Сын поступил в этом году в университет, какие сроки сдачи справки о поступлении в военкомат.
Сын поступил в этом году в университет, какие сроки сдачи справки о поступлении в военкомат.
Ответы на вопрос:
Сроков конкретных не установлено, то есть чем раньше тем лучше, то есть до начала следующего призыва, что бы вопросов не возникало, как получит в Вузе справку, так и нести ее в военкомат.
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
Чтобы, оформить отсрочку по обучению вашему сыну необходимо в сроки призыва предоставить данную справку, пройти мед. комиссию и далее призывная комиссия вынесет решение о предоставлении отсрочки по ст.24 ФЗ”О воинской обязанности и ВС”.
Граждане, учащиеся в учреждениях начального, среднего и высшего образования также могут получить отсрочку на срок не более нормативного срока освоения учебной программы. Возрастного ограничения эта отсрочка не имеет и предоставляется не более двух раз в ходе получения образования двух уровней.
Призывник имеет право на отсрочку на время обучения, если одновременно соблюдены четыре следующих условия:
1. Он обучается в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Если учебное заведение негосударственное, то право на отсрочку есть только при наличии государственной аккредитации у данного заведения.
2. Он получает общее (в школах, лицеях и иных общеобразовательных учебных заведениях) или профессиональное (в училищах, техникумах, колледжах, ВУЗах, аспирантурах, ординатурах, адъюнктурах и пр.) образование.
При этом, получая общее образование, гражданин имеет право на отсрочку только до достижения 20‑летнего возраста, а при получении профессионального (кроме послевузовского) – только на период действия нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
3. Он обучается по очной (и никакой иной) форме. Кроме учащихся учебных заведений ряда специальных органов и служб.
4. Он не превысил лимит в две отсрочки (на получающих послевузовское профессиональное образование и обучающихся в учебных заведениях некоторых специальных органов и служб лимит не распространяется).
Школьники, по каким-либо причинам “задержавшиеся” в общеобразовательной школе (или лицее) до 18 лет, получают первую отсрочку уже в школе и по ней могут продолжать учиться на данном уровне до 20 лет. В таком случае для получения дальнейшего профессионального образования у них в запасе остается только одна отсрочка.
В связи с увеличением весенней призывной кампании, в Генштабе советуют 18-летним выпускникам школ успеть поступить в вуз до 15 июля, так как отсрочки от армии на абитуриентов не распространяются.
Тем не менее, шанс избежать армии у некоторых учащихся все же есть. Как отмечают эксперты, если 18-летний выпускник пользовался “учебной” отсрочкой в школе и ему удастся поступить в вуз, не попав в армию, то он будет иметь полное право на вторую отсрочку для учебы в университете. Об этом однозначно говорит п. 2 ст. 24 закона “О воинской обязанности и военной службе”.
Что касается “зазора” между окончанием школы и поступлением в вуз, то в этот период никакие отсрочки не действуют, и против молодого человека может быть возбуждено уголовное дело за уклонение от призыва (ст. 328 УК РФ).
Однако если молодой человек все же успеет поступить в вуз до момента вынесения обвинительного приговора за уклонение, то он освобождается от уголовного наказания “в связи с изменением обстановки” – поскольку уже имеет право на отсрочку. Так рекомендуется поступать судам в постановлении пленума Верховного суда РФ от 03.04.2008.
Для оформления освобождения от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” призывник должен представить все необходимые документы, подтверждающие право на освобождение от призыва (Образцы заявлений: образец 1; образец 2).
Важно знать, что призывнику не будет предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по учебе до тех пор, пока он не будет освидетельствован по состоянию здоровья.
Поэтому в тех случаях, когда справки из учебных заведений в призывную комиссию несут мамы или другие родственники призывников, решение об отсрочке может быть не принято, так как сам призывник не явился в призывную комиссию для медицинского освидетельствования, и он автоматически может попасть в список “уклонистов” и будет привлечен к ответственности в соответствии с законодательством.
Когда должны выдать справку из военкомата?
в повседневной жизни каждого гражданина РФ важное значение имеет наличие военного билета
военный билет может понадобиться при трудоустройстве, оформлении водительского удостоверения, регистрации по месту жительства, желании взять в банке кредит, получении загранпаспорта, оформлении разрешения на хранение и ношение оружия и во многих других случаях.
Возможность предъявить военный билет:
значительно упрощает для гражданина прохождение многих бюрократических процедур в нашей стране;
поэтому наличие военного билета не менее важно, чем наличие паспорта гражданина РФ, военный билет также может быть использован для идентификации личности.
Оформлением и выдачей военного билета занимается военкомат по месту прописки гражданина. Гражданин, не получивший военный билет до 27 лет, может рассчитывать на выдачу ему СПРАВКИ ВМЕСТО ВОЕННОГО БИЛЕТА или как ее еще называют СПРАВКИ УКЛОНИСТА.
Справка вместо военного билета также является официальным документом, как и военный билет, но её обладатель значительно ограничен в некоторых своих правах.
Законодательное регулирование оформления и выдачи справки уклониста вместо военного билета
До 2014 года всем гражданам прошедшим военную службу, в том числе призывникам, прошедшим военную службу по призыву, выдавался военный билет. Также оформлялся военный билет и призывникам, которые имели ограниченную категорию годности к военной службе или вообще не пригодны к военной службе. При этом делалась соответствующая пометка в военном билете.
Уклонистам от военной службы по призыву военкоматы также выдавали военный билет, но только после достижения призывниками 27 лет.
Однако 26 декабря 2014 года вступил в силу Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 “Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета”:
ограничивающий в правах тех граждан, которые умышленно избегали призыва на военную службу;
с этой даты военкоматы стали выдавать таким гражданам не военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (красную книжку), а справку уклониста (справку вместо военного билета).
Соответственно Федеральным законом от 28.11.2018 № 445-ФЗ в статью 8 «Организация воинского учета» Федерального закона от № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” был введен п. 5.1:
5.1. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:
удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
справка взамен военного билета.
В соответствии с Приложением к форме № 1/У «Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета» к указанному Приказу Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495:
справка взамен военного билета (справка уклониста) – является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности;
бланк справки взамен военного билета является защищенной полиграфической продукцией уровня “В”;
справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Оформление справки уклониста от армии взамен военного билета
Порядок оформления справки уклониста вместо военного билета установлен Приложением к форме № 1/У «Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета» к Приказу Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495:
записи в справке уклониста взамен военного билета делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания);
записи во всех пунктах справки уклониста осуществляются в порядке, определенном для военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
реквизиты “Фамилия”, “Имя”, “Отчество” и “Дата рождения” заполняются на основании записей в паспорте гражданина РФ и/или его свидетельстве о рождении;
в реквизите “Выдана отделом военного комиссариата” указывается полное наименование военкомата, выдавшего справку взамен военного билета;
подготовленная к выдаче справка взамен военного билета представляется начальнику военкомата или лицу, его замещающему, который проверяет полноту и правильность ее оформления, после чего проставляет свою подпись в соответствующем реквизите и оттиск гербовой мастичной печати.
Порядок выдачи справки уклониста от армии вместо военного билета
Бланк справки взамен военного билета является документами строгой отчетности:
- военкоматы получают бланки справок взамен военных билетов строго в объемах, необходимых для выдачи гражданам.
Выдача справок взамен военного билета в военкоматах осуществляется:
в порядке, определенном для бланков военных билетов отдельной ведомостью;
военкоматы не реже одного раза в полугодие проводят внутренние проверки правильности выдачи справок взамен военных билетов специально назначенными для этих целей комиссиями.
При призыве на военную службу по мобилизации гражданина, пребывающего в запасе, и имеющего справку взамен военного билета:
- ему оформляется и выдается в установленном порядке военный билет.
Кто законодательством о воинской обязанности и военной службе признается уклонистом от армии
Получить статус уклониста от армии можно, если не исполнить норму законодательства о воинской обязанности и военной службе и не явиться в военкомат в период призывной кампании, которая проходит дважды в год – с 1 октября и 1 апреля.
Отсутствие повестки в военкомат не является уважительной причиной.
В соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе обязанностью призывника считается:
явиться в указанные в повестке военкомата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военкомате до начала военной службы согласно ч. 1 статьи 31 «Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу» Федерального закона от № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;
призывники ОБЯЗАНЫ получать повестки военкомата ч. 2 статьи 31 Федерального закона от № 53-ФЗ.
В случае неявки без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, призывник считается уклоняющимся от военной службы (уклонистом от армии) и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Кому военкомат может выдать справку взамен военного билета
Получение справки уклониста от армии грозит тем призывникам, которые:
на протяжении всего призывного возраста не являлись в военкомат без законодательно определенных уважительных причин;
не имеют никаких заболеваний, позволяющих избежать военной службы;
не имеют причин, указанных в законодательстве, для отсрочки от призыва на военную службу.
Статья 7 «Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона» Федерального закона от № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”
Выдать призывнику справку вместо военного билета военкомат может независимо от того, сколько призывов было им пропущено призывником без уважительной на то причины.
Порядок признания военкоматом призывника уклонистом от армии
Для получения справки взамен военного билета, призывник должен быть признан военкоматом уклонистом от армии официально.
Для этого военкомат должны быть произведены следующие действия:
при зачислении в запас призывника, не прошедшего до достижения им возраста 27 лет военной службы, призывная комиссия военкомата изучает материалы личного дела призывника;
при отсутствии законных оснований не прохождения призывником военной службы, члены призывной комиссии дают соответствующее заключение.
Заключение призывной комиссии может быть вынесено, если призывник не был призван на военную службу по призыву начиная с 1 января 2014 года, не имея на то законных оснований, но при этом состоял на воинском учете и подлежал призыву на военную службу по призыву.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса незаконного уклонения призывника от военной службы:
проводится не менее 1 раза в месяц;
решение призывной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% членов призывной комиссии;
решение призывной комиссии принимается большинством голосов;
протокол подписывается председателем комиссии, а также присутствовавшими на голосовании членами.
В обязанности председателя призывной комиссии входит:
объявить заключение призывной комиссии призывнику и
по заявлению от него, в течение 5 дней, вручить копию заключения.
Другим правомочным способом оповещения призывника о решении призывной комиссии является:
направить копию заключения заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в заявлении призывника;
направить по имеющемуся в военкомате адресу места жительства либо пребывания призывника.
Как призывнику оспорить решение призывной комиссии о выдаче ему справки уклониста от армии вместо военного билета
Заключение призывной комиссии о выдаче призывнику справки уклониста от армии вместо военного билета:
- может оспаривается, как и все решения государственных органов, через суд административных правонарушений.
Судебная практика показывает, что в большинстве случае суды рассматриваемых исков не удовлетворяет, поддерживая решение военкомата.
Но каждый случай индивидуален и существуют такие прецеденты, в которых есть шанс оспорить решение военкомата:
больше всего шансов на положительное решение у тех призывников, которые были признаны ограниченно непригодными к армии комиссией военкомата;
поскольку современное российское законодательство не совершенно, то при наличии грамотного специалиста и веских доводов, решение призывной комиссии можно аннулировать.
Какую информацию содержит справка уклониста от армии вместо военного билета
Поскольку справка уклониста имеет официальную форму N 1/У, установленную Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 (см. рисунок), то соответственно все данные, которые прописываются в ней, имеют утверждённый характер. Справка взамен военного билета имеет лицевую и оборотную сторону.
На лицевой стороне справки уклониста содержатся:
место для фотографии; личные данные гражданина (ФИО, дата рождения); сведения о военкомате, выдавшем справку;
раздел I. Общие сведения:
- место рождения;
- образование;
- гражданские специальности;
- наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
- семейное положение;
раздел II. Сведения о подготовке гражданина к военной службе;
раздел III. Отношение к военной службе. Прохождение военных сборов:
- наименование и решение призывной комиссии военкомата;
- категория годности к военной службе;
- прохождение военных сборов;
- дата и место приведения к Военной присяге;
раздел IV. Пребывание в запасе:
категория запаса, группа учета, состав, номер ВУС, полное кодовое обозначение ВУС.
раздел V. Особые отметки.
На оборотной стороне справки уклониста содержатся:
раздел VI. Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний;
раздел VII. Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета;
раздел VIII.Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности;
раздел IX. Обязанности граждан по воинскому учету – Извлечение из Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете;
место для личной подписи владельца справки уклониста.
Справка уклониста подписывается председателем призывной комиссии, который ее выдал. Его подпись скрепляется печатью военкомата.
Негативные последствия получения призывником справки уклониста
Негативные последствия получения призывником справки вместо военного билета были подробно рассмотрены в предыдущем материале «Кто, когда, как и зачем должен получить военный билет. Что такое белый военный билет».
Главное ограничение, которое накладывает справка уклониста на своего обладателя:
это отказ при трудоустройстве в силовые структуры, органы муниципальной или государственной власти;
изначально предполагалось, что ее владельцы не смогут устроиться на государственную службу, но впоследствии закон был ужесточен;
теперь граждан, которые были приняты на государственную службу до вступления рассматриваемой законодательной нормы в силу, увольняют с работы.
Как предотвратить получение справки вместо военного билета
Если призывник не намерен иметь какие-то либо ограничения в своей последующей жизни из-за наличия справки уклониста вместо военного билета, ему необходимо:
своевременно посетить военкомат до наступления 27 лет;
при этом иметь документальное подтверждение уважительной причины, освобождающей от военной службы;
составить объяснительную записку с изложением причины, освобождающей от военной службы с обязательным приложением доказательств.
Военкоматы вручают справки вместо военного билета:
всем молодым людям, которые не оформили отсрочку или не были освобождены от военной службы по призыву;
получить её могут не только те призывники, которые уклонялись от посещения военкомата, но и те, кто не получил повестку в военкомат и поэтому не прошел призывные мероприятия.
Зачастую сотрудники военкоматов полагают, что призывник обязан самостоятельно, не дожидаясь официального вызова в военкомат, получить повестку на призывные мероприятия. Юристы неоднократно обжаловали решения военкоматов в отказе выдачи военного билета, аргументированные тем, что призывник должен был самостоятельно получить повестку на медицинское освидетельствование.
Поэтому, если Вам нужна помощь в обжаловании справки уклониста и получении военного билета, можно обратиться к нашему онлайн консультанту.
Документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от военной службы
Документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от военной службы
Чтобы получить отсрочку от призыва, необходимо в установленный срок представить пакет (различный в каждом случае) документов, подтверждающих право на нее. Момент представления документов определяется ближайшим призывом, следующим за возникновением основания для отсрочки. Все документы представляются в подлиннике.
Вопрос об отсрочке от призыва гражданина, признанного не годным или временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается призывной комиссией при наличии у него следующих документов:
- акт исследования состояния здоровья с результатами исследований и диагнозом;
- выписка из истории болезни, заверенная подписями главного врача, лечащего врача и печатью;
- лист медицинского освидетельствования с заключением врача-специалиста о категории годности призывника к военной службе и показателе предназначения.
Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:
- свидетельство о своем рождении;
- справку о составе семьи;
- копии паспортов лиц, нуждающихся в постоянном уходе;
- решение суда об усыновлении (при необходимости);
- свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой, бабушкой);
- заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;
- свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;
- пенсионные удостоверения родственников;
- свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.
Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о расторжении брака, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав.
Призывник, имеющий двух и более детей должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельства о рождении детей.
Призывник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, должен представить:
- справку о составе семьи;
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, подтверждающие инвалидность.
Призывник, поступивший на работу (на полный день) по специальности сразу после окончания вуза в государственную организацию, входящую в определенный Правительством Российской Федерации перечень, должен представить:
- справку с места работы с указанием своей должности и специальности, заверенную печатью и подписью руководителя (представляется в военный комиссариат ежегодно);
- диплом о высшем профессиональном образовании.
Призывник, который окончил специализированный вуз, получил специальное звание и проходит службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в таможенных органах РФ, должен представить:
- диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления;
- справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя и печатью учреждения или органа;
- выписку из приказа о присвоении специального звания.
Для получения отсрочки призывник должен представить, если он учится (очно):
- в школе (в том числе аккредитованной негосударственной) – справку (форма N 26а);
- в училище, техникуме, вузе и других учебных заведениях (в том числе аккредитованных негосударственных) – справку (форма N 26);
Примечание. Справка должна быть заверена печатью и подписана руководителем или заместителем руководителя. Для проходящих обучение на военной кафедре, кроме того – начальником или заместителем начальника кафедры. - в аспирантуре (других формах послевузовского образования):
– диплом о высшем профессиональном образовании;
– справка (форма N 26), заверенная печатью и подписью руководителя или заместителя руководителя, с датой и номером приказа о зачислении в аспирантуру и датой окончания программы обучения и защиты квалификационной работы.
Призывник, имеющий право на отсрочку по указу Президента РФ, должен представить справку с места работы, заверенную подписью руководителя и печатью учреждения (ежегодно – в сентябре).
Копии всех документов, а также ежегодные подтверждающие справки хранятся в личном деле призывника.
Для подтверждения факта исполнения ранее военно-служебных обязанностей необходимо представить военно-учетные документы с отметкой, которая ставится в них при увольнении с военной службы.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву, необходимо представить:
- документы, подтверждающие их родство;
- свидетельство о смерти;
- извещение воинской части в адрес военного комиссариата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:
- документы, подтверждающие их родство;
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;
- заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.
Решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас. На основании выписки из протокола заседания призывной комиссии ему выдается военный билет.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Сроки выдачи справки вместо военного билета
Прошел призывную комиссию, вынесли решение дать справку, вместо военнго билета (дял меня это не проблема) Суть вопроса в том, что я прошел ее 25.10.18 а для получение этой спраки — мне дали повестку, на 19.01.19 года, а я собрался покидать город через пару недель… есть ли какие то нормы на сроки выдачи? каким образом мне получить быстрее? Спасибо
Срок для выдачи справки вместо военного билета устанавливается военным комиссариатом самостоятельно на основании ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 ноября 2006 года N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”.
36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.
http://docs.cntd.ru/document/9.
Поэтому Вы вправе оформить доверенность на другое уполномоченное Вами лицо, чтобы оно смогло получить справку вместо Вас.
ГК РФ Статья 185. Общие положения о доверенности
1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
http://www.consultant.ru/docum.
Да, действительно в справке, которая выдается вместо военного билета есть графа личной подписи в Форме N 1/У, установленной Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета».
С обязанностями гражданина по воинскому учету, мобилизационной
подготовке и мобилизации ознакомлен
__________________________________________(личная подпись владельца военного билета)
http://base.garant.ru/57422203.
Поэтому, в данной ситуации, Вы можете получить справку в любое время после установленной Вам даты, так как ответственности за неполучение справки в назначенный день действующим законодательством не предусмотрено.
Получение военного билета. Возраст 28 лет. Дата рождения 2.06.1993. Мой сын не служил в армии т.к. имел отсрочки в связи с учебой в вузе, затем аспирантуре. Последняя отсрочка была оформлена в связи с учебой в аспирантуре до 30.06.2020 года. Сейчас возникла необходимость получить военный билет. Какие документы нужны для получения военного билета? Можно ли предоставить необходимые документы по почте? Нужно ли проходить медосмотр? В течение какого срока должны сделать военный билет с момента подачи заявления?
Добрый день! Вопрос по теме воинской обязанности. У меня следующая ситуация: Мне исполнилось 18 лет, я получил повестку на прохождение обязательной медицинской комиссии в военкомате, я ее прошел. В завершающей части проведения мед.освидетельствования сотрудник военкомата сказал мне , что они (городской военкомат) присваивают мне категорию годности “В”, однако мне должны позвонить из областного военкомата , куда они передают мое личное дело, и сообщить об окончательном решении относительно моей годности. К настоящему времени мне никто не позвонил. На днях я сам прибыл в городской военкомат , где мне сказали , что я уже должен был получить военный билет. И дали адрес областного военкомата и перечень документов. Однако я не успеваю прибыть в областной в военкомат и получить военный билет, так как уезжаю в другой город учиться в вузе. В связи с чем у меня следующие вопросы: 1. Что означает выдача мне военного билета? – это констатация непригодности к военной службе и тогда не нужно получать отсрочку по учебе и вообще как то контактировать с военкоматом? ( в случае если присвоят категорию “в” или “д”) 2. Могут ли отдать документы на получение военной билета и впоследствии его забрать мой родитель , если на него будет оформлена простая доверенность на сбор и получение документов ( без заверения у нотариуса) 3. Если мне все же выдадут военный билет, но с отметкой годен , или военный билет не выдадут , нужно мне будет сниматься с учета в военкомате по месту постоянной регистрации и вставать на учет в том городе, где я буду учиться, и что делать если в другом городе у меня нет временной регистрации? 4. До какого срока мне будет необходимо предоставить в военкомат справку с места учебы в вузе, если мне все же не выдадут военный билет?
Здравствуйте, пропал военный билет, то есть украли. Хотел бы уточнить, максимальный срок выдачи нового военного билета какой? И поставят ли все печати в новый военник, которые были на старом военнике, то есть печати от срочной службы и т.д
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, сроки регистрации ИП, учитывая, что сроки выдачи справка о несудимости 30дней. С уважением, Марина Асмус.
Есть ли СРОКИ выдачи справки по заявлению о выдачи заработной платы для начисления пенсии (статья ТР кодекса..), если я уже не работаю на данном предприятии. Заранее Спасибо. Позиция Росстата не соответствует ответу, опубликованному на Вашем сайте. Это государственное ведомство имеет обособленные филиалы во всех регионах РФ. Ответ ведомства от 31.06.2017 №1164/ОГ: Поскольку в настоящий момент Вы не являетесь работником Пензастата, то при обращении в территориальный орган Росстата на Вас распространяется действие части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2005 № 59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» : «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течении 30 дней со дня регистрации письменного обращения». Таким образом, срок ответа на Ваше обращение составляет 30 дней со дня регистрации. Кто прав? Что делать?
Справка из военкомата вместо военного билета
Военный билет является документом важного значения в жизни каждого мужчины. Предъявление его требуется при трудоустройстве, взаимодействии с банковскими учреждениями, получении загранпаспорта и водительских прав. Оформлением и выдачей документа занимается военный комиссариат по месту прописки получателя военного билета.
Молодые люди, не получившие военный билет до 27 лет, могут рассчитывать на выдачу им справки взамен военного билета. Это также официальный документ, но её обладатель ограничен в некоторых своих действиях.
Законодательное регулирование
Справка вместо военного билета – это бланк, который учрежден в 2014 году ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На основании закона, выдается гражданину после наступления 27 лет, который не служил в армии, и при этом уважительных причин таких действий не имеет.
На основании приложения N 1 к приказу №495 МО Российской Федерации, справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
До 2014 года всем гражданам, прошедшим военную службу, выдавался военник. Также оформлялся военный билет и лицам, которые имеют ограниченную категорию годности или не пригодны к армии вообще. При этом делалась соответствующая пометка в бланке. Этот пункт закона остался неизменным.
Уклонистам тоже выдавали военник, но уже после достижения ими 27 лет. С 2014 года ситуация изменилась, и лицам, не прошедшим срочную службу, выдаётся правовой документ в виде справки. Она имеет небольшую оговорку: речь идет о фразе “без уважительных причин”.
И хотя изменения, произошедшие в законодательстве, обеспечили лицам, уклонившимся от армии, оформление легального документа, такие нововведения имеют определённое число нюансов. Считается, что данный бланк является подтверждением не несения армейской повинности и может быть расценен, как недостаток в личностной характеристике гражданина.
Также одним из значимых изменений в законодательстве является определение временного уклониста. Получить такой статус можно, если не исполнить норму закона и не явиться в военкомат в период старта призывной кампании, которая проходит дважды в год – с 1 октября и 1 апреля. Отсутствие повестки не является уважительной причиной неявки. Важно понимать нормативы закона в этих случаях.
- Явиться на проведение мероприятий, связанных с призывом в армию по повестке военкомата согласно ч. 1 ст. 31 53-ФЗ.
- При отсутствии приглашения у мужчины есть обязанность получить повестку. Об этом гласит ч. 2 ст. 31 53-ФЗ.
Не выполнение обязанностей влечёт за собой админотвественность и получение статуса «уклониста».
Кто может получить справку вместо военного билета
Получение документа уклониста грозит тем гражданам, которые:
- На протяжении всего призывного возраста не являлись в военкомат без веских оснований.
- Не имеют никаких заболеваний, позволяющих избежать военной службы.
- Не имеют причин, указанных в законе, для отсрочки.
Выдать мужчине справку вместо военника могут независимо от того, сколько призывов было им пропущено без уважительной на то причины, 1 или 10
Порядок признания гражданина уклонистом
Для получения справки уклониста, гражданин должен быть признан им официально. Для этого происходят следующие мероприятия:
- при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу призывная комиссия изучает материалы личного дела призывника;
- при отсутствии законных оснований не прохождения призывником службы, члены комиссии дают соответствующее заключение.
Для справки! Заключение может быть вынесено, если гражданин не был, начиная с 1 января 2014 в армии, не имея на то законных оснований. Но при этом состоял на военучете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание комиссии по рассмотрению вопроса незаконного избегания службы в армии проводится не менее раза в месяц. Согласно регламенту считается правомочным, если на нем присутствует 50% и более членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов. В день заседания выполняется запись в протоколе комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.