Жилье не пригодное для проживания

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Чем отличается аварийное жилье от ветхого, как получить шанс на переезд в новый дом и какую роль играет форма собственности на квартиру или дом?

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая. Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров. Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья. Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Аварийное или ветхое?

Для начала давайте разберемся с терминологией. Очень часто говорят об аварийном и ветхом жилье, и многие считают, что это одно и то же. Но ошибаются.

Когда речь идет о ветхом здании, то подразумевается определенная степень износа дома (более 70% — повод говорить об обветшании). При этом основные несущие конструкции сохранны, и нет угрозы для жизни людей, проживающих в здании. Другими словами, нет опасности, что дом рухнет.

Принципиальное отличие аварийного жилья от ветхого – потенциальная угроза, которая исходит от такого здания. Проживание в доме признается опасным, поскольку несущие конструкции деформированы или сильно повреждены, и он может обрушиться в любой момент.

Итак, если здание перестает отвечать заданным эксплуатационным требованиям и признается ветхим, то это еще не достаточное основание для того, чтобы признать его аварийным, то есть непригодным для проживания.

Еще один интересный момент: термин «ветхое» не зафиксирован в Жилищном кодексе РФ, однако часто фигурирует и в адресных региональных программах, и в судебных исках.

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Разница между социальным жильем и собственностью

Суровая действительность такова, что, даже если ваш дом признали непригодным для проживания, то это, к сожалению, не означает, что вы переедете в другую квартиру через день или даже через месяц. Формально люди, живущие в аварийных домах, получают приоритетное право на расселение. Но «квартир не хватает, и образуются очереди даже из внеочередников.

Придется неоднократно напоминать о себе, обивая пороги государственных структур, и чем настойчивее вы будете, тем больше шансов на скорейшее завершение процесса.

Есть два варианта развития ситуации, и они зависят от того, на каких правах вы владеете жильем.

Первый сценарий таков. Вы проживаете в муниципальной квартире. Дом, в котором вы живете, признан непригодным для проживания. После ожидания вы наконец заключаете новый договор социального найма и переезжаете. В данном сценарии наниматель гарантированно получает одну жилплощадь взамен другой, причем новая квартира должна быть благоустроенной и по площади не менее той, где вы и ваша семья жили раньше.

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

Если переселение из ветхого здания происходит по стандартной схеме, а не по адресной программе, то вам будет положена не жилплощадь, а денежная компенсация. Размер выкупной цены — это предмет споров между собственником и государством. Компенсацию рассчитывает государство, учитывая рыночную цену жилого помещения, упущенную выгоду, компенсацию за несделанный капитальный ремонт, компенсацию убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием у него недвижимости.

Разумеется, самую существенную долю компенсации составит рыночная стоимость жилья, и она будет крайне мала (квартиры в аварийном доме, как вы понимаете, стоят мало, компенсация часто не позволяет купить аналогичную квартиру в этом же районе, а часто – вообще в городе или ближайшем пригороде). Противостоять оценщикам из муниципалитетов можно, и не стоит бояться обращений в суд, ведь в конечном счете вы боретесь за адекватные условия для жизни. Проконсультируйтесь с юристами относительно вашего случая, и оцените шансы на положительное решение. Если вы отстоите свои права в судебном порядке, то все затраты по делу возьмет на себя проигравшая сторона.

Жилье не пригодное для проживания

Через законного представителя

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Отказ в приеме документов у заявителя может быть обжалован заявителем у должностных лиц – у префекта административного округа города Москвы, у заместителя префекта, а также в суде.
Решения окружной МВК могут быть отменены Городской МВК в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц либо обжалованы в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц префектуры, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в префектуре, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих префектуры рассматриваются префектом (уполномоченным заместителем префекта).

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) префекта, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с префектурой, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее – органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.3. Почтовым отправлением.

5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.

Читайте также:  Расчет и оплата больничного при бытовой травме

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

С 1 февраля в ЕГРН включат факты об аварийности жилья, что ускорит его проверку в сделках

МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Закон о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аварийных и непригодных для проживания домах, который вступает в силу с 1 февраля, позволит ускорить и упростить проверку квартир в сделках купли-продажи. Такое мнение выразили опрошенные ТАСС эксперты на рынке недвижимости.

Закон о включении сведений об аварийных многоквартирных домах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вступил в силу с 1 февраля 2022 года. В ЕГРН будут включаться сведения о признании многоквартирного дома аварийным, данные о непригодных для проживания квартирах и жилых домах. Для этого вводится обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в Росреестр сведения о решениях по признанию многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

“Это очень актуальная инициатива, которая повысит информативность выписки из ЕГРН, позволит упростить и ускорить проверку объектов при сделках купли-продажи. Сейчас каждый отдельный объект приходится проверять по отдельным реестрам, и при этом не во всех муниципальных образованиях они сформированы корректно, из-за этого необходимо дополнительно отправлять запросы в муниципалитет для уточнения статуса конкретно взятого объекта, а это существенно замедляет процесс проверки объекта”, – отметил заместитель руководителя ипотечного департамента федеральной компании “Этажи” Никита Пилюгин.

С тем, что сведения об аварийности многоквартирного дома в Едином государственном реестре недвижимости облегчат принятие решения о сделке по покупке жилья, соглашается и руководитель направления правовой поддержки сети офисов недвижимости “Миэль” Ольга Балбек. “Для приобретения квартиры с использованием ипотечного кредита продавцу необходимо представить справку, что его дом не включен в списки “под снос”. Если такие сведения будут в выписке из ЕГРН, то можно надеяться на то, что дополнительной документации не потребуется. И сразу, не теряя время, можно будет принять решение: рассматривать или не рассматривать тот или иной объект”, – привела пример собеседница агентства.

Кроме того, в Фонде ЖКХ полагают, что обязательное внесение в ЕГРН данных об аварийности домов позволит разрешить проблему с ипотечными кредитами на непригодное для проживания жилье и позволит полностью исключить ситуации, когда гражданин и кредитная организация не могли знать о факте признания дома аварийным. Ранее президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 мая продумать вопрос, связанный с переселением из аварийного жилья, на которое не погашен ипотечный кредит.

При этом изначально сведения об аварийности многоквартирных домов можно было найти на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ, откуда их копировали десятки других источников, объясняет управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров “Бест-новострой” Ирина Доброхотова. А в крайнем случае направлялся запрос в местную администрацию о том, является ли дом аварийным и подлежащим расселению. “Конечно, удобно, что теперь это можно сделать онлайн, но получается, что для покупки-продажи жилья все равно вся информация не содержится только в одном документе или хотя бы в одном ведомстве, поэтому сбор сведений опять же не будет мгновенным. Все, что дает информация об аварийности дома – будете ли вы переселены в другое жилье в ближайшее время и нужно ли оплачивать взносы на капремонт”, – считает она.

Пять месяцев на предоставление сведений

Внесение в ЕГРН сведений о том, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, юридически будет доступно только с 1 февраля 2022 года, сообщили ТАСС в пресс-службе Росреестра. Таким образом, данные сведения могут быть включены в выписку из ЕГРН только после того, как органы власти, уполномоченные принимать подобные решения, представят их в Росреестр, отметили в ведомстве.

По закону органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить в Росреестр ранее принятые решения о признании многоквартирного дома аварийным или непригодным для проживания до 1 июля 2022 года “Данный срок представляется достаточным для направления необходимой информации”, – считают в Росреестре. Закон позволит защитить интересы граждан, обезопасить их от покупки непригодного жилья, а также обеспечит актуальность данных реестра недвижимости, добавили в пресс-службе.

Как признать жилое помещение непригодным для проживания?

В определенных случаях жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Чтобы признать его таковым, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите наличие оснований для признания помещения непригодным для проживания
Непригодным для проживания может быть признано, в частности, жилое помещение (п. п. 33, 35 — 40 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):
1)в отношении которого выявлены вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
2)находящееся в жилом доме, расположенном на территории, на которой превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, либо в производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур или в санитарно-защитной зоне, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня;
3)расположенное:
в опасной зоне схода оползней, селевых потоков, снежных лавин либо на территории, которая ежегодно затапливается паводковыми водами и на которой невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений;
на территории, прилегающей к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл;
в многоквартирном доме, получившем повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этого дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
4)комната, окна которой выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения;
5)над которым или смежно с которым расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Шаг 2. Обратитесь в межведомственную комиссию
Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (далее — уполномоченный орган), который создает для оценки и обследования жилых помещений в целях признания их непригодными для проживания межведомственную комиссию (п. 7 Положения).
Заявителю необходимо представить в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения, в частности, следующие документы (п. 45 Положения):
1)заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания;
2)заключение специализированной организации по результатам обследования жилого помещения (в определенных случаях);
3)копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН.
Также вы можете представить сведения из ЕГРН о правах на жилое помещение и технический паспорт жилого помещения (п. п. 45, 45(2) Положения).
Следует иметь в виду, что, если жилое помещение получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, комиссия принимает решение на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее — сводный перечень), сформированного и утвержденного субъектом РФ на основании полученных посредством межведомственного взаимодействия сведений из Единого государственного реестра недвижимости (абз. 1 п. 42 Положения N 47).
Представлять документы в этом случае не требуется (п. 45(1) Положения N 47).
Если жилое помещение, получившее повреждения в результате чрезвычайной ситуации, не включено в сводный перечень, вы вправе обратиться в комиссию с заявлением (абз. 2 п. 42 Положения N 47).
Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием Единого портала госуслуг, регионального портала (при наличии) или посредством МФЦ (абз. 8 п. 45 Положения).
При этом следует учитывать особенности обращения в электронном виде. Так, например, заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью (абз. 9 п. 45 Положения).
Рассмотрение вопроса о непригодности может быть также основано на заключении органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на заключении экспертизы, проводимой в рамках реализации программ субъектов РФ по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям, с использованием механизма добровольного страхования (п. 42 Положения; п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2019 N 1082).

Читайте также:  Порядок получения налогового вычета при продаже квартиры

Шаг 3. Получите решение о признании помещения непригодным для проживания
Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало от чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень, — в течение 20 календарных дней с даты регистрации.
В случае удовлетворения заявления принимается решение (в виде заключения) о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (п. п. 46, 47 Положения).
Комиссия может также принять решение о проведении дополнительного обследования жилого помещения. В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования. При этом если в состав комиссии включены представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, их участие в обследовании помещения обязательно (п. п. 46, 49 Положения).
Следует также учесть, что если необходимые документы не представлены и истребовать их в порядке межведомственного взаимодействия невозможно, то заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения).
На основании заключения межведомственной комиссии уполномоченный орган принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц (в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 7, 47(1), 49 Положения).
Решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Инструкция. Как признать жилое помещение непригодным для проживания, а дом аварийным?

Законодатель установил нормы, которым должно соответствовать пригодное для проживания помещение, а также определил условия, при которых жилое помещение становится непригодным для использования по назначению.

Если жилое помещение или дом стал ветхим, один из путей решения жилищной проблемы — признать его непригодным для проживания и получить новую квартиру или деньги на её покупку.

Что признавать аварийным: дом или жилое помещение?

Правила, по которым можно признать жилое помещение или дом непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС13 – 21.2007 № 47.

Из названия Положения № 47 следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Эти различия важны, чтобы понимать, каких результатов необходимо добиваться.

В первом случае будет оцениваться состояние индивидуального жилого дома, отдельной квартиры или комнаты с точки зрения пригодности для проживания. Во втором — состояние многоквартирного дома в целом, необходимость его сноса или реконструкции.

МКД в целом может быть пригоден для проживания, но отдельная квартира в нём может быть непригодна. Тогда речь пойдёт о признании непригодной для проживания только этой квартиры.
В случае если аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признан МКД, все жилые помещения, которые находятся в доме, являются непригодными для проживания.

К жилым помещениям закон относит:

  • жилой дом — индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования;
  • квартиру — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, которое обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в таком доме и которое состоит из одной или нескольких комнат и помещений вспомогательного использования;
  • комнату — часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для проживания граждан в жилом доме или квартире.

Многоквартирный дом — это совокупность двух и более квартир, которые имеют самостоятельные выходы либо на придомовую территорию либо в помещения общего пользования в таком доме. Включает элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.

Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным?

Пригодность жилья для проживания оценивается в административном порядке, поскольку только органы исполнительной власти наделены таким правомочием.
Однако после получения отказа в удовлетворении заявления собственник или наниматель может обратиться в суд, чтобы признать решение незаконным.

Следует учесть, что суд не наделён правомочиями оценивать жильё на пригодность для проживания или аварийность. Суд оценит, была ли соблюдена ответчиком процедура признания помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Если суд выявит, что оценка пригодности помещения или решение об отказе признать дом аварийным не соответствует процедуре, суд обяжет ответчика рассмотреть этот вопрос снова с соблюдением закона.

Межведомственная комиссия

Орган, который оценивает и обследует помещение, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — межведомственная комиссия (МК).

МК создают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений :

  • жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • МКД в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе дома (п. 7 1 Постановления № 47).

Орган местного самоуправления создаёт комиссию для оценки жилых помещений:

  • жилищного фонда РФ;
  • МКД, которые находятся в федеральной собственности;
  • муниципального жилищного фонда;
  • частного жилищного фонда (п. 7 Постановления № 47).

В состав МК включаются представители соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, представители органов регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. При необходимости в работу комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Собственник жилого помещения (или его представитель) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Собственник должен быть уведомлен о времени и месте заседания комиссии.

В результате оценки МК выдаёт заключение. Это заключение служит основанием для решения о пригодности или непригодности помещения для проживания.

Кто принимает решение о непригодности?

Решение о признании помещения непригодным для проживания, а также МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимает орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Если оценивается пригодность для проживания жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также МКД, которые относятся к федеральной собственности, решение принимает федеральный орган исполнительной власти, которому переданы полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

В случаях, когда жилая недвижимость принадлежит федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), решение о непригодности для проживания принимает этот федеральный орган исполнительной власти.

Когда жильё непригодно для проживания?

Жилое помещение считается непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если эти объекты недвижимости перестали отвечать требованиям к жилым помещениям.

Это означает, что были выявлены факторы, которые угрожают здоровью и безопасности жильцов. Условно эти факторы можно свести к двум категориям:

  1. Физический износ как здания в целом, так и его отдельных конструкций. В результате прочность здания снижается до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
  2. Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, которые не отвечают необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, определяющим:
    • содержание опасных для человека химических и биологических веществ;
    • качество атмосферного воздуха;
    • уровень радиационного фона;
    • наличие источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения № 47).

Что означает аварийность МКД?

МКД можно признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции в целом настолько разрушены либо повреждены и деформированы, что исчерпали несущую способность и несут опасность обрушения МКД и (или) крена, способного вызвать потерю устойчивости дома.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения

  • в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены такие показатели санитарно-эпидемиологической безопасности:
    • шум;
    • вибрация;
    • электромагнитное и ионизирующее излучение;
    • концентрации химических и биологических веществ в воздухе и почве.
    • в жилых домах, которые расположены:
      • в производственных зонах;
      • в зонах инженерной и транспортной инфраструктур;
      • в санитарно-защитных зонах.

      Более детально с перечнем случаев непригодности жилых помещений и МКД для проживания, признания аварийными и подлежащими сносу, можно ознакомиться в Разделе III Положения № 47.

      С чего начать признание жилого помещения непригодным?

      Чтобы начать процедуру, собственнику следует обратиться в МК с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания или МКД аварийным.

      Комиссия должна оценить фактическое состояние жилого помещения или дома. МК оценит не только степень и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, но и степень его огнестойкости, возможность эвакуации людей в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных химических и биологических веществ, качество воздуха, уровень радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения № 47).

      Процедура оценки помещения

      Чтобы оценить помещение на пригодность для проживания, компетентному органу необходимо:

      • принять и рассмотреть заявление и прилагаемые к нему обосновывающие документы;
      • определить перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного надзора, заключение специализированной организации о результатах обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), которые необходимы, чтобы принять решение о признании жилого помещения не соответствующим требованиям, установленным в Положении № 47;
      • определить состав привлекаемых экспертов, которые аттестованы, чтобы подготовить заключение по проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
      • организовать работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
      • получить заключение комиссии;
      • составить акт обследования помещения и на его основании подготовить заключение.

      Какие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным?

      Чтобы признать помещение непригодным для проживания или МКД аварийным, заявитель подает в комиссию по месту нахождения жилого помещения:

      • заявление о признании помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
      • заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД — для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если такое заключение необходимо для принятия решения;
      • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

      Часть необходимых документов запрашивает Комиссия в порядке межведомственного взаимодействия:

      • сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
      • технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;
      • заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление этих документов признано необходимым (п. 45 2 Положения № 47).

      При этом заявитель вправе принести в комиссию эти документы по своей инициативе.

      На что обратить внимание при подготовке документов для обращения в комиссию?

      Как правило, собрать документы для подачи заявления нетрудно. Сложность может представлять получение заключения специализированной организации, которая обследовала дом, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу.

      Причём эта сложность носит экономический характер. Такие экспертизы проводятся на платной основе. Однако без заключения комиссия не будет рассматривать заявление о признании помещения непригодным для проживания.

      Если же придётся обжаловать решение комиссии, отсутствие заключения при подаче заявления в МК не позволит суду вынести решение в пользу заявителя.

      Что будет, если заявитель подал не все документы?

      Если заявитель не предоставил все документы, которые предусмотрены пунктом 45 Положения № 47, и документы нельзя истребовать на основании межведомственных запросов, комиссия возвращает заявление без рассмотрения в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для рассмотрения заявления.

      Как подать заявление о признании дома аварийным?

      Заявление и прилагаемые документы можно подать:

      • на бумажном носителе лично в комиссию (хотя этот способ предусмотрен Положением, однако с учётом эпидемиологической ситуации и трудностей с записью на личный приём, не стоит на него рассчитывать);
      • по почте с уведомлением о вручении;
      • в форме электронных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
      • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

      Заявление, которое подаётся в виде электронного документа, необходимо подписать простой электронной подписью. Прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

      Когда будет результат?

      Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации. После этого она сообщает заявителю принятое решение.

      Дорогие читатели!

      Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
      ➜ в Telegram,
      ➜ в Instagram,
      ➜ во ВКонтакте.

      Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

      К данной категории можно отнести здание либо жилую площадь, больше половины помещений и несущих конструкций которых являют собой реальную угрозу состоянию здоровья или жизни проживающих на территории.

      Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

      Каким документом определяется порядок признания домов аварийными?

      Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

      К чьей компетенции относится признание дома аварийным?

      Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

      Какой порядок признания помещения жилым помещением, жилого

      помещения непригодным для проживания и многоквартирного

      дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

      Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

      Каким органом принимается решение о признании дома аварийным?

      Решение о признании дома аварийным принимается органом местного самоуправления на основании заключения соответствующей межведомственной комиссии. При принятии решения о признании дома аварийным (в срок 30 дней с момента подачи заявления о признания его таковым), также должны быть определены сроки отселения жильцов и дальнейший порядок использования дома.

      Кем и как может быть обжаловано решение о признании дома аварийным?

      Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

      Кем производится оценка и обследование помещения в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

      Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия). Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

      В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.

      В состав комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      Какие документы необходимо предоставить в комиссию для признания дома аварийным?

      а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

      в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;

      г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, – в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

      е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.

      Каким образом собственники должны быть уведомлены о начале работы комиссии?

      В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда или многоквартирного дома, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить собственнику оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начале работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

      Каким образом происходит переселение собственников жилых помещений из аварийного жилого фонда?

      В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

      По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

      Каким образом происходит переселение нанимателей жилых помещений из аварийного жилого фонда?

      В соответствии со ст. 89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

      Возможно ли улучшить условия проживания при расселении из аварийного жилья?

      Мероприятия по расселению жителей из аварийного жилищного фонда носят компенсационный характер, направлены на ликвидацию аварийного жилищного фонда и не являются улучшением жилищных условий.

      При этом, для собственников жилых помещений допустимо улучшение жилищных условий при условии доплаты соответствующей разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения.

      В чьем ведении находится решение вопросов по расселению аварийного жилья?

      В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практическое решение организационных вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в ведении органов местного самоуправления.

      Каким органом может быть обжаловано решение по расселению аварийного жилья?

      Решение по расселению аварийного и подлежащего сносу дома может быть обжаловано в суде общей юрисдикции в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

      Заявитель занимает жилое помещение по договору соцнайма. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

      При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

      В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

      Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

      Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в аварийном доме. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

      Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

      Кроме того, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

      В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

      В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

      Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в доме, не признанном аварийном. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

      Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в домах, не признанных в установленном порядке аварийными, с учетом норм ч. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется застройщиком на основании общих договорных норм гражданского законодательства Российской Федерации.

      По согласованию с собственником жилого помещения ему может быть выплачено возмещение за принадлежащее ему жилое помещение либо взамен принадлежащего ему жилого помещения предоставлено по договору мены другое жилое помещение.

      При этом с учетом норм ст. 421, 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации условия соответствующего договора определяются по усмотрению сторон, в том числе путем проведения переговоров о заключении договора.

Ссылка на основную публикацию