«Вмененщиков», возможно, освободят от ККТ к лету

Почему малый бизнес против

  • Кассовую технику обязаны применять те, кто ранее был освобожден от данной обязанности.

С 1 июля 2018 года перейти к обязательному применению онлайн кассовой техники должны организации и ИП на вмененке, ИП на патенте, компании и предприниматели, оказывающие услуги населению, интернет торговля и вендинговый бизнес.

Недовольство указанных групп предпринимателей усиливается непроработкой закона, отсутствием разъяснений по существенным вопросам.

Туманные перспективы

Итак, что же выигрывает предприниматель от принятия нового закона? Практически ничего, поскольку вместо ККТ ему придется купить компьютер, принтер и другие соответствующие расходные материалы, чтобы выдавать документ, в котором следует указывать гораздо больше сведений, чем на кассовом чеке. Отказ от выдачи таких документов повлечет административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. для граждан, 3-4 тыс. руб. – для должностных лиц, 30–40 тыс. руб. – для юридических лиц.

Кроме того, увеличивается время обслуживания клиентов. Ведь наверняка найдутся «вредные» покупатели, которые создадут очередь в несколько десятков человек, заставив продавца оформлять на бумаге факт приобретения товара или услуги. При этом некоторые предприниматели уже придумали своеобразный метод борьбы с конкурентами, который заключается в следующем: 5-6 человек в течение дня несколько раз заходят в магазин, набирают несколько наименований дешевого товара и при этом требуют выдачи документа, который положен по закону. В результате образуется длинная очередь и, как следствие, – недовольство покупателей, которые потом плавно перемещаются в соседние павильоны или магазины, где процедура расчета через ККТ осталась прежней. Чтобы сэкономить время и избежать проблем, предприниматель будет вынужден автоматизировать процедуру – приобретать компьютер с печатающим устройством.

При этом некоторые предприниматели уже придумали своеобразный метод борьбы с конкурентами, который заключается в следующем 5-6 человек в течение дня несколько раз заходят в магазин, набирают несколько наименований дешевого товара и при этом требуют выдачи документа, который положен по закону.

Вместо кассового чека – товарный

Основное изменение – статья 2 Закона о применении ККТ дополнена пунктом 2.1. Согласно новой норме плательщики ЕНВД вправе не применять кассовую технику при наличных расчетах с покупателями (клиентами). В то же время продавцы должны оформлять по требованию покупателей документ, подтверждающий оплату. Таким документом может стать, к примеру, товарный чек, квитанция и т. п. Его форму компания вправе разработать самостоятельно. Главное, чтобы он содержал следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
  • ИНН организации (индивидуального предпринимателя);
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, а также его личную подпись.

Законом не предусмотрено, что документ, подтверждающий оплату, должен быть изготовлен типографским способом. Значит, изготовить его можно своими силами, например, распечатав на принтере. В перечне обязательных реквизитов нет упоминания о печати организации. Однако, на наш взгляд, заверить документ печатью не помешает (см. образец на стр. 19). Для хранения и учета выданных товарных чеков (квитанций и т. д.) можно завести специальный журнал. В него будут подшиваться вторые экземпляры выписанных покупателям документов или их копии.

Отметим, что начинать работать по новым правилам должны не все компании, переведенные на уплату ЕНВД. Так, изменения не коснутся “вмененщиков”, которые и раньше были освобождены от применения кассовой техники. Например, компании, оказывающие услуги населению. Вместо кассовых чеков они, как и до этого, должны выписывать БСО 3 . Продавать товары (оказывать услуги) без кассовой техники или иных подтверждающих оплату документов по-прежнему могут фирмы, указанные в пункте 3 статьи 2 Закона о ККТ. Например, компании, которые обеспечивают питанием учащихся и работников общеобразовательных школ. В эту же группу входят организации, торгующие из цистерн (пивом, квасом, молоком, керосином и др.), вразвал овощами и бахчевыми культурами. Также это касается продавцов непродовольственных товаров на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов и др.).

Отдельно стоит сказать о компаниях-“вмененщиках”, которые торгуют крепким алкоголем (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции). С большой долей вероятности можно сказать, что на них освобождение от ККТ распространяться не будет. Дело в том, что в отношении торговцев крепким спиртным установлена специальная норма, которая предписывает им применять кассовые аппараты.

В проекте Федерального закона от 17 июля 2009 года N 162 ФЗ данный момент был четко прописан. В проекте говорилось, что освобождение от применения ККТ не действует, в случае если в соответствии с федеральным законом наличие кассовой техники является обязательным условием для ведения той или иной деятельности. В тексте принятого Закона такого положения нет. Однако, на наш взгляд, это ничего не поменяло, ведь требование использовать ККТ при продаже в розницу алкоголя по-прежнему в силе.

Поскольку, во-первых, Закон О ККТ никого ни от чего не освобождает.

Новые правила закона о ККТ

«Вмененщиков» наконец-то освободили от использования кассовых аппаратов. Однако применение нового закона, которого так ждал малый бизнес, на практике вызывает немало вопросов.

Применять или не применять

Право не использовать ККТ «вмененщики» ожидали, начиная с 18 октября 2007 года. Именно тогда был рассмотрен в первом чтении соответствующий законопроект. Ожидания оправдались. С 21 июля 2009 года организации и предприниматели на ЕНВД вправе вместо кассовых чеков по требованию покупателей выдавать иные документы, подтверждающие прием наличных. Такие поправки внесены в ст. 2 п. 2.1 Закона от 22.05.03г . № 54-ФЗ федеральным законом от 17.07.09 г. №162-ФЗ.

Не применять ККТ отныне имеют право организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Таким образом, ККТ можно не применять только при осуществлении «вмененного» вида деятельности. Если таковая прекращена, необходимо возобновить использование кассового аппарата. При совмещении нескольких налоговых режимов (например, «упрощенки» и «вмененки») не применять ККТ возможно только по вмененной деятельности.

Обратите внимание! Отказ от применения ККТ — дело добровольное. То есть переход от использования ККТ к выдаче документа, свидетельствующего о приеме денег за товар, является правом, а не обязанностью. Если «вмененщик» посчитает, что ему не стоит отказываться от применения кассовой техники, он может ею пользоваться. Например, магазину целесообразнее вести учет выручки и движения товара с помощью кассового терминала.

Основное условие для неприменения ККТ

Организации и предприниматели (продавцы на «вмененке») должны соблюдать одно условие – по просьбе покупателя или клиента оформлять при оплате документ, подтверждающий прием денег. Это может быть товарный чек, квитанция или другой документ, распечатанные на принтере. Таким образом, если покупатель «нетребовательный», то выдача ему документа – дело добровольное.

В п. 2.1 ст. 2 обновленного Закона №54-ФЗ определено, что продавец должен быть готов выдать покупателю документ, подтверждающий прием наличных денег. Следовательно, по мнению чиновников, продавцу нужно сделать выбор: отказаться от применения ККТ и выдавать другие документы, либо применять ее.

Памятка. При отказе от применения кассового аппарата его нужно снять с учета в ИФНС (см. ниже). Снятие ККТ с учета будет означать, что продавец выбрал вариант расчета с покупателями без использования ККТ.

Кто не сможет воспользоваться освобождением

К таковым отнесены розничные «вмененщики», которые:
– торгуют крепким алкоголем в городах (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции).

Обязанность использовать ККТ установлена в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 2.11.95 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

По мнению ФНС России, если розничный «вмененщик» помимо крепкого алкоголя торгует другими товарами, он обязан применять ККТ и пробивать чеки на любые покупки. Такие разъяснения будут выпущены ФНС России в ближайшее время. Следите за выходом официальных разъяснений!

– ранее уже были освобождены от применения ККТ на основании п. 3 ст. 2 Закона о ККТ.
Например, субъекты предпринимательской деятельности, организующие питание учащихся и работников общеобразовательных школ. Они по-прежнему могут отпускать товар (оказывать услуги) без ККТ или иных подтверждающих документов.

Обратите внимание! Так как розничная торговля представляет собой продажу товара, который используется для личных, семейных и иных непредпринимательских нужд, то продажа товара для перепродажи (т.е. по договору поставки) должна сопровождаться обязательным выбиванием кассового чека.

Обязательные реквизиты документов

Закон не ограничивает «вмененщиков» в выборе вида документа, подтверждающего покупку, но устанавливает требования об обязательных реквизитах. К ним относятся:
– наименование документа;
– порядковый номер документа, дата его выдачи;
– наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
– ИНН налогоплательщика;
– наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
– сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
– должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Будьте внимательны! При отсутствии хотя бы одного из перечисленных реквизитов налоговые органы квалифицируют это как отказ продавца выдать необходимый документ (штраф по ст.14.5.КОАП). Однако это спорно.

Виды документов

Товарный чек
Форма товарного чека не установлена, ее нельзя найти в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, были установлены обязательные реквизиты товарных чеков для тех организаций и предпринимателей, кто занят продажей текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров, обуви, а также технически сложных товаров бытового назначения.

Квитанция к приходному кассовому ордеру
Составной частью унифицированной формы № КО-1 «Приходный кассовый ордер» является квитанция. Она отвечает требованиям закона, когда дополнительно к имеющимся реквизитам содержит № квитанции, сведения об ИНН организации или предпринимателя, а также о наименовании и количестве приобретенных товаров.

Бланк строгой отчетности
Тем, кто работает в сфере оказания услуг, можно выдавать заказчикам те бланки строгой отчетности, формы которых утверждены федеральными министерствами и ведомствами для использования в расчетах с населением (например, бланк квитанции на оплату ветеринарных услуг утвержден приказом Минфина РФ от 9.04.08 г. № 39н) или разработаны исполнителями услуг самостоятельно (в тех сферах, для которых формы квитанций не утверждены).

Кассовый чек
Если продавец товара (услуг) – «вмененщик» и хочет вести учет выручки в автоматизированном виде с помощью имеющейся ККТ, то надо учесть следующее. При использовании программно-аппаратных комплексов для торговли (pos-терминалы) следует дополнить реквизиты кассового чека. Например, указать должность лица, принимающего деньги, личную подпись продавца.

Памятка. Рos-терминал используется без регистрации в налоговом органе. Однако пренебрегать обслуживанием такой техники в центрах сервисного обслуживания нельзя во избежание сбоев в работе программного обеспечения.
Если ККТ печатает только ИНН, наименование продавца, сумму покупки, то использовать такой аппарат для выдачи документов, свидетельствующих о приеме денег, рискованно. Поэтому рекомендуем дополнительно выдавать покупателям товарный чек.

Ответственность за отказ от выдачи документа

За отказ от выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств, виновные лица подлежат наказанию по ст. 14.5 КоАП. Соответствующие изменения внесены в данную статью. Сумма штрафа для предпринимателей будет составлять от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.

Читайте также:  Сколько времени машина может стоять на штрафстоянке

Памятка. В отсутствие требования покупателем документа невыдача его продавцом не будет приводить к наложению штрафа.

Как снять с учета неиспользуемую ККТ

Если «вмененщик»-продавец примет решение воспользоваться правом не применять ККТ, кассовые аппараты нужно снять с учета в налоговой инспекции. В инспекцию следует направить заявление, составленное в произвольной форме. За основу взять форму о регистрации ККТ (утверждена приказом ФНС России от 09.04.08 г. № ММ-3-2/152@). В заявлении нужно указать данные о кассе и причину снятия ее с учета, а также приложить оригинал паспорта ККТ и карточку регистрации.

Памятка. Порядок снятия ККТ с учета установлен в пп. 16, 17 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.07.07 г. № 470).

Сроки снятия ККТ с учета в данной ситуации не установлены. Однако рекомендуем направить заявление сразу, как только будет принято решение, что наличные расчеты осуществляются без ККТ.

Очень важно! До момента снятия ККТ с регистрации в ИФНС сотрудники налоговых органов имеют право проверить соблюдение порядка ее применения. Неснятие ККТ с учета означает, что официально расчеты ведутся через кассовую технику. Поэтому, чтобы подстраховаться и избежать ненужных споров и оспаривания штрафов, произведите эту процедуру своевременно.

Заключение
Закон принимался в ускоренном темпе, что привело к неконкретности его отдельных формулировок. Поэтому сейчас готовится обращение к Правительству РФ с просьбой разъяснить некоторые моменты. Например, в отношении торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией или в ситуации, когда продавец обязан предложить покупателю чек, но механизм подтверждения этого не установлен. Важно получить разъяснения до возникновения конфликтных ситуаций между предпринимателями и контролирующими органами.

Имейте ввиду! Ослабления контроля наличных расчетов со стороны налоговых органов не намечается. Скорее всего, появятся требования к документу о приеме денег за проданный товар (услугу) и административная ответственность за его невыдачу.

Если вмененщик -продавец примет решение воспользоваться правом не применять ККТ, кассовые аппараты нужно снять с учета в налоговой инспекции.

Предлагается полностью избавить от онлайн-ККТ вмененщиков и ИП на патенте

Автор законопроекта – Законодательное Собрание Челябинской области – указало на ряд подводных камней, с которыми предстоит столкнуться бизнесу при переходе на кассы нового образца, и которые связаны с техническими “косяками”.

Законодательное Собрание Челябинской области внесло в Госдуму законопроект № 143051-7, которым предлагается внести изменения в статью 2 закона 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” и статью 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (которым вносились поправки о введении онлайн-касс в 54-ФЗ).

Статью 2 закона 54-ФЗ предложено дополнить новым пунктом о том, что организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, и ИП на ПСН, не подпадающие под действие пункта 3 указанной статьи (которой установлено применение ККТ без онлайн-режима в труднодоступных для связи местностях), могут производить расчеты без ККТ. Указанные лица при этом должны будут выдавать по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий оплату и содержащий необходимые реквизиты.

Таким образом, временную отсрочку начала применения ККТ для указанных налогоплательщиков предлагается заменить на полный отказ от обязательности применения ими ККТ.

В отдаленных от сетей связи местностях в соответствии с действующими формулировками можно применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Предлагается заменить это на право вообще не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт оплаты.

Согласно поправкам, вносимым в 290-ФЗ, может появиться возможность применять ККТ, зарегистрированную до 1 февраля 2017 года (то есть старого образца), до 1 марта 2018 года, а не только до 1 июля текущего года, как это установлено сейчас. Кроме того, предлагается упразднить пункты 7-9 статьи 7 закона 290-ФЗ, в которых установлено право до 1 июля 2018 года не переходить на онлайн-ККТ для вмененщиков и ИП на ПСН, для организаций и ИП, выполняющих работы, оказывающих услуги населению, а также для других лиц, которые в настоящее время вправе не применять контрольно-кассовую технику.

В пояснительной записке авторы приводят следующее обоснование. Спецрежимы для микро- и малого бизнеса преследуют цель, в частности, минимизации затрат на его открытие и ведение. Введение обязанности приобретать и применять ККТ для плательщиков патента или ЕНВД экономически нецелесообразно, поскольку предметом контроля является выручка (доход), в то время как этот показатель не участвует в исчислении налогов при этих спецрежимах. К тому же, величина расходов предпринимателей на приобретение ККТ несопоставима с доходностью бизнеса, а также размером уплачиваемого налога. Значительное увеличение затрат на ведение микро- и малого бизнеса приведет к закрытию малорентабельного бизнеса в сфере услуг населению, уходу предпринимателей в тень, отмечают авторы.

Инициаторы внесения законопроекта приводят такие данные: в Челябинской области из 83 видов деятельности, по которым предприниматели вправе применять ПСН, только для семи видов деятельности стоимость годового патента составляет 30 тысяч рублей и выше. Стоимость годового патента для остальных 76 видов деятельности составляет от 4,2 тысячи рублей (ремонт и пошив обуви, изготовление ключей, изготовление изделий народных художественных промыслов) до 9 тысяч рублей (ветеринарные услуги, выпас скота, ландшафтный дизайн), что в разы меньше, чем стоимость оборудования одного рабочего места ККТ, которая составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Стоимость оборудования одного рабочего места ККТ включает в себя также стоимость периферийных устройств, необходимых для использования ККТ, программного обеспечения, регистрации, подключения и обслуживания ККТ в период ее использования и стоимость обучения персонала.

Также указано на неготовность производителей ККТ (фискальных накопителей) в короткий срок обеспечить потребность всех предпринимателей в новой технике.

Кроме того, авторы акцентировали внимание на технических несовершенствах новых ККТ, что выльется для бизнеса в дополнительные расходы:

  • при неиспользовании ККТ более одного месяца аппарат блокируется и требует замены, многие приобретенные аппараты блокируются уже на следующий день работы;
  • большинство выпускаемых контрольно-кассовых аппаратов без фискальных накопителей невозможно модернизировать;
  • срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе «ФН-1», составляет 13 месяцев, в связи с чем предприниматели не могут установить иной срок действия такого ключа. При этом закон 54-ФЗ предусматривает срок действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, а в определенных случаях – не менее 13 месяцев;
  • срок использования программного обеспечения ограничен. В настоящее время ФНС разработан проект приказа, согласно которому существует три версии форматов фискальных документов (ФФД): 1.0 – тестовая версия, 1.05 – переходная версия и 1.1 – конечная версия. Указанные версии имеют свои отличия. При переходе от одной версии к другой пользователям придется производить замену программного обеспечения кассовых аппаратов. В настоящее время действует тестовая версия ФФД 1.0, которая уже с 1 января 2018 года утратит силу, а выпускаемые фискальные накопители обеспечивают формирование фискальных документов только в соответствии с указанной тестовой версией. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, использующие ККТ с фискальным накопителем, будут вынуждены вновь модернизировать свою ККТ к 1 января 2018 года или покупать новую.

По этим причинам предлагается перенести предельный срок перехода на онлайн-ККТ на 1 марта 2018 года.

большинство выпускаемых контрольно-кассовых аппаратов без фискальных накопителей невозможно модернизировать;.

Умение усложнять

У предпринимателей есть свои претензии к вступившему в силу закону. На бурном форуме в Москве, который прошел сразу после принятия поправок, предприниматели пришли к выводу, что до конца их интересы так и не учли.

«У меня впечатление, что авторы закона никогда не посещали обычный розничный магазин, – эмоционально заявил подмосковный предприниматель Владимир, чье выступление поддержали аплодисментами. – Как они себе представляют, чтобы продавец вписывал двадцать-тридцать наименований товаров в квитанцию, когда стоит очередь?» «Мы думали, что нас вообще освободят от этой писанины, а сделали только хуже», – поддержала его коллега из Калужской области.

– Мы ведь не просили совсем отменять кассы, – признается заместитель председателя Союза малых предприятий Петербурга Валентина Кислова. – Мы просили снизить цены на эти аппараты. Разве мыслимо, что какой-то калькулятор себестоимостью в тысячу рублей нас заставляли покупать по цене дорогого ноутбука? Но получилось как всегда. Теперь продавцы будут выписывать чеки от руки.

Чиновники, присутствовавшие на форуме (в основном налоговики и представители местных властей), предлагали недовольным предпринимателям автоматизировать этот процесс. Мол, поставьте компьютер и делайте все автоматически. Однако компьютер вряд ли обойдется дешевле, чем самая простая касса.

Юристы высказывают свои опасения. Специалист Центра правовых экспертиз при СТПП Михаил Бельдыев поясняет, что новый закон добавил неясностей, и предприниматели должны опасаться штрафов.

– В законе написали, что по требованию покупателя продавец обязан оформить документ, – говорит он. – Если это требование не будет выполнено, то можно наложить административный штраф – такой же, как и за непробитый чек. Только мне как юристу не ясно, каким образом продавец будет доказывать, что квитанцию у него не требовали? Выходит, к ответственности можно будет привлечь любого продавца.

Штраф за невыписанный чек, кстати, не изменился и по-прежнему составляет 30 тысяч рублей.

В целом нужно признать, что закон получился неидеальным. Он направлен на совсем уж малый бизнес, то есть на рыночных продавцов, которые, к слову, и раньше не были обязаны выбивать чеки. Удобно использовать правила нового закона и тем, кто оказывает услуги. Они, впрочем, и раньше могли работать без кассы – с бланками строгой отчетности. Более крупные компании, скорее всего, предпочтут (или будут вынуждены) оставить кассы: так меньше проблем.

Теперь столичные компании, занимающиеся доставкой товаров, имеют возможность зарегистрироваться в Московской или любой другой области, где для этого вида деятельности введен ЕНВД.

Мнения

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Обновлён порядок ведения госреестров

Налоговый орган считал, что предприниматель, применявший ЕНВД, получил выручку от реализации товаров по договорам поставки, с указанной выручки, облагаемой НДС и НДФЛ, налоги не задекларировал и не оплатил, в связи с недекларированием НДС и НДФЛ были приостановлены операции по счетам предпринимателя в банке.

Онлайн кассы для армии плательщиков ЕНВД оказались неизбежными

Более двух миллионов «вмененщиков», львиная доля которых связана со сферой торговли, в ближайшее время ждут перемены. И связаны они с обязательным переходом на онлайн кассы. Оптимистичные ожидания переноса сроков перехода на новую контрольно-кассовую технику для плательщиков ЕНВД до 2021 года не оправдались. Кому из «вмененщиков» надо обзавестись новой ККТ уже к лету 2018 года, а кто может работать по старым правилам еще до середины 2019 года – расскажем в нашей статье.

Читайте также:  Договор купли продажи автосервиса

Единый налог на вмененный доход не привязан к величине дохода предпринимателя, он исчисляется на основании средних показателей для каждого вида деятельности. В связи с этим вполне предсказуем вопрос: зачем налоговой службе информация о сумме выручки «вмененщика», передаваемая с помощью онлайн касс, если налог он платит фиксированный и напрямую не связанный с его доходом.

В Государственной думе РФ находился законопроект, предлагавший перенос сроков использования онлайн касс для плательщиков ЕНВД с июля 2018 на 2021 год. Однако аргументы авторов этого законопроекта остались неуслышанными. В конце 2017 года был принят закон, согласно которому ряду организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в определенных видах деятельности и с определенным количеством работников, продлили возможность не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2019 года. По мнению авторов закона, внедрение онлайн-касс призвано не только упорядочить налоговую систему, но и сделать бизнес прозрачным, а потребителя – более защищенным.

Переход на онлайн кассы для ЕВНД в 2018 году станет массовым и коснется абсолютного большинства «вмененщиков».

Исключением станут немногие, получившие отсрочку на год: работающие в узких нишах услуг для населения и те, кто трудится без наемных работников на объектах малой площади.

Кассы для ЕНВД с 2018 года: будущее наступает

«Вмененщики» в РФ могут производить наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но при одном условии – по требованию покупателя или потребителя услуги они обязаны предоставить ему документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за товар, выполненную работу или оказанную услугу.

В России плательщики вмененного налога были освобождены от обязательного использования кассовых аппаратов.

В середине 2016 года Федеральный закон № 290 внес изменения в существующие правила игры, ограничив их сроком до 1 июля 2018 года. Согласно этому закону, с 1 июля 2018 года организации и индивидуальные предприниматели на ЕНВД обязаны использовать контрольно-кассовую технику.

Еще до вступления данных мер в силу, в ноябре 2017 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 337, который перенес срок применения онлайн касс для отдельных категорий предпринимателей, в числе которых есть и несколько категорий плательщиков ЕНВД, на один год – до 1 июля 2019 года.

Кому перенесли внедрение онлайн касс на 2019 год

Переход на онлайн кассы – процесс сложный. Сложный как технически, так и организационно. Об этом свидетельствует хотя бы название закона, внесшего корректировку в сроки внедрения ККТ для отдельных категорий предпринимателе: «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники…». Изменения в изменения… Но, каким бы сумбурным не было название закона, части налогоплательщиков он принес дополнительную отсрочку.

Освобождаются от использования онлайн касс до 01.07. 2019 г. организации и ИП на ЕНВД, которые оказывают следующие виды услуг населению:

  • бытовые услуги. Коды этих видов деятельности определяет Правительство Российской Федерации,
  • ветеринарные услуги,
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных и мототранспортных средств,
  • услуги по предоставлению во временное владение или в пользование мест для стоянки автотранспортных и мототранспортных средств, а также по их хранению на платных стоянках. Исключением являются штрафстоянки,
  • автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или праве пользования, владения или распоряжения не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания вышеупомянутых услуг,
  • услуги по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций,
  • услуги по размещению транспортной рекламы – с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств,
  • услуги по временному размещению и проживанию, при которых в каждом объекте временного размещения или проживания общая составляет не более 500 кв. м.,
  • услуги по передаче во временное владение или в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей,
  • услуги по передаче во временное владение или пользование земельных участков для стационарной и нестационарной торговой сети, а также организации общественного питания.

Онлайн касса для ИП на ЕНВД

Также освобождаются от использования онлайн касс до 01.07. 2019 г. ИП на ЕНВД без штатных работников, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли,
  • розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети,
  • услуги общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания,
  • услуги общественного питания через организации, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Однако весомый перечень исключений отнюдь не означает весомое число ИП или компаний-«счастливчиков», получивших отсрочку. Для львиной доли «вмененщиков», которую составляют средние и малые компании торговли и общепита, введение онлайн кассы для ЕВНД в 2018 году неизбежно.

Как перейти на онлайн кассы без «головной боли»

Для того, чтобы «кассовая цифровизация» не стала препятствием для бизнеса, мы разработали для вас сервис СБИС Онлайн кассы и ОФД. С ним вы зарегистрируете контрольно-кассовую технику без визита в ФНС, обеспечите безопасность передаваемых данных, получите поддержку своей техники. Наш сервис станет для вас еще и незаменимым инструментом аналитики: с его помощью вы сможете составить рейтинг продаж по объему, частоте и выручке, проанализируете, сколько в среднем чеке товаров, какие позиции покупают вместе и т.п.

Также не забывайте, что любая цифровизация, в том числе и кассовая, невозможна без электронной подписи. Подробнее об электронных подписях бы можете узнать в нашем Центре ЭЦП.

С чего начать «кассовую цифровизацию»? На этот и многие другие вопросы готовы ответить наши специалисты. И пусть новая цифровая реальность работает на вас!

Кому перенесли внедрение онлайн касс на 2019 год.

Отмена кассовых аппаратов для ”вмененщиков”

21 июля вступил в силу закон, отменяющий обязательность применения ККТ плательщиками ЕНВДПрезидент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ».

21 июля документ был опубликован в ”Российской газете” и вступил в силу.

Документом предусматривается добровольность применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, при условии обязательной выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарного чека, квитанции и др.).

Давно ожидаемое событие стало реальностью после Всероссийского Форума по малому и среднему предпринимательству 22 апреля, организованного Минэкономразвития РФ, ВЭБ и ОПОРОЙ РОССИИ.

Правительство и депутаты услышали мнение малого бизнес-сообщества об отсутствии необходимости фискальной функции учёта денежных средств для плательщиков ЕНВД.

В этом сегменте предпринимательской деятельности уплата налогов не зависит от объёма выручки, а платится фиксировано, в зависимости с вменённого дохода и величины физического показателя в определенной сфере. Особенно важно, что с принятием данного закона права потребителей никак не будут ущемлены, поскольку предприниматель будет обязан по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий факт оплаты товара.

ОПОРА РОССИИ поддерживает принятый закон.

В то же время, по мнению организации, законопроект принимался в ускоренном режиме, а значит, без должной юридической проработки конкретных формулировок.

В результате этого у предпринимательского сообщества возникло определенное непонимание последствий его реализации.

В настоящий момент ОПОРОЙ РОССИИ готовится обращение в Правительство РФ с просьбой разъяснить ряд принципиальных вопросов, связанных с принятием закона и вступлением его в силу.

Наиболее важным представляется получение официального разъяснения Правительства РФ о распространении принятого закона на плательщиков ЕНВД, осуществляющих торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Ввиду возникшей правовой коллизии (принятый закон освобождает всех плательщиков ЕНВД от обязанности применять ККТ, а 171-ФЗ предусматривает обязанность применять кассы всем, торгующим алкоголем) официальное мнение Правительства РФ важно получить еще до возникновения конфликтных ситуаций между предпринимателями и контролирующими органами. Напомним, на эту проблему также обратил внимание Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отметив 28 июня на встрече с лидерами фракций Государственной Думы РФ: «Я прошу устранить это противоречие в законах – иначе все это будет смотреться как обход данных нами когда-то обещаний».

Также из текста принятого закона непонятна судьба прежних ККТ. В частности, не ясно, имеют ли право предприниматели применять имеющиеся у них кассы без регистрации в налоговых органах и соблюдения иных требований к кассам. Предоставление такой возможности логично, поскольку для плательщиков ЕНВД контрольно-кассовая техника перестает быть объектом контроля, а превращается просто в «печатающие устройства для чеков». С соответствующим запросом ОПОРА намерена обратиться в ФНС России.

Особенно острым является вопрос о контроле выдачи покупателю документа, подтверждающего факт оплаты покупки. Это связано с тем, что продавец обязан предложить покупателю чек, однако механизм подтверждения факта предложения документа продавцом пока не ясен.

Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ ”О внесении изменения в статью 2 Федерального закона ”О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Опубликовано 21 июля 2009 г.
Вступает в силу: 21 июля 2009 г.

Принят Государственной Думой 26 июня 2009 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

Статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ ”О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2009, N 23, ст. 2776) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

”21. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346 [26] Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.”.

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I ”О налоговых органах Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3484; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 21, ст. 1957; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3436) дополнить абзацем следующего содержания:

Читайте также:  Услуги юриста в Павловском посаде

”Осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).”.

Абзац первый статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 23, ст. 2776) изложить в следующей редакции:

”Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -”.

Внести в Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ ”О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ”О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2776) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 2 статьи 4 слова ”пунктов 2 и 3” заменить словами ”пунктов 2, 21 и 3”;

2) абзац пятый пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:

”2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -”.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г.

Рынок кассовых аппаратов потеряет треть

Больше других от принятия закона пострадают производители кассовых аппаратов. По оценкам Федерального агентства по промышленности, производители потеряют до 60% рынка, поскольку в большинстве регионов России розничные продавцы платят вмененный налог.

Оценки участников бизнеса несколько оптимистичнее. Российская ассоциация производителей кассовых аппаратов ожидает, что их рынок сократится на треть. Причем официальная позиция «кассовиков» сводится к тому, что закон окончательно лишит органы власти возможности контролировать ситуацию в розничной торговле.

Перед принятием документа производители решили взять реванш. Во все возможные инстанции посыпались письма о вреде закона. ОПОРА РОССИИ даже выступила с заявлением о том, что эти попытки дискредитировать закон предпринимались именно производителями ККТ. Однако «кризисный» фактор все равно перевесил. Например, в Фонде развития малого и среднего предпринимательства «Бизнес-журналу» пояснили, что гораздо важнее оказать поддержку сотням тысяч «вмененщиков», чем десятку производителей аппаратов и нескольким сотням центров их обслуживания.

«Все давно понимали, что кассы «вмененщикам» не нужны, – говорит руководитель юридического отдела калининградского Центра помощи предпринимателям Александр Замоторин. – Но отмена касс могла привести – а сейчас и приводит – к некоторым противоречиям с другими законами». В частности, по словам эксперта, речь идет о законе «О защите прав потребителей». Кассовый чек является документом, который подтверждает факт заключения договора розничной купли-продажи. А если чека нет, то покупатель лишается права предъявлять претензии по поводу, например, некачественного или неподошедшего товара. Ведь обмен производится только на основании кассового чека.

Поэтому отменить совсем выдачу какого-либо документа, подтверждающего факт совершения покупки, было невозможно. Для защиты прав потребителей новый закон предусматривает оформление специального документа, подтверждающего факт покупки. Документ должен содержать семь обязательных реквизитов: порядковый номер, дату выдачи, название организации, ИНН, наименование и количество оплаченных товаров, сумму оплаты, а также личную подпись работника, выдавшего данный чек. Правда, документ нужно оформлять только по требованию покупателя.

К новому закону предъявляли и другие претензии. В частности, со стороны силовых ведомств. По мнению МВД и ФСБ, отмена ККТ приведет к тому, что в России возникнет огромный рынок неучтенной наличности, ведь розничный оборот вообще не будет подлежать контролю. Независимые эксперты сразу назвали подобные заявления необоснованными: мол, специальные «жучки», которые позволяют сделать так, чтобы операции не записывались в фискальную память аппарата, стоят на «черном рынке» несколько тысяч рублей. К тому же отмена ККТ для «вмененщиков» вовсе не означает отмены необходимости учитывать наличность, поступающую в кассу. «Такой учет движения наличных средств ведется независимо от того, установлена ККТ или нет, – поясняет консультант компании «Бизнес Партнер Групп» Андрей Терентьев. – Для каждой компании определен лимит наличных денег в кассе, а сверхнормативная сумма должна сдаваться в банк в конце дня. Это проверяют налоговые органы и сами банки. За нарушение такого порядка предусмотрена административная ответственность».

Большинство претензий ведомств в процессе согласования законопроекта удалось снять. По крайней мере, после того как закон был официально одобрен правительством, чиновники больше не давали негативных отзывов. Единственной по-настоящему пострадавшей от принятия закона стороной станут производители ККТ. Сейчас они как раз подсчитывают возможные потери.

Бизнес же начинает привыкать к новым реалиям и наталкивается на новые проблемы.

Во-первых, не до конца ясно, что делать сейчас предпринимателям со старыми кассовыми аппаратами, которые у них зарегистрированы. «Если говорить формально, зарегистрировав и включив кассовый аппарат, налогоплательщик обязан его применять, – поясняет юрист Терентьев. – Ответственность за невыдачу чека не отменена. Поэтому мы советуем до получения официальных разъяснений контролирующих органов продолжать выбивать чеки либо официально снять кассовый аппарат с учета».

Во-вторых, осталось довольно много компаний, которые обязаны по-прежнему применять кассу независимо от системы налогообложения. В первую очередь это компании, которые имеют лицензии на реализацию алкогольной продукции, а сюда попадает большинство магазинов и ресторанов. Поэтому многие «вмененщики» по-прежнему будут использовать кассы.

В-третьих, закон почему-то не распространили на тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента. Ведь они, как и «вмененщики», платят фиксированный взнос в бюджет, а размер их выручки ни на что не влияет. «Скорее всего, про них просто забыли, – полагает Александр Замоторин. – Ибо, когда законопроект готовился, такой системы налогообложения еще не существовало».

Умение усложнять.

Туманные перспективы

Итак, что же выигрывает предприниматель от принятия нового Закона? Практически ничего, поскольку вместо ККТ ему придется купить компьютер, принтер и другие соответствующие расходные материалы, чтобы выдавать документ, в котором следует указывать гораздо больше сведений, чем на кассовом чеке. Отказ от выдачи таких документов повлечет административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5 – 2 тыс. руб. для граждан, 3 – 4 тыс. руб. – для должностных лиц, 30 – 40 тыс. руб. – для юридических лиц.

Кроме того, увеличивается время обслуживания клиентов. Ведь наверняка найдутся “вредные” покупатели, которые создадут очередь в несколько десятков человек, заставив продавца оформлять на бумаге факт приобретения товара или услуги. При этом некоторые предприниматели уже придумали своеобразный метод борьбы с конкурентами, который заключается в следующем: 5 – 6 человек в течение дня несколько раз заходят в магазин, набирают несколько наименований дешевого товара и при этом требуют выдачи документа, который положен по закону. В результате образуется длинная очередь и, как следствие, – недовольство покупателей, которые потом плавно перемещаются в соседние павильоны или магазины, где процедура расчета через ККТ осталась прежней. Чтобы сэкономить время и избежать проблем, предприниматель будет вынужден автоматизировать процедуру – приобретать компьютер с печатающим устройством.

Кроме того, увеличивается время обслуживания клиентов.

Кому нужна онлайн касса

Данное нововведение в законе дает возможность осуществлять контроль в следующих направлениях:

  • Предприниматели могут отслеживать работу подчиненных, например, продавцов торговых точек. Тем самым минимизировать угрозу воровства.
  • Государство контролирует объем товарооборота, выручку, налоги, поступающие в бюджет.

Это способствует уменьшению количества налоговых проверок, установлению контроля цен на товары первой необходимости. А потребители будут защищены от мошенничества со стороны продавцов. Поскольку в случае чего они смогут найти свой чек на сайте Федеральной налоговой службы или в своей электронной почте.

В результате их траты значительно возрастают.

Как подтверждать факт оплаты при освобождении от ККТ

Итак, мы выяснили, что в большинстве случае касса для ЕНВД нужна. В этом случае для подтверждения оплаты покупателю или клиенту выдают кассовый чек. А что делать тем ИП без работников, которые получили отсрочку от ККТ? Какой документ должны выдавать они?

На сайте ФНС мы нашли такой ответ: «Следует отметить, что с 01.07.2019 по 01.07.2021 индивидуальным предпринимателям, не имеющим работников (с которыми заключены трудовые договоры), при реализации товаров собственного производства, а также выполнении работ и оказании услуг законодательством Российской Федерации о применении ККТ предоставлено право не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги. Другими словами, такие индивидуальные предприниматели могут в указанный период не применять ККТ и выдавать БСО, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359».

Однако такой ответ не описывает случаи, когда оплата за услуги производится на расчетный счет ИП или онлайн. Ведь личного контакта с клиентом в этом случае нет и передать ему бумажный БСО невозможно. Кроме того, странным выглядит совет выдавать БСО при продаже товаров собственного производства, потому что бланк строгой отчетности предназначен только для оплаты услуг. Рекомендуем нашим пользователям в таких ситуациях обращаться за разъяснением в свою ИФНС.

Кроме того, странным выглядит совет выдавать БСО при продаже товаров собственного производства, потому что бланк строгой отчетности предназначен только для оплаты услуг.

Кассовые аппараты могут отменить

Кассовые аппараты могут вскоре исчезнуть с прилавков мелких магазинчиков, из парикмахерских, автосервисов и рынков. Как пишет “Время новостей”, поправки в Налоговый кодекс, освобождающие предпринимателей, работающих на вмененном налоге, от обязанности применять контрольно-кассовую технику, Госдума готова рассмотреть уже в ходе нынешней сессии. Против принятия поправок выступают налоговики, уверяя, что частные предприниматели лишатся дисциплинирующего фактора, а потребители в отсутствие чека не смогут доказать свои права, если им продали некачественный товар.

Мы ведь сейчас требуем установки ККМ не из вредности, а для того, чтобы вести статистику , – пояснили Времени новостей в департаменте общественных связей Федеральной налоговой службы.

Добавить комментарий