовать профессиональный уровень, внимательно относиться к сослуживцам, быть честным, мужественным, опрятным, соблюдать права и свободы личности.

Служебная дисциплина достигается посредством, в первую очередь, самосознания сотрудников, а также методов внешнего воздействия на их сознание и поведение. К таким методам следует относить применяемые прямыми, в том числе непосредственными, начальниками методы убеждения, дисциплинарного поощрения и дисциплинарного взыскания.

Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органа внутренних дел по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров, определению уровня профессиональной подготовки сотрудников и соответствия их замещаемой должности.

Аттестация, как обязательный элемент прохождения службы сотрудника органов внутренних дел, предусмотрена ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, где указаны цели и основания ее проведения, а также установлена обязанность Министра внутренних дел определить порядок ее осуществления.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в нормативных актах и юридической литературе аттестация упоминается в различных аспектах.

Так, например, под аттестацией понимается документ, составленный, согласованный и утвержденный уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в соответствии с установленными правилами.

Читайте также:  ЕГРЮЛ и ЕГРИП будут вестись по новым правилам

Кроме того, аттестация рассматривается как разделенная на этапы внутриорганизационная деятельность органа внутренних дел, берущая начало с подготовительных мероприятий и заканчивающаяся сдачей аттестационных материалов в архив23.

И, наконец, аттестация оценивается как процедура коллективного обсуждения подготовленной руководителем на подчиненного характеристики, завершающаяся принятием соответствующего решения.

Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены следующие виды перемещения:

1. На вышестоящую должность – в порядке продвижения по службе – осуществляется с согласия сотрудника. Основанием для перемещения на высшую должность должны быть исключительно деловые и нравственные качества сотрудника, проявленные в служебной деятельности.

2. На равнозначную должность – с согласия сотрудника органов внутренних дел при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного его использования, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту.

3. На нижестоящую должность – при сокращении штатов в случае невозможности перемещения на равнозначную должность – с согласия сотрудника; по состоянию здоровья – в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по личной просьбе; по служебному несоответствию – в соответствии с выводами аттестации; в порядке дисциплинарного взыскания.

4. При поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы.

5. В порядке прикомандирования к представительным органам государственной власти и органам государственного управления.

Перемещение всегда оформляется приказом начальника органа внутренних дел с указанием основания перемещения. В этих случаях сотрудник получает дополнительные социальные гарантии (проезд и перевозка имущества к новому месту службы за счет средств МВД России, надбавку к денежному содержанию за особые условия службы, право на льготное исчисление выслуги лет, дающее право выхода на пенсию, и др.).

Положением о службе в органах внутренних дел – основанием для прекращения службы в органах внутренних дел может служить увольнение, прекращение гражданства, признание безвестно отсутствующим и смерть

23 См.: Административное право: Часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С.311.

сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии с упомянутым Положением о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел может быть уволен:

а) по собственному желанию.

Увольнение производит начальник, которому предоставлено право увольнения соответствующей категории сотрудников, в двухнедельный срок со дня подачи рапорта об увольнении;

б) по достижении предельного возраста.

Таковым в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел следует считать:

– для лиц рядового и младшего начальствующего состава, а также среднего и старшего начальствующего состава до подполковника включительно – 45 лет;

– полковника – 50 лет;

– генерал-майора, генерал-лейтенанта – 55 лет;

– генерал-полковника – 60 лет.

В интересах службы, при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний, сотрудники (в персональном порядке, с их согласия) могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до 5 лет, а в исключительных случаях для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава срок оставления на службе может быть продлен еще на 5 лет. Решение об оставлении сотрудника на службе сверх установленного для него предельного возраста принимает начальник, имеющий право назначения этого сотрудника на должность;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

При наличии выслуги срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел могут быть представлены к увольнению только отрицательно аттестованные сотрудники, имеющие в течение последнего года службы хотя бы одно из следующих дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании, лишение нагрудного знака;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Не позднее 2-х месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был своевременно продлен или перезаключен, руководитель органа внутренних дел принимает решение об увольнении сотрудника либо его назначении на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

д) в связи с нарушением условий контракта.

При увольнении сотрудника органов внутренних дел по этой причине сторона, заинтересованная в досрочном расторжении контракта, обязана не позднее, чем за 2 месяца до срока предполагаемого увольнения уведомить о своем намерении другую сторону.

Если увольнение осуществляется по инициативе сотрудника, то в рапорте на имя начальника органа внутренних дел, имеющего право заключения контракта, он должен изложить конкретные факты нарушений тех или иных статей и пунктов контракта. Начальник в двухнедельный срок проводит проверку содержащихся в нем сведений и в пределах предоставленных полномочий принимает одно из следующих решений:

– разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы и отзыве предыдущего рапорта;

– уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине должностных лиц органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть соблюдены или устранены.

Увольнение в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника влечет за собой возмещение сотрудником расходов на обеспечение его обмундированием и другим имуществом. При расторжении контракта до истечения 5 лет после окончания образовательного учреждения МВД России или другого учебного заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел России с виновного сотрудника взыскиваются расходы на его обучение в размере 50% от суммы, исчисляемой пропорционально времени, не отработанному до указанного срока. Такие же последствия наступают при увольнении сотрудника по пп. «к», «л», «м» ст. 58 Положения;

е) по сокращении штатов – при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел.

Увольнение может производиться в случае невозможности в результате организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников при их отказе от перемещения по службе либо перемещении на службу в другую местность;

ж) по болезни увольнение производится на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе и может быть связано как с противопоказаниями для самого сотрудника, так и с опасностью для окружающих его лиц;

з) по ограниченному состоянию здоровья.

Сотрудник увольняется на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе; невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в занимаемой должности и отсутствии возможности перемещения на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке.

Под несоответствием сотрудника занимаемой должности понимается объективная неспособность выполнять возложенные на него должностные обязанности либо недостаточная квалификация. При этом недопустимо увольнение по мотивам недостаточной квалификации сотрудников в связи с их непродолжительной службой в данной должности.

Несоответствие занимаемой должности подтверждается решением аттестационной комиссии. Составленная на сотрудника аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законности, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности;

к) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины.

При увольнении сотрудника за грубое либо систематическое нарушение дисциплины учитываются сущность совершенных им нарушений, несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия выполнения сотрудником служебных обязанностей;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника.

В данном случае увольнение сотрудника, как правило, осуществляется в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании;

м) в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу;

н) в связи с призывом на военную службу или направлением на замещающую ее альтернативную гражданскую службу.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудник милиции может быть уволен и в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность.

Кроме того, анализ законодательства о государственной службе позволяет считать основаниями для увольнения сотрудника из органов внутренних дел приобретение в период службы гражданства иностранного государства; отказ от предоставления в налоговые органы сведений о доходах и имуществе; выборы в представительные органы власти.

Во всех случаях прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказами соответствующих начальников об увольнении сотрудников из органов внутренних дел либо исключения из списков личного состава лиц, прекративших гражданство Российской Федерации или признанных судом безвестно отсутствующими, а также умерших или погибших сотрудников.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Служба в органах внутренних дел, как особый вид государственной службы.

Служба в органах внутренних дел, как особый вид государственной службы.

Служба в органах внутренних дел, как особый вид государственной службы.

При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.

Реализация организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.01.2019 2019-01-21

Статья просмотрена: 266 раз

При прохождении государственной службы в органах внутренних дел реализуются, прежде всего, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, к которым относятся.

Условия службы в органах внутренних дел Российской Федерации

Решение задач, возложенных на органы внутренних дел, возможно при предоставлении сотрудникам должных условий для осуществления своих функций.

К условиям службы в органах внутренних дел, согласно Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1], относятся: режим служебного времени определяемый правилами внутреннего распорядка; служебное время; отпуска, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел; государственное личное и дополнительное социальное страхование; социальные гарантии.

Условия службы в органах внутренних дел регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов, например: Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 27 мая 2003г.№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2011 г.) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и другими нормативными правовыми актами.

В каждом органе внутренних дел устанавливается строго регламентированный распорядок дня, определяемый особенностями оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами.

Внутренний распорядок в строевых частях и подразделениях, подразделениях особого и специального назначения, а также во временно создаваемых структурах при откомандировании сотрудников из пунктов постоянной дислокации органа внутренних дел и в иных случаях устанавливается по решению начальника (командира) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России и условиями несения службы.

Распорядок дня определяет время начала и окончания работы, начало и продолжительность обеденного перерыва, часы приема граждан (наиболее удобные для населения), сменность в несении службы отдельных категорий сотрудников. При необходимости он согласовывается с руководителем вышестоящего органа внутренних дел, соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления и утверждается приказом.

Служебное время – это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, – 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Для сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу во вредных условиях, устанавливается сокращенное служебное время – не более 36 часов в неделю. Перечень (список) должностей в органах внутренних дел, по которым устанавливается сокращенное служебное время, а также порядок и условия прохождения сотрудниками службы во вредных условиях утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Продолжительность служебного дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится в порядке, определяемом трудовым законодательством.

Продолжительность служебного времени сотрудника органов внутренних дел в дневное и ночное время одинакова.

Время отдыха предоставляемое сотруднику органов внутренних дел определено главой 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Время отдыха – это время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей.

Для сотрудника органов внутренних дел устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.

Сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:

1) основной отпуск;

2) дополнительные отпуска;

3) каникулярный отпуск;

4) отпуск по личным обстоятельствам;

5) отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

Читайте также:  Виды ремонта основных средств

В исключительных случаях, когда отсутствие сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел влечет за собой невозможность надлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством Российской Федерации, определенный графиком срок предоставления отпуска может быть по согласованию с сотрудником перенесен приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Основной отпуск сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, – 45 календарных дней.

При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Сотруднику органов внутренних дел по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней. При этом время на проезд к месту проведения отпуска и обратно предоставляется один раз.

Сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, основные отпуска за два года по его желанию могут быть соединены.

Дополнительные отпуска сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются по следующим видам:

1) за стаж службы в органах внутренних дел;

2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях;

3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях;

4) за ненормированный служебный день.

Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета:

1) от 10 до 15 лет службы – 5 календарных дней;

2) от 15 до 20 лет службы – 10 календарных дней;

3) более 20 лет службы – 15 календарных дней.

Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях продолжительностью не менее 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим служебные обязанности во вредных условиях, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей в особых условиях продолжительностью не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Каникулярный отпуск предоставляется курсантам, слушателям, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предоставляются зимний каникулярный отпуск продолжительностью 14 календарных дней и летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, включая время проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Отпуск по личным обстоятельствам сотруднику органов внутренних дел предоставляется продолжительностью не более 10 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в случае тяжелого заболевания или смерти близкого родственника сотрудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (матери) супруга (супруги), сына (дочери), родного брата (родной сестры), пожара или другого стихийного бедствия, постигшего сотрудника или его близкого родственника, а также в случае необходимости психологической реабилитации сотрудника и в других исключительных случаях.

Количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается.

Отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотруднику органов внутренних дел, обучавшемуся по очной форме, предоставляется продолжительностью 30 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно), который засчитывается в счет основного отпуска за текущий год.

Отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел должен быть использован, как правило, до прибытия сотрудника органов внутренних дел к месту дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел может быть предоставлен сотруднику после назначения на должность в органах внутренних дел.

Другие виды отпусков предоставляются сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

Сотрудникам органов внутренних дел женского пола в соответствии с трудовым законодательством предоставляются отпуска по беременности и родам.

Сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска в связи с обучением, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации.

[1] См., Собрание законодательства РФ от 5 декабря 2011, № 49 (ч.1), Ст.7020.

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава.

Служба в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел — разновидность государственной службы, которая протекает в специализированных органах исполнительной власти и осуществляется специально уполномоченными субъектами с целью реализации функций государства в практической юридической деятельности.

Органы внутренних дел — правоохранительные органы исполнительной власти, состоящие из отраслевых служб: милиции, следственного аппарата, внутренних войск. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства — проводят деятельность по защите экономики и окружающей среды от преступных посягательств (налоговая милиция, экологическая милиция), стоят на страже законности и правопорядка (ГИБДД, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью охрану и защиту прав и свобод человека. Отдельные службы органов внутренних дел наделены функциями дознания, которые они осуществляют в пределах требований уголовно-процессуального закона. Особенностью органов внутренних дел является наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный аппарат).

Милиция — составная часть системы органов внутренних дел; формирование, которое осуществляет исполнительную государствен­ную власть в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. В структуру милиции входят: уголовная милиция, милиция общественной безопасности, транспортная милиция, государственная автомобильная инспекция, милиция охраны, специальная милиция. В органах внутренних дел их работники проходят службу как государственные служащие и должностные лица.

Сотрудник органов внутренних дел отвечает за свою деятельность перед личностью и обществом, что означает обеспечение простора для самоорганизации и становления институтов гражданского общества. Он выступает в отношениях с населением как профессиональный управленческий работник, непосредственный представитель государственной власти, носитель государственно-властных полномочий. Организованная и функционирующая на демократических правовых основах государственная служба является важнейшей государственно-правовой гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Каждая из структур системы ОВД и их служащие имеют определенное служебное назначение. Специфика целей и задач службы, правового статуса работника подразделений органов внутренних дел, характер служебно-трудовой функции, правовое регулирование труда государственных служащих органов внутренних дел, их полномочия и ответственность определены в законодательстве.

Сотрудник органов внутренних дел в каждом подразделении должен исполнять служебные обязанности на одинаково высоком профессиональном уровне; применять единообразные способы и методы решения правоохранительных задач; иметь равные социально-экономические и трудовые права (при разных должностных полномочиях и зарплате); поступать на службу, проходить и прекращать ее на основании единых организационно-правовых норм и правил.

Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция России, законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, Положение о прохождении службы рядовым и началь­ствующим составом органов внутренних дел, уставы органов внутренних дел.

Конституционно-правовые основы государственной службы сотрудника ОВД те же, что и любого государственного служащего. Поднятие уровня правовых основ государственной службы до конституционного закрепления свидетельствует о росте ее роли и значения для формирования гражданского общества и построения демократического социального правового государства. Государственная служба сотрудника органов внутренних дел изначально призвана быть социальной и правовой, ориентированной на принципы гуманизма и ответственности.

Службе в ОВД присущ ряд специфических признаков. Такая служба — не гражданская, а военизированная, что накладывает отпечаток на профессиональный труд сотрудника ОВД. Военизированный характер службы в значительной степени определяет его специальный статус.

Специфические признаки службы сотрудника органов внутренних дел:

1) выполняет особенные, правоохранительные и правозащитные задачи;

2) применяет государственное принуждение;

3) выполняет служебную работу с оружием в руках;

4) при поступлении на службу должен отвечать целому ряду специальных требований (здоровье, физическая подготовка, отсутствие судимости и др.);

5) строго соблюдает иерархию по службе.

6) имеет специальный правовой статус с широким перечнем огра­ничений и компенсаций.

Содержание государственной службы в органах внутренних дел — выполнение работниками от имени и по поручению государства конкретных служебных обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, работе с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, оказанию помощи гражданам в осуществлении их прав и др.

Сотрудник ОВД проводит профилактическую работу в обществе, искореняет его пороки, помогает человеку в решении жизненных вопросов, оказывает ему правовые услуги, то есть выступает в роли служащего органов социального обслуживания (органов сервиса).

В современных цивилизованных странах признано, что жизнеспо­собность и легитимность политической системы государства во мно­гом зависит от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение — соответствует нормам общественной морали.

Особое внимание уделяется деонтологии юридических профессий, в том числе полиции. Например, Декретом № 86592 введен «Кодекс деонтологии национальной полиции Франции». В Англии действует/ «Положение об этических принципах полицейской службы Великобри­тании», в ФРГ — «Этика полицейского ФРГ», в США — «Морально-этический кодекс полицейского США». В России также утвержден «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел Российской Федерации», в Украине — «Кодекс чести работника органов внутренних дел». Присягая на верность профессиональному долгу, работник ОВД должен пронести эту верность на протяжении всех этапов его служебной деятельности.

Основные принципы службы в органах внутренних дел:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина;

• строгая подчиненность деятельности органов ОВД и их сотрудников законам;

• подконтрольность и подотчетность соответствующим органам государственной власти;

• иерархичность — строгое подчинение по вертикали;

• социальная справедливость — вознаграждение за труд в соответствии со способностями, квалификацией и качеством исполнения.

Все работники системы ОВД исполняют обязанности согласно штатной должности. Это — должности рядового и начальствующего состава. Кроме того, имеются должности служащих и рабочих. Личный состав органов внутренних дел образуют сотрудники, занимающие штатные должности (должностные лица).

Сотрудники ОВД исполняют обязанности и используют права в рамках своей компетенции в порядке, установленном законами и иными правовыми актами (текущее законодательство, присяга, Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, контракт), применяя, в случае необходимости, меры государственного принуждения.

Должностные лица ОВД (лица начальствующего состава) по сравнению со служащими ОВД имеют дополнительные права, обязанности, гарантии и повышенную ответственность. Как представители государственной власти, они обладают административно-властными полномочиями, и их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями.

В случае совершения противоправных действий либо бездействия при исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством, возмещает причиненный вред в порядке, им предусмотренном.

Выводы по главе

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства[10].

Наделение государственных органов полномочиями государственно-власт­ного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Органы внутренних дел — правоохранительные органы исполнительной власти, состоящие из отраслевых служб: милиции, следственного аппарата, внутренних войск. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства — проводят деятельность по защите экономики и окружающей среды от преступных посягательств (налоговая милиция, экологическая милиция), стоят на страже законности и правопорядка (ГИБДД, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью охрану и защиту прав и свобод человека. Отдельные службы органов внутренних дел наделены функциями дознания, которые они осуществляют в пределах требований уголовно-процессуального закона. Особенностью органов внутренних дел является наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный аппарат).

Глава 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 1149 ; Нарушение авторских прав?

социальная справедливость вознаграждение за труд в соответствии со способностями, квалификацией и качеством исполнения.

Добавить комментарий