Жестокое обращение с детьми в семье и возможное наказание

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях в уголовном праве, семейном, административном и других.

Жестокое обращение с детьми. Рекоммендации родителям

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

– открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

– угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

– замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

– преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

– ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

– однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

– отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

– безработица, постоянные финансовые трудности;

– постоянные супружеские конфликты;

– статус беженцев, вынужденных переселенцев;

– низкий уровень культуры, образования;

– негативные семейные традиции;

– умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие – порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

– Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

– Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

– Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

– Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

– Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Ответсвенность за жестокое обращение с детьми

Дети являются самыми незащищёнными от проявления любых видов насилия и жестокого обращения членами общества. Они не могут в достаточной степени противостоять проявлениям жестокости по отношению к себе, и поэтому законодательство уделяет самое пристальное внимание их защите от любых проявлений такого поведения со стороны взрослых.

Возможное наказание за жестокость по отношению к несовершеннолетним оговаривается в статье №156 УК РФ. Оно может быть не только в виде большого денежного штрафа, но и виде реального тюремного заключения.

Виды жестокого обращения по отношению к детям

Наиболее часто встречающимся видом жестокости является обычное физическое насилие. Синяки и ссадины – это далеко не самое худшее, что может произойти с ребёнком после такого обращения. В некоторых случаях может понадобиться помощь медиков, чтобы ликвидировать последствия подобного воспитания.

Физическому насилию, как правило, подвергаются дети из неблагополучных, неполных семей или находящиеся в семьях из группы риска. Неблагополучными признаются семьи, если один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, наркотиками, не работают и ведут асоциальный образ жизни. Именно в таких семьях наблюдается самый высокий процент жестокости к детям.

Основной опасностью для несовершеннолетнего в такой ситуации является получение серьёзных травм или даже увечий, способных привести к неблагоприятным изменениям в организме. Существует и еще одна, менее очевидная, но не менее серьёзная опасность для ребёнка в случае жестокости по отношению к нему. Речь идёт о получении психологической травмы в результате насилия. Подобные травмы могут быть не заметными и проявляться через несколько лет, но их опасность для ребёнка чрезвычайно высока.

Физическое насилие, благодаря внешним проявлениям, легко обнаруживается. Поэтому и принятие мер к родителям или лицам, осуществляющим опеку, может быть достаточно оперативным.

Сложнее обстоит дело с моральным насилием. Доказать факт его существования очень сложно, а последствия для ребёнка не менее серьёзны.

Проявляется моральная жестокость в виде психологических унижений ребёнка, ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Этот вид жестокости может происходить и в семьях внешне благополучных, что ещё более затрудняет его выявление.

Внешних признаков моральное насилие, обычно, не имеет. А психологическая травма для ребёнка присутствует практически всегда. Такие дети вырастают с изменениями в психике, иногда доходящими до патологий.

Где чаще всего наблюдается жестокость по отношению к детям?

Наиболее распространённым видом является жестокость в семье. Именно в семье чаще встречается физическое насилие. Именно в семье легче всего воздействовать на психологию ребёнка. В большинстве случаев жестокое обхождение с детьми происходит в неблагополучных семьях, но встречается оно и в семьях вполне благопристойных.

Психологическое насилие часто происходит в семьях, где один из родителей проповедует авторитарный стиль общения с близкими. Как правило, дети в силу своей незащищённости и неспособности дать достойный отпор могут стать основными жертвами такого поведения взрослых.

Вторым по распространённости местом, где может проявляться жестокость по отношению к детям, выступают различные воспитательные и образовательные учреждения. Педагоги и воспитатели имеют большое влияние на детей, и иногда это влияние перерастает в насилие. Физическая жестокость в учреждениях воспитания и образования встречается реже. Это связано с тем, что её проявления могут быть сразу замечены родителями ребёнка или другими людьми.

Другое дело психологическое насилие, которое не оставляет внешних следов. Унижения, часто прилюдные, навешивание ярлыков, оскорбления – всё это является элементами моральной жестокости.

Ответственность за жестокость по отношению к детям

Статья №156 Уголовного Кодекса РФ является одной из самых суровых в российском законодательстве и предусматривает серьёзное наказание за любые проявления жестокости по отношению к детям:

  • денежный штраф, размер которого может составлять 100 000 рублей или ежегодный заработок обвиняемого в жестоком обращении с детьми;
  • обязательные или исправительные работы в течение срока до трёх лет;
  • запрет на занятие определённых должностей в учреждениях воспитательного или образовательного характера в течение срока до пяти лет;
  • тюремного заключения до трёх лет.

Возможное наказание за жестокое обхождение с детьми не исчерпывается положениями данной статьи. При причинении вреда здоровью ребёнка любой степени тяжести к виновнику будут применены дополнительно и другие статьи УК.

Статья №156 определяет ответственность только при доказанном факте жестокости по отношению к несовершеннолетним. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей (родителями, опекунами, учителями, воспитателями и так далее) не могут классифицироваться как преступление по данной статье.

Именно в семье легче всего воздействовать на психологию ребёнка.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними – это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей

Наталья Мамырина
Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей

Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные и национальные ресурсы.

Их воспитание и обучение требует от родителей все больше затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.

Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразныйполигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического.

За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 15 тысяч женщин погибает от рук супруга, 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. До 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.

Более 50 тыс. детей в течении года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?

Следует отметить связь между насилием к ребенку и выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. Установлено, что жесткий характер преступлений характерен для лиц, с которыми в детстве пренебрегали или с которыми жестоко обращались.

Жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Опасными социальными последствиями насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Драматический результат насилия родителей над детьми состоит в том, что насилие порождает насилие. Доказано, что дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся родителями, то появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных родителей.

Теоретически, злоупотребление генерирует необычно высокую степень враждебности, которая в будущем может вылиться в насилие. Непропорциональное количество убий, грабителей и тех, кто издевается над членами семьи, были жертвами домашнего насилия в своем детстве. Дети-жертвы насилия имеют высокий риск выйти из-под контроля, который делает их жертвами и иногда это кончается вовлечением в преступную деятельность.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

К сожалению, в некоторых семьях физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.

В нашем обществе существует защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье.

Статья 63 Семейного кодекса регламентации родительских прав определяет, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Читайте также:  Определения суда первой инстанции

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Современное законодательство (Семейный кодекc, Уголовный кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантах прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье.

Статья 65 Семейного кодекса при регламентации родительских прав определяет, что при их осуществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии с Семейным кодексом статья 56 ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет в суд. Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

В качестве мер защиты детей, подвергающихся жестокому обращению, которые одновременно являются мерами профилактики агрессивных криминальных действий в отношении детей,являются:

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса. С учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав;

• госпитализация родителей (матери или отца) в соответствии с Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании в не добровольном порядке в случаях, когда пребывание с ним представляет для ребенка опасность;

• ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса;

• лишение родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса.

А также в случае пренебрежительного, жесткого, грубого, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации детей, родители несут уголовную ответственность в установленном законом порядке.

Статья 156 УК РФ Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.»

Памятка родителям.

Внимание! Перед тем, как взяться за ремень или высказать оскорбления ребёнку:

Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!

Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.

Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Право на детство: профилактика и защита детей в образовательном учреждении и семье Подготовил: Социальный педагог первой категории МКДОУ № 22 Курганской области, города Шадринска Хасанова Анжела Джамбуловна «Право на.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье» Консультация для родителей Особенности общения с детьми в семье Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность.

Консультация для родителей «Защита детей от жестокого обращения» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Жестокое обращение не сводится.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Памятка для родителей Жестокое обращение с детьми Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября.

«Последний звонок». Прощальное обращение родителей к учителям школы В качестве прощального слова родителей – музыкальное попурри. На мотив песни «Чему учат в школе». [/b] 1. Буквы разные писать тонким перышком.

Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка» Наверное, каждый человек хотя бы однажды испытывал чувство вины. Чувство вины – это «эмоциональное осуждение себя за что-то». В зависимости.

Родительское собрание «Права ребенка-ответственность родителей» Родительское собрание «Права ребенка – ответственность родителей» 1 Уважаемые родители! Сегодня я хочу затронуть очень важную и актуальную.

Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» Цель: • дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Чувство вины – это эмоциональное осуждение себя за что-то.

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Главная трудность состоит в том, что общество до сих пор не осознает масштаба проблемы насилия над детьми: регулярные шлепки и подзатыльники до сих пор считаются в России социальной нормой. Люди из поколения в поколение передают модели поведения времен Второй мировой войны, когда все население страны страдало посттравматическим стрессовым расстройством. В те времена напряжение в обществе было слишком сильным, родителям некогда было разговаривать с ребенком, объяснять своим детям нормы поведения. Гораздо легче и быстрее было просто дать подзатыльник. К сожалению, этот цикл все еще не закончился, хотя мы больше не живем в условиях войны, но до сих пор родители бессознательно воспроизводят эту модель поведения. Гораздо правильнее проговорить с ребенком и донести до него определенные правила, обязанности и последствия их невыполнения. При этом необходимо предусмотреть соразмерное наказание. Например, ограничение просмотра телевизора или игры в компьютер, если ребенок не выполняет свои обязанности, — здоровый способ воспитания и социализации. Но если детей наказывать физически, то это препятствует формированию зрелой личности. В любом случае, если вы испытываете трудности в сдерживании своих чувств по отношению к детям или к другим близким, вы можете всегда обратиться к психологу или в службу бесплатной психологической помощи по телефону доверия.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Мальчик умер на месте.

Закон

Итак, что же говорит закон о нашей сегодняшней теме? Статья 156 УК РФ гласит, что забота о несовершеннолетних детях и подопечных целиком и полностью лежит на плечах родителей/опекунов. При всем этом, необходимо обеспечивать правильное развитие деток и позволять им находиться в спокойной, уравновешенной атмосфере. Ненадлежащий уход карается законом. Как правило, могут выписать огромный штраф с исправительными работами, но в некоторых случаях может последовать даже лишение родительских прав.

Если родителей у ребенка нет, то все обязанности переходят к бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам или же опекунам. Кроме того, родители и опекуны должны не только заботиться о своих несовершеннолетних детях, но и защищать их права и интересы. К сожалению, в современном мире складывается несколько иная ситуация. Давайте посмотрим, что творится в мире на самом деле.

Но вот рождается ребенок.

Жестокое обращение с детьми в семье и возможное наказание

В этот мир дети приходят самыми беспомощными и беззащитными, их жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от нас – родителей и других взрослых.

Да, быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, некоторые люди испытывают различные сомнения, а иногда заходят в тупик… К сожалению, не все находят правильный выход из этого положения и, чувствуя своё бессилие, жестоко обращаются со своим ребенком.

Виды жестокого обращения с ребенком

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения. Например, когда ребенка постоянно критикуют, угрожают в адрес ребенка в открытой форме, делают замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребенка, преднамеренно ограничивают общение ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми, лгут и не выполняют своих обещаний. Такая форма обращения к ребенку относиться к психологическому (эмоциональному) насилию.

Читайте также:  Процедура помилования осужденного в России

Нередко психологическому (эмоциональному) насилию сопутствуют физическое насилие, когда ребенка бьют, трясут, толкают, душат, пинают, удерживают силой в запертом помещении против его воли, избивают ремнём, верёвками, наносят увечья тяжёлыми предметами и т.д. А также пренебрежение основными нуждами ребёнка, которое включает в себя отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Особо опасной формой жестокого обращения является сексуальное насилие — вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Способствующие факторы

Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются чаще всего низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому, нежеланный ребёнок, неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех, постоянные супружеские конфликты, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы, безработица, финансовые трудности, критические ситуации или стечение обстоятельств, смерть близкого человека и пр.

Последствия жестокого обращения с детьми

Последствиями жестокого обращения с детьми в семье являются развитие в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью, агрессивное, преступное поведение детей, злоба и ненависть к старшим и сверстникам. Сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. Ребёнок, подвергшийся насилию, накапливает в душе огромный ком негативных эмоций: чувства страха, разочарования, бессилия, унижения. Он становится агрессивным, подавленным, испытывает сильное беспокойство, может стать предрасположенным к саморазрушению, самоизолированию, снижаются его способности, успеваемость… Такой ребенок похож на дикого зверька, он никому не доверят, не имеет в отличие от сверстников, выросших в психологически здоровой семье, планов, красивых фантазий о будущем. Он мало чего хорошего ожидает от завтрашнего дня. В общем, последствия самые и самые плачевные.

Чем это наказуемо?

Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Например, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и пренебрежение основными нуждами детей, отсутствие заботы о них. К данной категории относятся такие виды преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта, умышленное причинение легкого вреда здоровью, истязание, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, оставление в опасности, неоказание помощи больному, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, доведение до самоубийства, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Также жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к гражданско-правовой ответственности в соответствии с семейным законодательством. Это отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, ограничение родительских прав, лишение родительских прав.

Способы профилактики жесткого обращения с детьми

Для того, чтобы предотвратить жестокое обращение и насилие в семье и следовательно их последствия, необходимо исключить факторы, способствующие совершению противоправных деяний, и создать максимально благоприятные условия для ребёнка.

Устройте комфортный домашний быт. Обеспечьте ребенка полезным разнообразным питанием, организуйте полноценный сон, обеспечьте спокойную обстановку, удобное и уютное место для занятий и т.д.

Сделайте благоприятными эмоциональные условия:

  • Проявляйте веру в возможности своего ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь даже незначительным его достижениям.
  • Проявляйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.
  • Слушайте своего ребёнка, уважайте его мнение и ни в коем случае не игнорируйте, не оставляйте без внимания его досуг, организовав его максимально полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
  • Не сравнивайте своего ребёнка и его успехи или неудачи с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой вчерашним.
  • Дайте почувствовать ребёнку, что любите его безусловной любовью, вне зависимости от его успешности, успеваемости или поведения.
  • Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим личным взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как Воспринимали их вы!
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно? Сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
  • Всегда старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

И помните основную ответственность за воспитание, содержание, защиту прав и интересов детей несете Вы — родители.

О профессионалах

Сотрудники Мобильной кризисной службы ГБУ РС (Я) ЦСППСМ проводят правовые лекций, социально-информационные беседы, психологические тренинги, направленные на профилактику и предотвращение жестокого обращения и насилия в отношении детей. Многие родители не знают, что те или иные действия с их стороны в отношении детей расцениваются, как жестокое обращение, начинают задумываться о том, что их меры воспитания не допустимы, интересуются, как можно исправить сложившуюся ситуацию, восстановить детско-родительские отношения, задают вопросы: Как защитить ребенка от насилия вне семьи? Как понять, что ребенок подвергся насилию? Куда обращаться в случае выявления насилия в отношении ребенка? Как себя вести в случае выявления насилия? На эти и другие вопросы, мы ответим в следующих статьях.

Юрисконсульт Мобильной кризисной службы

Верещагина Анна Николаевна

Это отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, ограничение родительских прав, лишение родительских прав.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).

Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.

В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  • передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
  • направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  • вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Это определение объединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Добавление в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.

Кроме того, в литературе встречаются и другие определения насилия. Насилие – это принуждение, неволя, действие стесняющее, обидное, незаконное, своевольное. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также получение господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и пр.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми.

В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.

Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могу быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, т.е. регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.

Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

● со стороны мужа по отношению к жене;

● со стороны жены по отношению к мужу;

● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

● со стороны старших детей по отношению к младшим;

● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды).

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.

Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все.

Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:

● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произошел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

– если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;

– насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

– часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т.п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Читайте также:  Родители лишают собственных детей дорогостоящего жилья

Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия

Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.

Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

● он понимает, что происходит насилие;

● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

● он переживает последствия акта насилия.

Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.

Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия

● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;

● физические симптомы (головные боли или боли в животе);

● сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;

● драки, нанесение побоев другим детям или животным;

● перепады настроения или вызывающее поведение;

● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;

● апатия, депрессия, упадок сил;

● чувство одиночества и изоляции;

● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);

● попытки суицида или опасное поведение;

● плохая успеваемость в школе;

● сложности с концентрацией и вниманием;

● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;

● чувство, что все старания недостаточны;

● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;

● энурез, отставание в развитии;

● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);

● идентификация себя с виновником насилия или повторение его

Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Виды насилия и их последствия

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал ” Жестокое обращение с детьми и его последствия”/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих ве-ществ или “медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что ‘ приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Какое наказание ждет родителей за жестокое обращение с детьми

Если вдуматься, само понятие «жестокое обращение с детьми» не должно иметь право на существование, ведь ни один ребёнок не сможет противостоять грубой силе взрослого и его извращённой морали. Однако в наше время мы нередко сталкиваемся с реальной угрозой здоровью, а порой и жизни ребёнка.

Что такое жестокое обращение с детьми, какое наказание родителям за жестокое обращение с детьми предусматривает закон и можно ли предотвратить жестокость по отношению к ребёнку – об этом мы говорили с ведущим специалистом отдела опеки и попечительства Администрации МО «Город Можга» Н.А. Федоровой.

– Надежда Александровна, что нужно понимать под жестоким обращением и существует ли какое-то наказание за издевательства над детьми?

— Согласно статье 156 УК РФ жестокое обращение с детьми предусматривает неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, связанное с жестоким к ним обращением. Но это не только избиение ребёнка. Под жестоким обращением надо понимать лишение родителями ребёнка еды, отсутствие в доме детских вещей, отсутствие у ребёнка документов. К жестокому обращению относят и антисанитарные условия проживания ребёнка. Условия бывают такие, в которых ребёнок просто не может существовать.

– Во многих семьях, где родители алкоголики или наркоманы, нередки случаи побоев, издевательств, а порой и домогательств сексуального характера. Но еще страшнее, когда ребенок находится под постоянным психологическим давлением. Как быть, в таких случаях, что делать и где ребенку искать защиты?

— Да, действительно, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения человек неадекватен, и что может случиться с ребёнком, никто не в силах предсказать. Таких детей органы опеки и попечительства изымают из семьи и помещают в соматическое отделение можгинской районной больницы. Сложнее со случаями психологического насилия, которое может выражаться в оскорблении достоинства ребенка, в неуважении к нему. Постоянные репрессии и давление по отношению к ребенку, в конечном итоге приведут к протесту, который может перерасти в острую форму. Гнев и ненависть – очень сильные человеческие чувства. Испытав их, несовершеннолетние при определенных обстоятельствах вполне могут стать правонарушителями.
– То есть взрослые сами содействуют увеличению числа правонарушений?

— В определенной степени – да. Жестокость детей – реакция на жестокость взрослых. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, очень редко просят о помощи. Многие из них считают это явление естественным. И проецируют подобное поведение в своей среде. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколения в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.
– Какое наказание родителям предусматривает закон за жестокое обращение с детьми?

— В соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Это лишение родительских прав, ограничение родительских прав, отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью. Российское уголовное законодательство также предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психологическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
– Какие меры органы опеки и попечительства могут предпринять при выявлении случаев жестокого обращения с детьми?

— Чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми, ведется работа над ранним выявлением социально-неблагополучных семей. На основании полученной информации из образовательных, медицинских, и других учреждений города определяется круг специалистов (служб), сфер их деятельности для оказания психолого-педагогической, социальной, правовой, консультативной помощи, как ребенку, так и его семье. Кроме этого, при выявлении семей данной категории органы опеки и попечительства выезжают в данную семью, выявляют причины, по которым ребёнок оказался в социально опасном положении. Вместе с семьей мы ищем эффективные способы изменения ситуации неблагополучия. Совместно со всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляется план индивидуальной работы с данными семьями, проводятся профилактические беседы, принимаются меры по трудоустройству родителей, выделяется материальная помощь, осуществляется регулярный патронаж семей.

Дети по своей природе беззащитны, и только от взрослого зависит, будет ли их детство радостным или же они будут вспоминать его с ужасом.

Однако в наше время мы нередко сталкиваемся с реальной угрозой здоровью, а порой и жизни ребёнка.

Физиологические последствия жестокого обращения с детьми

Ольга Семенова, нейропсихолог:
«У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие и жестокость, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У жертв психологического насилия нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который связывают с формированием привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.

Кроме того, неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления»: позитивный опыт не служит для таких детей ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать им путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне уже во взрослой жизни, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие». Как помочь ребёнку выйти из стресса?

Регина Мачинская, психофизиолог:
«К стрессу приводит не только физическая боль, но и прежде всего унижение, которому подвергается ребенок. Этот стресс возникает как реакция на невозможность удовлетворить свои потребности в принятии, уважении и любви.

Удовлетворение этих потребностей влияет на созревание всех структур мозга – прежде всего тех, которые важны для формирования внимания, речи, мотивационной и эмоциональной регуляции. С физиологической точки зрения происходит следующее: нервные клетки гипоталамуса – структуры, которая реагирует на важные для человека события (в том числе и удовлетворение потребностей) – должны выделять особые вещества, нейрогормоны.

Если отношения ребенка с близкими вместо положительных эмоций вызывают стресс, то синтез этих веществ в гипоталамусе нарушается. Происходит сбой: нарушается нормальное созревание мозговых механизмов, отвечающих за эмоционально — мотивационную регуляцию и познавательную деятельность. Как воспитать психопата? Подробная инструкция

Возникает замкнутый круг: наказания, цель которых состоит в коррекции поведения ребенка, на самом деле снижают возможности усвоения знаний и самоконтроля, а значит, дают новые поводы для наказания». Модель наказания без насилия. Как правильно наказывать ребёнка?

Наиболее распространенные последствия психологического насилия и жестокого обращения в детском возрасте, которые можно наблюдать у взрослых, синдром хронической усталости, стокгольмский синдром , ангедония неспособность испытывать удовольствие от жизни , депрессия, нарушение привязанности.

Профилактика жестокого обращения с детьми

На родителей возлагается обязанность воспитать своего ребенка достойным гражданином, в любви и ласке, но несмотря на принятые в обществе лояльные принципы, некоторые допускают жесткое обращение с детьми в семье. Сам по себе воспитательный процесс весьма трудоемкий, поскольку ежедневно приходится своим примером доказывать, что родители желают только добра своему отпрыску, а жестокое обращение с детьми может только навредить становлению личности.

На родителей возлагается обязанность воспитать своего ребенка достойным гражданином, в любви и ласке, но несмотря на принятые в обществе лояльные принципы, некоторые допускают жесткое обращение с детьми в семье.

Жестокое обращение с детьми

Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов. Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.

Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Добавить комментарий