План выездных налоговых проверок

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

2003-2020 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2020 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Планирование выездных налоговых проверок. Открытый или закрытый процесс?

Всем известно, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, планирование которых долгое время являлось конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Но в 2007 г. государство выработало новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок – была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту – Концепция).

Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок – это не закрытый, а открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Общедоступные критерии, на основании которых должен производиться отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, подробно описаны в самой Концепции и всесторонне проанализированы в юридической литературе.

В настоящей статье мы проанализируем причины редкого использования Концепции налоговыми органами на практике. На наш взгляд, основной проблемой, препятствующей реализации Концепции на практике является то, что она основана на принципах, не соответствующих реальному положению дел в области налогов и сборов.

Итак, согласно п. 2 Концепции, основными принципами, на которых она основана, являются:

– режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;

– своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;

– неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;

– обоснованность выбора объектов проверки.

Какие из перечисленных принципов реализуются на практике? Пожалуй, только один – неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

И то при условии, что мы не будем брать во внимание различные коррупционные проявления (данная тема явно выходит за рамки настоящей статьи).

Реализации данного принципа способствует осуществляемый в ходе проведения выездной налоговой проверки контроль со стороны Управлений ФНС России по субъектам в отношении нижестоящих территориальных налоговых инспекций и существование «негласных» минимальных сумм начислений налогов по результатам проведения выездных налоговых проверок.

Существование этих «негласных» минимальных сумм способствует не только неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, но и неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае отсутствия подобных нарушений.

Важность такого принципа, как «режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков», переоценить очень трудно. Учитывая огромное количество недобросовестных налогоплательщиков, на наш взгляд, защита добросовестных налогоплательщиков и введение для них режима наибольшего благоприятствования должно стать чуть ли не главной задачей государства в области налогов и сборов.

Однако на практике происходит с точностью да наоборот. Кого можно считать добросовестным налогоплательщиком? В первую очередь того налогоплательщика, деятельность которого уже проверили (в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка) и не выявили каких-либо налоговых правонарушений.

При этом с большой степенью вероятности можно утверждать, что даже при отсутствии соответствующих критериев, позволяющих полагать совершение налогоплательщиком налоговых правонарушений, данный налогоплательщик будет обязательно включен в план выездных налоговых проверок через два-три года.

Принцип своевременности реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений также реализуется далеко не всегда.

Особенно ярко это видно в ходе проведения камеральных налоговых проверок. Предположим, инспекция располагает информацией на основе представленной налоговой декларации о совершении налогоплательщиком правонарушения в конкретном налоговом периоде. Вовсе не факт, что по результатам проведения камеральной проверки такой декларации будет вынесено соответствующее решение. Вполне возможно, что инспекция подождет некоторое время (может быть и три года), а затем выйдет на выездную налоговую проверку, что даст колоссальные начисления с большим количеством доказательств.

И наконец, самый «желанный» принцип для любого добросовестного налогоплательщика – «обоснованность выбора объектов проверки».

Всем известно, сколько у нас в стране фирм-однодневок (анонимных, номинальных организаций, «прокладок» и т.п.). В отношении данных фирм у налоговых органов имеется масса информации, свидетельствующей о совершении ими налоговых правонарушений. Эта информация предоставляется как другими налоговыми органами, правоохранительными органами, так и получается самостоятельно в ходе осуществления практической деятельности.

В ходе судебных заседаний представители налогоплательщиков очень часто спрашивают и суд и налоговый орган о том, почему налоговый орган предъявляет претензии, основанные на недобросовестности контрагентов налогоплательщика, именно к налогоплательщику, а не к самим контрагентам, в отношении которых имеется масса материалов, подтверждающих совершение ими налоговых правонарушений? Ответ очень прост. Это, в первую очередь, не выгодно налоговому органу. Дело в том, что показателем эффективности деятельности налогового органа является не только объем доначисленных по результатам налоговых проверок налогов, но и объем взысканных налогов. Понятно, что с фирмы-однодневки ничего взыскать не получится, поскольку она зарегистрирована на подставных лиц, не имеет какого-либо имущества и тем более денежных средств на расчетных счетах.

Соответственно, возникает недоимка, за результаты борьбы с которой налоговая инспекция ежегодно отчитывается в вышестоящий налоговый орган.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что из всех принципов, на которых основана Концепция, реально работает только один – неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. Да и то, данный принцип не имеет никакого отношения к формированию плана выездных налоговых проверок.

Если не работают основополагающие принципы, то не стоит удивляться тому, что не работает Концепция «в целом».

Налоговым органам по-прежнему проще получить информацию от внешних (информация, предоставляемая правоохранительными и иными органами) и внутренних (информация, содержащаяся в информационных базах данных) источников, а не заниматься трудоемким анализом показателей деятельности налогоплательщиков на основе общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков.

Какие из перечисленных принципов реализуются на практике.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация.

Приближение к границам лимитов на спецрежиме

Неоднократное приближение к лимитам нахождения на спецрежиме увеличивает риск выездной проверки. Критическим приближением является 5% и менее.

Не представление требуемых документов и игнорирование требований может стать причиной проведения другой проверки уже выездной.

Плановые выездные налоговые проверки

Связано это с тем, что к выездной проверке инспекция готовится заранее и проверяет существенный период деятельности налогоплательщика. Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.

Читайте также:  Перенос отпуска: оформляем правильно

Ресурсы налоговых органов ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации.

Поэтому, для более эффективного отбора компаний на выездные проверки, разработан целый ряд критериев, по которым выбирают компании, подлежащие выездным проверкам.

Часть из этих критериев носит открытый характер и Вы можете с ними ознакомиться в письме «О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Самыми распространенными критериями для включения в план выездных проверок являются:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Значительность определяется следующим образом: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части упрощенной системы налогообложения – неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке. При этом, план выездных проверок – это тайна за семью печатями и, в отличие от проверок пожарных, трудовой инспекции и т.д., план выездных проверок никогда не публикуется в открытых источниках.

Поэтому организации, как правило, о выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки. При этом, в большинстве случаев решение на руки не выдается, а Вы лишь расписываетесь в том, что ознакомлены с таким решением.

Однако, зачастую, о предстоящей проверки можно узнать по косвенным признакам, поскольку перед включением в план проверок налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ.

В частности, для сбора информации о компании налоговая инспекция направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д. Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств – это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.

Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, налоговый инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой инспекции должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.

Как было сказано выше, самым первым «этапом» включения в план проверок является определение формальных признаков того, подходите ли Ваша организация для проведения проверки.

Налоговые проверки являются наиболее болезненным вопросом, возникающим при взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Сталкиваясь с тем, как налоговые органы проводят выездные проверки на практике, мы понимаем, что не можем объять необъятное текстом на сайте. Однако, Вы всегда можете направить нам свой вопрос, который волнует Вас больше всего в настоящий момент.

Гарантируем, что наш специалист свяжется с Вами. Мы постараемся максимально четко ответить на Ваш вопрос и разъяснить все тонкости и возможные пути решения проблемы.

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке.

Подведение итогов ревизии, вынесение решения

По итогам выездной налоговой проверки налоговики формируют справку. В данном документе содержится информация о том, кто именно проводил проверку, а также сколько времени она заняла. Справка для ознакомления вручается руководителю проверяемой компании (его доверенному лицу) под роспись. Помимо справки налоговики также оформляют акт проведения проверки. Он должен быть составлен не позднее 2 месяцев с даты составления справки.Акт будет содержать ответ на главный вопрос – допущены ли в компании нарушения? Копия документа также предоставляется проверяемой компании. К акту налоговики должны прикладывать подтверждающие документы, а подписывают его все участники проверки. В том случае, если проверяемое лицо с результатами проверки не согласно, решение может быть обжаловано. В этом случае акт не подписывается проверяемой стороной и в нем делают соответствующую отметку.

Обжалование решения выездной налоговой проверки.

Изменения со стороны налогоплательщика

Начало проверки всегда производится после вручение руководителю организации решения о начале инспекции и требования о представлении документов.

Возникают ситуации субъективного характера, когда отсутствует возможность предоставить необходимый пакет документов по списку.

Обусловлено несколькими причинами:

  • Отъездом, отпуском руководителя или главного бухгалтера.
  • Болезнью руководителя или главного бухгалтера.
  • Форс-мажорными обстоятельствами – пожаром, затоплением документов, утерей, кражей, подтвержденными правоохранительными органами.

В данных вариантах лицо, уполномоченное на решение вопросов руководства предприятием, вправе обратиться с просьбой о переносе проверки на более поздний период. Налогоплательщиком подается заявление с приложением документов, подтверждающих причину просьбы.

Продление срока производится в случаях.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).

Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом.

Составление планов проведения выездных налоговых проверок

Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть включены в квартальный план на соответствующий период. Данный показатель определяется исходя из средних показателей количества проверок на одного налогового инспектора за последние один – два года и других факторов. Важную роль здесь играет опыт сотрудников инспекции, осуществляющих планирование проверок.

С учетом возможности инспекции по проведению выездных проверок “черновой” список анализируется с целью выбора из него таких налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых даст наибольший эффект при наименьших затратах ресурсов налоговой инспекции. При этом учитывается финансовое состояние налогоплательщика, т.е. возможность уплатить в бюджет суммы неуплаченных налогов, пени и налоговых санкций в случае их возможного доначисления по результатам проверки.

Окончательный отбор плательщиков для включения в план выездных налоговых проверок осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе знаний и опыта налоговых инспекторов. Исходя из конкретных особенностей контролируемой территории налоговой инспекцией могут быть использованы различные методы окончательного отбора. По результатам проведенного анализа также принимается решение о виде выездной налоговой проверки каждого плательщика (комплексная, тематическая), запланированной на предстоящий квартал.

Работа налоговой инспекции по проведению выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов. Работа по подготовке квартального плана выездных налоговых проверок ведется отделом выездных проверок с учетом заключений, представляемых другими отделами инспекции. План проведения выездных проверок утверждается руководителем налоговой инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очередного квартала.

План включает в себя следующие реквизиты:

– наименование налогоплательщика-организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого запланирована выездная налоговая проверка;

– идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

– номер и дату акта последней выездной налоговой проверки;

– виды налогов, сборов, других обязательных платежей, подлежащих проверке;

– сведения об участии в предстоящей проверке правоохранительных органов;

Читайте также:  Разрешительные документы в работе с иностранцами

– период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке;

– Ф.И.О. начальника отдела (отделов), ответственного (ответственных) за проведение проверки;

– отметку о корректировке плана выездных налоговых проверок;

– отметку об исполнении (дату и номер акта выездной налоговой проверки).

Работа по подготовке квартального плана проведения выездных налоговых проверок ведется отделом, на который возложена данная функция в соответствии с типовой структурой инспекции ФНС России.

Исходя из результатов проведенного анализа всей имеющейся информации о налогоплательщике, а также ограничений, установленных статьями 87 и 89 Кодекса, принимается решение о назначении выездной налоговой проверки, запланированной на предстоящий квартал.

В ходе подготовки плана проведения выездных налоговых проверок должен быть решен вопрос о необходимости привлечения к указанным проверкам правоохранительных органов. Основаниями для направления налоговым органом мотивированного запроса налогового органа в орган МВД России об участии в выездной налоговой проверке могут являться:

– наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения:

– назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органом МВД России в налоговый орган;

– назначение выездной налоговой проверки налогоплательщиков, представляющих “нулевые балансы” или не представляющих налоговую отчетность в налоговый орган, но осуществляющих экспортно-импортные операции;

– необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Корректировка плана проведения выездных налоговых проверок может проводиться при наличии следующих оснований:

– получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

– наличие поручений правоохранительных органов;

– наличие мотивированных запросов других налоговых органов о проведении проверок:

– отсутствие возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя и (или) главного бухгалтера организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т.д.).

Корректировка плана выездных налоговых проверок осуществляется на основании решения руководителя налогового органа. При принятии данного решения по причине невозможности проведения проверки соответствующего налогоплательщика в запланированные сроки начальником отдела, ответственного за ее проведение, составляется на имя руководителя налогового органа служебная записка с указанием соответствующих оснований.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа. При невыполнении плана проведения выездных налоговых проверок начальником отдела, ответственного за проведение соответствующей выездной налоговой проверки, оформляется служебная записка на имя руководителя налогового органа.

По факту невыполнения плана проведения выездных налоговых проверок руководитель налогового органа принимает решение.

– получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора « счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок ( ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Примечание. Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверок . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок ( далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиков . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нет .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверку .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики ( покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделок . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Письмо ФНС от 23.01.2009 N ШС-21-3/40

Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

Письмо ФНС от 31.07.2007 N 06-1-04/505

разд. 4 Концепции

Письма ФНС от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, от 04.04.2008 N ШТ-6-2/255@; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 N А28-2594/2011

п. 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

пп. 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225

Источник: Журнал « Главная книга» N05, 2012

Налоговые проверки

Письмо ФНС от 23.

33. Составление плана проведения выездных налоговых проверок. Критерии отбора налогоплательщиков для включения их в план проведения выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее – налоговая отчетность);

анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

выбор объектов проверки;

подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

ФНС России разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок утвержденная приказом от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Читайте также:  Пройти техосмотр пенсионеру бесплатно в 2020 году

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция планирования также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств.

Реквизиты для формирования плана проведения выездных налоговых проверок (раздел I)

Тип документа: Разное

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 10,0 кб

Тип документа Разное.

Критерии назначения выездных налоговых проверок: как не попасть на крючок ФНС

Ирина Игоревна Греченко
автор статьи, эксперт по НДФЛ, страховым взносам и социальным пособиям

Как видно из официальной статистики, опубликованной на сайте ФНС России, количество выездных налоговых проверок сокращается. То есть, налоговые органы выбирают кандидатов для проверки точечно и целенаправленно. И этому предшествует длительная аналитическая работа.

Так инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее налогоплательщиков.

И уже результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 N 03-02-07/1/8547.

Основным документом, использующимся в аналитической работе налоговых органов, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ ).

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

– регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке письма Минфина России от 19.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок, опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Добавить комментарий