Контролируемая иностранная компания: налогообложение

Подарок для списка Forbes: Путин предложил освободить зарубежный бизнес россиян от налоговой отчетности

Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых контролируемых иностранных компаний (КИК) по достаточно сложной, громоздкой и запутанной схеме, отметил Владимир Путин в обращении к нации 23 июня. «Предлагаю её кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 млн рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции», — сказал президент.

К числу КИК относятся зарубежные компании, в которых российским резидентам (физлицам или компаниям) принадлежит не менее 25%. Согласно действующему законодательству, сейчас КИК выплачивает налоги в России в случае, если прибыль превышает 10 млн рублей в год. Ставка налогообложения составляет 13% для физлица и 20% для компании. Основной пакет законодательства по КИК был принят в 2014 году, затем Минфин несколько раз его корректировал. Введение законодательства о КИК привело к смене резидентства многими крупными предпринимателями. По данным компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» от 2017 года, от статуса российского резидента отказались около 40% бенецифиаров КИКов. Кроме того, за последние пять лет прошло три волны амнистии капитала, в рамках которых можно было провести процедуру безналоговой ликвидации КИК.

Действующее законодательство по КИК не отличается простотой и составление отчетности, как правило, требует задействовать специалистов из «Большой четверки», отмечает сотрудник крупной компании. Нынешнее законодательство о КИК требует определять налоговую базу как финансовый результат по местным стандартам учета с некоторыми важными корректировками, поясняет партнер PwC Михаил Филинов: «Приходилось делать трудоемкую работу, чтобы понять, как факты зарубежного учета, о которых написаны тома стандартов и другой литературы, соотносятся со скупыми требованиями о корректировках, которые занимают всего пару абзацев в статье 309.1 Налогового кодекса», — говорит он.

1 Налогового кодекса , говорит он.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

Лицо выступает учредителем основателем.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях, или Кто имеет право признать лицо контролирующим

Согласно действующей редакции НК РФ, есть два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию:

  • добровольный — субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию;
  • принудительный — ФНС узнает о его статусе из других источников.

Как можно догадаться, добровольный порядок является более предпочтительным как для инспекции, так и для самого лица. В первую очередь нужно сообщить (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры [6] . И что важно, необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом — годом, прибыль за который лицо определяет как свой доход.

Согласно Приказу ФНС России от 5 июля 2019 года № ММВ-7-13/338@, в случае, когда российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, в уведомлении ему придется отметить:

  • дату, когда это произошло;
  • наименование самой КИК;
  • регистрационный номер компании (если таковой имеется);
  • ее организационную форму;
  • свою долю участия;
  • данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.

Ежегодное сообщение о КИК выглядит иначе, и сведения в нем указываются иные. Приказом ФНС России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-13/422@ утверждены форма и содержание такого уведомления. Этот документ ФНС принимает в электронном виде, но от физлица также и в бумажном. При заполнении уведомления о контролируемых иностранных компаниях указываются:

  • период, за который отчитывается уведомитель;
  • название КИК;
  • номер ее регистрации, если он есть;
  • форма организации;
  • дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК;
  • день, когда была создана финансовая отчетность за актуальный период;
  • реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности;
  • доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте;
  • основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании;
  • основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

На заметку

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной по причине сложности самой процедуры, а также если из-за ужесточения законодательства в странах присутствия бизнеса КИК теряет свою экономическую целесообразность, это может быть знаком того, что пришла пора вернуться «домой». Сделать это безболезненно для компании и контролирующих лиц вполне реально.

Как мы уже сказали, налоговая может и самостоятельно выяснить, что у лица есть подконтрольная иностранная компания. Если это происходит, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить — сначала направляет требование, чтобы лицо подало уведомление о наличии у него влияния на зарубежную компанию. В таком случае у налогоплательщика есть достаточно времени, чтобы подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях: оно может быть потребовано налоговиками в срок, который не должен быть менее 30 дней с даты получения требования [7] .

В течение предоставленного на ответ месяца налогоплательщик вправе:

  • подать уведомление об участии в иностранной организации в принятой форме, удовлетворив тем самым требование ФНС и легализовав свою принадлежность к КИК;
  • предъявить подтверждение того, что не является лицом, контролирующим иностранные компании;
  • доказать, что не знал о своей обязанности ставить ФНС в известность. Такое возможно, если доля уведомителя в зарубежной фирме составляет 10%, а общая доля участия остальных налоговых резидентов РФ в ней в какой-то момент превысила 50% — об этом можно попросту не узнать вовремя.

И важным ее инструментом является амнистия капиталов, которая предполагает добровольное раскрытие сведений об имеющихся у гражданина зарубежных счетах и компаниях.

Практические примеры

Примеры приведены по среднему курсу валюты за 2018 год. Считаем, что у КИК отсутствует необходимость произведения корректировок величины прибыли КИК на суммы упоминавшихся выше видов доходов/расходов — п.3 ст.309.1 НК РФ.

ПРИМЕР 1 (характерен для классических оффшоров)

Контролирующее лицо — физическое лицо, налоговый резидент РФ
Доля участия — 100%
Прибыль КИК до налогообложения — 250.000 USD (примерно 15,67 млн руб.)
Распределенные дивиденды (всего) — 0 USD
Убытки прошлых периодов — 0 USD
Иностранный корп налог — 0 USD

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРИБЫЛИ КИК:

Х = 100% х (250.000 USD — 0 USD — 0 USD) х 13% — 0 USD = 32.500 USD х курс доллара

Декларация 3-НДФЛ: подается
Что декларируется: прибыль КИК
Что прикладывается к декларации 3-НДФЛ: аудированная (если требуется аудит) финансовая отчетность КИК (нотариально удостоверенный перевод на русский язык ) .

ПРИМЕР 2 (выплачивались дивиденды и корп. налог)
Контролирующее лицо — физическое лицо, налоговый резидент РФ
Доля участия — 100%
Прибыль КИК до налогообложения — 250.000 EUR (примерно 18,49 млн руб.)
Распределенные дивиденды (всего) — 100.000 EUR
Убытки прошлых периодов — 0 EUR
Иностранный корп налог — 31.250 EUR (12,5%)

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРИБЫЛИ КИК:

Х = 100% х (250.000 EUR — 100.000 EUR — 0 EUR ) х 13% — 31.250 EUR х 100% = 19.500 EUR х курс ЕВРО — 31.250 EUR х курс ЕВРО на дату уплаты налога = отрицательное значение

Декларация 3-НДФЛ: подается
Что декларируется: прибыль КИК и иностранный корпоративный налог к вычету
Что прикладывается к декларации 3-НДФЛ: 1) аудированная (если требуется аудит) финансовая отчетность КИК (нотариально удостоверенный перевод на русский язык );
2) документы, подтверждающие сумму уплаченного корпоративного налога в иностранном государстве

ПРИМЕР 3 (накопленный убыток предыдущих периодов — превышает полученную прибыль )

Контролирующее лицо — физическое лицо, налоговый резидент РФ
Доля участия — 100%
Прибыль КИК до налогообложения — 250.000 EUR (примерно 18,49 млн руб.)
Распределенные дивиденды (всего) — 0 EUR
Убытки прошлых периодов — 300.000 EUR
Иностранный корп налог — 0 EUR

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРИБЫЛИ КИК:

Х = 100% х (250.000 EUR — 0 EUR — 300.000 EUR ) х 13% — 0 EUR х100% = отрицательное значение

Декларация 3-НДФЛ: НЕ подается
Что декларируется:
Что прикладывается к декларации 3-НДФЛ:

Аналогично выглядела бы ситуация, если сумма распределенных дивидендов (в том числе промежуточных, в том числе из накопленной прибыли предыдущих периодов) — превышала бы сумму чистой прибыли — декларация 3-НДФЛ в этом случае также не подается.

ПРИМЕР 4 (доля участия — 50%, выплачивались дивиденды, имеется убыток и корп. налог)
Контролирующее лицо — физическое лицо, налоговый резидент РФ
Доля участия — 50%
Прибыль КИК до налогообложения — 250.000 EUR (примерно 18,49 млн руб.)
Распределенные дивиденды (всего) — 100.000 EUR
Убытки прошлых периодов — 50.000 EUR
Иностранный корп налог — 31.250 EUR (12,5%)

Читайте также:  Правила получения выигрыша в лотерею

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРИБЫЛИ КИК:

Х = 50% х (250.000 EUR — 100.000 EUR — 50.000 EUR ) х 13% — 31.250 EUR х 50% = 13.000 EUR х курс ЕВРО — 15.625 EUR х курс ЕВРО на дату уплаты налога = отрицательное значение

Декларация 3-НДФЛ: подается
Что декларируется: прибыль КИК и иностранный корпоративный налог к вычету
Что прикладывается к декларации 3-НДФЛ: 1) аудированная (если требуется аудит) финансовая отчетность КИК (нотариально удостоверенный перевод на русский язык );
2) документы, подтверждающие сумму уплаченного корпоративного налога в иностранном государстве

ПРИМЕР 5 (доля участия — 100%, уплачивался корп. налог)
Контролирующее лицо — физическое лицо, налоговый резидент РФ
Доля участия — 100%
Прибыль КИК до налогообложения — 250.000 EUR (примерно 18,49 млн руб.)
Распределенные дивиденды (всего) — 0 EUR
Убытки прошлых периодов — 0 EUR
Иностранный корп налог — 31.250 EUR (12,5%)

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРИБЫЛИ КИК:

Х = 100% х (250.000 EUR — 0 EUR — 0 EUR ) х 13% — 31.250 EUR х 100% = 32.500 EUR х курс ЕВРО — 31.250 EUR х курс ЕВРО на дату уплаты налога = 1.250 ЕВРО (в рублях по курсу ЕВРО)

Декларация 3-НДФЛ: подается
Что декларируется: прибыль КИК и иностранный корпоративный налог к вычету
Что прикладывается к декларации 3-НДФЛ: 1) аудированная (если требуется аудит) финансовая отчетность КИК (нотариально удостоверенный перевод на русский язык );
2) документы, подтверждающие сумму уплаченного корпоративного налога в иностранном государстве

Распределенные дивиденды всего 0 EUR Убытки прошлых периодов 0 EUR Иностранный корп налог 31.

Контролируемые иностранные компании (Налоговый кодекс)

НК РФ в ст. 25.13 характеризует контролируемые иностранные компании (КИК) как юрлица или структуры иностранного происхождения без налогового резидентства РФ. При этом резиденты – отечественные фирмы или российские граждане могут оказывать влияние на процесс управления такой иностранной компанией. Минимальные доли участия в капитале иностранной фирмы для отнесения к категории контролирующих лиц регламентированы законодательно:

в общем случае доля составляет более 25%;

если резидентам РФ принадлежит более половины капитала иностранной компании, то минимальная доля участия каждого из них может быть более 10%.

Для подтверждения права на льготное налогообложение прибыли КИК налогоплательщик должен направить в ФНС документы, перечисленные в Письме ФНС ЕД-3-13 1427 от 04.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год – 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год – 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК – до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

2016 N ММВ-7-17 527 утвержден перечень государств территорий , не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже.

О чем нужно уведомлять налоговую?

Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:

  • о том, что физлицо или фирма прямо или косвенно владеет долей в иностранной компании не менее 10%;
  • в случае, если учреждается иностранная структура без образования юрлица;
  • о любых КИК, в которых они согласно закону будут признаны контролирующими лицами.

Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.

Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

ВАЖНО! Прекращение участия в КИК или ее ликвидация с 01.01.2015 г. по 14.06.2015 г. позволяли избежать подачи уведомления.

В уведомлении должны быть следующие данные:

  • дата начала участия в КИК или приобретения прав бенефициара;
  • полное наименование иностранной компании;
  • регистрационный номер КИК и ее налоговый код в соответствии с кодексами страны, где она расположена;
  • указание доли владения в КИК или определение степени участия (при косвенном участии);
  • дата, когда участие в КИК завершено.

Форма, которую нужно заполнить для предоставления необходимых сведений, содержит следующие разделы:

  • данные налогоплательщика – резидента РФ (гражданина РФ, лица с двойным гражданством или иностранного подданного);
  • данные об иностранной компании (лист А) – заполняется отдельно на каждую КИК, в которой принимает участие резидент РФ;
  • данные об отечественной организации (лист Б) заполняется в случае косвенного участия в КИК (если таких компаний несколько, нужно столько же листов Б);
  • сведения об иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, нужно предоставить, если налогоплательщик сам учредил эту структуру или является ее бенефициаром, либо через нее участвует в других КИК (также нужно указать сведения об участнике такой структуры);
  • уточнение порядка участия в КИК, если он косвенный (указание всех участников и своего места в этом ряду).

дата начала участия в КИК или приобретения прав бенефициара;.

Уведомления о КИК

В НК был внесен ряд изменений и поправок, касающихся уведомления о КИК.

В их числе оказались следующие:

  • Алгоритм процедуры направления налоговым органом требований об уведомлении о КИК. Теперь эта процедура носит административный характер – то есть необходимый раньше судебный порядок теперь не требуется.
  • Уточнение даты уведомления о КИК. Теперь таковой датой назначено 20 марта следующего за налоговым периодом года. Речь идет о периоде, в котором контролирующим лицом признают доход в виде прибыли КИК.
  • Содержание уведомлений о КИК. Согласно изменениям они должны содержать сведения о государственном регистрационном номере, ИНН, наименовании и коде причины постановления на учет налогоплательщика.
  • Освобождение от ответственности. Если лицо, получившее требование от налогового органа, в течение 30 дней со дня получения предоставляет уведомление о КИК, то оно освобождается от ответственности за непредоставление, а также неуплату сумм налога вследствие невключения в налоговую базу долей от прибыли КИК.

Соответственно прибыль компании-льготника не облагается налогом, причем исключительно в тех случаях, когда стороной соглашения являются компании, уполномоченные правительством государства, либо само государство.

Контроль над иностранной компанией: особенности налогообложения

Об этих и других нововведениях читайте в статье экспертов 1С.

Примечание:
* Подробнее об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ «антиофшорным» Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ, читайте в комментарии А.С. Кизимова, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Читайте также:  Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2020 годах

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

1. В механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний с 15.03.2016 внесены изменения (распространяются и на обязанности, возникшие до 15.03.2016).

2. Налогоплательщик обязан уведомлять налоговую о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующее лицо учитывает доход в виде прибыли КИК.

3. Направляя в инспекцию сведения, необходимо указать организационную форму иностранной компании, ее наименование и реквизиты документа об учреждении, дату регистрации, регистрационный номер.

4. Новые формы уведомлений ФНС России должна утвердить в ближайшее время.

5. За непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях могут привлечь к ответственности (штраф в размере 100 тысяч рублей за каждую КИК). Ответственность предусмотрена и за неуплату налога в результате невключения в налоговую базу прибыли контролируемой компании (штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 100 тысяч рублей).

6. Как контролирующие, так простые акционеры (участники, пайщики) могут не учитывать в налоговой базе доход в виде имущества ликвидируемой иностранной организации.

7. Уточнен порядок определения прибыли контролируемых компаний. Прибыль может определяться двумя способами: по данным финансовой отчетности (прибылью признается прибыль/убыток до налогообложения, необходимо аудиторское заключение) или по правилам гл.25 НК РФ для российских компаний.

8. Прибыль КИК, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, может уменьшаться на величину дивидендов. Раньше включать сумму дивидендов при расчете прибыли не разрешалось.

9. Новые правила учет доходов и расходов КИК действуют с 01.01.2015.

Федеральным законом от 15.02.2016 № 32-ФЗ (далее – Закон № 32-ФЗ) внесены изменения в часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ. Поправки посвящены особенностям налогообложения контролируемых иностранных компаний. Рассмотрим основные из них.

1С для тех, у кого нет времени.

4. КИК, прибыль которых освобождается от налогообложения в РФ

Закон прямо прописывает случаи, в которых прибыль КИК освобождается от налогообложения.

Прибыль КИК не будет облагаться в Российской Федерации налогом на прибыль (для организаций ) и НДФЛ, если её размер не превышает установленных законом пороговых значений, а именно:

Кроме этого, прибыль КИК освобождается от налогообложения в следующих случаях:

1) КИК является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль между участниками или иными лицами;

2) КИК зарегистрирована в государстве – члене Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;

3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой компании по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

4) КИК относится к активным иностранным компаниям, активным иностранным холдинговым компаниям или активным иностранным субхолдинговым компаниям;

5) КИК является банком или страховой организацией, осуществляющимей деятельность на основании лицензии или иного специального разрешения;

6) КИК является эмитентом обращающихся облигаций, организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

7) КИК участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции.

8) КИК является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

При подаче уведомления о КИК контролирующее лицо обязано документально подтвердить наличие оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

При этом прибыль КИК на основании данных финансовой отчётности может быть определена при выполнении одного из условий.

Закон о контролируемых иностранных компаниях

«Офшор» и «налоговая оптимизация» – понятия, которые уже давно воспринимаются представителями бизнеса неразрывно друг от друга. Правда сейчас, когда Россия пытается следовать тренду, навязанному мировым экономическим сообществом, и вести политику деофшоризации, «налоговая оптимизация» может лишиться своего верного спутника – «офшора».

В качестве не совсем уверенного, но, тем не менее, стратегически выверенного шага на пути деофшоризации стало принятие в России Закона «О контролируемых иностранных компаниях» (или «Закон о КИК») – Закона о внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ). Новый принцип в налоговом регулировании, который определил Закон о КИК, сводится к обложению налогом (НДФЛ или налог на прибыль) нераспределенной прибыли иностранной компании, контролируемой российским налоговым резидентом.

Несмотря на некоторую сыроватость предлагаемых изменений, Закон о КИК произвел настоящий фурор в бизнес-секторе и до сих пор вызывает (особенно с учетом последних уточнений) множество обсуждений и вопросов – что же дальше, куда теперь и т.д.

Ниже приведены вопросы по Закону о КИК, которые были сформулированы и поставлены перед нами журналистом одного интернет-издания. Прежде всего, интересовало влияние Закона о КИК на IT -сферу.

На наш взгляд, приведенные вопросы являются до сих пор актуальными и злободневными, а ответы могут оказаться полезными не только для представителей IT -отрасли, но и для всех тех, кто хочет понять основные принципы работы Закона о КИК.

1. В России есть игровые и IT-компании, которые используют офшоры для ухода от высоких налогов. Что изменилось для них с введением «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Из-за введения «антиофшорного закона» таким IT -компаниям, отдельным бенефициарам бизнесов нужно быть более осмотрительными, прежде всего, в выборе офшора, построении цепочки компаний для вывода денежных средств и урегулированию отношений между участниками с помощью корпоративных соглашений.

Цель государства понята – залатать «дыры» во внутреннем налоговом законодательстве и не допустить «утечки» в бюджете из-за вывода капитала с помощью офшорных компаний. Учитывая, что закон во многом калька с аналогичных законов, принятых в других развитых странах (США, Франция и др.), написан он неплохо. Теперь появился термин «КИК» (контролируемая российским налоговым резидентом иностранная компания, уплачивающая налог на прибыль в офшоре по ставке, меньше чем 15 %), а также условия, при которых часть прибыли «КИК» будет облагаться в РФ по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или по ставке 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

Для резидентов РФ, имеющих во владении или фактическом управлении «КИК», теперь появилась обязанность по уведомлению государства о факте учреждения, управления, владения такими компаниями, а также о любом участии в иностранных компаниях. Если в первой редакции Закона о КИК уведомление об участии в КИК необходимо было направить в течение месяца с даты появления (изменения) доли в такой компании, то теперь этот срок увеличили до трех месяцев (см. п. 3 ст. 25.14 НК РФ в ред. от 15.02.2016).

Кстати, признание за вами управления или владения «КИК» еще не означает обложение прибыли «КИК» налогами в РФ. Закон предусматривает ряд критериев, которым должен отвечать резидент РФ, в чьем ведении находится «КИК», а также сама «КИК» – например, размер прибыли «КИК» в 2016 должен составлять более 30 млн. руб.

2. Какие сегодня у отечественных игровых и IT-компаний есть варианты действия в связи с введением (и усилением в 2016-ом) этого закона (иными словами, что делать)?

Прежде чем бить тревогу и думать, что же делать и куда переносить бизнес, необходимо пройти самодиагностику и ответить, прежде всего, на вопрос: доля участия в иностранной компании составляет более 25 %?

Если да, тогда есть смысл продолжить самоопрос и ответить на следующие вопросы: в стране, где зарегистрирована компания, налог на прибыль составляет менее 15 %? доля пассивного дохода (проценты, дивиденды) составляют более 20% от всех доходов «КИК»? прибыль «КИК» в 2016 составит более 30 млн. руб.?

Если большинство ответов на поставленные вопросы положительны – есть резон читать внимательно закон и прогнозировать перспективы развития собственного бизнеса с учетом изменений в налоговом законодательстве.

Несмотря на всю глубину проработки и жесткость закона, есть вполне легальные способы его обхода.

Самыми очевидными являются те, которые позволяют «выйти» из-под юрисдикции закона. Например, если не находиться на территории РФ в течение 183 дней в году, можно потерять статус налогового резидента РФ. Еще одним вариантом обхода является использование для бизнеса пространства Евразийского экономического союза – прибыль «КИК», зарегистрированной в любой из стран ЕЭС, не будет облагаться налогом в РФ.

Если нет желания переносить бизнес из офшора на территорию ЕЭС, можно подумать над перемещением деятельности в другую иностранную юрисдикцию, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (Швейцария, Дания, Великобритания, др.).

3. Понятно, что дальнейшие развитие событий во многом зависит от величины компании. Но, к примеру, если речь идет о небольшой студии до 10 человек и чей условный доход составляет в год порядка $1 млн (условно, инди-студия), что выгоднее будет делать конкретно ей?

Сложный вопрос, так как при прогнозировании перспектив ведения бизнеса, в том числе с использованием офшорных компаний, учитывается масса критериев. Даже для небольшой компании те способы, которые были описаны при ответе на предыдущий вопрос, подходят.

Читайте также:  Экспертиза качества медицинской помощи

В любом случае, нужно учитывать специфику деятельности компании и, исходя из нее, выбирать подходящую иностранную юрисдикцию. Есть варианты неклассических офшоров, где налог на прибыль может быть выше 15 %, но есть дополнительные льготы для разработчиков программных продуктов.

4. Реально ли получить IT-компаниям послабления в рамках «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Для ответа на вопрос стоит начать с предыстории.

24 декабря 2015 года в Госдуму был внесен законопроект, затрагивающий целиком и полностью IT -сферу. Речь идет о законопроекте, предусматривающим обложение НДС различных IT -услуг или «налог на Google »: продажа цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и другие услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями.

Перечень услуг впечатляет, не правда ли? Если сейчас налоговое законодательство освобождает выдачу лицензий на программы и базы данных от НДС, то законопроект эту «преференцию» отменяет.

В редакции 2015 года законопроект распространял свое действие не только на иностранных представителей IT – c феры, но и на российских разработчиков. Правда после шквала недовольства и критики законопроекта со стороны российского IT -лобби, текст законопроекта поправили и приняли 15 июня 2016 с условием о распространении с 2017 года «налога на Google » только на иностранные интернет-компании.

Но это не все, что ждет разработчиков. Напомним, что в конце 2017 года заканчивается срок действия льготных страховых взносов для IT-компаний (14% вместо стандартных 30%). И здесь пока разработчикам везет – В.В. Путин дал поручение Правительству РФ продлить действие пониженных тарифов по страховым взносам до 2023 включительно.

Подобное иллюстрирует понимание государством значимости рынка высоких технологий в России, а также необходимости его развития и повышения конкурентоспособности.

Стоит ли ждать от государства наделения IT -компаний особым статусом и привилегиями в контексте закона о «КИК» – вряд ли.

Все описанные выше меры государства направлены скорее на создание комфортных условий IT -сектору внутри страны без утечки капиталов в офшоры.

5. Как государство способно определить, что та или иная компания контролируется из России?

Самый простой способ – узнать от самой компании или бенефициара бизнеса из представленного в налоговую уведомления. Но естественно не все будут доносить на самих себя, и раскрывать всю подноготную.

Другой способ – получать информацию от ведомств других стран, с которыми Россию связывают международные соглашения, например, соглашения об избежании двойного налогообложения, о взаимной административной помощи по налоговым делам. Сейчас для России доступен режим обмена информацией путем направления отдельных обоснованных запросов. Автоматический режим обмена налоговой информацией «заработает» несколько позже.

Кроме того, налоговые органы вправе самостоятельно собирать необходимую информацию в рамках налоговых проверок и подготовки к судебному разбирательству.

6. Как именно высчитывается налог с подобных компаний (к примеру, я владею 25% компании N, которая заработала за год сумму M, сколько я буду должен заплатить с этой суммы родному государству)?

Сначала определяется величина прибыли «КИК». Предусмотрено два способа определения прибыли «КИК»: на основании финансовой отчетности, составленной в соответствии с иностранной юрисдикцией (для тех «КИК», в месте регистрации которых предусмотрен обязательный аудит по итогам финансового года, и со страной регистрации которых у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения) или в общем порядке согласно гл. 25 НК РФ.

Далее прибыль «КИК» уменьшается на сумму налога, уплаченного «КИК» по месту регистрации, выплаченных «КИК» дивидендов и сумму прибыли, уже учтенную другими налоговыми резидентами РФ.

И после всего прибыль «КИК» облагается по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

7. Есть страны, с которыми Россия подписала соглашение об избежании двойного налогообложения. Что это за страны? Если IT-компания зарегистрирована в этой стране, ее владелец не будет платить в России новый налог?

На текущий момент Россия заключила двусторонние соглашения с 80 странами, среди которых есть США, Австралия, Дания, Китай, Канада, Кипр, Мальта и другие. Полный перечень соглашений и стран можно найти на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/mpa/dn/ .

Для того, чтобы прибыль «КИК» не облагалась налогом в РФ, наличия одного соглашения об избежании двойного налогообложения мало. Необходимо, чтобы «КИК» отвечала следующим критериям: «эффективная» ставка налогообложения «КИК» в месте регистрации составляет не менее 75% «средневзвешенной» ставки российского налога на прибыль (см. подп. 1 п. 8 ст. 25.13 НК РФ) или доля пассивных доходов (проценты дивиденды, роялти) «КИК» не превышает 20 % всех доходов «КИК».

При этом страна – юрисдикция «КИК» должна поддерживать обмен налоговой информацией с РФ, т.е. не быть в «черном списке» стран, опубликованных на сайте ФНС России.

Даже при выполнении всех этих условий совсем не обязательно, что государство «закроет глаза» на прибыль «КИК».

Снижение или освобождение от уплаты налогов на основании соглашения об избежании двойного налогообложения становится практически нереальным, если «КИК» не ведет реальной деятельности в стране-юрисдикции, с которой у РФ имеется двустороннее соглашение, не является бенефициарным собственником, все полученное перечисляется третьим лицам – резидентам других юрисдикций («КИК» выполняет преимущественно посреднические функции).

Если наши ответы и комментарии по Закону о КИК ясны и понятны, значит, вы с высокой степенью вероятности сможете правильно воспринять предупреждение государства в виде Закона о КИК всем владельцам офшоров.

Пока есть отсрочка в действии санкции за неуплату налога с прибыли «КИК» (20% от суммы неуплаченного с прибыли «КИК» налога, но не менее 100 тыс. руб.) стоит пройти «самодиагностику» и провести анализ всех бизнес-процессов компании с точки зрения налогового планирования и налоговой оптимизации. Подобное, безусловно, поможет отследить существующие и будущие риски в текущей схеме ведения бизнеса, а также определить эффективные способы их минимизации.

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Кстати, признание за вами управления или владения КИК еще не означает обложение прибыли КИК налогами в РФ.

#DefiTalks

Все говорят, что в ближайшие 1-2 года нас ждёт хайп DeFi. Мы помним хайп IСO-2017 и его итоги. Теперь мы лучше знаем, как подготовиться. Сейчас каждый день появляются новые DeFi-проекты. И всем интересно: что они “пилят”, нужно ли это миру, стоит ли покупать их токены, не скам ли очередной проект.

Joys Digital.

Налоговое резидентство

  • Иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, признаются налоговыми резидентами РФ и для целей НК РФ приравниваются к российским организациям.
  • Критерии определения места фактического управления в РФ:
    • большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ;
    • исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в РФ;
    • руководящие должностные лица преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ.
  • Дополнительные критерии:
    • ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;
    • ведение делопроизводства в РФ;
    • оперативное управление персоналом осуществляется в РФ.
  • Иностранная компания может самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ (и впоследствии отказаться от этого статуса).

ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;.

Доля участия

Общая доля участия одной организации в какой-либо другой определяется определенной суммой долей прямого и косвенного участия, выраженной в процентах.

В данном случае прямым участием называется наличие у какой-то определенной компании части голосующих акций иной компании или же некоторая часть, которая непосредственно принадлежит одной фирме в уставном капитале другой. Если же нет возможности определить их сумму, то в таком случае учитывается та доля, которая принадлежит одной организации и определяется пропорционально количеству участников в другой.

Действующие правила предусматривают установление дополнительных обстоятельств в процессе определения точной доли участия одной компании в другой в судебном порядке. Правила, которые предусматриваются действующим законодательством, также используются в процессе установления доли участия определенного физического лица в той или иной компании. Таким образом, законодатель существенно увеличил общий процентный порог владения иностранными компаниями для признания того или иного лица контролирующим до 25%, однако на самом деле, если владельцами данной структуры являются одновременно несколько резидентов России, владеющих более чем половиной данной компании, то в таком случае, чтобы признать их контролирующими лицами, вполне достаточно будет иметь долю более 10%.

При этом стоит отметить тот факт, что на протяжении переходного периода (до начала 2016 года) различные лица, которые вкладывались в иностранные компании, могли называться контролирующими исключительно в том случае, если их доля составляет 50%.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что контролирующим может называться и определенное лицо, которое не соответствует указанным выше признакам, но при этом занимается непосредственным контролем над работой данной организации в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей или супруга. Таким образом, действующее законодательство не ограничивает установленное понятие «контроля» только тем, какую имеет человек долю, вкладываясь в иностранные компании в России или за рубежом.

Общая доля участия одной организации в какой-либо другой определяется определенной суммой долей прямого и косвенного участия, выраженной в процентах.

Добавить комментарий