Приватизация земли – помощь юриста

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Постановка на кадастровый учет.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

дачная амнистия упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами.

Понятие приватизации земли

Под понятием приватизации понимается не оформление собственности, а переход права владения от муниципалитета или государства к частному лицу. Формально да, землепользователь оформляет собственность в результате ее получения. Однако правовые последствия здесь уже отличаются.

Если право на собственность обретается вследствие заключения договора купли-продажи или мена, то это право может распространяться и на супругу при условии заключенного брачного союза. Если же право собственности возникло вследствие приватизации, то имущественные права у супруга не возникают при условии отсутствия соглашения по этому вопросу в брачном контракте и отсутствии прописки в доме, прилегающая территория к которому приватизируется.

Также следует отметить, что приватизация земли под домом возможна только в случае ранее произведенной приватизации самого дома и наличия разрешительных документов на его постройку. Из этого истекает возможность получения отказа в приватизации сада или огорода в СНТ, если на нем имеются незаконные постройки. Однако это условие можно преодолеть, если доказать не капитальный характер дома.

Также у соискателя приватизации должно быть право на дом, закрепленное документально. К правоустанавливающим документам относят Свидетельство права собственности, договор купли-продажи или иной способ обретения прав (мен, дарение, наследование).

Государство с 2016 года не взимает платы за приватизацию земель при условии, если:

участок передан в безвозмездное использование человеку для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства;

земля передана в безвозмездное пользование под ИЖС на срок не более 6 лет;

соискатель имеет статус многодетной семьи и ранее не обращался за получением земельного участка;

иным лицам, которые имеют право получить землю от государства безвозмездно.

Кадастровый паспорт на землю, которая подлежит приватизации в соответствии с заявлением.

Для юридических лиц

Компания, которая подписала с муниципальным образованием договор о развитии территории в границах этого образования, может приватизировать эту территорию. Также право на бесплатную землю от государства имеют:

  • некоммерческие и религиозные организации;
  • садоводческие товарищества;
  • фонды, создавшие инновационные научно-технологические центры.

Это может быть договор об аренде, передаче во временное или бессрочное пользование, трудовой договор, другие документы.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

    после выкупа земли; безвозмездная приватизация по упрощенной системе; по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

    участок подпадает под дачную амнистию; земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.)); если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

    многодетные; ветераны и участники ВОВ; дети, оставшиеся без попечения; и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

    Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого. Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части. Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п. При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования не собственности , например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.

Кому и в каких ситуациях отказывают в приватизации земли?

Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:

  • Земля не является собственность муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
  • Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
  • Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
  • Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.

В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители опекуны.

Юридическая помощь по приватизации земельного участка

Оказание помощи в приватизации земельного участка обычно начинают с консультирования. Наши юристы отвечают абонентам в чате и по телефону, разъясняют правовые аспекты процедуры, дают полезные рекомендации. При дальнейшем сотрудничестве профессионалы окажут следующие виды помощи по приватизации земли:

  • подготовят пакет документов для государственных органов;
  • легализуют незаконно возведенные строения;
  • организуют процедуру межевания;
  • снимут обременения в виде сервитута.
  • восстановят или получат кадастровую и техническую документацию;
  • помогут оформить правоустанавливающие документы;
  • оспорят отказ в приватизации в досудебном порядке;
  • проведут судебное урегулирование спора, связанного с приватизацией земли.

Формат юридической помощи в приватизации участка выбирает заказчик после консультирования со специалистом. Возможно оказание отдельных услуг и комплексное сопровождение процесса.

организуют процедуру межевания;.

Как приватизировать земельный участок

Получить в полное самостоятельное использование государственную или муниципальную землю можно после прохождения достаточно длительной и сравнительно сложной процедуры. Сложнее всего разобраться с документами и собрать полный пакет.

Если последует отказ, то нужно уточнить, по какой именно причине.

Почему вы должны обратиться к Земельному Адвокату сейчас?

Необходимость своевременного обращения к Земельному юристу продиктована риском возможных финансовых потерь по результатам вынесенного решения судом первой инстанции. Ведь именно в нем решается судьба возникшего Земельного спора. Проиграв первый суд, в последующем (Апелляция, Кассация) уже практически ничего изменить невозможно.

Читайте также:  Льготы при поступлении в детский сад в 2020 году

Преимущества работы с опытным Земельным Адвокатом:

  • Знание законов необходимых для разрешения Земельного спора;
  • Знание обширной судебной практики по Земельным делам;
  • Огромный судебный опыт по Земельным делам;
  • Выработка правовой позиции для победы в Земельном споре;
  • Профессиональное составление необходимых процессуальных документов;
  • Определение, сбор, предоставление необходимых доказательств;
  • Процессуальное разрушение правовой позиции судебных противников
  • Противодействие коррупционным проявлениям участников судебного процесса;
  • Профессиональное сотрудничество с экспертами сопутствующих отраслей деятельности.

Определение, сбор, предоставление необходимых доказательств;.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

Читайте также:  Военная страховка по болезни

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Читайте также:  Адресная справка на ребенка

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

Приватизация земли под частным домом

В жизни встречаются ситуации, когда, имея в собственности частный дом, люди арендуют землю под ним. Кого-то эта ситуация абсолютно не беспокоит, тогда как другие не могут назвать себя полноценными собственниками жилья, пока оно стоит на участке, принадлежащем муниципалитету или государству. Проблему можно решить при помощи приватизации. Как это сделать и какие документы потребуются, давайте разбираться.

При этом владелец, то есть муниципалитет, оставляет за собой право изымать переданные в бессрочное пользование наделы под свои нужды.

Как приватизировать земельный участок?

Переходим к обзору алгоритма действий по переводу государственной земли в частную собственность. Сам процесс не из лёгких – скажем, если помимо земли вы желаете приватизировать жилой объект, то потребуется гораздо больше документов.

Первый случай стандартный если границы уже установлены, межевание проведено, кадастровые документы на руках останется зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Приватизация земли на платной основе

Эта форма применяется для земельных участков, которые были приобретены после 2001 года, или находятся в аренде. В этом случае, собственнику придётся выкупать землю у государства и лишь после этого переоформлять её в собственность.

Учитывая цены на землю в 2020 году, возникает резонный вопрос: «Сколько стоит такая процедура?». Стоимость земельного участка рассчитывается из кадастровой оценки, которая действительна на момент подачи заявления. Конечно, такой способ влечёт определённые финансовые затраты, но если вспомнить, сколько стоит метр земли и сравнить эту цифру с кадастровой оценкой участка, выгода становится очевидной.

В любом случае, принятие решения о приватизации, остаётся за уполномоченным органом власти. Именно сюда вы понесёте документы и вам сообщат положительное решение по вашему вопросу или откажут.

Обратите внимание, что в этом случае обязательно проводится межевание.

Особенности приватизации участков

Приватизация, как способ бесплатного приобретения права собственности на землю, имеет ряд особенностей, которые заключаются в следующем:

  • начать процедуру приватизации могут все собственники частного дома;
  • если собственников частного дома несколько, то приватизировать землю может один из них без предварительного согласия остальных собственников;
  • в государственные органы, занимающиеся приватизацией, необходимо предоставить документальные свидетельства о том, что земля, которую заявитель намерен приватизировать, на момент предъявления заявления эксплуатируется им. В качестве подобных документов могут выступать, например, договор аренды земельного участка, или договор о передаче на безвозмездное пользование и т.д;
  • оформить право собственности путем приватизации можно как на весь участок, так и на его часть;
  • приватизация тех земельных участков, на которых расположены частные дома, приватизированные до 1991 года, осуществляется бесплатно. В других случаях приватизация – платная процедура, и владельцу дома придется заплатить кадастровую стоимость земельного участка.

Сроки также могут быть продлены из-за возникновения споров между соседями, что очень распространено на практике.

Особенности процедуры

Самостоятельная попытка приватизировать землю может занять продолжительный промежуток времени, потому для ускорения процедуры рекомендуется обратиться к помощи квалифицированного юриста по делам приватизации.

По Закону, срок сбора необходимых для приватизации документов составляет четырнадцать дней. Реальная практика показывает, что сбор документации занимает в два раза больше времени.

Желания приватизировать придомовой участок возле многоквартирного дома, в котором вы проживаете, необходимо предпринять следующие действия:

  • Сбор необходимого перечня документов;
  • Передача на рассмотрение органам местной власти;
  • Ожидание решения;
  • Принятие приглашения от органов местного самоуправления для согласования границ участка, который подлежит приватизации;
  • Оценка и анализ участка (с привлечением частных специалистов из БТИ), оформление кадастрового паспорта;

Данный документ является самым главным доказательством приватизации участка земли и перехода права собственности на него конкретному лицу/группе лиц.

  • Заключение договора передачи участка земли в частную или коллективную собственность.

Вносить изменения самостоятельно в этом недопустимо;.

Добавить комментарий