Агенты валютного контроля: что это значит

АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ (п. 2 ст. 12 Закона РФ № 3615-1). Должностные лица агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право (ст. 15 Закона РФ№3615-1):

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на пра13 во осуществления валютных операций;

г) другие права, предусмотренные законодательством РФ. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
  • АГРЕССИВНАЯ СРЕДА

АГЕНТ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ организации, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять функции валютного контроля.

Валютный контроль

Валютный контроль: как работать с иностранными контрагентами, чтобы не было проблем

При выходе на международные рынки необходимо помнить о правилах проведения валютных операций. Рассмотрим, что такое валютный контроль и на что нужно обратить внимание бизнесменам, чтобы без проблем работать с иностранными партнерами.

Валютный контроль: законодательство и основные термины

Основной нормативный акт, который регулирует операции с валютой в РФ – это закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. На его основании Правительство РФ и другие государственные органы принимают разъясняющие документы. Один из самых важных таких нормативных актов, в котором подробно расписан порядок оформления валютных операций – это инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И.

Рассмотрим основные термины, связанные с валютным контролем.

  1. Резиденты (юридические лица) – организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их филиалы, в том числе – за рубежом. Кроме того, к резидентам относится само государство, его дипломатические представительства за границей, а также субъекты федерации и муниципалитеты.
  1. Резиденты (физические лица) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ.
  1. Нерезиденты (юридические лица) — организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, в том числе их филиалы на территории РФ. Также к нерезидентам относятся дипломатические представительства других стран в РФ и международные организации.
  1. Резиденты (физические лица) – все иностранные граждане и лица без гражданства, кроме перечисленных в п. 2.
  1. Уполномоченные банки – российские кредитные организации, которые имеют право проводить валютные операции.
  1. Органы валютного контроля – структуры, которые осуществляют общий надзор за валютными операциями, а также издают нормативные акты в этой области. На сегодня это – ЦБ РФ и Правительство РФ (в лице налоговой и таможенной службы).
  1. Агенты валютного контроля (АВК) — организации, которые непосредственно проводят валютные операции и проверяют их соответствие закону. Кроме уполномоченных банков, к АВК относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Зачем нужен валютный контроль и на какие сделки он распространяется

Государство организует валютный контроль для ограничения оттока капитала и поддержки национальной валюты. Также эта процедура позволяет выявить различные незаконные налоговые «схемы» с участием иностранных контрагентов.

Обязательному валютному контролю подлежат следующие категории сделок:

  1. Между резидентами и нерезидентами. Здесь важно понимать, что даже если российская компания рассчитывается с иностранным партнером в рублях, то это все равно – валютная операция, подлежащая контролю.
  2. Валютные сделки между резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Любые перемещения денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

Так как мы говорим об экспортно-импортных операциях с точки зрения российской компании, то далее будем рассматривать сделки, относящиеся к п. 1 и 4.

Как банки проводят валютный контроль

Чтобы проводить расчеты с иностранными партнерами, российская компания должна открыть счет в одном из уполномоченных банков и подписать контракт.

В контракте, в зависимости от его категории, необходимо указать точные сроки оплаты, поставки товаров (оказания услуг), возврата аванса либо гашения займа.

Порядок проведения банком валютного контроля в первую очередь зависит от суммы сделки. Ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта. Далее процедура будет зависеть от масштаба сделки в рублевом эквиваленте.

Если контракт небольшой – на сумму менее 200 тысяч рублей, то никаких документов в банк предоставлять не нужно. Бизнесмен только должен сообщить кредитной организации код валютной операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).

Для более крупных сделок порядок зависит от категории операции: экспорт, импорт или расчеты по кредитам.

Сумма сделки, руб.ЭкспортИмпорт / кредит
от 200 тыс. до 3 млнпредоставить в банк контракт
от 3 млн до 6 млнпредоставить в банк контрактзарегистрировать контракт в банке
свыше 6 млнзарегистрировать контракт в банке

При сделках среднего масштаба бизнесмен должен предоставить в банк контракт. Кредитная организация на основе этого документа определит код операции.

Если же сделка — крупная (свыше 6 млн руб. для экспорта или свыше 3 млн руб. – для импорта и кредита), то банк не просто берет контракт у бизнесмена, но и ставит его на учет, присвоив уникальный номер.

Эта процедура заменила оформление паспортов сделок, которые действовали до марта 2018 года. Экспортеры могут зарегистрировать не только готовый контракт, но и его проект. В этом случае документ необходимо подписать у иностранного покупателя и предоставить в банк в течение 15 дней после регистрации.

Для всех крупных контрактов, которые банк ставит на учет, бизнесмен должен составлять специальную форму, предусмотренную приложением 6 к инструкции № 181-И — справку о подтверждающих документах (СПД).

СПД содержит перечень документов, связанных с исполнением контракта. В ней указываются суммы и сроки поступления денежных средств на счет в российском банке.

Сдать СПД в банк нужно в течение 15 дней по окончании месяца, в котором была исполнена сделка. В зависимости от категории контракта это может быть:

  1. При отгрузке на экспорт или импортных закупках – месяц, в котором оформлена декларация.
  2. При оказании услуг – месяц, в котором подписан акт сдачи-приемки.
  3. При возврате займа или аванса иностранным контрагентом – месяц, когда на счет российской компании поступили деньги.

Санкции за нарушения валютного законодательства

Нарушения в области валютного контроля делятся на две основные категории: неверное оформление (непредставление) необходимых документов и непоступление валютной выручки.

Санкции за ошибки в оформлении документов при первом нарушении составляют до 5 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. – для организаций. Если ошибка допущена повторно, то сума штрафа существенно возрастет. Виновному лицу придется заплатить до 15 тыс. руб., а организации – до 150 тыс. руб. (п. 6 и 6.4 ст. 15.25 КоАП).

Наказание за несвоевременную сдачу документов в банк зависит от периода просрочки. Максимальные штрафы предусмотрены при нарушении срока более чем на 30 дней: до 5 тыс. руб. для должностного лица и до 50 тыс. руб. – для организации (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП).

За нарушение сроков возврата валютных средств штраф на организацию составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы просрочки за каждый день. Одновременно с этим может быть применен и фиксированный штраф в размере от 0,75 до полной суммы невозврата. Виновное должностное лицо при любом варианте будет оштрафовано на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (пп. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП).

Читайте также:  Взыскать задолженность без суда в Казани

Административное наказание применяется при сравнительно «небольших» масштабах нарушений, на сумму до 9 млн рублей по текущему валютному курсу. Если же за рубежом «зависли» более крупные суммы, то к виновным лицам будет применена ст. 193 УК РФ. Максимальные санкции по ней (при отягчающих обстоятельствах) могут достигать штрафа в 1 млн руб. и лишения свободы на срок до 5 лет.

Как избежать наказания за нарушения правил работы с валютой

Нарушения порядка расчетов с иностранными партнерами приведут компанию к серьезным потерям. А в ряде случаев виновные лица даже могут лишиться свободы. Можно ли избежать подобного исхода? Самый простой ответ: если не нарушать закон – не будет и наказания.

Но не все в подобной ситуации зависит от доброй воли российского бизнесмена. Например – иностранный партнер не оплатил товар в срок, указанный в контракте. Но в общем случае виновной все равно окажется российская компания. Такова позиция не только контролирующих органов, но и Конституционного суда (определение от 19.05.2009 № 572-О-О).

Наказание не будет применено только в случае, когда причиной неисполнения контракта стали форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, военные действия и т.п. А за «обычную» недобросовестность иностранного партнера будет отвечать российская сторона сделки.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, можно использовать следующие варианты защиты:

  1. Застраховать риски неполучения выручки или непоступления импортных товаров, по которым перечислена предоплата.
  1. Воспользоваться банковской гарантией. Эта услуга во многом напоминает страхование, но предоставляется кредитными организациями.
  1. Провести расчеты с помощью аккредитива. В этом случае покупатель сразу резервирует средства на специальном счете. Поэтому поставщик может быть уверен, что после отгрузки товара банк перечислит ему полагающуюся сумму.

Также можно и перенести срок оплаты. Но нужно подписать дополнительное соглашение к контракту и предоставить его в банк до окончания первоначального срока.

При проведении экспортно-импортных операций важно соблюдать требования валютного законодательства. Контроль банков здесь будет тем строже, чем больше сумма сделки.

Бизнесмен должен внимательно следить за соблюдением сроков поступления денег от иностранных партнеров. Чтобы защитить себя от возможных санкций, можно застраховать сделку или воспользоваться услугами банка, снижающими риски при расчетах: гарантией либо аккредитивом.

Санкции за нарушения валютного законодательства.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

исключается неоправданное вмешательство государства в операции;.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок.

Агенты и органы валютного контроля

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Читайте также:  Когда нужно согласие супруга на совершение сделки

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
  • 3. Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
  • для предоставления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
  • для предоставления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.

5. Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день предоставления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля предоставляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть предоставлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы предоставляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть предоставлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредоставления лицом документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

6. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • в отношении юридического лица: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • в отношении физического лица: фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

10. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Какие операции подлежат валютному контролю

Всего три группы соглашений подпадают под ВК:

  • Операции, в которых задействованы ценные бумаги РФ и другого государства.
  • Расчеты между участниками бизнеса РФ и иностранными коммерческими структурами.
  • Соглашения, предполагающие расчет в иностранной валюте.
Читайте также:  Как быть, если соседи мешают жить?

Обязательному контролю подлежат сделки, при которых предметы соглашений (товары) пересекают границу РФ. Операции, которые не предусматривают ввоз товаров в страну, могут не подвергаться валютному контролю, кроме транзакций с ценными бумагами.

Расчеты между участниками бизнеса РФ и иностранными коммерческими структурами.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются две инстанции:

  • Правительство РФ;
  • ЦБ РФ (главный банк страны).

Дополнительными органами валютного регулирования в РФ являются службы:

  • финансового контролирования;
  • таможенная;
  • налоговая.

Основным органом валютного регулирования в России является ЦБ.

свидетельство о постановке на налоговый учёт;.

Правила валютного контроля в 2019 году для ООО

Валютный контроль – комплекс надзорных мероприятий, осуществляемых государственными органами и уполномоченными банками. Проверки проводятся в отношении операций ООО, ИП, рядовых граждан. В 2019 году участники системы обязаны руководствоваться положениями закона № 173-ФЗ от 10.12.03, а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ. Система строится на тесном взаимодействии всех звеньев цепи и многостороннем информационном обмене.

На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы статья 6 закона 173-ФЗ.

Агенты валютного контроля: что это значит

организация, осуществляющая функции валютного контроля, согласно законодательству.

Агенты валютного контроля: что это значит

При проведении валютных операций осуществляется валютный контроль, который является одним из видов финансового контроля. Его осуществляют органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроляв РФ являются ЦБ РФ, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ст.22 ФЗ о валютном регулировании). К федеральному органу исполнительной власти, являюще­муся органом валютного контроля, в настоящее время отно­сится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (со­здана в июне 2004 г. и подотчетна Министерству финансов РФ). Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов ва­лютного регулирования и валютного контроля, а также за со­ответствием проводимых валютных операций условиям лицен­зий и разрешений.

Агентами валютного контроляявляются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполно­моченными банками профессиональные участники рынка цен­ных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба, созданная в июле 2004 г. на базе Государственного таможенного комитета РФ, Фе­деральная налоговая служба, созданная в июле 2004 г. на базе Министерства РФ по налогам и сборам.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельнос­ти в области валютного контроля федеральных органов испол­нительной власти, являющихся органами валютного контро­ля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ, а также обеспечивает взаимодействие с ЦБ РФ не явля­ющихся уполномоченными банками профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномочен­ных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ст.23 ФЗ о валютном регулировании):

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов орга­нов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезиден­тов;

3)запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления докумен­тов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Для органов валютного контроля определены следующие права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов установленные документы, связанные с проведением ва­лютных операций, открытием и ведением счетов: документы, удостоверяющие личность физического лица; документ о государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов и др. Для агентов валютного контроля определены следующие обязанности:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодатель­ством РФ, за неисполнение функций, установленных валют­ным законодательством, а также за нарушение ими прав рези­дентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны (ст.24 ФЗ о валютном регулировании):

1)представлять органам и агентам валютного контроля до­кументы и информацию, которые предусмотрены валютным законодательством РФ;

2)вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3)выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законо­дательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и нерезидентов, виновные в нарушении валютно­го законодательства, несут уголовную (ст. 191—193 УК РФ), ад­министративную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

2 вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;.

Как подтверждается законность сделки с использованием валюты

Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

Список документов, направляемых компанией по запроса органов и агентов валютного контроля, указан в этой же статье федерального закона. Список указан в исчерпывающем виде, но совершенно не обязательно его полностью применять в каждом случае. В числе документов, запрашиваемых для проверки, следующие:

  • Удостоверение личности.
  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП.
  • Данные о регистрации юридического лица (для резидентов).
  • Информация о правах собственности на имущество.
  • Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  • Регистрационные документы.
  • Проекты документации, относящиеся к совершению сделки с валютой.
  • Документы и данные, выдаваемые кредитными организациями — выписки, ведомости банковского контроля.
  • Таможенные декларации.
  • Паспорт сделки.
  • Договоры страхования.
  • Письменные уведомления о переуступке прав требования фактору (финансовому агенту).

Агенты и органы валютного контроля вправе запрашивать только те документы, которые непосредственно относятся к конкретной операции. При этом все документы должны быть действующими на момент их предоставления в контрольные органы. Данные предоставляются в подлиннике, либо в копии, заверенной по специальной форме.

Ответственность за нарушение норм валютного контроля.

Добавить комментарий