Уголовная ответственность при ДТП

Средний вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 10 000 до 25 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет

Основание: ч.2 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «средний вред»? Это неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. То есть, если потерпевший пролечился более 3 недель (более 21 дня).

Наказание лишение свободы до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет, если водитель был трезвый.

Как избежать уголовного наказания за ДТП

Уголовное законодательство РФ, а именно статья 76 УК РФ, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности гражданина, виновного в непредумышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо лишении его жизни.

Уголовный закон гласит, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и компенсировало причинённый вред, не прибегая к помощи суда. Решение об освобождении водителя от уголовной ответственности по указанному основанию может принять следователь или судья. Как итог, в отношении водителя будет прекращено уголовное дело, у него не будет судимости, и водитель не будет лишен права управления транспортным средством.

Правда и в этом случае есть свои нюансы. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ, за примирением сторон является правом, а не обязанностью суда. Проще говоря, волеизъявления сторон недостаточно для урегулирования спора. Судья, рассматривающий конкретное дело, вправе отказать в прекращении дела за примирением сторон по различным причинам (если оказывалось давление на потерпевшего с целью достигнуть примирения). При вынесении решения, суд оценивает, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

Решение об освобождении водителя от уголовной ответственности по указанному основанию может принять следователь или судья.

✔ Возмещает ли страховая ущерб виновнику?

Здесь многое зависит от вида страховки. Если это КАСКО, то компенсация будет выплачена в полном размере, даже если клиент сам виноват в происшествии, при условии, что это указано в договоре. Что касается ОСАГО, здесь прямо не предусмотрены выплаты виновной стороне, но их можно добиться путем направления претензии в страховую компанию либо иска в суд. При этом следует учитывать, что полис ОСАГО ограничивает размер выплаты. Его лимит в 2017 году составляет 400 тысяч, если ущерб нанесен имуществу, а при нанесении вреда жизни и здовроью – 500 тысяч. Остальная сумма ущерба должна выплачиваться виновником самостоятельно.

Если это КАСКО, то компенсация будет выплачена в полном размере, даже если клиент сам виноват в происшествии, при условии, что это указано в договоре.

Уголовная ответственность при ДТП

В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно сопоставить с количеством смертей от убийств. Такая динамика связана с увеличением числа машин.

Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.

Нарушить правила может любой законопослушный гражданин, в связи с чем данная тема может быть актуальна для широкого круга лиц.

По делам, возбужденным по ст. 264 УК, приходится сталкиваться со специальными юридическими и техническим вопросами, связанными с ДТП. Технические вопросы разъясняются при помощи судебной автотехнической экспертизы, а для решения юридических вопросов как обвиняемому (подозреваемому), так и потерпевшему будет необходима квалифицированная помощь адвоката по ДТП (стоит обратить внимание, что уголовные дела по ДТП согласно закону имеет право вести только адвокат).

правил дорожного движения предписаний, касающихся движения транспорта.

Гражданская ответственность при ДТП

По положению ст.1079 ГК РФ гражданин, нанесший ущерб другому лицу в результате совершения ДТП, обязан компенсировать его в моральном и материальном отношении. Нередко возмещение ущерба возлагается на нескольких человек в зависимости от степени их вины в происшествии, например, на водителя, совершившего ДТП, и владельца транспорта, предоставившего нарушителю автомобиль. Таким образом, владелец автомобиля, водитель которого совершает ДТП, поневоле становится соучастником происшествия и соответчиком в восстановлении ущерба при том условии, что автомобиль был передан в управление водителю на законных основаниях.

Владелец освобождается от ответственности возмещения ущерба пострадавшим только в тех случаях, когда его машина была похищена, ДТП совершено под действием непреодолимой силы или в его совершении был умысел пострадавшего. Следует помнить, что при передаче управления автомобилем по доверенности другому лицу, гражданская ответственность за причинение ущерба сохраняется за владельцем транспорта — источника повышенной опасности для окружающих людей.

Юрисдикция административной ответственности распространяется от причинения различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и среднего вреда.

Виды ответственности за ДТП

+7 (499) 638-44-96 доб. 753 — Москва и область

+7 (812) 309-52-81 доб.357 — Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-94-83 доб.154 — для регионов
Звонок бесплатный!

На сегодняшний момент российское законодательство предусматривает 3 вида ответственности за ДТП, к которой возможно привлечь виновных в аварии лиц – административную, гражданскую и уголовную. Гражданская (имущественная) наступит в любом случае, т.к. в результате аварии потерпевшему лицу причиняется вред (моральный, физический и/или имущественный), подлежащий компенсации. Уголовная или административная наступает в зависимости от того, какое нарушение ПДД совершил виновник ДТП, и от последствий, которые повлекла авария для жизни и здоровья других участников.

8 800 333-94-83 доб.

Уголовная ответственность при ДТП

Приблизительно третья часть всех аварий происходит в результате высокой скорости движения транспорта. А каждое восьмое по счету происшествие случается потому, что автомобилем управлял нетрезвый водитель. Эта тема является весьма актуальной, так как в подобной ситуации может оказаться любой человек.

В делах, которые связаны со статьей 264 уголовного кодекса, приходится стыковаться с особыми технологическими и юридическими нюансами, по вопросам происшествия.

Вопросы, касающиеся технических аспектов, выясняются с помощью соответствующей экспертизы, а для решения юридической стороны проблемы обеим сторонам (виновнику и потерпевшему) потребуется адвокат в Санкт-Петербурге, с опытом в делах о ДТП.

Эта тема является весьма актуальной, так как в подобной ситуации может оказаться любой человек.

Уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом

Ст. 264 УК РФ разграничивает ДТП со смертельным исходом по количеству погибших. А именно:

  • нарушение водителем ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека;
  • нарушение водителем ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

В первом случае максимальный срок наказания — пять лет лишения свободы, во втором — семь лет лишения свободы.

Однако, состояние опьянения водителя или оставление им места ДТП без крайней необходимости повышают максимальный срок возможного наказания до двенадцати и пятнадцати лет лишения свободы соответственно.

Однако, это относится к смягчающим обстоятельствам.

Административная ответственность при ДТП

Это, пожалуй, самый “щадящий” вид ответственности и потому применяется он по состоянию на 2020 год только в двух случаях: когда виновником ДТП нанесён вред здоровью лёгкой степени или средней тяжести. Больше ни в каких случаях ответственность непосредственно за ДТП не предусмотрена – только за нарушение какого-либо пункта ПДД, которое и привело к ДТП.

Если нанесён лёгкий вред здоровью – наказание в виде штрафа в размере от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет. Такое наказание предусматривает часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ:

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Если нанесён вред здоровью средней степени тяжести – наказание в виде штрафа в размере от 10 до 25(!) тысяч рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Основание для такого наказания – уже часть 2 той же статьи 12.24:

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На этом административная ответственность заканчивается и далее начинается уже уголовная. Но остаётся непонятным одно – где грани лёгкой и средней степеней тяжести нанесённого здоровью вреда? Ответ на этот вопрос также лежит в КоАПе:

  1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
  2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Как видим, основное отличие лёгкой средней тяжести вреда здоровью заключается в сроке (задокументированном на практике) лечения больного и характере его ранений и вреда здоровью. Так, под лёгкий вред попадают ушибы, гематомы, лёгкие сотрясения при условии, что по больничному листу нетрудоспособности потерпевший утратил такую трудоспособность в результате ДТП хотя бы на один день и до 20 дней. А вот, начиная со срока нетрудоспособности в 21 день и более, тяжесть уже переквалифицируется в среднюю с соответствующей ответственностью по второй части статьи 12.24. К таким видам причинённого вреда здоровью можно отнести среднее сотрясение головного мозга.

Читайте также:  Налог на землю для жильцов многоквартирных домов

Кроме того, следует иметь в виду, что степень вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза и ничто иное, поэтому запугивания потерпевшего и попытки шантажа на основе голых данных о вреде здоровью можно считать никак не обоснованными.

Также не стоит забывать, что когда ответственность виновника ДТП застрахована по ОСАГО, то страховая обязана возместить ущерб в том числе и здоровью потерпевшего – причём, если полис ОСАГО приобретён после октября 2014 года и по текущий 2020 год, то максимальный размер выплаты за вред здоровью составляет 500 тысяч рублей (всё, что выше, взыскивается потерпевшим уже с виновника).

Так, под лёгкий вред попадают ушибы, гематомы, лёгкие сотрясения при условии, что по больничному листу нетрудоспособности потерпевший утратил такую трудоспособность в результате ДТП хотя бы на один день и до 20 дней.

lawor › Блог › Ответственность водителя за причиненный вред

Ответственность водителя за причиненный вред

В ходе постоянных поездок за рулем, водители могут стать участниками дорожно-транспортных происшествий. Часто при возникновении таких событий (ДТП) причиняется серьёзный материальный ущерб, моральный вред, а также вред здоровью пострадавших.

Давайте поговорим о тех видах ответственности, которые предусмотрены для водителей причинивших вред в результате ДТП.

Существует несколько видом ответственности при ДТП: гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность. Разберём каждый из этих видов ответственности.

Гражданская ответственность водителя за виновное причинение вреда

Если в результате ДТП был причинен значительный материальный ущерб, моральный вред или вред здоровью, то водитель признанный виновным в данном происшествии (ДТП) может быть призван к гражданской ответственности.

Поскольку гражданская ответственность водителя застрахована по ОСАГО, то все первоначальные расходы выпадут на долю страховщика. К сожалению, страховые выплаты далеко не всегда покрывают весь причиненный ущерб.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред пострадавшему должен быть компенсирован в полном объёме. Именно поэтому пострадавшие довольно часто вынуждены обращаться к виновнику ДТП или другим лицам с требованием произвести полноценную компенсацию.

В таком случае (по общему правилу из которого есть исключения) оставшуюся сумму компенсаций должен будет платить законный владелец автомобиля в момент ДТП. Обычно – это сам виновник дорожно-транспортного происшествия.

Гражданская ответственность водителя при отсутствии вины

Некоторые водители могут удивиться, узнав, что в законодательстве предусмотрена ответственность даже за невиновное причинение вреда. Ведь логично думать, что ответственность за причиненный вред может нести только человек или организация, которые в чём-то виноваты. Однако в целом ряде случаев ответственность без вины в законодательстве всё же установлена. Например, такая ответственность предусмотрена при управлении водителем автотранспортным средством.

Дело в том, что транспортное средство — источник повышенной опасности. Такой объект (источник повышенной опасности) имеет два очень неприятных качества: транспортное средство имеет серьёзные опасные свойства для людей и окружающих предметов; эти свойства никак не могут быть контролируемы человеком (водителем) в полной мере.

Именно из-за этого в законодательстве (статья 1079 Гражданского кодекса РФ) была предусмотрена обязанность владельца источника повышенной опасности возместить причиненный (этим источником) вред, если он не докажет, что вред возник из-за умысла потерпевшего или силы непреодолимого характера.

Как видно из положений статьи 1079 ГК РФ водитель, сбивший пешехода, в подавляющем большинстве случаев будет платить за причиненный ущерб, даже если пострадавший сам виноват в ДТП.

Здесь нужно учитывать, что обязанность возмещать причиненный вред может быть возложена не на самого водителя, а на других лиц. Например, лицом обязанным возмещать вред при ДТП может быть признана организация, в которой работает данный водитель.

Также нужно не забывать, что гражданская ответственность водителя всегда застрахована по ОСАГО. Это значить, что перед тем как обращаться за выплатами к водителю пострадавший должен обратиться в страховую компанию. Только в случае, если страховщик не полностью компенсирует причиненный вред, можно вести речь о взыскании (оставшейся части) вреда с владельца источника повышенной опасности.

Административная ответственность водителя

Если в результате ДТП пострадавшему был причинен легкий вред здоровью или вред здоровью средней тяжести, то водитель может понести административную ответственность. Эта ответственность предусмотрена статьёй 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает два вида наказания – лишение водительских прав или крупный штраф.

Естественно, что водитель может нести такого рода ответственность только в случае, если в его действиях есть состав правонарушения (например, обязательно должна присутствовать вина). За невиновное причинение вреда здоровью потерпевшего в ДТП к административной ответственности не привлекают.

Если в результате ДТП наступили тяжкие последствия, то водитель причинивший вред может понести уголовную ответственность. О такой такого рода ответственности можно прочитать в статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ходе возбуждения (рассмотрения, исполнения) гражданских или административных дел любой участник ДТП всегда может обратиться за квалифицированной юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

К сожалению, страховые выплаты далеко не всегда покрывают весь причиненный ущерб.

Уголовное дело при ДТП

К уголовной ответственности при ДТП привлекают в следующих случаях, предполагающих различные степени наказания (статья 264 УК РФ, редакция от 6 июля 2016 г.):

  • Часть 1: Если по вине водителя человек получил тяжелые травмы, виновник наказывается ограничением свободы сроком до 3-х лет либо принудительными работами на срок до 2-х лет. Права на вождение транспортного средства могут быть сохранены или изъяты на срок до 3-х лет.
  • Часть 2: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью человека, то он наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 4-х лет и права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 3: Если пострадавший погиб, водитель приговаривается к принудительным работам на срок до 4-х лет или лишению свободы на срок до 5-ти лет, а также запрету управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 4: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения, и это повлекло за собой по неосторожности смерть человека, то он получит срок от 2-х до 7-ми лет и лишение прав до 3-х лет.
  • Часть 5: Если ДТП повлекло за собой гибель 2-х и более лиц, водитель может сесть в тюрьму на срок до 7-ми лет или быть приговорен к принудительным работам на срок до 5-ти лет, а также лишиться права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 6: Если к гибели 2-х и более лиц привело то, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, тогда ему грозит лишение свободы на срок от 4-х до 9-ти лет с лишением прав до 3-х лет.

Конечно, каждый конкретный случай уникален. Поэтому суду требуется тщательно изучить предоставленные доказательства, уточнить обстоятельства случившегося, вынести решение об удовлетворении иска и применимых правовых нормах. Выяснение всех обстоятельств дела часто затягивается надолго, особенно если необходимые процедуры не контролируются опытным адвокатом.

Однако, если у вас нет возможности или времени его найти, даже специалист общего профиля будет надежнее, чем самостоятельные попытки себя защитить в надежде на везение.

Административные штрафы

Аварии часто случаются из-за нарушения правил. Нарушения указаны в КоАП со штрафами:

Нарушение

Штраф, руб.

Автомобиль не зарегистрирован

5000 либо лишение прав на срок до 3 месяцев

Нет СТС или полиса ОСАГО

На авто стоят красные фары или светоотражатели

Автомобиль был неисправен до аварии

Водитель или пассажиры не пристегнуты

Нет водительских прав

Виновник лишен прав

Проехал на красный

Не предоставил преимущество на перекрестке

Не включил поворотник перед маневром

Ехал по обочине

Ехал по велосипедным дорожкам или тротуару

Ехал по встречной полосе

Не следовал правилам после ДТП

Штрафы суммируются. Например, если водитель был пьян и выехал на встречную, штраф будет 35 000 рублей с лишением прав.

Тяжелые повреждения согласно постановлению правительства те, из-за которых человек теряет слух, зрение, речь или работоспособность.

Наказание виновника в аварии

Говоря о наказании лица, которое виновно в ДТП, нужно различать, что оно может возникнуть вследствие наступления гражданской (непосредственная компенсация ущерба участникам аварии) либо административной ответственности (сумма штрафа, которая взимается с нарушителя и направляется в бюджет). Нужно понимать, что административный штраф взимается не за сам факт аварии, а за нарушения, которые привели к ее возникновению.

Если же он двигался по встречной полосе, то наказание увеличится до 5 000 рублей.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Читайте также:  Заявление об улучшении жилищных условий ребенка

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа.

Ответственность за ДТП с пострадавшим?

Об ответственности за ДТП, что грозит виновнику аварии.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством за ДТП предусмотрены следующие виды ответственности – гражданско правовая, административная и уголовная.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности предполагает обязанность виновника ДТП возместить потерпевшему причиненный вред в полном объеме. Она напрямую установлена гражданским законодательством РФ (ст. 15 ГК РФ).

В ряде случаев закон или договор обязывают виновника ДТП выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, например упущенную выгоду, утраченный заработок и т.п. (ст. 1064 ГК РФ).

Для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, был принят Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и всех водителей, допущенных к их управлению (ОСАГО). С этого момента каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность, прежде чем начать управлять автомобилем (п. 1 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Это в значительной степени решило проблему возмещения вреда потерпевшим от негативных последствий ДТП. Однако при определенных обстоятельствах, например при оставлении виновником места ДТП, нахождении его в момент ДТП в состоянии опьянения, отсутствии у виновника права управления автомобилем, умышленном ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить виновнику регрессное требование в размере осуществленного возмещения и понесенных при этом убытков (п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

Административная ответственность

Данная ответственность применяется к виновникам ДТП в случае нарушения ими правил дорожного движения, за нарушение которых законом установлена такая ответственность. В настоящий момент к водителям, нарушившим ПДД и виновным в ДТП, применяются четыре вида административной ответственности (гл. 12 КоАП РФ):

1) штраф в размере от 500 до 30 000 руб.;

2) лишение права управления автомобилем на срок от одного месяца до двух лет;

3) административный арест сроком до 15 суток;

4) обязательные работы от 100 до 200 часов.

Указанные виды административной ответственности применяются в случаях, если в ДТП нет погибших и потерпевшим не причинен тяжкий вред здоровью.

Обратите внимание!

В общем случае штраф за административное правонарушение в области дорожного движения (за исключением ряда штрафов) может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. В случае если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П).

Уголовная ответственность

Поскольку данный сайт об уголовной ответственности за ДТП, при которых получили телесные повреждения или погибли люди, то говорить мы будем в основном о статье 264 УК РФ.

С официальным текстом и санкциями, предусмотренными статьей 264 УК РФ, вы можете познакомиться по ссылке .

Основной вопрос, волнующий водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, при котором получили телесные повреждения или погибли люди, это кто виноват в аварии, возможна ли обоюдная вина и какие варианты дальнейшего развития событий возможны, а так же каковы последствия и как себя вести, чтобы минимизировать или избежать наказания за ДТП с пострадавшими.

Условно можно выделить три возможных варианта развития событий после дтп с пострадавшими, погибшими:

Вариант первый. В действиях водителя отсутствует состав преступления. Говоря простым языком – водитель не виноват.

Упрощенно состав ст. 264 УК РФ состоит из следующих юридических фактов:

в действиях водителя усматриваются нарушения Правил дорожного движения. Нарушения ПДД обязательно должны состоять в прямой причинной связи с ДТП. Если, например, водитель не пристегнулся, то он нарушает ПДД, но это нарушение как правило не состоит в причинной связи с ДТП. Даже если водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, это не всегда находится в причинной связи с ДТП.

Читайте также:  Споры по вопросам аренды участков в Самаре

Например, пьяный водитель проезжает регулируемый перекресток на разрешающий сигнал, а в него врезается автомобиль, который движется на красный. Погибают пассажиры. За управление в состоянии опьянения водитель будет привлечен к административной ответственности (лишен права управления ТС). К уголовной ответственности будет привлечен водитель автомобиля, который выехал на запрещающий сигнал светофора, поскольку именно его нарушение состоит в прямой причинной связи с наездом (мы говорим про уголовную ответственность, не путайте с гражданско-правовой).

При ДТП причинен тяжкий вред здоровью или смерть пассажира.

Об определении тяжести вреда здоровью и механизма причинения телесных повреждений. Причинение телесных повреждений так же должно состоять в прямой причинной связи с ДТП. Например, если пешеход выбежал на проезжую часть и умер от разрыва сердца, а в следующий момент на него совершил наезд автомобиль, то водитель этого автомобиля не должен нести уголовную ответственность за смерть пешехода. В практике наших специалистов таких случаев не было. Чаще встречаются случаи, когда пострадавший в ДТП умирает в больнице. Только после экспертизы водитель узнает, что ДТП не состоит в причинной связи со смертью.

Если водитель не нарушил Правила или не причинил тяжкий вред здоровью или смерть, то в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК.

Уголовное дело в этом случае не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Подробней об основаниях прекращения уголовного дела…

Хотелось бы предостеречь водителей от «самолечения», поскольку разобраться имеется ли в действиях водителя состав преступления, например, располагал ли водитель технической возможностью избежать наезда на пешехода и т.д., под силу только юристам, специализирующимся на ДТП с пострадавшими.

К сожалению, многие водители обращаются за консультацией специалистов по ДТП уже после того, как подпишут протокол осмотра и схему ДТП, дадут изобличающие себя показания или карточку ведеорегистратора. Помочь таким водителя получается не всегда.

Второй вариант. В действиях водителя усматривается состав преступления, но удается примириться с потерпевшим.

Если показаниями свидетелей, видеозаписями и/или следами на проезжей части доказано, что в действиях водителя есть состав преступления, то такому водителю рекомендуется рассмотреть возможность примирения с потерпевшим. В этом случае в соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению. Посмотрите видео о прекращении уголовного дела в связи с примирением.

Наши специалисты говорят, что ДТП – это объективный конфликт ранее незнакомых между собой людей или даже их семей. Для разрешения этого конфликта требуется время, терпение и помощь профессионалов.

Обратите внимание на наиболее часто допускаемую ошибку при общении с потерпевшим.

Сразу после ДТП виновный водитель прибегает к потерпевшему, “трясет его как грушу”, пытаясь выяснить у него размер компенсации. Не получив ответа, уговаривая потерпевшего обещает ему чуть ли не купить квартиру.

Водитель не учитывает, что потерпевший не отвечает ему сразу, поскольку не знает, сколько будет длиться лечение и реабилитация, а соответственно, не может подсчитать причиненный ущерб.

В отличие от автомобиля, здоровье человека бесценно, а значит, сложно оценить размер компенсации.

После того, как водитель успокоился и проконсультировался, он зачастую забывает о перепевшем и о своих обещаниях. Такое поведение водителя обижает потерпевшего, что порождает еще больший конфликт, затрудняя в дальнейшем процедуру примирения.

Примирению с потерпевшим часто мешают родственники последнего, которые хотят откровенно заработать на ДТП. В нашей практике были случаи, когда виновный в ДТП водитель предпринимал неоднократные попытки примириться с потерпевшими, но из-за завышенных требований родственников добровольно возместить ущерб не мог.

В этот момент была принята амнистия. В дальнейшем виновному водителю не было смысла продолжать попытки примирения. Потерпевший лишился добровольного возмещения вреда, а доказать в полной мере причиненные убытки в суде он не мог и оказаля в худшем положении, чем если был согласился на добровольное возмещение ущерба.

Важно. Переговоры и оформление примирения необходимо проводить под контролем профессионалов.

Обратите внимание, что прекращение уголовного дела это право, а не обязанность следователя, прокурора или суда. Не всегда они соглашаются на прекращение даже тогда, когда об этом ходатайствуют потерпевшие. Чаще это происходит по делам, где погибли люди, даже несмотря на то, что закон предусматривает прекращение дела в связи с примирением с родственниками погибших, которые признаны потерпевшим. Не охотно суды прекращают дела, по которым водитель управлял автомобилем в состоянии опьянения. И уж тем более не возможно прекращение уголовного дела в отношении водителя который ранее привлекался к уголовной ответственности.

Отказ в прекращении в связи с примирением объясняют двух объектным составом (непосредственным объектом является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным – жизнь и здоровье человека). Нам кажется это не совсем так, поскольку четкого указания на это в статье нет, а потерпевшим по уголовному делу признаются только люди, которым причинен вред здоровью или родственники погибших.

Наши специалисты полагают, что отказы судов в прекращении уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим объясняется скорее введением ст. 25.1 УПК РФ (прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа). По сути, это тоже примирение с потерпевшим, только с оплатой штрафа государству.

Таким образом, государство хочет получать деньги за прекращение уголовного дела. Так бы все деньги получил потерпевший, а так придется делиться с государством. Полагаем, что потерпевшим эти деньги были бы нужней.

Тем не менее прекращение уголовного дела по ст. 264 УК РФ с связи с примирением с родственниками погибшего возможно и такая практика существует. Уверены, получится уи у Вас.

Причинение в результате ДТП телесных повреждений своим родным и близким, которые изначально не имеют претензий к водителю.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о причинении при ДТП телесных повреждений своим близким родственникам и знакомым. Чаще это происходит, когда они находятся в автомобиле виновного водителя в качестве пассажиров.

Несмотря на то, что пострадавшие изначально не имеют претензий к водителю, следователь вынужден возбудить, расследовать и направить уголовное дело в суд, где оно может быть прекращено в связи с примирением. Формально следователь обязан так сделать, поскольку ст. 264 УК РФ относится к статьям публичного обвинения. Дело возбуждается по факту причинения телесных повреждений и заявления пострадавшего не требуется.

Но не всегда возбуждение уголовного дела устраивает потерпевших, поскольку из-за этого их родственник, который к тому же часто оказывается единственным кормильцем, может лишиться работы. В этих случаях для отказа в возбуждении уголовного дела приходится проявлять изобретательность. Свяжитесь с нами, мы постараемся помочь.

Третий вариант – судимость.

Не всем виновным водителям удается примириться с потерпевшим или суд не соглашается на прекращение уголовного преследования.

В этом случае водителя ожидает худший вариант – это судимость.

От действий водителя и его защиты зависит будет ли связано наказание с реальным лишением свободы или суд ограничится условным или применит иной вид наказания.

Может по вине судей, которые не разбираются в расследовании ДТП, а может и по вине защиты, при вынесении приговора судьи не всегда учитывают степень вины водителя.

Одно дело, когда пьяный водитель выезжает на детскую площадку, где совершает наезд, а другое – когда под колеса автомобиля, которым управляет абсолютно трезвый и законопослушный водитель, выбегает пешеход, но водитель неправильно реагирует на возникшую опасность и допускает нарушение ПДД. Несмотря на то, что последствия одинаковые, мы полагаем, что в этих случаях наказание одинаковым быть не должно.

Приходится констатировать, что в последние несколько лет наблюдается тенденция к ужесточению наказания. Если раньше за ДТП с одним погибшим, при условии, что обвиняемый водитель ранее не судим и характеризуется положительно, давали условный срок, то теперь можно получить не мене 1,5 года колонии поселения.

Обратите внимание, что уголовно-правовая система нашей страны устроена так, что, к сожалению, вопрос о виновности и невиновности водителя фактически решается не судом, а следователем в момент возбуждения уголовного дела.

Если при ДТП получили телесные повреждения или погибли люди, рекомендуем добиваться отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела на стадии следствия. Шанс, что Вас оправдают в суде, не превышает 1%.

Именно поэтому не затягивайте, сразу обращайтесь к специалистам.

Причинение в результате ДТП телесных повреждений своим родным и близким, которые изначально не имеют претензий к водителю.

Добавить комментарий